Русский князь олег вещий. Правление князя олега

Годы правления: 879 – 912

Из биографии.

  • Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Его называли Вещим, т.е.знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав « матерью городов русских».
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать.
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.

Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется « Песнь о вещем Олеге».

Картины В.М. Васнецова:


В.М.Васнецов, 1899г.

Исторической портрет Олега Вещего: направления деятельности

1. Внутренняя политика Олега Вещего

Направления деятельности. Результаты.
1.Укрепление положения князя. Наложил дань на племена. Полюдье. Установил по всей территории общие налоги.Посадил своих посадников в города.Принял титул великого князя, все остальные — его данники.
2.Образование единого государства. 882-образование государства, Киев- столица(« матерь городов русских ». Объединение двух центров — Киева и Новгорода. Объединение восточных племён.Подчинил племена славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
3.Защита Киева- столицы Руси. Вокруг города построил новые укрепления.
4.Обеспечение безопасности государства. Строит окраинные города. «Нача города строити».

2. Внешняя политика Олега Вещего

Итоги деятельности Олега Вещего:

1.образование государства — в 882г. Первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути « из варяг в греки».

3.принятие титула великого князя, все остальные князья — его данники, вассалы.

4.оздание благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.

5.упрочение внешнеполитического положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно . Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

Хронология жизни и деятельности Олега Вещего

Олег Вещий в литературе:

А.С.Пушкин.« Песнь о Вещем Олеге» .1822г.

Б.Васильев. « Вещий Олег» 1996г.

Н.П. Павлищева.« Вещий Олег». 2008г.

Олег, он же Вещий Олег (др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ). Умер ок. 912 года. Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет» (ПВЛ), и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и ПВЛ), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно ПВЛ, Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином - братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег - это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, - взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» .

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» - и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной , объявив: «Да будет это мать городов русских» . Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» .

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы: И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком - поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском - Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI-IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Вещий Олег (документальный фильм)

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии:

Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»;
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»;
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825;
Васильев Б. Л. «Вещий Олег»;
Панус О. Ю. «Щиты на вратах».

В кино:

Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин;
Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей;
Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости);
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Вещий Олег. Обретённая быль


Новгородский князь Рюрик умер, оставив своего сына Игоря, которому мог бы передать власть над Новгородской землей, еще совсем маленьким. Поэтому перед смертью он назначил себе преемника – своего друга и соратника Олега. Дата начала правления Олега скрыта во тьме веков, но известно, что княжил он долго – 33 года, и сумел за это время сделать очень много.

Князь Олег главной задачей в период своего правления полагал расширение границ оставленного ему княжества. Надо было установить контроль над водным торговым путем, пролегавшим по Приднепровью, чтобы беспрепятственно вести торговлю с Восточной Византией. Он наметил также захват киевских земель, поскольку Киев был весьма «лакомым кусочком» — он стал главным центром русской торговли и своеобразным оплотом, охранявшим расположенные далее земли от постоянных набегов кочевников. Тот, кто владел Киевом, владел и всей русской торговлей.

Итак, Олег собрал большое войско и двинулся по направлению к Киеву. Малолетнего Игоря он взял с собой, чтобы тот с самого нежного возраста на практике осваивал трудную науку управления княжеством и ведения войн. Прибыв к воротам Киева, Олег не стал сразу тратить силы на бой. Он захватил город коварным способом: остановив дружину на подступах к городским стенам, вызвал правителей Киева Аскольда и Дира якобы для того, чтобы провести с ними какие-то переговоры. Когда же ничего не подозревавшие князья подошли к ладьям, Олег указал им на юного Игоря со словами: «Вот кто истинный правитель Киева, а вы не княжеского рода!». После этого дружинники расправились с Аскольдом и Диром.

Оставшись без своих князей, киевляне не стали сопротивляться. Олег вошел в город и провозгласил себя князем Киевским. Окрестные селения также присоединились к его территориям – большей частью добровольно, так как им была необходима защита от нападения печенегов.

Олег продолжал расширять границы своих владений, присоединяя и более отдаленные племена, не участвовавшие в торговле, не видевшие смысла в объединении и потому оказывавшие ожесточенное сопротивление.

Итогом завоевательных походов дальновидного Олега стало образование единого государства, сплотившего Северный и Южный союзы славян. Это ужа была Киевская Русь с центром в городе Киеве. Уже к началу X века большинство племен (теперь их редко именовали племенами, чаще – городами, областями, поскольку на смену племенам и родам пришли города и целые княжества) оказались объединены вокруг Новгорода и Киева. Главой нового формирования следует считать Киев, где сосредотачивалась торговля.

Отношения Руси с Византией

Набиравшее силу новое государство заставило считаться с собой всех соседей, среди которых главенствующие позиции занимала Византия. Олег решил предпринять поход на Византию с целью облегчения торговли для русских купцов, что способствовало бы быстрому развитию Киевского княжества. В поход на Константинополь отправилось несметное количество русских воинов – 2 тысячи ладей и конница, двигавшаяся вдоль берега. Греки заняли осадное положение, закрывшись в городе. Войска русичей громили окрестные селения, не проявляя жалости ни к женщинам, ни к детям. Греки были в ужасе и стали просить мира. Тогда Олег согласился на прекращение военных действий и заключил с противником мирный договор, условия которого были очень выгодными для русских: купцы, прибывшие из Киевского княжества, не платили никакой пошлины. При торговле они могли обменивать меха, челядь и воск на золото, шелковые ткани, вина. Кроме того, по истечении того срока, который был отведен на проведение торгов, греческая сторона обеспечивала русских купцов продовольствием на обратную дорогу.

Постепенно отношения между государствами стали развиваться в более мирном русле: русичи служили при императорском дворце на политической или военной службе, а греческие мастера, художники, строители, священнослужители отправлялись на Русь. Постепенно в Киевском государстве стало распространяться христианство.

Сам Олег остался язычником. Он умер в 912 г. Согласно преданию, причиной смерти князя стал укус гадюки. Позднее эта легенда легла в основу множества произведений художественной литературы. В памяти народной первый князь Киевской Руси живет как Вещий Олег, поскольку он отличался ясным умом и выдающимися способностями к управлению государством – большинство его походов закончилось успехом, а во внутриполитической жизни наметилась стройная система управления, позволявшая контролировать очень большие и разрозненные территории.

Заключение

Выбор Рюрика, оставившего княжество в руках Вещего Олега, оказался очень удачным. Наставник будущего князя Игоря сумел объединить два Союза славян – Северный и Южный – в одно государство, в котором установил четкий принцип подчинения: оно делилось на города и области, управлявшиеся посадниками, подотчетными киевскому князю. Кроме того, он составил первый юридически обоснованный мирный договор с греками, дававший большие преимущества русичам и открывший большие перспективы для развития Киевской Руси. Теперь нужно было сохранить эти достижения, но это стало задачей уже для следующего князя — Игоря Рюриковича.

ТЕРМИНЫ

Антинорманнская теория (М.Ломоносов,Б.А.Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

Бортничество - сбор дикого мёда.

Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в.Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована в Стамбул.

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

Древняя Русь - первое название государства в 11-13 вв.

Дружина –вооружённые отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дым - единица налогообложения с двора.

Закупы - крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества - глава княжества. Старший назывался великим, остальные - удельными.

Летописи - исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

Оброк - ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий - с крестьян.

Вервь- мир - община.

Переложное земледелие - способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

Подсечно- огневое земледелие - выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

Путь «из варяг в греки» - водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского(Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря, затем вдоль морского побережья до Византии.

Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

Рядовичи - смерды(крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор(ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

Смерды - свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении.

Феодализм - ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству.Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки(барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

Хазары - кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

Холопы - феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

Центристская теория - государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов(А.Л.Юрганов, Л.А.Ковца и большинство современных историков).

Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже - широкий круг феодально-зависимых людей.

Вещий Олег – одна из самых загадочных фигур в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи – на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище – «Вещий». Согласно "Повести временных лет", князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля – Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?


По преданию, описанному в "Повести временных лет", князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе – легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в "Повести временных лет" установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега – вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи – изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег – одно и то же лицо.

Персидская эпопея

"Повесть временных лет" является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное – конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега – «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе – Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии – смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».