Курсовая работа Этапы развития теории организации производства. Научные основы организации производства

Первые зафиксированные идеи в области организации производства относятся к временам еги­петских фараонов. Основные принципы были сформулированы в Вавилоне, в древней Элладе, в Греции, Перси, позднее в Европе.

В конце XIХ в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги как в самом производстве, так и в человеческом потенциале.

Первой возникла рационалистическая школа . У ее истоков стоял американский инженер Фредерик Тейлор (1856 – 1913), который во всем мире признан родоначальником научных основ организации производства.

Помимо Тейлора, крупнейшими представителями рациона­листической школы были Френк и Лилиан Гилберт , которые изобрели прибор - микрохронометр, Г. Гант раз­работавший график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время, а также урочную систему заработной платы.

В целом рационалистическая школа опирается на следующие основные положения:

Расчленение процесса производства и трудовых one на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона трат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;

Планирование на основе норм рабочих заданий;

Выполнение функций планирования специальными разделениями, определяющими последовательность, в сроки выполнения тех или иных работ;

Увеличение производительности труда с помощью высоких заработков;

Подбор работников в соответствии с физиологически психологическими требованиями и их обучение;

Признание менеджмента самостоятельной сферой и деятельности, основной функцией которого становит рационализация производства.

Школа административного (классического) менеджмента

Эта школа разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. «Крестным отцом» классической школы считается француз Анри Файоль (1841 - 1925). Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, и прежде всего административными кадрами.

Американским последователем А. Файоля был инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931), сфор­мулировал 12 принципов производительности.

С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распростра­нение науки об организации производства в странах Европы.

В этом же направлении развивал свои принципы организа­ции управления Генри Форд I (1863 - 1947).

Его принципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим:

1. Строго построенная по вертикали организация управле­ния нескольких предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.



2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и макси­мально прибыльное.

3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.

5. Постоянное совершенствование управления.

В целом представители классической школы, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую сис­тему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности.

Школа человеческих отношений

К двадцатым годам XX века крупное машинное производ­ство довело интенсификацию использования физических воз­можностей человека до предела. Наступила очередь интенси­фикации интеллектуальных возможностей личности. Школа челове­ческих отношений, рассматривала каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему.

Свой вклад в развитие школы внесли управляющий одной из американских компаний Р. Вулф, профессор Гарвардского университета Г. Мюнстерберг . Самыми крупными представителями школы человеческих отношений были Мэри Фоллет и Элтон Мейо.

1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности.

2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общ­ности интересов».

Большинство крупных компаний создало у себя специальные отделы по управлению персоналом.

В 60-е годы свою концепцию стимулирования труда вы­двинул американский специалист по психическим заболева­ниям промышленных рабочихФ. Херцберг.



Предприниматели, менеджеры и организаторы про­изводства в своих практических действиях по улучшению «человеческих отношений» руководствовались следующими положениями:

Сотрудники в равной степени желают получить удовольст­вие как от самого процесса работы, так и от успеха всего предприятия и хотят, чтобы руководство наглядно демонст­рировало, что они хорошо выполняют возложенную на них работу;

Только хорошо заинтересованные рабочие и служащие в состоянии внести существенный вклад в достижение пред­приятием высоких результатов, и лишь довольные всем со­трудники могут с высокой ответственностью относиться к работе своего предприятия;

Положительные или отрицательные взаимоотношения меж­ду руководством, рабочими и служащими довольно быстро сказываются в положительном и отрицательном смысле на положении предприятия на рынке, от которого предпри­ятие зависит.

И все же «школа человеческих отношений» не смогла дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих кон­цепций, разработчики которых ставили перед собой задачу по­мочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние воз­можности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт .

И, наконец, с появлением ЭВМ, широким распростране­нием кибернетики и математических методов возникли коли­чественные теории управления. Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, вели поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоя­щих перед организацией проблем.

Как и в других странах, в России передовые мыслители вы­сказывали в своих трудах немало ценных идей.

Большой вклад в развитие теории организации внесли А. А. Богданов (Малиновский) (1873 - 1920) – концепция «организационного управления », О. А. Ерманский (1866- 1941) - концепцию «физиологического оптимума» , А. К. Гастева (1882 - 1941) - концепция «узкой базы »,Е. Ф. Розирович (1886 - 1953) - «производственная трактовка» управ­ленческих процессов,

К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева) (1881 - 1940). Другой сторонник социального управления Н. А. Витке (даты жизни неизвестны). Еще одной важной вехой в развитии социальных концепций управления в нашей стране можно считать теорию «административной емкости» Ф. Р. Дунаевского (1887 - 1960).

На гребне нового этапа НТР получило распространение «технико-кибернетическое направление в управленческой тео­рии и практике », например, стали формироваться АСУП С повсе­местным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоваться экономические методы управления. В результате возникла идея комплексного подхода к нему как к единству базисных и надстроечных процессов, что было су­щественным методологическим достижением. Сформирова­лась концепция хозяйственного механизма как единства соци­альной, экономической, организационной систем.

Наконец, в 1980-х гг. начался новый этап развития отече­ственной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях пере­хода к рыночным отношениям.

Прежде всего, рассмотрим основные понятия и термины по организации и планированию строительного производства и управления строительством и их определения.

Строительство (капитальное строительство) – отрасль материального производства (отрасль экономики, сектор экономики), продукцией которой являются законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания и сооружения и др. объекты производственного и непроизводственного фонда.

Важнейшая задача строительства – обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов отраслей материального производства при эффективном использовании капитальных вложений, интенсификации строительного производства и на этой основе повышение эффективности общественного производства.

Строительство осуществляют общестроительные и монтажные организации, выполняющие строительные и монтажные работы.

Строительное производство – взаимосвязанный комплекс строительных и монтажных работ и процессов, результатом которых являются готовые к эксплуатации здания и сооружения, или их части, готовые к монтажу технологического оборудования. Строительное производство на общестроительные и специализированные работы.

Организация – 1) упорядоченность, согласованность, взаимодействие отдельных частей целого;

2) объединение людей, совместно реализующих про­грамму или цель и действующих на основе определенных пра­вил и процедур.

Организация строительства - взаимоувязанная система подготовки к строительству, установления и обеспечения об­щего порядка, очередности и сроков выполнения работ, снаб­жения всеми видами ресурсов, для обеспечения эффективности и качества строительного комплекса, (строительство промыш­ленного предприятия, градостроительный комплекс или жилой микрорайон).

Организация строительства должна обеспечить направ­ленность всех организационных, технических и технологиче­ских решений на достижение конечного результата - ввода в эксплуатацию объектов с необходимым качеством и в установ­ленные сроки.

Организация строительного производства взаимо­увязанная система подготовки к выполнению отдельных видов работ, установления и обеспечения общего порядка, очередно­сти и сроков выполнения работ, снабжения всеми видами ре­сурсов для обеспечения эффективности и качества выполнения отдельных видов работ или строительства объекта.

Организация строительного производства обеспечивает достижение конечного результата - ввод в эксплуатацию каж­дого объекта с необходимым качеством и в установленный срок.

План - комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последова­тельности и в установленные сроки.

Планирование - функция управления и представляет процесс разработки планов, включающий определение показа­телей деятельности организаций в условиях ограничений по ресурсам и по времени.

Планирование строительного производства - функция управления, ориентированная на формирование плана деятель­ности строительной организации в плановом периоде для обес­печения непрерывной, равномерной и напряженной работы на строительных объектах.

Управление - процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управ­ляющую систему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Управление строительством - процесс воздействия подсистемы управления на работников строительной организации, контроль и регулирование для обеспечения эффективного достижения поставленной цели.

Такими целями в строительстве могут являться достиже­ние максимальной прибыли (дохода), выполнение производст­венной программы, своевременная сдача объекта в эксплуата­цию и т.д.

Эффект - результат деятельности и следствие каких-либо причин, соответствующий поставленной цели. Эффект разли­чают экономический, социальный, производственный, научный и др.

Эффективность результативность, характеризующая степень использования ресурсов, предназначенных для дости­жения цели и анализирующих соотношение полученных ре­зультатов и произведенных затрат.

    Этапы развития теории организации производства.

Впервые применил «систему» организации и управления предприятием Р.Аркрайт (1732 - 1792 г.г.) - английский текстильный фабрикант. Он установил для рабо­чих «фабричный кодекс», согласно которому рабочие должны были работать строго по расписанию.

Наука об организации производства зародилась во второй половине XIXв.

Один из основоположников этой науки Ф.У. Тейлор (1856-1915 г.г.) - американский инженер, в своем труде «Принципы научного управления» писал, что главнейшей за­дачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Ф. Тейлор впер­вые осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:

    отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;

    дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;

    ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;

    разработал системы учета и контроля;

    предложил аппарат функциональных руководителей - мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего.

Используя принцип дробления работы на операции и приемы, Г. Форд-старший (1863-1947 г.г.) - известный аме­риканский промышленник по производству автомобилей, ввел в 1913 г. на своем автомобильном заводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 мин.

Система Г. Форда также как и система Ф. Тейлора, носит двойственный характер, так как в ней соединены утонченные методы эксплуатации с рядом научных положений в области организации труда.

В числе других организаторов капиталистического произ­водства, внесших заметный вклад в разработку теории и прак­тики его организации, следует назвать:

Г. Эмерсона (1853-1931 г.г.), выдвинувшего 12 прин­ципов, соблюдение которых обеспечивает повышение произво­дительности труда в любой сфере деятельности.

К этим принципам относятся:

    точность формирования целей, к достижению которых должен стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

    подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

    компетентность консультации - необходимость спе­циальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

    дисциплина;

    справедливое отношение к персоналу;

    быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведения­ми;

    диспетчерование;

    нормы и расписания;

    нормализация условий, обеспечивающая такое соче­тание времени, усилий и себестоимости, при котором достига­ются наилучшие результаты;

    нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

    составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работ;

    вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

А. Фаиоля (1841-1925 г.г.), создателя системы управ­ления производством, основанной на выделении шести групп функций - технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных;

Работавшего в России и Польше К. Адамецки (1866-1933 г.г.) - создателя теории построения производственных процессов во времени, разработавшего графики движения де­талей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Интересную идею о науке организации выдвинул россий­ский ученый энциклопедист Богданов (псевд.; настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович, экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, врач.

Истина, по Богданову, есть организующая форма коллек­тивного опыта.

Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии, выступив одним из пионе­ров системного подхода в современной науке.

Большую роль в развитии современных систем организа­ции, планирования и управления сыграло создание в середине 50-х годов XXв. системы сетевого планирования и управления, разработанное американскими учеными М. Уокером, Д.Келли и математиком Д. Мальмкольмом (системы СРМ иPERT).

Представляет интерес и «теория зет», выдвинутая в конце 70-х начале 80-х годов нашего века проф. У. Оучи (США) о возможности перенесения японских методов организации про­изводства в другие страны.

Современное строительное производство начало также развиваться на принципах поточности в промышленности, т.е. непрерывности и равномерности.

Строительный поток является важнейшим и обязатель­ным элементом индустриализации, без осуществления которо­го невозможно использовать в полной мере преимущества строительства из сборных элементов, изготовленных на заво­дах.

Поточный метод - научный метод строительного произ­водства, обеспечивающий высокую организацию технологиче­ского процесса строительства, ликвидацию потерь времени, труда и ресурсов за счет устранения его неритмичности, пре­рывности.

Опыт показал, что поточный метод резко уменьшает не­ритмичность производства и снижает потребность в производ­ственных мощностях.

Поточный метод создает благоприятные условия для зна­чительного (на 20 - 30%) роста производительности труда за счет специализации исполнителей и приобретения ими мастер­ства при непрерывно повторяющихся процессах, а также вследствие высокой организации труда, избавляющей от про­стоев, авралов и других случайностей.

Способствуя экономии труда, времени и ресурсов, поточ­ный метод приводит к снижению себестоимости строительства до 6-12%.

Начало применения поточных методов в строительном производстве в нашей стране относится к 30-м годам XXвека. За семь десятилетий строители и ученые разработали теорию и развили практику строительного потока.

Теория строительного потока разрабатывалась в трудах профессоров А.В, Барановского, М.С. Будникова, А.А.Тармаша, А.И. Неровецкого, М.В. Вавилова, Б.П. Горбушина, В.В. Чихачева, В.И. Батурина, Н.И. Пентковского и др.

В развитии поточных методов строительства в нашей стране можно выделить четыре периода:

Первый период (1930 - 1948 г.г.) - разработка началь­ных основ поточности в строительстве и экспериментальное применение потока при возведении в основном одинаковых жилых домов;

    второй период (1948 - 1961 г.г.) - становление совре­менной теории потока и экспериментальное применение его в разных видах строительства;

    третий период (1961 - 1967 г.г.) - переход от экспе­риментирования к массовому применению поточных методов в строительстве, переход к современным методам проектирова­ния организации строительства, к разработке основ сетевых методов планирования и управления;

    четвертый период (1967 - по наст, время) – массовое применение в масштабе страны сетевого моделирования, вне­дрение ЭВМ в проектировании организации поточного строи­тельства и создание системы автоматизированного проектиро­вания и строительства (САПР, АСУС), разработка локальных экономико-математических моделей строительного производ­ства, исследования организационно-технологической надежно­сти строительного производства, применение поточного строи­тельства в рыночных условиях и конкуренции.

1)Донаучный этап развития теории организации.

2)Научный этап развития теории организации.

3)Основные школы теории организации.

4)Тектология А.А.Богданова.

1) Можно выделить три стадии в развитии теории организации.

I. До 18 века. Главная дисциплина, в рамках которой обобщались знания об организации ― это философия.

II. 18-19 века. Появление первых теорий, основанных на научных знаниях. Основную роль на этом этапе играло обобщение опыта индустриально-хозяйственных организаций, а главной наукой стала экономика.

III. Начало 20 века. Считается, чо ее начало связано с появлением первой научной теории менеджмента ― школы научного управления. Первоначально главной наукой был менеджмент (теория управления). Но в 20-40е годы ХХ века огромную роль в развитии теории организации сыграла философия, теория систем и кибернетика. Достижения этих наук были соединены с достижениями экономики, менеджмента и общей теории управления. В результате оформилась новая научная дисциплина ― теория организации.

2) Человечество накапливало опыт управленческой и организационной деятельности в течении тысячелетий. Однако в течении длительного времени процесс организации и ее изучения осуществлялись не в рамках науки, а в рамках искусства. Искусство ― это умение работать с уникальным, наука работает с типичным; науку можно преподавать без участия человека, разработавшего ее, искусство ― нельзя.

Появление крупных организаций связано с переходом от присваивающего хозяйства к произвоящему. Появляется первое государство, первая крупная организация. Важную роль в обобщении опыта управления сыграли классики древнегреческой философии. Платон указал роль разделения труда. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве «экономике». Он указал на необходимость создания особой господской науки для обучения тех, кто должен управлять рабами.

Теория организации развивалась менее успешно в эпоху феодализма. Для этого были 2 причины:

  • единственной крупной организацией была церковь, все хозяйственные функции выполнялись в рамках мелких ремесленных хозяйств;
  • не поощрялось развитие ненормативного (научного) знания по этическим (религиозным) положениям.

Особый интерес к проблемам управления и организации возник в XVIII веке в связи с развитием индустриального капитализма. Можно выделить 2 важных открытия:

1. Открытие А.Смитом роли горизонтального разделения труда в развитии горизонтальных организаций.

2. Открытие Ч.Беббиджа, согласно которому разделение труда эффективнее в сфере умственного труда.

Большую роль в развитии психологических аспектов теории организации сыграл Р.Оуэн. Он показал роль обучения сотрудников в развитии организации, а ткаже впервые проанализировал эффективность нематериальной мотивации персонала.



3) К классическим теориям организации относят:

  1. Теория научного управления
  2. Административная теория
  3. Бюрократическая теория

В менеджменте вторую и третью теории объединяют и называют классической.

I. Представителями были основоположники менеджмента ― Тейлор, Гилберты, Г.Форд.Главная особенность ― стремление на научной основе организовать труд рабочих. Главное ― организация труда на рабочем месте. Основные принципы:

v отделение планирования труда от его выполения;

v научный подход к организации труда;

v исследование трудовых операций при помощи научных методов: определение наиболее рационального способа выполнения операций, внедрение и контроль, нормирование труда определяется научно-обоснованными критериями. Оплата труда (сдельная) опирается на научный критерий, что обеспечивает оптимальную эффективность труда;

v функциональное руководство. Деятельностью рабочего управляли сразу несколько специалистов. Планированием должны заниматься ответственные за порядок, инструкции, время, стоимость, дисциплину. Оперативное управление в рамках цеха ― начальник смены, приёмщики, руководители ремонта и руководители по нормированию. Сама идея функционального управления имеет очень важное значение в современной теории организации, но в той форме, которую предлагал Тейлор, она оказалась громоздкой и неэффективной;

v внимание к человеческому фактору. Оно проявлялось в стремлении заинтересовать рабочих при помощи материальных стимулов (премиальная система, сдельщина). Стремление максимально сильно использовать рабочую силу. Внимание к отдыху, рациональному питанию, гигиеническим условиям труда (температура, освещённость, вентиляция, борьба с вибрацией);

v внимание к обучению и подбору рабочих.

II. Административная школа. А.Файоль, в рамках данной школы была попытка создать научную концепцию построения организации в целом. Заслуги: Файолем были выдвинуты принципы построения организации в целом на всех уровнях вне зависимости от типа организации. В рамках этой теории была разработана универсальная организационная структура. Идеальная структура может быть найдена ― считали представители школы. Файоль был сторонником линейно-функциональной структуры управления, где единоначалие дополнялось большим количеством функциональных специалистов, главная задача которых ― помощь линейным руководителям соответствующего уровня. Представителями школы ВПЕРВЫЕ была выдвинута идея о том, что существуют общие функции управления. Файоль старался в своих работах опираться на все, что было изобретено и открыто до него. Положения теории:

v единоначалие. Работник на любом уровне должен получать указания только от одного человека;

v единство полномочий и ответственности. Человек, получивший определенное задание, должен иметь достаточно полномочий, чтобы выполнить его и нести ответственность;

v единство направления. Каждая организация, имеющая особую цель, должна иметь особый план и одного руководителя;

v иерархия (скалярная цепь);

v централизация;

v корпоративный дух (чувство общности);

v единство рабочего места. Организация заинтересована больше в стабильных работниках, чем в текучих, но хороших.

III. Бюрократическая теория организации. Макс Вебер. Данная теория примыкает к административной школе. Вебер считал, что в эпоху машин организация также должна быть подобна машине. Идеальная управленческая машина ― бюрократия. «Она во многом подавляет индивидуальность человека, но альтернативы ей все время нет». Принципы школы:

v господство формальных процедур, а не отдельных руководителей;

v данные процедуры являются легитимными, то есть они признаются членами организации, а не просто навязываются силой;

v служебные обязанности ― четкие, постоянные и узаконенные;

v четкое разделение труда;

v имеется четкая иерархия;

v работник нанимается исходя только из уровня компетентности;

v зарплата зависит от места в иерархии;

v должность служащего является единственным источником его заработка;

v работа на основании контракта;

v продвижение по службе по четким правилам, в соответствии с выслугой, а не по произволу;

v личное отношение в максимальной степени устранено.

Принципы бюрократии действуют в большинстве современных организаций, особенно в крупных. Наиболее актуальны эти принципы для системы государственной службы. Проблема бюрократических структур в недостаточной активности и адаптивности, поэтому Вебер считал, что руководители таких структур не должны являться частью бюрократической системы, должны обладать другими качествами и давать бюрократические цели, отсюда частичное противопоставление государственной службы политике.

4) Тектология Богданова:

I. Любое явление можно изучать с организационной точки зрения. Законы организации систем характерны для любых объектов.

II. Организационные отношения можно исследовать при помощи формализации, используя количественные методы.

III. С точки зрения тектологии, объекты ― организационные комплексы. Главный признак комплекса ― целое больше суммы частей, чем больше разница, тем более организован объект, комплекс.

IV. Существуют 2 типа систем: централистский и скелетный. Централистские системы включают в себя центральны комплекс по отношению к которому все низшие элементы играют роль периферии.

V. Выделил основные механизмы организации:

1. коньюгация ― соединение комплексов;

2. ингрессия ― один комплекс входит в состав другого;

3. дезингрессия ― разделение или распад комплекса.

VI. Все комплексы в природе развиваются благодаря механизму подбора (отбора): положительный (ситуация отбирает комплекс по принципу усложнения и увеличения неоднородности) и отрицательный (отбор по принципу упрощения комплексов, устраняется все лишнее, несостоятельное). Эти два процесса взаимно дополняют друг друга и одинаково важны для развития.

VII. Сформулировал «закон наименьше», согласно которому «сила цепи определяется прочностью самого слабого звена».

Предмет и содержание курса

Сущность и задачи организации производства

Организация производства и управления предприятием ОПиУП (экзамен)

Предмет, содержание и задачи курса

1) Организация производства представляет собой совокупность форм, методов и приёмов научно обоснованного соединения рабочей силы со средствами производства, а так же установлением взаимосвязи и взаимодействия элементов, образующих конкретную производственную систему в определённых условиях пространства и времени исходя из заданных целей системы и единства функций её элементов.

Основной целью организации производства является: координация и оптимизация во времени и в пространстве как материальных, так и трудовых элементов производственного процесса (ПП) с целью получения наиболее эффективного результата при минимальных затратах.

Основными задачами организации производства являются:

Обеспечение выпуска конкурентоспособной качественной продукции;

Выбор основных производственных процессов и их эффективная организация в пространстве и времени;

Сокращение времени от запуска до выпуска продукции (снижение длительности выпуска продукции);

Снижение материала и энергоёмкости продукции.

Т.к. многие задачи производства решают технологии, важно различать функции технологии и функции организации.

Функции технологии определяют способы и варианты изготовления продукции. Функции организации определяют конкретные значения параметров производственного процесса и выбора наиболее эффективного согласно целям и условиям производства.

Решение задач возможно только на основе системного подхода, который предполагает комплексное изучение объекта курса (промышленного предприятия).

Системный подход к изучению курса предусматривает оптимизацию работы всей производственной системы в совокупности как целого, а не отдельных её частей.

2) Курс ОПиУП изучает производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. Предметом изучения является изучение методов и средств наиболее рациональной организации производства. Объектом является промышленной предприятие, которое рассматривается как производственная система. Производственная система состоит как минимум из трёх блоков:

Ресурсы пр-е производства продукции результат

Производственная система обладает способностью к саморегулированию.

Основные принципы системного анализа, используемые при системном подходе:

Принятие управленческих решений должно начинаться с чёткой формулировки конечных целей и задач предприятия;

Всю проблему рассматривают как единую систему и выявляют влияние каждого входящего элемента и возможные альтернативные варианты;



Задачи отдельных элементов системы не должны вступать в противоречие с целями всей системы.

3) Этапы:

1 Этап возникновения (до 30х годов 20века)

Отцом науки ОПиУП является американский инженер Фредерико Тейлор (1856-1915) – начал исследование проблем рационализации производства с 1885 года. Путём практических опытов и экспериментов на предприятиях ему удалось решить ряд важнейших вопросов управления, связанных с повышением производительности и интенсивности труда. Основные его публикации: «Научное управление» 1902г, «Принципы научного управления (менеджмента)» 1911г. В них он сформулировал основные научные принципы организации производства:

Анализ – разложение производственного процесса на операции с последующим их изучением;

Измерение – количественное определение параметров операции;

Проектирование – разработка технологического процесса, выполнение операций и привязка его выполнения к рабочим местам на планируемый период;

Стимулирование – вознаграждение исполнителей за уровень выполнения планового задания.

К тому же периоду относятся работы американских учёных Ливии и Фрэнка Гилбертов, Генри Гандта. Анри Файоль (фр.) – главная заслуга – рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных видов деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, деятельность по защите собственности и жизни людей, анализ статистических данных и административная деятельность. Генри Форд (1863-1947) – пооперационную детализацию производственного процесса изготовления автомобиля в 1913 году реализовал на конвейере и на основе поточной формы организации труда добился значительного повышения производительности.

Рационализация труда и управления требовала технических средств измерения и контроля. Был изобретён метод хронометрирования движения рабочего во время выполнения трудовых операций, применена кинокамера и другие приборы, позволившие наблюдать и анализировать ход работы и отыскивать самые рациональные приёмы и способы труда. Шёл поиск наиболее рациональных методов управления, возможности материального вознаграждения за наиболее интенсивный и производительный труд.

2 Этап становления (30-60 годы 20 века)

После глубокого и продолжительного финансового кризиса 1929-1933 годов прежние научные и классические подходы к управлению производством были не в состоянии обеспечить рост производительности труда. Требовались новые способы руководства предприятием, которые бы учитывали инициативу работников. Возникло новое направление «Школа человеческих отношений». Возглавил её Элтон Мэйо (1880-1949). Он повернул человеческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а так же на роль всего коллектива в успешной работе всего предприятия.

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию, известную как «Пирамида потребностей»

Дуглас Маг-грегар (1906-1964) разработал теорию двух типов поведения человека на работе, и в соответствии с этим двух способов управления работниками. «Теория Х» была разработана для исполнителей, которые изначально ленивы, безынициативны и стремятся избегать лишней работы, работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. «Теория У» исходила из того, что для творчески мыслящих исполнителей необходимо обеспечить достаточную свободу в рамках выполняемых ими функций.

Основной заслугой этого этапа является доказательство того, что разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Не менее важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности, которые лишь косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег. Главным шагом к эффективной организации является применение эффективных приёмов управления человеческими отношениями.

3 Этап дальнейшего развития или системного подхода (60г 20 века по настоящее время)

На этом этапе ОПиУП стало объектом моделирования с использованием современных средств связи и математических способов обработки информации. Управленческая мысль постоянно развивается, выдвигаются всё новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В современном менеджменте преобладают три тенденции:

Осознание значения материально-технической базы современного производства и услуг;

Усиление внимания к организационной культуре и к демократизации управления;

Усиление международного характера управления.

В системе современного менеджмента важное место занимает менталитет каждой страны.


5.1. Настоящее Положение разрабатывается Оргкомитетом и утверждается приказом Директора Института.

5.2. Изменения и дополнения в Положение вносятся по инициативе Оргкомитета и утверждаются Директором Института.

Развитие теории и практики организации производства.

Теоретические и практические корни организации производства уходят в 18-19вв. Вопросами организации, планирования и управления производством занимались ученые, инженеры, социологи, предприниматели Англии, Германии, Франции, Америки и др. Однако в отдельную область знаний вопросы организации производства выделились лишь на рубеже 19-20вв. Толчком в этом плане стало появление паровой машины, электротехники и других изобретений, обеспечивающих поистине революционное развитие промышленности. Возникла потребность выработки и внедрения адекватных, научных методов организации производства.

Первым, кто подошел к организации производства с научных позиций, был американский инженер Ф.У.Тейлора (1856-1915гг.). В 1911г. в США было создано первое общество по совершенствованию организации производства, одним из инициаторов которого был Тейлор. Вслед за этим обществом в США и Европе стали организовываться другие аналогичные ассоциации. Возник также ряд консультативных фирм, разрабатывающих по договорам с предприятиями конкретные проблемы организации производства.

Целью Тейлора было создание системы научной организации труда на предприятии, обеспечивающей достижение максимальных результатов с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Способом достижения этой цели – рационализация всех элементов производства:

  • средств труда (машин, оборудования, производственных зданий),
  • предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии),
  • живого труда рабочих и служащих.

Свою систему организации предприятия создал французский инженер А.Файоль (1841-1925гг.). Все операции, имеющие место на предприятии, А.Файоль разбил на 6 групп:

  • механические (производство, переработка),
  • коммерческие (покупка, продажа, обмен),
  • финансовые (изыскание капиталов и управление ими),
  • счетные (определение издержек, статистика, баоансы),
  • охрана имущества и работников,
  • административные (предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль).

Весомый вклад в теорию и практику организации промышленного производства внес Г.Форд (1863-1947гг.), занимавшийся вопросами специализации и разделения труда. Он сформулировал следующие принципы организации производства:

  • «Вертикальное» строение производства (позволяло максимально синхронизировать работу всех элементов технологической цепочки),
  • Массовый характер производства (вел к удешевлению единицы продукции, повышал возможности механизации и автоматизации трудовых процессов),
  • Полнейшее разделение труда (позволяло экономить на зарплате низкоквалифицированных рабочих),
  • Унификация оборудования и предметов труда (упрощала их обслуживание и использование),
  • Поточность производства (ритм работы задает конвейер и рабочий не может отстать от него).

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии научной организации производства, связанный с возникновением операционных исследований – использованием аналитических методов физических и математических наук для решения проблем организации производства. С помощью операционных исследований стали разрабатываться вопросы рациональной планировки предприятия, выбора наиболее производительного оборудования, установление нормативов его производительности, расхода материальных ресурсов, рациональной организации ремонтов оборудования и др.

Становление науки об организации производства в России началось в конце 19в. В 1870-х гг. в МГТУ им.Н.Э.Баумана была разработана методика рационализации трудовых процессов, награжденная «медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873г. В 1911-1912гг. профессор Петербургского политехнического института И.А.Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством». Им же была создана лаборатория по исследованию трудовых процессов, разрабатывались методики нормирования труда.

Среди наших соотечественников можно отметить П.М.Керженцева (1881-1940гг.), разработавшего основные принципы производства и научной организации труда; В.И.Иоффе (1886-1947гг.), создавшего систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования труда; О.И.Непорента (1886-1966гг.), разработавшего научную теорию организации производственного процесса во времени; Л.В.Канторовича (1912-1986гг.), заложившего основы линейного программирования и применившего их в планировании производства; Б.Я.Каценбогена (1897-1956гг.), разработавшего теорию и методику использования поточных методов производства на серийных заводах; Э.А.Сателя (1885-1968гг.), первым указавшего на необходимость комплексного решения конструкторских, технологических, организационных, эксплуатационных и экономических проблем современного производства и др.

Для России ХХ века можно выделить следующие этапы развития организации производства:

Период Краткая характеристика этапа
1918-1928г.г. разработка новых форм организации труда и производства. С этой целью в 1928 году создается Центральный институт труда (ЦИТ).
1929-1937г.г. развитие тяжелой индустрии, что потребовало разработки методов проектирования новых заводов и реконструкции старых; установление технически обоснованных норм. В конце 20-х – начале 30-х годов в России появляются первые научные работы по организации производственного процесса во времени, начинают публиковаться монографии, учебные пособия по организации и планированию машиностроительного производства.
1938-1950г.г. предвоенный период связан с решением задачи повышения индустриальной и оборонной мощи страны. Основным направлением развития организации производства здесь было создание равномерного и ритмичного производства. В годы Великой Отечественной войны возросла концентрация производства; массовый выпуск военной продукции обусловил разработку и внедрение поточных методов организации производства, которые получили свое дальнейшее развитие в послевоенные годы применительно к мирной продукции.
1951-1965г.г. повышение производительности труда и качества продукции на основе достижений научно-технического прогресса. Для решения этой задачи разрабатывались вопросы углубления специализации производства, совершенствования производственной структуры предприятий и цехов, методов планирования и оперативного управления с помощью ЭММ и ЭВТ. В 50-е годы стали издаваться учебные пособия по курсу «Организация и планирование предприятий машиностроительной промышленности
1966-1980г.г. ведутся исследования по вопросам дальнейшего совершенствования организации производства, но практическую реализацию эти исследования находят мало.
1981-1990г.г. этот период характеризуется усложнением производства: появляются научно-производственные комплексы, растет число связей внутри предприятий и между ними, что требует разработки новых методов и подходов к организации производства.
2000-ые г.г. изучение и практическое применение принципов бережливого производства

Организация производства как наука представляет составную часть экономической теории, изучающей производственную деятельность человека в процессе создания и распределения материальных благ.

Организация производства в научном и практическом понимании означает эффективное соединение, правильную координацию и рациональное использование в действующем производственном процессе рабочей силы, предметов труда и средств производства.

Разработка теоретических вопросов в области организации производства основывается на изучении, анализе и обобщении опыта передовых зарубежных и отечественных предприятий.

КОНТРОЛЬНЫЙ РУБЕЖ №1 (в дополнение к лекциям)