Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

  • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

    Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

  • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

    Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

  • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

    Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

  • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

    Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

    Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

  • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

  • Игра "Он, она, оно" для детей

    Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

  • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

  • Лото для детей "Веселые повара"

    Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

  • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

  • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

    Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

  • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

    При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

  • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

    Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

  • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

    Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

  • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

    Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

  • Игра "Мой, моя, моё, мои"

    Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

  • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

  • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

  • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

    Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

  • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

  • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

  • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

  • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

  • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

    Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

  • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

    Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

  • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

    Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

  • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

  • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

  • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

  • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

    Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

  • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

  • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

  • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

    Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

    При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
    Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»

(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования - рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».

Сюрпризный момент «Чебурашка»

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.

Аппликация «Чебурашка»

Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.

Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»

Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

А этим игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.

Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»

Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» - значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.

Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»

Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).


Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!

Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»

Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.

Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»

У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).

Конструирование «Неваляшка»

Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.


Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище - большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.

Изобразительная деятельность «Неваляшка»

Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.

Подвижная игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!

Игра с прищепками «Погремушки»

У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»

Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.

Динамическая пауза «Флажок»

Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.

Игра с пуговицами «Флажки»

Разложите пуговицы в нужные места.

(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).

Рисование карандашами «Палочки для флажков»

Вот какие красивые разноцветные флажки.

Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.

Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»

Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.

Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.

Чтение стихотворения А. Барто «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Лепка «Ночь за окном»

Наступила ночь. На небе появилась луна.

А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.

Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»

Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.

Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»

Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.

Эстафета «Сложи игрушки на место»

Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.

по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности
Подборка дидактических игр
Д/игра «Генеральная уборка»
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать
бытовые трудовые навыки.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг,
кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы
встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель
предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или
отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно,
одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.
Д/игра «Что нужно маме?»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять
навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и
просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья
посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая
соответствующее действие.
Д/игра «Путаница»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по
наведению порядка в доме, уходу за растениями, прививать интерес к трудовой деятельности.
Оборудование: предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и
т.д.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной
куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной
куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у
каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой.
Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас
берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем
ли месте оказались предметы или нет.
Д/игра «Конкурс»
Цель: приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые
навыки в повседневной жизни.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила
игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную
обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и
разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под
веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой
деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их
выполнения.
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово, закреплять
знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.

Д/игра «Доскажи словечко»

Ход игры: Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать,
договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны …
(дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы,
шланг нужны … (садовнику). И т.д.
Д/игра «Наведи порядок»
Цель: приучать детей к чистоте и порядку вокруг себя, закреплять умение использовать бытовые
трудовые навыки.
Оборудование: игрушки и предметы групповой комнаты.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов и игрушек в групповой
комнате. Как вы считаете, все предметы и игрушки находятся на своем месте? Конечно же, нет. А вы
помните, где должны находиться машинки? А посуда? А мячи? Давайте все вместе наведем порядок в
группе и посмотрим, как хорошо вы знаете месторасположение предметов и игрушек в нашей группе.
Дети расставляют предметы и игрушки в группе на свои места. После наведения порядка воспитатель
вместе с детьми проверяет правильность расположения всех предметов и игрушек в группе.
Д/игра «Чему нас научили взрослые?»
Цель: активизировать глаголы, учить соотносить слово с действием, закреплять знания о способе
выполнения того или иного вида деятельности.
Оборудование: фоновая мелодичная музыка.
Ход игры: Воспитатель, проговаривая слова «Взрослые научили нас …» показывает движения, дети
повторяю слова за воспитателем, повторяют действие, называют его: мыть посуду, стирать одежду,
копать землю, подметать пол, протирать мебель, поливать цветы и т.д.
Д/игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки
правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в разных видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель, предлагает детям сыграть в д/игру «Покажи, как
это делать». Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для
выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем
нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно
правильно стирать платочки», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно развешивать на
веревку одежду, «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и т.д. и т.д.
Д/игра «Прояви заботу»
Цель: закреплять навыки ухода за комнатными растениями и животными уголка природы,
воспитывать любовь к природе и живым существам.
Оборудование: инвентарь по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, вы все
красивые, опрятные, в чистой одежде, обуви, заплетенные, расчесанные. Вам нравиться, как вы
выглядите? А кто помогает вам быть такими опрятными и чистыми? Кто вам стирает одежду,
расчесывает, моет? Правильно, мамы, бабушки. А как вы думаете, если бы мамы, бабушки не
заботились о вас, не стирали бы вам одежду, не заплетали и т.д., то вы бы были такими же опрятными
как сейчас? Конечно же, нет. Вот теперь посмотрите на растение. Показывает запыленное растение с
сухой землей и подвядшими листьями. Вам нравиться, как оно выглядит? Нет, не нравиться. А теперь
посмотрите на это растение. Показывает другое растение с чистыми листьями, без сухих листьев с
влажной землей. А это растение вам нравиться? Мне тоже оно нравиться больше чем предыдущее
растение. Как вы думаете, почему это растение красивое, листья его блестят, а это тусклое, пыльное,
с сухими листьями? Правильно, об одном растении заботятся, ухаживают за ним, как о вас заботятся
ваши мамы, а о другом не заботятся, поэтому они и по­разному и выглядят. Ребята, а растение может
само о себе позаботиться, протереть себе листья, полить себя, подрыхлить землю? Нет, не может, у
них нет рук. Ребята, у вас есть руки, и вы многое умеете делать сами, но вам все равно нужна помощь

взрослых. А у растений нет рук, и они не могут позаботиться о себе сами. Поэтому предлагаю вам
позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за
растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за
растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.
Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за
животными уголка природы.
Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или
иной профессии, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии
в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске
рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или
ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.
Д/игра «Юные экологи»
Цель: закреплять представления о необходимости соблюдения чистоты вокруг нас (дом, улица),
закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: выносной материал: лопатки, грабли, метелки, пакетики для мусора, лейки,
маленькие лопатки, перчатки для сбора мусора, веточек, камешков.
Ход игры: В процессе прогулки по участку воспитатель обращает внимание детей на мусор, сухие
сломанные веточки, большие камешки, сухую землю в клумбах и т.д. Ребята, посмотрите, сколько
вокруг много мусора на земле лежит. Как вы считаете, это правильно? Почему? Правильно, вокруг
нас должна быть чистота, как дома, так и на улице. Когда вокруг чисто и прибрано, тогда и мир
становиться красивее, не правда ли? Предлагаю вам навести порядок на нашем участке и сделать его
красивым и чистым. Дети приступают к уборке территории, уходу за цветами в клумбах. Воспитатель
контролирует и корректирует деятельность детей на протяжении всего трудового процесса, обращая
внимание на правильность и соответствие выполнения действии тому или иному случаю. Например:
мусор, камешки собирают в мешки; веточки, сухие листики собирают граблями в кучки; в клумбах
рыхлят землю и поливают цветы и деревья, растущие на участке.
Д/игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, закреплять знания о разных профессиях и их
предметах труда.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать как можно больше предметов
необходимых для работы …. (дворника, садовника, строителя, помощника воспитателя, швеи и т.д.).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши
не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что
нужно для копания земля?», «Что нужно для того, чтобы постирать одежду» и т.д.

Д/игра «Для чего нужны предметы»
Цель: активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов
труда.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос
«Для чего нужен веник?» (Подметать мусор), «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы), «Для чего
нужен пылесос?» (убирать пыль и мусор) и т.д. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя.
Д/игра «Для чего это нужно делать?»

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения на основе
имеющихся знаний, закреплять знания о пользе, которую приносит выполнение разных видов
деятельности, воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду задавать вам
вопросы, а вы должны подумав ответить на мой вопрос. Желающие ответить поднимают руку».
Примерные вопросы воспитателя:
­ Для чего необходимо мыть посуду? (игрушки, стирать, гладить и аккуратно складывать одежду,
сервировать стол)
­ Для чего необходимо поливать цветы? (рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, обрезать
сухие листья и цветки, пересаживать большие растения)
­ Для чего необходимо наводить порядок в доме? (пылесосить, протирать пыль, мыть полы,
заправлять кровати, раскладывать игрушки, предметы и вещи на свои места (полочки, шкафы))
­ Для чего необходимо умываться? (мыть руки, головы, ноги и т.д.)
­ Для чего необходимо самому уметь одеваться? (раздеваться, обуваться, складывать одежду
аккуратно, ставить обувь на обувную полочку)
И т.д.
Д/игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить
различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое
мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.
Сначала берем лопату, а потом…. (копаем землю)
Сначала убираем моем посуду, а потом…. (расставляем посуду в шкаф)
Сначала стираем одежду, а потом… (гладим одежду)
Сначала рыхлим землю у цветка, а потом…. (поливаем цветы)
Сначала вытираем стол, а потом…. (расставляем посуду)
Сначала сложим одежду, а потом…. (уберем ее на полочку)
Сначала играем с игрушками, а потом…. (убираем игрушки на места)
Сначала берем дощечку для лепки и пластилин, а потом…. (лепим из пластилина)
И т.д.
Д/игра «Последовательность»
Цель: учить определять правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности по предложенным сюжетным картинкам, закреплять осознание последовательности и
однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; развивать
логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением последовательных этапов, какого­либо вида трудовой
деятельности.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске ряд сюжетных картин. Затем обращает внимание детей на
то, что картинки расположены в хаотичном порядке. После чего предлагает детям разложить
картинки в правильной последовательности в соответствии с временными отрезками данного сюжета
так, чтобы они отразили правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности. Дети раскладывают картинки, в правильной временной последовательности объясняя
свое решение. Если ребенок допустил ошибку, то воспитатель вместе с детьми анализирует
последовательность картинок, исправляя ошибку, и объясняя свое решение.

Д/игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях,
закреплять знания о последовательности выполнения трудовой деятельности и средств
необходимых для нее.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем­то
рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того
как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы воспитателя:

«Однажды днем, когда на небе уже светила луна, мама решила помыть посуду и взяла пылесос.
Включив холодную воду, мама стала мыть посуду. Помыв посуду, мама сразу поставила мокрую
посуду на стол, положила в нее котлеты, налила в нее суп и чай».
«Наступило лето. Садовник пошел убирать снег с цветочных клумб. Садовнику было так холодно, что
он стал убирать снег в одной футболке и штанах. Убрав снег, садовник пошел подвязывать цветы.
Подвязав цветы, он достал садовые ножницы и обрезал их. У садовника получилась красивая
цветочная клумба».
«Дворник обрадовался наступлению зимы. «Теперь не надо убирать снег, можно просто подмести
опавшие листья и пыль на дорожке», - сказал Дворник. Собрав мусор в кучки, дворник оставил их
на дороги до наступления весны».

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР,

СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Христенко С.П. - воспитатель МБДОУ д/с № 5

Адрес:

Краснодарский край

Белоглинский район

с.Новопавловка

ул.Соболя, д.58а

Телефон: 8(861 54)9-41-00

1.Введение

2.Дидактические игры

3.Литература

Введение

Огромное место дидактические игры занимают в детском изотворчестве. Дети создают на занятиях по рисованию дидактические игры. Само название игр (дидактические) определяют их основную функцию - обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

Накапливать сенсорный опыт уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать).

Развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Совершенствовать восприятие, внимание, память.

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольном возрасте.

А если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества то она:

1. увеличивает его привлекательность для детей

2. способствует его развитию и совершенствованию(более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали).

Особое место занимают игры и упражнения на различие цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры важны. Исследования показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, понимают систематизацию цветовых тонов и оттенков, с помощью дидактических игр.

Подборка игр составлена на упражнение цветовых тонов и оттенков. А это в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Игра " Где какие фигуры лежат".

Цель: Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровые материалы: Набор фигур.

Правила игры: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочерёдно. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно ещё выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем, в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Игра "Мальчики".

Цель: Закрепить счёт и порядковые числительные. Развивать представления: "высокий", "низкий", "толстый", "худой", "самый толстый", "самый худой", "слева", "справа", "левее", "правее", "между". Научить ребёнка рассуждать.

Правила игры: Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы. Как зовут мальчиков?

В одном городе жили - были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева - самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша самый толстый из них, а Гриша - самый худой, Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков? Кто где стоит?

Теперь ты знаешь как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого с лева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдёт домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдёт их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Игра " Матрёшки".

Цель: Развивать внимание у детей

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрёшек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребёнок даёт именно такой ответ.

Вопросы: Одинаковы ли волосы у матрёшек? Одинаковы ли платочки? Одинаковы линожки матрёшек? Одинаковы ли у них глазки? Одинаковы ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Игра " Снеговики".

Цель: Развивать внимание и наблюдательность у детей.

Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются

снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в

рисунках. Первый играющий называет какое - нибудь различие, затем предоставляет

слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто- то из партнёров не сможет назвать

новое отличие.

Начиная игру, взрослый может обратиться к ребёнку примерно так:

" Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них -

Он понять не может. А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки..."

Игра "Рассеянный художник".

Цель: Развивать наблюдательность и счёт до шести.

Игровой материал: Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры: Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки

количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить:

какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так: " На улице Басеянной

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был. Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке". Далее можно задать такие вопросы: сколько птиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь чтобы их стало пять?

Игра "Сколько? Какой?"

Цель: Счёт в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятием "первый", "последний", "сложение" и "вычитание".

Игровой материал: Цифры.

Правила игры: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,.... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка - первая, дед - второй, бабка - третья и т.д.). Решить простейшие задачи.

1. Во дворе гуляли курица и три цыплёнка. Один цыплёнок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыплёнка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утёнка будут клевать листочки?

3. сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусёнок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусёнка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их? Дед - первый, мышка - последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто - последний?

Можно составить и другие задачи.

Игра "Радужный хоровод".

Цель: Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности. Ход игры: Воспитатель ставит пред детьми на доске (мольберте) конверт с изображением матрёшек и рассказывает: " Семь подружек - матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А, вы, дети помните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радугу. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек".

Дети по очереди вставляют в конверт по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобраны цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрёшки в хороводе. " Первая матрёшка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья..." и т. д.

Подводят итог, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.

Игра "Оденем куклу на прогулку".

Цель: 1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. 2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложно подчинённые предложения типа " Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто".

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещё не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём - шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, тоже светлее пальто.

Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и "надевает" их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: " На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто".

Затем задание видоизменяется: троим детям предлагают надеть на кукол более „ темные шапочки и сапожки, чем пальто.

В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто и наоборот.

Игра "Костюмы для петрушек".

Цель: Научить детей подбирать контрастные цвета, постараться что бы дети

запомнили, какие цвета являются контрастными.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует панно, обращает внимание детей на круг объясняет, что на нём такие же цвета, как у радуги, и расположены в таком же порядке. За красным следует оранжевый, за оранжевым - жёлтый и т.д. Цвета в круге расположены напротив друг друга. Стрелка соединяет 2 цвета. Например, одним концом показывает на оранжевый цвет, а другим - на синий. Цвета, которые находятся друг против друга, называют контрастными. Они сильно отличаются один от другого. И если сшить костюм из ткани двух контрастных цветов, он получится очень ярким, бросающимся в глаза. Такие костюмы шьют для весёлых петрушек.

Затем воспитатель предлагает детям подобрать каждому петрушке половинки для костюма контрастных цветов. Дети поочерёдно подходят к панно, с помощью стрелки определяют контрастные цвета, находят нужные половинки, прикрепляют их, называют цвет костюма.

Когда петрушки окажутся в цветных костюмах, воспитатель обращает внимание детей на яркость, красочность, пестроту одежды клоунов.

Повторно проводя упражнение, воспитатель прикрывает спектральный круг листком бумаги, и дети по памяти подбирают контрастные цвета для костюмов, а потом с помощью стрелок проверяют правильность выполнения задания.

Литература

Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения упражнения для развития речи»

А.К.Бондаренко «Дидактические игры»

Дошкольное воспитание №5за 1996год

Дошкольное образование №2 за 2006год

Сборник

дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста


Предисловие

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические пособия

«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

«Хула-хуп»

Цель : развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

«Сенсорная сумочка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером;

3. Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т. д.).

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т. д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т. д.

«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Дидактические игры

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image011_31.jpg" align="left" width="597 height=415" height="415">

«Бутылочки»

Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, с оединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов

«Разноцветные коврики»

Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image014_29.jpg" align="left" width="636" height="466 src=">

Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.

В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.

На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Развивающая среда

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике мы предлагаем познакомиться с предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию на примере МДОУ д/с № 000 «Электроник» комбинированного вида.

Дидактические пособия «Божья коровка» и «Гусеница».

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов.

Дидактические пособия на обогащение сенсорного опыта детей в процессе знакомства с предметами разной формы, величины и цвета; развитие мелкой мускулатуры рук

Дидактическая игра

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик»

Цель: обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

Развивающая среда в первой младшей группе

Многофункциональное панно

Физкультурный уголок

Дидактическая игра

«Подари слоненку цветок»

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук

Ход игры : воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.

Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.

Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.

Дидактическая игра

«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.

Дидактические пособия

«Солнышко» и «Ёжик»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.