Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы с зпр. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с зпр

Ольга Арсентьева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Продолжать учить давать характеристику звукам;

Продолжать учить последовательно выделять звуки в односложных словах;

Учить выполнять условно – графическую схему звукового состава слова;

Закреплять умение дифференцировать «гласные» и «согласные» звуки, вспомнить символы гласных и согласных;

Закреплять слоговой анализ слов;

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие;

Совершенствовать навыки связной речи;

Развивать грамматический строй речи ;

Закреплять названия деревьев;

Развивать общую и мелкую моторики;

Развивать пространственные представления;

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии ;

Развивать интерес к сказкам, сказочным героям;

Формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации;

Словарная работа : карта, сундук, сверток, «Айболит» , «Кот в сапогах» , пара.

Подготовка педагога к образовательной деятельности :

Изучила пособие Морозовой И. А., Пушкаревой М. А. «Подготовка к обучению грамоте : Конспекты занятий : 6-7 лет», использовала интернет-ресурсы при подготовке к НОД ;

Составила конспект организованной образовательной деятельности на тему «Заветный ключ!»

Подготовила пособия для проведения ООД (обучающие дощечки , дом для звуков, картинки)

Предшествующая работа с детьми :

Развитие фонематического восприятия, закрепление понятий «гласный звук» , «согласный звук» , «твердый» , «мягкий» , «звонкий» , «глухой» , закрепление умения делить слова на части, выполнять звуковой анализ слов, давать характеристику звукам.

Материалы и оборудование :

Сундук, карта, пособие «Дом для звуков» , картинки «Кот в сапогах» , «Совушка» , «Айболит» , «Волк» , пособие «Обучающие дощечки – слоговой анализ» , картинки «ель» , «клен» , «дубы» , «ива» , «рябина» , «береза» , пособие «Обучающие дощечки – звуковой анализ» , картинка «сосны» , разрезные картинки «сосна» , ключ.

Методы и приемы :

1. Сюрпризный момент : сундук.

2. Проблемная ситуация : отыскать ключ, чтобы открыть сундук.

3. Отправление в путешествие по карте.

4. Игра «Сказочная избушка» .

5. Продолжение пути по карте.

6. Игра «Заколдованный лес» .

7. Продолжение пути по карте.

8. Физминутка «Вместе с Буратино» .

9. Игра «Магическая дощечка»

10. Игра .

11. Получение ключа.

12. Оценка и поощрение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Вводная часть

Деф.: Ребята, посмотрите вокруг, вы заметили что-нибудь необычное в группе ?

Дети : Сундучок!

Деф.: Попробуйте его открыть детей не получается ) . Что же нужно, чтобы открыть сундук?

Дети : Ключ!

Деф.: Ключа нигде нет. Но я заметила рядом с сундучком лист бумаги. Скажите, что с ним не так? На что похож этот сверток, как вы думаете?

Дети : он не целый, это его часть.

Дети : На карту!

Деф.: Верно! Эта часть карты показывает начало нашего пути к ключу. Когда соберем все части карты, найдем дорогу к ключику. А чтобы найти вторую часть карты, посмотрите на карту, скажите, где мы сейчас находимся?

Дети : Мы стоим возле сундучка.

Деф.: Ты прав. Куда ведет нас дорога?

Дети : Сначала прямо к грибу, затем поворачивает налево и ведет к цветочку.

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите по дороге.

Карта привела нас к Сказочной избушке. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

2. Основная часть.

1) «Сказочная избушка»

Деф.: Если догадаемся, какие сказочные герои живут в этой избушке, то получим вторую часть карты и продолжим путь. Посмотрите, какого цвета огонек загорелся в избушке.

Дети : Красного!

Деф.: Какие звуки мы обозначаем красным цветом?

Дети : Гласные!

Деф.: Какие звуки называем гласными?

Дети : гласные – это звуки, которые можно пропеть и протянуть, воздух проходит свободно.

Деф.: Молодцы, в избушке живут сказочные герои, в названии которых первый звук – гласный.

Выберите сказочных героев, в названии которых первый звук – гласный.

Перед детьми лежат картинки : Айболит, Волк, Кот в сапогах, Ослик.

Деф.: Дима, какой сказочный герой стоит в начале? Никита, какой сказочный герой стоит в конце?

Катя, какие сказочные герои стоят в середине?

Никита, как ты думаешь, какой сказочный герой живет в избушке?

Дети : Айболит!

Деф.: Почему ты так решил?

Дети : Первый звук в слове «Айболит» - звук [а], он гласный.

Деф.: Молодец! Володя, есть еще подходящие нам герои?

Дети : Ослик, потому что в слове «ослик» первый звук – [о]

Деф.: Хорошо! Какие герои остались?

Дети : Волк, Кот в сапогах!

Деф.: А эти герои будут жить в избушке?

Дети : Нет, потому что первый звук в названиях – согласный.

Деф.: Вот мы и справились с этим испытанием, а вот и вторая часть карты!

Деф.: Володя, как узнать, куда нам нужно двигаться?

Дети : Нужно посмотреть на карту.

Дефектолог отдает вторую часть карты детям : Куда ведет нас дорога?

Дети : Сначала к пеньку, потом поворачиваем и идем к листику.

2) Игра «Заколдованный лес»

Деф.: Ребята, мы пришли к заколдованному лесу, пройдем его и получим третью часть карты! Посмотрите на картинки на дощечке. Дима, назови картинку в левом верхнем углу (липа) . Володя, назови картинку в нижнем правом углу (береза) . Катя, назови картинку в правом верхнем углу (дубы) . Никита С., какая картинка в нижнем левом углу? (ель) Никита Ч., назови картинку между липой и елью? (рябина) Дима, какая картинка стоит между дубами и березой? (ива) . Молодцы!

Как назовем эти картинки одним словом? Как ты думаешь, Катя?

Дети : Это деревья!

Деф.: У каждой картинки есть пара (уточняется : пара- это сколько предметов) . Но картинки потеряли свою пару, соедините, пожалуйста, деревья, в которых одинаковое количество частей. Помогите картинкам найти свою пару!

Дима, посчитай, сколько частей в слове «дубы» ? (при необходимости, дефектолог отхлопывает слово вместе с детьми)

Дети : В слове «дубы» две части.

Деф.: Катя, ты согласна с Димой? Никита, как ты думаешь, Дима прав?

Найдите, пожалуйста, слово, в котором тоже будет две части.

Дети : В слове «ива» две части.

Деф.: Хорошо, соедините эти картинки с помощью резинки.

Деф.: Никита, сколько частей в слове «рябина» ?

Дети : В слове «рябина» три части.

Деф.: Катя, какая пара будет у этой картинки?

Дети : Береза!

Деф.: почему ты так решила, Катя?

Дети : В слове «береза» получилось три части.

Деф.: Соедините эти картинки резинкой.

Деф.: Володя, какие деревья остались без пары?

Дети.: Клен и ель.

Деф.: Посчитай, пожалуйста, сколько частей в слове «клен» ?

Дети : Одна часть.

Деф.: Сколько частей в слове «ель» ?

Дети : Одна часть.

Деф.: Как ты думаешь, Никита, получится пара у этих деревьев?

Дети : Получится, в слове «клен» и «ель» по одной части.

Деф.: Молодцы. Все картинки нашли свою пару. Справились с испытанием, получите третью часть карты! Куда же она нас ведет, Никита С. ?

Дети : Прямо к ягодке!

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите к ягодке.

Дети доходят до ягодки.

Деф.: Ребята, долгий путь мы проделали, и все, наверное, устали. Вспомните, пожалуйста, кто из сказочных героев искал, как и мы, ключик?

Дети : Буратино! (дефектолог подсказывает при необходимости) .

Деф.: Посмотрите, как он искал ключик, повторите за ним.

3) Игра «Магическая дощечка»

Деф.: Ребята! Мы с вами попали к «Магической дощечке» . Присаживайтесь за столы. Испытание у нас непростое – зашифруем слово на звуковой дощечке и получим четвертую часть карты. А какое слово нужно зашифровать, вы узнаете, когда почините сломанные картинки.

Перед детьми разрезные картинки с изображением сосны, состоящие из разного количества частей.

Дефектолог раздает разрезные картинки детям.

Никита С.: 5 частей

Никита Ч.: 4 части.

Володя Ф.: 5 частей.

Дима Г.: 5 частей.

Катя П.: 4 части.

Деф.: Что у тебя получилось, Никита? Дима, какая картинка получилась у тебя? Катя, у тебя что получилось? Володя, какую картинку ты собрал? Здорово! У нас получился одна сосна?

Дети : У нас получилось их много!

Деф.: Если деревьев стало много, как мы их назовем?

Дети : Сосны!

Дефектолог вставляет в окошко обучающей дощечки картинку с изображением сосен.

Какой первый звук в слове «сосны» , Катя? Что ты расскажешь про этот звук? Каким цветом его обозначим? Выбери, пожалуйста, подходящую крышку и обозначь звук.

Какой второй звук в этом слове, Дима? Каким цветом его обозначим? Почему обозначим красным цветом? Выбери крышку.

Какой следующий звук в этом слове, Володя? Что ты расскажешь про этот звук? Выбери подходящую крышку.

Какой звук следующий, Никита? Расскажи про него и обозначь подходящим цветом.

Есть еще звуки в слове «сосны» ? Сколько звуков получилось? Дима, назови согласные в этом слове? Катя, какие гласные здесь есть? Никита, какое слово мы зашифровали? Володя, сколько частей получилось в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая часть?

Ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Получите часть карты. Посмотрите, куда она нас ведет?

Дети : Сначала к мухомору, а потом поворачиваем к пенечку.

Деф.: Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик найти,

Нужно по дорожке нам идти!

4) «Поляна чудесных превращений»

Деф.: Карта привела нас к поляне чудесных превращений. Присаживайтесь на полянке.

Дети садятся на коврик. Часть карты мы получим, когда превратим эти картинки в слово.

Ребята, посмотрите на картинки, что здесь нарисовано?

Дети : индюк, волк, аист.

Деф.: По первым буквам в названиях соберите слово.

Дима, какой первый звук в слове «индюк» ? Выберите букву И и положите ее перед собой.

Володя, какой первый звук в слове «волк» ? Найдите подходящую букву. После какой буквы ты ее положишь, Катя? Никита, какой первый звук в слове «аист» ? Выберите подходящую букву. Ребята, попробуем подружить буквы, какое слово у нас получилось?

Дети : Ива!

Деф.: Что же это такое – ива?

Дети : Это дерево!

Деф.: Здорово у вас получилось! Скажите, пожалуйста, у ивы листья какие?

Дети : Ивовые!

Деф.: Какие еще деревья встретились сегодня на нашем пути?

Дети : Береза клен, дуб, рябина.

Деф.: Какие листья у березы? (рябины, клена, дуба)

И с этим испытанием вы справились! Получите последнюю часть карты, скажите, где спрятан ключик?

Дети : Ключ лежит под березой.

Дети находят ключ.

Заключительная часть.

Деф.: Вот и ключ у нас в руках. Теперь мы сможем открыть сундучок.

Дети открывают сундук ключом.

Деф.: Что лежит в сундуке, ребята?

Дети : Медали!

Деф.: Эти медали для вас, за ваше внимание и знания!

Вот и завершилось наше путешествие по карте в поисках ключа. Никита, что понравилось тебе больше всего во время путешествия? Дима, какое задание тебе было интереснее всего выполнять? Катя, а тебе что понравилось больше всего? Никита, что запомнилось тебе больше всего?

Ответы детей .

Конспект организованной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте у детей с ЗПР

(по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» / под общей редакцией С.Г. Шевченко, II подготовительная группа, 6-7 лет).

Дата проведения:

Тема: Звуки [Г], [Г’] и буква Г.

Цель занятия: познакомить со звуками [Г], [Г’] и буквой Г.

Задачи:

Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Г], [Г’], умение выделять их из слов; учить дифференцировать звуки [Г], [Г’] на слух; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов; закреплять умение делить слова на слоги; познакомить с образом буквы Г.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать общую моторику и моторику мелких мышц пальцев рук; развивать мимические мышцы лица; развивать речевое дыхание; развивать фонематический слух; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу.

Оборудование: демонстрационный печатный алфавит, предметные картинки, кассы букв, цветные карандаши, фишки, таблица,звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “Г”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент .

Игровое упражнение «Назови свое имя ласково»

2.Сообщение темы занятия.

Игра «Скажи наоборот»

Логопед по очереди бросает мяч детям и называет слова. Дети перебрасывают мяч обратно и произносят слово с противоположным значением. (Слова: тихо (громко), веселый (грустный), сытый (голодный), мелкий (глубокий), редкие (густые), чистый (грязный) и т.д.).

С какого звука начинаются эти слова? (со звука Г)

Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Г] и [Г’], а так же с буквой “Г”, которая обозначает эти звуки.

3. Характеристика звуков [Г], [Г’]

Возьмите зеркала, произнесите звук [Г]. При произнесении звука [Г] струя воздуха проходит свободно?

Значит звук [Г] какой? (Согласный)

При произнесении звука [Г] голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается) .

Значит звук [Г] какой? (Согласный, звонкий ).

Звук [Г] – твердый или мягкий? Фишкой какого цвета мы будем его обозначать? (звук [Г] – твердый, обозначается фишкой синего цвета) .

Дети с помощью логопеда дают полную характеристику звука [Г].

Возьмите зеркала, произнесите звук [Г’]. При произнесении звука [Г’] струя воздуха проходит свободно? (нет, она встречает преграду).

Значит звук [Г’] какой? (Согласный).

Звук [Г’] твердый или мягкий? (мягкий, мы будем обозначать его фишкой зеленого цвета).

Дети с помощью логопеда дают полную характеристику звука [Г’].

Давайте поселим звуки [Г] и [Г’] в звуковые домики. В домике какого цвета будет жить звук [Г]? (синего) . А звук [Г’]? (зеленого) .

4. Знакомство с буквой “Г”.

Звуки [Г] и [Г’] обозначаются буквой “Г”. Посмотрите, на что похожа буква “Г”. (Варианты ответов детей) .

Давайте вместе попробуем составить букву “Г” из счетных палочек. (Выкладывание буквы “Г” из счётных палочек).

Найдите букву “Г” в кассах букв.

5. Физкультминутка.

Текст Движения

А, ну-ка, веселее ударим молотком, Руки на поясе, прыжок влево

Покрепче, посильнее мы гвоздики вобьем! Два наклона вперед, присесть

Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток! Наклоныт влево-вправо.

6. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [Г], [Г’].

Игра “Слушай внимательно”

Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Г], поднимите синюю фишку, если [Г’] – зеленую . (Слова: г азета, г усь, г роза, г иря, г еркулес, г рач, ро г и т.д.).

7. Анализ и синтез слогов со звуками [Г], [Г’].

Посмотрите, на доске написаны слоги со звуками [Г], [Г’]. Назовите эти слоги. (га, гу, го, ги, ге).

Из каких звуков состоит слог «га»? (из звуков [Г] и [А]).

- Звук [Г] какой? Фишкой какого цветы мы его обозначим? (звук [Г] согласный, твердый, мы его обозначим синей фишкой).

- Звук [А] какой? Фишкой какого цветы мы его обозначим? (звук [А] гласный, мы его обозначим красной фишкой).

8. Подбор слов с заданным слогом. Деление слов на слоги.

Игра «Слоговое лото».

Сейчас давайте придумаем слова со слогом «га». (дети называют слова) .

Посчитайте, пожалуйста, сколько слогов в слове «газета». (три слога)

Далее дети придумывают слова со слогами го, гу, ги, ге и составляют слоговые схемы слов гуси, гиря .

9. Звуковой анализ слов голова , гитара .

Дети при помощи логопеда проводят звуковой анализ слов и составляют звуковые схемы из фишек.

10. Работа в тетради.

Написание буквы Г.

11. Итог занятия.

- С какими звуками мы познакомились?

- Какой буквой они обозначаются?

Что еще мы делали на занятии?

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

В. А. Жарова

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств, особенно нуждаются в специальных условиях обучения. Дети, имеющие задержку психического развития конституционального и самотогенного происхождения, могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание .

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.

2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.

3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии. Описание используемой в этот период системы работы и вопросов тематического планирования уроков дано в методической литературе и типовых программах начальных классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития.

Мы остановимся только на некоторых особенностях подготовительного этапа, выделив две ступени:

на первой - формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывается четкая артикуляция и произношение этих звуков;

на второй - у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.

В данной статье более подробно рассмотрим первую ступень подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте.

Основной целью первой ступени является обучение детей сознательному выделению изучаемого звука. Этим умственным действиям дети овладевают постепенно. Мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности в работе.

Самостоятельному произнесению слова с интонированием заданного звука и его выделению предшествует сопряженное с педагогом произнесение данного слова с точным подражанием интонации педагога.

После тщательной отработки этих простых операций можно переходить к выделению изучаемого звука без подчеркнутого интонирования.

Обучение простым видам звукового анализа рекомендуем начинать с гласных (а, о, ы, у).

Вначале предлагаем детям упражнения на выделение ударных гласных в разных позициях, а затем и заударные гласные (аист, чебурашка). При этом обращается внимание на структуру предлагаемых слов. Легче выделяются гласные звуки в односложных словах (дом, дым, сын и т.д.) и в двусложных в ударной позиции, особенно в начале слова (утка, астра). Важно обратить внимание детей на то, что эти звуки произносятся с голосом, свободно, легко, их можно петь. Одновременно учащиеся знакомятся с термином "гласные звуки" и узнают их условные обозначения: гласные обозначаются красными фишками.

После освоения описанных действий переходим к работе с согласными звуками. В работе над ними рекомендуем чаще использовать прием усиленного интонирования. При произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными.

Щелевые согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала слов: сок, шум, жук.

Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их следует произносить чуть более утрированно, чем обычно: затем они вычленяются из начала слов и середины, при этом обращается внимание детей на то, что короткие согласные нельзя тянуть.

Для детей с задержкой психического развития является трудным различение похожих по звучанию фонем. К легко смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим признакам звуки: [c]-; [c]-[з]; [c]-[ш].

Сначала ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с"]-[б], [ш]-[р]). Затем переходим к более тонким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец, предлагаются упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м"], [в]-[ф]).

Одновременно дети овладевают терминами "твердые согласные", "мягкие согласные" и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются синими фишками, мягкие согласные - зелеными.

Параллельно ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их произношения.

Практика показала, что искаженное или неточное произношение звуков у некоторых детей при такой работе коррегировалось самостоятельно.

Рекомендуем использовать полноценный, интересный лексический материал из классических произведений и устного народного творчества. Это поможет нам решать и задачи словарной работы. При этом важно, чтобы дети понимали значение слов и соотносили их с предметами и явлениями действительности. Словарная работа проводится на каждом уроке родного языка.

На данной ступени обучения необходимо построить обучающий процесс так, чтобы на уровне эмоционального осознания способствовать появлению у детей с ЗПР элементарного познавательного интереса к родному языку, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

предметные и сюжетные картинки;

текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);

разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

схемы и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.

3. Учитель осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Мы предлагаем следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать на первой ступени подготовки детей к обучению грамоте:

уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

отобрать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;

нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;

отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

выделить из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;

выделить из предложения слова с заданным звуком;

игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п"]. Сказать, где слышите заданный звук;

"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];

"Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т.д.);

игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;

игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;

"Звуковые часы" - на макете предметные картинки. Найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и короткое слово;

"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?

"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Список литературы

Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С.Лебединской. М.: Педагогика, 1982.

Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста //Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1989.

Дети с задержкой психического развития //Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984.

Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе //Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М., 1992.

Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.

Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.

Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.

Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

Обучение грамоте детей с ЗПР в подготовительной группе.

ЗПР является одной из наиболее распространенных форм патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в начальных классах общеобразовательных школ. Для детей с ЗПР характерно отставание в формировании логического мышления, слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность. Все это изменяет процесс овладения ими речевой функцией (по сравнению с нормой) и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке в языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. В дальнейшем, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности детей с ЗПР является серьезным препятствием в овладении грамотой требует решения следующих задач при подготовке детей к обучению грамоте:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически применять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. Описание используемой в этот период системы работы и вопросов тематического планирования занятий дано в пособиях «Подготовка к школе детей с ЗПР» Под общ. ред. С.Г.Шевченко. (Программа развития речевого(фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте, автор Р.Д.Тригер) и в методических пособиях по коррекционно-развивающему обучению

И.А.Морозовой и А.М.Пушкаревой «Развитие речевого восприятия» (для детей 5-6 лет) и «Подготовка к обучению грамоте» (для детей 6-7 лет). Интегрированная программа подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР состоит из нескольких разделов:

1, Развитие речевого слуха. Этот раздел чрезвычайно важен, так как дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило «не слышат» в слове отдельных звуков (медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с ЗПР последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Здесь важно научить детей интонировано выделять заданный звук в слове. Обучение простым видам звукового анализа рекомендуется начинать с гласных (А,О,Ы,У), одновременно знакомят с термином «гласные звуки» и условным обозначением красной фишкой. Потом переходят к работе с согласными звуками, В работе над ними рекомендуем чаще использовать прием усиленного интонирования. При произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными. Щелевые согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала слов: сок, шум, жук. Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их следует произносить чуть более утрированно, чем обычно: затем они вычленяются из начала слов и середины, при этом обращается внимание детей на то, что короткие согласные нельзя тянуть. Для детей с задержкой психического развития является трудным различение похожих по звучанию фонем. К легко смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим признакам звуки: [c]-; [c]-[з]; [c]-[ш]. Сначала ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с"]-[б], [ш]-[р]). Затем переходим к более тонким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец, предлагаются упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м"], [в]-[ф]). Одновременно дети овладевают терминами "твердые согласные", "мягкие согласные" и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются синими фишками, мягкие согласные - зелеными.

2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка. Параллельно с развитием речевого слуха ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их произношения. Практика показала, что искаженное или неточное произношение звуков у некоторых детей при такой работе коррегировалось самостоятельно. Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звук, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завершается ознакомлением детей с буквой, обозначающей изученный звук.

В работе можно использовать следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры:

уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

отобрать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;

нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;

отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

выделить из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;

выделить из предложения слова с заданным звуком;

игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п"]. Сказать, где слышите заданный звук;

"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];

"Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т.д.);

игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;

игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;

"Звуковые часы" - на макете предметные картинки. Найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и короткое слово;

"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?

"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.

3. Формирование звукового анализа и синтеза. В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; причину их разного количество в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо.

4.Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса. Ведется работа по накоплению запаса имен прилагательных, обозначающих разнообразные признаки, уделяется внимание предлогам, обозначающим пространственные отношения.

Эффективности речевого и общего развития способствует использование на занятиях дидактических и сюжетных игр, выразительных стихотворений, загадок, обучение детей созданию загадок.

5.Ознакомление с предложением и словом в предложении. Выделение предложения из речи представляет значительную трудность для детей с ЗПР. Формированию этого умения, отработке интонации конца предложения, а также дифференцированному употреблению терминов предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения. Ребята учатся составлять предложения по готовой схеме, что является основой для усвоения правил о письме слов и предложений, синтаксическом выделении предложения при письме.

6. Развитие инициативной речи и мышления. Содержанием обучения является работа по формированию умения детей говорить не торопясь, достаточно громко, литературно правильно, интонационно выразительно, давать полные ответы на вопросы педагога о виденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности.

7. Подготовка к обучению технике письма. Подготовка детей с ЗПР к обучению письму часто осложняется легкими формами двигательных нарушений, изменением мышечного тонуса, что обуславливает утомляемость кистей рук, неловкость, несогласованность движений. Подготовка идет в нескольких направлениях: гимнастика пальцев и кистей рук; ориентирование на листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; соотнесение звука и буквы. Время непрерывного письма на превышает 5 минут.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое. Применяются следующие виды дидактического материала: предметные и сюжетные картинки;

текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки); разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

схемы и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.


Тип занятия: закрепление.
Задачи:
— закрепление понятия «слог»;
— закрепление умения делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.);
— развитие умения определять количество слогов в слове и их последовательность,
— развитие умения подбирать слова по одному данному слогу,
— закрепление умения различать гласные и согласные звуки;
— закрепление умения составлять простые предложения, определять количество слов в предложении, составлять схемы предложений;
— развитие речи детей, внимания, памяти, мелких мышц рук.

Ход занятия:

1. Организационный момент:
— Ребята, сегодня, я получила письмо от наших знакомых из зоопарка.
Вспомним, с кем мы познакомились на прошлом занятии (слон, лиса, кенгуру)? В этом письме они просят нас о помощи. У них в зоопарке пропал медвежонок.
Поможем им найти медвежонка? За правильное выполнение заданий, мы будем получать часть картинки, и когда сложим все части вместе, мы узнаем, куда же пропал медвежонок.
2. Повторение пройденного материала.
— На прошлом занятии наши герои познакомили нас понятием «слог». Вспомним, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей) .
— Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать или прошагать.
— А еще нужно запомнить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
3. – Итак, наше первое задание, посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: енот, пингвин, тигр, фламинго, лось, пеликан. Молодцы, все справились с заданием правильно.
4. «Кто в домике живет?» На доске три домика, с разным количеством окошек.
— Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить картинки по домикам. В первый домик – картинки, в названии которых один слог; во второй – картинки, в названии которых два слога; в третий домик – картинки, в названии которых три слога. Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот.
— Молодцы, за это задание мы получаем часть картинки.
5. – Ребята, посмотрите, какой необычный поезд к нам сегодня приехал. У этого поезда всего два вагона: синий и красный. Нам нужно распределить картинки по этим вагонам. В синем вагоне поедут картинки, названия которых начинаются на согласный звук, а в красном – картинки, названия которых начинаются на гласный звук. Картинки: акула, удочка, иглы, аист, барсук, дом.
6. – А теперь вспомним, из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки). Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим точку. Точка указывает на то, что предложение закончено. Предложения: Лиса рыжая. Уши слона велики. Кенгуру высоко прыгает. Медвежонок очень любит мед.
7. Физкультминутка.
8. «Соберем пирамиду». На доске картинки (лев, жираф, зебра, дикобраз, носорог, кенгуру).
— Вам необходимо составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.
9. «Молчуны».
— Теперь я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопками и показываете количество слогов на пальцах. Слова: павлин, леопард, страус, панда, бурундук, горилла, кабан
10. – Ребята, сейчас я буду называть вам слог, а вы должны придумать слова, которые начинаются на этот слог. Слоги: са- (самолет, самокат, сапоги, самовар), бу- (буква, бублик), ма- (мама, машина, магазин), ла- (лампа, ласточка).
— Молодцы, получаем еще одну часть картинки.
11. Работа в тетрадях. «Фрукты и овощи». Соберите в одну корзину фрукты и овощи, в названии которых, два слога, в другую, в названии которых – три слога.
Часть картинки.12. Итог занятия.
— Молодцы, мы собрали все части картинки и теперь знаем, где медвежонок. Оказывается, он отправился в гости к пчелкам, полакомиться медом. Наши друзья нас благодарят. В конце занятия каждый ребенок получает поощрительный приз.
— Ребята, вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
— Что понравилось вам больше всего?