Синдром первоклассника – как помочь ребенку адаптироваться к школе? Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе.

Многие родители недоумевают, почему их дети с поступлением в школу становятся агрессивными, остро реагируют на любую критику и очень быстро устают. Это связано с изменениями условий, в которых развивается ребенок. Адаптация к увеличению нагрузки и требований у каждого длится по-разному: все зависит от внутреннего резерва малыша и помощи взрослых.

Виды адаптации

Само слово «адаптация» обозначает перестраивание организма на развитие в изменившейся среде. Она происходит на физиологическом и психологическом уровнях.

Физиологическая адаптация

Связана с приспосабливанием к новым условиям всех физиологических процессов и систем организма.

Она обычно проходит 3 этапа:

  • Острая адаптация: длится 2-3 недели и является самой тяжелой для первоклассника. В это время меняют «рабочие настройки» почти все системы организма, что связано с изменением режима дня, труда и отдыха, активной деятельности. В результате ослабляется иммунитет, и увеличивается риск заболеваний.
  • Неустойчивая адаптация: реакция организма на нагрузки становится более устойчивой, но оптимальный вариант еще не найден.
  • Относительно устойчивая адаптация: организм реагирует на изменившиеся условия практически без напряжения.

До момента полного приспособления к школьной среде обычно проходит 2-6 месяцев. Успешность адаптации зависит в первую очередь от .

Последствия могут быть разными:

  • Потеря аппетита, снижение веса.
  • Изменение артериального давления.
  • Появление головных болей.
  • Снижение работоспособности усталость.
  • Плохой сон.
  • Неврозы и депрессия.

Социально-психологическая адаптация

Связана с приспособлением ребенка к окружающей среде и его психоэмоциональным состоянием, что неизбежно приводит к стрессу.

Причем, он может проявляться по-разному:

  1. Ребенок, до этого не отличавшийся организованностью, самостоятельно встает утром, заправляет кровать и идет в школу. Родители радуются, что их чадо стало более ответственным. Такой тип поведения не нужно корректировать, но когда ребенок приспосабливается к новым условиям, он чаще всего становится таким же как был.
  2. Еще один вариант (более частый): всегда собранный малыш становится рассеянным, отказывается соблюдать режим дня, грубит и капризничает. И вот здесь уже нужно быть внимательным.

Стресс сам по себе сильно действует на организм, но не переходит границ его адаптивных возможностей. Он стимулирует к положительным изменениям, к более быстрой адаптации. Длительное воздействие имеет разрушительные последствия: нервные заболевания, срывы (стадия дистресса).

От поступков взрослых в этот период зависит, сможет справиться ребенок с таким состоянием, или же стресс скроется в глубине подсознания и станет проявляться в нестандартных ситуациях, заставляя своего «хозяина» действовать импульсивно и неожиданно. И уже в эти моменты важно понять, что физическими наказаниями добиться послушания и желания хорошо учиться невозможно .

Предварительная работа

Легче всего ребенку приспособиться, когда он знаком с тем, что его ждет и тут помощь взрослых неоценима:

  • Положительные рассказы о школьной жизни : как вместе ходили в поход, каким интересным был учитель, как интересно было на уроках и весело на переменах. Не нужно заранее запугивать строгими учителями и плохими отметками. Ведь вполне возможно, что и учителя ему попадутся хорошие, и учиться он будет с удовольствием.
  • Совместное приобретение товаров для школы : канцелярские принадлежности, одежда портфель. Ведь это не просто нужные вещи, а еще и положительные эмоции, которые так или иначе связаны со школой!
  • Постепенный переход на новый распорядок дня : к концу лета приучать детей к раннему отбою и подъему.

Помощь ребенку в физиологической адаптации

Чтобы малышу легче было приспособиться к изменившимся условиям, нужно учесть следующие нюансы:

  1. Витамины : можно, но по рекомендации специалиста, ведь их избыток может оказаться гораздо хуже недостатка. Лекарства без консультации с врачом принимать не следует.
  2. Завтрак – обязательно. Ведь не всем детям нравятся завтраки в школьной столовой, и порой им приходится голодать до обеда. Хорошо бы еще дать малышу с собой небольшой перекус и бутылочку с водой или соком.
  3. Продленка – не выход, ведь ребенку требуется полноценный отдых после учебной нагрузки. Лучше договориться с родственниками или неработающими знакомыми, которые будут находиться с учеником после школы.
  4. Домашние задания первоклассники выполняют только по желанию. Делать лучше в период с 16 по 18 часов (в это время наблюдается второй пик активности мозга), но не вечером, когда малыш устал. Нужно приучить его к самостоятельности, но нельзя отказывать, если просит о помощи.
  5. Зрение с увеличением нагрузки может ухудшиться, поэтому нужно свести к минимуму время нахождения ребенка за компьютером или телевизором.
  6. Полноценный сон (не меньше 11 часов) просто необходим. Поэтому отбой – в 21 ч. Выспавшись, малыш сделает зарядку, позавтракает, а к началу занятий окончательно проснется. Невыспавшийся школьник будет«спать» на первых двух уроках и не сможет усвоить необходимый материал.

Немаловажную роль играют организация пространства, соблюдение режима дня и двигательной активности.

С поступлением в школу, такой привычный распорядок меняется. И эти перемены не все дети воспринимают положительно. Поэтому важно составить такой режим, который позволит избежать переутомления и удовлетворить все потребности ребенка. Расписание должно быть четким и наглядным, чтобы первокласснику было легче воспринимать его.

Что нужно учесть при составлении режима дня:

  • Строгое соблюдение всех пунктов каждый день!
  • Смену видов деятельности (для предупреждения переутомления).
  • Включить только основные этапы: урочное время, дополнительные занятия и выполнение домашнего задания. Все остальное время ребенок играет, поэтому указывать его нецелесообразно.
  • Расписание следует делать гибким, чтобы карточки можно было менять местами.

Организация рабочего пространства

Ребенок легче приспосабливается к школьной жизни, если дома у него имеется свое рабочее пространство.

При его организации важно учесть следующие моменты:

  • Хорошая освещенность комнаты.
  • Мебель подбирают в соответствии с ростом ученика.
  • При работе свет должен падать спереди или слева, если ребенок правша, справа – если он левша.
  • На столе должен быть организован порядок: каждой вещи – свое место.

Нужно следить за правильностью положения ребенка за столом, во время чтения или письма. От этого зависит не только осанка, но и острота зрения.

Двигательная активность

Многие первоклассники недосыпают 1,5-2 часа, мало двигаются, не соблюдают режим питания, несколько часов подряд сидят за компьютерным столом, а потом и перед телевизором. Все это приводит к уменьшению двигательной нагрузки (практически в 2 раза!) и, как следствие, торможению роста и развития ребенка, повышению риска заболевания организма.

Кто-то может понадеяться на уроки физкультуры, но они проводятся, во-первых, всего 3 раза в неделю, а во-вторых, их продолжительность составляет лишь полчаса. Как утверждают специалисты, они компенсируют лишь десятую часть необходимой двигательной активности первоклассников и не позволяют восстановить силы в полном объеме.

Для нормализации процессов важно обеспечить полноценную активность малыша (не менее 3-х часов в сумме), включив в его режим дня:

  • Утреннюю зарядку.
  • Прогулки.
  • Подвижные игры на свежем воздухе.

Прививая культуру активного отдыха, можно нормализовать процесс развития организма. Заинтересовать ребенка можно собственным примером: совестные утренние пробежки и вечерние прогулки не только сблизят, но и помогут успешно преодолеть адаптационный период.

Помощь ребенку в социально-психологической адаптации

Пока малыш не привык к новой роли, ему необходима поддержка со стороны родителей. В первое время желательно провожать его в школу и забирать домой: ребенок еще успеет побыть самостоятельным, а в это время ему нужна поддержка и осознание собственной «нужности».

Еще несколько правил поведения родителей для успешной адаптации детей в школьной среде:

  • Первые 1,5-2 недели ребенка нельзя наказывать! Ведь это время – самое тяжелое для него, он меняется и не может справиться со своими эмоциями, поведением. Поощрять грубость и агрессию также не следует. Но добиться своего можно спокойным тоном и проявлением внимания, а не унижением и угрозами.
  • В день делать не более трех замечаний (в крайнем случае!) . Ведь ребенок еще ничего про себя не знает, поэтому вынужден верить взрослым. Негативные высказывания способствуют развитию заниженной самооценки.
  • Хвалить ребенка за успехи и радоваться вместе с ним , мотивировать на преодоление трудностей, поощрять любые начинания.
  • Когда ребенок капризничает, сердится или у него что-то не получается, он нуждается в поддержке и ласке . Не нужно наказывать его прерыванием эмоциональной связи или оставлением наедине с самим собой – не всегда малыш может справиться сам, ему требуется помощь.
  • «Видеть» ребенка всегда! Психологи утверждают, что констатация самого факта присутствия ребенка (незначительное высказывание, типа «Читаешь книгу?») вызывает у малыша радость от того, что его заметили, о нем помнят, его видят, значит, он нужен. Только при таком отношении у него может сформироваться нормальная самооценка.
  • Помочь разобраться с правилами поведения и взаимоотношения в классном коллективе . Если малыш поймет, зачем нужно поднимать руку во время урока или почему нельзя грубить одноклассникам, ему станет легче их соблюдать.
  • Стараться быть в курсе всей школьной жизни ребенка . А для этого – беседовать с учителем и ребенком. Вот только не следует спрашивать у первоклассника, как он себя вел на уроке или перемене. Подобные вопросы могут усилить напряженность и тревожность ребенка.
  • Помнить, что учитель для первоклассника – авторитет . Поэтому не следует о нем отзываться негативно. Лучше решить вопрос с педагогом наедине, без ребенка.

Любое неадекватное поведение первоклассника – это не всегда каприз, который . Ребенок так выражает свое состояние, неумение справиться с конфликтом. И задача родителя – поддержать его, помочь, а не предъявлять требования. Ведь здоровый ребенок – успешный ученик.

Наверняка нет родителей, которые бы не интересовались тем, как же адаптируется их первоклашка к новой жизни - урокам в школе. Контактность со сверстниками и учителем, уровень успеваемости и заинтересованность в знаниях, усталость и плохой сон - все это элементы адаптации, то есть привыкания ученика к школе.

Что же должны знать взрослые о показателях такой адаптации, ее особенностях и своей роли в этом процессе? Попробуем разобраться.

Показатели хорошей психологической адаптации ребенка к первому классу - это когда он с радостью идет в школу, с охотой и терпением готовит уроки, регулярно и искренне рассказывает родителям обо всех школьных событиях и занятиях. Если же реакция на школу обратная, то это является свидетельством плохой психологической адаптации первоклассника к школе и сигналом для родителей, который указывает, что ребенок нуждается в их помощи.

И папа, и мама должны вникать в те проблемы, о которых рассказывает первоклассник. Если же он вообще не хочет говорить о школе, то следует корректно узнать причины такого нежелания, возможно, сходить в школу и поговорить с учителем.

Нельзя в адаптационный период повышать голос на ребенка, а тем более высмеивать и стыдить его. Неправы в корне родители, которые в это время приводят в пример других учеников, лучше справляющихся с процессом обучения. После таких сравнений дети, как правило, еще больше замыкаются в себе и не хотят делиться с родителями своими переживаниями и тревогами. А еще они могут затаить ненависть к своим одноклассникам, которые, по словам родителей, и в школе сами со всем справляются, и английский учат, и в музыкальную школу ходят.

Поддержка и похвала, спокойный тон общения с первоклассниками должны быть присущи их родителям. Дети, чувствуя поддержку родителей, лучше справляются с психологической адаптацией, демонстрируют хоть не значительные, но успехи. Их всегда необходимо поощрять и замечать. Фраз „потом посмотрю” или „ мне некогда” не должно быть в лексиконе родителей первоклассников. Хвалите ребенка за то, чему он научился, что прочитал, в чем усовершенствовался.

Помогайте маленькому ученику, если он не справляется. Находите время на то, чтобы показывать, объяснять, однако при этом не делайте задания вместо ребенка. Формируйте в нем навыки самостоятельности.

Физиологическая адаптация ученика или ученицы к школе - это физическое привыкание их организма к новому ритму и нагрузкам. Этот вид адаптации делится на несколько этапов:

  1. Физиологическая буря. Период длится первые две-три недели. В это время организм ребенка на все нагрузки и новшества отвечает напряжением всех своих систем. Это обозначает, что ребенок тратит большую часть энергетических ресурсов организма. Именно этим и объясняется тенденция частых заболеваний школьников в сентябре, особенно первоклассников.
  2. Нестойкое приспособление. Детский организм находит приемлемые реакции на новые условия.
  3. Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм первоклассника реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением.

И родители, и педагоги имеют свойство недооценивать сложность физиологической адаптации детей к школе. И, тем не менее, по наблюдениям врачей, многие детишки к окончанию первой четверти в первом классе теряют вес, у некоторых отмечается снижение (повышение) кровяного давления, головные боли. А это явные признаки переутомления, которые чаще всего наблюдаются именно в первой четверти. Трудность физиологической адаптации к школе может проявляться и капризностью детей.

Признаками успешной адаптации ребенка к школе являются:

  1. Удовлетворенность процессом обучения: в школе ему хорошо, он идет туда с удовольствием.
  2. Успешность овладения программой. Если она традиционная, и ученик испытывает трудности в обучении, то без родительской и, возможно, поддержки психолога не обойтись.
  3. Уровень самостоятельности первоклассника при выполнении заданий. Часто родители проявляют чрезмерное усердие и контроль, привычка совместно готовить уроки надолго закрепляется у ребенка.
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями. Имеется в виду контакт с учителем и одноклассниками, который очень важен для дальнейшей успешности и поддержки желания учиться.


Стресс и адаптация ребенка к школе

Нередко первоклассники испытывают стрессы в период адаптации к школе. И особенно этому подвержены дети, которые не посещали детский сад . Первоклассники испытывают три вида стрессов:

  1. Социальный. Это проявляется в формировании взаимоотношений с одноклассниками, учителем.
  2. Интеллектуальный. Он проявляется при интеллектуальных нагрузках и усвоении новых знаний.
  3. Иммунологический. В семилетнем возрасте у детей происходят физиологические изменения в организме, что само по себе приводит к утомляемости и перепадам настроения. А следствием этого являются болезни крепких и здоровых детей, которые иногда провоцируются естественным обменом бактериями между одноклассниками.

Для того чтобы облегчить все эти виды стресса, родители должны соблюдать определенные рекомендации, разработанные психологами и педиатрами:

  1. Сон. Семилетним детям надо спать по 10-11 часов в сутки. В этом возрасте, особенно в первой половине учебного года, возможен и дневной сон.
  2. Прогулки и физические нагрузки. Лучший отдых - смена деятельности, поэтому умственную активность нужно сочетать с двигательной. Запись в бассейн, спортивный кружок поможет легче пережить адаптацию в школе. Первоклассникам врачи советуют проводить на свежем воздухе как минимум два часа в день.
  3. Подготовка уроков должна проводиться так, чтобы после 30 минут беспрерывного занятия наступал 15-минутный перерыв. Пик активности мозга детей в первом классе приходится на 9-12 часов и 16-18 часов. Это время нужно учитывать родителям при организации режима дня.

Адаптация детей с ЗПР к школе

Дети с задержкой психического развития будут легче адаптироваться к первому классу при обучении их по образовательной программе, соответствующей их возможностям. Речь идет о специальных коррекционных программах.

Обучение таких детей по программах массовых общеобразовательных школ в большинстве случаев приводит к школьной дезадаптации, особенно в первый год обучения. Школьная дезадаптация - это неспособность учеником или ученицей освоить программу и нарушения в поведении. Такой ребенок воспринимает себя как неудачника. Поэтому ведущую роль в нормальной адаптации таких деток к первому классу играет организация их обучения по посильной образовательной программе.

Следует отметить, что дети с ЗПР, согласно исследованиям, составляют приблизительно 50% неуспевающих первоклассников. Для таких детей созданы школы и классы коррекционно-развивающего обучения.

Адаптация к новой школе

Привыкание к новой школе, необходимость смены которой зачастую обусловлена семейными обстоятельствами, - сильный эмоциональный стресс в любом возрасте. Переход в другую школу всегда сопряжен с множество волнующих ученика вопросов: "Как же меня будут воспринимать в классе?", "Понравятся ли мне новые учителя?". И первое время ребенок обязательно будет сопоставлять старую школу с новой. Когда же там остались друзья, то адаптироваться ученику, даже успешному, будет непросто. Поэтому от его родителей требуется внимание и помощь в привыкании.

Можно, к примеру, пригласить домой новых одноклассников. Необходимо поощрять прогулки и совместное времяпровождение с ними.

Проблемой может стать разница в программах или требованиях. Поэтому от родителей в это время требуется поддержка и терпение, внимание к настроению ребенка. Возможно, на период адаптации будет приемлемым освобождение его от домашних обязанностей. Если ваш ученик стал излишне раздражительным, то отнеситесь к этому с пониманием. Наверняка это защитная реакция детского организма на нагрузки.

Если же раздражительность усугубляется, на протяжении нескольких месяцев ребенок проявляет агрессию , не хочет рассказывать о школе, то необходимо сходить к классному руководителю либо школьному психологу (лучше к обоим) и попросить совета у них.

Адаптация к школе после летних каникул

После трехмесячного отдыха детишкам гораздо сложнее привыкнуть к школе, нежели взрослым выйти на работу после отпуска. Чтобы им быстрее включиться потом в учебный процесс, психологи советуют уже с середины августа менять режим дня. Он должен быть таким, как и в сентябре. Ребенку необходимо раньше ложиться спать и соответственно подниматься в то время, в какое он обычно поднимается в период школы. Во второй половине августа необходимо повторить пройденный в прошлом учебном году материал, больше читать.

За лето детская рука отвыкает от письма, поэтому необходимо написать с ребенком несколько диктантов. Пусть дома он напишет сочинение о проведенных каникулах и о лучших впечатлениях.

В первые дни сентября давайте возможность своему ученику отдыхать после уроков час или полтора. Важно также следить за пребыванием сына или дочки на свежем воздухе.

Беспокойный сон ребенка в это время - симптом тревоги и утомляемости. Не лишним будет заваривание на ночь чая из мяты, спокойное совместное времяпровождение на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы за час-два до сна ваш ученик или ученица не играли в слишком активные, возбуждающие игры.

Усильте в начале сентября детский рацион витаминами. Включайте в меню больше салатов и фруктов. Пусть ребенок ежедневно съедает горсть орехов, которые помогут облегчить умственные нагрузки. Помочь в интеллектуальной деятельности сможет и шоколад. Но только черный. Побалуйте ваше чадо!

Специально для - Диана Руденко

Ребенок идет в первый класс. Почему ему трудно привыкнуть к школе и как ему в этом могут помочь родители?

Вроде бы совсем недавно вы забирали своего кроху с роддома. И вот незаметно пролетели годы, и пришло время вести его в первый класс. Радостные ожидания, новые впечатления, нарядные букеты, белые банты или галстуки-бабочки – рисуется картинка чудесного праздника для первоклассника. Но эффект новизны и очарования необычной обстановкой быстро проходит, и ребенок начинает понимать, что в школу он пришел не для праздника, а для учебы. И вот теперь самое интересное…

Вдруг вы начинаете замечать, что ваш ранее такой послушный и добрый ребенок вдруг становится агрессивным, отказывается идти в школу, плачет, капризничает, жалуется на учителя и одноклассников, или валится с ног от усталости. Конечно же, любящий родитель сразу же начинает бить тревогу: что с этим делать? Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Нормально ли все то, что с ним происходит?

Как обычно, единого ответа на все эти вопросы не существует. Ведь ваше дитя – личность, и у него есть свои индивидуальные особенности, свой темперамент, характер, привычки, состояние здоровья, наконец. Большое значение имеют такие факторы, как:

  • уровень готовности малыша к школьному обучению – имеется в виду не только умственная, но и физическая, и психологическая готовность;
  • степень социализации крохи – насколько он умеет общаться и сотрудничать с ровесниками и со взрослыми, в частности, ходил ли он в детский садик?

Как же понять, насколько успешно дитя привыкает к школе?


Начало школьного обучения – серьезное событие в жизни маленького человека. По сути, это его шаг, или даже прыжок, в неизвестность. Попробуйте на минуту поставить себя на место вашей дочери или сына или по возможности вспомнить свои первые школьные впечатления. Волнительно, правда? Даже если мама с папой как можно подробнее и заранее рассказывали крохе о том, что его ожидает в школе, все равно первое время для него будет очень неожиданным. Да и слова «Ты там будешь учиться», собственно, 6-7-летнему человечку вряд ли скажут очень много. Что значит учиться? Как это делать? Зачем мне это нужно? Почему мне нельзя, как прежде, играть и гулять с мамой и сестричками-братиками? И это только первый уровень переживаний вашего ребенка.

Сюда добавляются новые знакомства, необходимость привыкать к новым условиям деятельности. А нравлюсь ли я Маше и Ване? А учительнице? Почему мне надо сидеть за одной партой с Васей, который дергает меня за косички? Почему все смеются, когда я хочу поиграть с машинкой? Зачем мне так долго сидеть, если я хочу побегать? Почему звонок так долго не звенит? Почему, если я хочу пойти домой к маме, мне нельзя?

Несложно догадаться, какие огромные интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки испытывают дети во время адаптации к школе. И мы, как любящие родители, просто обязаны им помочь пройти этот период как можно мягче и безболезненнее. Именно для этого и стоит периодически пробовать ставить себя на место ребенка, учиться смотреть с его колокольни, вспоминать, как вы чувствовали себя тогда, когда «звезды ярче светили, были дома большими». И давать крохе именно то, в чем он больше всего сейчас нуждается.

Чтобы привыкнуть к новой обстановке, крохе нужно время. Не один день, не одна неделя и даже не один месяц. По наблюдениям специалистов, средняя продолжительность адаптации к школе – от двух месяцев до полугода. Успешной адаптация считается, если ребенок:

  • спокоен, в хорошем настроении;
  • хорошо говорит об учителе и одноклассниках;
  • быстро заводит друзей среди ровесников в классе;
  • без дискомфорта и легко выполняет домашние задания;
  • понимает и принимает школьные правила;
  • нормально реагирует на замечания учительницы;
  • не боится учителей или ровесников;
  • нормально принимает новый режим дня – встает утром без слез, вечером спокойно засыпает.

К сожалению, так бывает не всегда. Нередко могут наблюдаться признаки дезадаптации ребенка:

  • чрезмерная усталость крохи, тяжелые засыпания по вечерам и такие же нелегкие пробуждения утром;
  • жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников;
  • сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку;
  • как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний.

В таких случаях необходима комплексная помощь родителей, психолога и педагога. Так вы сможете помочь ребенку пройти этот период самым оптимальным для него путем. Но, для более осознанной помощи крохи, неплохо разобраться, а что же с ним, собственно, происходит в период привыкания к школе?


Первым делом разберемся с возросшей физиологической нагрузкой на малыша. Учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Если ранее ваше дитя большую часть времени посвящало всяческой активности – бегу, прыжкам, веселым играм – то сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для шести-семилетнего ребенка очень трудна. Двигательная активность крохи становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении так просто за один день не отключается – она по-прежнему остается большой и теперь качественно не удовлетворяется.

Кроме того, в возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. Соответственно, от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.

Физиологическая адаптация первоклассника к школе проходит несколько этапов:

  1. «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть.
  2. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир.
  3. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.

Родители не должны недооценивать всю трудность периода физиологической адаптации их чада. Медики утверждают, что некоторые первоклашки к концу октября худеют, у многих проявляются такие признаки переутомления, как снижение или повышение артериального давления. Поэтому нечему удивляться, когда 6-7-летки жалуются на постоянное чувство усталости, головную или другие боли в первые два-три месяца школьного обучения. Дети могут стать капризными, частично утратить контроль над своим поведением, у них может часто и резко меняться настроение. Для многих детей школа сама по себе становится стессогенным фактором, ведь требует повышенного напряжения и внимания. Как результат, уже к середине дня дети переутомляются, не имея возможности полного расслабления. Порой дети уже утром грустны, выглядят опустошенными, могут жаловаться на боль в животе, иногда даже появляется утренняя рвота. Если же у крохи до поступления в школу имелись еще и какие-то сложности со здоровьем, адаптация может проходить нелегко. Вспомните об этом до того, как упрекнуть свое дитя в лени и нежелании выполнять новые обязанности!


Прежде всего, разберемся с некоторыми психологическими особенностями первоклашки. К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально.

Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. Все это необходимо учитывать взрослым, чтобы помочь своему ребенку в адаптации.

Обращаясь к возрастной психологии, можно сказать, что в жизнь ребенка приходит новый вид деятельности – учебная. В общем виде ведущими видами деятельности ребенка являются:

  • с 1 года до 3 лет — предметно-манипулятивная игра;
  • с 3 до 7 лет – ролевая игра;
  • с 7 до 11 лет – учебная деятельность, операционно-техническая деятельность.

На базе этой новой для ребенка деятельности в центр сознания выдвигается мышление. Оно становится главной психической функцией и постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи. Все эти функции тоже становятся произвольными и интеллектуализируются.

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку дитя берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют — «ты плохой» — у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

По мнению психологов, независимо от того, во сколько лет ребенок идет в школу – в 6 или в 7 – он все равно проходит особый этап развития, именуемый кризисом 6-7-летнего возраста. Бывший малыш приобретает новую роль в социуме – роль ученика. Одновременно меняется самосознание ребенка, наблюдается переоценка ценностей. Действительно, то, что ранее было значимым, — игра, прогулки – становится второстепенным, а на первый и главный план выходит учеба и все, что с ней связано.

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Иными словами, чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Естественно, такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

В школьном обучении учтена такая особенность детской психики, поэтому первый класс учебы априори является безоценочным – при оценке работы школьников отметки не используются. Но родители тоже всячески должны поддерживать ребеночка:

  • отмечать все достижения ребенка, даже самые незначительные;
  • оценивать не личность ребенка, а я его поступки – вместо фразы «ты плохой», говорить «ты поступил не очень хорошо»;
- общаясь с сыном или дочерью о неудачах, объяснять, что это временно, поддерживать стремление ребенка преодолевать различные трудности.

Социально-психологическая адаптация первоклашек может протекать по-разному. Условно выделяют три вида адаптации:

1. Благоприятная:

  • ребенок адаптируется к школьному обучению в течение двух первых месяцев;
  • ему нравится ходить в школу, он не боится и не чувствует неуверенности;
  • ребенок легко справляется со школьной программой;
  • он быстро находит друзей, осваивается среди нового коллектива, хорошо общается с ровесниками, устанавливает контакт с учителем;
  • у него фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен;
  • он без напряжения и с интересом и желанием выполняет школьные обязанности.

2. Средняя:

  • время привыкания к школе затягивается до полугода;
  • ребенок не может принять ситуацию учебы, общения с учителем, ровесниками - он может выяснять отношения с товарищем или играть на уроках, реагирует на замечания учителя обидами и слезами или не реагирует вообще;
  • ребенку трудно усваивать учебную программу.

Обычно привыкание к школе и подстройка под новый ритм жизни у таких детей происходит только к концу первого полугодия.

3. Неблагоприятная:

  • у ребенка наблюдаются отрицательные формы поведения, он может резко проявлять негативные эмоции;
  • ребенок не в состоянии освоить учебную программу, ему трудно научиться чтению, письму, счету и т.п.;

На таких деток нередко жалуются родители, одноклассники, учителя, они способны на непредсказуемые реакции, могут «мешать трудиться на уроке». Все это в сумме создает целый комплекс проблем.

Причины социально-психологической дезадаптации

Специалисты выделяют следующие факторы нарушения социально-психологической адаптации:

  • неадекватные требования со стороны взрослых — учителя и родителей;
  • ситуации постоянной неудачи;
  • учебные проблемы ребенка;
  • недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых;
  • состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.

Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу:

  • непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы;
  • отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение.

Всем взрослым – и родителям, и учителям – важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Необходимо проявить дополнительное внимание к ученику, понаблюдать за ним, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.


Вопрос помощи детям в безболезненном и плавном привыкании к школе без ущерба для здоровья как никогда актуален. Специалисты рекомендуют соблюдать простые советы:

  1. Помогите ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Для этого необходимо объяснять ребенку, что такое школа, зачем нужна учеба, какие правила существуют в школе;
  2. Правильно постройте режим дня своего первоклашки. Дневной моцион обязательно должен быть последовательным и постоянным, и учитывать личностные особенности ребенка;
  3. Обсудите с ребенком понятия самооценки, оценки, различные их критерии: аккуратность, красота, правильность, интерес, старательность. Вместе с ребенком выработайте способы достижения всего этого;
  4. Учите ребенка задавать вопросы. Объясните ему, что спрашивать совершенно не стыдно и не зазорно;
  5. Развивайте учебную мотивацию своего первоклассника. Рассказывайте ему, что дает обучение, какие преимущества он получит и чего может достичь благодаря успешной учебе. Но, конечно же, будьте честны с ним и в первую очередь с собой – не надо говорить, что золотая медаль откроет дверь в беззаботную жизнь. Вы ведь сами знаете, что это не так. Но вот объяснить, что учиться интересно, важно и нужно, чтобы потом реализовать себя в каком-то деле, все-таки стоит, правда?
  6. Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий;
  7. Учите ребенка общаться. Навыки общения помогут ему нормально действовать в условиях групповой деятельности в школе;
  8. Поддерживайте ребенка в его попытках справляться с трудностями. Покажите ему, что вы действительно в него верите и готовы всегда ему помочь при необходимости;
  9. Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать;
  10. Перестаньте критиковать ребенка. Даже если у него плохо получается читать, считать, писать, он неаккуратен. Критика со стороны близких, особенно в присутствии посторонних людей, способна только усугубить проблемы;
  11. Поощряйте ребенка. Отмечайте не только его успехи в учебе, но и другие достижения, даже самые незначительные. Любые поддерживающие слова со стороны родителей помогут крохе почувствовать себя значимым и важным в деле, которым он занимается;
  12. Учитывайте темперамент своего чада. Активные дети физически не в силах сидеть долго на одном месте. Медлительные же, наоборот, с трудом привыкают к непростому школьному ритму;
  13. Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями;
  14. Не думайте, что детские проблемы проще, чем взрослые. Конфликтная ситуация с ровесником или учителем может оказаться для крохи ничуть не легче, чем конфликт родителя с начальником на работе;
  15. При поступлении ребенка в школу не меняйте резко отношения в семье. Не стоит говорить: «Теперь ты уже большой, сам мой посуду и убирай в доме» и т.д. Помните, ему и так сейчас достаточно школьного напряжения;
  16. По возможности в период адаптации не перегружайте ребенка. Не надо тащить его сразу на море кружков и секций. Подождите, дайте ему справиться с новой обстановкой, а все остальное успеется и потом;
  17. Не показывайте крохе свою тревогу и озабоченность его успеваемостью в школе. Просто интересуйтесь его делами, не оценивая его. И будьте терпеливы в ожидании успехов – они ведь могут появиться не с первого дня! Но, если вы повесите на ребенка ярлык неудачника, его таланты могут так и не проявиться;
  18. Если ребенок очень болезненно относится к школе, снизьте важность школьных отметок. Покажите чаду, что вы его цените и любите, и не за хорошую учебу, а просто так, то есть, безусловно;
  19. Искренне интересуйтесь школьной жизнью крохи, но акцентируйте внимание не на оценках, а на его отношения с другими детками, на школьные праздники, экскурсии, дежурства и т.п.;
  20. Дома создайте ребенку возможность расслабиться и отдохнуть. Помните – в первое время для вашего чада школа является очень серьезной нагрузкой, и он реально устает;
  21. Обеспечьте ребенку доброжелательную атмосферу в семье. Пусть он знает, что дома его всегда ждут и любят, не взирая ни на что;
  22. После занятий гуляйте с ребенком. Помогите ему удовлетворять его потребность в движении и активности;
  23. Помните, что поздний вечер – не для уроков! После занятий дайте крохе отдохнуть, а потом как можно раньше сделайте уроки на завтра. Затем ребенку нужен полноценный сон;
  24. И помните, что основная помощь для ребенка — это доброе, доверительное, открытое общение с родителями, их любовь и поддержка.

Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.

Первое сентября – важный день в жизни каждого ребенка. Однако, радость от первого похода в школу чаще всего идет рука об руку с волнением. И это неслучайно – с началом школьного обучения в жизни ребенка начинается новый этап. Уроки, домашние задания, новые друзья… Как понять, успешно ли проходит адаптация ребенка к школе, предупредить возможные проблемы и оказать ему посильную помощь?

Школьная адаптация и ее особенности

Под школьной адаптацией принято понимать формирование у ребенка новых привычек, позволяющих ему успешно приспособиться к школьной жизни и ее ключевым особенностям. А именно – новому режиму дня, возросшей интеллектуальной нагрузке, детскому коллективу и т.д. Хорошую школьную адаптацию распознать просто: ребенок, с легкостью адаптировавшимися к школьному обучению, с удовольствием посещает ее и охотно делится с родителями впечатлениями о каждом новом учебном дне. Он не испытывает дискомфорт в общении с педагогами и легко находит новых друзей. Трудности в адаптации ребенка могут выдавать следующие сигналы.

  1. С момента поступления в школу физическое самочувствие ребенка резко ухудшилось; он стал чаще болеть и жаловаться на свое состояние без видимых на то причин
  2. Ребенок не смог найти в классе ни одного нового друга
  3. Вы часто замечаете, что ребенок вернулся из школы переутомленным и подавленным. Или, напротив – излишне расторможенным и возбужденным
  4. Ребенок прямым текстом говорит вам, что ему плохо в школе

Наличие одного или нескольких признаков может стать для родителей сигналом того, что ребенок столкнулся с трудностями в адаптации к школе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются современные первоклассники и их родители.


Проблемы школьной адаптации и пути их решения

1.Эмоциональный стресс. Наиболее сложным периодом в жизни каждого школьника считаются первые две недели обучения. Именно в этот период нервная система ребенка, не успевшая адаптироваться к новому режиму, может болезненно реагировать на нагрузки. Следствием этого может стать повышенная усталость, раздражительность, сонливость, плаксивость.

Как распознать? Главным признаком психоэмоционального стресса ребенка является ухудшение общего физического состояния – нарушения сна, потеря аппетита, а также частые смены настроения.

Как помочь? Для того чтобы режимные моменты не стали слишком серьёзным стрессом, желательно начать приучать ребенка к ним за несколько месяцев до похода в первый класс. Приучите ребенка ложиться и вставать в одно и то же время, выделите время для прогулок, приема пищи и т.д.

2. Страх перед неудачами. По мере того, как школьная программа будет усложняться, ребенок может начать замечать за собой что далеко не все получается так легко, как вначале. Первые неудачи могут серьезно выбить ребенка из коле, а то и надолго отбить у него делание учиться.

Как распознать? Дети, испытывающие страх перед неудачами, крайне болезненно воспринимают замечания со стороны учителей, они боятся приниматься за новое дело. Ошибка допущенная на письме или при чтении, а также выполнении домашнего задания часто провоцирует у него бурные реакции вплоть до слез.

Как помочь? Старайтесь поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка – будь то правильно прочитанное слово или аккуратно написанный крючок в прописи. Помните, что каждый новый шаг в освоении новых знаний для первоклассника дается с большим трудом. Не менее важно, чтобы ребенок был уверен – вы любите его вне зависимости от его школьных успехов.

3. Неспособность справиться с повышенной интеллектуальной нагрузкой. Школьное обучения требует от ребенка усидчивости, повышенной концентрации внимания. Все это часто требует навыков, еще не до конца резвившихся у ребенка младшего школьного возраста.

Как распознать? Ребенка, не справляющегося с интеллектуальной нагрузкой, выдает возбудимость, невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо. Они могут демонстрировать беспричинное упрямство и негативизм, вплоть до полного отказа от учебной деятельности.

Как помочь? Начало младшего школьного возраста для ребенка отмечается сменой ведущего вида деятельности – на место игровой приходит учебная. Для того, чтобы этот переход стал для ребенка менее болезненным постарайтесь смягчить его, включая в обучение игровые моменты. А также разнообразив процесс заучивания нового материала при помощи наглядных пособий. Это позволит «разгрузить» психику ребенка, превратив скучное обучение в увлекательную и интересную игру.

4.Несформированность познавательной мотивации. Отсутствие понимания важности школьного обучения.

Как распознать? Дети, у которых не до конца сформирована познавательная мотивация не понимают для чего они ходят в школу и зачем им нужно школьное обучение.

Как помочь? К сожалению стоит отметить, что большинство родителей редко уделяют мотивационной готовности ребенка к школе должное внимание. На самом деле уже к моменту поступления в первый класс ребенок должен очень четко понимать, для чего он идет в школу и как ему могут пригодиться полученные знания в будущем.

5.Болезненная адаптация в новом коллективе. Довольно часто дети страдают из-за плохих отношений как с коллективом сверстников, так и учителем.

Как распознать? Ребенок не рассказывает об одноклассниках и о том, как он проводит время с детьми в школе и за ее пределами. А зачастую – жалуется на действия со стороны других детей и педагога.

Как помочь? Для начала определитесь с тем, какие именно проблемы мешают ребенку наладить отношения с одноклассниками. Дети не хотят играть с ним потому, что он задирает и бьет сверстников? Или ваш ребенок, напротив, сам становится жертвой насмешек и издевательств? Затем – подумайте что именно подталкивает ребенка вести себя именно таким образом. Какие его потребности остаются без внимания? Какие просчеты в воспитании вы допустили? Если вам не удается самостоятельно найти ответы на эти вопросы – не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу. Первый класс – это период, когда ребенок начинает приобретать социальную роль, которая может надолго закрепиться и во многом предопределить его будущее.


Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Советы родителям

1. Чаще хвалите ребенка и поменьше критикуйте его. Помните – основная задача сейчас – помочь ему поверить в себя и свои силы

2. Поощряйте ребенка говорить о своей жизни в школе и своем классе. Демонстрируйте искренний интерес к нему

3. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка – темперамент, комфортный для него режим работы и т.д.

4. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – сравнивать ребенка можно только с самим собой

5. Старайтесь обеспечить ребенку возможность полноценно организовывать свою досуговую деятельность

Простые советы помогут вашему ребенку безболезненно пережить один из самых сложных периодов в его жизни и понять, что школьная жизнь не так сложна, как это может показаться на первый взгляд.

Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём - сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас - поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» - не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель - родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок - ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия .

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни - это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.