Разделы технологической карты урока. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС Выполнила Учитель ГБОУ лицея №504 Жогальская Светлана Геннадьевна Москва 2015г

2 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока как основа проектирования урока и инновационный инструмент реализации ФГОС «Если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде всего сознать эту цель.» К.Д.Ушинский

3 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия (темы), указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия (прохождения темы) время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989). ПРОИЗВОДСТВО

4 слайд

Описание слайда:

ПЕДАГОГИКА Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС.

5 слайд

Описание слайда:

Методологические позиции: она имеет статус документа; в ней записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей.

6 слайд

Описание слайда:

Зачем нужна технологическая карта урока? Для представления в воображении урока в «целом» (с целями, задачами, методами, формами, техническими средствами обучения, с видами контроля, видами рефлексии…) Для планирования достижений метапредметных результатов Для самоанализа и анализа того, что делается на уроке (с разных точек зрения) Для четкости в постановке учебных задач Для создания опорного конспекта для будущих уроков

7 слайд

Описание слайда:

выстроить алгоритм работы по теме; определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; реализовать воспитательные возможности темы; установить преемственность в изучении материала; реализовать межпредметные связи Технологическая карта позволяет учителю:

8 слайд

Описание слайда:

Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений

9 слайд

Описание слайда:

Структурные компоненты технологической карты урока блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить) Инструментальный блок (какими средствами это достижимо) Блок организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции)

10 слайд

Описание слайда:

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Тема урока Цель урока(целеполагание, проблема- выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.) 3. Планируемый результат 4.Личностно-формирующая направленность урока

11 слайд

Описание слайда:

Инструментальный блок Задачи урока Тип урока Учебно-методический комплекс: источник информации оборудование дидактическое сопровождение материалы для познавательной деятельности ученика

12 слайд

Описание слайда:

Уровневые задания; Карточки для самостоятельной работы; Тексты контрольных самостоятельных работ; Технологические карты лабораторных работ; Инструкция по технике безопасности; Задания для выполнения на уроке; Задания для самопроверки; Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик и т.п. Материалы для познавательной деятельности учеников

13 слайд

Описание слайда:

Дидактическое сопровождение Проблемные вопросы; Когнитивные и деятельностные установки; Понятийный аппарат; Логические схемы; Рисунки; Видеозаписи; Индикаторы обратной связи и т.п.

14 слайд

Описание слайда:

Программа дисциплины; План урока; Литература для учителя; Литература для учеников; Учебники; Сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.; Интернет-сайты; Кинофильмы; Видеозаписи, аудиозаписи; Научная периодическая печать; Массовая периодическая печать; Учебные телефильмы и т.п. Источники информации

15 слайд

Описание слайда:

Оборудование Приборы; Технические средства обучения; Электронные средства обучения; Телевидение; Компьютеры; Локальная сеть; Магнитная доска; Карты; Препараты; Реактивы; Демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

16 слайд

Описание слайда:

План урока Диагностика результатов урока Домашнее задание Организационно- деятельностный блок

17 слайд

Описание слайда:

Структурные элементы технологической карты По вертикали – этапы урока (например): Организационный момент. Подготовка к активной познавательной деятельности. Установка познавательной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний. Самопроверка знаний. Подведение итогов. Домашнее задание.

18 слайд

Описание слайда:

По горизонтали: Задачи каждого этапа. Методы. Формы. Виды деятельности учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

* МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения проектно -исследов. деятельн.

21 слайд

Описание слайда:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. Данный материал может быть использован учителями,работающим по разным УМК. Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила на такой технологической карте урока: Этапы работы над технологической картой

22 слайд

Описание слайда:

Формулировки деятельности учителя и обучающихся Деятельность учителя Формулировки деятельности примеры. Деятельность обучающихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

23 слайд

Описание слайда:

Структура технологической карты урока Тема: Тип: Задачи: Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные Межпредметные связи: Ресурсы урока: Для учителя: Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся 1. Актуализация необходимых знаний 2. Мотивация познавательной деятельности 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Самоанализ Достижения Затруднения Предложения

24 слайд

Описание слайда:

Расширенная ТК Основные составляющие урока Этап урока Время, мин Цель Результаты Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Типы уроков по ФГОС «…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.).

28 слайд

Описание слайда:

1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

29 слайд

Описание слайда:

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

30 слайд

Описание слайда:

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

31 слайд

Описание слайда:

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

32 слайд

Описание слайда:

5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся обще учебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Технологическая карта позволяет проектировать учебный процесс. Задача учителя при ее создании – показать так называемый деятельностный подход в процессе обучения. Описывая каждый этап урока в технологической карте, педагог проектирует собственную деятельность и предполагаемые действия учащихся. Ниже изложены требования к технологической карте урока в начальных классах и дано описание ее структуры.


Идеи современного урока (т.е. требования к уроку):


Цель и задачи урока изложены ясно и конкретно;


Главная цель - достижение конкретных результатов (универсальных учебных действий);


Ученики мотивированы к деятельности ;



На уроке создана проблемная ситуация;



Прослеживается взаимосвязь деятельности учащихся на уроке с целью (достижением запланированных результатов);


Созданы условия для самостоятельной работы учеников;


Учитываются требования СанПин;


На уроке учитель создает условия для формирования оценочной деятельности учеников и рефлексии.


Структура технологической карты:


1. Цель, которую учитель хочет достигнуть на уроке (указывается только одна цель, не следует смешивать ее с понятием "задачи урока"). По возможности, излагается проблема (т.е. идея) урока, задачи урока (способы достижения цели). Планируемые результаты урока (формируемые на уроке УУД) - используются глаголы в неопределенной форме (см.ФГОС). Используемые образовательные технологии и методы (в т.ч. перечисляются здоровьесберегающие технологии). Используемые средства обучения (электронные и печатные ресурсы, учебник, учебные пособия, наглядные пособия, оборудование).


2. Ход урока. Создается из двух столбиков. Первый столбик называется "Деятельность учителя" (в ходе каждого этапа урока нужно кратко описать действия учителя с помощью таких слов как: "организует, создает, читает, способствует, помогает" и т.п.). Второй столбик - "Деятельность учащихся" (ее можно описать используя слова: "читают, анализируют, высказывают предположения, обобщают, договариваются " и т.п.). В конце каждого этапа урока учитель обязательно организует контрольно -оценочную деятельность учащихся, а ученики проводят самооценку учебных действий и результатов.


Ход урока состоит из 4 основных этапов, которые необходимо обязательно отразить в карте. Учитель может разбивать каждый этап на более мелкие в зависимости от его собственного замысла. Необходимо описывать действия, а не предполагаемые ответы учащихся. Прямую речь следует использовать как можно меньше, только если невозможно заменить ее описательным оборотом.


1 этап. Постановка учебной задачи. Учитель содает проблемную ситуацию и организует действия учеников так, чтобы они сами (по возможности) сформулировали проблему. Совместно с учителем дети определяют тему урока. Проводится ревизия имеющихся на данный момент у детей знаний и умений, которые будут необходимы для решения сформулированной проблемы.


2 этап. Организация познавательной деятельности. Учитель и ученики планируют работу на урок. В ходе выполнения специальных заданий происходит открытие нового знания, формируются УУД, решается сформулированная ранее проблема и т.д.


3 этап. Закрепление и включение в систему знаний. Учитель организует самостоятельную деятельность учеников, направленную на закрепление, обобщение, принятие, включение нового знания или умения в систему имеющихся знаний, самоконтроль и самооценку и т.п.


4 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Соотнесение поставленной в начале урока цели с запланированными результатами. Диагностика достижения запланированных результатов. Самооценка деятельности учеников (и учителя) на уроке. Конечные итоги решения проблемы (или учебной задачи), сформулированной в начале урока. Практическое применение новых знаний и умений.

Цели для ученика:

Цели для учителя:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока:

Форма урока:

Опорные понятия, термины

Новые понятия:

Формы контроля:

Ресурсы:

основные:

дополнительные:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы

Формируемые УУД

Планируемый результат

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

Первичное закрепление

Динамическая пауза

Работа над пройденным материалом.

Самостоятельная работа

Рефлексия. Оценка

Предварительный просмотр:

СПб ГКУЗ « Детский санаторий « Берёзка». Школа».

Технологическая карта урока

(В соответствии требований ФГОС)

Учитель начальных классов:

Панова Алевтина Петровна.

Технологическая карта урока.

Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) в их деятельностном характере.

Главная задача - развитие личности ученика.

Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Задачи, поставленные
ФГОС , требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Также изменились и требования к технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.

Появилось новое понятие - технологическая карта урока .

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней.

Структура технологической карты:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов;

Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование.

Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы:

  • «Новый образовательный стандарт второго поколения»,
  • «Условия формирования УУД (Универсальные Учебные Действия),
  • «Технология работы с информацией» и другие.

Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

Значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;

Появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;

Школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе « Самоопределение в деятельности » организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для

реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Какие же базовые моменты нужно учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС ?

Прежде всего, рассмотрим этапы конструирования урока:

1.Определяем тему учебного материала.

2.Определяем дидактическую цель темы.

3.Определяем тип урока:

Примерные типы уроков по ФГОС:

  • урок первичного предъявления новых знаний;
  • урок формирования первичных предметных умений;
  • урок применения предметных умений:
  • урок обобщения и систематизации знаний:
  • урок повторения; урок контроля знаний и умений;
  • коррекционный (урок исправления ошибок)
  • комбинированный урок;
  • урок учебной экскурсии:
  • урок решения практических, проектно-исследовательских задач;

4.Продумываем структуру урока.

5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).

6.Продумываем отбор содержания учебного материала.

7.Определяем выбор методов обучения.

8.Выбираем формы организации педагогической деятельности

9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

10.Осуществляем рефлексию урока.

Требование федерального государственного стандарта : формирование универсальных учебных действий учащихся.

Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.

Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.

В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.

5. Урок контроля знаний и умений.

1) Самоопределение к деятельности(организационный этап).

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Комбинированный урок.

1) Самоопределение к деятельности (организационный этап).

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Решение учебной задачи.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8. Урок учебной экскурсия.

  1. Сообщение темы, цели и задачи урока.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
  4. Обобщение и систематизация знаний;
  5. Самостоятельная работа по обработке данных. Оформление результатов с выводами.

9.Урок - исследования.

1.Сообщение темы, цели и задачи урока.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

4.Операционно-исполнительский этап:

  • создание проблемной ситуации
  • постановка проблемы исследования
  • определение темы исследования
  • формулировка цели исследования
  • выдвижение гипотезы
  • выбор метода решения проблемной ситуации
  • составления плана исследования
  • открытие нового знания, проверка гипотезы, проведение эксперимента, наблюдений, создание мотивации на уроке для каждого ребёнка
  1. Рефлексия. Оценка.

Литература: Федеральный Государственный образовательный стандарт


Технологическая карта урока по ФГОС – форма планирования педагогического взаимоотношения между учеником и учителем, которая содержит ряд действий для достижения целей высококвалифицированного обучения в отображаемой на этапах уроков последовательности. Использование такой последовательности способствует оптимизации процесса формирования личности школьников и их развития.

Данное понятие пришло в образование из терминов, используемых в промышленности, где использовалось как технологическая документация в форме карты (таблицы), расположенной на одном листе и содержащей описание проводимого процесса, в который включены определенный вид предмета, действия относительно него, временной режим и прогнозирование.

Технологическая карта урока сегодня представляет собой инновацию, в которой заметно выявлены такие специфические черты, как технологичность, обобщенность, идейность, интерактивность, последовательность в работе с информационным материалом. Данные характерные явления направлены на усовершенствование методов обучения учащихся в школах и других учебных заведениях.

Технологическая карта урока по ФГОС. Задачи учителя

Учителю для создания «целостной картины урока» предлагается при помощи данной формы методической продукции структурировать занятие и провести его на современный лад, т. е. реализовать свое видение в планировании занятий в условиях раскрытия материала.

Урок должен иметь развивающий и в то же время проблемный характер, вызывать интерес учащихся и способствовать активности школьников .

При использовании такого способа ведения урока, независимо от предмета (математики, английского языка, труда, физкультуры и др.) учитель должен ориентироваться на мотивы и задачи, на основе которых будет получено достижение учениками образовательных результатов, при этом они должны формулироваться не в виде списка всем привычных формулировок (навыков, умений и знаний), а в виде способов их деятельности (например, действий на уроке).

Учитель должен владеть конструктивно - планирующими способностями ; знать цели и задачи учебного предмета; уметь ориентироваться в наиболее эффективных учебно-методических материалах по своему предмету; учитывать условия обучения и возрастные особенности учеников; следить за уровнем общего развития класса.

Технологическая карта по ФГОС представляет собой графическую таблицу, которая предназначена для записей по ходу ведения урока (математики, английского языка, физики или любого другого предмета; в том числе и для начальных классов).

Задача учителя - разработать таблицу и отразить в ней следующие моменты:

Данная карта является немаловажным аспектом для учителя в том, что служит помощником в более развитом формировании урока и в становлении (статусности) обучающего в глазах учеников, учитывая инновации современной жизни. Записи в ней дают возможность учителю еще во время подготовки максимально детализировать содержание урока и эффективно отразить главные моменты запланированной программы, соответствующей теме проводимого занятия; а также позволяют на каждом его этапе оценить потенциальную эффективность и рациональность выбранного способа работы, формы, метода, средства и вида преподавательской деятельности.

Как разработать технологическую карту урока по ФГОС?

Данный вопрос затрагивает многих учителей и особенно трудным на сегодняшний день считается для работников районных средних образовательных учреждений. Однако, не стоит к такому нововведению относиться отрицательно, так как все в мире со временем совершенствуется и в том числе специфика образования. Ученые считают, что для учеников сельских школ данная система проведения учебных занятий наиболее необходима, ведь направлена на достижение глубоких знаний школьников и их соответствие современному образу жизни .

В составлении технологической карты урока по требованиям ФГОС выделяются четыре основные тенденции:

Структура, форма и содержание

Новый способ ведения уроков позволяет видеть учебный материал системно и целостно, а также проектировать процесс обучения в школах с целью освоения изучаемой темы. Поэтому правильно разработанная технологическая карта будет способствовать эффективному восприятию учащихся и согласованию действий учителя и учеников, что в конечном итоге приведет к положительному результату как работы учителя, так и успехов школьников.

Требования по разработке данного документа на законодательном уровне не урегулированы, т. е. форма и структура может быть создана по усмотрению учителя, учитывая цели и работу на результат; при этом существует ряд рекомендаций, к которым стоит прислушаться.

Технологическая карта отражает суть занятия, поэтому среди обязательных элементов должны быть:

Цель занятия должна представлять собой способ подачи информации по конкретной теме в ключе, который направлен на выполнение образовательных и воспитательных задач, а также на полноценное раскрытие предмета. Она определяется такими факторами, как пути реализации запланированного занятия и планируемые результаты.

Задачи урока - это цель деятельности в определенных условиях, в основу которой входит достижение путем преобразования этих условий, согласно определенным действиям. Необходимый цикл продуктивного мышления тесно связан с постановкой и формулированием задач самим субъектом при исполнении заданий проблемного характера (в особенности в таких сложных предметах, как математика, физика и химия). Задачи могут быть преднамеренными или возникать в практических заданиях; иерархическая последовательность задач помогает формированию программы деятельности.

Планируемые результаты необходимо предусматривать заранее . В их формулировке должно отражаться соответствие задачам (т.е. количество задач соответствует количеству результатов); рекомендуется использовать единообразие.

Приведем в пример разработку технологической карты урока по русскому языку.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Чтобы оформить «шапку» таблицы достаточно указать наименование предмета (к примеру, «Русский язык» ; тему урока (пример: «Синонимы. Значение в русском языке. „); тип урока (это может быть „открытый урок нового знания “ или „презентация “); прогнозируемые результаты (отражение целей и способов обучения в заданиях (требование знаний от обучающихся)); дидактические средства (имеЮтся в виду учебники, задания на карточках и т. п.); оборудование (различные макеты, стикеры и др.).

Таблица и записи в ней должны быть краткими и понятными, так как лишняя информация затруднит использование разработанного плана занятий . Достаточно несколько основных разделов, пометки в которых подчеркнут суть, замысел и результат занятия.

Предполагаемые разделы:

  • этапы урока;
  • форма, методы, система работы;
  • содержание взаимодействия учителя с учениками;
  • деятельность обучающего;
  • деятельность обучающихся;
  • достижения по УУД;
  • результаты урока.

Особенности заполнения

К формам организации урока относятся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах. При заполнении таблицы необходимо учитывать данные виды учебных занятий.

Относительно традиционных этапов урока, расстановка действий учителя в следующем: этапы напрямую зависят от типа урока; допускается исключать или объединять этапы занятий. Данный раздел дает возможность оценивать эффективность и рациональность выбранных приемов и подходов в организации урока во временном режиме и анализировать содержание материала , правильность применяемых форм и способов работы. Первоначально идет приветствие, затем подготовка учеников к активным действиям и их действия относительно задания. Составляющими этапов являются: организационный момент, мотивация и направленность учеников, итоги и рефлексия (состояние школьников).

При указании достижений УУД и подведении результатов позволяется использовать рабочий материал образовательной программы.

Что касается деятельности учителя, то необходимо заранее просчитать все действия, которые будут исходить от него. Обозначить свои действия можно при помощи фраз: „приветствие учащихся“, „проверка готовности учеников“, „озвучивание темы урока“, „создание располагающей обстановки“, „выдвижение проблемы“, „формулировка задания“, „контроль за выполнением работы“, „организация самопроверки“, „оценивание“ .

Планирование деятельности обучающихся может отражаться в следующих фразах: „работа с тетрадью“, „комментирование“, „чтение“, „написание диктанта“, „приведение примеров“, „выделение главного“, „проведение анализа“, „самопроверка“, „выражение собственного мнения“ „презентация“ и т. д. Для начальных классов: „ответы на вопросы“, „работа с карточками“ и т. п.

Прогнозируемые результаты подразделяются на личностные, метопредметные и предметные.

К личностным прогнозируемым результатам относятся способы обучения, которые заносятся в таблицу в форме следующих высказываний: „научить, как проверять себя“, научить оценивать свои действия“, „научить работать в коллективе и оценивать свой вклад в общих мероприятиях и т. п.

Метопредметные прогнозируемые результаты отражают такие цели, как: „научить выделять основное и анализировать“ или „научить алгоритму действий“ и т. д. ; предметные, в свою очередь, отражают требования учителя и конкретизируют тему урока: » дать определение словам-синонимам”, «привести примеры слов-синонимов» и др.

Важно представить урок в таком виде , чтобы он стимулировал школьников к развитию и при этом воспитывал их. Необходимо использовать такие формулировки, как «способствовать воспитанию (развитию или формированию)…», «создать условия для воспитания (развития или формирования)…». К содержанию технологической карты можно добавить различные чертежи и решения (для уроков математики, физики и других вычислительных наук), тексты (для уроков английского или русского языка и других гуманитарных предметов), цели и проводимые устные задания для учеников начальных классов и другие дополнения.

Для усовершенствования и ускорения процесса рекомендуется пользоваться компьютерными программами по разработке таблицы и ее содержанию. Существуют также программы относительно конкретного предмета с описанием всех УУД и эффективностью прогнозируемых итогов. Воспользовавшись «электронным конструктором», работа учителя в плане разработки намного упрощается; программа почти полностью автоматизирована (при наборе названия темы урока и номера урока, остальные параметры в шаблон таблицы вносятся автоматически; вручную только вносится текст в содержательный отдел и проводится необходимая коррекция).

Образец технологической карты урока по ФГОС

Технологическую карту урока составить не так трудно. Достаточно опираться на принципы системного подхода. Содержание и количество вертикальных столбцов основываются на ходе занятия и роли его участников, а количество строк определяются типом урока , что свидетельствует о динамичности технологической карты.

Введение последних стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, новому перечню рекомендуемых методов и приемов обучения, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких нововведений стала обязательная технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой помогают учителю максимально эффективно провести урок, затратив при этом минимум усилий.

Новый вид конспекта

Технологическая карта - графический вариант традиционного плана-конспекта. Основной толчок к использованию нового формата дало принятие ФГОС второго поколения. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия.

Структура карты

Учителям известно, что любой конспект, вне зависимости от предмета, имеет единую структуру. Тот же принцип положен в основу графического варианта. Так, технологическая карта урока биологии ФГОС имеет такую же структуру, как для любого другого урока гуманитарного или точного направления.

Любая технологическая карта начинается с шапки, которая сходна с шапкой плана-конспекта.

За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы - тесты, решение задач, используемые на уроке схемы или таблицы.

Основные этапы

В технологических картах необходимо детально расписать следующие этапы занятия:

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичная проверка изученного.
  6. Закрепление.
  7. Применение полученных в ходе занятие знаний на практике.
  8. Обобщение и систематизация.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов.

Отметим, что допустимо объединение нескольких этапов в один для экономии времени и повышения эффективности работы. В некоторых случаях и вовсе допустимо опускать некоторые пункты. К примеру, ФГОС может не содержать таких этапов, как закрепление пройденного материла, проверка изученного и т.д. (особенно если урок посвящен изучению поэзии или педагог запланировал посвятить все 45 минут времени просмотру экранизации романа или повести).

При этом не стоит забывать, что, вне зависимости от типа, обязательными этапами остаются:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Основной этап.
  4. Подведение итогов.
  5. Рефлексия.

Технологическая карта помогает заранее определить форму организации учебной деятельности, то есть спланировать, какие задания будут выполняться учениками индивидуально, а какие будут обрабатываться в парах или малых группах.

Как составить карту?

При составлении технологической карты необходимо:

  1. Указать все операции и их составные части.
  2. Подробно описать деятельность учеников и учителя.

Столь подробная проработка занятия поможет заранее выявить неэффективные или слишком сложные для детей задания и упражнения, поможет максимально точно рассчитать и распределить материал на каждый этап урока. Благодаря этому педагог может не переживать, что ученики не успеют выполнить какое-либо задания или, наоборот, не думать о том, чем занять в том случае, если они справятся с заданиями значительно раньше, нежели прозвучит звонок с урока.

К примеру, вам необходимо провести урок математики. Технологическая карта ФГОС, составленная вами, поможет подобрать наиболее интересные и действительно нужные задания, заранее выбрать форму организации учебной деятельности, определить вид проверки в конце урока.

Для составления действительно полезной карты следует выполнить несколько действий:

  1. Определить тему, ее место среди других тем в данном разделе.
  2. Определить вид урока.
  3. Сформулировать триединую цель.
  4. Выделить основные этапы занятия, опираясь на тип и вид занятия.
  5. Сформулировать цель каждого этапа.
  6. Определить ожидаемые результаты каждого из этапов.
  7. Выбрать наиболее удачные для реализации формы работы.
  8. Подобрать необходимый материал.
  9. Выделить для каждого этапа основной вид работы для учеников и учителя.

Для составления карты урока необходимо заранее приготовить шаблон, продумать, как будет выглядеть технологическая карта урока. Образец ФГОС мы представим немного ниже.

Деятельность учителя согласно карте

Главной особенностью карты является то, что учитель должен заранее просчитать и указать в ней, чем именно будет заниматься педагог на том или ином этапе урока. При этом неважно, какой предмет вы ведете. урока истории ФГОС и карта урока географии будет составляться по одному универсальному образцу.

Обозначить деятельность учителя можно с помощью следующих фраз:

  1. Проверка готовности учащихся.
  2. Озвучивание темы и цели.
  3. Выдвижение проблемы.
  4. Создание эмоционального настроя.
  5. Формулировка задания.
  6. Контроль выполнения работы.
  7. Раздача заданий.
  8. Организация самопроверки.
  9. Поддержание беседы.
  10. Оценивание.
  11. Проведение диктанта.
  12. Рассказ.
  13. Подведение учеников к выводам.

Деятельность учеников на уроке

Спланировать деятельность учащихся можно с помощью следующих формулировок:

  1. Работа с тетрадью.