Здоровье - принцип жизни. Здоровый образ жизни как ценность современного человека

В современном мире нет большей силы, чем деньги. Деньги развязывают войны и обеспечивают благосостояние целых стран и регионов. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И в то же время благодаря деньгам люди создают величайшие изобретения, совершают подвиги, открывают новые земли и покоряют новые миры.

Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современных людей, государств и всего мирового сообщества.

Деньги - выдающееся достижение человечества. Они создали современную цивилизацию. Без денег человек до сих пор одевался бы в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

Разве мог бы человек выйти в космос, создать искусственный разум и иные чудеса современной цивилизации, если бы не было денег.

Два величайших изобретения человека создали современную цивилизацию. Первое - это письменность, которая выделила человека из мира животных и создала возможность накопления опыта и знаний и передачи их потомкам и другим людям без прямого человеческого контакта. Второе - это деньги. Деньги создали возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения их пользы без прямого воздействия людей друг на друга.

Роль денег в истории постоянно возрастала, и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Еще сто, даже пятьдесят лет назад существовали большие человеческие сообщества, которые не знали денег или использовали их в своей повседневной жизни чрезвычайно ограниченно. Конец XX века - эпоха полной и тотальной «деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире без денег человек не может обойтись так же, как без воды, воздуха и пищи. В сегодняшнем обществе человек, не обладающий деньгами, обречен в буквальном смысле на смерть, причем в кратчайшие сроки. Он может ходить по городу, магазины в котором ломятся от продовольствия, и умирать от голода, если у него нет денег.

Или другой пример. Представим крупный завод, оснащенный современным оборудованием, на котором квалифицированные рабочие и другие специалисты, сырье, а продукцию этого предприятия ожидают потребители. И тем не менее предприятие стоит и не работает. И причина всего лишь в том, что в некоем таинственном банковском компьютере нет каких-то цифр - на счете предприятия нет денег.

Даже пустыня, «политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий.

Во что превращается жизнь людей в современном мире без денег, хорошо видно на примере Кампучии во времена Пол Пота. Три миллиона погибших - такова цена эксперимента по ликвидации денег.

Обществом можно управлять либо силой, либо с помощью денег.

О том, как разрушается механизм общественной и экономической жизни при расстройстве денежной системы, мы хорошо знаем из собственного опыта. Следствием этого стал общий кризис страны, охвативший государственную, экономическую, социальную, правовую и иные сферы жизни.

Деньги для нас -- способ выразить свои стремления, выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денег связывает всех нас -- братьев и сестер, молодых и старых -- узами любви и зависти, жалости и злобы.

Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, но семейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономических слоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Это проблема, которая всегда с нами.

Деньги -- это не просто наличность, позволяющая нам приобретать разные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность. Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей, приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своим детям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услуги или приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги -- это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенный другим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всем равные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, что только есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты, развлечений, любви и справедливости.

Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, которые они порождают. Денежные заботы могут причинить много горя. Богатство нередко как будто несет на себе печать проклятья и приносит больше несчастий, чем радостей. Многие из нас предаются самому горькому отчаянию из-за того, что зарабатывают слишком мало, или боятся, что из-за отсутствия денег нам или нашим детям будет плохо. Деньги -- не только символ всего хорошего в жизни, но и корень всех наших проблем.

Каждый понимает, что деньги часто оказываются причиной счастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табу на любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам. Считается дурным тоном говорить о том, что сколько стоит, кто сколько зарабатывает и у кого сколько денег. Поэтому деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения между родителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже между терапевтом и его пациентом.

Деньги -- это разновидность энергии, движущая сила нашей цивилизации. Подобная ситуация возникла в ходе развития человечества лишь недавно; так было не всегда. В прошлом источником энергии, питавшей взаимодействия между людьми, являлись земля или скот, или рабы, или природные ресурсы (вода, соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно -- одну вещь или один природный ресурс -- ничто из этих вещей или ресурсов не смогло превратиться в тот колоссальный механизм, каким в наше время являются деньги -- единственное, что пронизывает все стороны человеческой жизни и составляет основной элемент современной культуры. Сегодня деньги -- это энергия, которая движет миром.

Деньги -- это нечто грязное. Первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытый смысл, был Фрейд. Однако он увидел лишь отрицательную их сторону. Для него деньги символизировали экскременты и ассоциировались с чем-то отвратительным и презренным. Может быть, именно поэтому о деньгах в большинстве слоев общества говорить не принято.

Фрейд восстал против лицемерия господствующей религии викторианской эры с ее осуждением того, что считалось "низменной" частью человеческой природы: тела, сексуальности и материальных вожделений. Он разрушил табу, которое запрещало рассматривать секс как важную часть человеческой жизни. Однако Фрейд не сделал того же с деньгами -- возможно, потому что считал, будто стремление к деньгам не есть первоначальное, инфантильное побуждение, а может быть, потому что во времена Фрейда деньги еще не стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, -- единственным символом, олицетворяющим любые желания.

Табу, не позволяющее деньгам занять свое место в нашем понимании человеческой природы, все еще остается в силе. Даже терапевты, которые без всяких колебаний затрагивают всевозможные проблемы, имеющие отношение к сексу и власти, редко касаются всего, что связано с деньгами. Они не высказали почти никаких мудрых соображений на тот счет, как следует относиться к важной роли денег в развитии личности. Большинству людей и в голову не приходит посоветоваться с терапевтом, когда их одолевают финансовые конфликты. Однако из-за разногласий по поводу денег разваливается, возможно, больше браков, чем по любой другой причине. Обида, возникающая на денежной почве, вероятно, самая важная из всех проблем, создающих отчуждение между родителем и ребенком, братом и сестрой.

Для сегодняшнего мира деньги означают то же самое, что в средние века означало спасение души. Самые важные войны XX века велись не из-за религии, а из-за денег. Остается вопрос: есть ли в нашем современном представлении о людях место для духовности. И если есть, то каким образом духовность соотносится с деньгами.

В прошлом соотношение между нашими духовными обязательствами и материальными желаниями регулировала организованная религия. По мере того, как духовность переставала быть важным элементом нашего "я", наше самоощущение все в большей степени стало определяться материальными вожделениями, алчностью и пагубными пристрастия. Равновесие оказалось нарушенным, и материальные побуждения вышли из-под контроля.

Сегодня деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, "высшего" мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности.

Деньги тоже могут быть одним из элементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют нам сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям. Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим. Ответ на этот вопрос означает разрешение дилеммы нашей двойственной природы.

В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты, служащей удовлетворению всех вожделений, выступают деньги -- энергия, движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь Porsche (именно Porsche, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребность обладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей над головой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утоление голода). Жажда денег -- искусственная потребность, которая олицетворяет все остальные искусственные потребности -- быть стройной и красивой, а не просто здоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметь хорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятно проводить время.

Все это -- искусственные потребности, и символическая жажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Для приобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, свою любовь и свое душевное спокойствие.

В жизни многих людей деньги оказываются главной разменной монетой любви. Когда мы кого-то любим, то стараемся что-то от него получить и в то же время что-то ему дать. Эта двойственность цели и придает проблемам любви такую сложность. Деньги влияют и на наш характер, делая нас либо эгоистами, либо альтруистами. Но если можно любить и в то же время быть любимым, то, когда речь идет о деньгах, нам часто приходится выбирать между эгоизмом и альтруизмом.

Для каждого из нас деньги составляют особый внутренний мир, скрытую жизнь, которая может никак не проявляться внешне. Внутри каждого из нас, возможно, сидит тайный скупец или филантроп. Мы терзаемся от мучительного чувства вины или от неутоленных желаний. Счастье и горе -- часть тайного смысла денег. Каждый относится к деньгам по-своему, и для многих из нас это отношение определяет характер всех остальных наших взаимоотношений. Мы видели, что тайный смысл денег может преломляться в различных измерениях и имеет широкий диапазон проявлений, вплоть до самых крайних. Например, деньгами можно воспользоваться, чтобы выразить свою враждебность или любовь, чтобы помогать людям или эксплуатировать их. От того, что именно мы хотим выразить посредством денег, и зависит характер наших взаимоотношений с окружающими.

О чем сейчас говорится на всех заседаниях парламента и правительства, на совещаниях у президента, в десятках тысяч газетных статей, в многочисленных передачах по телевидению… об отсутствии денег.

Но если задуматься, то это не может не вызвать удивление. Десять лет назад бюджет страны характеризовался суммами в десятки миллиардов рублей, и при этом постоянно шли разговоры об отсутствии денег. Сейчас счет в бюджете идет на сотни триллионов. И вновь мы слышим о катастрофической нехватке денег. А если бюджет будет составлять миллионы триллионов. Интересно, тогда скажут, что денег достаточно. Еще недавно мы получали зарплаты в сто-двести рублей и были довольны. Сейчас даже пенсионер получает тысячи рублей и жалуется на нехватку денег. А если он будет получать сто миллионов, уверены ли мы, что он станет богаче.

Таким образом, дело отнюдь не в количестве денег, а в чем-то совсем ином. Дело, прежде всего, в системе функционирования денег. А количество денег само по себе - вопрос второстепенный.

Вот почему важно знать и понимать, как деньги функционируют в современном обществе.

К сожалению, эти знания зачастую скрываются от общества. Люди, управляющие обществом посредством денег, отнюдь не горят желанием делиться с общественностью своими знаниями в этой области. Наоборот, в этой сфере специально создаются мифы и готовится дезинформация, общественное внимание отвлекается на всякие второстепенные вопросы от по-настоящему важных моментов.

деньги кредитный безналичный чек

Как занять свое свободное время? Среди вариантов заполнения своего досуга можно назвать прогулки, посиделки в кафе, посещение театра, концертов, а также часто выбираемый молодежью вариант – поход в кино, или просто просмотр в домашней обстановке хорошего фильма. Люди очень часто ходят в кинотеатры, так сказать, «зависают» при просмотре многочасового фильма дома или в гостях, в дороге. А вообще, в какой мере просмотр видеофильмов влияет на человека? И есть ли хоть какая-то польза в таком варианте времяпрепровождения? Ответ на эти вопросы попробовал найти студент II курса КДА Дмитрий Чеботарев.

Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф - это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха... Кино объединяет людей - в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.

У нас, то есть зрителей, вызывает восхищение просмотренная кинолента: непревзойденная игра актеров и каскадеров, мастерство режиссеров, постановщиков и других членов съемочной команды. Но самой главной изюминкой кинофильма выступает его эмоциональность. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и вообще как будто проживаем еще одну жизнь. Даже в том или ином фильме мы можем получить ответ на вопрос, который тревожил нас ранее. Хотя, с другой стороны, в этом может быть и подводный камень, ведь далеко не всегда эмоции бывают позитивными. Например, эмоции после просмотра фильма ужасов.

Кадр из фильма "Война миров Z"

Так, кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает или обкрадывает его душевно, насыщает эмоционально. Отсюда вырисовывается еще одна изюминка кинематографа - психологическое воздействие на человека. Ведь под его воздействием может возникать разнообразная гамма неповторимых чувств. Полнометражный фильм или целый телесериал может вызвать улыбку или слёзы, радость или грусть, возбуждение или ощущение душевного покоя. Кино может менять внутреннее состояние человека, его характер, поведение и даже привычки. И здесь мы можем найти очередную особенность кинематографа, а именно - передачу замысла создателя. Если намерение режиссёра было в том, чтобы человек задумался о некоторых идеях и проблемах, которые вложил в свою работу автор киноленты, и сделал для себя из этого вывод - так оно, как правило, и произойдет. Фильм - это мир идей, которые человек реализует в своем сознании.

Кинематограф действенно влияет на человека и занимает в его жизни определенное, важное место. И в этом моменте прослеживается некое отрицательное явление, которое рассмотрим ниже.

В этом контексте мы можем просмотреть «эволюцию» кинематографа.

Если провести грань между кинофильмами прошлого десятилетия и нынешнего времени, то можно увидеть процесс развития как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, в советских фильмах милиционеры были показаны как честные, умные и достойные люди. Этой профессией гордились. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые личности, не уважающие никого, и сами не подчиняются закону, который, между прочим, призваны блюсти. И у общественности складывается мнение, что полицейские - это нарушители закона и порядка, вымогатели, иными словами - отрицательные персонажи. Вот один из примеров влияния киноиндустрии на общественное мнение. Интересно, что в американских фильмах их полицейские - это уважаемые люди, к которым всегда идут за помощью, у них спрашивают совета. Помимо этого, можно увидеть и смену ценностей в кино. Если в тех же советских фильмах сцены интимного характера практически отсутствуют, то в современных кинолентах этот аспект выставляется напоказ для всеобщего обозрения как норма.

По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с нацизмом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т. д. В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино государство манипулирует населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из нее «ненужные» места и т.д. Акцентируется внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил общества.

В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден - фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?

Как на это смотрит Церковь?

Православная Церковь не запрещает смотреть кинофильмы, проводить время в кинотеатрах, смотреть их в дома. Но нас волнует вопрос качества этой кинопродукции, то есть её прямое воздействие на человека, какие эмоции фильм пробуждает в душе человека.

Человек сегодня стал настолько привязан к инновационным технологиям, что даже сам не замечая того стал их заложником. Например, мы перестали читать печатные книги, потому что фактически вся информация уже есть в компьютере, а это намного быстрее и удобнее, чем книга. Читать про ту или иную историческую эпоху или про выдающегося деятеля искусства или государства незачем, потому что альтернативой выступает фильм на аналогичную тематику, сериал, телепередача и т.д. В принципе, на первый взгляд, здесь нет ничего плохого, ведь все это делается для удобства, экономии времени. Но именно в этом аспекте скрывается некая опасность - постепенный отход человечества от такого явления, как, например, чтение книг независимо от их формата. А ведь каждый православный христианин обязан читать ежедневно Священное Писание. Напоследок хотелось бы кратко обратить внимание на одну продукцию киноиндустрии, которая не так давно вызвала много шума в нашем обществе. Сегодня огромный всплеск популярности как по просмотру в кинотеатрах, так и по чтению книг имеет фильм «50 оттенков серого». Этот фильм еще лет 10-15 тому назад для массового зрителя вообще запретили бы. С христианской точки зрения он является безнравственным, пошлым и не имеющим смысла. Но еще поразительно то, что по состоянию на 20 февраля 2015 года установлено около 96 миллионов просмотров одного только трейлера к этому фильму. В противовес «безнравственной дыре» современного кинематографа хочется привести абсолютно противоположный продукт киноиндустрии 2012 г., который основанный на реальных событиях, под названием «Невозможное», или фильм «Только ты». К сожалению, на сегодняшний день они практически неизвестны. Несмотря на это, указанные фильмы наполнены настоящими христианскими ценностями: верности в семьях, искренней любви и высоконравственных поступков. Но так уж сложилось, что в наше время это показывать и об этом говорить не выгодно. Поэтому и не стоит удивляться распущенности нашего общества, и в частности, молодого поколения. Не стоит удивляться и тому, как в недавних «лихих 90-х», после показа сериала «Бригада», большинство юношей ходили с кличками «Космос», «Фил», «Белый» и бросались разными так называемыми «блатными словами». А что уж говорить о развратных фильмах, как «50 оттенков серого», которые разжигают страсти и опустошают человека изнутри, пагубно влияя на его действия и мысли.

На этом элементарном примере можно отчетливо увидеть, в какой мере действительно полезно нам так много времени тратить на ненужную для нас продукцию киноиндустрии. Нужно выяснить самим для себя, как мы проводим свое свободное время. По этому поводу следует привести слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23), по этому принципу должен действовать человек, занимая свой досуг.

Когда мы будем иметь во всем рассуждение, то тогда все чем бы ни заняли свое свободное время, то все пойдет нам на пользу и на обогащение нашей души. Тогда интерес к чему-либо «нехорошему», в том числе и к просмотру безнравственных и пустых фильмов исчезнет сам по себе.

Чеботарев Дмитрий, студент II курса КДА

По материалам журнала «Академический летописец»

Современное человечество сбилось с пути: cамое страшное - мы испортили себе сознание: мы не учим человека быть человеком, нас не учат любить друг друга. А любить - это самая сложная вещь, особенно тогда, когда люди полностью потеряли ответственность за то, что они делают»...

Современное человечество сбилось с пути: «Самое главное - мы испортили себе сознание. Люди полностью потеряли ответственность за то, что они делают» - Татьяна Черниговская (нейролингвист, провессор, доктор филологических и биологических наук)

«Проблема в том, что в нас нет любви. Нас не учат любить друг друга... А любить - вещь сложная. Любить - это не сюсюкать, это взять ответственность» - Армен Джигарханян, народный артист СССР

Это лишь небольшие фрагменты из удивительного документального фильма «Искушение Цивилизацией»

(302,65 МБ / 33:18 мин)

6:17 мин - чему на самом деле должны учить в школе?

«Мы не учим человека быть человеком. Мы учим добиваться успеха в мире материального: учим зарабатывать деньги, славу. Обеспечивать себя материальными благами. Образование не ставит целью вывести человека на более высокий уровень сознания. ... (Современные люди)Качество жизни видят исключительно в материальном, и не ищут его внутри себя. В результате складывается некая общая, стадная, концепция в основе которой лежат расхожие шаблонные суждения и рекламные слоганы.» - Дарио Салас Соммэр.

«от качества развития внутреннего мира индивида зависит и его персональное будущее, и будущее всего человечества.» Дарио Салас Соммэр

8:56 мин - в чём заключается опасность толпы? И что сгоняет всех людей в толпу?

11:50 мин - природа восприятия информации человеком и как мыслит человек.

«Безумие современной жизни лишило человека воли и здравомыслия, необходимых ему для того, чтобы поступать сознательно. Механическое, стереотипное поведение стало нормой и притупило высшие способности, не позволяя давать правильную оценку вещам и явлениям.» Дарио Салас Соммэр

15:00 мин - человек или биоробот: кто вы на самом деле?

15:46 мин - «Говорить о принятии решения самостоятельно, когда человек не может контролировать свои эмоции и страсти - это смешно»...

Современный человек должен тратить много энергии и усилий лишь для того, чтобы соответствовать постоянно меняющимся стандартам современного общества потребления. У такого человека просто не остаётся времени для глубокого рассуждения и осмысления своей жизни, неговоря уже о духовной сфере жизни человека. Вся его жизнь - постоянная погоня за шаблонными миражами счастья и успеха, насаждаемые искусственной современной культурой потребления. Такой человек не живёт, а бездумно потребляет, выжимая все соки как из себя, так и всего окружающего.

Постоянная спешка и нервозность, головные боли и стресс, депрессия и синдром постоянной усталости - ради чего всё это? И почему это происходит сейчас - время, когда уровень науки и научно-технического прогресса невероятно высок..., но обычный человек ощущает себя всё более и более потерянным, беспомощными и несчастным.

«Самое срашное - это что мы говорим и что мы делаем... » Армен Джигарханян, народный артист СССР

Для чего мы ежедневно формируем негативные информационные потоки, которые отравляют всё окружающее своим страхом, гневом, болью и ненавистью? Неужели мы думаем, что в этом мире нет причинно следственных связей и это мне не вернётся?

Согласно публичным данным, расходы государств на военные расходы в 2008 году составили около 1 500 млрд долларов. Достаточно было бы всего 0.01% от этих расходов, чтобы разработать научные методы оценки взаимодействия человека и Природы, и показать, что от качества развития внутреннего мира индивида зависит и его персональное будущее, и будущее всего человечества. Именно подобные конкретные действия смогли бы изменить ситуацию в мире, и позволили бы учёным восстановить утерянную честь искателей Истины, направив свои знания не на разрушение, а на созидание.

Мы окончательно запутались, заблудились: мы уже не способны видеть очевидные явления, мы перестали быть способными различать причины и следствия - взаимосвязи, которыми насквозь пронизана наша Вселенная. Как это с нами случилось?

Сер Артур Элингтон говорил, что человек может видеть только то, что есть в его сознании. Т.е. человек видит не то, что находится вне его, а своего рода фотографию, сделанную его сознанием. Если мы что-то видим, то лишь потому, что уже что-то об этом знаем. Яркий пример - дельфины или мужчина и женщина.Показательно, но дети очень легко видят дельфинов, тогда как взрослые - обнимающуюся пару.

Можем ли мы видеть как выглядит мир вообще, на самом деле? Можем ли видеть всю картину мира целиком? А не видя картину целиком, можно ли поступать правильно и безошибочно, так чтобы все поступки и действия приводили только к положительному результату для всех? Для этого необходимо руководствоваться наставлениями того, кто создал этот Мир.

Без изменения морали общества в целом мир ожидают глобальные катастрофы: финансовые, экологические, экономические и другие

«Порядок во Вселенной основан на взаимодействии всех её частей, как в живом организме: всё влияет на всё, всё со всем взаимосвязано» - Аристотель. Т.е. потеря связи - это смерть. В организме человека - это рак - группа клеток, которые начинают жить сами по себе: они потребляют неограниченное количество питательных веществ организма, забирая питание у других клеток. И что делаем мы, хозяева тела, с раком? И как Вы думаете, что будет делать Вселенная с теми живыми существами (современным человеком), которые буквально уничтожают Землю?...

25:02 мин - почему разоряются большие предприятия, страны и объединения?

«Общество, человечество в целом, не осознаёт себя единой семьёй, в которой от действия каждого зависит жизнь всех... Меня удивляет безумие современного человечества: у нас нет другой территории, у нас нет другой планеты, на которую мы можем перейти. ... » - Татьяна Черниговская (нейролингвист, провессор, доктор филологических и биологических наук) . А даже если бы и была другая планета, то насколько её бы хватило? Качество жизни определяет сознание живого существа .

Сегодня в наше время масса людей с высшим образованием, с первоклассными дипломами... , но мир ещё никогда не был так плох, что касается братства, умения жить рядом друг с другом, высших духовных ценностей.

Но самое страшное - человек полностью потерял доступ к самому себе, пытаясь заглушить собственную пустоту дешёвыми и доступными удовольствиями. Кого мы пытаемся обмануть?... Мир так устроен, что мы можем получать счастье и успех лишь через общение с окружающей средой, но современное общество постоянно пытается обходить этот закон, обособлять людей друг от друга.

28:58 мин - Что делать и где искать ответы? Что считать ориентиром?

«Самое лучшее, что мы можем для себя сделать - это успеть с собой познакомиться.» - Татьяна Черниковская
«познать себя, изучить себя... обрести более глубокое видение жизни»

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучения и постепенного удлинения периода специализации части населения. С позиций жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности. Все это не предъявляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началом развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во второй половине XX века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться. Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности. Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека.

Еще одним важным следствием поступательного развития цивилизации явился рост городского населения, что резко увеличило плотность контактов человек–человек. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными. Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20–30 минут в сутки.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Если это оживленная магистраль, то воздействие шума на мозг человека сопоставимо с действием грохота аэропорта. Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей звуковоспроизводящие устройства (ТВ, радио и т.д.) делают влияние шумов практически постоянными. Такие шумы в отличие от естественных, которые в процессе эволюции были составной частью окружающей человека природы (шум ветра, звон ручья, пение птиц и т.д.), оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессоница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие неблагоприятные средовые факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики. Ряд других газов (окислы азота и серы) неблагоприятно воздействуют на обмен веществ в мозгу.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, но при невысоком уровне радиоактивности, по-видимому, важнее психологическое действие этого фактора, так как оно порождает страх, особенно кажущийся реальным после Чернобыльской катастрофы.

Серьезное негативное влияние на мозг человека, его психику оказывает электромагнитное «загрязнение» окружающей среды в виде излучения от сплетения проводов. На эмоциональную сферу человека оказывают исключительно неблагоприятное воздействие и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Одним из основных факторов, негативно действующих на организм человека и особенно на его психику, следует считать его усиливающуюся изоляцию от естественной (природной) среды обитания со всеми вытекающими последствиями. В частности, это касается городских жителей, которые подавляющую часть своей жизни проводят в искусственно созданном мире камня и бетона, изолированных пространств и т.д. Они нечасто бывают на природе, лишены удовольствия дышать чистым воздухом, любоваться восходами и закатами, слушать птиц и многого другого. Наличие дачных участков только отчасти смягчает эту проблему, так как современная дача больше подчинена практическим, утилитарным целям. Разрушение естественного природного окружения человека – частицы природы деформирует его психику, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает человека более агрессивным – это еще и воздействие различных электроприборов и других источников радио- и электромагнитных излучений и т.д. Все они взаимодействуют с электрическими процессами, протекающими в головном мозгу, сложным образом влияя на их динамику. Усиление электромагнитного излучения Солнца, весьма незначительное по сравнению с соответствующими характеристиками искусственных источников, также увеличивает число психических и некоторых других заболеваний. Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и других физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города, для помещения) генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Хотя нервная система человека довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, возможности ее не беспредельны.

По-видимому, человек сейчас находится в ситуации, когда адаптивные возможности его психики отстают от все возрастающих требований современной жизни. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым». Неудивительно поэтому, что жители городов, особенно крупных, слабее реагируют на различные проблемы, касающиеся близких, переживают эти проблемы более короткое время, во все большей степени изолируются от тех факторов, которые не имеют к ним непосредственного отношения. Другая часть людей часами просиживает у экранов телевизоров, сопереживая жизни героев различных сериалов, и этим пытается уйти от собственных проблем, вызывающих эмоциональные стрессы.

В ряде случаев малочувствительными к чужой боли становятся уже маленькие дети. «Эмоциальный слух», то есть способность распознать настроение или состояние говорящего, хорошо развит только у 32% детей школьного возраста, что связано с деформацией общения между людьми (даже членами одной семьи) в сторону преобладания сдержанности и суровости, с одной стороны, и раздражения и гнева – с другой. Немалую роль в этом играет и ведущее средство массовой информации – телевидение, наполненное сценами насилия и ужасов и формирующее ненормальное мировосприятие ребенка, который привыкает к сильным ощущениям и начинает получать даже удовольствие от сцен насилия и убийства. Так постепенно формируется психологическая нечувствительность к жестокости, а затем – и к добру, развивается агрессивность большая, чем у взрослых.

Особенно важное значение существующие условия жизни имеют для гармоничного развития самой чувствительной части человеческой популяции – детей. Схемы воспитания и обучения, доминирующие сегодня, ориентированы на развитие вербальных механизмов деятельности мозга, которые обеспечивают абстрактно-логическое мышление. Эмоционально-чувствительные же механизмы, обеспечивающие непосредственный контакт с окружающим миром с помощью органов чувств и требующие тесного общения с природой, стимулируются при этом недостаточно. В то же время практика показывает, что общение с природой – самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психику.

Все негативные воздействия на психику современного человека развертываются в нашей стране на фоне сложных экономических, социальных и социально-психологических изменений, происходящих в обществе и прямо или опосредовано влияющих и на индивидуальную психику, и на все сообщество в целом. Степень такого влияния очень различна, и разные люди на него реагируют по-разному. Одним из путей, который выбирает часть людей, чтобы уйти от такого негативного воздействия, является наркомания, пьянство и алкоголизм, рост которых особенно заметен среди детей, подростков и женщин. Во многих случаях таким образом в деформированном виде проявляются механизмы саморегуляции мозга, который защищается от дефицита положительных эмоций, большого потока информации, трудностей адаптации в окружающем мире и других факторов, с которыми не может справится человек.

В создавшихся условиях человеку защититься от эмоционально-информационных стрессов становится все труднее. Поэтому он зачастую находится в состоянии сильного (или длительного) психического напряжения, которое постепенно подтачивает его силы, снижая физическую и умственную работоспособность, иммунитет и нарушая нормальную работу мозга. К счастью, мозг обладает колоссальным запасом избыточности, а значит, функциональной прочности.

Каждый из нас хоть раз в жизни произносил сакраментальную фразу: «С понедельника начинаю новую жизнь для современного человека!» Но лишь единицы упорно следовали установке, большинство, же возвращалось пусть к опостылевшему, зато простому и понятному укладу жизни.

1 56945

Фотогалерея: Новая жизнь для современного человека

И так хотелось что-то поменять... Насколько важны для нас жизненные перемены? Как на них реагировать? Когда осуществлять и с чего начинать новую жизнь для современного человека? На пороге весны — самого обновляющего времени года — мы собрали специалистов по жизненным переменам за нашим традиционным круглым столом.

Булат Окуджава говорил, что все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. Какова наша потребность в переменах, для чего они нужны нам? Перемены — это катализаторы полноценной жизни человека. Поэтому самодостаточный, уверенный в себе человек всегда стремится к обновлению. Но не все перемены желанны. Не случайно китайское проклятие гласит: «Дай тебе жить в эпоху перемен». Хотя сильные духом люди даже в тяжелых ситуациях смогут найти для себя нечто полезное и положительное.

Главное — помнить , что в саморазвитии, как в дайвинге: сколько воздуха есть, на такую глубину и погружаешься. Это значит: для того чтобы пускаться в новые плавания, важно понимать, достаточно ли у тебя ресурсов пережить изменения жизни с наименьшими потерями.

Перемены необходимы и объективны. Они связаны с тем, что человек — это часть космического пространства, которое на него влияет. Мы рождаемся для перемен, они направлены на паше самосовершенствование. А вот как эти перемены осуществить в своей жизни — зависит уже от самого человека. Слышит ли он то, что надо изменить свой образ жизни и начать новую жизнь для современного человека, мышление, подход к событиям, или же упрямо движется по протоптанной дорожке. От этого зависит его судьба и дальнейшее развитие. Каждый период нашего формирования и изменений подготавливает следующий этап жизни. Если па данном отрезке времени мы действуем правильно, тогда и в будущем у нас будет возможность наиболее полно реализовать себя.

У человека есть две основные потребности — в стабильности и в изменениях. Наше прошлое и настоящее, а также новая жизнь для современного человека стабилизирует нашу личность и делает нас такими, какими мы есть. Если это изменится, мы столкнемся с неизвестностью, нарушится удобная знакомая стабильность, к новому придется привыкать и как-то приспосабливаться. Поэтому внутри нас все время живет противоречие: и хочется новенького, и страшно.


В жизни любого человека
хоть раз возникала ситуация «рутина засосала», когда даже благополучие перестает приносить радость. Отчего так происходит?

Чаще всего так случается из-за того, что люди упускают из виду цель и смысл своей жизни. В противовес этому как пример можно представить творческих людей. В чем секрет их долголетия? В том, что они всегда ставили перед собой новые цели и задачи, шли к мечте, которая никогда не позволяла им расслабляться и терять интерес к жизни. Поэтому желательно всем даже в повседневной работе находить что-то новое и строить новую жизнь для современного человека.


Этот период простоя
— передышка, которая, как и перемены, тоже необходима. Она готовит нас к новому повороту судьбы. Мы же в эти периоды предпочитаем предаваться апатии, становимся тяжелыми на подъем, нам либо ничего не хочется, либо не можем понять, чего именно хочется. А ведь в это время важно не сидеть на диване, а держать нос по ветру и хоть что-то делать. Например, сходить куда-то, съездить, отправиться в командировку, на курсы повышения квалификации. Можно встретить любимого именно там, куда сейчас так неохота ехать, либо найдется новая перспективная работа именно в том месте, куда тебе совершенно не хочется идти.

От чего зависит «открытость» переменам или, наоборот, нежелание что-либо менять?

Часто определенные страхи связаны с болезнями. Например, при заболеваниях почек люди бывают тревожными, при неполадках с печенью испытывают страх перед жизнью, боятся смерти. Перемен же в новой жизни для современного человека зачастую опасаются легочные больные. Получается, что укрепив здоровье, можно автоматически избавиться от страха. Когда ко мне на прием приходят пациенты с такими проблемами, я непременно это учитываю — после лечения страхи уходят. Отношение к переменам во многом зависит от темперамента. Флегматики и меланхолики часто болезненно воспринимают их. Чтобы этого не произошло, важно учесть темперамент с ранних лет и правильно воспитывать ребенка. А вот холерики — настоящие фаталисты, которые не просто стремятся к переменам, а сами их провоцируют. Сангвиники также любят меняться, отличаются неусидчивостью, разносторонними интересами.


Мне не слишком нравится
идея делить людей на типы. Современная психология имеет в арсенале столько различных методик по типологии личности, что можно запутаться, к какому типу ты относишься. Мне по душе изучать социальную среду, личность и окружение человека. Можно, конечно, предположить, что сангвиники и холерики лучше адаптируются к переменам, но в то же время классический флегматик Бернард Шоу был заядлым путешественником и творческой личностью. Мне кажется, что все дело в воспитании. Ю. Козелецкий в своей работе «Человек многомерный» писал об особом даре, личностном качестве, которое он назвал трансгрессивностью, что означает умение личности выйти за пределы собственного Я.


Можно обратиться
к классификации стилей жизни, разработанной психологами. Есть люди, которые ставят перед собой конкретные цели и достигают их, а есть те, кто просто живет сегодняшним днем, не стремясь к глобальным изменениям, достижению чего-то великого. Кроме того, к одной и той же цели один идет напролом, сметая преграды на пути, а другой аккуратно обходит препятствия и острые углы. Важно и то, насколько человек осознает и хочет контролировать все происходящее. В самые железные планы могут вторгнуться непредвиденные обстоятельства. Тогда тот, кто всегда действует лишь в соответствии со своим планом, подвергается гораздо большему стрессу, чем тот; кто обладает определенной долей авантюризма, не стремится контролировать все и вся. Хотя в человеке все подвижно, поэтому каждый может развить в себе разные стороны и начать новую жизнь для современного человека.

Я бы поделила людей на тех, кто ищет в жизни страсть, и тех, кто избегает стрессовых ситуаций и стремится к стабильности. Если она присутствует в жизни, тогда все более понятно и правильно, но и нет пиков, остроты ощущений. Последнее как раз чаще испытывают рисковые люди. Как правило, это связано с опытом травматизации — чувствуешь себя более живым, когда преодолеваешь сложную жизненную ситуацию. Кто-то для этого занимается экстремальными видами спорта, кто-то беззаветно влюбляется, словом, делает что-то, что нарушает естественное течение жизни. Так они прикасаются к высоким вибрациям, к чему-то, что бодрит и как бы встряхивает. Некоторые мои клиенты говорят: я жил и думал, что засохну от скуки. И вдруг с этим человеком случается что-то, о чем он даже не мечтал, и это переворачивает его жизнь. Может, даже травмирует. Но факт в том, что ему перестает быть скучно. Новая жизнь для современного человека - новый этап к будущему.


Как реагировать
на неожиданные изменения в новой жизни для современного человека?

Есть изменения, которые мы выбираем, и есть те, которые выбирают нас, есть разные способы реагирования на них. Первый предполагает фокусировку на возникшей проблеме, когда мы меняем причину того, что произошло. Например, при потере работы, чтобы решить эту проблему, нужно найти новую. Это помогает отбросить самокопание и негативные эмоции. Следующий способ реагирования — отвлечение от проблемы. Чтобы уменьшить негативные эмоции, нужно на что-то переключиться. После этого либо проблема сама решится, либо ее будет проще решить. Есть еще одна очень эффективная методика — построение нового замысла, перезагрузка. Это когда человек смотрит на свою жизнь новыми глазами, строит позитивные интерпретации, находит в минусах плюсы.


Какие этапы жизни
человека наиболее критичны?

Физическое тело человека развивается по семилетним циклам Сатурна. Они говорят о развитии человека и о сто определенных этапах (7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63 года и так далее). Кризисные моменты в новой жизни для современного человека происходят именно в эти годы, причем острее и ярче их переживают мужчины. Самый сложный период — возраст Христа, 33 года, который считается самой материалистической точкой жизни. До этого возраста человек живет еще за счет окружения, родни, близких, приобретения навыков. Но уже с 33 лет нужно учиться отдавать миру то, что было наработано, и жить за счет этого. Есть еще два кризиса — так называемые лунные узлы. Это 18,5, 37 лет и 54 года. Они рассчитаны очень точно. В эти критические моменты важно не принимать эпохальных решений, не делать операции, не заключать сделок. Такие ритмы жизни нормальны, логичны.

Кроме того , у нас есть еще и свои индивидуальные ритмы жизни. Например, некоторые фиксируют, что важные события происходят каждые 3,5 или 10 лет.

Кризисы тесно связаны с моментами, когда нужно принять ответственность за свою жизнь. Например, на начальных курсах университета студенты сомневаются в правильности своего выбора; после рождения первенца нужно освоить роль матери; пересечение 40-летнего рубежа, когда происходит тотальное переосмысление жизни. Все эти этапы — нормальные, они случаются у большинства людей и не являются признаками нездоровья. Отдельно хочется сказать об одном из самых тяжелых моментов для наших людей — выходе на пенсию. Насколько безболезненно человек может пережить глобальную перемену, сильно зависит от соцкультуры. В нашей, к сожалению, нет никакого института, который бы обеспечил пенсионерам не только достойное существование, но и возможность чувствовать себя нужными и передавать свой жизненный опыт и мудрость.


У нас из-за низкого уровня
жизни пенсионеры оказываются никому не нужными — словно ими попользовались, затем за ненадобностью выбросили. Поэтому люди пенсионного возраста и держатся за свои места, не давая дорогу молодым — если они уступят, туг же потеряют доход, и их забудут. У нас ситуация такова: если вы хотите меняться — вперед, но стоит учитывать, что с возрастом это делать все сложнее — в 40 тебя уже и на хорошую работу не возьмут. В Европе начать жизнь после 40 гораздо легче, чем у нас, и на пенсию там уходят с удовольствием, воспринимая ее как заслуженный отдых. Я много контактирую с европейцами и отмечаю, что в нужное время они с удовольствием передают эстафету молодым, а сами посвящают время себе, дому, путешествиям. При этом у них масса клиентов, студентов, они получают признание — то, что нужно человеку преклонных лет.

Новая жизнь для современного человека рассчитана для того чтобы выбрать более подходящий путь для собственного совершенствования.