Значение гуманистической психологии. Гуманистическая психология: особенности, представители и интересные факты

Гуманистическая психология Термин, введенный А. Маслоу (1954): "третья сила", движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология направлена на помощь человеку в осознании собственной полной ответственности за свои выборы и на реабилитацию духовных ценностей.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Гуманистическая психология

Направление в западной (преимущественно американской) психологии , признающее своим главным предметом как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации , присущую только человеку . Основные положения «Г. п.»: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, к-рые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации (см. ) благодаря смыслам и ценностям , к-рыми он руководствуется в своем выборе; человек - это активное, интенциональное (см. ), творческое существо. «Г. п.» противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму , делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно «Г. п.», устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт ), в особенности творческих (А. Маслоу ), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Гуманистическая психология Этимология.

Происходит от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Ряд направлений в современной психологии.

Специфика.

Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М.Мерло-Понти о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека ( и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Принципы.

Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

Человек целостен;

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

Главной психологической реальностью являются переживания человека;

Человеческая жизнь - единый процесс;

Человек открыт к самореализации;

Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Терапия.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии ( В.Франкла, психодрама Я.Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем.

Литература.

Qitmann H. Humanistische Psychologie. Gottingen: Hogrefe, 1985


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. humanistic psychology ) - направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности , ее высшие ценности и смыслы , любовь, , свобода, ответственность, , переживание мира, психическое , глубинное межличностное , трансценденция и т. п.

Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму , который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу , критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами . Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.

Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому отдельных случаев (case study ) не менее оправдан, чем статистические обобщения ; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А . Маслоу , В . Франкла , Ш . Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К . Роджерса , С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика , в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии ) и Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. - гуманистическая педагогика , которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. - социально-психологический тренинг , одним из зачинателей которого был Роджерс (см. ). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Гуманистическая психология

   ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 174) - не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, «гуманистическая психология - это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф.Северин).

Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественно-научной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь. По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г.Мюррей, Г.Оллпорт, Ф.Перлз, Э.Фромм и др.

Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения - с другой. Ш.Бюлер и М.Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

   Кризис ценностей - преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.


Подход в психологии, который включает в себя проблемы любви, внутренней включенности и спонтанности вместо систематического и принципиального их исключения определяется как гуманистический.

Гуманистическая психология ставит на главное место человека и его самосовершенствование. Ее основные предметы рассмотрения: высшие ценности, самоактуализация, творчество, свобода, любовь, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностные отношения.

Объектом гуманистической психологии является не прогнозирование и контроль за человеческим поведением, а освобождение человека от пут невротического контроля, возникшего вследствие «отклонений» его от общественных норм или от психологических условий индивида.

Гуманистическая психология как самостоятельное направление возникла в США в 1960-х годах XX в., как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Ее философской основой стал экзистенциализм .

В 1963 году первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь сформулировал пять основных положений данного подхода:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (т.е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (т.е. человек не может быть объяснен своими частными функциями, в которых не берется в расчет межличностный опыт).
  3. Человек осознает сам себя и не может быть понят психологией, которая не учитывает его непрерывное, многоуровневое самосознание.
  4. Человек имеет выбор (не является пассивным наблюдателем своего существования, а творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Считается, что гуманистическая психология сформировалась под влиянием десяти направлений:

  1. Групповая динамика, в частности Т-группы .
  2. Доктрина самоактуализации (Маслоу, 1968).
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961).
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body).
  5. Экзистенциализм, в частности, теоретически интерпретированной Юнгом (1967) и практически экспериментально - Перлзом (также Fagan и Shepherd, 1972).
  6. Результаты использования expending drag, в частности LSD (Stanford и Golightly, 1967).
  7. Дзен-буддизм и его идея освобождения (Letting, 1980).
  8. Даоизм и его идеи единства противоположностей «Инь - Янь».
  9. Тантра и ее идеи важности тела как энергетической системы.
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство (Rowan, 1976).

Гуманистическая психология не является упорядоченной областью научного знания. Это не наука, а скорее набор метафизических концепций, указывающих путь для раскрытия человеческих проблем с помощью экзистенциального опыта. В котором:

  1. Глубокая и интенсивная группа исследований завершается общим реалистичным отношением к самому себе и другим.
  2. Экстатический и вершинный эксперимент, в котором смысл единства и паттернов человеческого и природного миров является достигнутым.
  3. Экзистенциальный опыт бытия полностью ответственен за определенные мысли и действия.

Все главные деятели гуманистической психологии прошли через опыт такого рода. Это привело к идее предмета знаний, который может быть исследован или оценен только подобными шагами.

Гуманистический подход в психологии четко направлен на практические задачи. Его центральными понятиями являются личностный рост (становление) и человеческие возможности. Она утверждает, что люди могут меняться, работая над собой.

В рамках данного направления создано большое количество методик self-intervention («само-проникновения»), которые могут быть систематизированы следующим образом:

1. Телесные методы:

  • терапия Райха, ориентированная на биоэнергетику, возрождение;
  • методы Rolfing"s, Feldenkreis"s;
  • техника Александера;
  • «Чувственное сознание»;
  • холистическое здоровье и т.п.

2. Мыслительные методы:

  • трансакционный анализ;
  • создание персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли);
  • семейная терапия;
  • NLP - нейролингвистическое программирование и др.

3. Чувственные методы:

  • Encounter, психодрама;
  • осознание целостности;
  • первоначальная интеграция;
  • эмпатическое взаимодествие Роджерса и др.

4. Спиритуальные методы:

  • трансперсональное консультирование,
  • психоанализ,
  • интенсивные семинары по просвещению (enlightenment intensive workshops),
  • динамическая медитация,
  • игры с песком (send play),
  • толкование сновидений (dream work) и др.

Большинство данных методов могут быть адаптированы к работе во многих отраслях. Гуманистические практики занимаются личностным ростом средствами психотерапии, холистического здоровья, обучения, социальной работы, организациональной теории и консультирования, бизнес-тренингов, тренингов общего развития, групповой самопомощи (self-help groups), креативного тренинга и социального исследования (Rowan, 1976).

Человеческое бытие изучается гуманистической психологией как со-исследовательское, когда сам испытуемый также планирует собственное изучение, участвует в исполнении и в осмыслении результатов. Считается, что этот процесс дает больше разного рода знания о человеке, чем классическая парадигма исследования. Это знание является таким, которое может быть использовано немедленно.

На этой почве возникло несколько концептов:

The real self (реальная самость). Это понятие является ключевым в гуманистической психологии. Оно свойственно концептуальным построениям Роджерса (1961), Маслоу (1968), Юнга (1967) и многих других. Реальная самость подразумевает, что мы можем углубляться дальше поверхности своих ролей и их маскировки для содержания и подчеркивания самости (Shaw, 1974). Ряд исследований, которые основывались на этом, взаимодействовали с Hampdun -Turner (1971). Simpson (1971) утверждает, что здесь мы имеем политический аспект идеи «real-self» (реальной самости). С этой точки зрения гендерные роли, например, могут рассматриваться как сокрытие «реальной самости», а следовательно как угнетающие. Эти связи были внимательно рассмотрены Carney и McMahon (1977).

Субличностное (sub-personalities). Это понятие было выдвинуто на первый план Assagioli и другими исследователями (Ferucci, 1982). Оно указывает на то, что мы имеем ряд субличностей, которые происходят из разных источников:

  • коллективное бессознательное;
  • культурное бессознательное;
  • личностное бессознательное;
  • тревожные конфликты и проблемы, роли и социальные проблемы (Frames);
  • фантазийные представления о том, какими мы хотим быть.

Abundance motivation (обоснованность, богатство мотивации). Большинство психологов основывают свои взгляды на гомеостатической модели. Действие является мыслью, инициированной потребностями или желаниями. Человеческое бытие, однако, стремится к творческому напряжению и поддерживающим его ситуациям, как, соответственно, и редукция напряжения. Мотивация достижения (McClelland, 1953), потребность в различность опыта (Fisk и Moddi, 1961) могут быть рассмотрены в связи с концептом мотивационного богатства, позволяют объяснить разного рода действия. Мотивация не может быть обусловлена выполнением. Она может быть «снятой» только для актора.

Наконец, гуманистические психологи утверждают, что внимание к собственным состояниям и мотивам дает возможность избежать самообмана и облегчает открытие реальной самости. Это - своеобразный девиз гуманистической психологии в ее теоретическом и прикладном выражении.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003.

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма, изучавшей внутренний мир, экзистенцию человека.

Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Основные принципы гуманистической психологии заключались в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Представители: Маслоу, Роджерс, Франкл, Олпорт, Фромм (частично).

Гордон Олпорт является одним из основателей гуманистической психологии. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личность и обществом. Утверждая, что «личность – это открытая система», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Олпорт резко возражал против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и самосовершенствовании.

К важным заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, т.к. является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течении жизни, в процессе общения с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта является положение об автономности черт. У ребенка еще нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят от ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Так Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения – одну из важнейших для гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета MMPI.

Абрахам Маслоу . Иерархическая теория мотивации. Существует несколько уровней мотивации, каждый надстраивается над предыдущим – пирамида потребностей.

1. основание – витальные потребности (физиологические)

2. потребность в безопасности

3. потребность в опеке (любви и принадлежности)

4. потребность в уважении и самоуважении

5. творчество и самоактуализация

Если 1-ый уровень (низшие потребности – голод, жажда и т.д.) насыщен, то потребность в безопасности – необходимость обезопасить себя от вторжения извне. В каком-то смысле автономность, уединение.

Потребность в опеке – семья, любовь, дружба. Кто-то может поддержать.

Потребность в уважении – карьера, работа обеспечивает.

Эти 4 уровня по принципу редукции потребностей. Это называется потребности типа А.

Гуманистическая психология противопоставляет себя глубинной психологии. В глубинной психологии предмет исследования – больной, страдающий человек – пациент. Такая модель человека.

В гуманистической психологии термин «клиент», равноправный человек. Модель человека – зрелая личность. Маслоу, в отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, считал, что исследовать человеческую природу необходимо, изучая ее лучших представителей. Исследовали выдающихся зрелых личностей, достигших вершин. По биографиям изучал. Смотрел, что обеспечивает вершину развития личности.

Маслоу ввел термин самоактуализация. Самоактуализация – когда все потребности насыщены, может не думать о мнении окружающих, никому ничем не обязан, знает себе цену, поступает так, как считает нужным.

Одно из слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Критики и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении доминирует и определяет поведение человека, несмотря на то что его физиологические потребности остались неудовлетворенными.

Гуманисты взяли у экзистенциализма концепцию «становления». Человек никогда не бывает статичен, он всегда в процессе становления.

Маслоу: личность – единое целое. Протест против бихевиоризма, который имел дело с отдельными проявлениями поведения, а не с индивидуальностью человека. Маслоу – холистичная точка зрения.

Внутренняя природа человека с точки зрения гуманистов внутренне хороша (в отличие от глубинных). Разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, а не врожденными. От природы в человеке есть возможности роста и самосовершенствования. У человека есть способность к творчеству. У всех.

Впоследствии Маслоу отказался от жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. Метамотивация – бытийная мотивация, ведущая к личностному росту.

Маслоу дал 11 основных характеристик самоактуализировавшихся людей: объективное восприятие реальности; полное принятие своей собственной натуры; увлеченность и преданность какому-либо делу; простота и естественность поведения; потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному; интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний (особо радостные и интенсивные переживания); доброжелательное и сочувственное отношение к людям; нонконформизм (сопротивление внешним давлениям); демократический тип личности; творческий подход к жизни; высокий уровень социального интереса.

В теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты.

Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

По Маслоу, общество, окружение, с одной стороны, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. С другой стороны, общество по самой своей сути не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество стремиться сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает е возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранять равновесие между этими двумя механизмами. Оптимальным является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания.

Цель личностного развития, по Маслоу, - это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости. Психоаналитики – психологическая защита – благо для личности, способ избежать невроза. Маслоу – психологическая защита зло, которое останавливает личностный рост.

Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Карла Роджерса . Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет «феноменальным полем» уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать и не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. При высокой степени конгруэнтности то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге – к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его «Я». В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, оно выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты деятельности приносят человеку удовлетворение, повышают его статус в глазах других, такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, создают полную конгруэнтность.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий. Однако чаще всего дети не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих Роджерс называл «условием ценности». «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного «Я» человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Человек отказывается от себя, своей самоактуализации. Но при осуществлении деятельности, навязанной другими, человек не может быть полностью успешен. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности связана с боязнью изменить самооценку, которую человек уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что человек вытесняет свои страхи и стремления в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строиться очень ограниченная и ригидная схема мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность не осознается, но вызывает напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъектом разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое истинное «Я» и перестроить свое общение с окружающими.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил, что самооценка – это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека навстречу опыту. Роджерс подчеркивал значение настоящего, говорил о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации.

Роджерс исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или в групповой терапии (группы встречи).

Термин «Я-концепция» введен в 50-е гг. в гуманистической психологии. Это понятие означало возврат к классической психологии сознания. Основные идеи заимствованы из работ Джемса. Джемс разделяет 2 понятия личности:

1) Личность как действующий агент (субъект деятельности).

2) Личность как совокупность представлений о себе (эмпирическая личность).

Разделяет термин «Я» (действующий агент) и «Мое» – то, что я знаю о себе, что себе приписываю. Джемс изучал «Мое».

«Мое» состоит из 3-х частей:

1. Знание о себе – когнитивное составляющее

2. Отношение к себе – аффективное составляющее

3. Поведение – поведенческое составляющее

Эти 3 составляющих определяют «Я-концепцию» (образ «Я»). Это феноменалисты. В отечественной психологии более широкий термин – «самосознание».

1. Когнитивная составляющая. 3 части личности по Джемсу, которые определяются как знание о себе:

А. Физическая личность – тело, одежда, дом в широком смысле слова.

Б. Социальная личность – то, как нас воспринимают окружающие. Это определяется нашими социальными ролями. То, чего от нас ожидают, влияет на наше поведение.

В. Духовная личность – «образ Я». Внутренний мир человека, то, что принадлежит сознанию субъекта. Какая я? То, что отвечу. Все, что обеспечивает целостное представление о себе (мысли, чувства, переживания, способности).

2. Самоотношение, самопринятие, самооценка – аффективное составляющее «Я-концепции». С точки зрения конкретного Я все представления о себе могут быть как положительными, так и отрицательными. Не ориентированы на общественные нормы. «Я алкоголик и мне это нравится». Наше отношение к себе связано с тем, какие цели человек ставит и каких он может достичь. Самоуважение является результатом того, как соотносятся успех и притязания.

Карл Роджерс вводит понятие «реального» и «идеального» Я. Идеальное Я – представление о том, каким бы человек хотел быть. Реальное Я – представление человека о том, каков он есть на самом деле. По мнению Роджерса, человек стремиться к постижению собственного Я, к постижению самости, хочет почувствовать подлинное Я.

Подлинное Я может быть тождественным (конгруэнтным) идеальному Я. Конгруэнтность = позитивная Я-концепция, когда идеальное и реальное Я совпадают. Инконгруэнтная Я-концепция – негативная, когда не совпадают.

2. Поведение. Все стремятся к тому, чтобы реальное Я совпадало с идеальным (по Джемсу).

По Роджерсу Я-концепция может быть условно-позитивной и безусловно-позитивной. Условно–позитивная Я-концепция, когда следуем какому-то стандарту, чтобы получить одобрение. Безусловно–позитивная – человек принимает себя как есть.

Проблемы развития личности могут быть, когда внешне успешный человек чувствует условность Я-концепции. Отторжение условно-позитивного Я от своей самости. Выход – безусловное принятие себя. Развитие личности – освобождение от системы психологической защиты (защита не дает человеку проникнуть в глубины своего «Я», пережить свою самость). Добиться этого можно открытостью опыта, т.е. все, что человеку доступно, он должен пережить.

Метод – тренинговые группы (группы встречи). Каждый рассказывает о себе. Остальные принимают его как есть. Или индивидуальная терапия (клиентцентрированная терапия). Роджерс – индирективный метод. Терапевт как зеркало. Повторяет последнюю фразу. Не давит, а принимает человека таким, какой он есть.

Главное – самоактуализация, личностный рост, саморазвитие. Цель психотерапевта – обеспечить условия для саморазвития клиента.

Индирективный метод работает за счет эмпатии. Эмпатия – клиент и терапевт настроены на переживания друг друга.

КЛИЕНТЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ РОДЖЕРСА

В 51-м году Роджерс опубликовал книгу «Клиентцентрированная терапия». Называл модель патронажной. Клиент во многом опирается на терапевта, но выбор поступков, действий всегда остается за клиентом. Терапевт – это садовник, он может создавать только условия для роста и развития. Терапевт только создает условия, не меняет, не переделывает. Модель заботы о клиенте. Самая главная цель – способствовать росту и развитию клиента. Идеал – самоактуализирующаяся личность. Этот процесс запускает терапевт. Потребность в самоактуализации заложена в человеке, но может быть не актуальна. Самоактуализирующаяся личность = здоровая. Роджерс ввел термин «клиент». Это принципиально важный момент. Пациент не несет ответственности, полагается на врача. Результат во многом зависит от опыта, образованности, уровня знаний психоаналитика. У Роджерса центральная фигура – клиент. Терапевт идет вслед за клиентом. У клиента есть право в любой момент выйти из терапии. Клиент запускает психоаналитическое взаимодействие. Клиент изучает свой внутренний мир, а терапевт идет рядом. Позиция «на равных». Терапевт не направляет, не подталкивает. Он фасилитатор – тот, кто поддерживает. Смысл терапии – изменить внутренний мир, но это изменение производит сам клиент.

Роджерс очень широко понимал симптоматику. Не отвечает на вопрос, почему именно такая симптоматика возникла у конкретной личности. Говорит, откуда возникает симптоматика: когда в личности клиента происходит расщепление на «я» и «не я». «Я» осознается, «не я» – то, что не осознается. Расщепление порождает симптоматику. Есть опыт, который человек пережил, накопил. Он может полностью совпадать, быть конгруэнтен Я-концепции. Но Я-концепция может быть опыту не конгруэнтна – происходит расщепление. Идеал «я» – то, каким человек, как он считает, он должен быть. Может произойти раскол – идеал может не совпадать с опытом, Я-концепцией. Есть 3 варианта расщепления. Чем больше 3 вершины совпадают, тем здоровее личность. Чем больше разрывов, тем тяжелее симптоматика.

Я-концепция Я-идеал

У Фрейда терапевт – эталон. У Роджерса для терапевта самое важное – аутентичность (подлинность), соответствие самому себе, не играет роли.

Нужно все усилия направить на то, чтобы уменьшить обусловленность в принятии самого себя. Терапевт принимает клиента безусловно, таким, какой он есть. Побуждает клиента относиться к себе самому безусловно. У клиента уменьшаются тревоги, страхи, защиты снимаются. Клиент начинает раскрываться, ему легче рассказать проблемы. Главное принимать и не осуждать, эмоционально поддерживать.

Главное быть рядом, но не вторгаться в мир клиента. Уважать его решения, ценности, взгляды. Терапевт должен уметь слушать и слышать. Но терапевт имеет право выражать свое мнение. Имеет право ошибаться, он должен сказать об этом клиенту и извиниться. За счет безоценочного отношения клиент не боится показывать эмоции. Терапевт тоже может показывать свои эмоции, положительные и отрицательные: гнев, агрессию и т.д.

У Роджерса не было большого опыта работы с психотиками. Краткосрочная терапия для людей, у которых «я» не разрушено.

Многие положения экзистенциальной теории Виктора Франкла роднят ее с гуманистической психологией. Теория Франкла состоит из трех частей – учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив – ведущей силой развития личности. Смыслы не универсальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенной особенностью теории Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояние экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

В центре концепции Франкла находится учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, порождаемом ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, разработанная Франклом, которая помогает человеку увидеть вест спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей о всеобщем детерминизме, Франкл стремится вывести человека из-под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют. Франкл вводит понятие о ноэтическом уровне существования человека.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного. Именно в духовном существовании заключены те смыслы и ценности, которые играют опредляющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом, Франкл формирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире.

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что их разработчики впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования. Большее распространение это направление получило в Европе, а не в США, где не так сильны традиции экзистенциализма и феноменологии.

Фромм. Личность - сумма врожденных и приобретенных псих. св-в, характериз. индивида и определяющих его уникальность.В отличии от животных человек лишен изначальной связи с природой- к нас нет мощных инстинктов, позволяющих адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, однако мы можем мыслить, оказавшись в состоянии человеческой дилеммы. С одной стороны она позволяет нам выжить, а с другой - толкает на размышления над вопросами, на которые нет ответов - экзист. дихотомиями. Среди них: 1) жизнь и смерть (мы знаем, что умрем, однако отрицаем это). 2) живя под знаком идеального представления о полной самореализации личности мы никогда не сможем ее достичь 3) мы абсолютно одиноки, но не можем обходиться друг без друга. Экзистенциальные потребности. Здоровый человек отличается от больного тем, что в состоянии найти ответы на экзист. вопросы - ответы, которые в большей степени отвечают его экзистен. потребностям. Наше поведение мотивируется физиологическими потребностями, но их удовлетворение не приводит к решению человеческой дилеммы. Только экзист. потребности могут объединить человека с природой. Среди них: 1) потребность в установлении связей (перешагивание через границы себя, становясь частью чего большего. Подчинение и власть здесь непродуктивны. Только любовь как союз с к-т., вне человека при условии сохранения обособленности и целостности своего Я (4 компонента - забота, уважение, ответственность и знание). 2) потреб. в самоопределнии - желание подняться над пассивным и случайным существованем в целеустремленность и свободу. Созидание и разрушение жизни - два пути. 3) потр. в укоренненности - поиск своих корней и желание в буквальном смысле укорениться в мире и снова почувстввовать его своим домом. Непродуктивное - фиксация (нежелание двигаться далеко за пределы своего безопасного мира, изначально определенного матерью. 4) самоидентичность - осознание себя отдельной сущностью (я- это я и я отвечаю за свои поступки) Непродуктив - принадлежность к группе. 5) система ценностей. Непродуктив - иррациональные цели. Характер - относительно постоянная совокупность стремлений индивида, не явл. инстинктивными, с пом. которых человек соотносит себя с природой или культурой. Люди соотносятся с миром 2-мя путями: ассимиляция (приобретение и использование вещей) и социальзацию (познание себя и других). Непродуктивные типы: рецептивный, эксплуативный, накопительный, рыночный.

6) Отечественная психология . В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности. А.Н.Леонтьев. Параметры (основания) личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни; 3. Общий тип строения личности.

Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях. Двойственная структура личности: 1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка; 2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире.

Выготский: личность есть понятие социальное, и оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в процессе культурного развития. Личность развивается как целое. Только тогда когда личность овладевает определнной формой поведения, то тогда она поднимается на более высокую ступень. Сущность культурного развития - овладение процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого является формирование личности и => развитие ф-ции является производным и обусловленным развитием личности в целом. У новорожденного нет Я и нет личности. Решающим моментом в развитии личности ребенка является осознание своего Я (имя и только потом личное местоимение). Понятие о Я у ребенка развивается из понятия о других. Т.о. понятие о личности - социально отраженное. Только в школьном возрасте впервые появляется устойчивая форма личности, длагодаря формированию внутренней речи. У подростка - открытие Я и оформление личности.

Рубинштейн. При объяснение любых псих. явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через кот. и преломляются все внешние воздействия. История обуславливающая структуру личности вкл. в себя и эвлолюцию живых сущ-в, историю человечества и личную историю. Свойства личности не сводятся к индивидуальным сопосбнстям. Личность тем значительнее, чем в индивидуальном преломлении представленно всеобщее. Дистанция отделяющая историческую личность от обычной определяется не св-вами, а значительностью общ-истор. сил, носителем которых она является. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носиетль этих отношений. Психическое содержание личности не только мотивы сознател. деятельности, оно вкл. в себя многообразие неоснанных тенденций-побуждений. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом и произвольнвми движени. Дальше - начало ходьбы. И здесь ребенок начинает понимать, что он реально выделяется из окруж. среды. Другое важное звено - развитие речи.

Ананьев. Структура личности - продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах: онтогенетической эволюции, психофизиологических ф-ций и истории развития человека как субъекта труда.

Характеристика человека как индивида. Возрастно-половые и индивидуально-типические св-ва. Их взаимодействие определяет динамику психофизиологических ф-ций и структуру органических потребностей. Основная ф. развития этих св-в - онтогенетическое развитие, осущ. по филогенетической программе.

Как личности. Исходный момент структурно-динамических св-в личности - ее статус в общ-ве. На основе этого статуса строятся сис-мы: а) обществ. ф-ций-ролей и б) целей и ценностных стремлений. Основная ф. развития личности здесь - жизненный путь человека а общ-ве.

Как субъекта деятельности. Исходные здесь - сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности)

Мясищев. Личность - высшее интегральное понятие. Она характеризуется как система отношений человека к окруж. действительности. Самое главное, что определяет л - ее отношение к людям. Первый компонент характеристики личности образует доминирующие отношения личности. Второй - психический уровень (желания, достижения). Здесь снова соприкасаются психолог. и соц. аспекты, которые полностью не совпадают. Уровень развития и избирательная направленнось характеризуют отношение л. Третий - динамика р-ций л. или то, что назыв. тип ВНД, темпераментом. Четвертый - взаимосвязь основных компонентов, общая структура личности

Гуманистическая психология - направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее - это предмет науки, а бытие - предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм - это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения гуманистической психологии:
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
6. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека.
7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.

Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

На развитие гуманистической психологии огромное влияние оказал персонализм в середине XX века. Гуманистическая наука появилась в качестве альтернативного направления всем существующим в середине века психологическим школам (бихевиоризму, персонализму и психоанализу), сформировав при этом собственную концепцию личности и этапы ее развития. Главными представителями гуманистической психологии стали: А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт и Р.Мэй. Новые направления в данной науке предопределяли собственные программы через противопоставление установившимся ранее, поскольку она наблюдала неполноценность психологических направлений. Собственные же стремления способствовали разряжению внутреннего напряжения для достижения уравновешенности при взаимодействии с окружающей средой. Гуманистическая психология призывала понять непосредственно человеческое существование на уровне между философией и наукой нашего времени.

Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами.

Основные идеи:

  • - человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
  • - человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
  • - главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
  • - человек должен изучаться в его целостности;
  • - каждый человек уникален.

К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".

Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концеиции:

  • - реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
  • - идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).

Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:

Искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концеиции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников - реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).

«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:

  • - открытостью к переживаниям и благоразумием;
  • - самоприятием и уважением к себе;
  • - интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
  • - творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
  • - насыщенностью жизни в каждый момент времени.

Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":

  • - слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
  • - смотри на мир глазами пациента.

Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия..

Теория личностных черт Г. Олпорта

Основные положения гуманистической психологии сформулировал Гордон Олпорт. Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек, прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии..

Одна из наиболее современных областей психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность. чем это было предложено в теориях психоаиализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, верили в то, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить, что они обладают способностью распоряжаться своей жизнью. Среда обитания и общественного взаимодействия может либо способствовать, либо препятствовать этой естественной склонности. Если человек живет в угнетающей среде, она препятствует его развитию; с другой стороны. благоприятная среда способствует развитию. гуманистический роджерс олпорт маслоу

Представители гуманистической психологии также считают, что важнейшим аспектом человечности является субъективный опыт. Вероятно, это представляет самую серьезную проблему с точки зрения научной психологии, которая требует, чтобы объект изучения был доступен для прямого наблюдения и проверки. Субъективный опыт по определению не вписывается в эти критерии.