Сценарий детской игровой программы на экологическую тему «Веселые туристы. Сценарий развлечения «Путешествие в природу

Игровой практикум во 2-3-х классах. Сценарий «На полянке мы гуляем и природу охраняем»

Цели и задачи:

Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;

Мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям, знакомство с правилами поведения в лесу и сбора грибов;

В игровой форме формирование сплоченного детского коллектива.

Оборудование. Плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листу», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, две корзиночки, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес».

Описание классного часа

Игровая ситуация «Узнай дерево»

В начале классного часа учитель предлагает ребятам отгадать загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой. (Лес)

Учитель : Так о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы учеников) Правильно, о лесе. Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка? (Рассуждения учеников) А вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ответы ребят)

Давайте отгадаем несколько загадок. О каких деревьях идет речь?

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Стоит Алена -

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

Давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу» . Учитель показывает ученикам карточки с изображением листьев деревьев. Побеждает тот, кто правильно назовет все деревья.

Много разных деревьев растет в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.

Родился маленький Дубок,

И я стою и не дышу.

Родился маленький Дубок,

Он по колено ландышу.

Он под защитою травы

И в землю не глубок.

Из желудя родился

И в желудь бы укрылся —

В тень листиков Дубок.

(Л. Николаенко)

Какую роль играет лес в жизни животных и человека? Учитель выслушивает размышления ребят, затем показывает плакаты.

Лес — защитник человека, родной дом растениям и животных, помощник земледельца, украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Не случайно о лесе говорят:

Лес — богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережет!

Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения учеников) Да, лес — это богатство страны. Он нужен всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Зачем, с какой целью люди ходят в лес? Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом? (Ответы учеников)

Учитель: А можно ли услышать «музыку» леса? Как вы понимаете выражение «музыка леса»?

Только я в кусты вошла -

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И огромный моховик.

Еж колючий предо мной

Пробежал к себе домой.

Три синички в тишине

Там черники набрала.

Все теперь домой несу -

Хорошо у нас в лесу!

(Г. Ладонщиков)

Конкурсно-игровая ситуация «Грибы в лесу»

Учитель: Давайте вспомним художественные фильмы, телепередачи, картины известных русских художников о лесе. Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес,

Он — источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес — дом родной.

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой.

(Ф. Лисичкин)

Спрятался за пень,

Шапка набекрень.

Кто подходит близко -

Кланяется низко. (Гриб)

Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? (Рассуждения учеников) Отгадайте загадки о грибах.

Учитель показывает иллюстрации.

Розовая сорочка,

А волнистая.

С краю оторочка

Да пушистая. (Волнушка розовая)

Рыжие ушки

С лисьей макушки

В траве лежат

Для малых ежат. (Лисички)

Под осиной мужичок,

На нем красный колпачок. (Подосиновик)

Был белым комком,

Стал черным дымком. (Гриб-дождевик)

Пришли пареньки,

Присели на пеньки.

Сидят все гуртом,

Не сгонишь кнутом! (Опята)

Под березой старичок,

На нем бурый колпачок

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой. (Подберезовик)

А о каких грибах идет речь в этих стихах?

Испугался маленький грибок:

— Это кто меня толкает в бок?

Присмотрелся: пуговка-головка

Рыженькая, как у всех маслят.

— Отодвинься, мне расти неловко!

Все понятно. Рядом младший брат.

(Г. Глушнев)

В каком лесу растут маслята? А где мы будем искать моховики?

Посмотри: зашевелился

Серый мох у наших ног -

Моховик на свет явился,

Попросился в кузовок.

Я по лесам бродить привык,

Я жду опять дождя грибного,

Когда на свет пробьется снова

Едва приметный боровик.

Какой гриб ценится грибниками больше всего? А кто из вас находил белые грибы — боровики? В каких местах они растут? (Возможные ответы учеников)

Часто они играют с нами в прятки.

Белый гриб-боровичок

Притаился — и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

«Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди!

Не найдешь, не найдешь,

Так ни с чем и уйдешь!»

Вот что рассказала нам о грибной полянке поэтесса Е. Трутнева: (Можно прочесть фрагмент стихотворения)

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Их обходим стороной,

Нам не нужно ни одной.

Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор.

Нам не нужен мухомор —

Не пойдем за косогор!

Полосатые волнушки

Разбежались по опушке.

И по шляпке, и по коже

Все на рыжики похожи.

Только рыжиково дно

Каждой складочкой красно.

А на донышке волнушки —

Просто беленькие стружки.

Рядышком под елками —

Не малы, не велики —

И лежат, как пятаки,

Две пригожие синявки,

Притаились в мягкой травке.

Их увидеть мудрено —

Мы разыщем все равно!

А во мху, как на подушке,

Чье-то беленькое ушко,

И за ним еще штук пять...

Это грузди! Надо взять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать.

И его придется взять.

Точно желтые цыплята,

Разбрелись в бору маслята —

Снизу донышко под пленкой,

Сверху масло в коже тонкой.

Вот и гриб боровик!

И красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка толстая, как пень.

Солнце стало ниже сосен,

Мы едва корзинку носим.

Начала спадать жара -

Нам домой идти пора.

Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Варианты ответов)

Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Вокруг ворота

Пораспорото.

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется. (Бледная поганка)

А какие грибы самые нарядные и красивые? (Ответы ребят)

Шапочка атласная -

Красная-красная,

Белые горошины

Поверху брошены,

А на ножке белый бант.

Это что еще за франт? (Мухомор)

Почему так говорят:

В шапке красной —

Гриб опасный:

Полюбуйся, погляди,

Да сторонкой обойди?

(Рассуждения ребят)

Давайте запомним правила сбора грибов.

Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.

Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.

Не разрывай палкой мох и листву около гриба — можно повредить грибницу.

Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.

Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

Игровая пауза «Сафари»

Заранее на листах ватмана нарисуем фигурки африканских животных, затем выберем наиболее способных гостей.

Выбрать можно по залихватскому свисту, по «острому» (без очков) глазу. Затем раздаем участникам игры «штрих» для правки текста и просим их как можно быстрее «освободить пустыню от животных».

Кому из участников за отведенное время удастся «разогнать» большее количество животных, тот и победил.

А можно изменить финиш игры и объявить победителем того, кто «стер с лица земли» меньше зверей, и поблагодарить его за то, что он ярый сторонник защиты животных.

Игровая ситуация «Лесные цветы»

Учитель: Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь, в уединенье!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

(Я. Калас)

Какие вы знаете лесные цветы? (Ответы учеников) Правильно, это ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов — красавец колокольчик (показывает названные растения на картинках).

У лесной дорожки

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки -

Свежие росинки.

Ветер тронет венчик —

Зазвенит бубенчик!

(Е. Лось)

Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Т. Собакин)

Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам? (Ответы учеников)

От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от лесных пожаров.

«Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается! Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы...»

Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно. Искры от непогашенных костров, раздуваемых ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.

Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще — из-за неосторожного обращения человека с огнем. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя? (Ответы учеников)

От неосторожного обращения с огнем может быть большая беда.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

(В. Степанов)

Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, появлялись молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В посадках леса нередко участвуют школьники.

В лесу я видел огород.

На грядках зеленели

Побеги всех родных пород:

Березы, сосны, ели.

И сколько было здесь лесной

Кудрявой свежей молоди!

Дубок, в мизинец вышиной,

Тянулся вверх из желудя.

Он будет крепок и ветвист —

Вот этот прут дрожащий.

Уже сейчас раскрыл он лист —

Дубовый, настоящий.

Вот клены выстроились в ряд

Вдоль грядки у дорожки,

И нежный лист их красноват,

Как детские ладошки.

Касаясь ветками земли,

В тени стояли елки.

На ветках щеточкой росли

Короткие иголки.

Я видел чудо из чудес:

На грядках огорода

Передо мной качался лес

Двухтысячного года.

(С. Маршак)

Вывод : И взрослые, и дети должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатства.

ЭКОПОЛИС

Возраст участников: 13-15 лет.

Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий.
    Первое задание - разминка.
    (см. приложение, страница 3)

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    ЭКОПОЛИС

    Интеллектуально-познавательная игровая программа по ЭКОЛОГИИ

    Возраст участников: 13-15 лет.

    Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Каждая команда готовит название, эмблему, девиз-слоган. Игровые задания и методические приемы игр, конкурсов могут использовать в поурочной работе учителя биологии, ботаники, географии. В состав жюри входят 2 педагога-предметника (география, ботаника, химия).

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Одно из основных правил экологии гласит: «В природе все связано со всем». Человек как природное существо также связан со всем. Все живые организмы живут в тесном соседстве, но человек в ходе своей хозяйственной деятельности нарушает сообщество растений и животных. Поэтому необходимо тщательнейшим образом учитывать все возможные последствия каждого случая вмешательства человека в жизнь природы.
    Первое задание - разминка.
    Вам предлагается расшифровать текст телеграммы (см. приложение, страница 3) , написанной на листе ватмана разноцветными кружочками. На каждый кружочек дается загадка, отгадав которую и записав начальные буквы ответа можно прочесть телеграмму.

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    Ведущий объясняет правила выполнения задания.

    • Команда выбирает из разложенных на столе карточек с буквами одну. По сигналу ведущего команда пишет список животных и птиц на данную букву. Засекается время - 1 минута. По истечении срока ведущий заменяет цвет ручки. Команда выбирает другую букву и пишет список растений и деревьев, название которых начинаются с этой буквы.
    • На листе ватмана каждая команда изображает биоценоз из тех элементов, которые есть среди перечисленных ею в обоих списках. Если команда затрудняется, то ведущий предлагает внести в модель дополнительные элементы, но за это команда получает минус 1 балл.
    • Из карточек антропогенного воздействия: загрязнение площади нефтью, обезвоживание и засоление окружающих территорий, радиационный выброс по соседству, загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями, физическое истребление некоторых элементов - команда выбирает любую. Обсуждает 3 минуты и дает свои объяснения относительно вреда данного вида воздействия на биоценоз, предлагает мероприятия, которые могли бы исправить нанесенный ущерб.

    Конкурс оценивается по 5-балльной системе: полнота, правдоподобность биоценоза; объяснение влияния антропогенного воздействия; мероприятия по исправлению ущерба.

    Ведущий. Жители города часто осознают, что их окружает неблагоприятная экологическая среда из-за наличия в городе промышленных предприятий. Но если закрыть заводы, то будут недовольны рабочие и те люди, которые пользовались продукцией завода. Что можно сделать для улучшения ситуации? Следующий конкурс называется «Экополис».

    Командам дается карта местности, на которой предлагается построить город. 3000 бонов выделяется на строительство города. Надо создать оптимальные условия жизни для 30 000 человек, из которых 45% - трудоспособное население; 30% - дети и обучающаяся молодежь; 25% - пенсионеры.

    Команде необходимо расставить объекты на карте, создать хорошие социальные условия жизни для населения города, получить за год 1000 бонов дохода при минимальном количестве ущерба, произвести подсчет бюджетных поступлений и экологического ущерба за год.

    Команды получают карточки с символами объектов (см. приложение, страница 3) . Время работы - 15 минут.

    Ведущий. Послушайте рассказ, назовите ошибки, совершенные школьниками.
    «...Громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день».

    Команды составляют список ошибок.

    Ошибки

    1. Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
    2. Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя - разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы - деревья».
    3. Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
    4. Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки - 100 лет.
    5. Костер следует забросать землей или залить водой.
    6. Трогать яйца птиц нельзя - птица может не сесть на яйца.
    7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
    8. Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
    9. Прятаться во время грозы под деревом опасно.
    10. Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.

    Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.

    Ведущий.

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей:
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить ее спеши:
    Она - твой давний добрый лекарь,
    Она - союзница души.
    Не жги ее напропалую
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Нас много, а она - одна.
    В. Шефнер

    Таблицы для конкурсного задания «Экополис»:

    Производственная сфера

    Объект Стоимость объекта Доход от объекта Сумма экологического ущерба в год Количество работающих
    Нефтехимический комбинат 1000
    350
    300
    4000
    Целлюлозно-бумажный комбинат 800
    180
    800
    6000
    Металлургический завод 1000
    200
    180
    6000
    Кирпичный завод 500
    250
    30
    1600
    Пищекомбинат 700
    150
    80
    1400
    Часовой завод
    500
    150
    5
    1500
    Тепличное хозяйство
    300
    70
    5
    300
    Завод по переработке урана
    1500
    1000
    700
    4000
    Механический завод
    800
    220
    30
    5500
    Швейная фабрика
    270
    100
    2
    1500
    Строительная фирма
    500
    250
    15
    1000

    Социальная сфера и сфера бытового обслуживания

    Объект Стоимость объекта
    Доход от объекта
    Сумма экологического ущерба
    в год
    Количество работающих
    Школа
    50
    -
    -
    70
    Детский сад
    50
    -
    -
    50
    Сквер
    20
    -
    -
    1
    Дом культуры
    50
    10
    -
    50
    Магазин
    30
    40
    2
    20
    Автопарк
    200
    100
    50
    80
    Дом быта
    140
    70
    5
    90
    Стадион
    30
    5
    -
    20
    Парк
    20
    5
    -
    10
    Бассейн
    50
    15
    1
    15
    Ателье
    75
    20
    -
    45
    Санаторий
    200
    30
    -
    80
    Театр
    80
    5
    -
    28
    Кабельное телевидение
    150
    70
    -
    20
    Салон красоты
    80
    20
    2

    Дополнительные условия

    Зашифрованный текст конкурсного задания «Телеграмма».

    Пример карты для конкурса "Экополис"

    МКОУ «Староартинская средняя общеобразовательная школа»

    Игровая программа

    для учащихся 2 класса

    «Знатоки природы»

    Выполнила:

    Федякова Тамара Васильевна,

    учитель начальных классов

    МКОУ «Староартинская СОШ»

    Цель: повторение и обобщение знаний об окружающей среде, полученных в урочной и внеурочной деятельности, расширение кругозора детей.

    Задачи:

    Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, воспитание культуры общения в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

    Развивать речь, воображение, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные навыки, самостоятельность суждений.

    Воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к природе.

    Оборудование мультимедийный проектор, компьютер.

    Ход мероприятия:

    Добрый день, девочки и мальчики и гости нашего мероприятия.

    День сегодня не просто повседневный, а даже необыкновенный. Собрались сегодня здесь юные интеллектуалы, самые, самые. Вы покажете свои знания в олимпиаде по предметам и конкурсе каллиграфии. Но это чуть позже. А сейчас…

    Ребята, скажите, вы любите сказки?

    В сказку за наукой сегодня пойдём

    Смекалку, фантазию, дружбу с собою возьмём.

    Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

    Улыбнитесь и гостям пусть порадуются нам.

    Стоит на горке теремок

    Он не низок, не высок

    Терем нас приветливо встречает.

    И удачи всем желает.

    Ждут вас здесь интересные задания

    Надеюсь, у вас не будет разочарования.

    Мы отправимся в необычное, удивительное путешествие.

    Президентом РФ В. В. Путиным 2013 год объявлен годом экологической культуры. И поэтому путешествие наше связано с природой.

    А наше путешествие мы начинаем с разминки (слайд Станция Разминка для ума).

    Разложите мысли по порядку, чтобы верную найти отгадку.

    Всё в задании примечайте, ответ правильный давайте.

      Царём зверей считается …….(лев).

      Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

      Что случится с пчелой, когда она ужалит кого – то? (умирает)

      Животное наших лесов, похожее на кошку?(рысь)

      Кто бежит, выставляя задние ноги вперёд? (заяц)

      Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? кукушка)

      Сколько ног у жука? (6)Сколько ног у паука?(8)

      Кто круглый год серый? (волк)

    Путешествие наше продолжается. Следующая станция: разгадай ребус.

    (станция ребусов)

      Стрекоза

      Трикотаж

    Что это за день? Кто знает?

    (Это День Земли, праздник Земли – Матушки, которая нас кормит и поит)

    И поэтому мы должны беречь и охранять нашу Землю.

    Путешествие наше продолжается. На нашем пути станция загадок.

      Не заботясь о погоде,

    В сарафане белом ходит,

    А в один из тёплых дней

    Май серёжки дарит ей (берёза)

      Не мышь, не птица

    В лесу резвится,

    На деревьях живёт

    И орешки грызёт (белка)

      Что растёт в лесу у дорожки,

    Есть у них шляпки и ножки (грибы)

      Кто там прыгает, шуршит

    Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (Клёст)

    Следующая загадка:

    Заворчал живой замок

    Лёг у двери поперёк,

    Две медали на груди,

    Лучше в дом не заходи(собака)

    Лесом катится клубок

    У него колючий бок,

    Он охотится ночами

    За жуками и мышам.(ёж)

    Физминутка

    А сейчас немного отдохнём.

    Прибежали, прибежали (бег на месте)

    Ёжики, ёжики (показать растопыренными руками)

    Наточили, наточили (трём ладошками)

    Ножики, ножики. (показать руками)

    Прискакали, прискакали (скачут как зайчики)

    Зайчики, зайчики (показать уши у зайчика)

    Ну – ка дружно, ну – ка вместе.

    Девочки! (кричат хором девочки)

    Мальчики (кричат хором мальчики)

    Белое на чёрном,чёрное на белом –

    Одна полоска углем,

    Одна полоска мелом. (Зебра)

    Рогат, да не бык,

    Шесть ног, да без копыт (Жук)

    Спинка зеленовата,

    Животик желтоват.

    На голове чёрненькая шапочка

    Да ещё полоска (Синица)

    Пасть, как ковш,

    Большое брюхо,

    Из воды торчат 2 уха,

    Любитель речек и болот

    Толстый,добрый…….(Бегемот)

    Следующее задание: соберите из букв названия животных

    Б Р У С К А (барсук)

    О Б К А С А (собака)

    М В Д Е Ь Е Д (медведь)

    Разгадав кроссворд, вы узнаете ключевое слово (Слайд)

    Вопросы к кроссворду

      Как называется верхний плодородный слой земли?

      Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

      Синоним слова звери.

      Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

      Житель планеты, наделенный разумом.

      Назови синоним слова атмосфера.

      Как называется солнце на языке астрономов?

    Ключевое слово: природа.

    – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная наша цель. Давайте же беречь её сообща.

    Экологическая конкурсно­игровая программа
    «Всё это называется природой» для учеников(5­7 классов)
    Программа проходит под девизом:
    «Мы хотим от человека всю природу оградить»
    Цели:
    Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства
    ответственности за нее.
    Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
    Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
    Формирование ответственности за свои действия и поступки.
    Развитие речи и эстетического вкуса.
    Планируемые результаты:
    Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.
    Заложить основы природоохранного поведения.
    Место проведения: кабинет химии
    Время проведения: 1 час
    Оборудование:
    Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
    аудиозапись «Звуки природы»;
    фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
    презентация по теме «Запрещающие знаки»;
    карточки с запрещающими знаками;
    заповеди юного эколога;
    цветные карандаши, фломастеры, бумага;
    цветные салфетки, ножницы, клей.
    Оформление:
    Зал оформлен плакатами и высказываниями.
    Выставка книг по экологии.
    Красная книга.
    Ход программы
    Вступление:
    (звучит музыка «Звуки природы)
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    1.
    2.
    1.
    2.
    3.




    Чтец:
    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда её жалей;
    В увеселительных походах
    Не растопчи её полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить её спеши:
    Она – твой давний
    Добрый лекарь,
    Она союзница души.
    Не жги её напропалую.
    И не исчерпывай до дна,
    И помни истину простую:
    Нас много, а она – одна.
    В. Шефнер
    Запомните заповеди юного эколога:
    не только смотри, а наблюдай,
    не шуми, а слушай и понимай,
    не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам,
    животным.
    Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.
    Ведущий:
    Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас
    приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это называется природой».
    Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области
    техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества
    появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых относятся проблемы
    экологии.
    Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать
    законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух
    греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­ «наука». Значит, можно сказать, что экология
    – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
    Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли,
    взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и
    животными и как сохранить всё живое на Земле.
    Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой»поможет нам с
    вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
    Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое
    жюри. (Представление жюри). Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе.
    Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
    Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

    Прошу команды представиться.
    Представление команд.
    Команды занимают место за столом.
    Ведущий:
    Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно
    выполните задание.
    Команды получают конверты с заданиями.
    Ведущий:
    Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.
    Жюри оценивает конкурс.
    Станция 1 «Природная аптечка»
    Ведущий:
    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по
    очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая
    команда.
    Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
    Золотая середина и лучи идут кругом.
    Это может быть, картина –
    Солнце в небе голубом? (ромашка)
    Вся в белое платье одета,
    В сережках в листве кружевной,
    Встречает горячее лето
    Она на опушке лесной. (береза)
    Кто ни прикасается, за того цепляется,
    Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)
    Нам запах свежести лесной
    Приносит позднею весной
    Цветок душистый, нежный,
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    Из кисти белоснежной. (ландыш)
    6.
    Тонкий стебелек у дорожки,
    На конце его сережки.
    На земле лежат листки – маленькие лопушки.
    Нам он, как хороший друг,

    Лечит раны ног и рук. (подорожник)
    7.
    Растет зеленый кустик
    Цветы ангельские,
    Когти дьявольские –
    Дотронешься укусит. (шиповник)
    8.
    Такого модника как этот
    Ещё не видела земля,
    Он очень любит среди лета
    В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
    После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
    Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений. (Приложение № 5)
    Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение» №2
    Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды задаётся вопрос
    какие лекарственные растения вы знаете? Какая команда болельщиков больше назовёт.

    Станция 3. «Загадки из земли»
    Ведущий:
    Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда,
    которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ,
    ответить может следующая команда.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
    Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
    Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
    На кухне у мамы помощник отличный,
    Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
    Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
    Без неё машина даже километра не пройдёт,
    Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
    Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
    Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
    Она варилась долго в доменной печи,
    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    8.
    А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, ­
    Я лед, я пот, я ­ облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза ­ застываю. (Вода)
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция «Экознаки»
    Ведущий:

    доске).
    Ведущий:

    комментирует.

    Ведущий: Станция 4«Расшифруйте криптограмму»
    Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать
    четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой
    фразе, которую зашифровали.
    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.
    Ключевые слова:
    1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
    6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
    10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
    12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)
    Ответ: Береги лес – наше богатство.
    Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
    Станция 5 «Жалоба»
    Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и
    определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

    Жалоба №1.
    Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем
    бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают.
    Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!
    А польза от меня людям большая.
    Ответ:
    Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись
    тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
    Жалоба № 2
    На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд
    и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не
    похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы
    уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.
    Ответ:
    Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает
    насекомых.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 6 «Птичий базар»
    Ведущий:
    Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное
    время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным
    щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь
    немногие остаются с нами коротать долгую зиму.
    Ведущий предлагает распределить названия птиц под соответствующими названиями
    (перелётные или зимующие).
    Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец,
    сорока, утка, сова.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 7 «Капитаны»
    Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от
    жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая
    шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 8 «Расшифруйте словосочетание»
    Каждая команда получает словосочетание, которое необходимо расшифровать.
    АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга).
    Ведущий:

    Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не
    просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На
    ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал
    запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день
    на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора,
    а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В
    этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
    Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки.
    Станция 9 «Экознаки»
    Ведущий:
    Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено
    конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к
    природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к
    доске).
    Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки.
    Ведущий:
    Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите
    свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)
    Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий

    Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу»

    Описание работы . Эта игровая программа подготовлена для педагогов дополнительного образования, её так же могут использовать в своей работе и воспитатели группы продлённого дня, и учителя начальных классов по внеклассной работе. Игровая программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Проводится оно в осенний период на втором году обучения по авторской программе "К тайнам природы". Во время проведения занятия мы закрепляем ранее изученный материал, определяем победителей. В ходе игры повышается познавательная активность детей, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.

    Цели игры:

    1. закрепить знания о явлениях природы в осенний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира;

    2. развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

    3. учить применять свои силы и знания на практике;

    4. воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: поле форматом 2 на 2 метра, рисунки-знаки "рябинки" и "клёны", муляжи овощей, "чёрный ящик", бумага, карандаши, повязки на глаза, 2 мяча, 2 открытки, костюмы для "младенцев".

    Подготовка к игре.

    1. Рисуем поле форматом 2 на 2 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями девяти конкурсов. Число "9" служит неким символом игры.

    2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд ("визитные карточки").

    3. Определяется состав жюри.

    Условия игры.

    1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле (у одной команды знаки "рябинки", у другой "клёны").

    2. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

    3. Победителем игры считается та команда, которой удаётся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) три своих знака. Это основная суть игры. Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля "рябинки" и "клёны", побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

    Ход игры.

    1. Объявление темы и целей игры.

    2. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "рябинками", другие "клёнами". Ведущий вручает командам отличительные знаки.

    3. Представляются члены жюри. Каждому вручаются две таблички: на одном знак "рябинки", на другом "клёны". Это конкурсные оценки.

    4. Знакомство с правилами игры.

    5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают своё творческое представление. Жюри оценивает выступление. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля., первого конкурсного задания.

    6. После каждого конкурса идут маленькие переменки: концертные номера, выступления членов жюри, игры со зрителями.

    7. В конце игры подведение итогов, определяется команда победительница, вручаются награды.

    Конкурсы:

    1. "Чёрный ящик".

    Под музыку выносится чёрный ящик, в котором лежат 2 пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для второй команды). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: по - очереди каждый член команды задаёт ведущему всего один вопрос, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись 1 минуту, называет то, что по их мнению лежит в этом ящике. (Например: это съедобно?, это растёт в саду? и так далее). В ящике лежат муляжи какого-либо овоща или фрукта.

    2. "Устами младенца".

    В гости приходят "малыши" с заданиями для играющих. Каждой команде по два задания. Чем раньше команда угадает о чем хочет сказать "малыш", тем больше очков они заработают и закроют данное игровое поле своим знаком. Если команды так и не догадались, в игру вступают зрители и помогают команде, за которую болеют.

    1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

    2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

    3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

    4. Это зимой и летом одним цветом.

    5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. (ёлка)

    2) 1. Это то без чего не обходится почти ни одно блюдо.

    2. Это содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

    3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

    4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

    5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. (лук)

    3) 1. Её изобрели китайцы.

    2. Из неё получается много мусора.

    3. Она легко горит.

    4. Её получают из дерева.

    5. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)

    4) 1. Его делают из песка.

    2. Чаще всего оно прозрачное.

    3. Когда падает оно разбивается.

    4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)

    3."Эрудит".

    Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.

    Вопросы команде "Рябинки".

    1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

    2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

    3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

    4. Самое крупное животное суши? (слон)

    5. Самое крупное животное океана? (кит)

    6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

    7.Основной корм оленей в тундре зимой? (лишайник ягель)

    8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

    9. Перелётные животные? (летучие мыши)

    10. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)

    11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

    12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

    13. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (цветами картофеля)

    14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

    15. Одна из самых крупных листовых почек? (кочан капусты)

    Вопросы команде "Клёны".

    1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

    2. Кого ловит кошка? (мышей)

    3. Что наступает после осени? (зима)

    4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

    5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

    6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

    7. На что похожа первая половина яблока? (на вторую половину яблока)

    8. Лекарственное растение, растущее у дорог? (подорожник)

    9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

    11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

    12. Самый большой цветок в мире? (Раффлезия: вес до 7 кг, диаметр до 1 метра)

    13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

    14. Какая птица носит название танца? (чечётка)

    15. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

    4. "Эстафета" - весёлые художники.

    "Художникам" - игрокам задаётся тема: нарисовать осенний этюд. По команде ведущего игроки подбегают к мольберту, надевают на глаза повязку, берут карандаш и начинают рисовать. Затем по команде, снимают повязку и бегут к своей команде, повязку передают следующему игроку. Этот игрок надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает та команда, которая нарисует без грубых ошибок.

    5. "Перевёртыши".

    К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений надо подобрать названия хорошо известных растений. (Например: Танюшкины глазки - Анютины глазки) Если команда затрудняется ответить, в игру вступают зрители.

    1. Отец - и - отчим (мать - и - мачеха)

    2. Сахарица (кислица)

    3. Своевременник (безвременник)

    4. Здоровоголов (болиголов)

    5. Заячье лыко (волчье лыко)

    6. Зверолюб (зверобой)

    7. Василий - да - Ольга (Иван - да - Марья)

    8. Марья - кофе (Иван - чай)

    9. Мухолюб (мухомор)

    10. Забывалка (незабудка)

    11. Позднецвет (первоцвет)

    12.Подопушник (подорожник)

    13. Огородник (пустырник)

    14. Варёнка (сыроежка)

    15. Волчий глаз (вороний глаз)

    16. Бессоница трава (сон трава)

    6. "Мозаика".

    Детям обоих команд раздают прямоугольники с одинаковыми заданиями. Кусочки мозаики в них перепутаны. Игрокам нужно сложить их в таком порядке, чтобы получилась целая фраза. Чья команда быстрее сложит мозаику и прочитает фразу, та команда и будет победителем. На выполнения задания даётся одна минута. (В письме Осень поздравляет ребят с наступлением каникул.)

    7. "Автографы".

    От каждой команды участвуют по одному игроку - мальчику. Им даётся задание собрать, как можно больше автографов у девочек из зрительного зала. На выполнение задания даётся 1 минута. Кто больше наберёт автографов, тот и победит.

    8. "Кто быстрее?"

    Мячик зажать подбородком и передать без помощи рук другому участнику. Мячик не должен падать. Чья команда быстрее справится с заданием - выигрывает. Задание выполняется под музыку.

    9. "Блиц - турнир".

    Командам задаётся по три вопроса, на обсуждение каждого даётся по 30 секунд.

    Вопросы команде "Рябинки".

    1. Что в старину на Руси вторым "хлебом" называли? а точнее: какой овощ? (репа)

    2. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя с его побегом. Что это за растение? (Это кукуруза - древнейший злак американского континента, остатки початков, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3000-5000 лет)

    3. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (астра)

    Вопросы команде "Клёны".

    1. Какой овощ древние римляне называли "головой"? (капусту, происходит от древнеримского слова "капут", что означает голова)

    2. Почему гиацинт называют "цветком дождей"? (Родина цветка - Малая Азия, а название в переводе с греческого обозначает "цветок дождей", так как период цветения растения совпадает с наступлением на его родине сезона тёплых весенних дождей)

    3. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не болели, так как в этом растении содержится большое количество фитонцидов, это родной брат лука. (чеснок).

    Игра с залом

    Если называется растение, произрастающее в России, то дети хлопают, если нет - топают: свекла, морковь, облепиха, берёза, кактус, чеснок, капуста, мимоза, ель, огурец, лимон, апельсин, какао, пшеница, сосна, мандарин, хлопок, осина, банан. Кофе, рябина, баньян, табак, секвойя, лопух, чай, баобаб, Вини-Пух!