Как возникла психология как наука? История психологии. Великие психологи

Специфический круг явлений, которые изучает психология – это ощущения, восприятия, мысли, чувства. Т.е. все то, что составляет внутренний мир человека.

Проблема психологии - соотношение внутреннего мира человека и явлений материального мира. Так же этими вопросами занимались философы. Понимание предмета психологии в науке сложилась не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (5век до н.э.) – предметом изучения была душа. Представления о душе были как идиалистическими, так и материалистическими.

Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную субстанцию, существующую независимо от материального мира. Представителем данного направления является Платон. С точки зрения материализма психические явления – результат жизнедеятельности материи мозга. Представители данного направления Гераклит, Демокрит, Аристотель. Двойственность души – дуализм. В наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта.

2-й этап (17 век) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк. В рамках интроспективной психологии в 1879г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (19 век) – в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными предметом психологии становится поведение. Основным ученым психологии в данном направлении является Джон Уотсон. Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение). В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

Гештальтпсихология – Вольфганг Келер, Макс Вертгеймер. Предметом изучения являются особенности восприятия.

Психоанализ и неофрейдизм – Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер. Предмет изучения – бессознательное.

Когнитивная психология – Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер. Предметом изучения стали познавательные процессы.



Генетическая психология – Жан Пиаже. Предмет психологии – развитие мышления.

Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910г. М.Вертгеймером результатов исследования «иллюзорного движения. Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрение памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности и др. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Так как в первые годы основным объектом их исследований были процессы восприятия, они экстраполировали принципы организации восприятия на психику вообще: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция каждого психического феномена принять определенную, завершенную форму.

В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными по сей день. Важнейшим законом, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

В учении З.Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая в данное время.

Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мироощущение двадцатого века. Можно отметить, что психоанализ стал мировоззрением современности и проник во все сферы жизни. Для психологической науки, при всей мифологичности психоаналитических построений, ценной оказалась переориентация исследований на проблемы мотивации, эмоций и личности.

Когнитивные психологи работают над созданием моделей различных функций психики человека (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи). Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. Когнитивная активность – это активность связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

В настоящее время когнитивная психология все еще находится на стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Бихевиоризм. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э.Торндайка, который, основываясь на изучение поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль наград и наказаний в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что награды оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем наказания. Однако настоящим отцом бихевиориста считается Дж.Уотсон. Он видел задачу психологии в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. В центр интересов психологов данного направления стала педагогика. Правильное воспитание может направить формирование ребенка по любому строго направленному пути.

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце 19 – начале 20 веков. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев, Борис Герасимович Ананьев.

4-й этап (20 век) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базируется на философской теории отражения. Предметом изучения стала психика. В это время большой вклад в развитие науки внесли Павел Петрович Блонский, Константин Николаевич Корнилов. Одним из наиболее важных направлений, сформировавшемся в 20-30-х годах, стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским, затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева. Предметом изучения являлась психическая деятельность.

Культурно-исторический подход в психологии. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, естественных, психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно, запоминается то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции. Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурный характер. Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Деятельностный подход в психологии. В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н.Леонтьев выдвинул принцип единства психики и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операция – конкретными условиями.

Деятельность формирует психику человека и в деятельности проявляется.

На Западе появляется гуманистическая психология карла Роджерса, Абрахама Маслоу. Предметом изучения являются особенности личности.

Гуманистическая психология. Представителями данного направления являются А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл. основными постулатами данного направления являются: 1. Целостный характер природы человека; 2. Существенность роли сознательного опыта; 3. Признание свободы воли, спонтанности, ответственности и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на передний план изучение важнейших проблем личности бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

В 60-х годах приковывает к себе внимание новое направление – трансперсональная психология Станислава Грофа, изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единственного представления о предмете психологии не существует.

Летоисчисление психологии в качестве официальной науки начинается только с 1875-1879 гг., когда Вильгельмом Вундтом в Лейпциге была организована первая экспериментальная психологическая лаборатория. Однако психология как таковая существовала задолго до этого, её история насчитывает около 2,5 тысячелетий.
Человеку как существу, обладающему уникальным даром - сознанием, свойственно задавать вопросы и искать ответы на них, пытаться понять и объяснить окружающий его мир, себя в нём, своё отличие от животных и от других людей и т.д. Так называемая «донаучная психология» развивалась в спорах и размышлениях, психологическое знание накапливалось и усовершенствовалось путём вклада самых различных людей - философов, медиков, географов, математиков и др., что и сделало возможным рождение психологии как собственно науки. Основные этапы развития психологии можно представить в виде следующей схемы (рис. 7).
Первый период - психология как наука о душе. Свои истоки психология, как и многие другие современные науки, берёт в античной философии. Под названием «античная философия» подразумеваются идеи и учения древнегреческих и древнеримских мыслителей с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. Именно тогда появились первые философские школы, которые пытались осмыслить и представить в единой концепции устройство окружающего мира и человека в нём. Именно эти идеи и учения стали первым в истории типом философствования и концептуального мышления вообще. Учения Платона (идеалистическое) и Аристотеля (материалистическое) - две наиболее известных философских концепции того времени. Важной для психологии проблемой, впервые тогда ставшей предметом споров и размышлений, являлась так называемая «психофизическая проблема» (вопрос о месте психического в материальном мире, от греч. psyche - душа, physis - природа), которая решалась тремя способами - монистически (от греч. monos - один), дуалистически (от лат. dualis - двойственный) и плюралистически (от лат. pluralis - множественный) .
Следующий большой исторический этап - эпоха Средневековья (традиционно датируется 5-15 вв.) - связан с доминированием христианского вероучения и нетерпимостью к другим точкам зрения. Несмотря на то, что в этот период развивается система образования, его содержание цензурируется, признанными являются работы так называемых «отцов» и «учителей церкви». Идеи античной философии в это время специфически развиваются в арабоязычных странах. Для психологии этот период связан преимущественно с работами об этике, воспитании и нравственном развитии человека (Аврелий Августин Блаженный, Ибн-Сина, Ибн-Рошд и др.).

Данная эпоха, продлившаяся целое тысячелетие, завершилась переходным этапом, который получил название «эпохи Возрождения» (или Ренессанс, 14-16 вв.), связанным с именами таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, Француа Рабле, Иоганн Кеплер, Мартин Лютер и др. В это время происходит первая в истории человечества научная революция, связанная с созданием польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира, а следом за ней и вторая, начало которой связано с именем Галилео Галилея, подтвердившего гелиоцентрическую концепцию и заложившего основы нового механистического естествознания. Главным итогом данного периода для науки в целом стал переход от пассивной и созерцательной - к активной установке познающего разума, а для психологии - переход к «гуманизму», выдвинувшему на первый план идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо всё богатство окружающего мира.
Второй период - психология как наука о сознании. Данный период охватывает так называемую «эпоху Нового времени» (17-19 вв.). Творчество Исаака Ньютона считается «венцом», завершающим вторую научную революцию, охватившую такие области знания, как астрономия, механика, география, геометрия и многие другие.
В философии 17 в. на фоне быстро развивающегося естествознания одной из наиболее ярких фигур являлся Рэне Декарт, своими трудами предопределивший развитие, в частности, психологии на ближайшие три столетия. Согласно его учению, тело человека (организм) подчиняется тем же законам физики, что и любые другие явления природы, тогда как разум (сознание, мышление, ум) - это то, что отличает человека от всего остального, включая животных; это духовная сущность, которая действует независимо от тела, хотя они и едины. Только с помощью ума можно получить истинное знание, только разуму можно доверять, только им следует руководствоваться. Р. Декарт открыл новое поле исследований - сознание (мышление) и разработал метод его анализа (самонаблюдение, рефлексию - от лат. reflexio - обращение назад, т.е. направленность человеческого мышления на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Впоследствии труды многих учёных и философов были посвящены исследованию работы сознания, влиянию на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д. (Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Готфрид В. Лейбниц и др.).
Человеческому сознанию было посвящено немало работ и немецкого учёного, философа Иммануила Канта, труды которого в середине 18 в. положили начало третьей научной революции, поскольку он сумел создать развивающуюся «картину мира». Идеи эволюции охватили самые различные области знания, стимулировали множество исследований и открытий.
К середине 19 в., когда получила известность эволюционная теория Чарльза Р. Дарвина, экспериментальные исследования физиологии способствовали уже таким значительным успехам в области психологии, что последняя ставилась в один ряд с такими науками, как физика, биология и т.п. Доминирующим направлением в психологии в течение рассматриваемого периода был «ассоцианизм» (от лат. associatio - объединение, связь). Ассоциация рассматривалась как основной принцип и закон организации психической деятельности и поведения человека. Считалось, что сложные психические явления образуются из элементарных (ощущений, мыслей, переживаний) путем механистического связывания друг с другом (Давид Гартли, Иоганн Ф. Гербарт, Джеймс Милль и др.).
После организации первой экспериментальной психологической лаборатории появилась так называемая «физиологическая психология» (вместе с В. Вундтом её основателем является Герман Л. Ф. Гельмгольц, широко известный как учёный-физик), которая стремилась опираться на естественные науки в изучении психических явлений. Первыми экспериментально стали изучаться ощущения и восприятие.
К концу 19 - началу 20 вв. в психологии оформились несколько относительно самостоятельных направлений, которые начали быстро развиваться: психология развития (исследование особенностей детской психики), дифференциальная психология (изучение индивидуальных различий между людьми с помощью специально разработанных методик, тестов), зоопсихология (сопоставление ступеней психологического развития в эволюционном ряду) и другие.
Третий период - психология как наука о поведении. В начале 20 в. психология как наука переживала своеобразный кризис: при возрастании всё более точных и эффективных исследований психических явлений целостной картины психики не получалось. Причиной тому было большое количество научных направлений и школ, каждая из которых глубоко исследовала только одно психическое явление, но главное - в его объяснении исходила из собственных теоретических позиций, которые зачастую противоречили представлениям учёных других школ.
Изучение объективно наблюдаемого поведения стало своего рода реакцией на такое положение дел. Психологию как науку о поведении можно условно представить в виде двух различных ветвей - российской и американской.
Владимир Михайлович Бехтерев, автор идеи рефлекторности психики и рефлекторного регулирования деятельности, в 1885 г. стал основателем первой в России экспериментальной психологической лаборатории, а в 1907 г. - Психоневрологического института в Санкт- Петербурге. Георгий Иванович Челпанов в 1912 г. в Москве основал и стал директором первого в стране Института экспериментальной психологии. Российские учёные занимались изучением свойств нервной системы. Учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы и теория «условных рефлексов» (автоматических реакций, формирующихся прижизненно в результате научения - в отличие от врождённых «безусловных» рефлексов, в т.ч. инстинктов) коренным образом изменили всю мировую психологию.
В это же время Джон Б. Уотсон в США стал основателем «бихевиоризма» (от англ. behavior - поведение) - направления психологии, согласно которому схема «стимул - реакция» достаточна для изучения отношений между воздействиями среды и реакциями человека. Бихевиоризм нашёл многих сторонников, долгое время был доминирующим в Америке, и по сей день пользуется популярностью.
В определённом смысле представления всех этих учёных были упрощёнными - у одних вся психика сводилась к рефлексам, у других - только к внешним проявлениям. Однако данный период оказал огромное влияние на всё последующее развитие психологии: так, благодаря трудам русских учёных впоследствии были изучены закономерности протекания и физиологические основы многих психических явлений, благодаря вкладу американских психологов были разработаны программы «тренингов» (от англ. train - обучать, воспитывать), практических приёмов по психологической коррекции и т.д.
Четвёртый период - психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Большую часть 20 в. психология развивалась по-разному в СССР и за рубежом (в Европе и США) в силу причин политических и идеологических. Если в начале существования нового строя в России обмен мнениями между учёными разных стран был достаточно интенсивен, то с 1936 г. указом правительства в психологии были запрещены работы, не соответствующие идеологии «марксизма-ленинизма».
Основы теории отражения, о которой идёт речь в приведённой выше схеме, разработанные Владимиром Ильичом Лениным, заключаются в том, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, - свойством отражения. В СССР существовало три крупных психологических центра, различавшихся направлениями исследований, - в Москве, Ленинграде и Тбилиси. Несмотря на идеологические ограничения, а во многом - и благодаря им, исследования и открытия советских учёных тщательно теоретически обосновывались, опирались на экспериментальные данные, чем выгодно отличались от многих красивых, но недоказуемых концепций зарубежных коллег.
Международное психологическое сообщество признало заслуги целого ряда советских психологов, но наибольшую известность получили труды таких выдающихся учёных, как Лев Семёнович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев.
Только в конце 50 - начале 60 гг. 20 в. в СССР стали сниматься прежние запреты, возобновляться контакты с зарубежными коллегами. Вплоть до 80 гг. в России «ассимилировали» (от лат. assimilatio - уподобление, усвоение, приспособление) опыт, накопленный в психологии других стран.
В зарубежной психологии в течение рассматриваемого периода развились четыре основных крупных психологических направления:
. бихевиоризм и необихевиоризм (Джон Б. Уотсон, Эдвард Ч. Толмен, Кларк Л. Халл, Беррес Ф. Скиннер, Альберт Бандура и др.);
. психоанализ и неопсихоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон и др.);
. гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и др.);
. когнитивная психология (Фриц Хайдер, Леон Фестингер, Джулиан Роттер, Джордж Келли и др.).
В настоящее время психология приобретает всё более синтетический характер, т.е. современные психологи не замыкаются в рамках отдельной научной школы (как это делалось прежде), а в соответствии с изучаемой проблематикой используют взаимно дополняющие знания, полученные представителями разных школ. Широкое распространение получил системный подход к психике человека.
В различных классификационных схемах современной психологии выделяются около 40 её отраслей, часть которых обрела относительно самостоятельный статус: возрастная, социальная, педагогическая, медицинская психология, психология личности, психология труда, профессиональная (в том числе - военная, морская и др.) психология и т.д. Современные средства связи, в том числе Internet, позволяют почти мгновенно обмениваться опытом, узнавать о новых открытиях, что делает развитие психологии более равномерным и общедоступным.

В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим наиболее важные моменты в истории развития психологии.

Античная психология

Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.

Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения. Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения. Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.

Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура. Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.

В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти. Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков. В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.

В период эллинизма важнейшими для психологии являлись вопросы этики и нравственности, взаимоотношений между личностью и обществом. В обсуждении принимали участие школы эпикурейцев, стоиков, киников, платоников. В философии и литературе (пример – «Медея» Еврипида) внимание фокусировалось на ценности отдельного человека и его праве на собственные этические нормы. Проблему свободы рассматривали киники, пришедшие к выводу, что для ее обретения человек должен стать самодостаточным и освободиться от стыда.

Психология в Средние века

Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир. Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать. В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв. возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.

Лишь в XII–XIII вв. средневековая психология получила предмет исследования – «телесную душу», отличающуюся от «духовной», изучаемой богословием (так называемый деизм). К XIV–XVI вв. античные труды стали доступны для изучения, их авторы превратились в непререкаемые авторитеты. Средневековая психология изучала процессы мышления, в частности, вопрос универсалий (общих понятий). Реалисты полагали, что общие понятия существовали в уме Бога до сотворения вещей, номиналисты отрицали существование общих понятий в реальности, а концептуалисты доказывали существование универсалий в уме человека. Связь психических и соматических болезней изучал средневековый арабский мыслитель Ибн Сина, заложивший основы психофизиологии и исследования стрессов.

Психология в Новое время

В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения. Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.

Р. Декарт обосновал теорию рефлекса (употреблял термин «ассоциации»), объясняя поведение животных и непроизвольные движения человека. Он выделял также пассивные эмоции (страсти), связанные с мышлением и являющиеся одной из составляющих человеческих понятий. Эта концепция послужила основанием для развития когнитивной теории эмоций. Психику Декарт отождествлял с сознанием, допускал самопознание психики (интроспекцию). Он также ввел понятие рациональной интуиции («света разума»), надличностного процесса, необходимого для познания врожденных идей (например, идеи Бога).

Лейбниц ввел принцип активности, опровергая мнение о познании как независимом от человеческих эмоций и мотивов процессе. Его концепция души-монады положила начало изучению области бессознательного (Лейбниц называл бессознательное перцепцией, а сознательное – апперцепцией). Б. Спиноза, изучая проблемы свободы воли и природы человеческих чувств, сформулировал понятие аффектов – желания (влечения), удовольствия (радости) и неудовольствия (печали). Т. Гоббс распространил принцип механистического детерминизма на психическую жизнь человека. В 1590 г. Н. Гоклениус предложил термин «психология».

Психология в XVIII веке

В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш. Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон. Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями. Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).

Х. Вольф разработал терминологию немецкой психологии, опубликовал книги «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Появляются концепции, связывающие психику с культурным окружением, географической средой (Д. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер), закладываются основы социальной, дифференциальной и этнопсихологии. Ж. Ламетри ввел в научный оборот понятие «потребности», начал изучать внимание. Сенсуалистический подход развивал Э. Кондильяк в «Трактате об ощущениях» (1754 г.), утверждая, что психическая деятельность представляет собой преобразованные ощущения.

К. Гельвеций объяснял различия людей разным социальным положением и воспитанием, считал, что способности приобретаются в процессе обучения. Ж.-Ж. Руссо, напротив, придерживался концепции «естественного человека», согласно которой общество прививает отрицательные качества доброму и честному от природы человеку. Руссо также создал развернутую периодизацию психического развития. П. Ж. Кабанис выдвинул гипотезу о трех уровнях психической регуляции поведения – сознательном, полусознательном и рефлекторном.

Х. Вольф разработал теорию «психологии способностей», пытаясь найти разумное обоснование психических процессов. Его идею о спонтанной активности души развивали И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, придя в итоге к формированию представлений о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

Психология в ХIХ – начале ХХ вв

Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой. Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной. Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).

Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.

Открытия Г. Гельмгольца положили начало развитию психофизиологии. Тупиковой ветвью физиологии оказалась френология - теория (ее сформулировал Ф. Галль) о том, что развитие отдельных участков коры мозга влияет на форму черепа, вызывая появление «шишек». Однако проверка и опровержение этой теории стимулировали развитие экспериментальной психологии. Развивались также психофизика (основатель – Г. Фехнер), служащая измерению ощущений (появляется понятие «порог ощущения») и психометрия (основатель – Ф. Дондерс), измеряющая скорость психических процессов. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальным изучением памяти на рубеже XIX – XX вв. занимался Г. Эббингауз.

В конце XIX – начале XX вв. психология насчитывала уже ряд школ, представители которой по-разному трактовали ее предмет и задачи, методы. Это были структурализм (Э. Титченер), функционализм (Ф. Брентано, К. Штумпф), Вюрцбургская (О. Кюльпе, Н. Ах) и французская (Т. Рибо, Э. Дюркгейм) школы, описательная психология (В. Дильтей, Э. Штранглер). В частности, работы функционалистов доказывали, что психика – это динамичный поток сознания. Ученые Вюрцбургской школы первыми начали экспериментальное изучение мышления. В. Дильтей разработал подход, получивший позднее название «психологизм». Он предложил не объяснять психику, а понимать, постигать ее.

Психология в ХХ – начале ХХІ вв

В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:

  • бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour - поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
  • гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
  • психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
  • аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
  • социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель) - утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.

Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
  • когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
  • логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.

На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.

В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований, направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма. Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов). Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию - А. Лурия.

Сегодняшнее состояние психологической науки Дж. Миллер назвал «интеллектуальным зоопарком», подразумевая разнообразие областей психологии, слабо связанных друг с другом. Среди самих ученых нет единого мнения о возможности существования некой объединяющей теории, так как накопленный объем знаний, вероятно, делает ее не только невозможной, но и ненужной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

3. Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1 . Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

4. Основные исторические этапы развития психологической науки

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

Психология – это наука, которая изучает психику человека и животных. Но не всегда она была такой – еще несколько веков тому назад психология не выделялась в отдельную научную дисциплину. Так какова же история психологии кратко?

Истоки современной науки лежат еще в философских трактатах древнего мира: ученые мужи Индии, Греции, Китая пытались выяснить истинную природу сознания, чтобы на основании этих знаний воспитывать дух и исцелять болезни. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что душа находится в мозгу, и вывел учение о темпераменте, которого (за исключением некоторых переработок) придерживаются и современные психологи. Аристотель трактовал душу как сущность материального тела, принцип проявлений биологии. В период эллинизма психическое все же было отделено от биологии. Увы, феодальная эпоха Средневековья существенно замедлила рост психологии как отдельной науки, полностью уповая на церковные и библейские знания. Однако в арабском мире ученые продолжали идти к цели, объясняя духовные явления с научной точки зрения. Свои размышления сохранили в трактатах Авиценна, Ибн-Рошд и многие другие. Именно их идеи и стали основой для зарождения психологии в Европе в периоды Возрождения и капитализма.

Во времена расцвета капитализма человека изучали наравне с механизмами, как существо природное, которое живет по определенным законам. Таких воззрений придерживались Леонардо да Винчи, Уарте, Вивес. Революция буржуазии задала новое направление в изучении психики и души – психическое стали исследовать с точки зрения строго детерминизма, четко очерчивая причины и следствия самых разных психических явлений. Изменения социального строя стали предпосылкой к изучению психики человека и ее связи с материальным телом уже на новом уровне. Так, благодаря Декарту мир познал теорию рефлекса, а душа в его идеях стала сознанием. Во времена Декарта ученые обнаружили связь ассоциативного мышления и психики, о чем писали Гоббс и Декарт, Спиноза определил и очертил понятие аффекта, Лейбниц открыл апперцепцию и бессознательное, а Локк выявил способности человеческого разума к опытному научению. Д. Гартли тщательно изучил ассоциативное мышление, поставив его во главу угла всех психических процессов на целых 50 лет. Русские же ученые придерживались материализма в вопросах изучения психики: материалистами были Ломоносов и Радищев.

19 век благодаря развитию физиологии принес психологической науке знания и методы экспериментального изучения психических явлений, количественные показатели как меру измерения. Этого направления придерживались Вебер, Гельмгольц и Фехнер. Вскоре Дарвин объявил миру, что психические функции – это один из важнейших факторов развития биологического.

В конце 19 века психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философских и физиологических знаний. В это время во всем мире появляются психологические лаборатории, в которых посредством эксперимента изучают явления психического. Однако самую первую лабораторию открыл Вундт в городе Лейпциге.

Отечественные ученые в это время придерживаются объективного подхода, выдвинутого Сеченовым. Сеченова поддержали Бехтерев, Ланге, Токарский, а затем благодаря Павлову и Бехтереву идеи объективного подхода прославились на весь мир. Мировые ученые в психологических лабораториях изучали отдельные проявления психики: Дондерс изучал ощущения, Эббингауз сосредоточил свое внимание на ассоциациях, Кеттел исследовал внимание, Джеймс и Рибо посвятили себя изучению эмоциональных состояний, а Бине искал взаимосвязь между волей и мышлением.

Вскоре отделилась дифференциальная психология, призванная изучить психологические различия между людьми. Ее представителями и основоположниками считаются Гальтон, Лазурский, Бине.

История психологии кратко говорит о современности: в начале 20 века в психологической науке происходит кризис – сознание больше не считается совокупностью прошлого опыта человека, а становится проявлением скрытых в глубинах психики явлений. В американской психологии во главе угла стоит Уотсон и его излюбленное направление – бихевиоризм, заявляющий, что изучения достойны лишь телесные реакции человека на стимулы извне. Наряду с бихевиоризмом появилась и гештальтпсихология, изучающая человека как целостную систему. Вскоре возник психоанализ, согласно идеям которого, человеком движут его скрытые в глубинах психики мотивы.

В отечественной психологии возник марксизм, считающий человека лишь произведением социальных и культурных явлений. Во второй половине 20 века наблюдалось «соперничество» различных направлений психологии друг с другом, возникновение экзистенциального и гуманистического направлений.

Так, психология прошла долгий путь развития от философских воззрений до самостоятельной и серьезной науки. Сегодня психологические знания ценятся в мире все больше, и кто знает, куда дальше приведет изучение психических процессов человеческого ума…

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)