Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? Почему?» для учащихся начальных классов.

Вопросы мы предлагаем очень много. Педагог сам может выбрать с учётом возраста и интересов учащихся.

Викторина для начальной школы с ответами

1. Как называется достаточно редкое явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию и создают увеличение приливных сил на Земле? (Парад планет)

2. Наклонных сооружений, таких, например, как Пизанская башня в Италии, в мире достаточно много. Есть такое и в России. Назовите его. (Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве накренился на полтора метра, но стоит достаточно крепко и надежно)

3. Встречая гостей хлебом и солью, наши предки вкладывали в хлеб понятие здоровья. А что означала соль? (Богатство)

4. Мировоззрение алхимиков зиждется на убеждении, что металлы — вещества одушевленные. Они якобы «растут» и «созревают» в недрах Земли, чем и обусловлены их взаимопревращения. По мнению древних алхимиков, железо или другой металл — это недозрелое состояние, а вот золото — это зрелое состояние металла. Поэтому они и искали такое средство, которое позволяло бы им ускорять это «взросление» металлов, то есть превращать их в золото. Как они называли средство, способствующее «взрослению» металлов? (Они называли его «философским камнем»)

5. В какой европейской стране сохранился обычай танцевать босыми ногами на раскаленных углях во время христианского праздника? (В Болгарии. Праздник посвящен Константину и Елене — покровителям здоровья и плодородия. А исполняют его только женщины)

6. Еще Гиппократ в своей книге «Гигиена» писал, что человек рождается здоровым и может прожить 120—150 лет, если будет питаться, как птичка; все болезни приходят к нему через рот с продуктами. Как же питается птичка? Назовите два правила. (Не переедает и не ест все сразу. Птичка сначала червячка съест, потом зерна поклюет)

7. Основа тибетской медицины — это фитотерапия, то есть использование лекарственных трав. Кроме того, тибетская медицина славится умением правильно ставить диагноз. Что делают тибетские медики для установления точного диагноза? (Диагноз определяют в основном по пульсу больного. Будущих врачей обязательно обучают этому методу. Пульс больного человека исследуют в области запястья шестью пальцами рук, причем каждый палец дает информацию о состоянии какого- нибудь одного органа — легких, печени, почек и так далее)

8. Что общего между неделей, радужной оболочкой глаза и периодической системой Д.И. Менделеева? (Число семь. В сутках семь дней, семь кругов в радужной оболочке глаза, семь периодов в системе Менделеева)

9. С каждым годом в мире увеличиваются горы мусора. Оказывается, что и по количеству отходов на душу населения есть страна-рекордсмен. Какая страна в мире лидирует в этом отношении? (США. Там промышленных отходов на душу населения в два раза больше, чем в других промышленно развитых странах)

10. Юный техник Сережа Волков, играя, построил башенку из деревянных катушек для ниток, а чтобы она не распалась, продел внутрь веревочку и туго натянул ее. Мальчику выдали авторское свидетельство за изобретение этой конструкции. Назовите самое знаменитое сооружение, построенное по предложенному Сережей принципу. (Останкинская телебашня в Москве)

11. Известно, что на Востоке активно применяют в медицинских целях чудодейственный корень женьшеня. На Западе тоже существует не менее действенное стимулирующее средство, правда, менее известное, чем женьшень. Что это за средство? (Это корень мандрагоры)

12. Обычно памятники воздвигают с целью увековечить славу какой-либо личности или исторического события. В двадцатом столетии начали сооружать памятники и животным — у них тоже есть заслуги перед человечеством, а также внутреннему органу человека. Какому? (В испанском городе Ба- лон появился памятник человеческой печени. Мэр этого города Хаиме Квинтанила, он же местный врач, объяснил это тем, что просто необходимо было отдать дань этому органу, который постоянно мучают жирной пищей и алкоголем. Если, глядя на гранитную печень, люди поймут, что и свою собственную надо беречь, он как мэр и врач будет счастлив)

13. В философии признаются три извечные проблемы, которые находятся в стадии постоянного изучения. Назовите их. (Кто мы? Откуда пришли? Куда идем?)

14. Из истории науки и техники известны отдельные идеи, которые, появившись в далекие времена, по сей день остаются актуальными, так как не решены до сих пор. Почти в каждой отрасли науки есть такие идеи — например, в механике этой вечный двигатель, в области огнестрельного оружия — оружие без использования взрывных зарядов, и прочее. Какая идея так и осталась нерешенной в области медицины? (Это идея создания эликсира молодости)

15. Канадский физиолог Г. Селье очень долгое время доказывал, что надо внедрить в науку понятие, которое означает «общий неспецифический ответ организма на повреждающие действия». Наконец это понятие было признано в научных кругах, а затем использовано в теории и практике современной медицины. Назовите его. (Стресс)

16. О чем многие ученые говорят так: «Оно многомерно, неоднократно, непостоянно, может прерываться»? (О времени)

17. Собаки потеют языком, слоны — ушами. А чем потеют кошки? (Организм кошки абсолютно лишен потовых желез, за исключением кожистых концов лапок)

18. Некоторые страницы жизни этого великого нидерландского художника шестнадцатого века до сих пор скрыты под покровом тайны; неизвестна даже точная дата его рождения. И с его произведениями широкая публика познакомилась лишь в начале двадцатого века: раньше почти все они находились в частных коллекциях. Наиболее известные работы живописца — «Вавилонская башня», «Охотники на снегу» и «Избиение младенцев». Кто он? (Питер Брейгель Старший)

19. Впервые этот кинозлодей появился еще на заре кинематографа. Бесчисленные немые ленты с его участием пользовались огромной популярностью. Образ неуловимого негодяя «воскресил» в шестидесятых годах двадцатого века французский режиссер Андре Юнебель, поставив три комедийных фильма о его похождениях. Роль этого злодея исполнил неподражаемый Жан Маре, а комиссара Жюва, ловившего его, сыграл Луи де Фюнес. Как звали злодея? (Фантомас)

20. Какая известная народная песня легла в основу первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», вышедшего на экраны 15 октября 1908 года? («Стенька Разин»)

21. Какал простая замена информационной надписи в метро сократила число самоубийств в Великобритании? (Надпись «Выхода нет» заменили на «Выход с другой стороны»)

22. Где расположен самый большой в мире дворец? (Это дворец китайских императоров в Пекине)

23. Какую страну поэтично называют «Страной утренней свежести»? (Северную Корею)

24. Начиная с 1990 года по всему миру давало выступление знаменитое «трио теноров». Кто в него входил? (Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Лучано Паваротти)

25. Седьмая цифра в южноафриканском паспорте указывает на пол гражданина: «1» — это мужчина. А под какой цифрой значится женщина? (Ноль)

26. Она называла себя и принцессой Азовской, и султаншей, и принцессой Еленой Владимирской. В 1774 году эта княжна объявила себя дочерью царицы Елизаветы Петровны и заявила о своих правах на российский престол. Княжна просила поддержки у турецкого султана и у графа Орлова-Чесменского, но все было тщетно. Екатерина Вторая велела Орлову схватить самозванку и доставить ее в Петропавловскую крепость, что граф и сделал. Под какой фамилией эта женщина известна в истории России? (Княжна Тараканова)

27. До 100 года нашей эры воины Рима не получали жалованья. Какое вознаграждение они получали за свою службу? (Они наделялись земельными участками)

28. Кто из американских президентов был самым рослым (высоким)? (Авраам Линкольн)

29. Назовите древнейший в мире язык, которым пользуются и поныне. (Китайский)

30. Какой великий художник эпохи Возрождения стал дизайнером форменной одежды охранников папского дворца в Ватикане? (Рафаэль. Эта форма существует и в наши дни)

31. Какое женское имя появилось в России только после выхода пьесы Александра Николаевича Островского? (Лариса. Героиня пьесы «Бесприданница»)

32. Какому природному явлению эту образную характеристику дал американский океанограф девятнадцатого века Мэтью Мори: «Есть в океане река, не мелеющая ни в какую засуху, не выходящая из берегов своих ни при каком наводнении. Берега у нее и дно состоят из холодной воды, между тем как ее собственные струи — теплые. Исток ее в Мексиканском заливе, а устье в полярных морях»? (Гольфстрим)

33. Не всем нравится резкое звучание этого духового музыкального инструмента, а между тем без него невозможно представить шотландский военный оркестр. Инструмент выглядит как кожаный мех с тремя трубками, одна из которых снабжена игровыми отверстиями, а две другие издают не изменяющиеся по высоте звуки. Это не что иное, как... (Волынка)

34. В 1152 году князь Юрий Долгорукий заложил на берегу этого озера город, получивший название Переяславль, то есть перенявший славу. Название было дано не случайно: ведь в этом месте пересекались торговые пути. А спустя пятьсот лет Петр Первый начал строить свою «потешную флотилию» и испытывать корабли на водах озера, которое известно под именем... каким? (Плещеево)

35. В центре Амстердама (Королевство Нидерланды) не меньше четырехсот мостов, и почти все они расположены на открытых местах. Шляпа, унесенная ветром, — обычное явление. Поэтому городские власти предусмотрительно повесили на каждом мосту... что? (По длинному шесту с крючком)

36. В картине знаменитого режиссера Феллини «Сладкая жизнь» был фотограф, чье имя после фильма стало нарицательным. Назовите его. (Папараццо)

37. Чем спонсор отличается от мецената? (Спонсоры осуществляют рекламные вложения, а меценаты действуют из чисто альтруистических побуждений)

38. Как в Англии, Шотландии и Ирландии назвали площадь земли, которую можно было вспахать одной парой волов за день? (Акр. Он равен 4047 квадратным метрам)

39. Есть ли разница между гололедом и гололедицей? (Гололед — обледенение домов, деревьев и тому подобного, а гололедица — обледенение земли)

40. Какой шедевр русских умельцев весом более двухсот тонн и высотой более шести метров сто лет пролежал в литейной яме, прежде чем его водрузили на постамент, на котором он пребывает и по сей день? (Царь-колокол)

41. Никто из нас не застрахован от плохого настроения: всякое случается в жизни! И тогда белый свет нам не мил, и окружающие страшно раздражают. Большинство из нас вскоре расстаются с подобным душевным состоянием, однако существуют, к сожалению, люди, которые ненавидят и окружающий мир, и все человечество. Как называют такого человеконенавистника? (Мизантроп)

42. В Древнем Риме ежегодно устраивали пышный праздник в честь Рема — одного из легендарных близнецов, вскормленных капитолийской волчицей. Говорили, что праздник этот установил сам основатель Рима якобы для умиротворения души убитого им брата. Как звали второго брата-близнеца? (Ром у л)

43. После окончания института в 1950-х годах Дэвид Коллинз поступил работать на железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с кропотливой работой — сортировкой вагонов. Ему пришла в голову идея записывать номера вагонов специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, а при учете освещать их прожекторами и считывать с помощью фотоэлементов. Что было изобретено путейским инженером Дэвидом Коллинзом? (Так был изобретен хорошо нам известный штрих-код)

44. В Древнем Риме этим словом называли людей, находящихся под покровительством одного и того же бога. Мы же так называем сослуживцев. Что это за слово? (Коллеги)

45. Маленький островок, затерянный в Тихом океане, где-то между южноамериканским материком и Таити, хранит тысячи загадок и манит, как магнитом, всех, кто любит тайны и приключения. «Рапануи» («пуп Земли») — так назвали его древние первооткрыватели. А как называем его мы? (Остров Пасхи)

46. Почему писатель О"Генри всегда тщательно запирал дверь на ключ, прежде чем садиться за рабочий стол? (Сказывались первые годы литературной деятельности, проведенные в тюрьме)

47. Как рассказывает легенда, брошенных сыновей Марса, братьев Ромула и Рема, выкормила своим молоком волчица. Потом братья попали в семью бедного пастуха, который вырастил их. Возмужавшие близнецы наметили границы будущего города Рима. Однако дело кончилось трагедией: Ромул убил Рема и дал городу свое имя. За что Ромул убил своего брата Рема? (При разделе территории города каждый из братьев почувствовал себя обманутым. Между ними возникла ссора, которая закончилась убийством Рема)

48. Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский (настоящее имя Ованес Айвазян, годы жизни 1817- 1900) праздновал свой пятидесятилетний юбилей. На торжественный обед в честь этого события он пригласил многих гостей, в том числе и художников. Когда наступило время подавать десерт, Иван Константинович сказал: «Господа! Приношу свои извинения за то, что мой повар сегодня не приготовил десерт. Прошу принять блюдо, приготовленное мною лично». Чем «угостил» своих гостей Айвазовский? (Слуги принялись разносить гостям на подносах маленькие пейзажики, написанные виновником торжества)

49. Знаменитый французский бактериолог Луи Пастер занимался в лаборатории исследованиями бактерии оспы. Вдруг к нему заявился незнакомый человек и объявил, что является секундантом господина, который намерен вызвать ученого на дуэль за якобы нанесенное оскорбление. Мсье Пастер выслушал его и сказал: «Согласно кодексу дуэли, я имею право выбрать оружие». Какое же он выбрал оружие? (Он предложил две колбы. В одной из них были бактерии оспы, в другой — чистая вода. Противнику предлагалось наугад выпить содержимое любой колбы. Пастер должен был выпить из второй. Дуэль не состоялась)

50. Что нельзя фотографировать во Франции? (Фотографирование французских полицейских, а также их машин влечет за собой крупный денежный штраф)

51. 30 августа 1832 года в Санкт-Петербурге установлена Александрийская колонна. Таким образом император Николай I отметил вклад своего старшего брата Александра I в дело победы над Наполеоном. Колонна была изготовлена из цельного куска гранита, добытого в каменоломне под Выборгом и перевезенного в Петербург на специально сконструированной барже. Монумент высотой сорок восемь метров и весом семьсот четыре тонны устанавливали две тысячи четыреста человек. На его вершине находится фигура ангела с крестом, которую в 1952 году предполагали заменить... чем? (Бюстом Сталина)

52. Энергетики государства Израиль всерьез обеспокоены появившимся в стране новым способом воровства электроэнергии. Что это за способ? (Так как счетчики в израильских домах монтируются снаружи, «умельцы» закапывают в их механизмы через щелки сладкий сироп. На угощение сползаются муравьи, которые тормозят вращение диска счетчика)

53. В 1927 году в Крыму произошло землетрясение, оно упоминается даже в книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Его эпицентр находился в море. О разрушениях знают все. Но то, что море при землетрясении загорелось, долгое время хранили в секрете. Отчего загорелось море? (В Черном море есть сероводородный слой. При землетрясении слои перемешались, и легковоспламеняемый сероводород оказался на поверхности)

54. Почему небольшой американский городок Паксатони в штате Пенсильвания называют «Мировым центром погоды»? (Считается, что именно второго февраля забавные сурки вылезают из норы после зимней спячки и предсказывают погоду на ближайшие шесть недель. Жители США умудрились превратить эту незатейливую примету в целый ритуал. Стараниями редактора местной газеты в 1886 году здесь был создан Клуб сурка, о котором быстро узнала вся Америка. Постепенно день второго февраля превратился чуть ли не в национальный праздник. Сурку дали имя «великий Фил — мудрец из мудрецов» и даже возвели в ранг национального предсказателя погоды. На праздник приезжают известные политики и звезды кино, а предсказание обязательно озвучивается крупнейшими каналами радио и телевидения)

55. В 1870 году Николай Николаевич Миклухо-Маклай совершил свое первое путешествие на большой тихоокеанский остров. Аборигены встретили его не очень дружелюбно — ученый оказался под прицелами луков. Что же сделал путешественник такого, после чего папуасы приняли его за божество — «человека с Луны»? (Николай Николаевич продемонстрировал туземцам «горящую воду» — поджег бочку со спиртом. Перепуганные воины упали на колени и принялись уговаривать путешественника «не поджигать море»)

56. Девушки индийской касты Кадава-Камби имеют право выйти замуж в один-единственный день, который наступает раз в двенадцать лет. Поскольку среди членов касты десятилетние девушки считаются уже довольно пожилыми, создается затруднительное положение. Однако они нашли способ обходить жесткий закон. Какой? (Они вступают в формальный брак с букетом цветов. Как только цветы завянут, молодая жена становится вдовой. А на вдову обычай уже не распространяется — она может выходить замуж, когда ей вздумается.)

57. Кандидат в вожди одного из племен Бразилии сам определяет день собственной кончины. Как он это делает? (Старейшины племени ведут его на берег моря, завязывают глаза, после чего тот должен взять одной рукой горсть крупной гальки. Сколько камешков удастся захватить, столько и предстоит царствовать. Когда срок подойдет к концу, слуги подносят своему предводителю чашу с ядом. В момент погребения бывшего вождя к морю ведут нового кандидата)

58. Знаете ли вы формулу успеха Альберта Эйнштейна? Великий ученый и шутник считал, что она выглядит так: А = X + У + Z, где А — успех; X — работа; У — игра. А что же обозначалось буквой Z? (Z — умение держать язык за зубами)

59. В США придумали довольно эффективный способ борьбы с браконьерами, незаконно вырубающими елки к Рождеству и Новому году. Что это за способ? (Елки и другие вечнозеленые растения на этот период опрыскивают специальным раствором, который имеет отвратительный стойкий запах)

60. Многие годы специалисты по охране природы считали, что наилучший способ защиты яиц морских черепах редких и исчезающих видов — это забрать их из гнезд прибрежной полосы и вывести черепашек в искусственных условиях. Однако, проанализировав результаты своих стараний, ученые пришли к выводу, что этого делать не следует. Почему? (Из перенесенных яиц черепах впоследствии выводилось больше самцов, а это, как известно, не способствует поддержанию популяции вида, находящегося под угрозой исчезновения. Происходит это, как считают ученые, из-за переохлаждения яиц, то есть из-за несоблюдения естественного режима черепашьего гнезда)

61. Привыкшие к молочным продуктам английские колонизаторы стали завозить на прекрасные пастбища Австралии коров. Но это чуть не привело к катастрофическим последствиям. Почему? {В луговых травах и почвах австралийских пастбищ не оказалось естественных санитаров — навозных жуков. Поэтому коровий навоз стал отравлять местную растительность. В конце девятнадцатого века Англия была вынуждена закупить в странах Европы и Азии крупные партии навозных жуков)

62. Слава о блестящих победах Александра Македонского известна многим, но вот каким образом его солдаты узнавали о начале атаки, ведь часов у них не было? (У солдат Македонского были нарукавные повязки, пропитанные фотохромным веществом, которое под лучами солнца меняло свой цвет. По цвету повязок и узнавали македонцы о начале штурма или атаки)

63. Когда Иосиф Сталин в чем-то опережал интересы Англии во Второй мировой войне, то он весьма своеобразно сообщал об этом Уинстону Черчиллю. Как? (В таких случаях Сталин непременно посылал Черчиллю свой портрет в парадной форме без каких-либо комментариев и записок. Получив такое послание, премьер-министр Англии начинал задумываться: где же его опять «обошел» Сталин?)

64. Известно, что в монастырях Тибета редко пропадали ценные книги, и это происходило в опасные времена Средневековья, когда грабили даже монастыри. Чем объясняется этот факт? (Ценные книги монахи хранили в гигантских статуях Будды, где были сделаны отлично замаскированные ниши с полками для книг. Мирские же сокровища в теле Будды хранить было запрещено)

65. В тринадцатом веке инквизиция преследовала Ричарда Бэкона, который предсказывал создание судов, двигающихся без гребцов, колесниц, лошадей; приборов, несущих на дальние расстояния буквы и слова; устройств, которые смогут приближать звезды, Солнце и Луну. Последние дни своей жизни Ричард Бэкон провел в одиночной камере монастырской тюрьмы, куда его заключили за связь с дьяволом. Причем на суде инквизиция представила вещественное доказательство его вины. Какое? (Это были изобретенные им очки, сквозь которые, дескать, виден мир вовсе не таким, каким его создал Господь Бог. Но изобретение очков почему- то, однако, приписывают Иоганну Кеплеру — немецкому астроному, годы жизни которого 1571—1630)

66. Еще в девятнадцатом веке суданский город Суакин (Восточная Африка) называли Венецией Красного моря. В течение пяти веков это был крупный порт, оживленный перекресток торговых путей между Африкой, Оттоманской империей и Аравией. Ныне здесь никто не живет, а корабли не могут войти в порт мертвого города. От сотен великолепных домов и дворцов остались лишь руины. Что послужило причиной запустения этого города? (Трагедия суданского Суакина началась с ошибки строителей: приблизительно в 1860 году здесь начали строить здания из кораллов. Известковые скелеты кораллов доставляли из разных районов Красного моря и сгружали в бухте Суакина. На берегу кораллы начали быстро крошиться, а полипы в бухте размножались с необыкновенной скоростью и закрыли вход в бухту)

67. В какой жидкости можно растворить золото и платину? (В так называемой «царской водке». Это смесь трех частей соляной кислоты и одной части азотной кислоты)

68. Какая европейская страна не входит в Организацию Объединенных Наций (ООН)? (Швейцария)

69. Какой канал соединяет Атлантический океан с Тихим? (Панамский.. Построен в 1914 году)

70. Из чего была сделана первая в мире пишущая машинка? {Из дерева. Ее создал Петер Миттерхофер в 1864 году)

71. При какой температуре воздух становится жидким? (При температуре минус 140,7 градусов по Цельсию)

72. Какой канал соединяет Красное море со Средиземным? (Суэцкий. Построен в 1869 году)

73. Какие два развлечения были у Робинзона на острове? (Чтение Библии и пение псалмов)

74. Как называется «паутина», в которой даже запутываться приятно? (Интернет)

75. Что биологи считают «праматерью» нашей крови? (Талую воду)

76. Какие два царя до сих пор есть в Московском Кремле? (Царь-колокол и Царь-пушка)

77. Какой игрушкой запрещалось пользоваться на курсах дизайнерского ремесла при разработке орнамента? (Калейдоскопом)

78. Какой товар на мировом рынке — второй по значимости после нефти? (Кофе)

79. Древнеримский философ Эпикур говорил: «Когда я есть, ее еще нет, когда она есть, меня уже нет». О чем идет речь? (О смерти)

80. На каком материке нет государственных границ, и люди там живут единой интернациональной семьей? (Антарктида)

81. Название какого материка переводится с латыни как «южный»? (Австралия)

82. Где в обыкновенном доме или квартире температура выше, чем при плавке в доменной печи? (В лампочке. Температура спирали лампочки накаливания — до 2 500 градусов по Цельсию)

83. Каких измерительных приборов в мире выпускается больше всего? (Часы)

84. Как называется наука, занимающаяся составлением гороскопов? (Астрология)

85. Назовите самое большое жидкое тело на Земле. (Это внешнее ядро планеты. Внутреннее ядро планеты твердое, оно состоит из железа и никеля и имеет 1221 километр в поперечнике. Его окружает внешнее жидкое ядро толщиной 2 259 километров)

86. Назовите самый длинный день за всю историю Земли. (Морские приливы, вызываемые гравитационным взаимодействием Луны с Землей, постепенно переносят момент вращения Земли на лунную орбиту. В результате вращение Земли за сто лет замедляется на 0,02 секунды, и каждый день становится чуть длиннее. Значит, самый длинный день в истории Земли — сегодня!)

87. Какую гору на своих языках тибетцы называют «Богиня Матери мира», а непальцы — «Лбом в небо?» (Джомолунгма — тибетское, Сагарматха — непальское, Эверест)

88. Средняя соленость Мирового океана — 3,38%, соленость Мертвого моря (Израиль) — 23,1%. А на каком континенте находится самое соленое озеро? (Антарктида. Озеро Дон Жуан с соленостью 40,2%)

89. Что общего между звездным небом и концертным роялем? (У рояля 88 клавиш, в небе 88 созвездий)

90. Экипировка парашютистов, прыгающих с малых высот (около 100 метров), принципиально отличается от экипировки при прыжках с «нормальных высот». О каком отличии идет речь? (У прыгающих с малых высот нет запасного парашюта. Иначе бы вес снаряжения увеличился, а воспользоваться этим парашютом все равно нельзя)

91. Какому государству принадлежат Гавайские острова? (США)

92. Где находится самый большой коралловый риф и как он называется? (Самый большой коралловый риф называется Большой Барьерный риф. Проходит он вдоль северо-восточного побережья Австралии. Его протяженность 2300километров. Большая его часть скрыта под водой)

93. Что такое «Юнион Джек»? (Британский национальный флаг)

94. На каком континенте нет пустынь? (Европа)

95. Какой американский штат назван в честь французского короля? (Луизиана. Этот штат когда-то был французской колонией. В 1812 году США купили Луизиану у Франции)

96 В каких местах пустыни можно вести сельское хозяйство без искусственного орошения? (В оазисах. Влажность почвы оазисов обусловлена грунтовыми водами и близостью рек)

97. В какой пустыне на протяжении четырех веков не выпадало никаких осадков? (В пустыне Атакама в Чили — Южная Америка. Эта пустыня самая засушливая в мире)

98. Какому государству принадлежат Канарские острова? (Испании)

99. Какая разница между лавой и магмой? (Практически никакой. И то и другое — раскаленная вязкая масса. Магма, излившаяся на поверхность Земли, превращается в лаву)

100. Что такое «огненное кольцо» в географии? (Тихоокеанское кольцо активных вулканов)

101. Какой штат в США зовется «последней границей»? (Аляска)

102. Что уборщики Диснейлендов называют «мусором № 1»? (Жевательные резинки)

103. К какому виду растений относятся морские лилии? (Ни к какому. Морская лилия — это животное отряда иглокожих)

104. Водоросли — это растение или животное? (Это низшие растения. Существует более восьми тысяч водорослей)

105. Какие представители фауны Земли могут жить в лужах нефти, в чистом углекислом газе, в почти чистой соли? (Насекомые)

106. К каким представителям фауны царь Соломон отправлял ленивцев со словами: «Посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою»? (К муравьям)

107. Как на Руси первоначально называли бал? (Ассамблея)

108. В начале двадцатого века лечение этими кровососущими существами стало столь популярным, что их чуть было не истребили. Спасло их то, что во многих странах появились биофабрики по их выращиванию. О ком идет речь? (О пиявках. Они до сих пор широко используются при лечении некоторых форм гипертонии, расстройствах мозгового кровообращения, слухового аппарата. Присасываясь, пиявки выделяют вещества, не дающие сворачиваться крови и расширяющие капилляры)

109. Что общего между плесенью, домовым грибом и дрожжами? (Все это грибки)

110. От укусов какого представителя фауны ежегодно гибнет самое большое число людей? {Комар. Он — переносчик малярийной заразы)

111. Древнегреческий философ-идеалист Платон этим словом называл искусство кораблевождения и управления людьми. Французский физик Андре Мари Ампер этим словом назвал науку о государственном управлении. Английский физик Джеймс Клерк Максвелл обозначил этим термином «изучение механизмов с обратной связью». Сейчас так называется область науки, касающаяся управления и связи в машинах и живых существах. (Кибернетика от греческого «кибернэтэс» — кормчий)

112. В 1894 году английские химики Уильям Рамзай и Джон Уильям Рэлей открыли газ, до них неизвестный. Самым удивительным признаком незнакомца оказалась его полная неспособность соединяться с другими элементами — ни с одним! Ученые нашли в древнегреческом словаре подходящее имя для газа «бездельника». Если перевести с греческого название этого газа, то буквально получится «бездельный, недеятельный». Что это за газ? (Аргон)

113. В 1898 году английский химик Рамзай дал названия двум газам. Одно из них переводится с греческого как «солнечный», а второе — «новый». Назовите эти газы. (Гелий и неон)

114. Как называется наука о материальной, общественной и духовной культуре народов? (Этнология, от греческого «этнос» — народ, «логос» — наука)

115. 25 июня 1876 года Александр Белл нарек свое изобретение «телефоном». Демонстрируя членам жюри свое устройство, Белл с чувством декламировал монолог литературного героя. Какого? (Монолог Гамлета: «Быть или не быть...»)

116. В 1746 году Карл Линней подготовил к печати труд, в котором описал все виды животных, населяющих Швецию. Нужно было его озаглавить, коротко, ясно и мотивированно. Для заголовка он выбирает имя римской богини. Какое? (Фауна — богиня живой природы. Карл Линней был первым, предложившим этот научный термин)

117. Как называется наука, изучающая жизнь во всей Вселенной и ее происхождение на Земле? (Астробиология)

118. Какой знак предложил использовать для обозначения десятичных дробей французский математик шестнадцатого века Франсуа Вийет? (Запятую)

119. Какая наука изучает все, что связано с НЛО? (Уфология)

120. Из какой страны был родом великий Альберт Эйнштейн? (Из Германии)

121. Она бывает песчаная, глинистая, солончаковая и даже гипсовая, а в нашем представлении она все равно песчаная. Что это? (Пустыня)

122. Как называется эскимосское жилище из снежных блоков? (Иглу)

123. Что коллекционирует филуменист? (Спичечные этикетки)

124. Как называется жанр японской поэзии — нерифмованное пятистишие из тридцати одного слога? (Танка)

125. Как называется человек, выступающий против какой бы то ни было войны? (Пацифист)

126. Какому одному богу был покорен кудесник из «Песни о вещем Олеге»? (Перуну)

127. Как назывался хирургический инструмент — предшественник скальпеля? (Ланцет)

128. Как называется японский кодекс самурая? (Бусидо)

129. Как в России называется ученое звание, предшествующее званию академика? (Член-корреспондент)

130. Как в народе называют бикарбонат натрия? (Пищевая сода)

131. Какая отечественная телепередача попала в книгу рекордов Гиннесса как долгожитель на экранах? («Клуб путешественников»)

132. О каком народе Земли Джон Рональд Руэл Толкиен писал: «Они преданы своим обычаям, не растворяются в других расах, говорят на языке тех стран, где живут, но с акцентом, свойственным их родному языку»? (О евреях)

133. Японцы произносят фамилию русского композитора так: Тяйкуфусуки. А как она звучит по-русски? (Чайковский)

134. Буаст писал: «Слава покупается ценой счастья, покровительство — ценой независимости». А ценой чего, по его мнению, покупается наслаждение? (Ценой здоровья)

135. Кто относится к классу млекопитающих, отряду приматов (от латинского слова «приматус» — первое место, старшинство, главенство), подотряду обезьян, подгруппе высших узконосых обезьян и представляет самостоятельное семейство гоминид? (Человек. В это семейство входит всего один вид Homo sapiens — человек разумный)

136. Демонакт как-то увидел двух невежд, один из которых задавал дурацкие вопросы, а другой давал не менее дурацкие ответы. Демонакт сказал им: «По-моему, один из вас доит козла, а другой подставляет...» Что? (Решето)

137. В 1998 году были установлены иконографические правила изображения этого святого. Согласно им, он должен изображаться с иконой Троицы в руках. Назовите его. (Андрей Рублев)

138. Неподалеку от датского города Орхус находится целая страна технических фантазий. Здесь можно погулять по придуманной индейской стране с пещерами, чудовищами и аттракционами, пройтись по «мини-Копенгагену» с королевским дворцом и гвардейцами, посидеть рядом с Андерсеном... Из чего же сделаны все элементы этой необыкновенной страны? (Из деталей конструктора «Лего». Это «Леголенд»)

139. С какого месяца начинался год у древних римлян? (С марта, посвященного богу войны Марсу)

140. Отрезок времени между декабрем (десятым месяцем) и мартом у древних римлян назывался «безмесячным». В седьмом веке до нашей эры этот промежуток разделили на два месяца. Каких? (Январь и февраль)

141. Американский астронавт Джон Гленн благополучно вернулся из космоса и умер, поскользнувшись... Где? (В ванне)

142. На севере Австралии вообще нет снега. Но это совсем не значит, что там не катаются на лыжах. Катаются, да еще круглый год. Что заменяет лыжникам снег? (Они катаются по песчаным откосам)

143. Однажды русский поэт Гаврила Романович Державин увидел природное чудо Карелии и написал о нем: «Алмазна сыплется гора». Что же он увидел? (Водопад. Это был водопад Кивач)

144. При пяти метрах в секунду его считают легким, при 12,5 метра в секунду — крепким. Назовите особу королевской крови из известной сказки, которой он помог найти свою возлюбленную. (Ему помог Ветер. Королевич Елисей)

146. Завершите высказывание шотландского писателя Бернарда Шоу: «Глядя в прошлое, обнажите голову, глядя в будущее...» («...засучите рукава»)

147. Абуль-Фараджа спросили, кого можно считать умным человеком? Он ответил, что того, кто стремится к цели. К какой? (К достижимой)

148. Школа восточных боевых искусств, которую открыл американский киноактер Стивен Сигал в Осаке, стала первой в Японии. В чем же это первенство? (Это первая школа восточных боевых искусств, открытая в Японии неяпонцем)

149. Древние инки вместо человека могли принести в жертву только попугая. Почему именно эту птицу? (Он умеет говорить)

150. Голубиная почта не была распространена при дворе русских царей, они предпочитали посылать с депешами гонцов. Тем не менее в Московском Кремле постоянно содержали голубей. Зачем? (Для кормления хищных птиц, использовавшихся на охоте)

151. Главарь шайки из арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников» проник в дом Али-бабы, чтобы того убить... Хозяин принял гостя радушно, пригласил за стол... Но атаман упорно отказывался от пищи из-за одной особенности ее приготовления. Что это за особенность? (Пищу посолили. По обычаям арабов, с человеком, с которым ты отведал соли, нельзя даже ссориться, не то что убивать)

152. В 1872 году в Москве появился двухэтажный корпус почтамта. Кто располагался на первом этаже? А кто на втором? (На первом — лошади, на втором — служащие)

153. Какой мех на Руси когда-то называли «сторожковым»? (Собачий, а собаку называли «сторожком»)

154. В повести американского писателя Артура Хейли «Взлетная полоса 08», основанной на реальном случае, оба пилота пассажирского самолета отравились в полете несвежей пищей, а самолет пришлось сажать одному из пассажиров и стюардессе. После этого случая многие авиакомпании ввели простое правило, которое позволяет избежать повторения подобной ситуации. Что это за правило? (Пилоты питаются разной пищей)

155. Эта река имеет исток в горах Витватерсранда, принимает воды Улифантса и ряда других притоков и впадает в Индийский океан. Назовите сказочного героя, которому необходимо было попас 1ь на берега этой реки. [Доктор Айболит должен был добраться до берега реки Лимпопо — Южная Африка)

156. В арсенале сотрудников охраны Московского Кремля, помимо оружия и средств связи, есть полотнища из асбестовой ткани. Для чего они предназначены? (Для борьбы с самосожженцами)

157. Однажды к врачу пришел пациент, который пожаловался на то, что, когда он сгибается в пояснице и по очереди поднимает сначала одну, а затем вторую ногу, у него возникают боли в спине. «Зачем вы это делаете?» — удивился врач. Что ответил больной? (Чтобы надеть брюки)

158. Это вещество — основной компонент кислотных дождей. В газообразной форме оно может вызвать тяжелые ожоги. Последствием попадания этого вещества в желудок может стать усиленное потоотделение, а в случае большой дозы — и рвота. При случайном вдыхании его не исключен летальный исход. Назовите это вещество. (Вода)

159. О чем говорится в одной старинной монгольской легенде: «Эти деревянные войска рассеивают сон невежества»? (О шахматах)

160. Какая головоломка признана игрой двадцатого столетия? (Кубик Рубика. Его создал в 1974 году венгерский архитектор Эрне Рубик)

161. В США в первой половине девятнадцатого века существовали специальные недели истребления этих птиц, которые, как саранча, пролетали многомиллионными стаями над всеми штатами. Их истребляли сотнями тысяч ночью путем простого избиения шестами во время сна. Их мясом откармливали свиней. Что это за птицы? (Странствующие голуби)

162. Жемчужиной парижского Лувра является картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»). А какая картина является жемчужиной Дрезденской галереи в Германии? («Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем в 1519 году)

163. Французский писатель Александр Дюма пользовался услугами одного врача. Как-то тот попросил знаменитого пациента написать о нем отзыв. Вскоре отзыв был готов. Врач был о себе весьма высокого мнения как о специалисте, поэтому его очень порадовало начало документа: «В районе, где практикует доктор N, следует закрыть все больницы». Но дальше... Что же написал Дюма дальше? (Можно только догадываться, какую физиономию скорчил врач, прочитав следующее: «Вместе с тем там следует открыть два новых кладбища»)

164. В 1912 году немецкий археолог Л. Борхарт обнаружил мастерскую придворного скульптора фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). В ней он нашел изваяние супруги фараона. Увидев его, Борхарт записал в своем дневнике: «Описывать бесполезно — смотреть!» Как звали супругу фараона, поразившую археолога своей красотой? (Нефертити — с древнеегипетского «Красавица грядет»)

165. Согласно одной астрономической теории, пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера — не что иное, как обломки некогда существовавшей планеты. Некоторые сторонники этой теории полагают, что размеры ее были близки к земным. Гипотетическая планета получила имя героя древнегреческой мифологии — сына бога солнца Гелиоса. Назовите его. (Фаэтон)

166. Он — киноактер, сценарист, режиссер, художник и даже писатель. Его фотография висит на Бейкер-стрит в Лондоне, и англичане называют его лучшим Шерлоком Холмсом двадцатого века. Его голосом говорят Карлсон, который живет на крыше, крокодил Гена и Удав из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Назовите этого человека. (Василии Ливанов)

167. «После победы над Хумбабой Гильгамеш вернулся в родной город Урук. Он оружие омыл, он начистил оружие, по спине распустил благовонные кудри. Сбросил грязное, чистое набросил на плечи, наложил на главу тиару, затянулся в тунику. Взглянула на него богиня, и в сердце ее запылала страсть». Что за богиню почитали древние ассирийцы и вавилоняне, полагая, что ей принадлежит власть над плодородием и плотской любовью? (Иштар)

168. Не появиться бы этой легендарной кинокартине Владимира Мотыля на свет, не найди сценаристы Ежов и Ибрагимбеков участника подлинных событий тех далеких лет. Он-то и рассказал им, что степные ханы часто бросали свои гаремы и их обитательницы бродили как неприкаянные по пустыне... Фильм долго держали на полке, потом выпустили «вторым экраном». Вопреки всему он стал подлинно народным любимцем и талисманом российских космонавтов. Как называется этот фильм? («Белое солнце пустыни»)

169. С одобрения российского императора Александра I два шлюпа, «Восток» и «Мирный», покинули Кронштадтский порт и отправились к Южному полюсу. Взору отважных мореплавателей предстал «матерый лед чрезвычайной высоты: простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Назовите капитанов этой экспедиции, кому выпала честь открыть миру Антарктиду. (Адмиршы Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев)

170. Вы находитесь в пустыне. Заблудились. Компаса нет, кругом песчаное море. Единственное, что вы знаете, — это то, что в этой местности преобладают южные ветры, но ветра сейчас нет. Что нужно сделать, чтобы сориентироваться? (Можно сориентироваться по дюнам. Наветренный склон пологий, подветренный — обрывистый)

171. Какая часть света расположена на двух материках? (Америка)

172. Одна широковещательная радиостанция в Париже обещает своим слушателям не только информировать их и развлекать, но также защищать от комариных укусов. Как? (Параллельно с обычными передачами радиостанция будет посылать в эфир не слышимые человеческим ухом звуки, которые губительно действуют на кровососущих самок комаров)

173. Эти мужчина и женщина не были рождены, но умерли. Кто они? (Адам и Ева)

174. В каком штате США уже много лет издается газета «Тундра Тайме»? (Штат Аляска)

175. Французы говорят: «Первый прикрывает свои ошибки фасадом, второй — соусом, а третий — землей». Первый — архитектор, второй — повар. Назовите третьего. (Врач)

176. Одно из имен богини Юноны — Монета. Она давала людям советы, как поступить в сложной ситуации, тем способом, которым мы пользуемся до сих пор. Каким? (Подбрасываем монетку: орел или решка)

177. О каких мужчинах китайцы говорили: «За святость и умеренность Бог награждает человека вторым лицом»? (О лысых)

178. Даже Книга рекордов Гиннесса не в силах установить, какая река является самой длинной в мире: африканский Нил или... Какая? (южноамериканская Амазонка)

179. Когда в конце девятнадцатого века мир облетело известие о его появлении, главный инженер Британских Почт сэр Вильям Прис заметил: «Американцам он, может быть, и нужен, но мы, к счастью, не нуждаемся в нем, поскольку у нас хватает посыльных». О чем шла речь? (О телефоне)

180. На самом деле она не имеет той формы, которая ей приписывается: она 10x12x15 метров. Внутри нее — скрытый от глаз храм скромности: три деревянные колонны, несколько серебряных сосудов и фреска, изображающая Марию с младенцем. Внутри чего это находится? (Внутри святыни Каабы)

181. Натянутые нервы, расстроенные нервы, играть на нервах... Почему многие выражения, касающиеся наших нервов, связаны с музыкой? (Дело в том, что по-латыни струна — «нервус». Когда врачи узнали о существовании в организме персов, их поразило сходство этих органов со струнами. И привычные выражения, касающиеся музыкальных струн, стали применять и в отношении нервов)

182. Название этого вида физической культуры происходит от греческого слова, означающего «поднимающийся вверх». Еще в древнегреческом театре в представления комедий вставлялись шутовские номера с элементами силовых упражнений. В наше время на подобных элементах построены гимнастика, аэробика, прыжки на батуте; они используются в фигурном катании и единоборствах. Вспомните этот вид физической культуры. (Акробатика)

183. Семьдесят шесть лет Плутон считался девятой «полноценной» планетой Солнечной системы — долгое время полагали, что его размеры чуть ли не превышают размеры Земли. Но в августе 2007 года Международный астрономический союз постановил считать его так называемой карликовой планетой, что, в общем-то, неудивительно. Почему Плутон перестал быть «полноценной» планетой? (Космический телескоп «Хаббл», приблизившийся к Плутону, помог установить, что диаметр этой планеты составляет всего лишь две трети лунного)

184. Название самой яркой звезды созвездия Ориона в переводе с арабского означает «Рука великана». Ее размеры поражают воображение: диаметр звезды превышает диаметр орбиты Юпитера! Светило, по всей видимости, находится на закате своей жизни, и в скором времени нужно ожидать его превращения в сверхновую. В этом случае свет звезды будет сопоставим со светом полной Луны. Как называется эта звезда? (Бетельгейзе)

185. Предание гласит: уставший путник, взобравшийся на высокую гору, произнес лишь одно восклицание, которое легло в основу названия города на горе. О каком городе идет речь? (Уфа)

186. Считается, что эта змея обладает очень сильным ядом: укушенный ею человек если и не умирает сразу, то потом очень долго болеет. К счастью, сейчас встретить опасное пресмыкающееся не так-то легко, тем более что оно само старательно избегает встречи с людьми. В Узбекистане ее называют «чарх иыйлон» — шумная змея, а нам она известна под коротким именем, напоминающим звук выдоха. Что это за змея? (Эфа)

187. Мю Цефея, красный сверхгигант, — самая большая звезда в обозримой Вселенной. Ее поперечник почти в полторы тысячи раз больше солнечного: в нашей системе она поглотила бы орбиты всех планет вплоть до Сатурна! Британский астроном Вильям Гершель, одним из первых исследовавший исполинскую звезду, обратил внимание на ее необычно глубокий и насыщенный кроваво-красный цвет. Именно он дал ей имя... Какое? (Гранатовая)

188. С давних пор эта земля будоражила воображение и привлекала авантюристов. Полагали, что именно здесь расположено мифическое Эльдорадо — страна, где уличные мальчишки играют золотом, как простыми камешками. К великому разочарованию конкистадоров, ученых и путешественников, Эльдорадо так и осталось мифом, лишь золото инков, которое здесь иногда находят при раскопках, свидетельствует о богатом, хотя и кровавом прошлом. На территории какого современного государства искали мифическое Эльдорадо? (Эквадор — государство на западном побережье Южной Америки)

189. На скольких языках говорят в Европе? (Почти на шестидесяти языках)

190. В какой стране латинский язык является государственным языком? (В Ватикане. Однако в обычном общении там говорят по-итальянски)

191. Какой национальный символ у Ирландии? (Лист клевера. По легенде, Патрик, почитаемый в Ирландии как святой, с помощью этого листика объяснил триединство Святой Троицы: один лепесток — Бог Отец, другой лепесток — Бог Сын, третий — Бог Дух Святой)

192. Какое животное самым первым приручил человек в Европе? (Собака — более 9 000 лет, затем идут коза, свинья -— более 5 000 лет)

193. В какой европейской стране нет змей? (В Ирландии. В очень до/ккие времена она входила в ледниковую зону. Позже, когда климат стал мягче, континент и остров разделило море. А ирландцы-католики считают, что святой Патрик предал всех змей анафеме и они исчезли)

194. В какие европейские страны нельзя брать с собой животных? (В Англию и Ирландию. Перед ввозом в эти страны животные должны пройти полугодовой карантин, чтобы они не завезли какую-нибудь болезнь)

195. В какой европейской стране есть плантации роз и Розовая Долина? (В Болгарии. На изготовление одного килограмма розового масла идет 1,5 тонны розовых лепестков)

196. Какой гриб, растущий на территории Европы, самый ядовитый? (Бледная поганка)

197. Благодаря каким заслугам французский дипломат Жан Ни- кот обессмертил свое имя? (В 1560 году Никот ввез во Францию табачное растение, которое назвали herba nicotina, что значит «трава Никота». Отсюда «никотин» — вещество, входящее в состав табака)

198. Кто владеет самым большим бриллиантом в мире — «Звезда Америки»? (Английская королевская семья. Бриллиант в 530 карат, весит около 100 граммов. Он выставлен на всеобщее обозрение в лондонском Тауэре)

199. Как называется лондонский квартал, где сосредоточены банки, биржи, брокерские конторы? {Сити)

200. Три курорта в разных странах — в Германии, Австрии и Швейцарии — имеют одинаковое название. Какое? (Баден)

201. Какой европеец стал первым почетным гражданином США? (Уинстон Черчилль — английский премьер-министр во время Второй мировой войны)

202. В какой стране было сварено первое пиво в Европе? (В Германии: в 1437году в Баварии)

203. Как называется дворец, в котором находится резиденция французского президента? (Енисейский дворец)

204. Какой знаменитый немецкий изобретатель утонул в проливе Ла-Манш? (Рудольф Дизель. Существует версия, что он покончил жизнь самоубийством)

205. В каком городе Европы был построен первый в мире универмаг? (В Париже в 1855 году)

206. Что означает слово «мадонна»? (Моя госпожа. Это слово итальянского происхождения. Имеется в виду Мария-Богородица. Мадонна всегда изображается с младенцем на руках)

207. В каком городе Греции открыт в 2004 году Музей Спарты? (В Салониках)

208. Что пили и ели легендарные боги Древней Греции на Олимпе? (Нектар и амброзию)

209. Какая футбольная команда выиграла пять раз подряд кубок Европы? («Реал» —Мадрид с 1956 по 1960 год)

210. Какая английская игра с мячом своим названием обязана городу, в котором она появилась? (Регби. Первый матч сыгран в 1832 году)

211. В какой стране придумали игру в гольф? (Б Шотландии)

212. В какой стране в 1895 году прошли первые автогонки? (Во Франции на трассе Париж — Бордо)

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цели:

1) способствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося, раскрытию многогранности своих интересов;

2) содействовать развитию творческих способностей, познавательных интересов учеников, развитию инициативы и самостоятельности;

3) пробуждать интерес учащихся к энциклопедическим знаниям, к решению нестандартных задач;

4) способствовать воспитанию умения радоваться творческим находкам, маленьким открытиям, общаться, дружить, поддерживать друг друга и помогать друг другу.

Материал и оборудование:

Дипломы;

Эмблемы;

Карточки для записи ответов;

Компьютер, проектор, экран,

Мультимедийная презентация;

Чёрный ящик;

2 игровых места (стулья, столики для играющих расставлены полукругом);

Таблички с названием команд.

Ход игры.

Слайд 1

Звучит музыка, участники игры рассаживаются за столами.

Слайд 2

Ведущий: Я рада приветствовать вас, уважаемые игроки, на нашей интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру, в которой вы должны проявить эрудицию, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

В игре примут участие 2 команды знатоков. Давайте с ними познакомимся.

Команда 1- «Знайки», капитан…….

Команда 2 – «Умейки», капитан….

Ведущий: Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

В состав нашего жюри входят…

Ведущий: Прошу жюри занять свои места.

Жюри будет оценивать ваши ответы. Надо только внимательно слушать, правильно и быстро выполнять задания по сигналу. Ответы необходимо записывать на карточках. Капитаны команд передают карточки с ответами членам жюри.

Если задание выполняется правильно, жюри начислит баллы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Слайд 3-4

Ведущий: Прежде, чем начать соревнование, познакомьтесь с правилами игры :

1. Игра «Что? Где? Когда?» состоит из 13 вопросов.

2. Все команды играют одновременно.

3. Ведущий зачитывает вопрос, после чего у команд есть ровно одна минута на его обсуждение.

4. Задача команды – своевременно дать верный ответ на вопрос, заданный ведущим.

5. В случае правильного ответа команда получает 1 балл. В случае неправильного ответа баллы не вычитаются.

6. Баллы, которые вы заработаете сегодня, определят победителей и призёров турнира.

Слайд 5

Ведущий: Итак, участники готовы? Начинаем.

Слайд 6

Вопрос №1. (Звучит гонг)

Дядя Степа починил это устройство , дотянувшись до него без лестницы. Причиной неисправности был залетевший внутрь воробей. (Отсчёт времени).

Слайд 7

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Светофор

Жюри: подведение итогов.

Слайд 8

Вопрос №2. (Звучит гонг)

В кукольном мультфильме «Шапокляк» песня о нём начинается со слов «Медленно минуты уплывают вдаль». Ответ дайте двумя словами. (Отсчёт времени)

Слайд 9

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Голубой вагон

Жюри: подведение итогов.

Слайд 10

Вопрос №3. (Звучит гонг)

Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них. (Отсчёт времени)

Слайд 11

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка

Жюри: подведение итогов.

Слайд 12

Вопрос №4. (Звучит гонг)

Кто в европейских мифах соответствует нашему мужичку- с- ноготок? (Отсчёт времени)

Слайд 13

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Гном

Жюри: подведение итогов.

Слайд 14

Вопрос №5. Чёрный ящик.

Ведущий: Чтобы узнать, что находится внутри чёрного ящика, вы должны отгадать загадку.

Телёнок носом в север тычется,

Хоть где отыщется. (Отсчёт времени)

Слайд 15

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Жюри: подведение итогов.

Слайд 16

Вопрос №6 . (Звучит гонг)

Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Отсчёт времени)

Слайд 17

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Домашнее задание

Жюри: подведение итогов.

Слайд 18

Вопрос №7 . (Звучит гонг)

Эти две ягоды упоминаются в песне, мелодию которой вы слышите. (Звучит мелодия песни «Калинка-малинка). (Отсчёт времени)

Слайд 19

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Калина/малина

Жюри: подведение итогов.

Слайд 20

Вопрос №8 . (Звучит гонг)

Своей няне Арине Родионовне он посвятил строки: «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!» (Отсчёт времени)

Слайд 21

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Александр Сергеевич Пушкин

Жюри: подведение итогов.

Слайд 22

Вопрос №9. (Звучит гонг)

Почему медведь зимой сосёт лапу? (Отсчёт времени)

Слайд 23

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

У медведя в середине зимы кожа на лапах меняется.

Они чешутся, зудят.

Вот мишка в полусне и слизывает старую подошву.

Жюри: подведение итогов.

Слайд 24

Вопрос №10. (Звучит гонг)

Название цветов ирисов в переводе означает это явление. (Отсчёт времени)

Слайд 25

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Радуга

Жюри: подведение итогов.

Слайд 26

Вопрос №10. (Звучит гонг)

В сказке Шарля Перро этот овощ стал средством передвижения. (Отсчёт времени)

Слайд 27

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Тыква

Слайд 28

Вопрос №11. (Звучит гонг)

Герой «Хоббита», гном Торин, получил свое прозвище за использование в бою части этого дерева. (Отсчёт времени)

Слайд 29

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Дуб

Жюри: подведение итогов.

Слайд 30

Вопрос №12. (Звучит гонг)

Начало извержения такого объекта изображено на картине Брюллова «Последний день Помпеи». (Отсчёт времени)

Слайд 31

Ведущий: Внимание! Правильный ответ!

Вулкан

Жюри: подведение итогов.

Слайд 32

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Знатоки сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры «Что? Где? Когда?». Слово предоставляется жюри.

Слайд 33

Награждение победителей.

Список используемых источников и литературы.

    Соколов, А.В. Сценарии школьных праздников. /А.В. Соколов, М.: 2002.-192 с.

    Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, А.Е. Нефёдова, М.: 2000. – 134 с.

    Внеклассная работа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://slob-skola5.narod.ru/sk5.files/METODIKA/vneklassa/viktorina.htm (

    Картинки для презентации. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.livegif.ru/

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 5-6 классов. Сценарий

Разработка предназначена для проведения классного часа или внеклассного мероприятия в 5-6 классах. Может не приурочиваться к какому-то определенному периоду обучения, так как вопросы собраны в расчете на общую эрудицию и сообразительность детей данного возраста.
Самое любимое занятие детей - игра. после учения это ведущий вид деятельности, в котором происходит развитие социальных коммуникативных навыков, эмоциональной среды ребенка. а если игра познавательная, то это реальная возможность расти интеллектуально.
Во внеурочной деятельности главное место среди познавательных игр принадлежит викторинам, в проведении которых важны два момента: форма и содержание.
Участие в обычной викторине не всегда вызывает большой энтузиазм у учащихся. А к игре с вручением призов, музыкальными паузами дети будут готовиться заранее.
Второй важный момент - интересное содержание вопросов. Вопрос может быть построен по простой схеме, например, "Как называется одна из крупных рек европейской части России?" Но гораздо интереснее искать ответ на по-другому поставленный вопрос: "Назовите реку, название которой составляют нота и согласная буква"(река Дон)
В данной разработке приведено больше вопросов, чем использовалось в игре. Желающие могут добавить свои собственные вопросы. Немного другая организация игры по сравнению с привычными "Что? Где? Когда?": играет не 1 команда Знатоков, а команды всех классов, садясь по очереди за игровой стол, на котором разложены вопросы в конвертах.

Цель: развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию
окружающего мира.
Задачи:
создание условий для проявления способностей, интеллектуальных умений учащихся;
развитие таких качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

Вопросы для проведения интеллектуальной игры

1. Это озеро – жемчужина Сибири. Чистейшая вода, непроходимая тайга по побережью, нигде больше не встречающиеся виды рыб. А еще – оно самое глубокое на Земле! Что это за озеро?
(Озеро Байкал)
2. «У сильного всегда бессильный виноват». Из какого произведения эти строки? Кто их автор?
(Басня Крылова «Волк и и Ягненок»)
3. Что будет, если смешать совершенно непрозрачный песок, такую же непрозрачную соду и другие непрозрачные материалы?
(Перечислены составляющие стекла)

4.Эту лиану человек научился возделывать в своих садах. Она дает ему сладкие вкусные ягоды более двадцати пяти тысяч сортов. Что это за лиана?
(Виноград)
5.«Я - дерево, но абсолютно без листьев, очень твердый, и цвет не зеленый, а черный. Для вас, люди, я - тепло, свет. Как мое имя?»
(Уголь)
6.Это море - не море, но его размерам позавидовали бы «морские» Мраморное или Эгейское моря. Для точного определения мы скажем, что из него добывают не только соль, но и нефть.
(Каспийское море-озеро)
7. «Я и энергия, и пластмасса, и ткань, и косметика, и лекарство, и даже жир. Назови мое имя».
(Нефть)
8. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Какого цвета будут лучи солнца, если на их пути встречаются дождевые капли?
(Получится радуга: семь цветов)
9. Это растение тепло- и влаголюбиво. Причем настолько, что растет только в воде. Оно очень выгодно для выращивания, так как в теплом климате «дает» урожай три раза в год. Им питается половина человечества.
(Рис)
10. Эти путешественники передвигаются только по океану, особенно их много в Южном полушарии. Но встреча с ними для кораблей нежелательна. Что это за таинственные незнакомцы?
(Айсберги)
11. Этот материл поистине бесценен. Из него пьют, едят, делают дома, произведения искусства, украшения. На нем «писались» древние книги. Что это за всем известный материал?
(Глина)
12. На ней города и страны, животные и растения, знаменитые люди и великие события. Без нее нет переписки. Для кого-то она - страсть. Что это за таинственная незнакомка?
(Почтовая марка)
13. Эти выдающиеся памятники архитектуры поражают своими размерами и величием, тем более, что созданы они более двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Высота самого большого из них сто пятьдесят метров, а сооружали его сто тысяч человек. Что это за «чудо света»?
(Египетские пирамиды)
14. В переводе с итальянского это слово означает «свежий», «сырой»; оно очень тесно связано с красками и стенами помещения. Что это такое?
(Фреска)
15. Впервые это было изготовлено из растительных волокон в Китае, затем из спрессованной сердцевины болотного растения. В X веке в Европе оно появилось из сваренных и размолотых тряпок, древесных корней, бамбуковой щепы. Изготовлялось это также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша и т. д. Сейчас это бывает картографическим, литографическим, документным. Но производство это¬го поставило человечество перед серьезной экологической проблемой.
(Бумага)
16. Раньше это обозначало легкую временную постройку, служащую обычно для торговли на ярмарках. Затем это - народный театр, зрелище комического характера. Что это за слово?
(Балаган)
17. Многие из вас слушали музыкальную сказку «Петя и волк». А кто ее автор?
(Прокофьев)
18. В древние времена японские ребятишки втыкали в небольшое крепкое яблоко гусиные перья и с помощью несложного приспособления играли им. За минуту вы должны назвать игру, начало которой положено этим незрелым яблоком.
(Бадминтон)
19. Назовите реку, название которой составляют нота и согласная буква.
(Дон)
20. Назовите реку, названную известным женским именем.
(Лена)
21. «Тайное всегда становится явным» - такой серьезный вывод и вдруг – манная каша! В каком произведении они связаны воедино?
(«Денискины рассказы» В.Драгунского)
Подведение итогов. Вручение призов.

средняя группа

Цель:

Развивать внимание, память, смекалку, любознательность, творческие способности детей.

Закрепить знание детей о природных явлениях, учить быстро и обдумывая отвечать на вопросы.

Закрепить правила поведения в природе, в лесу, научить детей высказать свое мнение, учить логически мыслить.

Создать атмосферу радости от совместной деятельности.

Воспитывать самостоятельность, дружеское отношение друг с другом, выслушать мнения других, не перебивать.

Воспитывать любовь и интерес к животным.

Воспитывать умение сопереживать и эмоционально – доброжелательно относиться к животным.

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: Беседы о правилах поведения в природе, рассматривание картин, отгадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов, чтение книг о природе.

Материал: картинки, конверты с заданиями, волчок, фломастер, бумага, визитки, синий ящик с загадкой, мольберты.

Ход игры-викторины

Настрой детей на игру - викторину. Дети заходят, с приемной называя, по одному названию цветка или животного по указанию воспитателя. Садятся на коврик. Звучит спокойная музыка. По просьбе воспитателя дети похлопали в ладоши, потопали ножками, погладили голову, шею, лоб, уши, ресницы, носик. Затем потерли ладошки.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведем игру – викторину «Что? Где? Когда?» нам нужно разделиться на 2 команды.

Воспитатель: Я задам сейчас вопросы,

Отвечать на них не просто (отвечает та команда, которая первым поднимет руку).

Разминка: 1. Сколько хвостов у 3-х ослов? (3)

2. Сколько ушей у 2-х мышей? (4)

4. У какого насекомого ухо на ногах? (у кузнечика)

5. Как называется гриб, который растет под березой (подберезовик)

6. Как называется гриб, который растет под осиной? (подосиновик).

(На столе лежат конверты, воспитатель крутит волчок, и выдает командам те конверты, на которые указывает стрелка.)

I сектор: Блиц турнир (отвечает только один человек из команды)

Отгадывать загадки.

1. Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает

когда это бывает? (весна)

2. Пусты поля, мокнет земля,

дождь поливает

когда это бывает? (осень)

3. Солнце печет, липа цветет

рожь колосится, золотится пшеница

когда это бывает? (лето)

4. Снег на полях, лед на реках,

вьюга гуляет –

когда это бывает? (зима)

II сектор «Что за животное нарисовал художник?»

(Один из участников команды рисует с завязанными глазами животное, участники другой команды должны угадать, что это за животное.)

III сектор

Конкурс: Какая команда быстрее соберет разрезанную картинку с изображением насекомого, цветка.

Разминка: 1. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору, т.к. у него короткие лапки).

2. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

3. Назовите птицу, которая считается лучшим бегуном в мире? (страус)

4. Для чего белке или лисе хвост?

IV сектор «Угадай, кто спрятался» (Показ слайда.)

Игра: «Птица, рыба, зверь» - дети встают в круг, водящий повторяет слова «птица, рыба, зверь» и кидает мяч, указывая на ребенка останавливается на каком то слове, например: зверь – надо назвать какого – ни будь зверя, например: лев.

V сектор «Наши животные»

Заранее задается домашнее задание: одной команде рассказать про домашнее животное, другой команде про дикое животное (где обитает, чем питается…). (Показ слайда)

Воспитатель заносит синий ящик. В ящике игрушечный еж, и яблоки. Воспитатель загадывает загадку и раздает детям яблоки.

Сюрприз: Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…

Воспитатель: Спасибо тебе ежик за угощения! Молодцы ребята.

Жюри подводит общий итог, и дети получают призы, которые были спрятаны в ящике.

Воспитатель: Мы думали и веселились

И даже спорили порой

Но очень подружились

За нашею игрой

Игра, игрой сменяется,

Кончается игра

Но дружба не кончается

Ура! Ура! Ура!

Полную версию работы с приложениями можно .

Данные об авторе

Моисеенко Ирина Николаевна

Место работы, должность:

МОУ "Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области", учитель начальных классов

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Предмет(ы):

Предмет(ы):

Окружающий мир

Цель урока:

Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала. Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений. Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Журнал "Педсовет"

Используемая методическая литература:

журнал "Педсовет"

Используемое оборудование:

Черный ящик, словарь английского языка, пенал, ручка, музыкальный центр, погремушки, раздаточный материал,карандаши, бумага А4 на каждого и 2 больших листа-ватмана

Краткое описание:

В ходе игры учащиеся повторяют и вспоминают знания, полученные на уроках и в жизни, навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

Внеклассное мероприятие в 3 классе

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое былопроведено в 3 классе в рамках знаний, полученных на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки.

Уровень образования школьников . Для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.

Форма учебной работы : внеклассная.

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся повторяют и вспоминают знания, полученные на уроках и в жизни, навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

Особенности роли учителя . Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры, в подборе участников команд. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Цели и задачи

  • Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.
  • Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
  • Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе

Ход игры

Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас на игре «Что? Где? Когда?»

Ученик: Здесь собрались великие умы,

Они, наверное, все учат, изучают,
Сидят за книжками, читают все подряд,
И в игре выступают!

Ученица: Сегодня здесь начнутся состязания.

Потребуют они упорства и внимания.
Покажут знания все умные ребята,

А остальным у них учиться надо.

Учитель:

Мы вам желаем творческих успехов.

Задания трудные не будут пусть помехой.

Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»

Ведь «Что? Где? Когда?»

Довольно сложная игра!

Представление жюри:

  • заведующая библиотекой Роговец Людмила Николаевна
  • член родительского комитета Куценко Оксана Валерьевна
  • учитель руВладимировна

Капитаны, представьте свои команды

1 тур “ Эрудицион”(разминка)


  1. Ведущая: Команды должны набрать как можно больше жетонов, правильно ответив на следующие вопросы:

    1. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
    2. Что ест зимой жаба? (Ничего)
    3. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
    4. Какой зверь спит всю зиму вниз головой (Летучая мышь)
    5. Сколько месяцев в году, кроме летних? (9)
    6. Сколько передних и сколько задних лапок у утки (2)
    7. Из какого дерева в старину делали обувь? (Липа)
    8. Откуда родом Илья Муромец? (Село Карачарово)
    9. Назовите отрезок времени в 100 лет (Век)
    10. Сколько гномов у Белоснежки? (7)
    11. По цепи из какого металла ходил пушкинский кот? (Золотой)
    12. Кто говорил волшебные слова: “Сим, Сим, открой дверь”? (Али-Баба)

2 тур “Волшебная шкатулка”

Ведущая : В шкатулке спрятаны предметы, которые всем вам хорошо известны. По описанию постарайтесь правильно угадать таинственные предметы.
1. Предмет удлиненной формы, но не указка. В давние времена вместо него было перо. С помощью этого предмета можно общаться с друзьями и родственниками, которые живут далеко от вас. Она бывает шариковой, масляной, гелиевой, чернильной. (Ручка)
2. Толстая книга, в которой собраны слова, написанные явно не по-русски. (Словарь иностранных слов)
3. Вот вещь, без которой в школе не обходится ни один день. Чтобы ее составить, нужно потратить много сил. В ней все уроки, расписаны по дням недели. (Расписание)

4.Эта вещь необходима в каждом портфеле, чтобы не терялись ручки, карандаши, ластики, фломастеры. (Пенал)

3 тур «За здоровый образ жизни»

1. Чем обязательно нужно пользоваться при мытье рук? (мыло)

2. Сколько раз в день надо чистить зубы? (2 раза)

3. Что такое кариес? (заболевание зубов)

4.Что надо делать утром, чтобы быстро проснуться, и получить заряд энергии на весь день? (зарядка)

5. Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей (расчёска)

6.Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят …(душ)

Самостоятельная работа команд «Собери пословицы»

Для команд

4 тур конкурс капитанов «Найди пару»

Век живи…

…век учись.

Дарёному коню…

… в зубы не смотрят.

Как аукнется…

…так и откликнется.

Любишь кататься…

…люби и саночки возить.

Не зная броду…

…не суйся в воду.

…тем больше дров.

Лес рубят…

…щепки летят.

Делу время…

…потехе час.

Не в свои сани…

…не садись.

Поспешишь…

…людей насмешишь.

Лучше поздно…

…чем никогда.

Семь раз отмерь…

…один отмерь.

Мели, Емеля…

…твоя неделя.

В гостях хорошо…

…а дома лучше.

5 тур музыкальный (домашнее задание)

Две команды по очереди исполняют частушки

Первый раз, первый раз

Мы поём для вас сейчас.

Навострите ушки -

Слушай частушки.

Перемена началась,

Дети закричали,

Побежали и упали,

Стены задрожали.

Школа, школа, расцветай!

Становись всё краше!

Все ребята поздравляют

С новосельем нашим.

Все цветочки расцвели,

Ягодки поспели.

Я исправлю дисциплину

На этой же неделе!

Все на свете мы умеем:

Петь, трудиться, танцевать!

Мы- ребята удалые,

Даже учимся на пять.

Мы- девчушки-хохотушки,

Интересные подружки.

Мы играем и поём,

Очень весело живём!

На компьютере играю

И собакой я гуляю.

Ведь серьёзный парень я,

И со мной мои друзья!

Всех, кому ещё не спели

И кого мы не задели,

Поздравляем от души,

Только нас ты не смеши.

6 тур Литературный конкур «Любимые сказочные герои»

1.Как звали трёх поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

2.Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожки и горшочек масла)

3.Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые)

4.Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане…»? (Пряли)

5.Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

6.Сколько стоит билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)

7.Лучший в мире крокодил? (Гена)

8.Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)

7 тур «Вспомни сказку»

«Репка»

2.Какие слова в ней чаще всего встречаются? (Тянут, потянут вытянуть не могут)

3.Какова мораль сказки. (Один в поле не воин)

Коллективная работа команды- иллюстрация к сказке.

«Колобок»

1.Сколько героев в этой сказке?(7)

2.Какие слова в ней чаще всего встречаются? (Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя уйду)

3.Какова мораль сказки. (На каждую хитрость есть своя уловка)

Коллективная работа команды- иллюстрация к сказке

Подведение итогов игры и награждение команд