Греческий философ живший в бочке. Диоген Синопский: биография, интересные факты, видео

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией :

    Пусть состарится медь под властью времени - всё же
    Переживёт века слава твоя, Диоген:
    Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
    Ты указал нам путь, легче которого нет.

    Сочинения

    Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

    Аскетизм

    Случаи из жизни Диогена

    • Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
    • Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
    • Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
    • Когда Александр Македонский пришёл в Аттику , то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом » как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
    • Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а пифос я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
    • Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
    • Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
    • Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии , на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
    • Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
    • Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
    • Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому , сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
    • Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили много­численные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
    • На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
    • Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
    • Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
    • К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
    • Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
    • Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,- говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,- сказал Диоген,- я убедил бы тебя удавиться».
    • Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,- сказал Диоген,- когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Кто-то другой попрекал его тем же самым. Диоген ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».
    • Увидев сына гетеры , швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
    • В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы , за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь своё презрение к мнениям [большинства]?» .
    • Однажды философ Аристипп , который нажил состояние, восхваляя тирана, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял тирана, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять тирана!».
    • Однажды, когда Антисфен замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повёл самую простую жизнь.

    Афоризмы

    • Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
    • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
    • Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
    • Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящ­ным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо­ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?
    • Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из ручных животных.
    • Быстрее всего стареет благодарность.
    • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым несчастным.
    • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
    • Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.
    • Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
    • Я - гражданин мира.

    Приветствую постоянных читателей и гостей сайта! В статье «Диоген Синопский: биография, факты, видео» — о жизни древнегреческого философа, основателя школы киников.

    Диоген: биография

    На полотне немецкого живописца Иоганна Тишбейна «Диоген искал человека», написанном в 1780 году, изображен античный седовласый старец с горящей свечой в закрытом фонаре. Он шествует по городским улицам среди молодых женщин и мужчин на фоне греческой статуи и египетской пирамиды.

    Опираясь на посох, Диоген освещает пространство вокруг себя. Его лицо сосредоточено и целеустремленно. Люди, следящие за ним как будто ждут ответа или указания от мудреца.

    Художник идеализировал отношение современников к Диогену Синопскому. Достойная оценка, признание, цитирование крылатых фраз, звание «философского саксаула» — все придет к нему гораздо позже.

    Точные дата рождения Диогена, также как и обстоятельства его смерти, до сих пор не установлены. Считается, что родился он около 412 года до нашей эры в греческой колонии Синоп на южном побережье Черного моря.

    Диоген и Александр Македонский

    Умер Диоген Синопский в городе Коринфе в довольно почтенном возрасте в один день с великим полководцем Александром Македонским — 10 июня 323 г. до нашей эры, который прожил в три раза меньше старца. Диоген был современником , выдающегося философа, ученика Платона и наставника Александра Македонского.

    Александр Македонский и Диоген

    Истории известны факты встреч при жизни нищего философа и властителя половины мира. Македонский восхищался мудрецом, заявлял, что хотел бы быть Диогеном. Провидец предсказал смерть Александру в походе на Индию.

    Диоген и его история

    Отец Диогена занимался чеканкой и разменом монет. Видимо, он был влиятельным человеком в обществе, так как найдены монеты с изображением личного профиля.

    Привлекая сына к семейному ремеслу, участвовал в общественной жизни города. Но нажил себе проблем в схватке между персидскими и греческими группировками за установление политической власти.

    Диогену предсказывали, что у него произойдет переоценка ценностей. Молодой мужчина попал на службу. Там он воевал, был взят в плен македонцами и продан в рабство. Купивший Диогена рабовладелец, оценил ум и таланты пленного грека. Он доверил ему обучение своих сыновей метанию дротиков, верховой езде, поэзии и истории.

    В философии Диоген придерживался идей космополитизма, своим учителем считал Антифена, основателя школы киников (дословное значение — истинная собака). Доподлинно неизвестно, встречались ли они лично друг с другом.

    В свое время Антифен учился у Сократа. Эта преемственность мыслей прослеживалась в учении философов и Диогена называли «сумасшедшим Сократом». Являясь оппонентом Платона, он оспаривал с ним материальную сущность вещей: «чашку вижу, а чашности — нет».

    Активный пропагандист полной свободы и независимости, целомудрия и самоконтроля, разрушитель общепринятых устоев, норм морали и религиозных церемоний, Диоген высмеивал даже .

    Великий аскет

    Автор многочисленных сочиненных им трагедий и трактатов, представляющих единую систему взглядов, формой своего поведения выбрал эпатаж. Мыслитель шокировал сограждан своим аскетическим и суровым образом жизни, жил в бочке, добровольно лишая себя абсолютно всего.

    Увидев, как мальчишка ловко пьет воду из подставленных под струю ладошек, он разбил свою единственную глиняную чашку. Решив, что вполне может обходиться и без нее. Единственный его слуга Манес и тот сбежал от своего хозяина. Просил мудрец о чем-либо у безмолвных статуй, приучая себя к отказам и непониманию.

    Памятник Диогену Синопскому

    Идеи философа, которому завидовал великий Александр Македонский, не имеют национальности, они вселенского масштаба. Памятник человеку мира, как он сам себя называл, стоит в Турции на родине философа. Мраморный Диоген Синопский с фонарем и собакой до сих пор ищут человека среди людей.

    В этом видео «Диоген Синопский» дополнительная информация к статье

    В Греции не только бочек не было, но скорее всего и Диогена никогда не существовало. Отсутствие трудов автора в оригиналах однозначно предполагает фальсификацию или фантазии некоторых более поздних авторов. Почему то наши историки совсем не допускают наличия литературной беллетристики в стиле исторической фантазии, хотя примеров есть огромное количество. Прогуливающиеся под сенью портиков или проживающие в бочках древнегреческие мыслители мимоходом совершают великие открытия, не имея никаких приборов кроме солнечных часов и измеряют расстояния делая невероятные расчеты по скорости передвижения верблюжьих караванов. Маленький народец не знающий технологий обработки металла и живущий натуральным хозяйством, видимо страшно разбогатев на продаже козьего сыра вдруг выставляет стотысячную армию тяжелой пехоты (знаменитую македонскою фалангу) и бросает к ногам своего молодого царя весь цивилизованный мир. Неважно что совершенно невозможно с помощью дерева и меди сделать копье длиной 15-17 метров, неважно, что во всей Греции той эпохи невозможно было произвести медь, бронзу, а тем более черную бронзу. Ибо невозможно сделать бронзу без развитой металлообработки черных металлов (т.е. сталь нужна) печи для добычи олова нужны из полиметаллической руды, а черная бронза это вообще высший пилотаж даже сегодня. Неважно что в 1914 г. вся Греция с большим трудом смогла поставить под ружье 84 тыс. пехотинцев. Список можно продолжать очень долго. Вся историческая наука оперирует данными придуманными на мягких диванах и в теплых кабинетах. Дайте сотне атлетов щиты весом 15 кг., каски весом 6-7 кг. копье весом 4-5 кг., доспехи медные еще на 10 кг, мечи весом 3-4 кг. три дротика весом более 1500 гр. каждый, нож, заплечный ранец с запасом еды на три дня и проведите строем под солнцем или дождем по непаханому полю, заросшему бурьяном и кустарником и вы поймете, что даже римские легионы - просто бред. Я уж не говорю о том, чтобы построить их в черепаху. Постойте с щитом весом 15 кг подняв его над головой хотя бы 10 мин. даже без всего остального. Простой пример, по ценам середины 15 века один лист пергамента стоил 17 золотых монет. Из-за страшной дороговизны книга в сто страниц имела цену среднего баронства. На чем были записаны (внезапно утерянные)оригиналы трудов римских историков? Тем более в сотни томов. Куда исчезли два корабля папирусов из Египта, которые Наполеон вывез во Францию. Что в них на самом деле записано? Зачем Великая Инквизиция сожгла ВСЕ древние книги, даже королевские библиотеки? Зачем сожгли во время реформы все летописи и рукописи на Руси?

    А реально это невозможно сделать. Все уничтожено или спрятано. Можно только отрицать очевидные глупости. А в исторических опусах куда не ткнись - сплошной бред. С таким же успехом можно изучать историю по "Властелину колец". Результат будет аналогичен. Зачем далеко ходить. Я проживаю во Франции и могу с полной уверенностью сказать, что в этой стране нет свободы слова вообще, но ведь и в России ее то же нет. Одни и те же события трактуются совершенно по разному. Если убрать даты, имена и названия из текстов об одном и том же событии, то вы ни за что не поверите что речь идет об одном и том же. Даже события глобальные освещаются совершенно по разному.

    Ответить

    Прокомментировать

    Люди вспоминают о Диогене. Первое, что приходит на ум - мудрец отрекся от земных благ, обрек себя на лишения. Недаром его называют «философ в бочке». Такие знания о судьбе мудреца, его научном вкладе поверхностны.

    Жизненный устрой

    Древнегреческий мыслитель родом из Синопа. Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился.

    Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников.

    Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней. Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой.

    Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал – все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум. Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца.

    Философствование и отказ от материального

    Философия циников отражает истинные суждения Диогена об устройстве общества. Шокирующее, антисоциальное поведение вынуждало остальных задуматься о настоящих ценностях – почему человек отрекается от благ в пользу самоограничения.

    Соотечественники уважали мыслителя, не смотря на дерзость, приходили к нему за советом, считали мудрецом, даже любили. Однажды маленький хулиган разбил бочку Диогена – горожане дали новую.

    Взгляд философа был направлен на достижения человеком единения с природой, так как человек есть создание природы, изначально он свободен, а материальные излишества способствуют разрушение личности.

    Как-то мыслителя, прохаживающегося по торговым рядам, спросили: «Вы же отказываетесь от материальных благ. Тогда зачем ходите здесь?» На что он ответил, что хочет увидеть предметы, которые ни ему, ни человечеству не нужны.

    Философ часто прогуливался днем с зажженной «лампой», объясняя свои действия поиском честных людей, которых даже при свете солнца и огня невозможно найти.

    Сидя в бочке, мудрец приблизился к сильным мира сего. Близко познакомившись с мыслителем, Македонский говорил: «Если бы я не был царем, я бы стал Диогеном». Он советовался с мудрецом о необходимости похода в Индию. Философ критично отнесся к плану правителя, предрекал заражение лихорадкой, по-дружески посоветовал полководцу стать его соседом по бочке. Македонский отказался, отправился в Индию и умер там от лихорадки.

    Диоген пропагандировал свободу от искушений. Считал, что браки между людьми – ненужный пережиток, дети и женщины должны быть общими. Высмеивал религию, веру как таковую. Истинной ценностью видел доброту, но констатировал, что люди разучились проявлять ее, а к своим недостаткам относятся снисходительно.

    Жизненный путь философа

    Жизнеописание мыслителя начинается с 412 года до нашей эры, когда он родился в городе Синопе в знатной семье. В юные годы Синопский мыслитель хотел перечеканивать с отцом монеты, за что был изгнан из родного города. Скитания привели его в Афины, где он стал приемником Антисфена.

    В столице странный философ живет, проповедуя главный принцип античной философии – разграничение сути вещей от привычных образов. Его целью становится разрушение общепринятых понятий о добре и зле. Философ превосходит учителя по популярности, строгости образа жизни. Добровольное отречение от материальных благ он противопоставляет тщеславию, невежеству, алчности афинян.

    Биография мыслителя рассказывает о том, как он жил в бочке. Но дело в том, что в Древней Греции не было бочек. Мыслитель жил в пифосе – большом керамическом сосуде, укладывал его на бок и спокойно принимал ночной отдых. Днем занимался бродяжничеством. В древности существовали общественные бани, там мужчина следил за гигиеной.

    338 год до нашей эры ознаменовался Херонейской битвой между Македоний, Афинами и Фивами. Несмотря на то, что армии противников были одинаково сильны, Александр Македонский и Филипп Второй сокрушили греков. Диоген, как многие другие афиняне, оказался в плену у македонцев. Мудрец попал на невольничий рынок, где его в качестве раба купил Ксениад.

    Скончался философ в 323 году до н. э. Какой была его кончина – остается додумывать. Существует несколько версий – отравление сырым осьминогом, укус бешеной собаки, недоработанная практика задержки дыхания. Философ с юмором относился к смерти, обращению после нее с покойниками. Однажды его спросили: «Каким способом вы бы хотели быть похороненным?» Мыслитель предложил: «Выбросьте меня за пределы города, дикие звери сделают свое дело». «Вам не будет страшно?» не унимались любопытные. «Тогда дайте мне дубину» продолжал философ. Зеваки удивлялись, как он воспользуется оружием в мертвом состоянии. Диоген иронизировал: «Тогда чего мне бояться, если я и так буду мертв».

    На могиле мыслителя был воздвигнут памятник в виде бродячей собаки, прилегшей отдохнуть.

    Дискуссии с Платоном

    Не все современники относились к нему с симпатией. Платон считал его умалишенным. Это мнение основывалось на образе жизни Синопского мыслителя, в меньшей степени на его философских идеях. Платон упрекал оппонента в бесстыдстве, порочности, нечистоплотности, омерзительности. Истина была в его словах: Диоген, как представитель циничного человека, бродяжничал, справлял при горожанах нужду, прилюдно занимался онанизмом, разнообразными способами нарушал законы морали. Платон считал, что во всем должна быть мера, не стоит выпячивать на показ столь нелицеприятные зрелища.

    Относительно науки два философа вступили в спор. Платон высказался о человеке, как о животном без перьев на двух ногах. Диогену пришла в голову идея ощипать петуха и представить наблюдателям «нового индивидуума по Платону». Противник парировал: «Тогда по Диогену человек – смесь сумасшедшего, сбежавшего из психической больницы, и полураздетого босяка, бегущего за царской свитой».

    Рабство, как власть

    Когда мыслитель после Херонейской битвы попал на невольничий рынок, у него поинтересовались, какими талантами он обладает. Диоген сказал: «Лучше всего я умею властвовать над людьми».

    Мудрец попал в рабство к Ксениаду и стал учителем для его двоих сыновей. Диоген учил парнишек ездить на лошадях, метать дротики. Преподавал ребятам учение об истории, греческую поэзию. Как-то его спросили: «Почему Вы, будучи рабом, не моете себе яблоки?», ответ поразил: «Если бы я сам себе мыл яблоки, то не был бы рабом».

    Аскетизм, как образ жизни

    Диоген неординарный философ, идеальным образом жизни которого был аскетизм. Мыслитель рассматривал его, как полную, неограниченную свободу, независимость от навязанных ограничений. Он наблюдал за тем, как мышка практически ни в чем, не нуждаясь, обитает в своей норе, довольствуется ничтожным. По ее примеру мудрец тоже сел в пифос, стал счастливым.

    Когда соотечественники готовились к войне, он просто перекатывал свою бочку. На вопрос: «Чем ты занимаешься на пороге войны?» Диоген ответил: «Я тоже хочу что-нибудь сделать, так как у меня больше ничего нет – я катаю бочку».

    Диоген родился в городе Синоп в 412 году до н.э. умер в 323 в городе Коринф. Философ и великий мыслитель Древней Греции Диоген являлся учеником Антисфена, который основал школу Согласно источникам, Диоген был сыном менялы-купца. Однажды, подойдя к оракулу и задав ему вопрос: «Каково мое призвание в жизни, чем мне заниматься?», он получил довольно странный ответ: «Переоценкой ценностей». Диоген изначально понял это, как перечеканку монет, но, когда его изгнали, философ осознал свое призвание.

    Философ Диоген Синопский

    Когда Диоген Синопский прибыл в Афины, он нашел Антисфена и остался подле него. Известна история, что Антисфен попытался прогнать потенциального ученика, замхнувшись на него палкой. На что Диоген, подставив голову под удар, сказал:

    «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь».

    Диоген жил в глиняном сосуде – пифосе, находящемся под землей. В таких сосудах обычно хранили масло, зерно, вино, оливки и даже хоронили людей. Сведения о том, что он жил в бочке, недостоверны — греки в то время не делали деревянных бочек. Жилище Диогена было недалеко от Афинской Агоры (знаменитое место в Афинах площадью 5 га). Однажды, жилище Диогена разбили дети, но ему горожане предоставили новый сосуд.

    Диогену было с кем поспорить, и, зачастую объектом его насмешек и человеком, которого Диоген так рьяно критиковал, был . Например, на изречение Платона о том, что человек – это «двуногое без перьев», Диоген ощипал петуха и крикнул, что это человек по Платону. Платон тоже в долгу не оставался и называл Диогена обезумевшим . Диоген же критиковал философскую концепцию Платона сущности вещей, говоря: «Чашу вижу, а чашности – нет». Когда Платон заметил скудный образ жизни Диогена, то подметил, имея в виду себя: «Когда я был в рабстве Сиракуз у тирана Дионисия, то даже там не мыл сам овощи», на что Диоген ответил ему: «Не попал бы в рабство, если бы мыл их сам».

    Диоген постоянно эпатировал окружающих своим поведением. Образ Диогена с фонарем, зажженным среди бела дня и фраза «Ищу человека» стали классикой еще при его жизни.

    Так же, Диоген утверждал, что музыканты настраивают струны на лире, но не состоят в ладах с собой и собственным характером. Однажды, Диоген выходил из бани по пути встретил знакомых, и на вопрос много ли там народу, ответил – «Полно.» Чуть позже встретил еще знакомых и на вопрос много ли там людей – помотал головой и сказал, что людей там не видел.

    Рабство Диогена Синопского

    Диоген Синопский был участником битвы при Херонее, (Херонейская битва), но внезапно стал пленником македонцев и был продан в рабство с невольничьего рынка. Когда его спросили, что он умеет делать, он ответил: «Властвовать людьми». Философа купил состоятельный Ксениад, как учителя и наставника своим детям. Диоген учил детей метать дротики, ездить верхом, параллельно занимаясь с ними греческой поэзией и историей.

    Аскетизм Диогена Синопского

    Диоген Синопский своим образом жизни говорил об идеале аскетизма и ставил в пример мышь, которая ни к чему не стремилась и ничего не боялась, а жила, довольствуясь минимумом. Если вдаваться в суть аскетизма, то его основное значение как раз в обретении независимости и стремлении к свободе.

    Диоген, был личностью весьма неординарной, чтобы не сказать «странной». Например, он был замечен в хождении босыми ногами по снегу. А когда Аттика, где он жил была на грани войны с Филиппом Македонским, Диоген катал свой пифос (глиняную бочку) туда-сюда. На вопрос: «Зачем ты это делаешь, когда все готовятся к войне?», он сказал, что все заняты и ему тоже необходимо занятие, а бочку он катает потому, что у него больше ничего нет.

    Александр Македонский и Диоген

    Великий царь и политический деятель Александр Македонский, по прибытии в Аттику решил посмотреть на знаменитого мыслителя Диогена, и ждал пока тот сам к нему придет, но Диоген не торопился. Тогда Александр Македонский пришел к нему сам и сказал:

    «Я – великий Царь, Александр Македонский»

    И тут же услышал в ответ: «А я – собака Диоген.»

    «И за что тебя зовут собакой?» — спросил царь.
    «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю» — ответил философ.
    «А меня ты боишься?» — задал следующий вопрос Александр Македонский.
    «А что ты такое?» - спросил Диоген, - «Зло или добро?»
    «Добро» — ответил царь.
    «А кто же боится добра?»

    Поняв, что Диоген и правда не так прост и весьма умен не смотря на все свои диковинные замашки, Александр сказал:

    «Проси у меня чего хочешь»

    «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген

    Интересный факт: Александр Македонский и Диоген Синопский умерли в один день — 10 июня 323 до н. э

    Диоген Синопский, цитаты

    «Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.»
    «Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается
    убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.»
    «Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящным
    искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные
    люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо-
    ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы
    нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?»
    «Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из
    ручных животных.»
    «Быстрее всего стареет благодарность.»
    «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных;
    гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым
    несчастным.»
    «Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат
    животным, чем животные им.»
    «Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.»
    «Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.»
    «Я гражданин мира.»