Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Новый порядок аттестации педагогических работников (Давыдова Е.В.)

Аттестация педагогических работников – кадровое мероприятие, призванное оценить навыки и знания сотрудников школ, подготовительных и социальных учреждений. Законодательных актов, отвечающих за эту часть подготовки и оценки работников, на данный момент нет. Аттестация педагогов и других узких специалистов контролируется локальным нормативными и правовыми актами. Например, приказом Министерства образования и науки РФ, который установил порядок аттестации педагогических работников.

Цели аттестации педагогических работников

У аттестации педагогических работников, как и у оценки работников из любой другой специальности, есть свои цели.

  • Повышение общего уровня профессиональной подготовки педагогического состава, постоянное повышение квалификации сотрудников;
  • Определение необходимости в повышении профессионализма работников из педагогического состава;
  • Улучшение эффективности работы педагогических работников, повышение уровня преподавательской деятельности;
  • Определение потенциала педагогических работников;
  • Проверка исполнения требований, которые указаны в федеральных государственных образовательных стандартах;
  • Определение уровня заработной платы для педагогических работников, с учетом их квалификации, а также объемов преподавательской деятельности.

Также аттестацию педагогических работников можно провести с целью определения – соответствуют ли они требованиям, выдвигаемым к занимаемой ими должности? Подобная проверка обычно проходит один раз в пять лет. Во время аттестации специальная комиссия дает точную оценку их педагогической деятельности, основываясь на составленных отчетах и мнениях прямых начальников. Подобные комиссии формируются самими организациями самостоятельно. Приказы об аттестации педагогических работников издает и доводит до сведения проверяемых сотрудников местное руководство.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходят не все члены педагогического коллектива. От обязательного прохождения подобной оценки освобождены:

Результаты, полученные вследствие проведения аттестации педагогических работников, являются юридическим основанием для многих действий начальника организации. В том числе – повышения, продвижения по службе, поощрения, или наоборот, понижения, перевода на другую должность. А значит, работник может быть недоволен полученными результатами. В таком случае он имеет право обжаловать их в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Также педагогические работники могут пройти аттестацию по собственному желанию. Если они, например, хотят получить одну из действующих квалификационных категорий. По результатам подобной проверки педагогу могут выдать первую или даже высшую квалификацию. Она получается работником сроком на 5 лет и если у сотрудника появляется желание продлить её действие, то такое попросту невозможно. Ему нужно ждать, пока этот срок закончится, а только потом снова проходить соответствующую аттестацию.

Срок действия аттестации учитывается для прохождения повторной проверки по конкретному уровню квалификации. То есть, при получении первой категории – она будет действовать в течение пяти лет. Однако при переходе из первой категории в высшую, срок ожидания может быть иным.

Для того, чтобы провести аттестацию, результаты которой станут основанием для получения определенной квалификационной категории, необходимо получить от сотрудника письменное заявление. Стоит отметить, что на этот вид оценки и проверки работника не распространяются ограничения, свойственные для аттестации на соответствие занимаемой должности.

Подать заявление на получение квалификационной категории может любой педагогический сотрудник, вне зависимости от того, сколько времени он отработал в данной организации. Даже в том случае, если его стаж на этом рабочем месте меньше двух лет. Также пройти аттестацию на получение квалификационной категории могут пройти и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

У высшей квалификации есть срок годности, она дается работнику сроком на 5 лет. Но после того, как её действие прекратилось, ничто не ограничивает сотрудника в том, чтобы ещё раз пройти аттестацию и снова получить высшую квалификацию. Он может это сделать незамедлительно после того, как закончился срок предыдущей категории. Но есть ограничение по должностям, в отношении которых подобная проверка на высшую квалификацию будет проводиться впервые. В таком случае педагогический сотрудник сначала должен получить первую категорию, а только потом, после того, как прошло два года с момента её получения, подавать заявление на предоставление ему высшей квалификации.

Сроки, во время которых сотрудник должен пройти аттестацию, устанавливаются руководителем организации. Но они не должны быть больше 60 дней от начала проведения оценки до подведения итогов аттестационной комиссией.

Обычно высшую квалификацию дают сотруднику, если:

  • Отмечается, что учащиеся у этого педагогического работника люди показали положительный результат в осваивании новых знаний. Для получения этих данных организация, проводящая аттестацию, должна провести всесторонний мониторинг.
  • Сотрудник занимается активных выявлением людей со способностями к интеллектуальной и физической деятельности, их подготовкой к участию в соревнованиях и состязаниях.
  • Педагогический работник сделал весомый личный вклад в повышение уровня преподавания, улучшение действующих методов воспитания, введение в использование современных образовательных методик и техник.
  • Активное сотрудничество работника с методическими объединениями внутри преподавательского состава, разработка им методического сопровождения для процесса обучения.

Стоит отметить, что если работник, имеющий первую квалификацию, подал заявление о прохождении аттестации и не сдал её, то никаких негативных последствий для него наступить не может. Полученная им ранее первая квалификация остается у него на весь оставшийся срок её действия.

Порядок проведения аттестации педагогических работников

Аттестация педагогических работников в 2018 году выглядит следующим образом. Сначала, когда наступает срок очередной проверки или если руководитель образовательной организации получил соответствующее заявление, необходимо издать соответствующий приказ. Там должно быть сказано о причинах проведения аттестации, с какой целью её проведут и в какие сроки.

После того, как приказ утвержден, начинается организация комиссии, которая будет проводить аттестацию сотрудников. В случае, если проверка и оценка будет проведена в образовательном учреждении, которое принадлежит субъекту РФ, или в муниципальном заведении, то аттестацией будет заниматься комиссия, сформированная органами исполнительной власти, занимающимися управлением и контролем образовательной сферы. Если проверка и оценка будет проходить в федеральных или государственных образовательных организациях, то аттестационную комиссию будут формировать органы исполнительной власти уже федерального уровня.

В состав аттестационной комиссии должны в обязательном порядке входить:

  • Сотрудник, исполняющий обязанности председателя аттестационной комиссии.
  • Заместитель председателя аттестационной комиссии.
  • Секретарь аттестационной комиссии.
  • Рядовые члены аттестационной комиссии.

Состав этого оценочного органа формируется из представителей местных профсоюзов, членов органов государственной и исполнительной власти местного или федерального уровня, представители самоуправления образовательных учреждений, научных работников, заслуженных сотрудников образовательных учреждений.

Если в организации проходит аттестация на соответствие занимаемой должности, по результатам которой для работника могут наступить негативные последствия, то в состав комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего профсоюза. А если в учреждении проводится проверка, цель которой заключается в том, чтобы выявить, соответствует ли сотрудник требованиям, выдвигаемым к первой и высшей категории квалификации, должны быть созданы экспертные группы. Они будут заниматься сбором и анализом сведений о рабочей деятельности претендента.

Аттестационная комиссия начинает свою работу после того, как получает от начальника учебного учреждения письменное заявление. Во время проверки работники должны пройти письменное испытание, в котором будут содержаться вопросы по основным учебным методам и педагогическим системам, применяемым в организации.

Каждый работник, который вынужден пройти через процедуру аттестации, должен быть письменно уведомлен об этом факте, но не раньше, чем за месяц до проверки. За это время у сотрудника есть возможность собрать собственные материалы, которые будут предоставлены на рассмотрение аттестационной комиссии.

После того, как аттестация закончилась, ответственная комиссия принимает решение по каждому работнику, который прошел проверку. Решение тут может быть только одно из двух – либо сотрудник её прошел, либо нет. В случае, если аттестация проводилась с целью предоставления работнику определенного уровня квалификации и человек её не прошел, то никаких негативных последствий для него быть не должно.

Но если в организации проводилась аттестация на соответствие занимаемой должности, и сотрудник её не сдал, то руководитель имеет право разорвать с ним трудовой договор – об этом говорится в п.3 ч.4 ст. 81 ТК РФ.

Аттестация педагогических работников в 2018 году

  • В 2018 году Правительство Российской Федерации приняло решение о модернизации существующей системы оценки подготовки педагогических работников. Теперь все сотрудники будут проходить проверку в два этапа. На первом этапе педагог будет подтверждать свои практические навыки и знания. На втором этапе он будет подтверждать полученную ранее квалификационную категорию.
  • Специально созданная аттестационная комиссия будет заниматься определением, на каком уровне находятся знания педагога по преподаваемым им дисциплинам, общий уровень его преподавания, уровень развития его коммуникативных навыков, будет проводить проверку психологических характеристик сотрудника.

Следует отметить, что в вопросах аттестации педагогических работников, закон «Об образовании» в РФ был изменен в связи с тем, что Правительство собирается оптимизировать весь процесс оценки и аттестации сотрудников учебных учреждений.

Также изменения коснулись списка документов, которые работник обязан предоставить в аттестационную комиссию, если хочет пройти проверку. Теперь в обязательный список входят:

  • Если педагогический работник уже проходил соответствующую аттестацию, то он должен предоставить копию её результатов;
  • Копия документа, подтверждающего получение высшего образования;
  • Если работник до этого получил одну из квалификационных категорий, то он должен предоставить копию документа, подтверждающего этот факт;
  • Развернутая характеристика с места его работы, а также сопроводительное письмо. Эти бумаги позволят лишний раз подтвердить компетенцию сотрудника, его уровень профессиональной квалификации;
  • Информационная карта, где будут четко указаны и изложены результаты трудовой деятельности сотрудника за срок, прошедший между аттестациями.

Те педагоги, которые хотят пройти аттестацию для получения квалификационной категории, должны предоставить комиссии два информационных носителя. Там должны находиться несколько видеозаписей процесса преподавания претендента.

Каков порядок аттестации педагогических работников?

Аттестация педагогических работников предусмотрена законодательством РФ и проводится по особому порядку. Об этом порядке и о том, какими основными нормативными актами он урегулирован, мы поговорим в представленной статье.

Новая аттестация педработников в 2018 - 2019 году: с какой целью проводится аттестации педагогов

Аттестация педагогических работников назначается для установления (п. 1 ст. 49 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

  • соответствия профессиональных качеств работников занимаемым ими должностям;
  • квалификационной категории конкретного сотрудника.

По общему правилу аттестация на предмет соответствия работника занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет (п. 2 ст. 49 закона № 273-ФЗ). Такая периодичность предусмотрена также в отношении работников из числа профессорско-преподавательского состава (ст. 332 Трудового кодекса РФ). Обязательная аттестация проводится на основании представления работодателя.

Добровольная аттестация (в целях установления квалификационной категории) осуществляется по заявлению самого работника.

Аттестация педагогических работников в 2018 - 2019 году производится по той же схеме, что и в предыдущие годы, в этой части нововведений на федеральном уровне не было. Вместе с тем на региональном и муниципальном уровне, уровне городов федерального значения могут быть введены свои коррективы. Например, в части документооборота в рамках аттестации и т. д.

Так, с 2016 года в Московской обл. была сокращена до 1 страницы форма экспертного заключения, снижено общее количество документов для подтверждения результатов профессиональных достижений аттестуемого педагога и предложены 2 варианта оформления портфолио педагога (на бумажном носителе или в электронном виде) и др.

Положение об аттестации педагогических работников

Порядок аттестации регламентируется следующими актами:

  • Порядком проведения аттестации..., утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее — порядок № 276), — в отношении работников образовательных учреждений. Данный порядок распространяется на учителей, методистов, инструкторов, логопедов, воспитателей, педагогов допобразования и т. д. (см. разд. 2 Номенклатуры должностей..., утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).
  • Положением «О порядке проведения...», утв. приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293. Положение относится к педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава.

С правилами составления положения об аттестации можно ознакомиться в нашей статье Составляем положение об аттестации работников - образец.

Заявление на аттестацию

Аттестация педагогических работников, проводимая в целях установления квалификационной категории таких работников, производится по их заявлениям, передаваемым аттестационной комиссии любым из доступных способов (п. 27 порядка № 276):

  • при личном обращении;
  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • по электронной почте или через специальные ресурсы в интернете.

Унифицированного образца такого заявления нет, однако он может быть утвержден на региональном или муниципальном уровне.

В целом структура заявления на аттестацию может быть следующей:

  • сведения о работнике: Ф. И. О., должность, квалификационная категория, образование, общий стаж работы и стаж педагогической деятельности, иные сведения, которые работник считает нужным сообщить комиссии в данном случае;
  • указание, квалификационной категории и должности, по которым работник желает пройти аттестацию (требование п. 27 порядка № 276);
  • указание достижений и результатов, полученных работником в рамках педагогической деятельности: участие в конкурсах и проектах, использование современных методик преподавания, создание специализированных баз данных, новаторство и т. д.;
  • просьба о проведении аттестации в присутствии / в отсутствие работника на заседании (см. п. 36 порядка № 276);
  • подпись работника, указание контактных данных.

Заявление о проведении аттестации может быть подано работником в любой момент вне зависимости от срока его работы в данной организации (п. 29 порядка № 276).

Итоги аттестации. Оформление результатов

По итогам аттестации работника на предмет соответствия занимаемой должности комиссия принимает свое решение в форме открытого голосования в отсутствие аттестуемого (п. 16 порядка № 276). Результаты подлежат занесению в протокол заседания. В дальнейшем из протокола делается выписка в отношении аттестуемого сотрудника, с которой последний должен быть ознакомлен под подпись и которая хранится в дальнейшем в личном деле работника.

Решая вопрос о присвоении работнику категории по его заявлению, комиссия действует в аналогичном порядке и сообщает о результате аттестуемому (п. 40 порядка № 276). Решение комиссии фиксируется в протоколе. С образцом можно ознакомиться в нашей статье Образец протокола по результатам аттестации работников.

Итак, аттестация педагогических работников может быть обязательной (на предмет соответствия занимаемой должности) и добровольной, по заявлению работника (на предмет установления квалификационной категории). По общему правилу аттестация проводится 1 раз в 5 лет. Аттестационная комиссия принимает решение открытым голосованием и фиксирует его в протоколе.

Новый порядок аттестации педагогических работников (Давыдова Е.В.)

Дата размещения статьи: 22.09.2014

В целях улучшения качества образования и профессионального роста самих педагогов они должны проходить аттестацию. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок). Порядок аттестации, принятый в 2010 г., соответственно, утратил силу. О том, что нового появилось в проведении аттестации, в каком порядке она должна проходить, расскажем в статье.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" различают два вида аттестации:
- обязательная - для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям. Осуществляется раз в пять лет в обязательном порядке;
- добровольная - для установления квалификационных категорий. Проводится по желанию работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).
Аттестация осуществляется аттестационными комиссиями. При этом теперь в силу нового Порядка аттестационную комиссию для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности формирует самостоятельно организация, осуществляющая образовательную деятельность.
А аттестация для установления квалификационной категории работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении:
- федеральных органов исполнительной власти, - осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
- субъекта РФ, а также муниципальных и частных организаций, - аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
Новый Порядок аттестации применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

Обязательная аттестация

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности. Такую аттестацию не проходят:
- педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
- проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

К сведению. Новым Порядком дополнен список работников, которые не проходят аттестацию. Это проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, а также отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

При этом Порядком установлено, что аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков, а аттестация работников, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
Как уже было отмечено, аттестационная комиссия для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям создается самим образовательным учреждением, приказом работодателя. В состав комиссии включаются председатель, заместитель председателя, секретарь, члены, а также представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
Аттестация проводится в соответствии с приказом работодателя, которым определяются список работников организации, подлежащих аттестации, и график ее проведения. Работодатель должен ознакомить работников с приказом под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации по графику.
Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление. В представлении содержатся следующие сведения о работнике:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- наименование должности на дату проведения аттестации;
- дата заключения по этой должности трудового договора;
- уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
- информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
- результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
- мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
С представлением работники также должны быть ознакомлены под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением работник может подать в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).
При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

Процедура обязательной аттестации

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника. В случае отсутствия работника по уважительным причинам его аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. Если причины неявки неуважительные, аттестация осуществляется в его отсутствие.
После рассмотрения аттестационной комиссией представления, дополнительных сведений, поданных самим работником, комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Решение принимается открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, в отсутствие аттестуемого работника. Работник признается соответствующим занимаемой должности, если за него проголосовало не менее половины членов комиссии. Если аттестуемый является членом комиссии, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
После подведения итогов голосования результаты аттестации сообщаются работнику, присутствующему на заседании комиссии, и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, и хранится у работодателя.
На работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарь аттестационной комиссии составляет выписку из протокола. В ней указываются сведения о фамилии, имени, отчестве аттестуемого, его должности, дате заседания аттестационной комиссии, результатах голосования, о принятом комиссией решении. Работодатель знакомит работника с выпиской (под подпись) в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка хранится в личном деле педагогического работника.

К сведению. Результаты аттестации могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Аттестационные комиссии организаций дают работодателю рекомендации о возможности назначения на определенные должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, качественно и в полном объеме выполняющих возложенные на них должностные обязанности.

Добровольная аттестация

Для педагогических работников устанавливаются две квалификационных категории (первая и высшая) - сроком на пять лет, продлению не подлежат.
Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по желанию работника и на основании его заявления. В заявлении работник указывает квалификационную категорию и должность, по которой он желает пройти аттестацию.
Новым Порядком установлено, каким образом должно представляться заявление в аттестационную комиссию, - оно подается непосредственно в комиссию либо направляется в адрес комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета. Заявления о проведении аттестации подаются независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления ему такой категории по той же должности.
Если работнику, имеющему первую квалификационную категорию, было отказано комиссией в установлении высшей категории, первая категория сохраняется за ним до истечения срока ее действия.
При отказе в установлении квалификационной категории работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же категорию не ранее чем через год со дня принятия комиссией соответствующего решения.
Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ.

Обратите внимание! Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Процедура добровольной аттестации

Как было отмечено ранее, аттестация в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от подведомственности организаций. При формировании комиссии определяются ее состав, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. В аттестационную комиссию включается представитель соответствующего профессионального союза.
Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок аттестации для каждого педагога индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории и осуществляется письменное уведомление работников о сроке и месте проведения их аттестации.
Продолжительность аттестации для каждого работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа ее членов.
Новым Порядком установлено, что педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, а при его неявке на заседание аттестация проводится в его отсутствие.

Обратите внимание! В отличие от обязательной аттестации, при проведении аттестации для получения квалификационной категории не учитывается уважительность причины отсутствия работника на аттестации и перенос заседания комиссии на другой срок не предусмотрен.

Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается категория);
- отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой отказывается в установлении категории).
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение вступает в силу со дня его вынесения. На основании решений соответствующие органы власти издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в Интернете.
Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории педагогический работник также вправе обжаловать.

Критерии оценки результатов работы при установлении квалификационных категорий

В заключение

Итак, новым Порядком внесено достаточно много существенных дополнений. Так, теперь аттестацию на установление соответствия педагогического работника занимаемой должности проводят образовательные организации, которые сами же создают аттестационные комиссии. Расширен перечень работников, которые не проходят аттестацию. Внесены изменения в порядок прохождения аттестации в целях установления квалификационных категорий, в том числе дополнены критерии оценки результатов.
В связи с принятием Порядка работодатель, опираясь на него, должен разработать локальный нормативный акт по вопросам проведения аттестации и ознакомить с ним работников. Кроме этого, следует определить технологии оценки профессиональной деятельности работников, а также список работников, подлежащих обязательной аттестации, график ее прохождения и состав аттестационной комиссии.
Всю информацию по вопросам аттестации рекомендуем размещать в месте свободного доступа работников.

Согласно трудовому законодательству, трудящимся положено проходить периодическую проверку соответствия или несоответствия занимаемой должности. Эту же цель преследует и аттестация педагогических работников. Её проведение установлено правовыми нормативными актами или локальными актами трудового права, которые действуют у работодателя.

В любом случае там отражены все особенности и порядок аттестации педагогических работников, с обязательным учётом специфики деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.

Правовые акты

Федеральный закон об образовании в РФ 2012 года гласит, что педагоги проходят аттестацию, чтобы установить соответствие их занимаемой должности и присвоить им квалификационную категорию. Следующий приказ Минобрнауки 2014 года утверждает новый порядок проведения аттестаций и определяет новые требования.

Аттестации подлежат все работники, замещающие должности, внесённые во второй подраздел первого раздела номенклатуры преподавателей и руководителей образовательных учреждений, а также замещающие должности по совместительству в одной и той же или другой организации, что определено трудовым договором.

Основные задачи

Аттестация преследует определенные задачи.

  1. Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации работников педагогической сферы, личностного и профессионального роста, их методологической культуры.
  2. Определить нужность повышения квалификации работников педагогических учреждений.
  3. Повысить эффективность и качество профессиональной деятельности.
  4. Выявить перспективы в использовании потенциальных возможностей работников педагогической сферы.
  5. Учёт требований ФГОС в реализации образовательных программ и кадровые условия при формировании состава организаций.
  6. Обеспечить дифференциацию размера оплаты труда работников педагогических учреждений, учитывая установленную квалификационную категорию и объём работы.

Основные принципы

Аттестация педагогических работников проходит в условиях открытости, гласности и коллегиальности, что является главным принципом ее проведения. Только его соблюдение обеспечит объективную оценку, без малейшей дискриминации в отношении проходящих такую ответственную проверку педагогов.

Аттестация педагогических работников с целью выявить соответствие занимаемой должности является обязательной и должна проводиться каждые пять лет, вне зависимости от желания преподавателя. А установить более высокую квалификационную категорию можно при желании педагогического работника в любое время. Для этого ему необходимо просто подготовиться и подать документы на аттестацию.

Исключения

Обязательность прохождения аттестации имеет свои исключения, о которых сообщает Положение об аттестации педагогических работников. Так, не подлежат аттестации:

  • преподаватели, уже имеющие квалификационные категории;
  • занимающие данную должность не менее двух лет в той организации, которая проводит аттестацию;
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности;
  • женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста;
  • лица, которые отсутствовали на работе в связи с болезнью более четырёх месяцев подряд.

Примечательно, что аттестация педагогических работников, подпадающих под пункты 4 и 5, может проходить не скорее двух лет после выхода их из отпуска, а попавшие под пункт 6 должны быть аттестованы не ранее, чем через год после выздоровления.

Локальные нормативные акты определяют и другие категории педагогов, аттестующихся в другие сроки - например, взявшие отпуск, связанный с усыновлением, а также находящиеся в длительном отпуске. Правила аттестации педагогических работников, судя по анализу, обладают достаточной гибкостью.

Особенности

Описываемая проверка предусматривает создание в данной организации аттестационной комиссии. Работодатель издаёт приказ или распоряжение, где утверждает персонально состав:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь;
  • рядовые члены аттестационной комиссии.

Чуть позже издаётся второй приказ или распоряжение, где определяется персональный состав педагогов, которым необходимо пройти аттестацию, там же находится график прохождения и другие организационные моменты этого мероприятия.

За тридцать дней до начала каждый преподаватель под роспись должен ознакомиться с этим приказом. Работодатель же обязан заблаговременно внести в аттестационную комиссию о каждом работнике специальное представление.

Сведения о работнике

Новая аттестация педагогических работников предусматривает ознакомление - опять же под роспись - с составленным работодателем представлением каждого аттестуемого. Сведения составляются по следующим пунктам.

  1. Фамилия, имя и отчество (если есть).
  2. Название должности на момент проведения аттестации.
  3. Дата трудового договора, который подтверждает получение данной должности.
  4. Уровень образования, квалификация по специальности либо направлению.
  5. Информация о дополнительном профессиональном образовании по профилю деятельности.
  6. Результаты предшествующих аттестаций (если есть).
  7. Мотивированная, объективная и всесторонняя оценка профессиональных и деловых качеств, результаты профессиональной деятельности преподавателя, выполнение им трудовых обязанностей, соответствующих трудовому договору.

Если педагога не удовлетворит содержание данного представления, он может по желанию представить аттестационной комиссии любые дополнительные сведения, которые характеризуют его работу за весь период от даты последней аттестации либо от даты поступления на работу, если аттестация проходит у него впервые.

Изменение в аттестации педагогических работников состоит в том, что ранее преподаватель сам готовил все документы, удостоверяющие его деятельность.

Форма проведения

Основная форма проведения аттестации, как и раньше, - заседание комиссии, правомочность которой подтверждается при двух третях присутствующего состава. Педагог, который аттестуется, тоже обязательно присутствует на этом собрании.

Для отсутствия его должна быть уважительная причина, документально подтверждённая и занесённая в протокол заседания, тогда это мероприятие переносится на другое время.

При необходимости, график может изменяться, но с этим педагог должен быть ознакомлен тем же образом - под роспись и за тридцать дней до новой даты.

Так теперь проходит аттестация педагогических работников. Новые правила специально оговаривают обязательное присутствие аттестуемого на заседании, а ранее комиссия всё решала за закрытыми дверями. Теперь, только если аттестуемый не явится без уважительной причины, комиссия может самостоятельно обсудить его успехи на педагогическом поприще.

Ход аттестации

Начинается проведение аттестации педагогических работников с рассмотрения представления и дополнительных сведений, которые были поданы преподавателем.

Всё это должно характеризовать профессиональные качества аттестуемого.

Регламент комиссии чаще всего предусматривает обмен мнениями и вопросы как членов комиссии друг другу, так и преподавателю, который аттестуется. Могут вноситься предложения о дополнительных сведениях, если появляется такая необходимость.

Результаты аттестации педагогических работников появляются после тщательного и всестороннего рассмотрения всех имеющихся документов и вынесения решения, заносимого в протокол заседания. Решение может быть одно из двух возможных:

  • либо работник соответствует занимаемой должности,
  • либо нет.

О результатах

После того как решение комиссии занесено в протокол, который все её члены подписывают, результат сообщается аттестуемому преподавателю. А все документы, относящиеся к этому мероприятию, хранятся у работодателя.

Педагог, прошедший аттестацию, максимум через два рабочих дня после нее должен быть ознакомлен с выпиской из протокола, которую готовит секретарь комиссии. В ней указываются фамилия, имя и, если есть, отчество аттестуемого, должность, дата заседания аттестационной комиссии, результат голосования и принятое комиссией решение.

Далее выписку из протокола хранят в личном деле данного работника. Если педагог не согласен с вынесенным решением, он может его обжаловать (Законодательство РФ подтверждает это его право). Аттестационная комиссия по результатам аттестации может внести на рассмотрение работодателю хорошо мотивированные рекомендации о нецелесообразности или целесообразности назначения на должность преподавателя лиц, которые не имеют специального образования или подготовки, но имеют практический опыт и компетентность, а также успешно, то есть качественно и в должном объёме, выполняют должностные обязанности.

Повышение квалификационной категории

Этот вид имеет свои правила аттестации педагогических работников, хотя и проводится тем же специальным уполномоченным на то органом - комиссией. Только формируется она не работодателем, а исполнительной властью на федеральном уровне или уполномоченным органом власти субъекта РФ, смотря в чьём ведении состоит это образовательное учреждение.

Для всестороннего анализа деятельности преподавателя в комиссию привлекаются специалисты. Эта аттестация заявительного характера, и проводится она согласно письменному заявлению педагога, который претендует на более высокий уровень квалификации. Заявление направляется прямо в аттестационную комиссию, можно почтой, даже электронной.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должны проходить аттестацию. Аттестация важна не только для самих педработников (стимулирует их профессиональный и личностный рост, повышение размеров оплаты труда и т.д.), но и направлена на улучшение качества образования на основе повышения эффективности и качества их педагогической деятельности. Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32408) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок). В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утрачивает силу.

Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2. Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда учитель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение учителю высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

Возможный вариант работы с документом

1.Ознакомить с новым Порядком проведения аттестации педработников организации;

2.Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации педработников в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии и т.д.);

3.Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка;

4. Определить технологии оценки профессиональной деятельности аттестуемого педработника и требования к ним в соответствии с преподаваемым предметом.

5.Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации.

6.Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав распорядительным актом организации.

7. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.

8.Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1.Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные категории , установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

2. Виды аттестации

  • обязательная — в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная — по желанию педработника в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

3.Кто аттестуется

Аттестуются все педаработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касается профессорско-преподавательского состава .

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории ;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации , в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины ;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам . Аттестация их возможна не ранее чем через два года

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет . Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием . Аттестация их возможна не ранее чем через год после выхода на работу.

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится 1 раз в 5 лет .

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

6.Принципы аттестации

Коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

7.Порядок аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями , в соответствии с распорядительным актом работодателя.

В состав аттестационной комиссии организации должны входить председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также в обязательном порядке представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные комиссии организаций также дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности .

б) Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится:

  • для педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, — аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
  • в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций — аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Установлено, что заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой ттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории , обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия .

Обжалование результатов аттестации

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.