Методы исследования, как они есть. Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения, от метода решения школьной задачи

В переводе с греческого термин «метод» буквально означает «путь». Он применяется для описания взаимосвязанных и соединенных в единую систему взглядов, приемов, способов и операций, которые целенаправленно применяются в научно-исследовательской деятельности или при практическом осуществлении процесса обучения. Выбор метода напрямую зависит от мировоззрения того, кто будет его применять, от целей и задач деятельности.

Фактически любая область человеческой деятельности характеризуется своими собственными методами. Часто говорят о методах литературного творчества, методах сбора и обработки информации, ведения предпринимательской деятельности. При этом речь чаще всего идет о наиболее общих принципах и подходах, которые положены в основу познания одной из сторон действительности и действий с ее объектами.

Известно несколько самостоятельных классификаций методов. Они могут разделяться на общие и частные. Иногда выделяют особые методы конкретных научных дисциплин, например, сравнительный метод в языкознании или метод системных описаний в психологии. Но есть и наиболее общие методы, которые широко используются в любых науках, а также в образовании. К ним можно отнести непосредственное наблюдение, эксперимент и моделирование.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология».

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем или педагогом. Если, к примеру, в социологическом исследовании решено использовать метод интервьюирования, то методика подсчета результатов и их интерпретации может быть разной. Она будет зависеть от принятой концепции исследования, особенностей выборки, уровня оснащенности исследователя и так далее.

Говоря другими словами, в методике непосредственно воплощается метод. Считается, что хороший ученый или педагог, работающий в рамках определенного метода, владеет целым репертуаром методик, что позволяет ему проявлять гибкость в подходах и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности.

Методология – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследований, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания.

Различают три взаимосвязанных иерархических уровня методологии: философскую, общенаучную и частную методологию. Философская методология - самый высокий уровень. Определяющее значение для нее имеют принципы, сформулированные в истории фф: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, категории общего, частного и отдельного, качества и количества; принцип всеобщей связи явлений, принципы противоречия, причинности. Сюда входит также логика научного познания, требующая соблюдения законов логики по отношению к изучаемому явлению. Общеметодологические способы исследования - анализ и синтез изучаемых явлений. Методологические принципы познания развиваются вместе с наукой.

Философская методология устанавливает формы научного познания, основываясь на раскрытии взаимосвязей наук. В зависимости от принципов, лежащих в основе деления, выделяют различные классификации наук, из которых наиболее общим является их деление на физико-математические, технические, естественные и гуманитарные.

Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения явлений различными науками. Общенаучные способы исследования - наблюдение, эксперимент, моделирование, которые носят разный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме (графики, таблицы и пр.) Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи определенного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления, определения его свойств и признаков: выделение групп лексики, грамматических свойств слова и т.д. Здесь требуется хорошее знание языка исследователем, наличие у него так называемого этимологического чутья.

Эксперимент – это поставленный в точно учитываемых условиях опыт. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без них (психолингвистические тесты, анкетирование и пр.).

Моделирование – способ познания действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей. Под моделью понимается любой образ (изображение, чертеж, схема, график и пр.) или устройство, используемые в качестве «заместителя» объекта или явления. Модель строится на основе гипотезы об устройстве оригинала и является его функциональным аналогом. Понятие модели вошло в языкознание в 60-е гг. в связи с проникновением в него идей и методов кибернетики.

Интерпретация – общенаучный метод познания, состоящий в раскрытии смысла полученных результатов и включении их в систему существующих знаний. Без этого их смысл и ценность остаются нерсаскрытыми. В 60-70-е гг. развилось направление - интерпретирующая лингвистика, которая рассматривала значение и смысл языковых единиц в зависимости от интерпретирующей деятельности человека.

Частная методология - методы конкретных наук: лингвистические, математические и пр., соотносящиеся с философской и общенаучной методологией и могут заимствоваться др. науками. Лингвистические методы исследования характеризуются слабой формализацией доказательств и редким применением инструментальных экспериментов. Лингвист ведет анализ путем наложения имеющихся знаний об объекте на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория стоится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

Термин метод не имеет однозначного толкования. В.И.Кодухов предлагает различать 4 понятия, выражаемые этим термином:

· Метод-аспект как способ познания действительности;

· Метод-прием как совокупность правил исследования;

· Метод-методика как процедура применения метода-приема;

· Метод-способ описания как внешняя форма приема и методики описания.

Чаще всего под методом понимаются обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией. Метод всегда вычленяет ту сторону объекта исследования, которая признается главной в данной теории: исторический аспект языка – в сравнительно-историческом языкознании, психологический – в психолингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод. Т.о., каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта.

Методика исследования – процедура применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов. Так, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования могут использоваться разные методики: приблизительные подсчеты, подсчеты с помощью математического аппарата, сплошная или частичная выборка языковых единиц и т.п. Методика охватывает все этапы исследования: наблюдение и сбор материала, выбор единиц анализа и установление их cвойств, способ описания, прием анализа, характер интерпретации изучаемого явления. Различие в школах внутри одного лингвистического течения чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Т.о., метод, методология и методика тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Выбор в каждом конкретном случае методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей и задач исследования.

В теории экспериментальной психологии исследователь должен представлять разделение следующих гносеологических психологических категорий: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.3), на которых коротко остановимся.

Рис. 1.3.

исследований

В научной литературе термин «методология» определяется по крайней мере в рамках четырех плоскостей. Некоторые авторы трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования 1 . А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие исследователи придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей . В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах, методиках, способах и средствах познания . Согласно А. Реберу (A. Reber) это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании .

Структура понятия «методология» представлена также в виде четырех основных элементов: теоретического, содержательного, практического и формального. Теоретическая составляющая методологии стремится к модели идеального знания - это гносеология (наука о познании). Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования - это эпистемология (наука о путях, методе познания). Практическая составляющая методологии - это программа (алгоритм), набор приемов и способов достигнуть практической цели, не погрешив против истины. Наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Методология, опираясь на принятые теории и концептуальные подходы, определяет (и включает) способы, средства, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.

Метод (греч. methodos - путь исследования или познания) - это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов, приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Однако в содержательной части («способ чего?») проявляются разногласия авторов. Одни определяют метод как способ построения и обоснования системы знаний (действительности) , другие - как способ решения определенной задачи, достижения какой- либо цели , третьи - как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме 1 . С. Л. Рубинштейн пишет о методе как о способе, посредством которого познается предмет науки . В Психологическом словаре отмечается, что метод - эго способ изучения психологических проявлений личности человека . В Философском словаре метод трактуется как способ теоретического и практического освоения (познания) деятельности .

В отличие от метода методика имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов методика определяется как совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы . С. Л. Рубинштейн указывает на методику как на частный, вспомогательный или промежуточный метод исследования . А. Ребер утверждает, что методика - это производная от метода, конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели .

В рамках теоретического представления терминов психологической гносеологии средство исследования представлено синонимично понятию «метод» и трактуется как прием, способ действия для достижения чего- нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности .

В современной психологии нарастает процесс принятия и активного освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую науку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого является употребление в профессиональной психологии и акмеологии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.

Технология (греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - мысль, причина; методика, способ производства) - это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность с целью получения продукта с номинальным качеством и оптимальными затратами и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Данное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включая психологические инструменты (алгоритмы) и методы (например, проективные техники, игровые техники и ир.), а с другой - совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.

Инструмент (лат. instrumentum - орудие) - предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект - его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта 1 . В основе конструкции и правил использования инструмента лежат знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологические особенности деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначение и функции инструмента. Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться в исследовании двумя планами - орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом - вспомогательного материала. Например, статистическая программа, реализуемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютерная программа применяется в качестве средства демонстрации стимуль- ного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.

Моделирование - метод и (или) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего математических, моделей . Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов, окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий. В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут иметь различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель (фр. modele, от лат. modulus - мера, аналог, образец) - это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов и явлений .

Как и моделирование, тест (англ, test - проба, испытание, проверка) представляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений . Тестирование предполагает использование тестов. С одной стороны, это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с другой - система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности .

Таким образом, рассмотренные категории являются основополагающими в экспериментальной психологии и несут в себе систематизирующую и структурирующую идею, в которой заключается особый эпистемологический смысл, предполагающий методическую верификацию любой, даже очевидной, гипотезы и концепции. Эта верификация должна быть отлажена и доказательна, как бы сложно и утомительно ни было это осуществлять.

  • См.: Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 209 ; Философский энциклопедический словарь / гл. ред.Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 365.
  • Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций.1935-2007 гг. / А. Я. Анцупов [и др.]; под ред. А. Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007.С. 12 ; Дьяченко М. И., Капдыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психологический словарь-справочник. М.: ИД Куприянова, 2009. С. 154.
  • Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М. : Сов.энциклопедия, 1986. С. 797.
  • Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер: пер. с англ. М.: Вече-АСТ, 2001. Т. 1.С. 445.
  • э Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. С. 364.

метод, Способ, методика, технология как педагогические понятия

В современной науке и практике очень часто можно встретить такие понятия как «метод», «способ», «методика» и «технология». При этом довольно часто одно из этих понятий стараются определить через другое. Так, например, можно встретить следующее определение метода деятельности: «Метод  … прием, способ или образ действия» . Или же: «Метод  … способ организации практического и теоретического освоения деятельности, обусловленный закономерностями рассматриваемого объекта» . В свою очередь понятие «способ» словарь С.И. Ожегова определяет следую­щим образом: «Способ  действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь» . Из этих определений совершенно неясно какое из этих двух понятий шире, а какое уже, и как они соотносятся друг с другом. Аналогичная картина, как мы увидим далее, наблюдается и в отношении понятий «методика» и «технология», а ведь все вышеупомянутые понятия являются основными и в дидактике, и в теории воспитания. Таким образом можно констатировать наличие проблемы неоднозначности трактовки основных, базовых понятий педагогической науки и практики. Поскольку в нашем случае необходимо определить не одно понятие, а сформировать организованную систему понятий, закрепленную в терминах, мы обратимся в положению логики о том, что «организованная терминологическая система предусматривает соотношение «один термин - одно понятие» . При этом в данной системе предусматривается возможность выражения одного понятия через другое, или же другие понятия. Основываясь на данных положениях логики, постараемся решить следующие задачи: определить вышеназванные понятия в педагогическом контексте; установить, по возможности, их соотношение.

Проанализируем различные дефиниции понятий «способ», «метод», «методика» и «технология», сведя в таблицу различные их определения в трактовке разных авторов.

Наиболее часто встречающиеся определения понятий «способ», «метод», «методика» и «технология»

Продолжение таблицы


способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» .

способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности» .

3.Методика - это

совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения» .

4.Технология - это

а)

совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства .

б)

1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства… 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства .

в)

совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства .

г)

системный метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективных форм образования [определение ЮНЕСКО, цит. по 7, с.264].

д)

искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния .

е)

культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека .

ж)

интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей .

з)

совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов .

и)

организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс .

к)

содержательная техника реализации учебного процесса .

л)

средство гарантированного достижения целей обучения .

м)

описание процесса достижения планируемых результатов обучения .

н)

проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике .

Продолжение таблицы


п)

минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании .

Дословно слово «метод» происходит от греческого «methodos » и буквально переводится как «путь к чему-либо ». Философский словарь определяет метод так: «… в самом общем значении  это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» .

Как видно из этого определения оно состоит из двух частей. Первая его часть трактует метод, аналогично рассмотренным выше определениям, как способ деятельности в интересах достижения цели. Вторая же его часть определяет метод как упорядоченную определенным образом деятельность. Проанализируем обе эти части.

Из первой части следует, что метод  это способ. В свою очередь ранее было определено, что способ  это система действий, а действие всегда являлось элементом деятельности. Таким образом, метод  это деятельность по достижению определенной цели. Однако, как было показано выше, способ тоже определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Соответственно, любая работа имеет определенную цель и осуществляется ради этой цели. Отсюда можно сделать только один вывод: существующие определения понятий «способ» и «метод» практически не отличаются друг от друга, и не позволяют понять различия между ними.

В полной степени можно данный вывод отнести и к понятиям «методика» и «технология». Все это порождает насущную необходимость в определении понятий: «способ», «метод», «методика» и «технология».

Не претендуя на каноничность, предложим следующие их определения и соотношение, сопроводив данный процесс необходимыми пояснениями.

Способ деятельности  это совокупность средств , методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).

Графически это можно изобразить так.

Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.

Средства деятельности  это совокупность материальных и идеальных объектов, а также функциональных органов человека, при помощи которых производят изменение состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката в процессе деятельности.

Метод  это определенная логическая последовательность действий, осуществляемых в интересах достижения поставленной цели деятельности.

При этом в данном определении учитывается значение греческого слова «methodos » и буквальный его перевод: «путь к чему-либо ». Соответственно путь предполагает какую-то последовательность шагов, этапов, которые нужно сделать и преодолеть, чтобы достичь его конца, являющегося конечной целью путешествия по этому пути. Поэтому в данном контексте понятие «метод» и было определено как логическая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели. Можно также сказать, что метод - это совокупность действий, взятых в их и логической последовательности, которая приводит к достижению заданной цели деятельности. Однако, и в том и в другом случае путь не тождественен средствам и формам его прохождения, то есть понятие «способ» не тождественно понятию «метод».

Форма деятельности определяет характер связи между компонентами процесса деятельности.

Например, в способе обработки металла, называемом «опиливание», можно выделить такие компоненты: средство деятельности  напильник определенной формы и назначения; метод деятельности  возвратно-поступательные движения, осуществляемые напильником в определенной плоскости; форма деятельности  индивидуальная ручная обработка металла.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что при важности и неотъемлемости средств и форм деятельности в структуре определенного способа, основу его все же составляет метод деятельности, так как именно в нем осуществляются действия, необходимые для достижения цели деятельности, а вся совокупность действий, являющихся, фактически, самой деятельностью, и образует суть метода.

На этом основании можно заключить, что методикой деятельности можно назвать совокупность методов и адекватных им средств, а также форм определенной деятельности или же  совокупность способов данной деятельности .

Применительно к сфере обучения методика учебного предмета, например, определяет «задачи изучения данного предмета и его содержание», а также «выработку в соответствие с задачами и содержанием обучения методов, методических средств и организационных форм обучения» . Исходя из данного определения, можно констатировать, что средства и формы деятельности всегда неразрывно связаны с методами деятельности и должны быть адекватны им. Абстрагируясь от определения методики как науки, которая исследует закономерности деятельности (в нашем случае обучения), или же, как науки о методах деятельности, определим ее следующим образом.

Методика деятельности  это совокупность методов определенной деятельности с адекватными им средствами и формами.

В разработке любой методики можно вычленить определенную логическую последовательность действий. В обобщенном виде такая последовательность будет выглядеть так, как это представлено на рисунке.

Такая деятельность в сфере производства, например, предполагает: обработку, изготовление, изменение состояния, свойств, формы объекта (предмета) деятельности. В то же время, поскольку в определении методики присутствуют, помимо методов, также средства и формы деятельности, то можно говорить, фактически, не о совокупности методов, а и о совокупности способов определенной деятельности.

Почему же термин «методика» происходит от слова «метод», а не «способ»?

Во-первых, если совокупность методов  это методика, то, следуя законам логики, совокупность способов  это, соответственно, «способика », а такого слова в русском, украинском и других славянских языках нет. Поэтому совокупность способов все равно названа методикой.

Во-вторых, как было сказано выше, основу способа деятельности все же составляет именно метод деятельности.

Однако, исходя из анализа определений понятия «технология», приведенных в таблице, которые, также как и методику, трактуют технологию как совокупность методов определенной деятельности (обработки), неясно, чем же методика отличается от технологии. Постараемся разобраться и в этой терминологической проблеме.

Во-первых, в общих определениях технологии указывается на то, что данная деятельность осуществляется «в процессе производства». При этом следует отметить, что речь идет о производстве материальном, где осуществляется «обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката».

Во-вторых, понятие «методика» употребляется большей частью в отношении обучения и воспитания (как, например, у С.И. Ожегова в ), то есть в гуманитарной сфере, или же сфере, которую условно можно назвать сферой духовного производства.

Чем же отличаются две эти два понятия, характеризующие человеческую деятельность?

В сфере материального производства, в силу развития науки, техники и технологии, человечеству удалось добиться получения гарантированных по качеству и количеству результатов деятельности.

Подобные успехи в сфере духовного производства, в частности обучения и воспитания, стали возможными только после достижения техникой и технологиями определенного уровня развития. К ним можно отнести создание адаптивных обучающих систем, использование в целях обучения мультимедийных средств, в том числе, например, дистанционного обучения, применение которых стало возможным благодаря интенсивному развитию компьютерной техники. Иными словами можно констатировать, что получение гарантированного по качеству и количеству результата в сфере духовного производства стало возможным только благодаря успехам в развитии сферы производства материального, а точнее благодаря применению новых, обусловленных развитием техники и технологии, средств духовного производства. Такими средствами в обучении, например, стали: компьютеры с соответствующим программным обеспечением в виде обучающих и контролирующих программ; использование международной информационной сети Internet, в том числе и в системе дистанционного обучения; различного рода современная проекционная техника с использованием жидких кристаллов, технически сложные тренажерные системы и т. д., заканчивая использованием лазерных указок.

Именно желание получить гарантированный по качеству и количеству результат деятельности в сфере духовного производства породило необходимость применения таких методик, которые, по аналогии со сферой материального производства, позволяли бы его получать. Они, соответственно, получили название технологий в гуманитарной сфере вообще и технологий обучения и воспитания (педагогических технологий)  в сфере образования в частности.

С учетом приведенных выше рассуждений можно предложить следующее определение общее технологии.

Технология  система способов (методов, средств и форм) деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата.

На данном этапе рассуждений в отношении технологии образовательной (педагогической ) можно заключить следующее.

1. Технология в сфере образования  это методика, гарантирующая высокий по качеству и количеству конечный результат.

2. Получение высокого по качеству и количеству результата при использовании образовательных технологий не зависит от субъекта и объекта обучения и воспитания. В то же время методика всегда должна учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности, базируется на интуиции педагога, то есть является авторским способом деятельности или же своего рода авторской технологией.

3. Технология в образовании  это доведенная до совершенства методика, в которой за счет использования особой комбинации средств, методов и форм обучения и воспитания нивелируются индивидуальные психофизиологические особенности, препятствующие получению гарантированного результата. В данной связи необходимо заметить, что эта «особая комбинация» есть не что иное, как система деятельности со всеми присущими системе свойствами: постоянной ориентированность на достижение цели, высокой помехозащищенностью и др. Именно эти свойства, характерные для любых систем, обеспечивают гарантированность результата деятельности.

4. В основе любой технологии всегда лежит определенная методика и, наоборот, в основе любой методики лежит та или иная технология, адаптированная к личности педагога и учащихся. В данном соотношении методика больше является искусством, а технология  наукой. О данном феномене В.П. Беспалько в эпиграфе к первой главе своей известнейшей монографии «Слагаемые педагогической технологии» писал так: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология  на науке. С искусства все начинается, технологией  заканчивается, чтобы затем все началось сначала» .

Подводя общий итог нашим рассуждениям, можно так определить соотношение этих понятий.

^ Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией .

Всю эту логическую цепочку, адаптировав ее к сфере образования, можно использовать для характеристики элементов педагогического процесса.

Литература


1.
^
Словарь иностранных слов.  7-е изд., перераб.  М.: Русский язык, 1979.  624 с.

2.

Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.

3.

Тофтул М.Г. Логіка. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К., 1999. - 336 с.

4.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 10-е изд., стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. - 846 с.

5.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. - 1991. - 863 с.

6.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.2. - 1991. - 768 с.

7.

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1997. - 512 с.

8.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

9.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 - 192 с.

Васильев И.Б.

Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия

Сделана попытка уточнения существующего понятийного аппарата педагогики с позиций представления об организованной терминологической системе. Представлена авторская трактовка таких понятий как «метод», «способ», «методика» и «технология» с адаптацией их к сфере образования. Определены их соотношение и взаимосвязь.

Васильєв I.Б.

Метод, спосіб, методика, технологія як педагогічні поняття

Зроблено спробу уточнення існуючого понятійного апарата педагогіки з позицій представлення про організовану термінологічну систему. Представлено авторське трактування таких понять як «метод», «спосіб», «методика» і «технологія» з адаптацією їх до сфери освіти. Визначено їхнє співвідношення та взаємозв"язок.

I.B. Vasilyev

Method, Process, Technique, Technology as Pedagogical Concepts

In attempt has been made to specie by the existing conceptual apparatus of pedagogies from the point of view of an organized terminological system. The author"s treatment of such concepts as "method", "process", "technique" and "technology" with their adaptation to the sphere of education is submitted. Their ratio and interrelation are determined.

Метод - это очень широкое понятие, применимое практически к каждой науке и неразрывно связанное с исследованием. Тем не менее у него есть очень точное определение. История развития методов и методологии делится на два периода, о чем подробнее будет рассказано в данной статье. Кроме того, будут затронуты вопросы классификации и эволюции методов.

Терминология

По существу, у слова "метод" есть два полноценных значения.

Во-первых, метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления. В таком значении он воспринимается учеными. Например, эмпирический (то есть на основе опыта) или (от общего к частному). Стоит заметить, что эти приведенные примеры - методы познания, что является только одной из областей методологии.

Во-вторых, метод - это способ поступать каким-нибудь определенным образом, вариант действия, выбранный тем или иным человеком/организацией и т. п. Например, методы управления, контроля, манипулятивные методы.

Важно заметить еще и тот факт, что оба значения коррелируют между собой: так, дефиниции начинаются со слова "способ", которое является очень общим синонимом к "методу". Далее же идет уточнение: способ чего именно? Это два важных элемента, из которых создается метод.

Методология

Методология - учение о методах, которое представляет собой целостную систему принципов организации, а также способов построения как теоретической, так и практической деятельности. В данном определении лежит и ключ к одной общей дефиниции метода.

То есть метод - это то, при помощи чего организовывают деятельность. Но принято все-таки за основу брать два разграниченных между собой определения, представленных чуть выше, в предыдущем пункте.

Задачи и особенности

Метод должен соотноситься с действительностью, с теми свойствами и законами, которые несет в себе реальность.

Потребность в возникновении методов вытекает из задачи накопления и передачи социального опыта. Ранние ступени развития культуры уже содержали в себе зачатки методологии. Но только когда была выяснена необходимость формализации правил и норм деятельности, ее стали развивать осознанным и целенаправленным образом.

Историческое развитие методологии как науки

Методология долгое время включалась в контекст натурфилософских и логических представлений. Более того, она представляла собой философские деятельности. Следовательно, в первую очередь возникла дефиниция метода как способа познания.

С этой точки зрения различные философы в разное время по-своему классифицировали методы. Например, до распространения немецкой классической философии выделяли только два вида методов: рационалистический и эмпиристический. Но ограниченность этих направлений была впоследствии раскритикована. Характер самой методологии тоже оставался невыясненным: от механического до диалектического. После анализа структуры учения Кантом были выделены конститутивные и регулятивные принципы. Некоторые категории были изучены и представлены Гегелем.

Однако под прицелом философии методология не могла добиться конкретики, оставаясь совокупностью точек зрения.

Двадцатый век: реформирование представлений о методологии

В двадцатом веке методология начала охватывать специализированную область знания. Кроме того, ей было задано конкретное направление: внутреннее движение, то есть механизмы и логика знания.

Методологии стала соответствовать дифференциация.

Классификация

Выделяют следующие виды методов:

  • Всеобщие, которые имеют свою классификацию. Известны диалектический и метафизический методы.
  • Общенаучные, классификация которых основана на уровнях познания - эмпирическом и теоретическом.
  • Частнонаучные, или специфические, привязанные к конкретным областям науки, в которых они используются или из которых происходят. Иным словами, основой для данного вида становится применение методов в различных сферах или выработка методов этими сферами. У этого вида наиболее широкий спектр примеров. Так социальные методы напрямую связаны с социологией и обществом, а психологические опираются непосредственно на законы психологии.

Методы и методики

Метод от методики отличается в первую очередь меньшей конкретизацией. Вторая - это, так сказать, готовый алгоритм, инструкция действий. Один и тот же метод может быть применим в разных случаях, в то время как методики в большинстве своем узко специализированы и разработаны для конкретных обстоятельств.

Эволюция методов

Эволюцию методов легко проследить на примере института медицины, а точнее, диагностических исследований.

Современная диагностика улучшается благодаря прогрессу и углублению научных знаний. В настоящее время предоставлены такие аппараты и устройства, какие не были доступны хотя бы пятьдесят лет назад.

Можно сказать, что на современные методы чрезвычайно повлияло такое изобретение человечества, как компьютер. Причем не только в качестве реализации некоторых разработок, но и для анализа данных, помогающих выявить логические связи, не замеченные ранее, реформировать методы, подстроить их под нынешние реалии жизни.

Метод - это универсальное средство, прием, важнейший элемент любой из областей. Методы прогрессируют вместе с научным знанием. Структуризация методологии в двадцатом веке способствовала тому, чтобы развитие прибрело экстенсивный характер.