Важность образования в XXI веке. Роль обучения сотрудников в развитии организации

Лекция 19. Образование

Рассмотрим одну из существенных проблем нашего времени – проблему соотношения личности, общества и образования. В центре проблемы – противоречие между интересами современного человека, общественными запросами и целями, содержанием образования. Суть противоречия – отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.

Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям.

ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Первый ориентир – личностный . Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование – одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование – это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации – развития и саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов отметил: «Экономика, основанная на наукоемких технологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи». Одновременно это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия – как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом.

Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следовательно, социальный статус и достоинство человека, удовлетворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основательных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на государственном бюджете.

Второй ориентир – социальный , образование в интересах общества и государства, – органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества – это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопасности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.

Образование способствует решению экологических проблем . Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых условиях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке научного, инженерного состава, обеспечивающего современный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего комсостава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются людьми, имеющими достаточный образовательный уровень. Однако другие части испытывают трудности из-за того, что образованность людей, пополняющих армию по призыву, подчас не отвечает требованиям военной службы. Преодоление этой трудности также требует повышения качества знаний, получаемых в образовательных учреждениях.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

КАК СДЕЛАТЬ ВЫБОР

Несколько веков назад получить образование простому человеку было затруднительно, поэтому образованные люди высоко ценились. В современном мире у человека нет проблем с получением образования, по крайней мере на базовом уровне. Стоит заметить, что и сейчас действительно образованных людей очень ценят. Проблема в том, что из-за легкости доступа к получению образования люди перестали ценить возможность его получения. А между тем это имеет колоссальное значение.

Процесс получения образования предоставляет огромный выбор дела всей жизни: наука, спорт, бизнес, ИТ, творчество. Каждое направление предполагает свои особенности деятельности и требует характерных навыков, умений, способностей. Безусловно, если любимое дело дается с трудом, это не означает ошибочный выбор. Это значит, что человеку нужно приложить максимум усилий для достижения цели.

Но как же найти любимое дело? Как не ошибиться? Вам поможет образование. Несмотря на скептическое отношение к образованию у школьников - в школе, у студентов - в вузе, незаметно для них самих процесс обучения помогает определить жизненные ориентиры, предпочтения, ценности. Даже наши негативные эмоции по отношению к какому-либо предмету являются показателем. Тем более что занятия нелюбимыми предметами воспитывает в человеке дисциплину и терпение, а эти качества высоко ценятся работодателями.

Получается, что изучая различные дисциплины в школе, а после - в вузе, мы формируем и созидаем свою личность. Нельзя не отметить, что в процессе обучения мы знакомимся с людьми, находим друзей, приобретаем полезные знакомства, что также необходимо, например, для построения карьеры.

КАК ДОБИТЬСЯ ЦЕЛИ

Смысл образования - это получение базисных знаний, раскрытие скрытых талантов, развитие своих уникальных способностей. В работе любой направленности важно обладать знаниями, то есть всегда стараться быть специалистом в своей сфере. А специалист должен направить все свои усилия на изучение предметов, связанных с его непосредственной деятельностью. Однако очень важно заложить основы, начиная буквально со школы.

Образование в вузе имеет свои нюансы. Получение диплома является необходимой формальностью. Но лишь формальностью. Нужно учитывать, что не это является ценным для того, кто принимает вас на работу. В первую очередь будут оцениваться ваши реальные навыки и умения. А их приобретают при получении образования. Годы обучения позволяют подумать о многом и сделать свои индивидуальные выводы. Наверное, любой человек спустя какое-то время осознает все положительные стороны обучения.

Подводя итог, следует отметить важность образования и в XXI веке, наравне с предыдущими столетиями. Нужно понимать всю ответственность при обучении и в школе, и в вузе, так как это отразится на всех этапах жизни. А лучше учиться всю жизнь, потому что учение - свет!

Есть такая пословица: «Век живи - век учись». И даже тот, кто всячески пытается опровергнуть это мнение, не желая постигнуть все новое, прекрасно понимает, что именно обучение помогает укрепиться в этом мире, достигнуть поставленных целей и высот.

Процесс обучения - система, изучением которой занимается особая наука - дидактика. В числе ее главных задач - закрепление уже полученных данных об этом процессе, а также дальнейшее изучения его природы и Процесс обучения как целостная система - это совокупность нескольких взаимосвязанных, дополняющих друг друга этапов. Профессор канадского университета Райерсона Питер Урс Бендер, занимаясь изучением процесса обучения, выделил следующие, наиболее важные этапы:

Процесс обучения начинается с того момента, когда человек появляется на свет. Сначала он основывается на ощущениях и звуках, а затем постепенно усложняется, позволяя маленькому ребенку постепенно взрослеть, переступая на очередную ступеньку жизни. На протяжении всей своей жизни человек находится в непрекращающемся поиске новой информации, новых интересных фактов и открытий. Интерес ко всему окружающему позволяет занять определенную социальную ячейку, обрести свое призвание и передавать свой жизненный опыт тем, кому он может быть полезным.

Факторы, влияющие на процесс обучения, бывают самыми разнообразными. Они носят не только социальный, но и политический, экономический характер. Обучение детей начинается в семье, и от того, каким в ней будет к этому отношение, зависит дальнейшее становление и развитие человека. Школьный процесс обучения является самым важным, от того, как правильно будет организован он, зависит восприятие учениками окружающего мира, изучение наук и применение полученного опыта в жизни. Школа - это именно тот важный этап жизни, который дает человеку базовые навыки, позволяющие по ее окончанию определиться с профессией и для дальнейшей жизни. Если говорить о политическом и экономическом факторах, то процесс обучения во многом зависит от того, сколько внимания данному процессу уделяет государства, а также в какой степени оно занимается его финансированием. Также процесс обучения во многом зависит и от того, какое здоровье у человека. Как правило, у болеющих людей мотивация к обучению резко снижается, при этом наблюдаются нарушения в работе таких показателей, как память, внимание, сосредоточенность. И, наконец, важным фактором, влияющим на процесс обучения, является собственный настрой человека, ведь, как утверждает Райерсона Питер Урс Бендер, только желание и стремление может дать толчок к познанию.

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и наро­дов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование - это то, что заставляет человека стре­миться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и


Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процес­се усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал­феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех­нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

Второй ориентир - социальный, образование в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-


Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилиза­ции. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее об­разование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько по­ложений.

Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту при­роды, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло­виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формиро­вании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус мо­жет решать самые сложные задачи по укреплению обороно­способности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-


Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре­
одоление этой трудности также требует повышения качест­
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;

1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направле­ние развития», «склонность», «стремление».

Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются тео­ретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми, не­сомненно, будет отмечено насту пившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по об­разованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции раз­вития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают со­временным и перспективным запросам изменяющегося об­щества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интере­сам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информа­ции, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частич­ное устаревание, общественное развитие, открывающее но­вые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающих­ся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информа­ционному обществу этот принцип воплощается в двух тен-


Денциях: выдвижении в образовательном процессе на пер­вый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; воз­растающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться рабо­тать, приобретать не только профессиональную квалифи­кацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профес­сиональная компетентность - круг связанных с професси­ей проблем, в которых индивид обладает познаниями, жиз­ненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значитель­на тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкуренто­способности работника, организатора производства. Заме­тим, что главной причиной многочисленных производст­венных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других лю­дей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать за­висимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди долж­ны научиться совместно проектировать свои личные и кол­лективные действия для разумного и мирного решения воз­никающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В между­народных и национальных документах по образованию боль­ше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм соци­ального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического об­щества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция прояв­ляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-


Лерантности как качества культуры (нравственной, право­вой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содейство­вать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоя­тельного жизнетворчества, формирования жизненных пози­ций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к прак­тике непрерывного образования.

Идея непрерывного образования как процесса, охватыва­ющего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древ­ности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государ­ства.

Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной прак­тики, направленная на освоение человеком социокультурно­го опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, клю­чевое значение. Это связано с научно-технической револю­цией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосу­дарственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расши­рения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять зада­чи не только профессионального совершенствования работ­ников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования доста­точно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного обра­зования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,


Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы ма­леньким, но новым для вас куском знаний, считайте бес­плодно и невозвратно для себя погибшим».

Развитие непрерывного образования способствует распрост­ранению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду це­лостную картину мира, включая основы культуры, понима­ния места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобаю­щее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образова­нию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные техноло­гии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро пре­вратится в устойчивую тенденцию.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образо­вании), адаптивную (оперативная подготовка и переподго­товка в условиях меняющейся социальной и производствен­ной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования являет­ся самообразование: управляемая самой личностью целена­правленная познавательная деятельность; приобретение сис­тематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Значение образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной России, как в прогрессивном государстве, огромную роль играет институт образования. Именно оно выполняет функцию по воспитанию будущего кадрового и научного потенциала страны. Бесконечное реформирование системы образования привело к снижению его престижа в глазах граждан. Необходимо не просто понимать глубину значения образования, но и осознавать его важность.

Понятие образования

Об особенностях и подходах к образованию писали много еще со времен античности. О подходах к образованию спорили в Древнем Египте и в Месопотамии. Образование – это важный этап эволюции человечества.

В античности образованность считалась настолько необходимым и неотъемлемым достоинством гражданина, что наиболее пренебрежительным отзывом о человеке было: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Серьезным наказанием считалось лишение возможности получать образование. Обратимся к пониманию образования античными философами.

В античности существовало несколько школ с разными подходами к образованию. Ключевыми являлись школы Платона , Аристотеля и Сократа . Подходы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые подходы к образованию и обучению в античности

Высказывания об образовании и образованности в античности

Подход к образованию и обучению

Гераклит

Всем присущ дар познания себя и быть любознательным, и через это учиться хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать .

Сократ

Могучие духом, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, вредными .

Платон

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой .

Петроний

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя .

Аристотель

Корни образования горькие, но плоды сладкие .

Если обратиться к роли образования в древности, то следует отметить, что не только греки и римляне стремились быть образованными, но и египтяне. Отдельно следует упомянуть Древнюю Византию, где образование было возведено на высокий уровень и плотно взаимодействовало с догмами православия.

Понимание термина "образование" эволюционировало вплоть до наших дней. Сейчас образование трактуется как явление и как институт :

  1. Процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями.
  2. Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей .

Образование тесно взаимодействует с понятием "просвещение". Трактовка данного термина показывает связь с образованием:

Просвещение – распространение знаний, образования. Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта .

В современных российских условиях образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Функции образования

Будучи важным элементом существования общества и государства, образование наделено системой функций, которые позволяют определить его роль в становлении науки и гражданского общества.

Существует несколько подходов к классификации функций образования. Так, В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых делят функции образования на две большие группы:

  1. Социальные
  2. Личностные

Также в науке существует классификация , которая включает в себя следующие функции:

  1. Экономическая функция. Базируется на формировании человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками.
  2. Социальная, личностная функция направлена на социализацию личности.
  3. Культурная функция направлена на использование ранее накопленной культуры.
  4. Функция укрепления национальной безопасности.
  5. Функция укрепление демократического общества.

Ступени образования в России

Строго регламентируются Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Именно Закон об образовании дает самую полную трактовку термина "образование":

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .

В настоящее время законодательством четко закреплены ступени образования . Регламентирован возраст получения образования и его продолжительность. Ступени образования в Российской Федерации схематично представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Ступени образования в Российской Федерации

Первой ступенью является дошкольное образование. Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

В дальнейшем каждая ступень образования, начиная с начальной и заканчивая профессиональным образованием, требует прохождение предыдущей ступени.

Все ступени образования в Российской Федерации базируются на системе принципов образования. Принципами образования принято считать систему догм, которые позволяют образованию положительно влиять развитие личности и образования.

Рисунок 3. Принципы образования

Исходя из того, что система образования существует в каждом государстве и является тем столпом, на котором строится будущее, то образование – это непререкаемая основа всех цивилизаций. Образование учит общество интересоваться другими культурами, брать только самое лучшее из прошлого и настоящего, закладывая тем самым основу более успешного будущего.

В этой связи необходимо подчеркнуть недопустимость снижения уровня образования в России. С этой целью нужно более вдумчиво подходить к реформам в сфере образования. Постоянные перемены не способствуют стабильному росту качества обучения. С приходом каждого нового министра образования, происходит раскраивание, урезание и снижение функциональности современного российского образования. Попытки избавиться от всего советского создали прецедент "обескультуривания" не только учащихся, но и педагогов.

После "шоковой терапии" девяностых годов XX века российское образование было отброшено на десятилетия назад. Попытки насаждения западных ценностей привели к тому, что школьное образование превратилось в услугу. Избалованные дети и их родители ставят учителей вровень с обслуживающим персоналом кафе. В тоже время, низкий уровень педагогической квалификации и моральное разложение педагогических кадров в купе с недостаточным финансированием вылилось в беспрецедентные поборы в школах и коррупцию. Все это только снижает уровень образованности как в школах, так и в вузах.

С приходом нового министра образования Ольги Васильевой появилась надежда на возрождение образования как ценности, а не как услуги. Однако, быстрых результатов ждать не стоит. Слишком долго профессия педагога являлась одной самых низкооплачиваемых и не престижных. Бороться нужно не только с произволом учителей, но и родителей. Учитель должен снова стать непререкаемым авторитетом. Однако, для этого необходимо повышать профессиональный уровень педагогов и корректировать общественное мнение путем создания положительного образа учителя в школе, преподавателя в вузе. Однако это невозможно без борьбы с коррупцией и разгильдяйством.

Литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Философия. Хрестоматия /Составители: Баранников В.П., Басанец В.Л., Зайцева Л.А., Ковынев В.М., Мещерякова И.Н. Матронина Л.Ф., Никитина Е.А., Ручкина Г.Ф., Слесарев А.А., Широкова Н.А – М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).2003.
  3. Григорьев П.О.Образование в цитатах – М.: Просвящение, 2000
  4. Аристотель. Политика – М.: ЛитРес, 2016
  5. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. – М.: Изд-во "Готика", 2005
  6. История педагогики и образования/Под ред. Пискунова А.И. – М.: Творческий центр, 2011
  7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1
  8. Справочник по социологии – Мурманск: МГУ, 2009
  9. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"