Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад: Стих. Стихотворение А

Всё, что не ты, — так суетно и ложно,
всё, что не ты, — бесцветно и мертво.
Алексей Толстой

В заснеженном Петербурге, в почти заснеженной квартире (о, эти знакомые жителю постсоветского пространства приметы вроде той, что «если плохо топят — значит, скоро весна»!) живёт пожилая семейная пара. Григорий Петрович позиционирует себя человеком со слабым здоровьем и писательским дарованием, поэтому спит под двумя шерстяными пледами и сочиняет мемуары о пребывании в лагере — исправно, по четыре страницы в день. Вера Андреевна — в прошлом учительница, которая никем себя не мнит, а преданно терпит капризы мужа и подработки, потому что сын с внуками в Америке, помогать если и сможет, то не сразу, а жить, т. е. доживать, как она сама выражается, надо сегодня. Холод подталкивает к походу на рынок за обогревателем, и это событие дарит неожиданную радость случайной встречи: Вера Андреевна находит там сначала точную копию разбитой статуэтки пограничника Карацупы с собакой, а потом — свою первую любовь, Алексея. Предельно аскетичные декорации, интерьеры, костюмы, ничего сверхъестественного в сценарии, а проза жизни между тем, зарифмовываясь с силой и чистосердечием переживаний, под натиском последних превращается в поэзию и выбивается из-под снега обыденности хрупким белым цветком…

Из такого, казалось бы, простого, незамысловатого мелодраматического сюжета Виталий Мельников по кадру-кирпичику уже не впервые выстраивает киноисторию целой эпохи. Картина «Луной был полон сад» — о тех, кто пережил военное детство в эвакуации, кто будет гордо держать голову в шапке-ушанке посреди дизайна от кутюр и украшать списанной тканью скромную комнатку, кто способен купить цветы на копеечную пенсию. Линейность повествования разрывается воспоминаниями, а они дают ключ к постижению пронесённой через годы любви двух людей — совсем как в разыгранной ими когда-то на сцене пьесе Симонова «Жди меня». Оттенённая такими разными, но одинаково дорогими ей мужчинами, центральной фигурой в киноленте является Вера Андреевна. Всю жизнь, по собственному признанию, она прожила для мужа, для сына, для учеников, для общественности. «Я падеж дательный, имя несуществительное, причастье страдательное, неотлагательное, имя чувствительное…» Даже теперь, когда в возрасте немножко за семьдесят она отдаётся на волю чувств и слышит от бывшей ученицы Насти укоряющее: «Это моё время — любить», — ей приходится отстаивать своё право быть человеком, женщиной, использовать сердце не только как фиброзно-мышечный орган. И вместе с тем реализовывать редкое умение не впадать в эгоизм и не причинять боль близким людям, хоть на минутку подумав о себе.

По мелочам суметь не разменяться,
о чувствах в суете не забывать,
на век прощаться, но не расставаться,
и всей душой прощать и принимать!
(Марина Цветаева)

«Луной был полон сад» удостоился Специального Серебряного «Святого Георгия» ММКФ за актёрский ансамбль, и это не благодушный реверанс жюри: Зинаида Шарко, Николай Волков (младший) и Лев Дуров отыграли своих героев, точно спели на три голоса романс, строка из которого вынесена в название — романтическое, светлое, элегичное. Дуров, обычно максимально раскрывающий все грани профессионального мастерства в ролях эксцентрического плана, и здесь неподражаемо органичен, особенно в сцене супружеского бунта на скамейке во дворе, подкрепляемого угрозами в духе цветаевской «Соперницы», посыпанием головы снегом и поеданием оного с целью поскорее отойти в лучший из миров. Зинаиде Шарко удалось показать равнозначную любовь к обоим мужчинам своей жизни, сохранив и обаяние, и теплоту, и женское кокетство в любых ситуациях: как девчонка, боясь и восторгаясь, выходит она на арену ночного цирка; принимает букет на первом свидании, робея, как юная девушка. Николай Волков, высокий, нескладный и неприкаянный, в стоячем пальто со «специфическим запахом», замечателен уже при знакомстве с Григорием Петровичем, вынутым ради гостя из-за машинки («я за машинкой» звучит всякий раз не менее подчёркнуто-значительно, чем «я за рулём» или «я за кульманом»), а уж в лирических эпизодах — и подавно…

Так мало фильмов преподносят нам рассказы о настоящей любви тех, кто юн внутренним запалом, а не по паспорту: «Дальше — тишина», «Старомодная комедия», «Джинджер и Фред», «Ещё один год», — как будто избегая неловкой темы или беря за аксиому утверждение: «Уж не мечтать о нежности, о славе, всё миновалось, молодость прошла!» Но ни бедность, ни старость не могут быть причислены к порокам — куда безнравственнее равнодушие, непонимание, душевная чёрствость или неискренность. Мне, тебе, ему, ей — поколению, выбирающему «Пепси» и пластическую хирургию, мобильному и живущему в скоростной век, — недосуг остановиться, взяться за морщинистую руку дедушки или бабушки, посмотреть им в глаза, выслушать. А ведь завтра этой возможности может и не представиться. Поколение благородных стариков не обязательно голубых кровей, интеллигентных и образованных, непритязательных и деликатных, живущих рядом с нами, постепенно исчезает, оставляя чёрно-белые фотографии, фронтовые песни, книги, детей, но что-то, к сожалению, безвозвратно унося с собой навсегда. Об этом и фильм — пронизывающий, непритворный, как воспоминания о знаковой ночи в фетовском стихотворении. Однако вовсе не в путешествие по лунной дороге, подобно Понтию Пилату и Иешуа, уходят герои картины Виталия Мельникова. Втроём они вприпрыжку шагают по зелёному полю — туда, где «ни печали, ни тревоги, ни боли в груди, будто целая жизнь за плечами и всего полчаса впереди», где «небу нету конца; но и любви конца нет».

Текст стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад” одно из лирических произведений поэта, над которым литературоведы спорили долгое время. Одни говорят, что его лирическая героиня – Мария Лазич, а другие – Татьяна Берс, пение которой вдохновило Афанасия Афанасиевича на создание стихотворения. Сюжет – свидание влюбленных под луной и поздние воспоминания героя об этом годы спустя. Композиционно стих включает четыре строфы, а по смыслу – две: в первой и второй строфах лирический герой описывает свидание, а в третьей и четвертой – воспоминание о нем. Такая романтичная картина создана при помощи образов природы (ночь, заря), музыки (рояль, струны) и чувств (дрожащие сердца). Так же этой цели способствуют изобразительные средства – эпитеты (“томительных и скучных” лет, “жгучей муки”, “рыдающие звуки”). Темы, которые раскрыл поэт – музыка и любовь, а мотив – преображающая сила искусства. Благодаря гибкости стихотворения поэт сумел передать свои эмоции в словах.

Материал может быть использован как дополнение к урокам литературы или при самостоятельной работе в старших классах.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворение «Сияла ночь…» было создано А Фетом под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен. Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская - сестра жены Л. Н. Толстого - стала прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: "Когда вы поете, слова летят на крыльях".

Ниже приводится отрывок из воспоминаний Т.Кузьминской «Моя жизнь дома и в Ясной поляне» о том, как появились стихи.

"Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и "Крошку" Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Слова начинались:

Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок.
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.

Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.

Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно.

И он продекламировал:

Отчего ты при встрече со мною
Руку нежно с тоскою мне жмешь?
И в глаза мне с невольной тоскою
Все глядишь и чего-то все ждешь?

Марья Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:

Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром говубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь.

Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки: "Я помню чудное мгновенье" и "К ней" - тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: "В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его".

Я была очень горда этим отзывом. Он так редко хвалил меня, а все больше читал нравоучение.

Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошёл молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.

Это вам в память вчерашнего эдемского вечера.

Заглавие было - "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 году, когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят".

С тех пор прошло четыре года.

Афанасий Афанасьевич, прочтите мне ваши стихи - вы так хорошо читаете, - сказала я, поблагодарив его.

И он прочел их. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны эти стихи были в 1877 году - десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка. Стихи несколько изменены. Приведу текст, который был мне поднесен:

ОПЯТЬ

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб только, дорогая,
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь.
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в ласкающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Уже будучи стариком, Фет понимал, какое счастье он упустил в своей жизни, погнавшись за деньгами. Воистину верно говорят, что любовь к деньгам – корень всех зол. В случае с Фетом они отняли у него любовь. И эту любовь звали Мария Лазич.

Это была девушка из обедневшего дворянского рода. Фет любил её, и она отвечала взаимностью. Казалось бы, женись и будь счастлив. Но поэт так не поступил. Он хотел вернуть себе дворянский титул и состояние, поэтому отверг Марию. И так получилось, что девушка трагически погибла в пожаре. А Фет был подвержен горьким настроениям до конца жизни. Он сам себе её испортил.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад» было написано в 1877 году, и поэт к тому времени не чувствовал себя комфортно. Опять же, всё дело в любви, которую он предал. Всё, что остаётся – вспоминать. Вот сияет луна в ночном небе, и ещё молодой Фет сидит вместе с Марией в залитой серебристым светом гостиной. Ни одного огня не горит, только луна. Девушка играет на рояле с открытой крышкой, и струны дрожат. А Фет её слушает.

Девушка играет до самой зари и плачет, и говорит поэту, что только она одна и есть любовь. И хочется обнять её и плакать тоже. Хочется жить. Вот такое воспоминание. Оно пришло внезапно, спустя много скучных и утомительных лет, в самой старости. И будто этих лет не было, и не было обид и мук сердца. Девушка играет, и хочется обнять её и плакать.

Вот так Фет утешал себя и пытался залечить рану в сердце. Но этой любви не суждено было быть. А может, и суждено было, но поэт всё испортил. Да, он вернул себе титул, состояние, стал успешным помещиком, женился на богатой купеческой дочери. Вот только это не облегчило потери.

Мария Лазич продолжала стоять перед глазами Фета как символ безвозвратно утраченного. И ей было посвящено ещё много стихотворений. Да, любовь лучше не терять, потому что она – величайшее сокровище в жизни.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Сияла ночь луной был полон сад

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Бал

    19 век – время потрясающих балов, галантных манер и прекрасных танцующих пар. Эти торжества красоты и грации с восхищением описывали русские классики. Главным символом того времени стал «первый бал Наташи Ростовой»,

  • Анализ стихотворения Брюсова В будущем

    Валерий Брюсов является знаменитым русским писателем, его основное творчество приходиться на период конца девятнадцатого и начала двадцатого века. В его множественные произведения входят сборники и стихи,

  • Анализ стихотворения Бунина Не видно птиц покорно чахнет

    Стихотворение «Не видно птиц…» И. А. Бунина является одной из его ранних работ. Написано оно в 1889 г, когда автору было всего 19 лет, и вошло в его первый опубликованный сборник. В юности поэт увлекался охотой и любил гулять по лесу.

  • Анализ стихотворения Блока Скифы

    Для России 1918 год стал тяжелым временем. Последствия ранее прошедшей Октябрьской революции, отобразились на всех сферах жизни страны, а так же сорванные переговоры в Брест - Литовске между Советской Россией и Центральными

  • Анализ стихотворения Пушкина Разлука

    Как важны для нас бывают товарищи, которым мы доверим самые сокровенные тайны, делимся с ними радостями и тревогами. Именно так им верным другом, братом, товарищем, единомышленником был для Пушкина Кюхельбекер.


Стихотворение
"Сияла ночь. Луной был полон сад" -
один из лирических шедевров
Афанасия Афанасьевича Фета,-
было написано 2 августа 1877 года.


Оно было навеяно пением
Татьяны Андреевны Кузьминской -
(сестры Софьи Андреевны Толстой).

Это пение всколыхнуло в поэте воспоминие
о его трагическом романе с Марией Лазич.

Она - дочь мелкого помещика, обрусевшего
серба.
Он - романтик, поступивший на военную
службу чтобы вернуть фамилию и дворянство.
Когда они встретились, ей было 24,
ему - 28 лет.
В марте 1849 года Фет пишет другу детства,
что встретил существо, которое любит и
глубоко уважает, «идеал возможного для
меня счастья и примирения с гадкой
действительностью.
Но у ней ничего, и у меня ничего...».

Любовь бесприданницы и офицера без
состояния могла только усугубить положение
двух бедняков.
Это значило бы для него навсегда похоронить
будущее в убогом гарнизонном прозябании
с кучей детей и преждевременно увядшей
женой.
И любовь Фета отступила перед прозаическим
расчетом.


Позже он напишет автобиографическую поэму
«Сон поручика Лосева», в котором их роман
с Лазич изображен с реалистической
конкретностью.
Поначалу комически поданный вопрос:
«Брать или не брать дьявольские червонцы?»-
оборачивается важнейшим при выборе
дальнейшего жизненного пути.
Как поступил поручик Лосев в поэме остается
неизвестным.
Но мы знаем, как поступил поручик Фет.

В своих воспоминаниях он пишет:
«Чтобы разом сжечь корабли наших взаимных
надежд, я собрался с духом и высказал
громко свои мысли относительно того,
насколько считал брак для себя невозможным
и эгоистичным».
Она ответила:
«Я люблю с Вами беседовать без всяких
посягательств на Вашу свободу».
Мария все понимала и не осуждала Фета.
Она любила его таким, каким он был, любила
бескорыстно, безоглядно и самоотверженно.
Любовь была для нее всем, в то время как
он расчетливо и упорно шел к своей цели:
получение дворянства,
достижение материального благополучия...

Чтобы не компрометировать девушку, Фет
должен был с ней расстаться.
«Я не женюсь на Лазич», - пишет он другу.-
«И она это знает, а между тем умоляет
не прерывать наших отношений.
Она передо мной чище снега...
Этот несчастный гордиев узел любви,
или как хочешь назови, который чем более
распутываю, тем туже затягиваю,
а разрубить мечом не имею духу и сил».
Разрубила жизнь.

Вскоре полк переводят в другое место.
Фет отбывает на маневры, а осенью
полковой адъютант Фет на свой вопрос о
Марии услышал от приятеля изумленное:
«Как! Вы ничего не знаете?!»
Собеседник, пишет поэт, смотрел на него
диким взглядом.
И, после паузы, видя его недоумение,
прибавил:
«Да ведь ее нет! Она умерла!
И, Боже мой, как ужасно!»
Ужасней смерть и впрямь вообразить себе
трудно: молодая женщина сгорела.
Заживо...


Случилось это так.
Отец, старый генерал Лазич, не разрешал
дочерям курить, и Мария делала это украдкой,
оставаясь одна.
«Так, в последний раз легла она в белом
кисейном платье и, закурив папироску,
бросила, сосредоточившись на книге,
на пол спичку, которую считала потухшей.
Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла
опустившееся на пол платье, и девушка
только тогда заметила, что горит, когда вся
правая сторона была в огне.
Растерявшись, она бросилась по комнатам
к балконной двери, причём горящие куски
платья, отрываясь, падали на паркет.
Думая найти облегчение на чистом воздухе,
Мария выбежала на балкон, но струя ветра
еще больше раздула пламя, которое
поднялось выше головы...»

Фет слушал, не прерывая, без кровинки в
лице.
Спустя сорок лет он слово в слово
воспроизведет этот страшный рассказ,
завершив им, по сути, свои воспоминания.

Но существует и другая версия случившегося.
Вскоре после рокового объяснения с Фетом,
Мария, надев белое платье - его любимое, -
зажгла в комнате сотню свечей.
Помещение пылало светом, как пасхальный
храм.
Перекрестившись, девушка уронила горящую
спичку на платье.
Она готова была стать любовницей,
сожительницей, посудомойкой - кем угодно! -
только бы не расставаться с Фетом.
Но он решительно заявил, что никогда
не женится на бесприданнице.
Как признавался поэт, он «не взял в расчет
женской природы».
«Предполагают, что это было самоубийство»,-
писал наш современник, поэт Е. Винокуров.

Было ли это самоубийством?
Если да, то она убила себя так, чтобы
не затруднить жизни любимому, ничем
не отяготить его совесть, - чтобы зажженная
спичка могла показаться случайной.
Сгорая, Мария кричала:
«Во имя неба, берегите письма!»
И умерла со словами:
«Он не виноват, виновата я».
Письма, которые она умоляла сохранить -
это фетовские письма, самое дорогое,
что у нее было...
Письма не сохранились.
Сохранились стихи Фета, которые лучше
всяких писем увековечили их любовь.

Томительно призывно и напрасно
Твой чистый луч передо мной горел,
Немой восторг будил он самовластно,
Но сумрака кругом не одолел.
Пускай клянут, волнуяся и споря,
Пусть говорят: то бред души больной,
Но я иду по шаткой пене моря
Отважною, нетонущей ногой.
Я пронесу твой свет чрез жизнь земную,
Он мой - и с ним двойное бытие
Вручила ты, и я - я торжествую
Хотя на миг бессмертие твое.

Что он потерял - Фет понял гораздо позже.
Тогда он лишь отдал дань скорби,
ему предстояла служба в гвардии,
другие заботы, цели...
Но придет время - и горестная тень властно
возьмет все, в чем было отказано живой
Марии Лазич.

Сорок лет спустя после этих событий больной,
задыхающийся старик думает о том,
чего стоило 20-летней девушке то спокойное
прощание:

Долго снились мне вопли рыданий твоих, -
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я - несчастный палач.

Среди ночи поднимают его утаенные ею
тогда слезы - вопли рыданий стоят у него
в ушах.
Вновь и вновь вспыхивает видение:
бежит пылающая фигура, загорается факелом
и выплавляет строчки, которым предстоит
войти в учебники:

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте, безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел -
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!

И гениальное:

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.

Так догорала любовь, которая когда-то,
в херсонской глуши, обожгла жизнь
практичного армейского офицера.
Марии Лазич посвящены самые пронзительные
строки знаменитых «Вечерних огней»,
этой лебединой песни А.Фета.

И снится мне, что ты встала из гроба,
Такой же, какой ты с земли отлетела.
И снится, снится: мы молоды оба,
И ты взглянула, как прежде глядела.

Фет, как мы знаем, умел возвращать отнятое
судьбой: он вернул себе родовое имя,
состояние, вернул и утраченные письма.
Ибо что, как не письма девушке из херсонских
степей эти написанные на склоне лет
стихотворные послания?

Солнца луч промеж лип был и жгуч, и высок,
Пред скамьей ты чертила блестящий песок,
Я мечтам золотым отдавался вполне, -

Я давно угадал, что мы сердцем родня,
Что ты счастье свое отдала за меня,
Я рвался, я твердил о не нашей вине, -
Ничего ты на все не ответила мне.

Я молил, повторял, что нельзя нам любить,
Что минувшие дни мы должны позабыть,
Что в грядущем цветут все права красоты,-
Мне и тут ничего не ответила ты.

Всю жизнь, до конца дней своих Фет
не мог ее забыть.
Образ Марии Лазич в ореоле доверчивой
любви и трагической участи до самой
смерти вдохновлял его.
Жизненная драма изнутри, как подземный
ключ, питала его лирику, придавала его
стихам тот напор, остроту и драматизм,
которого иным недоставало.
Его стихи - это монологи к умершей
возлюбленной, страстные, рыдающие,
исполненные раскаяния и душевного
смятения.

Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.


Но вернемся к стихотворению
"Сияла ночь..."

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем
дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна –
любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворение Фета "Сияла ночь"
вдохновило многих композиторов.
Один из лучших романсов написал
Николай Ширяев.