Потусторонний мир - доказательства существования и факты о потустороннем мире. Есть ли жизнь после смерти?! Научные доказательства

Э то интервью с известными экспертами в областях исследования загробной жизни и практической духовности. Они приводят доказательства жизни после смерти. Вместе они отвечают на важные и заставляющие задуматься вопросы:

  • Кто я?
  • Зачем я здесь?
  • Что будет со мной после смерти?
  • Существует ли Бог?
  • Как насчет рая и ада?

Вместе они ответят на важные и заставляющие нас задуматься вопросы, и на самый главный вопрос в моменте «здесь и сейчас»: «Если мы действительно являемся бессмертными душами, то как это влияет на нашу жизнь и отношения с другими людьми?».

Берни Сигель, хирург-онколог. Истории, которые убедили его в существовании духовного мира и жизни после смерти.

Когда мне было четыре года, я чуть было не задохнулся, поперхнувшись куском игрушки. Я пытался имитировать то, что делали мужчины-плотники, за работой которых я наблюдал. Я положил часть игрушки себе в рот, вдохнул и… покинул свое тело. В тот момент, когда я, покинув свое тело, увидел себя со стороны задыхающимся и в предсмертном состоянии, я подумал: «Как хорошо!». Для четырехлетнего ребенка находиться вне тела было гораздо интересней, чем в теле.

Безусловно, у меня не было сожаления о том, что я умираю. Мне было жаль, как и многим детям, которые проходят через подобный опыт, что родители найдут меня мертвым. Я думал: «Ну и ладно! Я предпочитаю смерть, чем жить в том теле». Действительно, как ты уже говорил, иногда мы встречаем детей, рожденных слепыми. Когда они проходят через подобный опыт и выходят из тела, они начинают все «видеть». В такие моменты часто останавливаешься и задаешь себе вопрос: «В чем же заключается жизнь? Что здесь вообще происходит?». Эти дети часто недовольны, что им надо возвращаться обратно в свое тело и быть опять слепыми.

Иногда я общаюсь с родителями, у которых умерли дети. Они рассказывают мне, как к ним приходят их дети. Был случай, когда женщина ехала на своей машине по скоростной трассе. Внезапно перед ней появился ее сын и сказал: «Мама, сбавь скорость!». Она его послушалась. Кстати, ее сын уже пять лет как был мертв. Она доехала до поворота и увидела десять сильно побитых машин - была большая авария. Благодаря тому, что сын вовремя предупредил ее, она не попала в аварию.

Кен Ринг. Слепые люди и их возможность «видеть» во время предсмертного переживания или внетелесного опыта.

Мы опросили около тридцати слепых людей, многие из которых были слепыми с рождения. Мы интересовались, был ли у них предсмертный опыт, а также, могли ли они «видеть» во время этих переживаний. Мы узнали, что слепые люди, которых мы опрашивали, имели классический предсмертный опыт, свойственный обычным людям. Около 80 процентов слепых людей, с которыми я говорил, имели разные визуальные образы во время своих предсмертных переживаний или внетелесных опытов. В нескольких случаях нам удалось получить независимые подтверждения того, что они «увидели» то, что не могли знать и что действительно присутствовало в их физическом окружении. Наверняка это был недостаток кислорода в их мозгу, да? Ха-ха.

Да уж, так просто! Я думаю, что ученым, с точки зрения обычной нейронауки, будет нелегко объяснить, как слепые люди, которые по определению не могут видеть, получают эти визуальные образы и достаточно достоверно их сообщают. Часто слепые говорят, что когда впервые поняли, что могут «видеть» физический окружающий мир, то они были шокированы, испуганы и потрясены всем увиденным. Но когда у них начались трансцендентные переживания, в которых они отправлялись в мир света и видели своих родных или другие подобные вещи, что свойственны для таких переживаний, это «видение» казалось им вполне естественным.

«Это было так, как должно быть», - говорили они.

Брайан Вейс. Случаи из практики, которые доказывают, что мы жили раньше и будем жить вновь.

Достоверные, убедительные по своей глубине истории, не обязательно являющиеся таковыми в научном смысле, которые показывают нам, что жизнь - это гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Интереснейший случай в моей практике… Эта женщина была современным хирургом и работала с «верхушкой» правительства Китая. Это был ее первый приезд в США, она не знала ни одного слова по-английски. Она прибыла вместе со своим переводчиком в Майами, где я тогда работал. Я регрессировал ее в прошлую жизнь. Она оказалась в Северной Калифорнии. Это было очень яркое воспоминание, происходившее приблизительно 120 лет назад. Моя клиентка оказалась женщиной, которая отчитывала своего мужа. Она вдруг начала свободно говорить на полном эпитетами и прилагательными английском, что неудивительно, ведь она ругалась с мужем… Ее переводчик-профессионал повернулся ко мне и стал переводить ее слова на китайский - он еще не понимал, что происходит. Я сказал ему: «Все в порядке, я понимаю английский язык». Он был ошарашен - у него открылся рот от удивления, он только что осознал, что она говорила на английском, хотя до этого не знала даже слова «привет». Это пример ксеноглоссии.

Ксеноглоссия - это возможность говорить или понимать иностранные языки, с которыми вы абсолютно не знакомы и которые никогда не изучали. Это один из самых убедительных моментов работы с прошлыми жизнями, когда мы слышим, как клиент говорит на древнем языке или на языке, с которым он не знаком. Никак по-другому это и не объяснить… Да, и у меня много таких историй. Был один случай в Нью-Йорке: два трехлетних мальчика-близнеца общались друг с другом на языке, совсем не похожем на выдуманный детьми язык, когда, например, они придумывают слова, обозначающие телефон или телевизор. Их отец, который был врачом, решил показать их ученым-языковедам (лингвистам) из Нью-Йоркского Колумбийского Университета. Там выяснилось, что мальчики разговаривали друг с другом на древнеарамейском языке. Эта история была задокументирована специалистами. Мы должны понять, как же такое могло произойти. Я думаю, что это доказательство прошлых жизней. Как еще можно объяснить знание арамейского языка трехлетними детьми? Ведь их родители не знали этого языка, и дети не могли услышать арамейский язык поздно вечером по телевидению или от своих соседей. Это лишь несколько убедительных случаев из моей практики, доказывающих, что мы жили раньше и будем жить снова.

Вейн Дайер. Почему в жизни «нет случайностей», и почему все, с чем мы сталкиваемся в жизни, соответствует божественному плану.

Как насчет понятия, что в жизни «нет случайностей»? В твоих книгах и выступлениях ты говоришь, что в жизни не бывает случайностей, и на все есть идеальный божественный план. Я могу в целом в это поверить, но как тогда быть в случае трагедии с детьми или когда пассажирский самолет падает… как поверить в то, что это не случайно?

Это кажется трагедией, если верить что смерть - это трагедия. Ты должен понимать,что каждый приходит в этот мир, когда он должен, и уходит, когда его время вышло. Этому, кстати, есть подтверждения. Нет ничего, что мы не выбираем заранее, в том числе момент нашего появления в этом мире и момент ухода из него.

Наше личное эго, а также наши идеологии диктуют нам, что дети не должны умирать, и что каждый должен прожить до возраста 106 лет и сладко умереть во сне. Вселенная работает совсем по-другому - мы проводим здесь ровно столько времени, сколько запланировано.

… Для начала мы должны посмотреть на все с такой стороны. Во-вторых, мы все являемся частью очень мудрой системы. Представь на секунду кое-что…

Представь огромную свалку, и в этой свалке десять миллионов разных вещей: туалетные крышки, стекло, провода, разные трубы, шурупы, болты, гайки - в общем, десятки миллионов деталей. И откуда ни возьмись появляется ветер - сильный циклон, который сметает все в одну кучу. Затем ты смотришь на место, где только что находилась свалка, а там стоит новый Боинг-747, готовый лететь из США в Лондон. Каковы шансы, что это когда-нибудь случится?

Ничтожные.

Вот именно! Настолько же ничтожно сознание, в котором отсутствует понимание того, что мы являемся частями этой мудрой системы. Это просто не может быть огромной случайностью. Мы говорим не о десяти миллионах частей, как на Боинге-747, а о триллионах, связанных между собой частей, как на этой планете, так и на миллиардах других галактик. Предполагать, что все это случайно и за всем этим не стоит некая движущая сила, было бы настолько глупо и надменно, как и верить в то, что ветер может создать самолет Боинг-747 из десятков миллионов частей.

За каждым событием в жизни стоит Высшая Духовная Мудрость, потому в ней не может быть случайностей.

Майкл Ньютон, автор книги “Путешествие души”. Слова утешения для родителей, которые потеряли детей.

Какие слова утешения и успокоения у вас есть для тех, кто потерял своих близких, особенно маленьких детей?

Я могу представить боль тех, кто теряет своих детей. У меня есть дети, и мне повезло, что они здоровы.

Эти люди настолько поглощены скорбью, они не могут поверить, что потеряли любимого человека, и не поймут, как Бог мог позволить этому произойти. Я выяснил, что души детей знали заранее, насколько короткой будет их жизнь. Многие из них пришли для того, чтобы утешить своих родителей. Также я выяснил интересную вещь. Часто бывает, что молодая женщина теряет своего ребенка, а потом в теле ее следующего ребенка воплощается душа того, кого она потеряла. Это, конечно, утешает многих людей. Как мне кажется, самое главное, что я хотел бы сказать всем слушателям, - это то, что души знают заранее, насколько недолгой будет их жизнь. Они знают, что снова увидят своих родителей и будут с ними рядом, а также воплотятся вместе с ними в других жизнях. C точки зрения бесконечной любви ничего не может быть потеряно.

Реймонд Моуди. Ситуации, когда люди видят своих умерших супругов или близких.

В своей книге «Воссоединение» вы писали, что по статистике 66 процентов вдов видят своих умерших мужей в течение года после смерти.

75 процентов родителей видят своего умершего ребенка в течение года после смерти. До 1/3 американцев и европейцев, если я не ошибаюсь, видели призрак как минимум один раз в жизни. Это достаточно высокие цифры. Я даже и не знал, что эти вещи настолько распространены.

Да, я понимаю. Мне кажется, мы считаем эти цифры удивительными, потому что живем в обществе, где долгое время в какой-то степени было запрещено говорить о таких вещах.

Поэтому, когда люди сталкиваются с подобными ситуациями, вместо того, чтобы сообщать об этом другим, они молчат и ничего никому не говорят. Это еще больше создает впечатление, что такие случаи редки среди людей. Но исследования убедительно показывают, что опыт видения своих умерших близких во время траура является нормальным явлением. Эти вещи настолько распространены, что было бы неправильным вешать на них ярлык «ненормальности». Я думаю, что это вполне нормальный человеческий опыт.

Джеффри Мишлав. Единство, cознание, время, пространство, дух и другие вещи.

Доктор Мишлав участвует в работе с разными серьезными академическими группами.

На конференции в прошлом году каждый выступающий спикер, будь он физик или математик, говорил, что сознание или даже дух, если можно так выразиться, лежит в основе нашей реальности. Не могли бы вы об этом рассказать поподробнее?

Это связано со старинными мифами о возникновении нашей Вселенной. Вначале был Дух. Вначале был Бог. Вначале было просто Единство, которое осознавало себя. По разным причинам, описанным в мифологиях, это Единство решило создать Вселенную.

В целом, материя, энергия, время и пространство - все возникло из единого Сознания. Сегодня философы и те, кто придерживаются взглядов традиционной науки, находясь в физическом теле, считают, что сознание - это продукт ума. В таком подходе, что по сути является эпифеноменализмом, есть много серьезных научных недочетов. Теория эпифеноменализма заключается в том, что сознание возникает из бессознательного, по сути физического процесса. В философском понимании эта теория не сможет никого удовлетворить. Несмотря на то, что это достаточно популярный подход в современных научных кругах, в основе своей он полон ошибок.

Многие передовые специалисты в области биологии, нейрофизиологии и физики считают, что, вполне возможно, сознание - это что-то изначальное и является настолько же фундаментальным понятием, как пространство и время. Возможно, оно даже более фундаментально…

Нил Дуглас-Клотц. Настоящие значения слов «рай» и «ад», а также что происходит с нами и куда мы отправляемся после смерти.

«Рай» не является физическим местом в арамейско-иудейском понимании этого слова.

«Рай» - это восприятие жизни. Когда Иисус или кто-либо из еврейских пророков использовал слово «рай», они имели в виду, в нашем понимании,«вибрационную реальность». Корень «шим» - в слове vibration [вайбрэйшин] означает «звук», «вибрацию» или «имя».

Shimaya[шимая] или Shemaiah[шемаи] на иврите означает «безграничная и беспредельная вибрационная реальность».

Поэтому, когда в Книге Бытие Ветхого Завета говорится, что Господь создал нашу реальность, подразумевается что он создал ее двумя способами: он (она/оно) создал вибрационную реальность, в который мы все едины и индивидуальную (фрагментарную) реальность, в которой есть имена, лица и назначения. Это совсем не означает, что «рай» находится где-то в другом месте или «рай» - это то, что надо заслужить. «Рай» и «Земля» сосуществуют одновременно, если смотреть с такой точки зрения. Понятие о «рае» как о «награде», или о чем-то, что находится выше нас, или куда мы отправляемся после смерти - все это было незнакомо Иисусу или его ученикам. Вы не найдете подобного в иудаизме. Эти понятия появились позднее в европейской интерпретации христианства.

Существует популярная в настоящий момент метафизическая концепция о том, что «рай» и «ад» являются состоянием сознания человека, уровнем осознания себя в единстве или отдалении от Бога и понимания настоящей природы своей души и единства со Вселенной. Это так или нет? Это близко к правде. Противоположностью «раю» является не «ад», а «Земля», таким образом, «рай» и «Земля» являются противопоставляемыми реальностями.

Не существует так называемого «ада» в христианском понимании этого слова. Такого понятия нет ни в арамейском языке, ни на иврите. Помогли ли эти доказательства жизни после смерти растопить лед недоверия?

Надеемся, что теперь у вас гораздо больше информации, которая поможет по новому взглянуть на концепцию реинкарнации, и, возможно, даже избавит вас от самого сильного страха - страха смерти.

Материал с сайта journal.reincarnationics.com/

Это интервью с известными эксперты в областях исследования загробной жизни и практической духовности. Они приводят доказательства жизни после смерти.

Вместе они отвечают на важные и заставляющие задуматься вопросы:

  • Кто я?
  • Зачем я здесь?
  • Существует ли Бог?
  • Как насчет рая и ада?

Вместе они ответят на важные и заставляющие нас задуматься вопросы, и на самый главный вопрос в моменте «здесь и сейчас»: «Если мы действительно являемся бессмертными душами, то как это влияет на нашу жизнь и отношения с другими людьми?».

Бонус новым читателям:

Берни Сигель, хирург-онколог. Истории, которые убедили его в существовании духовного мира и жизни после смерти.

Когда мне было четыре года, я чуть было не задохнулся, поперхнувшись куском игрушки. Я пытался имитировать то, что делали мужчины-плотники, за работой которых я наблюдал.

Я положил часть игрушки себе в рот, вдохнул и… покинул свое тело.

В тот момент, когда я, покинув свое тело, увидел себя со стороны задыхающимся и в предсмертном состоянии, я подумал: «Как хорошо!».

Для четырехлетнего ребенка находиться вне тела было гораздо интересней, чем в теле.

Безусловно, у меня не было сожаления о том, что я умираю. Мне было жаль, как и многим детям, которые проходят через подобный опыт, что родители найдут меня мертвым.

Я думал: «Ну и ладно! Я предпочитаю смерть, чем жить в том теле ».

Действительно, как ты уже говорил, иногда мы встречаем детей, рожденных слепыми. Когда они проходят через подобный опыт и выходят из тела, они начинают все «видеть».

В такие моменты часто останавливаешься и задаешь себе вопрос: «В чем же заключается жизнь? Что здесь вообще происходит? ».

Эти дети часто недовольны, что им надо возвращаться обратно в свое тело и быть опять слепыми.

Иногда я общаюсь с родителями, у которых умерли дети. Они рассказывают мне,

Был случай, когда женщина ехала на своей машине по скоростной трассе. Внезапно перед ней появился ее сын и сказал: «Мама, сбавь скорость! ».

Она его послушалась. Кстати, ее сын уже пять лет как был мертв. Она доехала до поворота и увидела десять сильно побитых машин — была большая авария. Благодаря тому, что сын вовремя предупредил ее, она не попала в аварию.

Кен Ринг. Слепые люди и их возможность «видеть» во время предсмертного переживания или внетелесного опыта.

Мы опросили около тридцати слепых людей, многие из которых были слепыми с рождения. Мы интересовались, был ли у них предсмертный опыт, а также, могли ли они «видеть» во время этих переживаний.

Мы узнали, что слепые люди, которых мы опрашивали, имели классический предсмертный опыт, свойственный обычным людям.

Около 80 процентов слепых людей, с которыми я говорил, имели разные визуальные образы во время своих предсмертных переживаний или .

В нескольких случаях нам удалось получить независимые подтверждения того, что они «увидели» то, что не могли знать и что действительно присутствовало в их физическом окружении.

Наверняка это был недостаток кислорода в их мозгу, да? Ха-ха.

Да уж, так просто! Я думаю, что ученым, с точки зрения обычной нейронауки, будет нелегко объяснить, как слепые люди, которые по определению не могут видеть, получают эти визуальные образы и достаточно достоверно их сообщают.

Часто слепые говорят, что когда впервые поняли, что могут «видеть» физический окружающий мир , то они были шокированы, испуганы и потрясены всем увиденным.

Но когда у них начались трансцендентные переживания, в которых они отправлялись в мир света и видели своих родных или другие подобные вещи, что свойственны для таких переживаний, это «видение» казалось им вполне естественным.

«Это было так, как должно быть », — говорили они.

Брайан Вейс. Случаи из практики, которые доказывают, что мы жили раньше и будем жить вновь.

Достоверные, убедительные по своей глубине истории, не обязательно являющиеся таковыми в научном смысле, которые показывают нам, что жизнь — это гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Интереснейший случай в моей практике…

Эта женщина была современным хирургом и работала с «верхушкой» правительства Китая. Это был ее первый приезд в США, она не знала ни одного слова по-английски.

Она прибыла вместе со своим переводчиком в Майами, где я тогда работал. Я регрессировал ее в прошлую жизнь.

Она оказалась в Северной Калифорнии. Это было очень яркое воспоминание, происходившее приблизительно 120 лет назад.

Моя клиентка оказалась женщиной, которая отчитывала своего мужа. Она вдруг начала свободно говорить на полном эпитетами и прилагательными английском, что неудивительно, ведь она ругалась с мужем…

Ее переводчик-профессионал повернулся ко мне и стал переводить ее слова на китайский — он еще не понимал, что происходит. Я сказал ему: «Все в порядке, я понимаю английский язык ».

Он был ошарашен — у него открылся рот от удивления, он только что осознал, что она говорила на английском, хотя до этого не знала даже слова «привет». Это пример .

Ксеноглоссия — это возможность говорить или понимать иностранные языки, с которыми вы абсолютно не знакомы и которые никогда не изучали.

Это один из самых убедительных моментов работы с прошлыми жизнями, когда мы слышим, как клиент говорит на древнем языке или на языке, с которым он не знаком.

Никак по-другому это и не объяснить…

Да, и у меня много таких историй. Был один случай в Нью-Йорке: два трехлетних мальчика-близнеца общались друг с другом на языке, совсем не похожем на выдуманный детьми язык, когда, например, они придумывают слова, обозначающие телефон или телевизор.

Их отец, который был врачом, решил показать их ученым-языковедам (лингвистам) из Нью-Йоркского Колумбийского Университета. Там выяснилось, что мальчики разговаривали друг с другом на древнеарамейском языке.

Эта история была задокументирована специалистами. Мы должны понять, как же такое могло произойти. Я думаю, что это . Как еще можно объяснить знание арамейского языка трехлетними детьми?

Ведь их родители не знали этого языка, и дети не могли услышать арамейский язык поздно вечером по телевидению или от своих соседей. Это лишь несколько убедительных случаев из моей практики, доказывающих, что мы жили раньше и будем жить снова.

Вейн Дайер. Почему в жизни «нет случайностей», и почему все, с чем мы сталкиваемся в жизни, соответствует божественному плану.

— Как насчет понятия, что в жизни «нет случайностей»? В твоих книгах и выступлениях ты говоришь, что в жизни не бывает случайностей, и на все есть идеальный божественный план.

Я могу в целом в это поверить, но как тогда быть в случае трагедии с детьми или когда пассажирский самолет падает… как поверить в то, что это не случайно?

— Это кажется трагедией, если верить что смерть — это трагедия. Ты должен понимать,что каждый приходит в этот мир, когда он должен, и уходит, когда его время вышло.

Этому, кстати, есть подтверждения. Нет ничего, что мы не выбираем заранее, в том числе момент нашего появления в этом мире и момент ухода из него.

Наше личное эго, а также наши идеологии диктуют нам, что дети не должны умирать, и что каждый должен прожить до возраста 106 лет и сладко умереть во сне. Вселенная работает совсем по-другому — мы проводим здесь ровно столько времени, сколько запланировано.

…Для начала мы должны посмотреть на все с такой стороны. Во-вторых, мы все являемся частью очень мудрой системы. Представь на секунду кое-что…

Представь огромную свалку, и в этой свалке десять миллионов разных вещей: туалетные крышки, стекло, провода, разные трубы, шурупы, болты, гайки — в общем, десятки миллионов деталей.

И откуда ни возьмись появляется ветер — сильный циклон, который сметает все в одну кучу. Затем ты смотришь на место, где только что находилась свалка, а там стоит новый Боинг-747, готовый лететь из США в Лондон. Каковы шансы, что это когда-нибудь случится?

Ничтожные.

Вот именно! Настолько же ничтожно сознание, в котором отсутствует понимание того, что мы являемся частями этой мудрой системы.

Это просто не может быть огромной случайностью. Мы говорим не о десяти миллионах частей, как на Боинге-747, а о зиллионах, связанных между собой частей, как на этой планете, так и на миллиардах других галактик.

Предполагать, что все это случайно и за всем этим не стоит некая движущая сила, было бы настолько глупо и надменно, как и верить в то, что ветер может создать самолет Боинг-747 из десятков миллионов частей.

За каждым событием в жизни стоит Высшая Духовная Мудрость, потому в ней не может быть случайностей.

Майкл Ньютон, автор книги “Путешествие души”. Слова утешения для родителей, которые потеряли детей

— Какие слова утешения и успокоения у вас есть для тех, кто потерял своих близких, особенно маленьких детей?

— Я могу представить боль тех, кто теряет своих детей. У меня есть дети, и мне повезло, что они здоровы.

Эти люди настолько поглощены скорбью, они не могут поверить, что потеряли любимого человека, и не поймут, как Бог мог позволить этому произойти.

Возможно, оно даже более фундаментально…

Нил Дуглас-Клотц. Настоящие значения слов «рай» и «ад», а также что происходит с нами и куда мы отправляемся после смерти.

«Рай» не является физическим местом в арамейско-иудейском понимании этого слова.

«Рай» — это восприятие жизни. Когда Иисус или кто-либо из еврейских пророков использовал слово «рай», они имели в виду, в нашем понимании,«вибрационную реальность». Корень «шим» — в слове vibration [вайбрэйшин] означает «звук», «вибрацию» или «имя».

Shimaya[шимая] или Shemaiah[шемаи] на иврите означает «безграничная и беспредельная вибрационная реальность».

Поэтому, когда в Книге Бытие Ветхого Завета говорится, что Господь создал нашу реальность, подразумевается что он создал ее двумя способами: он (она/оно) создал вибрационную реальность, в который мы все едины и индивидуальную (фрагментарную) реальность, в которой есть имена, лица и назначения.

Это совсем не означает, что «рай» находится где-то в другом месте или «рай» — это то, что надо заслужить. «Рай» и «Земля» сосуществуют одновременно, если смотреть с такой точки зрения.

Понятие о «рае» как о «награде», или о чем-то, что находится выше нас, или куда мы отправляемся после смерти — все это было незнакомо Иисусу или его ученикам.

Вы не найдете подобного в иудаизме. Эти понятия появились позднее в европейской интерпретации христианства.

Существует популярная в настоящий момент метафизическая концепция о том, что «рай» и «ад» являются состоянием сознания человека, уровнем осознания себя в единстве или отдалении от Бога и понимания настоящей природы своей души и единства со Вселенной. Это так или нет?

Это близко к правде. Противоположностью «раю» является не , а «Земля», таким образом, «рай» и «Земля» являются противопоставляемыми реальностями.

Не существует так называемого «ада» в христианском понимании этого слова. Такого понятия нет ни в арамейском языке, ни на иврите.

Помогли ли эти доказательства жизни после смерти растопить лед недоверия?

Надеемся, что теперь у вас гораздо больше информации, которая поможет по новому взглянуть на концепцию реинкарнации, и, возможно, даже избавит вас от самого сильного страха — страха смерти.

Перевод выполнен Светланой Дурандиной,

P.S. Была ли полезна для Вас статья? Напишите в комментариях.

Хотите научиться вспомнить прошлые жизни самостоятельно?

Вопросы жизни и смерти на протяжении всей истории человечества оставались самыми актуальными. Человек боится умирания по большей части именно потому, что не знает, какова дальнейшая судьба сознания, ума и всего того, что вкладывают в понятие «душа». Дать ответ на этот вопрос в древние времена пытались философы, позже к ним присоединились представители более точных наук, таких как физики, химики, математики.

Но больше всего в этом вопросе прислушиваются к авторитетному мнению врачей, поскольку именно они больше всего знают о моменте перехода человека из состояния жизни в потусторонний мир. Общественность с большой надеждой отслеживает такие исследования, факты и доказательства, потому что они дарят надежду на то, что с окончанием жизни душа не оканчивает свой путь.

В последнее время подобных научных доказательств становится всё больше. Некоторые из них открыты благодаря выведению формул и теорий, а только потом подтверждаются практическими исследованиями, в то время как на другие наталкиваются случайно во время постоянного контакта с больными или старыми людьми в момент перехода от земного существования в другой мир.

Главные и неопровержимые доказательства любых медицинских теорий всегда получают благодаря использованию сложных технических приспособлений. Именно таким образом смогли доказать свои предположения британские биологи, которые регистрировали импульсы, посылаемые умирающим мозгом во время клинической или окончательной смерти. Делали это при помощи специальных приборов, регистрирующих даже самую незначительную работу нервной ткани.

Позже эти данные были сопоставлены с рассказами тех, кто впоследствии выжил. Было обнаружено, что умирание мозга – процесс, который растянут по времени, поэтому считать, что смерть сконцентрирована в одном мгновении – крайне неправильно.

После того, как сердце прекращает работать и перекачивать по организму кровь, мозг испытывает критический дефицит кислорода. 30 секунд после этого он генерирует очень мощные импульсы. Воспоминания людей, переживших это состояние, указывают, что в это время у них возникает огромное количество картин, воспоминаний детства и юности. При этом воспоминания жизни не проносятся с немыслимой скоростью, а «прокручиваются» постепенно.

Относительность времени

Для стороннего наблюдателя умирания проходит пол минуты в соответствии с секундомером, в то время как умирающий практически проживает повторно свою жизнь или самые важные её эпизоды. Несомненно, что временные рамки телесного существования и стадии перехода совершенно различны. Иногда возникают воспоминания, на которые при жизни психикой было наложено «табу», и вспомнить их не удавалось. Таким образом весь жизненный путь перед переходом полностью восстанавливается. Учёные предполагают, что такой механизм может быть обязательным для окончательной смерти. Иногда он срабатывает во время экстремальных ситуаций, когда надежда на спасение очень мала, и вся жизнь у человека проносится перед глазами.

Журнал Open Biology предоставил широкий доклад, в котором идёт речь о том, что не только мозг продолжает функционировать. На протяжении двух суток после прекращения сердечной деятельности продолжается работа многих клеток организма. Это явление называют «сумерки смерти». ДНК в этот период продолжает передавать генетическую информацию для создания новых молекул. Одни из самых важных восстановительных структур тела – стволовые клетки – продолжают попытки самовосстановления.

Изменчивость и постоянство

Анатомия и физиология человека такова, что любые клетки и структуры тела на протяжении жизни периодически заменяются на новые. К двадцатилетнему юбилею не остаётся ни одной клетки, которые присутствовали в организме в момент рождения ребёнка. Все его структуры к этому возрасту успели вывестись за пределы организма и включиться в непрекращающийся кругооборот органических веществ.

Несмотря на то, что молекулы и клетки продолжают меняться на другие, душа и сущность человека всю жизнь остаётся прежней. Из этого следует, что потеря телесных частиц не влияет на сознание. После умирания процесс разложения многократно ускоряется, но по сути кроме временных рамок он ни в чём не отличается от того, что происходило раньше, просто это становится заметнее для посторонних, но не для самой души. Специалисты способны воспринимать это субъективно, поэтому считают, что телесные оболочки не связаны с сознанием и сущностью так, как привыкли считать обычные люди.

В объективе — переход

Не остаются в стороне от этой темы и технические специалисты. Целый ряд доказательств и исследований провёл Коротков Константин Георгиевич, который является профессором нескольких государственных университетов в Санкт-Петербурге, а также университетов США и Австралии. Основная специальность учёного – биоэлектрография и разработка различных аппаратов для измерения физиологических характеристик.

Он применил метод периодичного кирлинг-фотографирования тел, которые перешли от живого состояния к неживому. При данной технике удаётся регистрировать в виде свечения энергетическое поле вокруг любых предметов, которое дальше интерпретируется при помощи компьютерной программы. Такой тип диагностики явно отражает здоровье пациента или нарушения его состояния, что выражается на фото в виде изменения свечения и колебания электрических кривых.

Фотографировали мужчин и женщин различных возрастных категорий, начиная от 19 лет, которые умерли по разным причинам. Благодаря аппаратуре удалось получить данные, чётко укладывающиеся в три основные группы:

  • Незначительные колебания. Характерны для естественного перехода в старческом возрасте, когда жизненный ресурс полностью выработан. Активность прекращалась после 55 часов (на четвёртые сутки).
  • Незначительная амплитуда с одним выраженным всплеском. Появлялась при резком, но естественном переходе, например, вследствие инсульта или инфаркта. Скачок происходил или через восемь часов, или к концу вторых суток, после чего показания обрывались.
  • Высокая амплитуда, которая долго не приходит в спокойное состояние. Регистрировалась при трагическом завершении жизни после несчастных случаев или аварий. Высокие энергетические колебания не приходили к фоновому уровню длительное время. С 9 часов вечера до 2-3 часов ночи они были особенно сильны.

Это позволило сделать несколько выводов и подчеркнуть такие факты:

  • тело даже после смерти по-разному реагирует на метод, при помощи которого прекратилось прижизненное существование;
  • самая активная амплитуда появлялась у людей, которые и при жизни были активными и энергичными, то есть тело ещё некоторое время «помнит», кому оно принадлежало при жизни;
  • после смерти наблюдается очень плавный переход, продолжительность которого зависит от естественности процесса.

Для чистоты эксперимента были привлечены различные операторы компьютерных систем, стандартизированное оборудование, исключены метеорологические влияния и всё, что могло повлиять на результаты и точность доказательств.

Автор исследований говорит, что главный вывод касается того, что энерго-информационная структура людей не менее реалистична, чем материальная, которую можно ощутить без специальной аппаратуры. Разрыв этих двух структур происходит не в одну секунду, а постепенно, после чего астральное тело пространственно отдаляется. Если оно способно оторваться после прекращения жизни, значит, оно может и присоединится к новому телу вначале неё. Этот процесс пока изучен ещё меньше, чем смерть и отход энерго-информационной структуры.

Сортировка душ

Если Коротков изучал сам процесс выхода души, то профессор физик-космолог Шон Кэрролл из Калифорнии обнаружил доказательства загробного мира или рая и ада, как привыкли называть это обыватели.

Чтобы вывести свою теорию и доказать её, учёному потребовалось подробное изучение квантовой теории поля. Посредством сложных формул и вычислений он смог доказать, что душа представляет собой небольшое количество электронов, атомов и субатомных частиц.

Вес души был измерен ещё в 1960-х годах Дунканом МакДугаллом, который выяснил, что она весит 20,2-22 гр. Для получения таких данных тело взвешивалось сразу после смерти и спустя небольшого промежутка времени без физиологических потерь. Его эксперименты были неоднократно повторены и подтверждены.

Шон Кэрролл расчётным путём определил, что приблизительно такие же потери приходятся на выходящие субатомные и атомные частицы, покидающие умершего с прекращением жизни. После смерти они перестают удерживаться в физическом теле и выходят наружу. Дело в том, что во Вселенной по квантовой теории для каждой разновидности частиц существуют отдельные поля, куда и притягиваются разложившиеся и расформировавшиеся элементарные единицы, фотоны – отдельно, электроны – отдельно и т.д.

То есть, учёный считает, что все частицы после выхода разлетаются по нужным местам, подчиняясь энергетическим законам Вселенной. Предполагают, что душа, рай и ад могут быть нефиксируемыми квантовыми объектами, к которым относится большинство объектов Вселенной.

Новые способности

Интересное научное исследование провели К. Ринг и Ш.Купер. Оно было достаточно сложным, поскольку испытуемыми были слепые от рождения люди, пережившие состояние клинической смерти. Их зрительные нервы были мертвы от рождения, поэтому визуальных ощущений они не испытывали никогда.

Во время клинической смерти все они видели визуальные образы. Некоторые «просматривали» свою жизнь, а после летели по тёмному тоннелю со светлым окончанием. Другие сразу направлялись в тоннель. Кое-кто смог краткое время пообщаться с умершими родственниками, о смерти которых узнал только после того, как повторно вернулся к жизни.

Из этого следует, что душа обособленно от неподвижного тела может узнавать информацию, не известную ей раньше. Учёные считают это научным доказательством жизни после выхода из материальной оболочки.

Прошлые жизни

Научные доказательства того, что череда жизней после смерти не прекращается, проводили разные учёные. Доктор Ян Стивенсон выбрал для этого интересный и необычный путь: он находил детей в возрасте до пяти лет, которые рассказывали о том, в чьём облике и где они жили в прошлый раз.

Доктор проделал огромную работу и на протяжении многих лет опросил более 300 дошкольников. Их рассказы были очень подробны и содержательны, они включали изумительные факты, особенно исходя из их юного возраста. Ян Стивенсон задавал различные вопросы, чтобы предупредить обман и шарлатанство с целью привлечь внимание общественности к своим детям, что присуще многим родителям. Однако дети отвечали даже без подготовки на самые неожиданные вопросы.

Несколько девочек кроме общей информации смогли указать страну, где они проживали в прошлой жизни. Одна из них назвала не только город, но и улицу, где жила её семья. Она смогла подробно описать свой дом и территорию, окружавшую его. Учёный решил проверить эти данные и отправился в указанный город. Увидев в реальности место, описываемое девочкой, Ян Стивенсон был потрясён, поскольку описание в мелочах соответствовало действительности.

Группа учёных, продолживших исследования в этом направлении, пришли к выводу, что с концом земной жизни существование души не прекращается, просто она направляется в единое информационное и энергетическое пространство. Перед переселением в нового человека имеющиеся данные временно стираются. Почему этот механизм не срабатывает в отдельных случаях – остаётся загадкой. Может быть, это случайная ошибка, а может такое явление имеет определённый смысл, который пока что понять человечеству не дано.

Доказательства жизни после выхода из материального тела в большинстве случаев косвенные, но учёные выстраивают их в стройный ряд, выводя новые теории. Возможно, скоро удастся дойти до самой сути этого вопроса и узнать главную тайну, к которой люди стремятся на протяжении многих веков.

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

Научные доказательства

Знаменитым исследованием, которое в некоторой степени подтвердило наличие души, считается серия опытов («прямое взвешивание души») американского врача Дункана Макдугалла, который фиксировал стабильную потерю веса тела на момент смерти наблюдаемых пациентов. В пяти подтвержденных научным сообществом экспериментах потеря массы составила от 15 до 35 грамм. Отдельно наука считает относительно доказанными следующие тезисы "новое в науке о жизни после смерти":

  • сознание продолжает существовать после отключения мозга во время клинической смерти;
  • внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
  • встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
  • общая схожесть опыта клинической смерти;
  • научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
  • отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
  • возможность детей помнить прошлую жизнь.

Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.

Видео



Экология познания: Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе.

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно.

Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт:

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих ученых по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдет про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберем с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь.

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные ученые (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.т.п. Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п.

На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я» Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не мое «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем еще из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно.

Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» - это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток?

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть атомами, хоть нейронами, не может породить личность и её ядро - «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в разных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных» 1

Это подтверждает публикация в еще одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно еще древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя» 2.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» - это мозг?»

Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит наука?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от этой области знания это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, ученые-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия ученых не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание находится в мозге? Такое предположение выдвинул в середине 18 века известный электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, используя физико-математические методы, либо найти способ их действия, либо принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам» 3.

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном другой выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг (Ludwig, 1816-1895), возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в области экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что тут речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о гораздо более простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Еще один крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика возникает из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществляется посредством нервной системы.

В итоге и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», разрешить которую он никогда не сможет» 4.

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» (Сознание) является результатом работы мозга. Как точно известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, безусловно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не находится в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не находится в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить» 6.

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда после его смерти произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось совершенно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель» 7.

Еще один аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» 8. Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Несмотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука сегодня так же далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом.

Какова же природа Сознания?

Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?» 9

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека» 10. В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не может быть предметом научного исследования. По его мнению, появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов» 11.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом» 12.

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике» 13.

Еще в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самостоятельно, так как психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела» 14.

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает свое вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, вполне определенно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и еще цитата из ее книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение» 12.

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. Затем эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее известный психиатр Раймонд Моуди, добросовестные ученые академики Оливер Лодж15,16, Уильям Крукс17, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс18, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических исследователей вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, очень ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением этой проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием этой проблемы с точки зрения физики известный советский ученый, крупнейший специалист в области термодинамических процессов, член – корреспондент Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в изучение околосмертного опыта внес знаменитый во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд ее характеристик, полученных при помощи экспериментов и наблюдений ученых, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию»который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

«1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, точно также посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможных посмертных состояний.

6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам» 19.

Все вышеприведенные аргументы просто удивительно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определиться. Не правда ли?

1. Cell polarity: From embryo to axon // Nature Magazine. 27.08. 2003. Vol. 421, N 6926. P 905-906 Melissa M. Rolls and Chris Q. Doe

2. Плотин. Эннеады. Трактаты 1-11., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Москва, 2007.

3. Du Bois-Reymond E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1.

Leipzig: Veit & Co., 1875. P. 102

4. Du Bois-Reymond, E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1. P. 87

5. Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 85.

6, Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002. С. 43.

7. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands; Dr Pirn van Lommel MD, Ruud van Wees PhD, Vincent Meyers PhD, Ingrid Elfferich PhD // The Lancet. Dec 2001 2001. Vol 358. No 9298 P. 2039-2045.

8. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С. 36.

9/ Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. Москва, 1979, стр 455.

10. Eccles J. The human mystery.

Berlin: Springer 1979. P. 176.

11. Penfield W. The mystery of the mind.

Princeton , 1975. P. 25-27

12..Меня благословили на изучение «Зазеркалья». Интервью Н.П. Бехтеревой газете «Волжская правда», 19 марта 2005 года.

13. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ; Ганга, 2002. С. 267.

14. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С.45.

15. Lodge O. Raymond or life and death.

London 1916

16. Lodge O. The survival of man.

London 1911

17. Crookes W. Researches in the phenomena of spiritualism.

London , год 1926 P. 24

18. Myers. Human personality and its survival of bodily death.

London , год 1sted.1903 P. 68

19. Михеев А. В. Жизнь после смерти: от веры к знанию

Журнал «Сознание и физическая реальность», № 6, 2005 г. и в тезисах докладов международного симпозиума «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении», 8 - 9 апреля 2005 года, Санкт - Петербург.