Скоропостижная смерть не бывает случайной. Случайные смерти великих людей

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть « не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

Есть ли случайности в этом мире?

Справедлива ли жизнь?

Говорят, что "ничто не случайно" и "от судьбы не уйти", но как быть с такими непонятными явлениями, как неожиданная, случайная смерть? Как это понимать?

Предлагаю посмотреть на это с такой вот точки зрения:

Сейчас на Земле проживает почти 7 миллиардов человек. У каждого из них есть свои родители, определенные бытовые и социальные условия, другими словами - своя судьба. То есть, почти семь миллиардов судеб.

Но если «копнуть» поглубже, картина будет совсем иной. Каждый день, в среднем, рождается около 370 тысяч людей. И так ежедневно, целый год. Получаем 135 миллиардов судеб, вместо семи, только за один год. А за сто лет? А за тысячелетие? И каждый родившийся человек имеет свои персональные генетические нюансы, оригинальные черты лица, своеобразные условия рождения и воспитания, собственные способности и, конечно же свою судьбу. Ни один вариант не может полностью совпадать с другим. Каждый вариант индивидуален. Но для каждого ли случая человеческой жизни предусмотрен свой вариант смерти? Своя дата смерти?

Случаев, когда пассажир возвращает в кассу билет на самолет или теплоход, который потерпит крушение, очень много. Даже есть статистика, что на каждый рейс, который терпит катастрофу, пассажиров всегда почему-то меньше, чем на обычные такие же рейсы. Люди опаздывают, передумывают ехать, появляются срочные неотложное дела, по разным другим причинам, но данный рейс становится роковым не для них. Кто эти люди? Счастливчики? Не выполнившие своей миссии? Или кто? А кто тогда те люди, которые массово погибли в одном и том же месте, в одно то же время во время крушения? Им всем было предначертано так погибнуть? Когда происходят природные катаклизмы, уносящие миллионы людей, стирающие с лица земли целые города, кто-то все равно выживает. Разными способами. Но почему именно они?

Если допустить что это справедливое наказание свыше, тогда невозможно объяснить смерть детей. Если это астрологическое неблагополучие, то почему младенцы, рожденные в одном роддоме, в одно и то же время, имеющие абсолютно одинаковую космограмму, живут разными судьбами, порой радикально отличающимися друг от друга. Но ведь все мудрецы, все просветленные люди утверждают, что жизнь гармонична. Остается только получить ответы на все вышеперечисленные вопросы. Ответы хранятся в сокровенных знаниях.

От себя могу добавить, что, конечно же, ничто в этом мире не случайно. То, что кажется нам случайным, кажется таким из-за того, что мы не видим всю картину жизни целиком. По этой же причине мы не видим закономерностей и не понимаем, что на самом деле жизнь справедлива, а судьба - это творение наших рук. Конечно, это сложный вопрос, но сложен он по той же самой причине. Подробнее эти темы можно раскрыть для себя, изучая древнюю мудрость.

Есть ли случайности в этом мире?

Справедлива ли жизнь?

Говорят, что "ничто не случайно" и "от судьбы не уйти", но как быть с такими непонятными явлениями, как неожиданная, случайная смерть? Как это понимать?

Предлагаю посмотреть на это с такой вот точки зрения:

Сейчас на Земле проживает почти 7 миллиардов человек. У каждого из них есть свои родители, определенные бытовые и социальные условия, другими словами - своя судьба. То есть, почти семь миллиардов судеб.

Но если «копнуть» поглубже, картина будет совсем иной. Каждый день, в среднем, рождается около 370 тысяч людей. И так ежедневно, целый год. Получаем 135 миллиардов судеб, вместо семи, только за один год. А за сто лет? А за тысячелетие? И каждый родившийся человек имеет свои персональные генетические нюансы, оригинальные черты лица, своеобразные условия рождения и воспитания, собственные способности и, конечно же свою судьбу. Ни один вариант не может полностью совпадать с другим. Каждый вариант индивидуален. Но для каждого ли случая человеческой жизни предусмотрен свой вариант смерти? Своя дата смерти?

Случаев, когда пассажир возвращает в кассу билет на самолет или теплоход, который потерпит крушение, очень много. Даже есть статистика, что на каждый рейс, который терпит катастрофу, пассажиров всегда почему-то меньше, чем на обычные такие же рейсы. Люди опаздывают, передумывают ехать, появляются срочные неотложное дела, по разным другим причинам, но данный рейс становится роковым не для них. Кто эти люди? Счастливчики? Не выполнившие своей миссии? Или кто? А кто тогда те люди, которые массово погибли в одном и том же месте, в одно то же время во время крушения? Им всем было предначертано так погибнуть? Когда происходят природные катаклизмы, уносящие миллионы людей, стирающие с лица земли целые города, кто-то все равно выживает. Разными способами. Но почему именно они?

Если допустить что это справедливое наказание свыше, тогда невозможно объяснить смерть детей. Если это астрологическое неблагополучие, то почему младенцы, рожденные в одном роддоме, в одно и то же время, имеющие абсолютно одинаковую космограмму, живут разными судьбами, порой радикально отличающимися друг от друга. Но ведь все мудрецы, все просветленные люди утверждают, что жизнь гармонична. Остается только получить ответы на все вышеперечисленные вопросы. Ответы хранятся в сокровенных знаниях.

От себя могу добавить, что, конечно же, ничто в этом мире не случайно. То, что кажется нам случайным, кажется таким из-за того, что мы не видим всю картину жизни целиком. По этой же причине мы не видим закономерностей и не понимаем, что на самом деле жизнь справедлива, а судьба - это творение наших рук. Конечно, это сложный вопрос, но сложен он по той же самой причине. Подробнее эти темы можно раскрыть для себя, изучая древнюю мудрость.

Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека.

Она имеет не только негативный характер. Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти. Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?»


И никто не дал сразу внятного ответа. Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс.

Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал.

Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью. Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь.

Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает. И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения.

Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла — родился внучек. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.
Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире. Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила.

Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась.

И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя. В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце.

Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца». Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?» Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли.

Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка. Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу.

Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт». Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет».

Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит». Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!» Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть.

Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу. Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики.

Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти. Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз. Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре.

И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла! Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову.

Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии.

Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью».

И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни. Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность.

Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно!

СЛУЧАЙНАЯ СМЕРТЬ ИЗЛЕЧИМА

Если вдруг вы заметили, что рука ваша припухла или, наоборот, похудела, "высохла"; пропали бугорки под пальцами; пальцы сильно искривились; изменился цвет ладони - белый сменился красным, синюшным, зеленоватым, желтым; появились точки или пятна (красные, черные, синие) на пальцах, ладони или ногтях; ухудшилась структура ногтей (они стали ломкие, изменилась форма); появилась повышенная чувствительность к боли в отдельных точках ладони, пальцев; потеет ладонь, хотя вы не нервничаете, кожа на ней сделалась вдруг грубой, сухой, а вы не копались в огороде и вообще физическим трудом не занимались; ладонь вдруг покрылась сетью мелких морщин или, наоборот, разгладилась, растаяли все линии и знаки (кроме первостепенных); папиллярный рисунок на пальцах и ладони из целого вдруг превратился во фрагментарный, будто кто ножичком посек его на кусочки, - значит, тело ваше уже не в силах сдерживать развитие болезненных процессов и, пока еще вежливо, напоминает вам о необходимости обратиться к врачу. Знание состояний вашей руки пригодится и в том случае, когда вам предстоит сделать важный выбор, принять серьезное решение. Так считает руководитель хирологической лаборатории Владимир Финогеев. Вот его рассказ, записанный журналистом Л. Решетниковой.

В незапамятные времена наши предки заметили, что у некоторых людей на кистях рук появляются специфические кожные рисунки и что эти люди умирали - в детстве, в расцвете сил, а не в старости, - и смерть их непременно была неестественной и случайной: от травмы, стихийного бедствия, нападения животных или врагов, лихоимцев. Рисунки назвали "знаками смерти". И предсказывали по ним не только сам факт гибели, но даже в каком возрасте это произойдет.

Список "знаков смерти" довольно подробно изложен в древних и современных хирологических книгах. Всего знаков чуть больше ста, но чтобы проверить, действуют ли они, достаточно знать два десятка основных. А то, что они действуют, подтвердила опытным путем современная хирология. И вы, усвоив рисунок знаков, можете обследовать руки близких или знакомых, перенесших тяжелые операции или получивших серьезные травмы. В 90 из 100 случаев на руках этих людей обнаруживаются основные знаки в той или иной совокупности.

Однако, несмотря на богатый практический материал, ни традиционная, ни современная хирология не предложили каких?либо версий конкретного механизма, скажем так, обслуживающего эти знаки. Никто не попытался объяснить, почему будущее превращается в знаки и каким образом они попадают на человеческую ладонь.

В стародавние времена в этом, скорее всего, не было нужды - знаки действовали, назначение свое выполняли независимо от того, известны или неизвестны пружины, приводящие систему в действие. А кроме того, до удобного толкования было рукой подать. Умопомрачительное разрешалось вполне умопостижимым способом. Имя Бога служило гарантией правильности теории: человеку со зловещими рисунками на руке была предназначена досрочная и противоестественная кончина. Суровость Бога отбивала охоту проверять истинность теории. Судьба - тайна за семью печатями, и лучше ее не трогать.

Но какого Бога имеют в виду те, кто и сегодня напрямую связывает с ним "знаки смерти"? Они не заметили, что время течет и сам Господь радикально переменился. Из строгого, жесткого, карающего, насилием утверждающего нравственные правила он превратился во Всеблагого, Всемилостивого Отца, исцеляющего любовью. С Христом все очистилось, задышало по-новому. Разве после этого знаки не должны были исчезнуть?

Но метки продолжают появляться. И люди продолжают погибать.

Кроме того, объяснение их смерти промыслом Божьим неизбежно поднимает этические проблемы. Если прерванная жизнь от Бога, то зачем это? Для наказания грешников? Но тогда случайная смерть настигала бы одних негодяев, злодеев. Увы! Жертвами становятся люди, в которых не находили ни греха, ни вины.

Светлые души живут в муках, нужде и кончают трагически, негодяи здравствуют в холе и отходят с миром. Неравное распределение благ начинается до рождения. Кто их делит? Внешность, таланты, ум, характер, жизненные условия задаются изначально. И неодинаково. Нас учат: можно спастись из любого положения. Что есть миг жизни по сравнению с Вечностью? А если миг несправедлив? Тогда справедлива ли Вечность?

Но если все предопределено, задано изначально, человеком просто манипулируют, как же тогда с призывами покаяться, стать чище, лучше? Вот–вот, при таком обороте сам Господь нуждался в защите. И чтобы спасти Бога, философы отделили от него человека, вернули человеку свободу. Но если человек свободен, его случайная смерть просто обязана быть по–настоящему случайной. А знаки на руке появляются ДО трагического события и говорят: случай организован!

Два закона остроумно снимают проблему неравенства по рождению и примиряют справедливость со свободой:

а) закон кармы - закон причинно–следственной связи. Если образно - закон возмездия;

б) закон перевоплощения - то есть человек рождается и умирает несколько раз.

По закону кармы блага распределяются по заслугам, а закон перевоплощения делает справедливость длиннее одной жизни - грехи в предыдущей наказываются в последующей.

Человек свободен творить причины. Право и возможность создавать причину и некоторый интервал между причиной и следствием составляют пространство свободы. С наступлением фазы следствия свобода заканчивается. Следствие есть ответственность, предопределенность. Предопределенность есть справедливость, то есть справедливость предопределена. И не Богом, а самим человеком.

Эти замечательные сведения дают нам индийские хирологические школы. Однако если мы поинтересуемся, как же конкретно действуют "знаки смерти", все провалится в карму. Как функционирует карма, узнать нельзя. Любые попытки расстроят мышление, предостерегают специалисты.

И все?таки давайте поразмышляем. Предыдущая жизнь. Долги, которые надо платить. Но человек не помнит того, что было. Так не в том ли значение знаков, что они напоминают о долгах? Только если это приговор, что толку напоминать! Смысл есть, если знаки - предупреждение, если ими можно пользоваться. Тогда знак - милость, ибо он - выбор. Помощь.

Почему же так долго их считали приговором? И что теперь изменилось?

Во–первых, неизмеримо вырос уровень науки. Еще лет двести–сто назад появление кожных симптомов осложненной формы аппендицита принимали за "знаки смерти" и приговор прорицателя был суровым. Сейчас люди с такими симптомами не умирают: хирург вмешивается и переписывает их судьбу.

Во–вторых, на мой взгляд, интеллектуальный уровень развития общества сейчас таков, что можно, вмешавшись в судьбу, попытаться отдалить угрозу случайной смерти.

Невероятно? Абсурд? Шарлатанство? Нет, реальность.

Опыт (и мой личный, как исследователя) показывает, что у людей, хронически попадающих в травматические ситуации и получающих серьезные повреждения, на коже кистей рук обнаруживаются особые знаки, которых нет у людей нормальных, то есть редко попадающих в экстремальные ситуации и получающих незначительные повреждения, во всяком случае со стопроцентной восстанавливаемостью.

Исследования, которые я проводил в Центре лечения травм спинного мозга, беседы с родственниками пациентов, изучение причин катастроф позволили сделать вывод: "знаки смерти" есть выражение расстройства неких систем, обеспечивающих безопасность организма и выживаемость во внешней среде. Этим системам я дал название "центр самосохранения".

Гипотезу о его существовании представляю так: а) человеческий организм располагает эффективной превентивно–консультативной системой самосохранения; б) система подвержена дисфункциям, влекущим травму или смерть организма от внешнего воздействия.

Случайная смерть - это болезнь.

Предполагаю, что система включает:

1) органы восприятия, отвечающие за сбор информации и пути ее проведения;

2) анализатор, обрабатывающий информацию и организующий спасательные мероприятия; центр анализатора расположен, по всей видимости, в головном мозге.

Маловероятно, что все органы восприятия или все пути передачи возбуждений могут выйти из строя. Очевидно, не существует и каких?то специфических каналов, улавливающих исключительно враждебные сведения. Ухо, к примеру, слышит и пение соловья, и свист рухнувшего лифта. Нарушения, скорее всего, происходят в анализаторе, который по какой?то причине не реагирует на опасные данные или принимает неверные решения.

Мы знаем, что органы восприятия подразделяются на сенсорные и экстрасенсорные. Значит, анализатор должен либо иметь два отдела, либо переключаться с одного канала на другой.

Пять органов чувств поставляют в мозг информацию, которая анализируется на сенсорном - сознательном - уровне. Например, человек переходит улицу. При этом ему надо выполнить ряд правил. Посмотреть по сторонам, определить скорость движения автомобиля - и только тогда принять решение: двигаться сейчас или переждать, пропустить машину. Информация о внешней среде в основном обеспечивается зрительным каналом (на 70-90%), ее дополняют прочие органы чувств - слух, осязание, обоняние. Характер принимаемых решений, их быстрота зависят от темперамента, от уровня образования, от физических, психологических данных. Словом, это очень сложный процесс.

Сознательная ветвь системы охраны обеспечивает безопасность в непосредственно прилегающем пространстве. Она обладает консультативным действием. Выражается это в том, что окончательное решение остается за сознанием. Человек видит, слышит, обоняет, осязает опасность, но уклониться от нее или броситься ей навстречу - решает разум.

Малый радиус действия сознательной ветви системы охраны сопряжен с тем, что сенсорная информация легко экранируется. Преступник, укрывшийся в засаде, надежно спрятался от пяти органов чувств приближающейся жертвы. Сознательная ветвь не представляет, что творится за ближайшим углом, если оттуда не доносится звуков, запахов.

Но подобно тому, как существует система органов сенсорного восприятия, должна существовать система для восприятия экстрасенсорного. Подсознательная ветвь самосохранения - это система дальнего обнаружения опасности, по всей видимости не имеющая границ. Информация считывается с любого расстояния, независимо от того, есть преграды между ее источником и индивидуумом или их нет.

Каждый орган работает со своим материалом, со своей средой. Здесь идет работа с излучениями и полями - гравитационными, магнитными, торсионными.

Йога донесла до нас знание о чакрах - энергетических центрах. Оказывается, они не только участвуют в регуляторных функциях энергообменов, но и служат приемниками информации. Они задействованы в подсознательном обзоре пространства.

Наука установила, что живые организмы излучают. В состоянии покоя зарегистрированы одни параметры, в состоянии возбуждения - другие. Вор, насильник, убийца исчерпывающе информирует все этажи пространства о своих намерениях. И тайное становится явным. Скрытое для сознания открыто подсознанию.

Таким образом, центр самосохранения имеет возможность вычислить неблагоприятное событие, точное время падения потолка или авиакатастрофы.

При нормальной подсознательной функции охраны человек никогда не попадает в гибельные места, не вовлекается в ситуации, с которыми сознание не смогло бы справиться своими силами.

Нарушение функций центра самосохранения приводит к потере сознательного и подсознательного внимания; информация об опасности не анализируется или анализируется неправильно. Решения становятся ошибочными или не принимаются вовсе. Опасность выходит из?под контроля. Если ничего не предпринять - смерть неотвратима.

Известно, что в организме существуют четыре канала связей: механические (соединительные ткани, связки, мягкий скелет) - самый медленный способ распространения информации; гуморальные (жидкостные - кровь, лимфа, гормоны); нервные связи и, наконец, резонансно–полевые - самый быстрый вид внутренней связи: скорость распространения информации 300 тысяч километров в секунду.

Рассмотрим такой случай. Человек утром вышел из дома, а вечером не вернулся: его сбила машина. Механический контакт - самый медленный вид информации, столкновение двух тел на улице - самый последний вид связи. Значит, между человеком, вышедшим из дома, и водителем автомобиля могла установиться некая резонансно–полевая связь и, если у этого человека нарушена система самосохранения (то есть он болен), связь эта такова, что система самосохранения не смогла ее разрушить. В результате оба - водитель и пешеход - оказались неким единым организмом, возник как бы третий интеллект, который и вел их навстречу друг другу.

Вспоминается такая история.

Человек уходил на работу всегда в одно и то же время - в 8 часов утра. Но однажды почему?то заторопился, засуетился, выскочил из дома на полчаса раньше обычного, все шептал: пора, пора, опаздываю! И погиб. Нелепым образом. Кусок вентилятора двигателя автобуса оторвался и попал ему в голову. Неосознанная задача выполнялась вполне сознательно.

Таинственная история. Причем тайна не в том, что мозг сумел на расстоянии определить точное время разрыва вентилятора, а в том, что некий неучтенный интеллект таким изощренным способом организовал ликвидацию своего "хозяина". Можно предположить, что центр самосохранения не только болеет, не выполняя функцию охраны, но и в отдельных случаях подталкивает человека к гибели.

Загадка! И разгадать ее, не преступая метафизическую черту, едва ли возможно.

Но мы не вмешиваемся в тайну смерти, наша задача лишь отдалить ее приход, мы постигаем чисто анатомический, физиологический механизм защиты, чтобы усилить эффективность этого механизма.

У меня есть идея, которую очень хотелось бы проверить на практике. Подвергнуть тестированию (по разработанной мной программе) ребят, которых направляют в районы боевых действий. Чтобы определить, у кого есть нарушения систем защиты и кто может погибнуть в первую очередь, и не допустить их гибели. Ведь тех, у кого механизм самосохранения работает хорошо, практически невозможно уничтожить.

Тестирование выявит нарушения. И мы попытаемся помочь выработать стереотип безопасного поведения. Методы воздействия зависят от индивидуальной дерматоглифической картины на кистях рук, но есть и общие рекомендации.

Любой человек в силах вести себя так, чтобы создавать наименьшую опасность для себя и окружающих.

Как пользоваться циркулярной пилой, как водить машину, переходить улицу, с кем и когда ходить, чего и сколько есть и пить, сколько носить с собой денег - вот примерный перечень тем, которые следует переосмыслить и обработать лицам, обнаружившим один или несколько особых знаков на своей правой руке - так как именно рука правая коррелирует с нарушениями сознательной ветви центра самосохранения.

Регулировать подсознательную ветвь гораздо труднее. Кроме не вполне выясненных психофизиологических причин расстройства центра самосохранения есть и метафизическая сторона.

Терапия подсознательной ветви подразумевает применение функций состояния. Нужно стать другим человеком. Это трудная работа для тех, кто нашел странные знаки на левой или на обеих руках.

Из книги Постепенное пробуждение автора Левин Стивен

27. Смерть тела, смерть ума Когда мы наблюдаем ум с ежемгновенным осознаванием, мы видим, как одно состояние ума возникает со своими собственными склонностями, так сказать, с собственной личностью с собственным настроением, со своими ассоциациями мыслей; и мы видим, как оно

Из книги Магия нового порядка автора ОММ

Смерть Более всего на свете люди бояться неизвестного. Смерть – это самое неизвестное, что есть в человеческом понимание о неизвестном вообще.Оттуда никто не возвращался и интервью по телевизору не давал. Те немногочисленные источники, которые описывают «жизнь после

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Смерть Вопрос: Дорогой Крайон, я уже некоторое время размышляю вот о чем. Прежде чем мы приходим в этот мир, решаем ли мы, как и когда нам умирать? Поэтому ли одни люди живут долгую и здоровую жизнь, а другие умирают от болезни или несчастного случая в раннем возрасте? Есть ли

Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов Александр

…и Смерть Смерть отнюдь не означала автоматического перехода в лучший мир, по ту сторону жизни было множество адов и раев, и майя не знал, где он именно окажется. Лишения или праведная жизнь не давали никакой надежды на хорошее обустройство на том свете. Крестьянин там

Из книги Эзотерическое подполье Британии автора Кинан Дэвид

Из книги Волки и волчицы автора Ветер Андрей

Смерть Стоя на арене Большого цирка, Гай смотрел на свою мать. Её окружали хорошо знакомые Гаю патриции, облачённые в расшитые золотом тоги. Антония, переговариваясь о чём-то с напомаженным Луцием Прокулом, изредка поглядывала на толпившихся внизу преступников, которых

Из книги Материалы Алого Круга - Серия «e2012» автора Хоппе Джефри

Смерть АДАМУС: Итак, давайте измерим. Давайте измерим... Сначала позвольте мне поговорить о смерти. Я смеюсь над смертью - ха-ха. И сегодня я затронул смерть… Кстати, если кто-либо из вас думает, что я прыгаю с одной темы на другую, без какой-либо логической

Из книги Просветление – не то, что ты думаешь автора Цзы Рам

Смерть В: Когда этот человеческий организм умрет, что с ним станет? Он снова будет поглощен Тем-Что-Есть?Уэйн: Этот организм никогда не выходил из Того-Что-Есть. Вы не можете быть снова поглощены чем-то, от чего вы никогда не были отделены. На самом деле происходит следующее:

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

I. Смерть [Сущность смерти] Смерть является необходимым распадом несовершенных комбинаций (К.Х. – 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го принципов). Это – обратное поглощение грубого силуэта индивидуальной (К.Х. – Личность и личное Эго) жизни в великий труд вселенской жизни; только

Из книги Таро просто и понятно автора Льюис Энтони

Смерть: 13 Жнец, La Mort, La MuerteВ правильном положении: Значительные перемены. Начало чего-то нового. Эмоциональный рост и преображение.Ключевые слова и фразы: Необходимость кардинальных перемен. Освобождение. Расцвет новой эры. Прошлое позади. Завершение одного жизненного

Из книги Другие женщины: эволюция женского начала. автора Левецкая Ольга

13. Смерть. 13.1 Отношения мужчины и женщины со Смертью также различны в своей основе. Точно также, как и то немногое, о чем мы говорили выше, Смерть предстает по–разному в мужском и женском мире.13.2 Повторю в очередной раз, что не знаю с достоверностью, как мужское существо

Из книги Татуаж Таро. Магия человеческого символа автора Невский Дмитрий

13 Смерть Всегда есть кто-то, кто готов прервать ваш путь. И единственное, почему вы продолжаете свой путь, – то, что ваши пути пока расходятся.Смысловая нагрузка символа-образа картыСтаруха с косой в руках – классический символ Смерти, знаменующий, что прошлое закончило

Из книги Теория сознательной гармонии автора Коллин Родни

Смерть 29 февраля 1948 годаКак бы люди не обманывали себя, смерть – это центральная точка. Иногда удается передать то ощущение, которое я испытывал, присутствуя при сознательной смерти Успенского. Как это навсегда освобождает от страха смерти и дает возможность понять

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Смерть Жизнь и смерть всегда ходят рядом. Поэтому неудивительно, что смерть всегда близ нас и она ждет нас. Хотя иные и говорят: кому смерть подружка, того она не тронет. Тем не менее наша смерть все равно неизбежна, и она подарок тому, кто нам подарил жизнь…Посидите

Из книги Практика астральной проекции автора Кемпер Эмиль

Из книги Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности автора Мелик Лора

Смерть и зло «Выхода нет для тебя; твою смерть объясню преступленьем; Ложный свидетель вины, сам я тебя ж обвиню». <…> Что ж, победитель, ты рад? От победы ты этой погибнешь! Ночь эта стоит тебе царства потери всего. Овидий В первых записях раввинов сатана был ангелом