Где находится новодевичий монастырь. «Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею. Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

Давайте и мы прогуляемся по нему и узнаем интересную историю...

Новодевичий монастырь в Москве был основан князем Василием III в 1524 году. Монастырь был заложен в честь иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Известно, что еще за 9 лет до строительства храма князь дал обет, что если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь. Таким образом, в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря. Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 28 июля. Достоверно не известно, кто из мастеров строил монастырь. По одним данным – это Алевиз Новый, а по другим – зодчий Нестор, который погиб во время строительства. Сам монастырь назвали Новодевичьим из-за легенды, в которой говорилось, что на этом месте татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду.

Фото 2.

Несмотря на то, что первоначально монастырь строился из дерева, его башни и стены были очень высокими и восхищали своей красотой. Первой игуменией Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина из Суздаля. До нашего времени на территории монастыря сохранилась её могила, к которой приходят паломники.

Обитель стояла на склоне, который вел к Лужникам, в излучине Москвы-реки. Такое месторасположение позволяло держать под контролем переправу через реку, и играть роль монастыря-сторожа, защищая Москву с юго-западной стороны. При Борисе Годунове, в конце 16 века у монастыря были выстроены каменные стены и 12 башен, которые возводились по образцу стен Кремля.

Несмотря на то, что монастырь был женским, мощные крепостные стены и башни Новодевичьего монастыря представляли собой серьезное препятствие для захватчиков. Конечно же, защищали Москву не сами монахини, в случае необходимости в монастырь снаряжались отряды стрельцов. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

Фото 3.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство. Кроме того монастырь являлся местом, где принимали постриг в монахини самые знатные женщины, принадлежавшие к царским фамилиям и боярским родам. Здесь приняли постриг вдова Василия IV (Шуйского) Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Федоровича царевна Татиана. Вдова царя Бориса Годунова Ирина также именно здесь постриглась в монахини под именем Александры, и жила до своей смерти в монастырских каменных палатах, над которыми был надстроен деревянный терем. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.

Монастырские стены в то время часто служили темницей. Так, по приказу Петра I в Новодевичий монастырь была заточена царевна Софья, которая после подавленного Стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, и прожила в монастыре с 1698 года по 1704. Здесь же жила Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра I, которая была была сослана в Суздальский Покровский монастырь, и там пострижена в монахини под именем Елена. Император Петр I в 1727 году разрешил ей вернуться в Москву, в Новодевичий монастырь, где она прожила с 1727 по 1731 год.

Фото 4.

С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В так называемое Смутное время, в конце 16-начале 17 веков, монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и в конце концов был сожжен паном Гоносевским. Но уже в период правления Михаила Федоровича Романова Новодевичий монастырь был восстановлен и стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче был обращен в место царского богомолья. В честь этого монархи отдали в дар монастырю обширные земельные вотчины, драгоценности и денежные средства.

Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня (возможно автор Яков Бухвостов), надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.

Фото 5.

В 1724 году в Новодевичьем монастыре открылся приют для девочек-подкидышей, рассчитанный на 250 человек. Девочки здесь не только жили, но и обучались плетению голландских кружев, для чего Петр I выписал мастериц из Брабанта, передававшим свое мастерство воспитанницам.

Во время войны с Наполеоном Новодевичий монастырь был захвачен, и там разместилась армейская батарея. Французские солдаты планировали сжечь монастырь, но, после поджога они покинули монастырь, а монахини во главе с казначеей Сарой сумели погасить огонь. Часть монастырских сокровищ была вывезена в Вологду, что спасло их от расхищения.

Есть еще такая легенда:

«В знак собственной победы Новодевичий монастырь пожелал спалить Наполеон. Отступая из Москвы, его армия вбросила множество свечей в разбросанную в здании солому, а также установила бочки с порохом, поместив поверх них зажженные фитили. Но монахини ревностно охраняли свою обитель, вовремя обнаружили опасность и потушили пожар. Однако Наполеону было важно увидеть зарево над зданием. Поэтому он остановился на Воробьевых горах, и ждал. У него был план: если ничего не произойдет, вернуться и повторить попытку. О коварном плане узнал местный житель, дом которого стоял вплотную к монастырю. Поэтому, чтобы спасти святыню, он решился на поджог собственного жилища. Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть Наполеона: увидев пламя, он стал отступать. «

В 1922 году Новодевичий монастырь прекратил свое существование. Теперь здесь появился «Музей раскрепощенной женщины», который в 1926 году превратился в историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Некоторые здания были переданы для других нужд. В кельях работали детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные. Просторная трапезная была отдана под гимнастический зал.

Фото 6.

В Новодевичьем монастыре в 1939-1984 годах жил и работал известный историк-реставратор П.Д. Барановский. Сейчас на территории монастыря установлена мемориальная доска с его именем.

Осенью 1943 года при Новодевичьем монастыре начали работать Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, которые спустя некоторое время были переименованы в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру. В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. А начиная с 1964 года на монастырской территории расположилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.

Начиная с 1994 года Новодевичий монастырь снова стал действующим. Причем, это единственный московский монастырь, который находится не в прямом подчинении Патриарха, а подчиняется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Часть строений, включая и старинный Смоленский собор, осталась в ведении музея.

Фото 7.

Множество людей посещают Новодевичий монастырь. Верующие приходят поклониться древним святыням и помолиться, туристы посещают сам монастырь и музеи, расположенные на его территории, а также некрополь. Монастырское кладбище стало последним пристанищем для многих знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С.П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Некрополь состоит из двух частей: старой – сильно разрушенной в советское время и новой, которая появилась в конце 19-начале 20 века, когда при расширении кладбища часть его вышла за пределы монастыря.

Большой популярностью у посетителей монастыря пользуется Софьина башня. На самом деле башня называется Напрудной, но в честь царевны Софьи, отбывавшей заключение в караулке при башне, это сооружение получило второе имя. Народная молва превратила Софью в святую и к башне потянулась вереница паломников, хотя, церковью Софья канонизирована не была.

ЮНЕСКО включила Новодевичий монастырь в список всемирного наследия. Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.

Вот так выглядит сейчас колокольня. Реставрация. А недавно в новостях вы могли видеть как она горела, вернее леса вокруг нее.

В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости - величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе - преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 - 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.

По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: «Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси», «Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях», на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес «13 апреля 1630″; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый - без указания даты, шестой - «1651 - 200 пуд» (3200 кг), седьмой - «3 августа 1684 - 540 пуд» (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.

К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря… более обольстит очи человека, вкус имеющего».

А вообще она должна выглядеть вот так:

Кстати, на счет названия, существует и другая версия, которая гласит, что оно произошло от фамилии первой настоятельницы монастыря - Елены Девочкиной. А, согласно третьей истории, святилище стало Новодевичьим в противовес более старому архитектурному памятнику - Зачатьевскому монастырю, называвшемуся еще Стародевичьим.

Фото 8.

Долгое время жительницами обители могли становиться исключительно представительницы знати и монарших родов. Среди них оказались: вдова Федора Иоанновича - царица Ирина Годунова, дочь императора Михаила Романова - царевна Татьяна, сестры Петра I (Софья, Екатерина и Евдокия), а также его же первая супруга - Евдокия Лопухина. Многих из них насильственно постригли в монахини.

Фото 9.

Много легенд было посвящено монастырю и в наши времена. Можно выделить две самые известные. Согласно первой, если отправиться в ночное время суток в прилегающий к ансамблю монастыря сквер и встретить там восход полной луны, то, возможно, кто-то из ближайших родственников человека достигнет вершин в этой жизни, добьется успеха, став известным на каком-либо поприще. Вторая история очень романтичная. Она рассказывает, что если весной посетить этот сквер со своим любимым человеком, сорвав с деревьев несколько листьев и высушив их, можно увековечить верность друг другу.

Фото 10.

Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го - 500, 3-го - 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.

По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) - генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) - поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) - князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) - писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) - князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) - генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) - жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) - писателю; Н. В. Сушкову (1871) - писателю; Н. А. Милютину (1872) - исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) - историку, издателю; А. С. Уварову (1884) - князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) - декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) - жене историка П. Н. Батюшкова.

Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.

Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 - 17 марта 1926).

Фото 11.

Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после «прополки» на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.

Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Большой пруд, расположенный близ Новодевичьего монастыря, окружен ореолом мистики и тайны. Как известно, на льду этого водоема Петр I собственноручно рубил головы взбунтовавшимся стрельцам. С тех пор, как гласит людская молва, вокруг пруда постоянно собираются души убиенных, желающие найти своих палачей. Также в окрестностях святыни видели и фантомы узниц, насильно подвергшихся постригу. Но, в отличие от павших стрельцов, эти души благосклонно относятся к каждому, в особенности стараясь помогать женщинам, оказавшимся в стенах монастыря.

Фото 17.

Вообще говорят кормить уток хлебом очень вредно для них. Они привыкают и перестают искать нормальную пищу. Перестают получать необходимые им вещества, болеют и умирают.

Фото 18.

Когда идешь вокруг монастыря создается стойкое ощущение, что это какая то крепость. Вполне себе одинаковые ощущения от прогулки вокруг Кремлевский стен.

Фото 19.

Что то отваливается и немного разваливается …

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

А это как секретный лаз какой то из фильмов

Фото 24.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

История, передающаяся из уст в уста, рассказывает, что, если посетить Напрудную башню архитектурного памятника (другое название - Софьина башня), то сбудутся все желания. Именно в этом строении в 1698 была заточена царевна Софья - сестра Петра I, пытавшаяся занять его место на престоле. Существует легенда, что стены монастыря приобрели волшебную силу, так как Софья сильно страдала живя в своей необычной тюрьме. С тех самых пор сюда стремится прийти каждый, кто хочет вылечиться от болезней, обрести счастье, вернуть в жизнь радость. А чтобы желание исполнилось, достаточно прислониться к стенам башни и произнести его.

Фото 36.

Фото 37.

А вот это что такое? Как я понял навесы? Тут висели видимо ворота

Фото 38.

Фото 39.

Молодежное творчество …

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

А вот тут так без палева древние могилы рядом с гаражами, вернее гаражи чуть ли не на могилах.

Фото 54.

А это какое то неизвестное видимо захоронение, все развалилось и отвалилось.

Фото 55.

Фото 56.

Фото 57.

Фото 58.

Фото 60.

Фото 61.

Фото 62.

Фото 63.

Фото 64.

Фото 65.

Фото 66.

Фото 67.

Фото 68.

Фото 69.

Фото 70.

Фото 71.

Фото 72.

Фото 73.

Фото 74.

Фото 75.

Вот такой стоял туманище.

Новодевичий монастырь - видео экскурсия

Новодевичий монастырь. Некрополь.

Один из самых известных и замечательных по своей архитектуре Новодевичий монастырь был основан в XVI в. на Девичьем поле (иначе именовавшимся Самсоновым лугом). В 1523 г. было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами.

Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.


Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525 гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Собор с трех сторон окружен закрытой галереей; в интерьере – росписи XVI и XVII вв., пятиярусный резной иконостас (1683 – 1685 гг., мастер К. Михайлов и др.) с иконами работы С.Ф. Ушакова и др. мастеров Оружейной палаты.

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы.

Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особое место занимает избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

История Новодевичьего монастыря связана с такими историческими именами, как Борис Годунов и его сестра Ирина Федоровна, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI в. при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен.

Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Сохранились также другие постройки XVI – XVII вв.: палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни. Увы, эти красивые плстройки не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

В период царствоавания Софьи Алексеевны здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая шестиярусная колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову, высота 72 м; 1689 – 1690 гг.), надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами (1683 – 1688 г.), обширная бесстолпная трапезная с церковью Успения (1685 – 1687 гг.).

Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I.

Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. В 1724 г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта, обучали девочек плетению голландских кружев.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря.

Самое раннее из сохранившихся надгробий – белокаменная плита боярыни Ирины Захарьиной-Юрьевой датируется 1533 г. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548 г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей.

Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П. Чехов, С.М. Соловьев, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904 гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры (до «реконструкции» на территории старого кладбища насчитывалось свыше 2,5 тысяч захоронений).

В 1922 г. Новодевичий монастырь (как и многие другие) был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал.

С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.
Сегодня некрополь Новодевичьего монастыря поражает обилием и разнообразием оригинальных скульптурных памятников: реалистические или поэтические скульптурные портреты, скульптуры, надгробия с элементами осмысления деятельности, творчества, жизни человека в целом, главная цель его существования, рельефные и графические портреты и мн.др.

Скульптурные надгробия – интереснейший пласт нашей культуры, еще недостаточно изученный и недостаточно освещенный в трудах искусствоведов. Уникальная особенность Новодевичьего некрополя еще и в том, что выдающимся деятелям культуры надгробия делали не менее достойные и одаренные художники.

Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.

Легенды и предания

Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице - Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала - после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница - боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524–1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»

Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня

Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Некрополь Новодевичьего монастыря

На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

Aдpec: г.Mocквa, Hoвoдeвичий пpoeзд, дoм 1. Как доехать: м. Cпopтивнaя, автобус 64, 132, троллейбус 5, 15. Или oкoлo 10 минyт пeшкoм - сначала идти по улице Савельева, потом пересечь сквер, затем по Учебному переулку выйти прямо к обители. Время посещения: - вход на территорию с 10:00 до 17:00 ежедневно. Вход свободный. - музеи работают с 10:00 до 16:30 ежедневно, вторник - выходной день, первый понедельник каждого месяца санитарный день. Вход платный: 300 р. - взрослый билет, 100 р. - льготный (школьники, пенсионеры).

Москва по концентрации духовных ценностей и памятников архитектуры ничем не уступает ведущим европейским городам, а может даже и в чем-то превосходит. Во-первых, не нужно визы, чтобы посетить этот замечательный город - столицу Российской Федерации с многомиллионным населением и вековым наследием современности в виде архитектурных сооружений, построенных много веков тому назад. Во-вторых, только будучи в Москве можно по-настоящему понять, насколько красивой может быть архитектура XVI-XVII веков, сохранившаяся и дошедшая до наших дней и нашедшая отражение в церквях, соборах, монастырях и других не менее важных сооружениях. В экскурсионной программе по Москве обязательно должен присутствовать Новодевичий монастырь, один из самых старейших и красивейших действующих женских монастырей.

История создания

Обет Василия III - начало пути строительства монастыря

Князь Василий Темный совместно с князем Казимиром заключили соглашение, согласно которому Москва отказывалась от владения смоленскими землями и Смоленском. Договор был заключен в 1449 году, но уже при властвовании Василия Третьего во время русско-литовской войны были совершены попытки присоединить Смоленск к Москве. Так как в это время город находился под управлением литовцев. Именно тогда в 1514 году Василий Третий дал обещание, что если присоединит к Москве Смоленск, возведет он в честь этого важного для него события женский монастырь. Взятие Смоленска началось 29 июля 1514 года, Литовский гарнизон не устоял перед напором русских солдат и уже 31 июля жители города давали присягу князю Московскому. Первого августа Великий князь приехал в Смоленск, где в честь этого события была вынесена чудотворная Смоленская икона.
Свое обещание великий князь сдержал и уже 13 мая 1524 года был возведен Новодевичий Монастырь во главе с соборным храмом в ознаменование Смоленской иконы. Место для строительства было выбрано знаковое - на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, где в свое время москвичи возвращали в 1456 году икону Смоленску. Для строительства князем было выделено 3000 рублей, также обитель в будущем полностью освобождалась от поборов и податей в государственную казну. В 1525 году был организован целый крестный ход в честь переноса Смоленской чудотворной иконы из Кремля в монастырь.
Сегодня однозначно сказать, что стало причиной строительства монастыря, сложно. По одной из версий - после отвоевания Смоленска у литвинов князь Василий исполнил данный ранее обет, что в случае взятия города, он возведет в честь этого события в Москве Монастырь. Однако есть и еще одна версия, согласно которой монастырь был построен как пристанище для жены князя Василия - Соломонии, с которым та расторгнула брак. Бракоразводный процесс, к слову, пришелся аккурат на период начала строительства монастыря.
Сложно ответить, почему монастырь назвали Новодевичьим. По одной версии - у первой настоятельницы монастыря была фамилия Девочкина, по второй версии - обитель предназначалась исключительно для девиц, третья версия - в месте будущего строительства во времена правления Золотой Орды шел регулярный отбор самых красивых и титулованных девушек для главенствующих особ в качестве дани от Руси.
Первая версия - обитель была построена в ознаменование взятия Смоленска и названа в честь главной святыни города иконы Божией Матери "Одигитрия" - самая правдоподобная. Но исключать другие тоже не стоит. После возведения монастыря здесь часто можно было увидеть царских особ: дочери великих людей проходили в обители процедуру пострига, а Иван Грозный поселил здесь свою невестку - вдову старшего сына Ивана, а также вдову младшего брата. В свое время в Новодевичьем монастыре проживали Борис Годунов со своей сестрой - царицей Ириной Годуновой, которая переехала жить в обитель сразу же после смерти своего мужа. Некоторое время монастырь был своеобразной резиденцией царицы, где она отдавала приказы, подписывала грамоты, принимала бояр, иными словами выполняла царскую работу. Многие представительницы женского рода боярских, княжеских семей были послушницами монастыря. Правда, не все они приходили в это духовное место по своей воле. К примеру, сестра Петра Первого - сестра Софья - прошла процедуру пострига в монахини насильно. Брат принял такое решение в отношении сестры после прошедшего Стрелецкого восстания. Чуть позже в монастырь насильно были сосланы и остальные сестры Софьи. К слову, показательная казнь в отношении стрельцов проходила прямо у стен монастыря. К слову, Софья активно участвовала впоследствии в строительстве и финансировании основных зданий духовной обители. На деньги царевны были возведены Успенская церковь, трапезная, церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы.
Через два года после заточения Софьи была построена колокольня в стилистике московского барокко, которую многие называли и считали одной из самых красивых и выдающихся колоколен во всей Москве.
Немалоизвестной монахиней была и Евдокия Лопухина - супруга Петра Первого, которую насильно постригли в монахини и сослали в Суздаль в женский монастырь в 1698 году и только через двадцать девять лет она вернулась в Москву в Новодевичий Монастырь по разрешению своего внука Петра Второго. Палаты, где жила Евдокия Лопухина после ее смерти стали называться Лопухинским корпусом. Евдокии вернули звание царицы специально изданным указом и назначили годовое содержание в 4500 рублей, позже Петр Второй распорядился увеличить ей содержание и выплачивать в год около шестидесяти тысяч рублей. Умерла Евдокия Лопухина в 1731 году и была захоронена с южной стороны Смоленского собора. Там же захоронены царевна Софья и ее родная сестра - Екатерина. Пристанищем для представительниц царской семьи и местом их заточения монастырь служил практически двести лет.
Название "новодевичий" появилось не с проста. В момент появления обители на территории сегодняшней Москвы уже действовал Зачатьевский монастырь, который в те времена именовался Стародевичьим. Поэтому, с названием нового монастыря решили не мудрить и назвать Новодевичьим.
Практически все строения датируются XVI-XVII веками. Изменений с момента возведения и до наших дней практически никаких внесено в архитектуру не было. Сохранность монастыря и построек, ему принадлежащих - исключительна, что было оценено международными ассоциациями и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самый богатый монастырь XVII века в России!

В XVII веке обитель считалась одной из самых богатых в России - на постриг приходили достаточно знатные по тем временам представительницы царских семей, вносящие в качестве пожертвований драгоценности, серебряные монеты, жемчуг и другие дорогостоящие вещи. Война 1812 года не сказалась на монастыре, который полностью сохранился во время наступлений наполеоновской армии. За сохранность обители рьяно боролись жившие в ней монахини. Предание гласит: Наполеон, отступая, установил в монастыре пороховые бочки и поджег фитили, однако женщины вовремя сумели затушить фитили и воспрепятствовать взрыву и уже начинающемуся пожару. Обитель действующая, поэтому посетить ее может каждый желающий. С 2010 года в монастыре работает церковный музей, а также располагается резиденция митрополита Ювеналия - митрополита Коломенского и Крутицкого, управляющего Московской областной иепархией с 1977 года.

Икона Богородицы "Одигитрия" - как переходящий символ веры, надежды, силы

В переводе с греческого языка " Одигитрия" означает - наставница, путеводительница. Именно так назывался образ Божией Матери, написанный в древние времена Лукой и хранившийся долгое время в греческом храме Одигон.
Впервые в Россию икону Богородицы привезла в XI веке царевна Анна - дочь византийского императора Константина Девятого. Именно этой иконой отец благословил девушку, вступающую в брак с князем Всеволодом Ярославичем. Впоследствии святыня стала переходить из поколения в поколение и служить оберегом для русских князей. Нередко икону отождествляли с символом преемственности поколений, родственной близости Руси и Константинополя.
В XII веке Владимиром Мономахом святыня была перевезена в Смоленск и размещена в построенном соборе Успения Богоматери. Именно с тех пор было принято решение называть икону Смоленской. А сам город считался городом Пресвятой Богородицы. Именно икона, по преданию и легендам, спасла город во время нашествия Батыя (1239 год).
В Москву икону "Одигитрию" перевезли в XV веке. На сегодняшний день существует целых три мнения (легенды) по поводу того, как икона оказалась в российской столице. По преданию, она была похищена в момент ограбления и привезена в качестве презента князю московскому Василию. Вторая легенда гласит, что эту икону передал своей дочери князь Витовт, которая была женой князя Василия. По третьей версии - последний князь Смоленска, убегая из города, забрал с собой самые ценные иконы, среди которых и оказалась небезызвестная сегодня "Одигитрия".
Икона была возвращена князем Василием Вторым Темным в Смоленск после просьбы Смоленского епископа Мисаила в 1456 году. После возврата в Смоленск икону поместили в Благовещенский собор и только практически через 80 лет она была перенесена в монастырь.

Новодевичий монастырь сегодня

Монастырь был закрыт в 1922 году и преобразован в художественный, историко-бытовой музей. Внутри помещений и покоев собрана впечатляющая коллекция икон, древнерусской живописи, тканых полотен, сохранившихся и дошедших до наших дней с шестнадцатого века. Будет интересно ознакомиться с изделиями, изготовленными из драгоценных и полудрагоценных металлов, камней в XVI-XVII веках. В музейной коллекции присутствуют документы монастыря, архивные данные, а также целая библиотека старинных книг: как рукописных, так и старопечатных. Что еще обязательно привлечет в музее, так это собрание облачений XVII-XX веков, богослужебных предметов, вкладных икон и многое другое. В Смоленском соборе до сих пор сохранилась фресковая живопись, нанесенная на стены еще в XVI веке. А великолепие и величие резного иконостаса поражает воображение даже самых требовательных к достопримечательностям туристов.
Монастырский комплекс окружен впечатляющими по высоте и мощи крепостными стенами, на которых сооружено более десяти башен. Каждая из башен отличается своей стилистикой и архитектурными особенностями. Всего в комплекс входит более двадцати пяти объектов, каждый из которых представляет особую архитектурную ценность. Большинство объектов сохранилось до наших дней в своем первозданном виде и практически не потребовало никаких реставрационных мероприятий.

Смоленский собор

Центральная часть монастыря построенный в 1525 году пятиглавый Соборный храм Смоленской иконы Богоматери. Внешне он практически ничем не отличается от кремлевского Успенского собора. В Смоленском соборе сохранился до наших дней пятиярусный иконостас, покрытый позолотой и удивляющий своей искусной резьбой. Иконостас был сделан мастерами из Оружейной палаты. Помимо основной реликвии - Смоленской чудотворной иконы, в соборе хранятся старинные святыни, принесенные в дар храму Борисом Годуновым, Иваном Грозным и другими царями, правящими на Руси.

Колокольня

В непосредственной близости находится Колокольня высотой в 72 метра со стенами, украшенными "кружевом", построенная еще под руководством царевны Софьи. В те времена Колокольня считалась одной из самых высоких и славилась своим невероятно красивым колокольным звоном. Колокола отлиты в разное время, но самым старым считается колокол, сделанный еще во времена правления Ивана Грозного. Всего в Колокольне предусмотрено шесть ярусов, однако проведенные в недавнем времени исследования подтвердили - согласно имеющимся пропорциям объект должен был быть семиярусным. Последний ярус не был достроен в связи со свержением царицы.
К Колокольне примыкает два храма: Святого апостола Иоанна Богослова и преподобных Варлаама и Иоасафа. Первый храм находится прямо под колокольней, второй - занимает средний ярус звонницы.

Преображенская церковь (находится над центральными воротами)

На сегодняшний день это действующий храм, однако, не предполагает свободного доступа туристов и прихожан. Причина проста - это домовой храм митрополита Крутицкий и Коломенский. Внешне очень красивое сооружение с большими дугообразными окнами-витражами. По стилистике храм напоминает украинский барокко и отличается торжественной "внешностью".

Лопухинские палаты

Являются продолжением Преображенского храма, возведены в конце XVII века по приказу царя Алексея для его дочери - Екатерины. Названы Лопухинскими в связи с тем, что в XVIII веке в палатах проживала Евдокия Лопухина. Палаты примечательны сохранившимися и дошедшими до наших дней в первозданном виде солнечными часами - самыми старинными в Москве. Украшением интерьера являются печи с изразцами. На сегодняшний день Лопухинские палаты являются резиденцией Ювеналия - митрополита Крутицкого и Коломенского.

Мариинские Палаты

Являются продолжением Покровской надвратной церкви, которая на сегодняшний день закрыта для посещения. Палаты отличаются белоснежными каменными стенами и возведены в XVII веке практически в тоже время что и Лопухинские палаты. Названы в честь царевны Марии - дочки царя Алексея, которая проживала в палатах в конце семнадцатого века. Первоначально палаты состояли из двух этажей, но позже был пристроен третий этаж с двухскатной крышей и напоминающий терем.

Амвросиевская церковь

Построена из белоснежного камня и сохранившаяся фактически в идеальном состоянии до наших дней. Изначально была посвящена Иоанну Предтече, затем объект прошел обряд переосвещения в честь Святого Амвросия. По историческим данным, строение неоднократно перестраивалось. Церковь совмещена с трапезной.

Палаты Ирины Годуновой

Являются продолжением Амвросиевской церкви, к которой примыкало два двухэтажных здания, одно служило в первое время трапезной. Затем после окончания строительства Успенской церкви, трапезная перебазировалась в другое здание. Другое предназначалось для проживания Ирины Годуновой. По сведению историков, два строения считаются самыми старейшими в монастырском комплексе.

Певческие палаты

Одноэтажные палаты, являющиеся самыми большими жилыми помещениями в монастырском комплексе. Изначально это были братские кельи. Чуть позже в палатах проживала наместница монастыря. В XIX веке строение было передано для проживания монахинь, которые пели в хоре.

Казначейские палаты

Здание, построенное в XVII-XVIII веках из камня. Изначально здесь находилась игуменская келья и само по себе строение было одноэтажным. Однако уже в начале XIX века была установлена деревянная надстройка с узорчатым украшением.

Палаты царевны Софьи

Сегодня в помещениях размещен музей, сам интерьер украшает печь с изразцами, выложенная еще в семнадцатом веке. В палатах очень маленькие окна. Можно сказать окошки, из которых в те далекие времена Софья наблюдала за казнью стрельцов, участвующих в Стрелецком восстании. Палаты выстроены в два яруса. Верхний - разделен на небольшие комнатки, нижний - не имеет перегородок и является одним большим помещением.

Часовня Прохоровых

Обязательно стоит посетить часовню, построенную в 1911 году архитектором В.А. Покровским. Здание является ярчайшим представителем неорусского стиля. Внутреннее убранство - очень красивые мозаики.
В монастырский комплекс на сегодняшний день входит Филатьевское училище, где в свое время воспитывали и растили осиротевших девочек и обучали их кружевному плетению.
Также в комплекс входила больница, где осуществлялось лечение и уход за русскими солдатами-ветеранами, богодельня и нескончаемые палаты царских особ: Евдокии Лопухиной, Ирины Годуновой и других величественных женщин.

Некрополь - старинное новодевичье кладбище

С момента строительства Смоленского собора он служил знаковым местом для царских особ женского пола, которые были острижены в монахини и похоронены после смерти у стен монастыря. Собор вообще служил местом, где хоронились насельницы, представители знати. В 1771 году был издан указ, согласно которому хоронить в городах было запрещено, поэтому на территории монастыря было выделено место, где городские жители проводили похороны своих усопших родственников. К началу двадцатого века свободных участков в разрешенных для захоронения местах практически не осталось, поэтому городские власти приняли решение выделить под кладбище территорию с южной стороны монастыря, которое стало называться Новым Новодевичьим кладбищем. А место прежнего захоронения - Старым.
Уже в советские годы на Новодевичье кладбище был перенесен прах многих деятелей культуры, выдающихся личностей с территорий других некрополей, которые могли быть в скором времени уничтожены. В середине XX века кладбище становится фактически элитным с учетом того, кто хоронится на нем. Кладбище является особенной достопримечательностью Монастырского комплекса. Здесь захоронены Борис Ельцин, Любовь Орлова, Никита Хрущев и многие другие небезызвестные российские личности.

Новодевичий Монастырь - это яркий представитель московского барокко, идеально сохранившийся до наших дней. Даже сегодня кажется неприступной крепостью с высоченными стенами и башнями, сложенными из кирпича и отделанными белоснежным камнем. Большинство зданий, входящих в комплекс монастыря, возводились во второй половине семнадцатого века в барочном стиле.

Адрес: Новодевичий пр., 1

Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший храм Новодевичьего монастыря . Он был построен в 1524-1525гг. и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора).

Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на четыре прясла по длине и три – по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор. Пять глав собора поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Высокие и широкие барабаны под куполами – световые, с узкими щелевидными окнами. Особенно интересен в этом плане центральный барабан. В нем два яруса окон: высокие внизу и узкие и маленькие – вверху, почти под самой главой. Эти ярусы как бы повторяют схему расположения окон в два света в самом четверике. Окна верхнего яруса, узкие и высокие, расположены практически в закомарах, доходя до линии завершения лопаток. Нижние же окна шире, хотя и ненамного, и обведены очень скромными и простыми наличниками.

Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены главным образом теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской Иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания – периодом становления Русского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686гг. мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым «со товарищи», резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.

Собор очень велик. Высота его от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.

В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759г. при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников.

После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.