Классификация рефлексов. Рефлекторный путь

– способность нейрона устанавливать многочисленные синаптические связи с различными нервными клетками. Например: центральное окончание аксона первичного афферентного нейрона образует синапсы на многих мотонейронах, что обеспечивает иррадиацию возбуждения

Конвергенция

– схождение различных путей проведения нервных импульсов на одной и той же нервной клетке. Такой контакт обеспечивает одновременную суммацию либо ВПСП, либо ТПСП, вызывая концентрацию возбуждения или торможения

Латеральное торможение

При возбуждении одной рефлекторной дуги, вторая тормозится за счёт тормозного нейрона от коллатерали первой рефлекторной дуги

Латеральное торможение обеспечивает точные реакции и исключает ненужные в данный момент рефлексы.

Обратная афферентация

– это обратная импульсация от рабочего органа в нервный центр для того, чтобы информировать нервный центр о рабочем эффекте. Если эта информация пойдёт через возбуждающий нейрон, то в эфферентном нейроне будет продолжаться процесс возбуждения. Если рабочий орган выполнит свою задачу, то обратная информация к эфферентному нейрону пойдёт через тормозный нейрон для того, чтобы вызвать в нём торможение и прекратить действие рабочего органа

Окклюзия

— перекрытие синаптических полей взаимодействующих рефлексов

При одновременном возбуждении параллельных рефлекторных дуг суммарный эффект рабочих органов (мышц) будет меньше, чем при последовательном подключении этих же рефлексов. При работе 1-ой рефлекторной дуги возбуждается мотонейрон этого рефлекса и соседнего за счёт коллатерали. Отвечать будет не одна, а две мышцы. Мышечная реакция удваивается. При работе 3-ей рефлекторной дуги сокращаться будут мышцы 3-ей и 2-ой рефлекторных дуг. Мышечный ответ опять удваивается.

Фассилитация

– облегчение (проторение) проведения нервного импульса. Возникает при взаимодействии рефлекторных дуг через коллатерали

Например: при раздражении 2-ой рефлекторной дуги возбуждение через коллатераль пербрасывается на мотонейрон 1-ой рефлекторной дуги, вызывая в нём ВПСП. Возбудимость этого нейрона увеличивается, что облегчает генерацию потенциала действия в нём при слабом раздражении 1-ой рефлекторной дуги.

Доминанта

– преобладание возбуждения в каком-то нервном центре. Доминанта была открыта русским физиологом А.А. Ухтомским. Он на лекции демонстрировал собаку с вживлёнными электродами в область коры головного мозга. Раздражение электрическим током определённых участков коры вызывало сгибание лапы. Этим опытом доказывалась локализация моторных зон коры. Однажды лаборант не подготовил собаку и привёл её с переполненной прямой кишкой. При раздражении электрическим током моторной зоны коры вместо сгибания лапы произошёл акт дефекации. Учёный пришел к выводу, что центр дефекации в данной ситуации слишком возбуждён и раздражение на этом фоне соседнего моторного центра усилило имеющуюся доминанту. Произошёл биологически важный для организма рефлекс (собаке важнее опустошить прямую кишку, чем согнуть лапу). Доминанту вызывают биологически важные рефлексы (например, доминирует центр голода при голодании, или половой центр у животных в брачный период и т.д.).

Свойства доминант ы

  1. Она притягивает на себя возбуждение от соседнего нервного центра.
  2. Тормозит соседний нервный центр.
  3. Разрешается (прекращается) при выполнении биологически важной реакции.

Доминанта лежит в основе некоторых заболеваний: при гипертонической болезни доминирует сердечно-сосудистый центр, который посылает импульсы к сосудам, суживая их и увеличивая артериальное давление.

Обратная афферентация информация о результатах совершенного действия, поступающая в ЦНС. Понятие введено П. К. Анохиным в рамках теории функциональных систем, как уточняющий термин «сенсорная коррекция» Н. А. Бернштейна. Благодаря О. а. непрерывно осуществляются контроль за результатом действий и их коррекция. В функциональной системе выделяют три типа О. а.: 1) от рецепторов, регистрирующих конечный результат; 2) от рецепторов исполнительных органов; 3) от результатов поведенческой деятельности. О. а. может быть осуществлена и гуморальным путем (через жидкие среды кровь, лимфу и т. д.).

Словарь дрессировщика . В. В. Гриценко .

Смотреть что такое "Обратная афферентация" в других словарях:

    ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ - (от лат. afferens, род. падеж afferentis — приносящий). Физиологический механизм доставки в центральной нервной системы информации о параметрах достигнутых полезных приспособит, результатов в целенаправленной деятельности организма.… … Ветеринарный энциклопедический словарь

    обратная афферентация - процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах протекающей деятельности. Термин введен П.К.Анохиным как уточнение термина сенсорная коррекция, предложенного Н.А.Бернштейном …

    Обратная афферентация - процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    АФФЕРЕНТАЦИЯ - [от лат. afferens, afferentis приносящий] по ток нервных импульсов, поступающий от экстеро и интерорецепторов в ЦНС (см. Афферентация обратная, Афферентация обстановочная, Афферентация пусковая); (ср. эфферентация) …

    Обратная связь - – 1. в технике – информация о протекании процессов в системе; например, спидометр сигнализирует о скорости движения машины; 2. в кибернетике – информация, используемая системой в процессах саморегуляции; например, холодильник сам включается или… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    АФФЕРЕНТАЦИЯ - (в психофизиологии) (от лат. affero – приношу, доставляю) – термин, обозначающий передачу нервного возбуждения от периферич. чувствительных невронов к центральным. У высших животных и человека центр. афферентные невроны расположены в головном… … Философская энциклопедия

    афферентация обратная - термин, предложенный П. К. Анохиным для обозначения принципа работы функциональных систем организма, заключающегося в постоянной оценке полезного приспособительного результата путем сопоставления его параметров с параметрами акцептора результата… … Большой медицинский словарь

    афферентация обратная - процесс сигнализации о степени успешности первых рефлекторных ответов центральной нервной системы на раздражения среды. Термин а.о. введен советским физиологом П.К. Анохиным, им же развита теория обратной афферентации, она углубляет положения И.П … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    АФФЕРЕНТАЦИЯ ОБРАТНАЯ - принцип работы функциональных систем организма, заключающийся в постоянной оценке полезного приспособительного результата путем сопоставления его параметров с параметрами «акцептора результатов действия» (Термин «А. о.» предложен П.К. Анохиным) … Психомоторика: cловарь-справочник

    Приложение. Некоторые проблемы упорядочения современной медицинской терминологии - Изложенная выше многовековая история возникновения и развития медицинской терминологии, имеющей множество разноязычных источников, а также приведенные примеры сложных отношений между этимологией, структурой и семантикой терминов, вероятно,… … Медицинская энциклопедия

П.К.Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы. Ее общее строение показано на рис. …………

Слева на этой схеме под названием «обстановочная афферентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым подвергается человек, оказавшийся в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут интерес - ориентировочную реакцию. Эти факторы на схеме изображены под названием «пусковой стимул».

Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул

должны быть восприняты, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.

Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

В ц.н.с. ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.

С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную афферентацию передается в ц.н.с, сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия.

Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

Теория функциональной системы П.КАнохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.

Мозг и психика

А.Р.Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Первый - блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций.

Второй блок связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т.п. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем.

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т.е. более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления, как на карте, можно расположить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах. Действительно, в свое время создавались более или менее детализированные карты локализации психических функций в мозге, и одна из последних таких карт была опубликована в 30-е годы XX в.

Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, поражения одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты в конечном счете подорвали веру в локализационизм и привели к возникновению альтернативного учения - антилокализационизма. Сторонники последнего утверждали, что с каждым психическим явлением практически связана работа всего мозга в целом, всех его структур, так что говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в ц.н.с. нет достаточных оснований.

В антилокализационизме обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

Однако и антилокализационизм не смог до конца объяснить факт существования более или менее определенной связи отдельных психических и мозговых нарушений, например нарушений зрения - с поражением затылочных отделов коры головного мозга, речи и слуха - с поражениями височных долей больших полушарий и т.п. В связи с этим ни локализациониз-му, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.

Основным высшим принципом ВНД яв-ся рефлекс – ответная р-ция орг-зма на изменения внешней или внутренней среды, протекающие при участии ЦНС. Павлов классифицировал рефлексы на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Безусловные: присущи виду в целом, передаются по наследству, не требуют спец. выработки. Также бывают: пищевые, половые, оборонительные. Условные: вырабатываются в течение индивидуальной жизни, не передаются по наследству, требуют специальной выработки. Также бывают: пищевые, половые, оборонительные. Кроме того бывают: положительные – возникает рефлекторная р-я и отрицательные - условная р-я прекращается. Условные рефлексы бывают 1,2 и более высокого порядка, также бывают: совпадающие, отстающие, запаздывающие. Рефлекторный путь (дуга )- необходима для реализации рефлекса. Состоит из: рецептора, афер.нервного путя, тела сенсорного нейрона, эффер. нервного пути и рабочего органа. Рефлекторная дуга бывает соматического рефлекса (закан-ся скел. мышцей) и вегетативного рефлекса (зак-ся внутренним органом). Обратная афферентация : или обратная связь по Анохину, т.е. связь между исполнительным органом и ЦНС, подразумевает передачу сигналов с рабочего органа в ЦНС о результатах его работы в каждый данный момент. Согласно обратной афферентации, после получения исполнительным органом эфферентного импульса и выполнения рабочего эффекта, исполнительный орган дает сигнал ЦНС о выполнении приказа на периферии. Например: чтобы взять рукой какой-либо предмет- нужно дотянуться до него, в этот момент глаза измеряют расстояние между рукой и предметом и посылают инф-ю в виде афферентных сигналов в мозг. Затем импульсы распространяются в мышцы руки, в мышцах нах-ся рецепторы, которые посылают сигнал в мозг. Так продолжается до тех пор, пока расстояние между кистью руки и предметом не будет равно нулю, т.е. пока рука не возьмет предмет. Следовательно, все время совершается самопроверка работы органа, благодаря механизму "обратной афферентации", который имеет хар-р замкнутого круга. Полезный приспособительный результат – это тот рез-тат, ради достижения которого и формируется функциональная система.

50.Нарушение двигательной ф-ции при поражении мозжечка у человека.

Мозжечок – интегративная структура, участвующая в координации движений вегетативных и поведенческих реакциях. К нему стекается поток импульсов от рецепторов мышц, суставов, сухожилий и кожи, а также от органов зрения, слуха и равновесия. От ядер мозжечка нервные волокна идут к гипоталамусу, красному ядру среднего мозга, вестибулярным ядрам и сетчатому образованию мозгового ствола. Основная его функция состоит в согласовании физических и тонических компонентов двигательного акта. При поражении мозжечка у человека или удалении его у экспериментальных животных возникает ряд характерных двигательных нарушений. В первые дни после удаления мозжечка резко повышается тонус мышц, особенно разгибательных. Однако затем, как правило, тонус мышц резко ослабевает и развивается атония (слабость, вялость). Атония через длительный срок может смениться опять гипертонией. Симптомы при поражении: астения – повышенная утомляемость, тремор – дрожание конечностей, дистания – нарушение мышечного тонуса, дезэквилибрация – нарушение равновесия, дизартрия – нарушение речи, дисметрия – расстройство равномерных движений.

Жизнь человека протекает во взаимодействии с окружающей средой.

Он воспринимает мир вокруг с помощью органов чувств, перерабатывает полученную информацию и реагирует соответствующим образом.

Одним из важнейших элементов взаимодействия является афферентация.

Что такое афферентация?

В физиологии под афферентацией понимается передача нервного возбуждения от чувствительных , расположенных по периферии тела, к центру нервной системы: или . Большинство сигналов поступает именно в головной мозг, точнее, его кору.

Рецепторы, воспринимающие раздражение, находятся как в органах чувств, так и во внутренних органах. Когда информация поступает извне, она необходима для ориентации в пространстве и принятия решений о будущем действии и называется обстановочной афферентацей.

Внутренние сигналы, обеспечиваемые интерорецепцией физиологии или нервными окончаниями, расположенными внутри организма, дают информацию о состоянии самого организма, позволяя вовремя ощутить «неполадки», говорящие о проблемах со здоровьем.

В психологии под афферентацией подразумевается поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов человека в центральную нервную систему.

Начинается процесс восприятия с раздражения чувствительных нейронов.

Источником его может послужить любой сигнал:

  • поток света;
  • звуковые колебания;
  • химические вещества, распыленные в воздухе;
  • тепловое излучение и прочие.

Нейроны преобразуют раздражение в нервный импульс, поступающий в афферентные нейроны. Последние располагаются преимущественно в ганглиях спинного мозга, только зрительный и обонятельный сигналы идут напрямую в головной мозг. Это обусловлено важностью информации, которую они предоставляют. Здесь участвует и , обеспечивающий заданное положение глаз человека даже в темноте, явление это обеспечивается автоматически и влияет на координацию.

Задние корешки спинного мозга и черепномозговые нервы воспринимают полученную информацию и передают ее дальше на афферентные нейроны или в верхние отделы ЦНС, отвечающие за конкретный тип импульсации. Помогают в этом процессе специальные центры в стволе мозга, проводящие анализ импульсов и распределение их по типу восприятия.

Второй этап рефлекторной дуги включает анализ и обработку информации, по результатам которой вызывается действие, которое может заключаться в:

  • сокращении мышц;
  • выделении секрета;
  • выбросе гормонов в кровь и так далее.

Результат действия оказывает значительное влияние на формирование в дальнейшем рефлекса. Физиология определяет это как обратную афферентацию, благодаря которой происходит оценка целесообразности действия.

Роль звена обратной афферентации заключается в обеспечении эффективности рефлекса. Если он не имеет смысла (не обеспечивает безопасность, не помогает добыть еду, устранить боль и так далее), то есть не содержит «подкрепления», в нем нет смысла, и тогда рефлекторная дуга не замыкается.

Формирование же рецепта основано на принципе, что обратная афферентация совпадает с акцептором действия. В этом случае формируется устойчивая связь, физиологически обеспечиваемая системой нейронов, скрепленных между собой.

В физиологии это называется рефлексом, он может быть как врожденным (в нем «работают» поколениями накопленные положительные подкрепления), так и приобретенным. Они функционируют до тех пор, пока связь подтверждается, то есть присутствуют все элементы рефлекторной дуги.

Таким образом, роль обратной афферентации заключается в создании эффективного рефлекса.

Афферентация измененная

Восприятие человеком раздражения не всегда происходит объективно. На него могут повлиять:

  • условия среды;
  • состояние организма;
  • психические изменения;
  • действие некоторых веществ.

Поэтому поступающая информация может быть измененной. В таких условиях организм реагирует иначе, что называется измененной афферентацией.

Периоды особой чувствительности к ограничению афферентации это время, в течение которого человек необъективно воспринимает свое тело и его соотношение с окружающим миром. К примеру, в состоянии невесомости ощущения, исходящие от внутренних органов, становятся другими, соответственно и реакция организма изменяется. Наркотические вещества изменяют восприятие человеком окружающего мира, сказывается на его поведении.

Длительное изменение афферентации происходит при сенсорных расстройствах, когда человек не может воспринять раздражение правильно, или психических расстройствах, когда чувствительные нейроны работают нормально, а вот переработка и преобразование информации нарушены.

В данном случае пациент нуждается в коррекционной работе или в специализированном лечении.

Афферентация помогает человеку воспринимать себя и окружающий мир. Она участвует в процессе формирования рефлексов, значительно упрощающих работу нервной системы. Однако под действием некоторых факторов может приобрести измененные формы, представляя человеку неверную информацию.