Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Большая энциклопедия нефти и газа

Для характеристики напряжённости умственного труда с физиологической точки зрения не выработаны достаточно объективные критерии. Её можно характеризовать объёмом информации, подлежащей запоминанию и (или) анализу, а также скоростью поступления информации и принятия решений, мерой ответственности за возможные ошибки при принятии решений и др. Это характерно для таких профессий, как диспетчеры, операторы центральных пультов управления сложными объектами, руководители трудовых коллективов.

Труд, как процесс, совершающийся между природой и человеком, един и неделим. Тем не менее, проведение различий между физическим и умственным трудом важно в силу специфики каждого из них. Их соотношение характеризует степень интеллектуализации труда. Интеллектуализация общественного труда - одна из объективных тенденций на современном этапе. Соотношение между затратами физического и умственного труда изменяется: доля первого снижается, а доля второго - повышается.

Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда.

Сущность умственного труда изучается и характеризуется в различных аспектах: - физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами; - психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат; - специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся: - научный труд - труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; - инженерный труд - труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; - педагогический труд - труд профессоров, преподавателей и учителей; - врачебный труд; - управленческий труд - труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами; - производственный труд - труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами; - вспомогательный труд - труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.

Труд политических деятелей, юристов и многих других категорий работников можно с известной долей условности отнести, например, к управленческому, или к другим видам в зависимости от их конкретной специфики.

Предметом умственного труда (независимо от вида) является информация, содержащая состояние практики и задания по её изменению. Информация является также и продуктом умственного труда: - для научного труда - отчёт, монография, статья, доклад; - для инженерного труда - проект, конструкторская и технологическая документация, опытный образец; - для педагогического труда - конспект лекций или занятия, прочитанная лекция, экзамен и т.д.; - для врачебного труда - диспансерное обследование, постановка диагноза, хирургическая операция; - для управленческого труда - план работ, учёт, анализ, приказ; - для производственного труда - программа работы оборудования, автоматизированной системы управления.

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Интенсивность всякого труда характеризуется величиной производительного потребления рабочей силы в единицу времени. Затраты рабочей силы в физиологическом смысле есть расходование функциональных возможностей человека, приводящее к снижению работоспособности, появлению утомления. Психофизиологическими ограничителями при умственном труде являются: - показатель снижения работоспособности; - показатель надёжности функционирования человека в различных системах; - величина и симптомы субъективно ощущаемой усталости; - показатели психического и эмоционального состояния.

Одним из важнейших показателей эффективности работника в системе «человек - машина», а также при выполнении обязанностей диспетчера, оператора и других аналогичный профессий является внимание. Внимание - это направленность психики на определённые объекты и её сосредоточенность. Под направленностью понимается избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор её объектов. Сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, не относящегося к данной деятельности, и торможение реакции на побочную, конкурирующую деятельность.

Различают произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Этот вид внимания связан с ориентировочным рефлексом на новый или сильный внешний раздражитель (в производственной практике чаще всего его недостаток проявляется как отвлечение).

Произвольное внимание - сознательно регулируемое внимание. Труд требует произвольного внимания, которое может переходить во вторично непроизвольное (или послепроизвольное) внимание - показатель высокого профессионализма. При переходе внимания из произвольного в непроизвольное изменяется его структура: волевой компонент заменяется интересом и навыком, выработанным до автоматизма.

Характеристики внимания: интенсивность, устойчивость, распределение, возможность переключения.

Интенсивность внимания - степень сосредоточенности. Чем больше интерес к деятельности, чем она труднее, тем более интенсивным будет внимание.

Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Эта характеристика учитывает колебания и отвлечения внимания в процессе деятельности.

Колебание внимания - периодическое кратковременное непроизвольное изменение интенсивности внимания.

Отвлечение внимания - непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы. Лёгкая отвлекаемость свидетельствует о недостаточной устойчивости внимания.

Устойчивость зависит от характера и содержания деятельности, которая совершается при наличии того или иного вида внимания. Устойчивость растёт с увеличением сложности объекта внимания. Однако сложность должна быть оптимальной, иначе возможны быстрое утомление и ослабление сосредоточенности.

Переключение внимания - это перемещение, обусловленное сознательно поставленной новой задачей. Переключение проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой.

Распределение внимания определяется способностью одновременно выполнять различные виды деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности. При оценке внимания говорят о ширине его распределения.

ь Существуют профессии, для которых внимание играет ведущую роль (водитель, контролер, диспетчер). В таких случаях говорят о тех или иных характеристиках внимания как о профессионально важных качествах. Внимание непосредственно связано и с вопросами качества, и с вопросами безопасности труда. Практика показывает, что чаще всего несчастные случаи происходят из-за «невнимания» и вследствие того, что «не хватило внимания». Поэтому характеристики внимания необходимо учитывать как при профессиональном отборе, так и при расстановке кадров.

Сотрудник в современной организации является работником умственного труда, если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов. Например, это может быть способность организации увеличивать свою долю на рынке товаров и услуг. Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться только к исполнению приказов. Он должен также нести ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Но его предложения могут и отвергаться, и он может быть понижен в должности или уволен, и это накладывает соответствующую эмоциональную нагрузку на работника.

Труд руководителей и специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы всей организации можно отнести к интеллектуальному труду. Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по произведенным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по её результатам.

Высшей формой умственного труда является творчество. Творческим трудом является труд писателей, композиторов и других представителей искусства, а также труд учёных, изобретателей. Элементы творчества включает в себя и труд инженера. Напряжённость творческого труда с точки зрения физиологии объективно оценить ещё более трудно, и поэтому соответствующих критериев в настоящее время не существует.

Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса занятых умственным трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определённого уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний. В соответствии с этим возрастает значение общего и специального образования в формировании соответствующих специалистов интеллектуального труда. В рыночном хозяйстве продукты интеллектуального труда становятся товарами, в силу этого возникает необходимость защиты прав их собственников от посягательств третьих лиц. В связи с этим интеллектуальная собственность охраняется и регулируется законодательно. Регулирование обеспечивается определёнными нормами гражданского законодательства: нормами авторского права, нормами патентного права, нормами гражданского уголовного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.

Ученые почти десять лет наблюдали за пожилыми людьми, как пациентами госпиталя, так и людьми, которые редко обращались к врачам и участвовали в эксперименте добровольно, пишет "МК" . Оказалось, что чем больше тот или иной человек был связан с наукой, тем более крепким здоровьем он обладал. Швейцарские исследователи связывают это с постоянной тренировкой мозга: если все время решать нестандартные задачи, учить иностранные языки, запоминать множество формул, то задействованные в работу нейроны - клетки головного мозга - умирают медленнее. Людям, кто хотел бы продлить свои годы жизни, дольше оставаться в здравом уме и твердой памяти, ученые советуют побольше тренировать мозг всевозможными заучиваниями и решать головоломки.

Комментарий вице-президента Европейской ассоциации геронтологов Владимира ХАВИНСОНА:

Наиболее важен для долгожительства даже не столько уровень IQ, сколько уровень интеллигентности людей. Насколько они внутренне уравновешенны, насколько уважительно относятся к окружающим, насколько умеренны в еде и дружат с физическим трудом. Часто такие люди могут быть не высокого интеллекта, но живут дольше за счет умеренности во всем. Кстати, те, кто придерживается религиозных правил, к примеру поста, отвержения злости и зависти, также часто относятся к группе долгожителей. Ученым же дополнительно помогают долго жить большие знания тех же правил гигиены и питания, больший интерес к жизни. К примеру, очень много долгожителей среди нобелевских лауреатов, независимо от того, к какой области научной деятельности они относятся. Признанный во всем мире факт: уровень долгожительства повышается с уровнем эволюционного развития человека.

Умственная деятельность, даже самая интенсивная, внешне видимыми усилиями не сопровождается. Однако выяснено, что при интеллектуальной работе у организма наиболее важные системы испытывают значительную нагрузку. Например, у переводчика при синхронном переводе скорость биения сердца составляет 160-165 ударов в минуту (70-75 в состоянии покоя). Но наибольшая интенсивность труда наблюдается у основных структурных и рабочих единиц головного мозга – нейронов (нервных клеток).

Согласно исследованиям, во время переработки информации организуются из нейронов в головном мозге функциональные системы. При этом любой нейрон способен стать элементом многих систем и принимать участие в различных процессах. Он после включения в активно действующую систему может воспринимать, перерабатывать и передать информацию другим нейронам. Одновременно он осуществляет постоянно биосинтез, необходимый для поддержки жизнедеятельности и структуры клетки. При этом расходует часть своих белков и энергетических запасов. Эти резервы незначительные, что требует их постоянного восстановления.

При длительной активности нервной клетки, её интенсивной деятельности необходим повышенный расход белков и энергии. До определённого времени нейрон преодолевает трудности, мобилизует свой резерв. Кроме того, при умственной работе происходит усиление кровоснабжения головного мозга, что позволяет нервным клеткам получать дополнительный строительный материал и питание. Однако данные ресурсы истощаются при длительном и чрезмерном напряжении. Поэтому может нарушиться внутриклеточный обмен (метаболизм), а клетка погибнуть.

Мозг выработал за многие миллионы лет разные механизмы самозащиты. Особенно эффективно защищает клетку от избытка напряжения торможение охранительное, когда нейрон как будто выключается автоматически. Иногда получается с применением стимулирующих средств (лекарства, крепкий кофе, чай) или усилием воли выводить нервные клетки из состояния торможения и стимулировать их деятельность, когда возможности физиологические уже исчерпались. Таким путём удаётся возбуждать нервную систему на некоторое время, но нарушенный внутриклеточный метаболизм вследствие чрезмерного напряжения усугубляется ещё больше. Такие нарушения нередко вызывают гибель клеток.

После гибели отдельных нейронов сначала состояние ничем не проявляется. Это объясняется наличием в функциональной системе сотни тысяч работающих нейронов. Каждый из них способен продублировать погибший нейрон при необходимости, взяв дополнительную нагрузку на себя. Поэтому не страдают функции мозга до некоторого времени, несмотря на повреждения и гибель клеток. Но в дальнейшем у человека возникает состояние, когда мысли путаются, ничего не получается, например, проваливает экзамен способный студент. Такие срывы являются следствием чрезмерных нагрузок, умственного перенапряжения. Они истощают и уничтожают нервные клетки мозга.

Однако утверждать, что интенсивная умственная деятельность вредна, ошибочно. У различных нарушений функций нервной системы частой причиной бывает нерегламентированный, неорганизованный труд. Умственная деятельность при рациональном ритме, наоборот, помогает совершенствовать работу головного мозга, поскольку при адекватной функциональной нагрузке оказывается благоприятное воздействие на формирование связей между нейронами. Чем больше связей имеют нейроны, тем шире у мозга возможности.

Следует отметить, что поиск золотой середины, то есть плодотворного труда без переутомления, является непростой задачей. Возможности мозга и активность функций клеток неодинаковые у разных людей. Что является для одного адекватной нагрузкой, для другого – непосильной. Кроме того, умственную деятельность трудно дозировать. Нельзя себе приказать прекратить думать вообще. Например, врачи лечили сложного больного, инженера, которого преследовали мысли о графиках, планах, чертежах. Он мысленно пытался всё время анализировать результаты неудачных опытов, отыскивая допущенные ошибки.

Для составления оптимального режима умственной деятельности для себя необходимо самонаблюдение. Надо постараться проанализировать и выяснить о времени, являющемся наиболее продуктивным. Согласно опросам, многим хорошо думается в утреннее время. Некоторые продуктивно трудятся после полудня. Поэтому желательно распределение нагрузки таким образом, чтобы можно было решать самые трудные задачи в те часы, когда на полную мощность функционирует мозг. При этом целесообразно усилия сконцентрировать только на проблеме, требующей решения.

Заниматься одновременно интенсивно разными видами умственного труда непродуктивно. Формируются сразу в головном мозге функциональные конкурирующие высокоактивные системы. Они вызывают утомление и перенапряжение нервной системы. Мозг утомлённый не в состоянии решать успешно поставленные задачи. Это приводит к неудовлетворённости и мучительной тревоге. Нередко людей вынуждают обстоятельства переключаться с одних проблем на другие. Весьма плохо, если такие переключения становятся закономерностью. Для умственного труда необходимо планирование, позволяющее всегда выполнять намеченные задачи.

Особенно важно для умственной деятельности чередование отдыха и труда. Однако не подразумевается отдых в виде полного бездействия. Желательно переключаться на другую деятельность, лучше физическую. При любой умственной нагрузке функционирует только часть нервных клеток. Если усталость ощущается после умственного напряжённого труда, это не означает утомление всего мозга. Утомляются только его некоторые системы. Именно им и требуется немедленный отдых. В этих случаях целесообразны умеренные физические нагрузки, которые воспринимаются с удовольствием.

Отдых посредством физических нагрузок создаёт в мозге стабильную и сильную функциональную систему, у которой нервные клетки не принимают участие в интеллектуальной деятельности. Данное обстоятельство помогает уставшим нейронам восстанавливать свою активность. Также поступающие в мозг импульсы из функционирующих суставов, сухожилий, мышц являются тонусом для коры больших полушарий. Многие люди умственного труда имеют склонность к пассивному отдыху: телевизор, компьютер, книги, шахматы. Это неплохо при условии, что отдых пассивный не заменяет активный полностью. Поэтому считаются обязательными посильные физические нагрузки и занятия физкультурой.

Для нейтрализации умственного утомления неплохими средствами являются рыбалка, увлечение живописью, походы в лес, работа на дачном участке и многие другие творческие и интересные занятия. Они позволяют направить ход мыслей в другое русло, отключиться на время от служебных проблем, расширить кругозор. При современном бурном темпе жизни организм испытывает тяжёлые нагрузки. Целесообразно научиться управлять рационально и бережно биологической сложной машиной – мозгом. Это позволит использовать резервы продуктивности умственной работы и высокой работоспособности.

Физический и умственный труд

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком

энергетических функций в системе «человек - орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.

Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, - называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) - региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

I б при которой энергозатраты составляют 140-174 Дж/с, работы, проводимые

сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175-232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II б, при которой энергозатраты составляют 233-290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Ручной труд - это труд, в основе которого происходят преимущественно затраты физических усилий с использованием простейших ручных орудий труда.

Ручной труд обусловлен низкой механо- и энерговооруженностью труда рабочих, отсутствием эффективных средств малой механизации, применением устаревших технологий производства работ, а также спецификой отрасли, связанной с особенностями технологии различных работ (например, ручной труд при сборке конструкций из большого количества различных элементов, имеющих сложные соединения). Существенно повышает уровень ручного труда такая особенность, как необходимость перемещения больших масс грузов и связанных с этим различного рода погрузочно-разгрузочных, транспортных, демонтажных и монтажно-сборочных работ. Ручной труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Сопутствующими

условиями, ухудшающими негативные стороны ручного труда является то, что все эти процессы протекают обычно на открытом воздухе, в неблагоприятных климатических условиях и без достаточного набора социально-бытовых услуг.

Ручной труд имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированный труд - это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Механизированный труд изменяет характер мышечных нагрузок и усложняет программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика). При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.

Следует отметить, что механизация вне зависимости от трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и

производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

Следует иметь в виду, что переход к механизированному труду может сопровождаться упрощением трудовых функций и снижением квалификации рабочих. Это особенно характерно для ручного механизированного и механизированного труда, имеющего вспомогательный характер.

Труд на конвейере это система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.



Подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия. Недостатком этой системы производства является повышенная монотонность труда.

Труд на конвейере примечателен еще большей однообразностью и огромной скоростью. Индивидуум, трудящийся на конвейере, осуществляет одно или пару действий. Так как он является звеном цепочки, состоящей из других работников, то каждое его движение должно производиться в строго определенное время. Не сложно понять, что это очень изматывает. Монотонность и огромная скорость труда также могут стать причиной быстрой

утомляемости.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве затрачивает энергии меньше в связи с этим и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж

(2000-2400 ккал) в сутки. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Умственный труд выражается в следующих формах.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью. Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек - машина", в отличие от системы "человек - человек". Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно - управленческими работниками функций

управления в организации. Профессиографические особенности трудовой деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии.

Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг, труд учащихся и студентов - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-

эмоциональному напряжению. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т.к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм. В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Труд в любой сфере деятельности имеет биологическую и социально-экономическую основу. С физиологической точки зрения труд – это затраты физических и духовных сил человека, его жизненной энергии, связанные с достижением конечного, заранее намеченного результата. Общественный характер труда предполагает наличие экономических и социальных отношений между отдельными работниками и их группами, а также разделение труда, т. е. обособление трудовой деятельности и специализацию на отдельных видах труда.

Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд .

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т. д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны.

Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физического труда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники; труд работников, выполняющих преимущественно умственную работу, особенно руководителей и специалистов, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление – сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Чем сложнее и разнообразнее труд, тем требуется большая напряженность высших отделов центральной нервной системы (прежде всего, коры больших полушарий головного мозга) для его выполнения.

Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т. е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т. е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).

С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа (технические исполнители) выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группа (специалисты) выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа (руководители) обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства. К этой группе работников относятся директора предприятий и фирм, начальники различных уровней, главные специалисты, государственные чиновники и т. д.

Перечисленные особенности умственного, прежде всего управленческого, труда требуют от работников высокого профессионализма и хорошей теоретической подготовки, так как без этого невозможна эффективная деятельность инженерных работников, руководителей и лиц творческого труда.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного груда. В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н. Е. Введенским основные требования к организации умственного труда , состоящие в следующем: 1. Постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период. 2.Соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности. 3.Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться. 4. Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

Соблюдение перечисленных условий создает предпосылки для эффективного выполнения функций умственного труда. Однако для достижения высоких результатов умственного труда необходимо создание научно обоснованной действенной системы материального и морального стимулирования, в том числе его общественное признание.

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация , к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т. п.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, при- которой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует липших движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

Организация работы с источниками информации. Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготов­ленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Поиск информации целесообразно вести в трех направлениях: в библиотеках (прежде всего, в научных и специальных); в органах научно-технической информации государственной системе научно-технической информации, которая обеспечивает обработку научных документов, их обобщение и публикацию в специальных изданиях - реферативных журналах, различных обзорах, библиографических указателях и т. д.); в книготорговой сети.

Для получения в научной и специальной библиотеках наиболее полной информации в достаточно сжатые сроки необходимо уметь работать с каталогами и картотеками. Каталоги представляют собой перечень источников информации, имеющихся в библиотеке, а картотеки содержат перечень материалов по определенной тематике.

Все каталоги и картотеки подразделяются на основные и вспомогательные. К основным каталогам относятся алфавитный (по фамилии автора или названию книги), систематический (по отдельным отраслям знаний) и предметный (по содержанию литературы, конкретным предметам и объектам изучения, расположенным по алфавиту); к вспомогательным -различные тематические каталоги и картотеки, а также картотеки по видам документальных источников информации. В частности, вспомогательные картотеки могут быть библиографическими и фактографическими.

В качестве «ключа» к поиску информации используются библиографические указатели, т. е. перечни литературы, составленные по определенному принципу.

Большое значение в работе с отобранной книгой имеет умение быстро разобраться в ее структуре, оценить содержание и все наиболее интересное и необходимое зафиксировать в удобной для себя и понятной форме.

Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи.

Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации. Па этом этапе в зависимости от конечной цели ознакомления с книгой (чтение ее полностью, отдельных разделов или поиск конкретных сведений) происходит предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т. д.; чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста.

Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо соблюдать ряд общих требований, чтобы действительно зафиксировать прочитанное в памяти. В частности, обязательно следует записать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т. д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Основные условия эффективности делового общения. Эффективное использование рабочего времени, плодотворность деятельности работников умственного труда зависят от того, насколько Правильно строится их деловое общение. Последнее включает деловую переписку, телефонные разговоры, установление непосредственных деловых контактов. При плохом владении техникой делового общения возрастают потери рабочего времени, увеличиваются затраты труда на решение даже самых несложных вопросов, появляется чувство психологического дискомфорта, обиды или раздражения. Чтобы избавиться от подобных проблем, необходимо придерживаться определенных правил и использовать выработанные практикой приемы делового общения.

Так, при использовании личной деловой переписки следует иметь в виду, что и служебное, и личное письмо должно быть лаконичным и точным. Служебная переписка должна содержать информацию, изложенную в доступной для адресата форме, не включать липших сведений и общих положений, быть четкой, убедительной и простой по форме. Форма обращения к адресату также должна быть продумана и соответствовать тону письма. При выборе обращения в письме-ответе целесообразно остановиться на том варианте, который использовал в своем письме адресат.

Для разных категорий работников принята специфическая форма официального письменного обращения (например, для ученых, как правило, указывается ученое звание). Деловое письмо предполагает определенную концовку в виде выражения благодарности, надежды па дальнейшее общение (сотрудничество), пожелания успехов и т. и. Подписывая письмо, следует придерживаться сложившихся стандартов, что является нормальным как для служебной, так и для личной деловой переписки. В настоящее время все большее распространение получает стандартизация личной деловой переписки.

Ведение деловых переговоров по телефону также предполагает определенную культуру телефонного общения, позволяющую значительно сократить нерациональные затраты рабочего времени. Однако не все деловые вопросы могут быть решены по телефону. Поэтому необходимо продумать: какую форму следует избрать для делового общения.

Совершенствование телефонного общения предполагает: правильную и системную запись телефонных номеров с указанием всех данных абонента; обязательную подготовку к телефонному разговору, чтобы предмет разговора был конкретным, содержательным и непродолжительным (не "более 5-6 мин); правильный выбор времени для телефонного разговора; использование соответствующей формы обращения.

Техника установления непосредственных деловых контактов –важный элемент делового общения. Ведение деловых разговоров требует соблюдения определенных правил, от чего зависит их результат.

Основываясь на практике, можно условно выделить два основные типа деловых разговоров : информационный , целью которого является получение информации; дискуссионный , когда каждый из партнеров отстаивает свою позицию.

Техника проведения делового разговора предполагает соблюдение следующих правил: четкое определение предмета разговора (обсуждения), его целей; разработку проекта рабочей недели; составление планов рабочего дня.

Планирование личного бюджета времени, по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать.

Планирование трудовой деятельности работников умственного труда . Планирование личной работы осуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления: карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности, в том числе для черчения; пишущие машинки и др.

Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.