Внеклассное мероприятие в начальной школе. Папа, мама, я - читающая семья

Ирина Дёшина

Книга, в большинстве российских семей , всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией последних лет является снижение престижа чтения в современном обществе.

Перед педагогом встает очень важный вопрос : как же объяснить подрастающему поколению, что книгу никогда не смогут заменить компьютер, телевизор и другие источники информации.

В этом вопросе очень большое значение имеет тесное сотрудничество педагога с родителями . Очень важно суметь объяснить молодым родителям , что семейное чтение - это не просто способ получения информации, это лучший способ общения со своим ребенком, это лучший способ ненавязчивого воспитания нравственных качеств своего малыша. Родители всегда будут служить примером своим детям и, возрождая традиции семейного чтения , мы помогаем семье стать не только читающей , но и думающей, мыслящей, сопереживающей. Совместное чтение сближает взрослых и детей , помогает наполнить содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке любящее и доброе сердце.

В рамках проекта «Книга в нашей жизни» мы предложили родителям наших воспитанников рассказать о значении книг и семейного чтения в воспитании их детей . Многие родители успешно с этим заданием справились, сделав, совместно с детьми , семейные стенгазеты , которые назвали «Мама , папа , я – читающая семья ». Как всегда проявив при этом незаурядную смекалку и творческую активность , что еще раз подтверждает важность совместной деятельности в воспитании подрастающего поколения. Предлагаю вашему вниманию наши газеты «Мама , папа , я – читающая семья »









Публикации по теме:

«Папа, мама, я - спортивная семья». Спортивное развлечение для детей и их родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» Цель: - привитие любви к спорту; - формирование ЗОЖ; - совместное проведение времени детей и родителей.

«Папа, мама, я - спортивная семья». Спортивное развлечение для детей и родителей первой младшей группы Цель: Пропаганда здорового образа жизни, Приобщение семьи к спорту Задачи: - повышать интерес детей и родителей к занятиям спортом.

Родители участвовали в воспитательно-образовательном процессе по ознакомлению детей с художественной литературой и воспитанию любви к чтению.

Развлечение для детей и родителей «Мама, папа, я – музыкальная семья» Ход развлечения: Ведущий: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости.

Методическая разработка родительского собрания «Мама, папа, я - читающая семья» Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирование человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции.

Педагогический проект в старшей группе «Папа, мама, я - читающая семья!» в рамках тематической недели «Книги» Актуальность проекта Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки.

Задачи: - Пропагандировать ЗОЖ, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; - Привлекать ребят к систематическим занятиям физической.

Гуйбан Татьяна ПетровнаГБОУ СОШ №1 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской областиУчитель начальных классов

Условия игры . Каждой команде задаётся вопрос. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов, становится победителем игры. В жюри выбираются родители и дети из зрителей, а также присутствующие на празднике учителя. Ведущий представляет участников семейных команд.

Р а з м и н к а.

(Дается I минута, за это время нужно дать как можно больше правильных ответов на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - I очко.)

Вопросы к команде 1 :

1. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.)

2. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

3. Второе название скатерти. (Самобранка.)

4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)

5. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет? (Ступа.)

6. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.)

1. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя.)

8. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала.)

9. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники.)

10. Кукла из театра Карабаса Барабаса. (Мальвина.)

11. Художник из цветочного города. (Тюбик.)

12. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу.)

13. Веселый человечек - луковка? (Чиполлино.)

14. Лиса - спутница кота Базилио? (Алиса.)

15. Мальчик, у которого самый лучший в мире Друг. (Малыш.)

16. Прозвище дяди Степы? (Каланча.)

17. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля.)

18. Содержимое Страшилы? (Солома.)

19. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена.)

20. Кто такой дядя Федор? (Мальчик.)

Вопросы к команде 2:

1. Герой рассказа В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»? (Денис.)

2. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло.)

3. Кенгуру из повести - сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все»? (Кета.) -

4. Музыкант из цветочного города? (Гусля.)

5. Царь из сказки А. Пушкина? (Салтан илиДодон.)

6. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска.)

7. Великий и ужасный? (Гудвин.)

8. Оружие железного дровосека? (Топор.)

9. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)

10. Герой русской народной сказки, который поймал необыкновен­ную щуку? (Емеля.)

\ 1. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкчн.)

12. Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бо­бовое зернышко.)

13. Пантера, друг Маугли? (Багира.)

14. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка.)

15. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на восток», (Женя.)

16. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова? (В принца.)

17. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем.)

18. Какое волшебное средство есть у Алладина? (Лампа с джином.)

19. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда».)

20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)

Конкурс «Добавь нужное слово»:

1. Сказка Ш. Перро «Красная...» (шапочка).

2. Сказка Ш. Перро «Синяя...» (борода).

3. Рассказ В. Осеевой «Синие...» (листья).

4. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (курица).

5. Рассказ А. Куприна «Белый...» (пудель).

6. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (туман).

7. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (шейка).

8. Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (горлышко).

Конкурс «Соедини героев книг с их авто­ рами» (Каждой команде выдается список., выполняют на листах).

I команда

/ столбик II столбик

Дениска Кораблев К. Булычев

Алиса Селезнева Л. Лагин

Хоттабыч П. Бажов

Незнайка А. Барто

Серебряное копытце В. Драгунский

Вовка - добрая душа Н. Носов

Муха-цокотуха Э. Успенский

Крокодил Гена К. Чуковский

( Ключи: Дениска Кораблев - В. Драгунский, Алиса Селезнева –

К. Булычев, Хоттабыч - Л. Лагин, Незнайка - Н. Носов, Серяброе

копытце - П. Бажов, Вовка - добрая душа - А. Барто, Муха-цокоту­ха

К. Чуковский, Крокодил Гена - Э. Успенский.)

2 команда

/ столбик II столбик

Чипполино С. Михалков

Дядя Степа Н. Некрасов

Айболит Д. Родари

Саша К. Чуковский

Балда Г.Х. Андерсен

Человек рассеянный Э. Успенский

Дюймовочка А. Пушкин

Чебурашка С. Маршак

(Ключи: Чипполино - Д. Родари, Дядя Степа - С. Михалков, Айбо­лит –

К. Чуковский, Саша - Н. Некрасов, Балда - А. Пушкин, Человек

рассеянный - С. Маршак, Дюймовочка - Г.Х. Анднрсен, Чебураш­ка

Э. Успенский.)

В это время игра со зрителями «Узнай литературного героя»

Угадай литературного героя

1. Многим долго не известный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовётся…
(Чиполлино). 2. Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерть ткала, шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая). 3. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор…
(Айболит). 4. Он весел и незлобен, этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник! И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник, медвежонок…(Винни-Пух).
5. Он дружок зверям и детям. он живое существо. Но таких на белом свете больше нет ни одного. Потому что он не птица, не тигренок.не синица. Не котенок, не щенок,не волчонок, не сурок. Но заснята для кино и известна всем давно Эта милая мордашка, что зовется.....(Чебурашка). 6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя )
7. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка )
8. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино )
9. На сметане мешен,
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок ).
10. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее? (Красная шапочка ).
Конкурс «Кто потерял эти вещи?»:

    Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

    Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

    Скорлупа грецкого ореха; (“Дюймовочка Г.Х. Андерсен);

    Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

    Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

    Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

    Золотой ключик ( Буратино, “Золотой ключик или приключения Буратино”, А.Толстой ).

    Посылка (почтальон Печкин, “Дядя Фёдор, пёс и кот”, Э.Успенский ).

    Корзинка с пирожками (Красная Шапочка, “Красная Шапочка”, Ш.Перро ).

    Хрустальная Туфелька (Золушка, “Золушка”, Ш.Перро ).

    Перо Жар-птицы (Иванушка, “Конёк-Горбунок”, П.Ершов ).

    Аленький цветочек ( Настенька, купец или Чудище, “Аленький цветочек”, С.Аксаков ).

    Зеркало (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

    Золотое яичко. (Русская народная сказка «Курочка Ряба».

    Разбитое корыто. (А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке »).

Семейное чтение скороговорок.
Коси коса, пока роса. Коса долой и мы домой. Везет Сеня с Саней Соню на санях. Бобры добры, бобры бодры. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Дом у дуба. дуб у дома. Шесть мышат в шалаше шуршат. Сшила Саша Сашке шапку.

Конкурс для родителей “Продолжи стихотворение

А.Л. Барто Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…
(Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения. )
С.Я. Маршак Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!…
(Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить ).
К.И. Чуковский У меня зазвонил телефон… (- Кто говорит?
- Слон… )
С.В. Михалков Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…
(Дело было вечером,
Делать было нечего ).

Задание: “Найди лишнее”

Детям предлагается 2 плаката, на каждом из которых написаны названия 4 сказок и их авторы. Учащиеся должны исключить “лишнюю” сказку и обосновать свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Задание для 1 команды: Конёк- Горбунок” П.Ершов.
“Аленький цветочек” С.Аксаков.
“Волк и семеро козлят” народная.
“Рикки-Тикки-Тави” Р.Киплинг. Варианты ответов: “Волк и семеро козлят” (народная, остальные авторские), “Аленький цветочек” (в этом названии упомянуто растение, а в остальных – животные), “Конёк Горбунок” (сказка в стихах, остальные – в прозе), “Рикки-Тикки-Тави” (зарубежная литература), “Волк и семеро козлят” (в названии упомянуто несколько персонажей, а в остальных – по одному) и так далее. Задание для 2 команды: Дюймовочка” Г.-Х.Андерсен.
“Русалочка” Г.-Х.Андерсен.
“Стойкий оловянный солдатик” Г.-Х.Андерсен.
“Золушка” Ш.Перро. Варианты ответов: “Золушка” (сказка Ш.Перро, а остальные - Г.-Х.Андерсена), “Стойкий оловянный солдатик” (в названии персонаж мужского рода, а в остальных названиях – женского), “Русалочка” (морская жительница, остальные живут на суше), “Золушка” (человек, остальные – сказочные существа) и так далее.

Цель : приобщение детей и взрослых к чтению книг.

Программа конкурса:

  1. конкурс на знание пословиц.
  2. задание — тест

Жюри:

Ход праздника

  1. Вводная часть.

Педагог: Дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

А еще мы собрались здесь для того, чтобы получить заряд бодрости, энергии, блеснуть эрудицией и просто, чтобы отдохнуть и пообщаться. Я благодарю родителей за то, что приняли предложение принять участие в игре, за желание вникнуть в интересы своего ребенка и разделить с ним радость общения с друзьями и хорошей книгой.

В конкурсе принимают участие следующие семьи. Просим капитанов представить свою команду.Итак, знакомимся….

А итоги каждого конкурсного задания будет оценивать наше многоуважаемое жюри ….

Болельщикам скучать сегодня тоже не придётся, ибо и для них приготовлены самые разнообразные задания. Итак, начинаем наш праздник.

Пусть очаг горит, не остывая,

Теплом домашним сердце согревая.

Семью сплотить сумеет мудрость книг,

Чтоб знаний ваших не иссяк родник.

Педагог: Познакомлю с программой конкурса.

  1. Представление команд (название, девиз, приветствие)
  2. конкурс «Литературная викторина».
  3. конкурс на знание пословиц.
  4. конкурсное задание «Вспомни стихотворение»
  5. задание — тест

Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования;

Успех придет не сам собой,

Помогут ваши знания.

Начнем с презентации своей читающей семьи. Оцениваем конкурс по 10 бальной системе.

Представление команд (название, девиз, приветствие)

Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы с вами привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Со страниц книги перед нами встает и Древний мир, и старая Русь, и шумный современный город и все то, о чем поведают нам конкурсанты в стихотворениях о книге.

Разминка

«Продолжи строку»

  1. Мороз и солнце день чудесный!… (Пушкин)
  2. Люблю грозу в начале мая… (Тютчев)
  3. Еду тихо, слышны звоны
    Под копытом на снегу…
    Только серые вороны расшумелись на лугу. (С.Есенин «Пороша»)
  4. Вместо шапки на ходу он надел сковороду… (Михалков)
  5. Я вас люблю, чего же боле?.. (Пушкин)
  6. Одеяло убежало, улетела простыня… (Чуковский)
  7. На рынке корову старик продавал… (Михалков)
  8. Унылая пора, очей очарованья… (Пушкин)
  9. Вороне как-то бог послал кусочек сыра… (Крылов)
  10. Скажи-ка, дядя, ведь не даром… (Лернмонтов)
  11. Б елая черемуха под моим окном… (С. Есенин)
  12. Наша Таня громко плачет… (А. Барто)

«Кто много читает, тот много знает» — гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о ее людях, о том, что нас окружает.

Следующий конкурс « Литературная викторина».

За каждый правильныйответ 1 балл.

Чтоб героев книг узнать-

Дружно вместе вспоминайте,

И ответ нам называйте!

  1. Как зовут сестру доктора Айболита? (Варвара)
    2. Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (3)
    3. Имя папы Буратино. (Папа Карло)
    4. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
    5. Где смерть Кощея Бессмертного? (На кончике иглы)
    6. Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
    7. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам и большой выдумщик? (Карлсон)
    8. Какими словами обычно начинаются народные сказки? (Жили-были)
    9. Как звали собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)
    10. Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
    11. Как звали кота дяди Федора? (Матроскин)
    12. Кто из героев сказок Пушкина жил ровно тридцать лет и три года? (Старик и старуха)
    13. Как называется остров в океане, недалеко от царства Салтана? (Буян)
    14. Кто из норы крота на ласточке совершил путешествие в теплые края? (Дюймовочка)
    15. Кто так говорит: «Спокойствие, только спокойствие!»? (Карлсон)
    16. Как звали пса дяди Федора? (Шарик)
    17. Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
    18. Человечек-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон? (Чиполлино)
    19. Как звали сторожевого пса, которого одурачил Чиполлино? (Мастино)
    20. Кто из героев шел в Изумрудный город за настоящим сердцем? (Железный дровосек)
  1. Кто совершил путешествие в Африку на орле? (доктор Айболит)
    2. Как звали собаку Герасима? (Му-му)
    3. На меня скорей садись, Только знай себе держись
    Я хоть росту небольшого Да сменю коня другого. (Конёк-горбунок)
    4. Кто так говорит: «Куплю куртку для папы Карло, куплю новую азбуку»(Буратино)
    5. Кто совершил путешествие в фургоне, поднятом ураганом, из Канзаса в Волшебную страну? (Элли)
    6. Имя капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
    7. Кто из пушкинских сказочных героев ел варёную полбу и спал на соломе? (Балда)
    8. Как звали девочку, путешествовавшую по стране Чудес и Зазеркалью? (Алиса)
    9. Князь, которого царевна Лебедь обращала в комара, муху, шмеля? (Гвилон)
    10. Кто совершил путешествие на чудесном тракторе в д.Простоквашено? (дядя Фёдор)
    11. Как называется древнейшая письменность, созданная Кирилом и Мефодием? (Кириллица)
    12. Кто сказал: «А зачем на свете мёд? Для того чтобы я его ел! По моему так, а не иначе!» ? (Винни-Пух)
    13. Собака из рассказа А.Чехова (Каштанка)
    14. Содержимое страшилки (Солома)
    15. Медведь, друг Маугли (Балу)
    16. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортилла)
    17. Кому принадлежала Волшебная лампа (Алладину)
    18. Славный защитник Руси — матушки 33 года неподвижно просидевший в избе (Илья — Муромец)
    19. Имя старого джинна, которого освободил Волька из кувшина (Старик Хоттабыч)
    20. Кто говорит эти слов:»Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее» (Царица — мачеха)
    1. Кто путешествовал на ядре в лагерь турецкого войска?(Барон Мюнхаузен)
    2. Деревянный человечек, которого заманили в страну Дураков?(Буратино)
    3. Имя мальчика,который путешествовал по Швеции с дикими гусями?(Нильс)
    4. Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке?(Сказка ложь да в ней намекДобрым молодцам урок)
    5. Как звали песика Элли из сказки «Волшебник изумрудного города»(Тотошка)
    6. Какое произведение Пушкина начинается «У Лукоморья дуб зеленыйЗлатая цепь на дубе том»(Руслан и Людмила)
    7. Вдруг шатер распахнулся …и девица
    Вся сияя, как заря,Тихо встретила царя Кто эта девица? (Шамаханская царица)
    8. Как зовут мальчика, у которого самый лучший друг в мире?(Малыш)
    9. Герой русской нар.Сказки, путешествовавший на печи?(Емеля)
    10. Как зовут крысу старухи Шапокляк?(Лариска)
    11. Злодей. Свистел по-соловьиному,кричал по-звериному,шипел по-соловьиному(Соловей-разбойник)
    12. Кто автор строк: «Ай, Моська! Знать она сильна,
    Что лает на слона!» (Крылов)
    13. Дедушка из ст-ия Некрасова (Мазай)
    14. Крокодил, Друг Чебурашки(Гена)
    15. Обладательница хрустальных башмачков(Золушка)
    16. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана(Садко)
    17. Сколько братьев было у Элизы из сказки Андерсена «Дикие лебеди» (12)
    18. Кто поймал необыкновенную щуку(Емеля)
    19. Кому принадлежат строки: «По амбару я метен, по сусечкам скребен» (колобок)
    20. Кличка собаки семи богатырей(Соколко).

1. Какую песенку пела белочка «при честном,при всём народе»
/Во саду ли в огароде»
2. Оружие железного дровосека /топор/
3. Спутница кота Базилио /лиса Алиса/
4. Прозвище дяди Стёпы /Каланча/
5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи
/к солнцу,месяцу,ветру/
6. В кого превратился людоед из сказки Ш.Перро во 2 раз /мышь/
7. На чём совершил путешествие за мёдом Винни-Пух /на воздушном шаре/
8. Друзья дяди Фёдора /Матроскин,Шарик/
9. В кого превратился гадкий утёнок /в лебедя/
10. Млекопитающее; которое было наказано за свою жадность в течение долгих 10 лет /кит/
11. «Старший умный был детина
Средний брат и так и сяк
Младший вовсе был дурак Как звали братьев /Данило,Гаврило,Иван/
12. Кто это такой? «В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый /Звездочёт,мудрец/
13. Гимнаст из романа-сказки Ю.Олеши «Три толстяка» /Тибул»/
14. Чьи это стихи? «Торопыжка был голодный
проглотил утюг холодный /Незнайка/
15. О ком эти строки «Ты всё пела? Это дело
Так поди же попляши /стрекоза/
16. Кто говорил волшебные слова:»Симсим,открой дверь!» /Али-Баба/
17. на чем совершили путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья? (на воздушном шаре)
18. Мойдодыр — это кто? (умывальник)
19.Домовенок…. (кузька)
20. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная … » (курица)

Следующий конкурс на знание пословиц .

В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц о книге. Давайте их вспомним.

Каждой семье да сейчас будет дано задание: продолжить пословицу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Пословицы:

конкурсное задание . «Кто быстрее?»

Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором.

1 команда «От топота копыт пыль по полю летит».

2 команда «На дворе трава, на траве дрова».

3 команда «Шли сорок мышей, несли сорок грошей».

конкурсное задание «Вспомни стихотворение»

Вам называют окончание стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а ваша задача вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты.

Итак, начали.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин «Зимний вечер»)

Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой’?
Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов «Парус»).

3. Пору, мороз, в гору, воз

Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел.
Был сильный мороз.
Гляжу — поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»).

Конкурс для болельщиков

Внимание, болельщики! Объявляется розыск. В розыске находятся сказочные чудесные предметы, которые в наше время имеют другие, современные названия.

Ковёр-самолёт — дельтаплан.

Огниво — зажигалка;

Кольчуга — бронежилет;

Гусли — гитара, магнитофон;

Клубок — путеводитель, компас;

Меч — ружье, пистолет;

Конёк — горбунок — мопед;

Ступа — вертолёт, ракета;

Метла — пылесос;

Корыто — стиральная машина;

Сколько звезд в небесах,

И деревьев в лесах,

Сколько капель в реке –

Столько книг на Земле!

И у каждого есть своя любимая книга. Каждый конкурсант представит свою книгу.

Следующее задание — тест

1. Книгочей – это…

Библиотекарь любитель чтения продавец книг

2. Букинист – это…

собиратель личной библиотеки торговец старыми книгами собиратель макулатуры

3. Папирус – это …

Ткань дерево травянистое растение

4. Пергамент – это …

Кожа кора дуба глина

5. Титульный лист – это … начало книги середина книги конец книги

6. Аннотация – это … предложение к книге краткое изложение содержания тип шрифта

8. Библиофилия – это…любовь к книге ненависть к книгам безразличное отношение к книгам.

Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги, ответьте на вопросы. Если вы со мной согласны, на вопрос отвечайте громко: «Да!»

Чтоб страна была сильна,

Надо, Чтоб дружна была семья!

Вы со мной согласны? Дети. Да!

Чтоб страна была сильна,

Надо,Чтобы сыты были

Я, Он, Ты, Она.

Вы со мной согласны? Дети. Да!

Чтоб страна была умна,

Надо, Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны? Дети. Да!

Итоги конкурса. Награждение. Заключительное слово.

Педагог: Дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Я благодарю всех вас за участие в конкурсе! Желаю всем вам крепкого здоровья, много новых друзей – интересных книг, я желаю вам ясного-ясного неба, вкусного-вкусного хлеба, белого-белого снега, чистой-пречистой воды и никакой беды! Читайте! Дерзайте! Ведь книга – лучший друг и учитель.

Книга научит, книга расскажет,
Книга подскажет, как поступать.
Значит нам нужно, очень всем нужно,
Умные, добрые книжки читать!

– До свидания, до новых встреч!

Вопросы :

1. В какой сказке герои были насильно разлучены с родными? («Гуси-лебеди»).
2. В какой сказке героиню хотели лишить жизни? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
3. В какой сказке у героини нарушалось право на отдых, заставляли трудиться, непокладая рук?(«Хаврошечка»).
4. В какой сказке герой подвергся незаконному выселению из своего жилища? («Заюшкина избушка»).


«Веселые объявления».
Необходимо отгадать автора объявления. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка » (Кот Матроскин.)
2. Продаю ружье для фотоохоты. Недорого! (Шарик.)
3. Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу. (Чебурашка.)
4. Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка – Лариса. Окрас серый. Хвост: 10 см. (Шапокляк.)
5. Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я – почтальон Печкин!». (Галчонок Хватайка)
6. Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разные посылки, вручение телеграмм и писем. Оплата: Чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами. (Почтальон Печкин.)

«Не красна книга письмом, красна умом»

«Золото добывают из земли, а знания из книги»

«Прочел новую книгу – встретился с другом»

«Сперва аз да буки, а там и науки»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Книга для ума – что теплый дождь для всходов»

«От топота копыт пыль по полю летит».

«На дворе трава, на траве дрова».

«Шли сорок мышей, несли сорок грошей».

«Проворонила ворона воронёнка»

1. Кроет, крутя, завоет, дитя.

2. Одинокий, голубом, далекой, родном

3. Пору, мороз, в гору, воз

Выделяйте время для чтения каждый день
Начинать читать надо с первых лет жизни. Выбрать удобное место, следить за тем, чтобы свет падал на книгу с левой стороны. Читая малышу, вы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете его словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи.
Выбирайте книги в библиотеке
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно там есть литература для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим. Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И она не только в том, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много в библиотеке и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие книги и читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению. Все время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш ребенок мог с ними возиться.
Окружите ребенка материалами для чтения
Какими? Прежде всего теми, которые он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много и они для сугубо индивидуального пользования. Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.
Читайте медленно и с удовольствием
Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать «звездой экрана»)! Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится!
Читайте, прерывая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст ребенку время вдуматься в то, что он слышит, «переварить» прочитанное, понять события, место и героев. Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у него, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.
Читайте снова... и снова!
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже набившие оскомину книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите на заголовок этого совета! Да- да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.
Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «читает». Так что, если книга вызывает удовольствие у ребенка и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.
Читайте везде и всегда!
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями обязательно лежит книга. Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок, названий взрослых книг, ваших рабочих документов - все пойдет на пользу делу.
Не заставляйте ребенка читать
Никогда не усаживайте малыша за чтение (с родителями или самостоятельно), если он этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении.
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок. Просите вашего ребенка почитать вам, когда он уже научится читать. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН читает ВАМ, преисполненный важности. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже. Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журналы, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас.
Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем заняться в свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Воспитывайте читателя личным примером.
2. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
3. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
4. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
5. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
6. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О любимых книгах рассказывайте с восхищением.
7. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти что-то интересное для себя, копаясь в книгах.
8. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
9. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, посоветуйте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

МБОУ « Шегарская СОШ № 2»

Учитель начальных классов

Читаем всей семьей …

(семейная конкурсная программа, отборочный тур)

Цель: Активизация культурного семейного досуга через общение с книгой.

Задачи: Прививать любовь к книге – источнику знаний.

Прививать навыки совместного общения детей и взрослых.

Оборудование: компьютер, презентация с заданиями, листы бумаги для групповой работы

Домашнее задание: инсценировка эпизода из любимой сказки.

1 ведущий : Добрый день дорогие мамы, папы, бабушки, тети, братишки и сестренки.

2 ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те дружные семьи, которые рискнули принять участие в нашем конкурсе «Книги мы семьей читаем…»

Фамилии и имена участников. Представление жюри.

1 ведущий : Болельщикам и зрителям тоже не придется сегодня скучать, потому что для них приготовлены самые разнообразные задания.

2 ведущий: А я надеюсь, что в читальном зале библиотеки сегодня собрались те, кто действительно любит читать.

А если нет, то наша конкурсная программа поможет вам понять, как интересно и весело дружить с книгой, как разнообразна и насыщенна жизнь такого человека.

Ведь книжные знания сопутствуют жизненному успеху и открывают перед вами все дороги.

Наш первый конкурс: «Сказочное лото»

1 ведущий : Всем нам в детстве читали сказки, затем мы сами читаем их своим детям, а потом и они тоже это делают. И так происходит со всеми и с каждым. Поэтому есть сказки, которые известны всем людям, в каком бы они не были возрасте.

И сейчас мы проверим в какой же команде лучшие знатоки русских народных сказок. (раздаются листочки с заданием)

С – имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде» (Синеглазка)

К – его пытались съесть пятеро, а удалось шестому (колобок)

А – сестра в одной из сказок (Аленушка)

З – пресмыкающееся с тремя головами (змей)

К – его смерть в яйце (Кощей)

И – распространенное мужское имя в сказках (Иван)

Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев (Рукавичка)

У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку (Уточка)

С – на этой реке Иван бился с Чудом – Юдом (Смородина)

С – кличка сказочного коня (Сивка)

К – без этого парнокопытного не обходится большинство сказок (конь)

И – жилище Бабы Яги (избушка)

Е – имя героя (Емеля)

(Листочки сдаются жюри.)

2 ведущий: пока жюри проверяет задание, мы проведем игру со зрителями, и тоже по сказкам.

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую. За правильный ответ жетон, а в конце мероприятия мы подведем итоги не только среди команд, но и среди зрителей.

Кощей – (Бессмертный)

Елена – (Прекрасная)

Финист – (Ясный сокол)

Братец – (Иванушка)

Крошечка – (Хаврошечка)

Марья – (Искусница)

Никита – (Кожемяка)

Царевна – (Несмеяна)

Иван – (крестьянский сын)

Слово жюри.

1 ведущий: В каждом доме у отдельного члена семьи свои обязанности, кто-то ведет хозяйство, кто-то решает денежный вопрос, а кто-то совмещает в себе все сразу.

Так и вы сейчас должны выбрать того члена команды, который будет участвовать в следующем конкурсе. Выбирайте самого сообразительного, умного и эрудированного.

Начинаем конкурс капитанов.

2 ведущий: Сейчас я буду зачитывать вам крылатые выражения. Их слышали, их знают, ими пользуются. Однажды написанные кем-то они стали частью нашей разговорной речи. Мы произносим их, даже не задумываясь о том, кто их автор. Так кто же он, а точнее они, эти авторы!? В каком произведении впервые появились эти выражения, предстоит ответить нашим игрокам.

Не хочу учиться, хочу жениться! (Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»)

«А король-то голый» (Г.-Х. Андерсен, сказка «Новое платье короля»)

«Сезам, откройся» (арабская народная сказка «Али- Баба и сорок разбойников)

«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» (И.Ильф и Е. Петров, роман «Двенадцать стульев»)

«Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери, сказка «Маленький принц»)

«На деревню дедушке» (А.П. Чехов, рассказ «Ванька Жуков»)

«Быть или не быть – вот в чем вопрос» (В.Шекспир, трагедия «Гамлет»)

«Все смешалось в доме Облонских» (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»)

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин, поэма «Руслан и Людмила»)

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов, стихотворение «Поэт и гражданин»)

«Все мы учились понемногу чему – нибудь и как-нибудь» (А.С.Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин)

1 ведущий: Пока участники думают, мы немного отдохнем и поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте «да» или «нет». Начали!

Вы ребята милые?

И здоровьем хилые?

Сильные?

Смелые?

Ловкие?

Умелые?

Защищаете детишек?

Наставляете им шишек?

Лезете всегда к прохожим?

На Незнайку вы похожи?

Помогаете зверюшкам?

Расставляете ловушки?

Вы читаете газеты?

Очень жадны на конфеты?

Смирно ходите по школе?

И деретесь прямо в холле?

На занятиях кричите?

А на празднике молчите?

2 ведущий: Сдаем свои работы жюри, пока идет проверка выполненных работ команды готовятся к выполнению домашнего задания – инсценировка отрывков из произведений.

1 ведущий : А чтобы зрители не скучали, разыграем еще несколько жетонов. Посоревнуемся на знание наших любимых стихов! Я зачитываю начало строчки, а вы продолжаете, поднимаем руку. Кто первый поднимает руку, тот и отвечает.

Белеет парус одинокий… (в тумане моря голубом)

Белая береза под моим окном …. (принакрылась снегом, точно серебром)

У Лукоморья дуб зеленый … (златая цепь на дубе том)

Однажды в студеную зимнюю пору … (я из лесу вышел, был сильный мороз)

Травка зеленеет, солнышко блестит … (ласточка с весною в сени к нам летит)

2 ведущий: Ну что ж, настало время выступить командам, а жюри оценит мастерство и подготовку каждого выступления (инсценировка ).

1 ведущий: Дорогие участники, сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: «Книга на своем месте». Где бы мы не оказались, книга всегда будет уместна. Сейчас вы будете вытягивать название того или иного места и должны будете объяснить жюри, какую книгу вы с собой возьмете и почему.

  • Какую книгу вы взяли бы с собой в поход? (учебник химии, справочник туриста, русские народные сказки)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой на дачу (сборник народных примет, справочник садовода – огородника и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров? («Робинзон Крузо», «Остров Сокровищ» и др.
  • Какую книгу вы бы взяли с собой в очередь к стоматологу? (стихи – страшилки, триллер Стивена Кинга и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой в больницу (доктор Айболит, рецепты народной медицины и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой на спортивную площадку? (сборник игр на свежем воздухе, справочник доктора и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой в поездку на автобусе (детектив, путеводитель и др.)
  • Какую книгу вы бы взяли с собой идя в гости? (этикет, фокусы, сборник анекдотов и др.)

Жюри объявляет результат.

1 ведущий: А сейчас мы проведем заключительный конкурс «Кто кого?»

Я задаю вам вопрос, а вы записываете на него столько ответов, сколько можете, главное условие – слово должно быть одно и в тему.

  1. Где не нужна книга?
  • В зоопарке
  • В кино
  • В театре
  • На концерте
  1. Какая бывает книга?
  • Умная
  • Поучительная
  • Скучная
  • Научная и др.
  1. Что есть у книги?
  • Заглавие
  • Автор
  • Обложка
  • Содержание

А теперь каждая команда по очереди зачитывает по одному ответу, у кого совпадает, тот вычеркивает у себя слово. Сколько окажется не вычеркнутых слов столько баллов зарабатывает семья.

Это было последнее задание и для зрителей, давайте подведем итог.

Награждение зрителей.

2 ведущий: А сейчас пришло время заслушать жюри, оно объявит нам итоги нашего сегодняшнего конкурса.

Выступление жюри.

Награждение.

1 ведущий: Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело, мы очень рады! И пусть всегда к вам на помощь приходит КНИГА!