Материал (старшая группа) на тему: игры с предметами. «похож – не похож

Педагоги детского сада № 221 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска провели внутрисадовский смотр-конкурс на создание дидактических зонтиков и прислали в редакцию фотографии своей новой коллекции.
К каждому зонтику прилагается «инструкция по методическому применению».
Добро пожаловать на зонтичный вернисаж!

Краеведческий зонтик «Родной город»

Модель педагогов Ирины Ларионовой и Елены Ильиной

С помощью этого зонтика можно познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города, с его архитектурными памятниками.

Зонтик украшен открытками с видами родного города. Иркутску очень много лет, и многие красивые здания города построены очень-очень давно. Старые мастера старались, чтобы их здания выглядели красивыми. И вот уже много лет люди следят за тем, чтобы эта красота не пропала: дома ремонтируют, красят, обновляют.

Логопедический зонтик

Модель педагога Татьяны Коносовой

С помощью этого зонтика можно играть в логопедические игры.

Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображения на парных карточках должны быть по смыслу связаны с изображением на исходных карточках. Например, на первой карточке изображены цветы. Парной карточкой к ней может служить карточка с изображением вазы. А рисунку с грибами соответствует рисунок корзины.

На карточках изображены геометрические фигуры. В комплекте существуют карточки с изображениями предметов, форма которых напоминает эти фигуры, - по три карточки к каждой фигуре. Дети подбирают карточки с предметами и помещают их под карточки с фигурами.

Дидактическая игра «Что из чего?»

В наборе карточки подобраны по темам: продукты из молока; изделия из резины; изделия из пластмассы; изделия из металла; изделия из льна, хлопка; продукты из ржи, пшеницы; изделия из дерева; изделия из шерсти. Из всего обилия карточек дети должны подобрать те, что соответствуют одной из тем.

Зонтик здоровья

Этот зонтик помогает знакомить детей с правилами личной гигиены и учит бережному отношению к своему здоровью.
Картинки можно использовать для таких дидактических игр.
Педагог или другой ведущий указывает на какую-нибудь картинку и просит детей сказать, хорошо это или плохо с точки зрения здоровья человека. Можно играть без лишних слов: ведущий показывает картинку, дети поднимают зеленую карточку, если согласны с действиями персонажа на картинке, и красную, если так поступать не следует.
Дети могут отвечать на безмолвный вопрос ведущего движениями. Например, прыгать, если картинка им нравится. Если же картинка вызывает негативное отношение, дети садятся на пол.

Экологический зонтик

Модель педагогов Татьяны Широбоковой и Людмилы Марковой

Этот зонтик раскрывается на занятиях по экологии. Это сигнал: наступило время экологической викторины.

Зонтик-матрешка

Модель педагогов Любови Чесаковой и Валентины Шабалиной

Это зонтик для самых маленьких. Он помогает закрепить представления детей о временах года, сезонных явлениях и сезонной одежде.

В кармашках на куполе зонтика сложены картинки с бумажной одеждой для мальчика и девочки. Зонтик также украшен пуговицами и застежками для развития мелкой моторики рук и по смыслу напоминает сенсорный коврик, только в объеме.

Зонтик времен года

Модель воспитателей Оксаны Макаровой и Светланы Протасовой

Этот зонтик помогает закрепить знания детей о временах года; учить соотносить иллюстрации, описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, а также умение детей ориентироваться в спортивных и подвижных играх по сезонам.Купол зонтика разделен на четыре цветных сектора:

    красный - лето,

    зеленый - весна,

    желтый - осень,

    белый - зима.

К нему прилагается конверт с картинками, изображающими различные сезонные изменения.

Дидактическая игра «Угадай, какое время года»

Один из детей встает спиной к воспитателю или к другому ведущему. Ведущий вращает зонт. В определенный момент ребенок говорит: «Стоп!». Зонтик застывает в руках ведущего. Ребенок поворачивается и смотрит, какая цветная часть зонта «смотрит» на него. Ребенок перечисляет приметы этого времени года и нанизывает соответствующие иллюстрации на зонт.
Возможен и другой вариант: ребенок рассказывает стихотворение или сочиняет рассказ об этом времени года.

Зонтик сказочных воспоминаний

Модель педагога Елены Никоновой

К куполу зонтика на тонких и прочных нитках крепятся сказочные персонажи. Дети читают стихотворение, произносят закличку или считалку. Педагог в это время крутит зонтик за ручку. С последним словом зонтик замирает. Дети должны назвать персонажа, который оказался перед ними, описать его, вспомнить эпизод из сказки.

Можно играть в загадки: ведущий (или дети) загадывает «зонтичного» персонажа и предлагает водящему его описание. Водящий по описанию должен определить, кто задуман.

Зонтик кукольной моды

Модель дефектолога Ольги Вдовенко и педагогов Нины Балашовой и Марины Черепиной

Под купол зонтика подвешивают кукольные платья. Зонтик можно использовать для ролевой игры, а также для дидактических игр. В этом случае требуется выставлять в ателье сезонную одежду, одежду для мальчиков или для девочек.

Веселый зонтик для самых маленьких

Модель педагогов Светланы Прядкиной и Светланы Москвиной

С его помощью можно учить малышей узнавать знакомые предметы и называть их признаки, учить различать геометрические фигуры, называть виды транспорта, названия животных; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное внимание.

К зонтику прилагаются:

    набор геометрических фигур (объемные подвески);

    набор предметных картинок (насекомые, животные, птицы, транспорт);

    набор «Фрукты - ягоды» (застежки);

    явления природы (подвески: солнце, облако, туча, дождик, месяц, звездочка, снежинка).

Астрономический зонтик

Модель дефектолога Инны Багодеровой и педагогов Натальи Утюговой и Галины Зиновьевой

Зонтик помогает знакомить детей со звездами, планетами, другими небесными телами.

Зонтик-цветок

Модель педагогов Екатерины Азаренко и Екатерины Малашкиной

Зонтик-цветок - модификация сенсорного коврика для малышей.

Его купол обтянут синтепоном и украшен различного рода шнуровками, застежками, липучками, пуговицами, замочками, завязками и т.п.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

  • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

    Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

  • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

    Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

  • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

    Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

  • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

    Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

    Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

  • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

  • Игра "Он, она, оно" для детей

    Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

  • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  • Лото для детей "Веселые повара"

    Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

  • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

  • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

    Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

  • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

    При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

  • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

    Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

  • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

    Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

  • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

    Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

    Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

  • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

  • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

  • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

    Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

  • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

  • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

  • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

  • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

  • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

    Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

  • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

    Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

  • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

    Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

  • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

  • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

  • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

  • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

  • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

  • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

  • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

    Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры;

развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Дидактическая игра «На что это похоже?» - находить предметы подобной геометрической формы в окружающей обстановке.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 23.

Образовательная область: познание - вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.

Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи:

Обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.

Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;

Воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.

Методические приемы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.

Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.

Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.

Игровые: создание игровой ситуации.

Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.

Интеграция областей:

познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);



здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;

социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;
художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;

художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:

Для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;

Для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

Орг. момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь . Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.
1) Загадка:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)

Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (воспитатель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).

Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины, Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).
Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ...(треугольник)
Долька арбузная – это полукруг, Половина круга, часть его, кусочек. Знание о формах очень важно, друг. Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно - Получился бы...(овал)
Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).
Треугольник подпилили И фигуру получили: Два тупых угла внутри И два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник (трапеция).
Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (ромб).
Шесть тупых углов внутри На фигуре рассмотри И представь, что из квадрата Получили его брата. Слишком много здесь углов, Ты назвать его готов? (шестиугольник)
Как его нам не вертеть Равных граней ровно шесть. С ним в лото сыграть мы сможем, Только будем осторожны: Он не ласков и не груб Потому что это… (куб).
Вновь беремся мы за дело, Изучаем снова тело: Может мячиком он стать И немного полетать. Очень круглый, не овал. Догадались? Это… (шар).
Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать (цилиндр).
Вот колпак на голове – Это клоун на траве. Но колпак не пирамида Это сразу, братцы, видно: Круг в основе колпака. Как же звать его тогда? (конус).
Египтяне их сложили И так ловко смастерили, Что стоят они веками. Догадайтесь, дети, сами Что же это за тела, Где вершина всем видна? Догадались? Из-за вида Всем известна… (пирамида).

2) Логические задачи:



Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?

2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.

Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

· Игра «Сложи картинку».
- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.

Загадки от Маши и Медведя.


На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).

Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы…(прямоугольник)

5. Пальчиковая игра «Котята» ((Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».

- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.
- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.
- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)
- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)
- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)
- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)
- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)
- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)
- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?
- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.
- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 24.

Дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста (по 2) на трансфигурацию, выкладывание геометрических фигур из палочек.

«Составь из палочек»

Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

Материал: счетные палочки.

Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».

2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек».

3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».

Дидактическая игра для детей 5-6 лет.

Игры с предметами.

«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»

Дидактическая задача: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого указывает стрелочка.

Игровое действие: Поиск похожих предметов.

Ход игры: Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

- «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство».

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает детям решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки из различия.

ЛИТЕРАТУРА: А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».- М.: Просвещение, 1991г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с предметами для развития мелкой моторики.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь....

Игра-викторина Мой город не похож на другие города

Игра-викторина "Мой город не похож на другие города" направлена на социально-личностоное развитие детей. Данная викторина разработана для детей подготовительной группы....

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированы, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «На что это похоже?»

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...