Классный час "Что значит быть настоящим человеком?". Сочинение "что значит быть человеком"

Кто ты? Что значит быть человеком?
Внешне все люди одинаковы - одинаковы образом, в общем – у всех у нас есть голова, руки, плечи, пальцы и т.д.
Каждый имеет форму, образ человека, но это не означает, что он является таковым. Можно иметь форму человека, но не являться человеком по сути.
Не внешний вид делает человека человеком. Человек становится человеком, приобретая определенные внутренние характеристики, ценности, качества.
Человеком не рождаются, им становятся.
Человек ценится не за форму и внешний вид, но за содержание. Именно содержание показывает, кем на самом деле является он или она.
В последнее время очень часто можно встретить, что человека судят по марке автомобиля, его банковскому счету, одежде, сотовому телефону. Но это все приходящее и уходящее.
Бывает, встречаешь человека, общаешься с ним, и тебе совершенно не интересно, что он тебе рассказывает. Тогда начинаешь смотреть на его костюм, галстук, часы, ботинки. А если человек богат душой, то вообще не помнишь, во что он был одет.
Люди стали оценивать друг другу по внешним стандартам, потому что мало стало личностей, богатых душой, сильной волей и морально устойчивыми. Легче купить автомобиль, чтобы вписаться в круг людей, чем работать над собой, и стать кем-то.
Сегодня ты на коне, а завтра, быть может, нет.
Твое материальное положение не является гарантией того, что так будет всегда, но лишь высокие ценности помогут тебе удержаться на вершине.
Мир деградирует, смысл жизни многих людей опустился до животных потребностей: поесть, поспать, удовлетворить свои личные потребности. Многие учатся и работают лишь с одной целью: заработать больше денег, чтобы купить лучшую машину, жить в доме, а не в квартире, одеваться дороже, посещать более элитные заведения, питаться качественнее. Это не плохо, но, если это цель всей твоей жизни – это трагедия!
Примите решение быть человеком, человеком с большой буквы.
Качества человека, которые делают человека человеком:
1. Человек всегда имеет цель, план, ведение, стратегию.
2. Мораль, нравственность, высокие духовные, душевные, личностные качества, характер.
Характер:
- умение контролировать эмоции, желания, чувства – самообладание, самодисциплина;
- твердость в жизненных ценностях, идеалах, убеждениях.
- терпение, честность, справедливость, милосердие, вера, радость, верность, смелость, любовь и.д.
3. Ум, знание, здравость, рассудительность, благоразумие. Необходимо постоянно развиваться.
Голова нам дана не только для того, чтобы шапку носить.
Заполняй резервуары мудростью, знанием. От незнания – гибнут, страдают, существуют. Незнание – корень многих зол.
4. Человек – это творец. Он способен менять мир, окружающую действительность.
Если ты не живешь для общего блага, то тратишь время впустую.
Человек рожден, чтобы оставить след на земле. Какой след ты оставляешь сегодня?

Удовлетворите базовые физические потребности. Человеческие существа не могут жить в вакууме. Удовлетворение физических потребностей необходимо просто для того, чтобы избежать смерти. Они лежат в основе пирамиды, без их удовлетворения не возможен переход к следующим шагам. Минимальный список данных потребностей выглядит следующим образом:

Обеспечьте собственную безопасность. После удовлетворения базовых потребностей следующим шагом является обеспечение личной безопасности. Для нормальной жизни человек не должен думать о возможном наступлении смерти или голода, так как такие мысли перечеркнут все попытки перейти на следующие ступени пирамиды. Предлагаем вам несколько способов обеспечить свою безопасность как человеческого существа:

  • Избегайте опасности. Старайтесь не находиться в местах и не попадать в ситуации, которые могут причинить вам физический вред. Травмы имеют негативное воздействие на здоровье и могут даже стать причиной смерти.
  • Купите или постройте дом. Людям нужно место для жизни, в котором можно укрыться от стихии. Оно должно как минимум иметь четыре стены и место для сна.
  • Найдите источник заработка. Большинство людей на планете пользуется деньгами. Их можно обменивать на товары и услуги, включая еду, одежду и жилье. Большинство людей в конечном итоге устраивается на работу, чтобы обеспечить постоянное пополнение денежных средств.
  • Постройте отношения с другими людьми. У известного человека Аристотеля есть знаменитое высказывание: «Человек от природы есть социальное животное; индивид, который асоциален от природы и ведет себя так не специально, либо недостоин нашего внимания, либо больше, чем человек» . В течении всей своей жизни вы будете сталкиваться с людьми. С некоторыми из них вам будет хорошо – они называются «друзья». Некоторые будут сексуально привлекательны – это «любимые». Жизнь, прожитую в одиночестве, нельзя назвать полноценной жизнью. Поэтому проводите время, заводя дружеские и романтические отношения, тогда ваша жизнь станет более богатой и насыщенной в эмоциональном плане.

    • Для поддержания дружеских отношений необходимо постоянно проводить время с друзьями. Обедайте с ними. Говорите о спорте. Поддерживайте связь с друзьями: окажите помощь, если они в ней нуждаются, и тогда они с удовольствием придут на выручку вам.
    • Большинство романтических отношений начинается с приглашения на свидание. Мы можем предложить вам ознакомиться с серией статей на данную тему, которые могут вам помочь.
  • Повышайте самооценку. Людям комфортнее, когда они ощущают себя ценными и нужными, а также знают, что и другие так о них думают. Намного проще начать уважать себя, если достичь успеха в какой-либо области. Окружающие люди тоже начнут вас за это уважать. Попытайтесь добиться успеха, например, в работе или других сферах вашей жизни (это может быть даже хобби). Будьте уверены в своих силах. Уважайте тех, кто уважает вас.

    • Дружеские и романтические отношения могут помочь повысить самооценку, поднять настроение, когда вам грустно, однако основной упор требуется делать на работу над собой. Ваша самооценка не должна полностью зависеть от мнения окружающих людей.
  • Цените свое существование. Когда у человека появляются хорошие отношения с друзьями и близкими, нормальная самооценка, чувство безопасности, он начинает задаваться вопросом: зачем мы здесь? Разные люди по-разному понимают смысл жизни. Многие подчиняются некоторому своду моральных принципов, другие разрабатывают свой собственный. Некоторые предпринимают попытку выразить свой внутренний мир через творчество. Иные пытаются постичь тайны мироздания через науку и философию. Не существует абсолютно верного способа наполнить свое существование смыслом, однако вот некоторые возможные варианты:

    • Станьте последователем какой-либо существующей (либо изобретите свою) религии.
    • Придумайте что-нибудь новое в своей профессиональной сфере.
    • Познайте природу и заботьтесь о ней.
    • Какой бы путь вы ни избрали, оставьте свой след в истории. Сделайте планету немножко лучше для тех, кто придет вслед за вами, пусть даже ваш вклад будет и не большим.
  • Научитесь любить и быть любимым. Тяжело однозначно ответить, что такое любовь. В словаре Мериама-Вебстера любовь определяется как чувство сильной привязанности, верности, преданности и желания физической близости с другим человеком. Большинство людей считает, что любить и быть любимым – это самое важное в жизни человека. Люди заводят семьи, рожают детей, поэтому они могут любить кого-то от самого его рождения до своей смерти. Не существует универсального совета о том, как прожить счастливую жизнь, наполненную любовью. Можно только слушать свое сердце и ценить любовь как мистическое и необъяснимое высшее проявление человечности.


    Делия и Фернан: Мы просим тебя рассказать о человеке, так как этим словом называют всех существ, имеющих человеческий облик. Но поскольку их поведение нередко различается самым решительным образом, а интересы разнятся до такой степени, что благородное и доброе для одних является неблагородным и злым для других, то оказывается, что под человеческим обликом скрыты существенные противоречия. Кроме того, мы видим, что в нас самих порой преобладает одна часть нашей природы, а порой - другая. Иногда мы даже не знаем, какие возможности таятся внутри нас, а когда они обнаруживают себя, это становится для нас полной неожиданностью. Как направить эти наши различные "я" в нужное русло, чтобы они не замутняли наше сознание или, по меньшей мере, не разрушали нашу жизнь и не наносили вред другим?

    У этого вопроса несколько аспектов. Одни мы затронем сейчас, а другие - чуть позже.

    Прежде всего, стоит напомнить, что существо, которое мы называем человеком, строго говоря, не является ни единым, ни тем более однородным. И поскольку оно неоднородно по своей природе, мы не можем ожидать в его проявлениях постоянства и неизменности. Даже на чисто физическом плане порой возникают ситуации, когда одними и теми же словами называются вещи, тесно связанные, но все же имеющие различия. Если я, к примеру, произнесу слово "стул", в вашем воображении возникнет образ этого предмета. Но если я вас спрошу, является ли этот предмет горизонтальным или вертикальным, что вы мне ответите? Вы ответите, что у него есть и вертикальные, и горизонтальные элементы, и есть даже такие, которые не являются ни строго вертикальными, ни строго горизонтальными. К тому же, кроме неподвижных, в нем могут присутствовать и подвижные элементы, которые можно установить как вертикально, так и горизонтально. Согласитесь, что можно привести и другие характеристики: стул может еще состоять из жестких и эластичных элементов и т. д.

    Так же нужно рассматривать и человека. На наших занятиях мы говорили о том, что все древние люди, рассматривая строение человека, делили его на различные, более или менее гармоничные, тела, своего рода "проводники", которые сознание использует для своего перемещения, в зависимости от необходимости и от накопленного опыта. И у нас в потенциале есть тела, которые нам предстоит использовать в будущем, когда позволит наша эволюция и когда у нас возникнет реальная потребность в них.

    У древних египтян и древних индийцев мы почерпнули знания о семеричной структуре, согласно которым каждый человек в действительности состоит из семи тел. И поскольку эти тела находятся во взаимосвязи, действуя в семи различных измерениях или планах природы, для наглядности их можно представить как бы наложенными одно на другое, как чешуя или водолазный костюм. Повторяю, что это сравнение условно, но на первоначальном этапе оно поможет нам создать соответствующий образ.

    Анатомия показывает, что различные системы физического тела, например нервная система и система кровообращения, очень похожи по форме и во многих местах переплетаются. Если бы мы могли идеально вычленить нервную систему, костную систему и систему кровообращения, то на первый взгляд они показались бы очень близкими по своему строению. Тем не менее, они различны, и если их тщательно исследовать, мы убедимся, что они коренным образом отличаются - настолько, что если бы мы не видели их вместе, то не смогли бы представить их в непосредственном взаимодействии, как это происходит в действительности. Для неопытного глаза место прикрепления мышцы к большой кости может показаться простой неровностью; проход артерии через мозг - одной из мозговых извилин; ответвление нервного узла, отвечающее за кровоснабжение определенной зоны, - чем-то похожим на волокно и т. д.

    Это легко понять со смирением в сердце... Но если мы вдруг захотим все знать и наше тщеславие (в той или иной мере являющееся проявлением нашего подсознания) станет грубо толкать нас вперед, то, подобно стаду буйволов, мы проскочим мимо нежных цветов. И когда пыль и расстояние скроют их от нас, мы спросим: "А где же эти цветы?" И если цветы понимать как символ знания, станет ясно, как легко пройти мимо них, не заметив и даже - из лучших побуждений - растоптав.

    Я советую вам, дорогие друзья, идти по жизни ровно, без лишней беготни и бесполезных остановок, как бы гуляя и наслаждаясь прекрасным пейзажем. В сущности, окружающая действительность именно такова.

    Но вернемся к нашей теме. Итак, согласно древним учениям, которые мы принимаем - не потому что они древние, а потому что верные и потому что ни одна другая теория в нашем веке не отличается таким правдоподобием, - тот, кого мы называем человеком, состоит - "снизу вверх" - из семи тел: физического, жизненного, психического, ментального конкретного, ментального духовного, интуитивного и высшего, истинно духовного. Дадим более подробное объяснение каждого из них.

    Физическое тело: запрограммированный "робот", совершеннейшая электротермодинамическая машина, которая, впрочем, представляет не бо/льшую ценность, чем любая другая машина. Наше "я" влюблено в него и отождествляет себя с ним, как порой мы отождествляем себя с нашим автомобилем или любимым животным. На физическом плане оно нам необходимо, но мы преувеличиваем эту необходимость, полагая, что оно будет полезно всегда и без него невозможно наше дальнейшее существование. Мы настолько отождествляем себя с этой машиной и придаем ей такое значение, что, как правило, верим, что от нее зависят все остальные наши функции и способности, не замечая, что они лишь отражаются в ней, точно так же, как в тормозящей машине отражается воля водителя остановиться.

    Жизненное тело: еще один "робот", но состоящий не из материи, а из энергии. Это тело обуславливает взаимосвязь молекул и определяет их функции. Именно здесь происходят все явления, обобщенно именуемые жизненными, характеризующие объективную жизнь. Не надо быть искушенным экстрасенсом, чтобы ощутить его как своего рода прозрачный "двойник", копию физического тела. Вернее, это физическое тело является его копией. Тело умирает, именно когда этот "двойник" распадается (я имею в виду непосредственную причину смерти).

    Психическое, или астральное, тело: еще один "робот", но значительно более "духовный". Это тоже своего рода "двойник", но состоящий из психической субстанции. Здесь находится источник наших поверхностных эмоций и чувств. Отсюда исходит множество импульсов нашей жизни, таких, как внезапный гнев или быстротечная радость. Это тело питается удовольствиями и отвергает боль, в прямом и переносном смысле. Находясь во власти иллюзий этого мира, оно испытывает чувства и само по себе является переменчивым, непостоянным, боязливым и коварным - не потому, что оно плохое, а вследствие необходимости "чувствовать", наслаждаться или вызывать наслаждение. Это основа секса и всех вожделений плоти. Оно постепенно растворяется после смерти, за исключением тех случаев, когда его существование продлевается слишком материалистичной природой человека либо состояниями глубокого "шока", последствия которых - в виде комплексов, тоски, привязанности - связывают физическую жизнь с последующим воплощением.

    Ментальное конкретное тело, или тело желаний: продолжая наше "восхождение", мы встречаем этот "проводник", созданный из ментальной материи. Это основа нашего эгоизма, как разумного, так и излишнего. Корень глубинной радости и печали. Вместилище великих желаний, великой любви и великой ненависти. Это самое "низкое" из наших "Я". Все предыдущие тела остаются машинами. Им не свойственно какое бы то ни было осознание своего "Я", за исключением сопротивления разрушению. Последнее, по сути, является "инстинктом самосохранения", присутствующим во всех существах, в том числе и в тех, которые неверно называют неодушевленными предметами. Конкретный разум на самом деле - это не тело, но, будучи частью того, что находится "внизу", он является опорой для последующих и венцом для предыдущих. Его существование носит двойственный характер. Он и умирает, и не умирает, так как от одной жизни до другой от него остается ряд подпланов, которые определяют следующее воплощение и хранят опыт, помогающий нашему "Я" совершенствоваться. Это корень эгоизма, агрессии и страха. Кроме того, это эффективный двигатель всякого рода действий, и прежде всего тех, что носят "индивидуальный" характер. Это последний уровень нашей "частной жизни", в обычном понимании этого слова. Собственно ментальное тело: это наш Разум, наше "Я". Это то, что уже не является нашим окружением и дает нам осознание нашей индивидуальности и существования отдельно от существования других. В нем пребывают возвышенные, альтруистические мысли, великие идеи и математические абстракции. В нем покоятся, в ожидании своего времени, все наши героические мечты. Здесь сплетается нить, которая посредством воспоминаний соединяет самое лучшее, что остается от наших реинкарнаций, как в плане индивидуальном, так и в плане сознательного участия в коллективном. Это наше Сознание, внутренний голос, который нас вдохновляет или укоряет. Если в конкретном разуме пребывает наше любопытство, то собственно Разум является точкой опоры для наших диалектических вопросов и ответов, основой мистических откровений, приходящих тогда, когда обычные аргументы бессильны. Здесь рождаются и умирают все противоречия, которые мы можем постичь разумом.

    Интуитивное тело: на этих "высотах" понятие "тело" употребляется лишь условно - не то чтобы здесь не существовали принципы организации, но на этом уровне действуют другие законы, которые мы не способны воспринять как принципы и цели, а можем только почувствовать интуитивно. Здесь обитает непосредственное Знание, находящееся за пределами рационального, еще не получившее своего развития на данном этапе эволюции человечества. В действительности то, что мы обычно называем интуицией, - это своего рода проявление интуитивного подтела, действующего внутри нашего ментального тела. Ведь, согласно традиционным учениям, каждое из этих тел состоит из семи подтел, которые как бы воспроизводят внутри него целое как единство его составных частей - наподобие концентрических колец, когда одни прочно вставлены в другие.

    Духовное тело: место, где обитает Воля Бытия. Начало нашего непосредственного существования, выделенного из Космического Разума. Наше "Я" в своем высшем значении. Молчаливый созерцатель всех наших действий и конечный судья нас самих. Это Бог Платона и Павла в нас. Это Осирис-Ани египтян, который "ростом подобен богам".

    Восточные источники, которые в наиболее полном виде дошли до нас и к настоящему времени наиболее глубоко изучены, обычно наделяют три высших тела аморфными характеристиками. Но дело просто в скудости наших бытовых языков, которые не могут в точности передать то, что выражали священные языки. Вследствие этого все метафизическое пропадает или теряет свое звучание, когда мы пытаемся охватить его нашим ограниченным разумом. Просто-напросто система высшей организации не поддается нашему пониманию, когда мы рассматриваем ее "снизу" при помощи ограниченного набора "инструментов". Точно так же для наблюдающего невооруженным глазом звездное небо - не более чем беспорядочное нагромождение звездочек-огоньков. Звезды, расположенные на расстоянии миллионов световых лет от нас, мы видим как бы в одной плоскости, но нам, тем не менее, кажется, что они недалеко. Все это так непостижимо, когда смотришь невооруженным глазом, что в конце концов мы ощущаем нечто вроде вращающегося хаоса у нас над головой.

    То же самое происходит и в микромире, и студент, наблюдающий в микроскоп за сложной жизнью мириадов форм, воспринимает ее как пыль, без всякого смысла и связи. Но во Вселенной все разумно взаимосвязано и подчинено общей гармонии. Всюду, насколько хватает нашего понимания, это так, а если мы не можем понять чего-то, то это еще не основание для того, чтобы в это не верить.

    Ассоциировать духовность с хаосом и случайностью - не что иное, как отрицать то, что недоступно нашему пониманию. Людям свойственно наделять все неизвестное сверхъестественными, фантастическими качествами. Но все подчинено чудесной гармонии благодаря Божественному Мыслителю, или Богу, как бы мы Его ни называли. Если Добро - это выбор лучшего, чистого и неподкупного; если Справедливость - это определение ценности каждой вещи в ее взаимосвязи с другими; если Порядок - это расположение каждой вещи в естественном для нее месте, - тогда Добро, Справедливость и Порядок - опоры этой прекрасной Вселенной, лишенной в своей сути каких-либо противоречий. Кажущиеся противоречия на самом деле являются движителями гармонии и условием функционирования Вселенной как единого целого. Тот, кто знает Цели, понимает Принципы. Как говорит "Кибалион", "что вверху, то и внизу".

    Д. и Ф.: Но если мы признаем существование этой гармонии, почему тогда в нас уживается столько противоречий, что порой мы себя ощущаем и действуем как святые, а порой, напротив, нами управляют зло и эгоизм? Причем эти разные состояния могут разделяться и днями, и минутами.

    Представьте себе эти тела в виде дома из семи этажей, связанных лифтом. Перемещающегося на лифте назовем в этом случае Сознанием. В зависимости от этажа, на котором оно остановится, перед ним открывается тот или иной вид, та или иная обстановка. Лифт направится именно на тот этаж, с которого поступил вызов, а не на другой, на котором он, возможно, остановится через несколько минут. Восточные мудрецы сравнивали сознание с обезьяной, прыгающей по одному и тому же дереву с ветки на ветку, почти не задерживаясь ни на одной из них. Например, если ваше сознание направлено на то, о чем я только что говорил, вы, в нашем примере со зданием, находитесь на четвертом или пятом этаже. Но если в эту минуту кто-то нанесет вам сильный удар, вы мгновенно переместитесь на нижний этаж, и на какое-то время синяк на теле может стать для вас самым важным местом в мире.

    Д. и Ф.: Тогда получается, что сознание - это в некотором роде восьмое тело, которое, будучи подвижным, может посещать остальные тела и быть связующим звеном между ними?

    Нет. Сознание - это не тело, которое является сложно организованной структурой. Сознание - это "Око Души" (соответствующее на Востоке восьмому аспекту Шивы), которое направлено в разные стороны. Сознание, в том виде, в котором мы можем его воспринимать и использовать, не состоит из материала, из которого состоят эти тела, а является своего рода подтелом, абсолютно подвижным, состоящим из ментальной субстанции. Повторяю, я имею в виду сознание в том смысле, в котором мы его воспринимаем и используем в обычной жизни. В действительности следует вести речь о семи типах сознания, но это выходит за рамки данной темы и намного сложнее нашего вопроса.

    Д. и Ф.: Можем ли мы каким-то образом контролировать это сознание, чтобы не находиться постоянно в состоянии "разброда и шатания" под действием либо внешних факторов, либо внутренних переживаний.

    Да, можем. Примечательно, что в нашем веке, когда психология была открыта вновь и были изучены с разных точек зрения причудливые полеты бабочки-Психеи, исследования еще до сих пор не установили принципиальное строение и устройство нашей тонкой части. И полученные знания служат лишь для "латания дыр" в отдельных "травматических" случаях, а не для того, чтобы предоставить обычному человеку возможность самоконтроля. Сами психологи, попадая в критические или затруднительные ситуации, ведут себя так, как если бы они занимались не психологией, а работали, скажем, часовщиками или астрономами. Это как сапожник без сапог: ведь, к примеру, мы меньше всего можем ожидать от механика, что он сможет починить собственную машину. Во всяком случае, далеко не всегда.

    Таким образом, современная наука психология парадоксальна, и психологические исследования, за редким исключением, являются по сути лишь нагромождением запутанной терминологии. Юнг родился слишком рано, и те, кто сегодня изучает некоторые из его ценных идей, нередко подвергаются атаке со стороны прямолинейной, материалистической науки, которая трактует душу как эманацию тела, во всем неразрывно связанную с ним.

    Но вы знаете простые и эффективные средства, благодаря которым, при условии большого желания и упорства, можно в значительной мере контролировать свои действия, чувства и мысли. Если каждый раз, перед тем как что-то сделать, вы спрашиваете себя, к какому плану в основе своей принадлежит это действие и какое тело "направляет" его, вы увидите, что не так трудно достигать самоконтроля исходя из самосознания. Об этом говорил Сократ, и он показал это на примере собственной смерти. А вам нужно доказать это собственной жизнью.

    Например, если знаешь, что вспышка гнева вызвана возбуждением твоего эмоционального тела, над которым есть другое, отвечающее за разум; если видишь все "за" и "против" и ощущаешь, что все подчинено свету высокой духовности, - тогда вполне вероятно, что ты посмеешься над собственным гневом или, по крайней мере, подобно божественному Платону, не будешь ни действовать сам, ни судить других, находясь в состоянии раздражения. Поэтому внимательно наблюдайте за собой, изучайте себя и, если возникнут сомнения, обращайтесь к Учителям Мудрости, которые в своих учениях оставили золотые ключи к нашим деяниям. Спросите себя, к примеру: как бы действовал Сократ или Конфуций на моем месте? И свет озарит вас изнутри.

    Д. и Ф.: Это так, но будем исходить из того, что мы молоды и не являемся ни Сократом, ни Конфуцием. Кажется, последний сетовал по поводу того, что ему не хватает еще ста лет жизни, чтобы понять некоторые из тайн природы, о которых говорится в И цзин. Как молодой человек, не обладающий достаточным опытом, может достойно справиться с такими ситуациями, при том, что молодости свойственна импульсивность поступков?

    Это хороший вопрос. Но если вы перестанете отождествлять себя со своим телом и задумаетесь над тем, что ваш дух бесконечно стар и что ваше сознание перевоплощается в течение миллионов лет, накапливая свой опыт... Тогда какая, по существу, разница между молодым человеком 20-30 лет и стариком? Что значат эти небольшие годы в сравнении с огромным числом веков, которые вы прожили?.. Ваша Душа стара и знает, как справиться со множеством ситуаций. Если вы обратитесь к своей Душе, а не к новым формам своей нынешней личности, вы убедитесь в том, что в вас присутствует очень большой потенциал Мудрости. Усердное чтение классиков освежит эти воспоминания, и вы сможете сдерживать свои эмоции и желания, вместо того чтобы с легкостью отдаваться им.

    Вы знаете, что любая форма жизни заключает в себе войну, иными словами, конфликт между ее составными частями. Как учит нас индийская Бхагавадгита, покинуть поле боя - значит повести себя низко, недостойно. Внутри самих себя необходимо вести бой со всем, что преграждает нам путь к совершенству. Достоинство - это естественное стремление к доброму и вечному. Достоинство как таковое - это не высокомерие и не смирение. Это способность определить нашему сознанию именно то место, которое оно вправе занимать в соответствии с долгим путем развития человечества. Так, выполняя свои обязанности, вы получите доступ к своим правам, будете вести правильную жизнь и не будете совершать действий, в которых пришлось бы раскаиваться впоследствии.

    Я знаю, что постоянно применять все это на практике будет нелегко: мир полон развоплощенных человеческих сущностей, которые, обретая свою эфемерную физическую жизнь или движимые своими фантазиями, создают препятствия на пути. Но уместно вспомнить древнейшую мудрость, гласящую, что лучше пострадать от несправедливости, чем допустить ее. И поскольку (как утверждают стоики, которых вы так много читали) есть вещи зависящие и не зависящие от нас, вы почувствуете, что в практической жизни есть ситуации, которые вы не в состоянии изменить, но есть и другие, непосредственно касающиеся вас, на которые вы можете повлиять. В первом случае остается лишь ждать другого, благоприятного момента, а во втором - вступать в бой мужественно и активно, стараясь преодолеть трудности, не забывая, что, прежде чем победить в войне, приходится проиграть великое множество сражений.

    Остерегайтесь также оказаться во власти чрезмерного стремления к совершенству, которое может заставить вас отказаться от вашей работы и достижений, помешать добиться оптимальных результатов. Каждый шаг вперед - правильный шаг, и необходимо иметь кроткое сердце, чтобы избегать неуместных сравнений с великими, чтобы наши усилия не сошли на нет после первых же поражений. Если вы не можете выстроить дворец из мрамора, возьмите, по крайней мере, бревна, чтобы построить небольшую хижину, где можно было бы жить, - это лучше, чем жить в чистом поле, как животные.

    Итак, нам нужно настойчиво стремиться к духовным свершениям, но при этом не отчаиваясь и довольствуясь тем, чего мы достигаем, приложив все силы и все тепло своего сердца. Придут другие, более одаренные, которые продолжат наше дело, но наши усилия не пропадут никогда. Даже наш самый скромный внутренний шаг в сторону Добра в каком-то смысле является шагом всего человечества. Ни один человек не избавлен от ответственности за ход Истории, но, с другой стороны, никто не является хозяином Истории, ее собственником. Все мы должны творить ее понемногу, и лучшее начало - не то, что исходит из преходящих материальных ценностей, а то, что осуществляется на других, менее эфемерных планах сознания, неизбежно находя свое отражение в мире в должное время.

    Если каждый день вы преодолеваете в себе хотя бы одно негативное побуждение; если каждый год справляетесь с одним пороком; если каждое десятилетие вам удается совершенствовать свой самоконтроль, - значит, вы творите Историю и своими действиями помогаете не только самим себе, но и всем людям. Даже один человек, который хотя и не владеет собой в полной мере, но все же умеет вовремя сдерживать свои агрессивные порывы в мыслях, словах и делах, который может верно и убедительно объяснить и себе и другим природу нашего поведения, который самой жизнью своей доказывает, что человек - это не мыслящее животное, что он принадлежит к другому царству Природы, который считает вопросы духа первичными по отношению к вопросам "спящего духа", или материи, - такой человек - это островок мира и согласия в океане катаклизмов нашего века, как и любого другого периода времени, подвластного материализму.

    Материализм - это деспот, взгромоздившийся на голову миллионам, и все внутренне жаждут избавиться от него, отдают они себе в этом отчет или нет. Материализм продолжает существовать потому, что люди не знают самих себя, свое устройство, не знают Природу. Дайте людям пример настоящей культуры, понимая под культурой знания и их правильное применение, и тогда ваше дело не пропадет даром.

    Простите, что я повторяюсь, но это важнейший вопрос. Перед лицом реальности и необходимости человеческого сосуществования один неграмотный человек, освоивший основы искусства познания себя и самоконтроля, стоит тысяч наших эрудитов в различных областях этого иллюзорного мира. Они без устали разглагольствуют о философии, о психологии и т. д., но при этом орудуют как простой дворник, который ничего другого не умеет, кроме как подметать, с той лишь разницей, что дворник свою работу делает хорошо. Окажись такие "знатоки" перед пламенем пожара, или красивым телом, или горой денег, и вы увидите, как они засуетятся, движимые импульсом желания, совершенно забыв о том, что они обладают "телом желания" и, следовательно, не делая ни малейшей попытки сдержать это желание или направить его на достижение благородных целей. Но тогда какой смысл в том, что они знают - или думают, что знают? Для чего все это?.. Это лишь пыль, сор, шелуха. Работать с такими "специалистами" бесполезно, а если мы и изучаем их "науки", то лишь для того, чтобы уметь их опровергать. Точно так же извлекают яд из змеиных зубов лишь затем, чтобы сделать из них противоядие и побороть силу самих змей.


    Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

    на журнал "Человек без границ"

    Что значит жизнь человека? Жизнь должна быть поиском ответа на вопрос: "Кто я такой?"

    Что значит быть человеком? Становление – это болезнь души. Сущность же – это то, чем вы являетесь. А открыть свою сущность, это значит начать жить.

    Ещё есть время – бегите из тюрьмы, в которую сами себя заключили! Требуется только немного смелости, немного риска. И запомните: вам нечего терять. Вы можете потерять только ваши цепи – вы можете потерять скуку, вы можете потерять это постоянное чувство внутри вас, что чего-то не хватает.

    Вы есть ваш опыт. Поэтому испытывайте больше. Пока есть возможность, испытывайте столько, сколько можете. Настоящий человек никогда не останавливается; настоящий человек всегда остаётся странником, скитальцем духа. Никогда не спишите стать обучившимся; оставайтесь обучающимися. Только тогда жизнь может быть радостью.

    Нужно набраться смелости, и если люди говорят, что вы сумасшедший, примите это. Скажите им: "Вы правы; в этом мире только сумасшедшие люди могут быть счастливыми и радостными. Я выбрал безумие вместе с радостью, с блаженством, с танцем; вы же выбрали здравомыслие вместе с несчастьем, страданием и адом – наш выбор различен".

    Отвергните всё, что навязано вам извне. Примите только вашу сокровенную сердцевину, которую вы принесли из иного мира, и тогда вы не будете чувствовать, что что-то упускаете. В тот момент, когда вы принимаете себя без всяких условий, внезапно происходит взрыв радости.

    Прежде всего, перестаньте осуждать себя. Вместо того, чтобы осуждать, начните принимать себя со всеми несовершенствами, всеми слабостями, ошибками и неудачами. Не просите себя стать совершенным, это значит просить о чем-то невозможном, потом вы будете расстроены. Вы же человек, в конце концов. В тот момент, когда вы принимаете себя такими, как вы есть, без всякого, сравнения, исчезает всякое превосходство и всякая униженность.

    Человек наполнен, если он находится в гармонии со вселенной. Если он не в гармонии со вселенной, то он пуст, совершенно пуст. И из этой пустоты исходит алчность.

    Будьте человечным и примите человечность другого со всеми слабостями, которые свойственны людям. Другой совершает ошибки так же, как и вы – и вам нужно учиться. Быть вместе – это великий урок прощать, забывать, понимать, что другой такой же человек, как и вы. Немного умения прощать...

    Каждая ошибка – это возможность учиться. Только не повторяйте одни и те же ошибки снова и снова – это тупость. Но совершайте как можно больше новых ошибок – не бойтесь, потому что это единственный путь, который природа предоставила вам, чтобы учиться.

    Кроме человека, всё запрограммировано. Роза должна быть розой, лотос должен быть лотосом… Человек, совершенно свободен. В этом красота человека, его величие. Живите без страха и чувства вины.

    Свобода – это величайший дар Бога. Вы не несёте печати, вы должны сами создать себя, быть самосозидающими. Все хотят свободы, но свобода несёт с собой ответственность.

    Вам нужно беречь себя от доброжелателей, которые постоянно советуют вам быть таким или другим. Выслушайте их и поблагодарите. Они не имеют в виду ничего плохого – принести вред может только то, что происходит. Слушайте только собственное сердце. Это ваш единственный учитель.

    Поймите одну основную вещь. Делайте то, что вы хотите делать, то, что вы любите делать, и никогда не требуйте признания. Это попрошайничество… Углубитесь в себя. Возможно, вы не любите то, что вы делаете. Возможно, вы боитесь, что вы на ложном пути.

    Зачем зависеть от других? А ведь эти вещи, признание и одобрение, зависят от других, и вы сами становитесь зависимыми. Когда вы уходите от этой зависимости, вы становитесь индивидуальностью, а быть индивидуальностью, жить в полной свободе и стоять на собственных ногах, пить из своего источника – это и есть то, что делает человека по-настоящему центрированным, укоренившимся. И это начало его наивысшего цветения.

    Делайте всё творчески. Если человек прожил целую жизнь, превращая её каждый миг и каждую стадию в красоту, любовь, радость, то естественно, что его смерть станет высшим пиком его устремлений, длившихся целую жизнь.

    Самая большая потребность человека – быть нужным. Если вы кому-то нужны, вы чувствуете удовлетворение. Но если всё существование нуждается в вас, то вашему блаженству нет предела. А это существование нуждается даже в маленькой травинке точно так же, как и в самой большой звезде. Проблемы неравенства не существует.

    Никто не может вас заменить. Если вас здесь не будет, то существование будет чем-то меньшим, и навсегда останется чем-то меньшим, оно никогда не будет полным. И чувство того, что это огромное существование нуждается в вас, отнимет у вас все ваши несчастья. Впервые вы придёте домой.

    2.75 Rating 2.75 (2 Votes)

    Цели :

    • Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
    • Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
    • Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

    Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

    Ход мероприятия

    1. Вступительная часть.

    Классный час сейчас начнём
    И беседу поведём
    О словах о важных,
    Дорогих, отважных,
    Трудовых и строгих,
    Скромных и убогих.

    – Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

    Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

    Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

    Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

    – Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

    Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

    То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

    Достаётся недёшево
    Счастье трудных дорог.
    Что ты сделал хорошего,
    Чем ты людям помог?
    Этой мерой измерятся
    Все земные труды.
    Может, вырастил деревце
    В своём городе ты?
    Иль под снежной порошей
    Жизнь спасаешь кому?
    Делать людям хорошее –
    Хорошеть самому!

    – Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

    2. Основная часть.

    Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

    1 уч-ся:

    Поди узнай, поди пойми,

    Он всех в один несчастный день
    Чуть не довёл до слёз.
    Его зовут – стоит, как пень,
    Как будто в землю врос.

    2 уч-ся:

    Смотри, не пей сырой воды,
    Советует сосед.
    Один стакан, потом другой
    Андрюша пьёт в ответ.
    Поди узнай, поди пойми,
    Что стало с парнем лет восьми?

    3 уч-ся:

    Придёшь обедать к 3 часам, –
    Ему сказала мать.
    Он пробурчал: – я знаю сам,
    А сам явился в 5.
    Ну что с тобой, Андрюшенька?
    И сын признался ей:
    – Когда я вас не слушаюсь,
    То выгляжу взрослей.

    – Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

    Дети: Нет.

    (встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?

    Дети: Егор, будь человеком!

    – Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

    Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

    • Будь внимательным к людям.
    • Не будь грубым.
    • Не причиняй другому неприятностей и обид.

    – Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

    4 уч-ся:

    Синенькая юбочка, ленточка в косе.
    Кто не знает Любочку? Любу знают все.
    Девочки на празднике соберутся в круг.
    Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
    Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
    Все глядят на Любочку, радуются все.
    Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
    Там вы эту девочку узнаете с трудом.
    Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
    – У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
    Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
    Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
    Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
    Говорит она старушке: – Это детские места.
    – Ну, садись, – вздыхает та.
    Синенькая юбочка, ленточка в косе.
    Вот какая Любочка во всей своей красе.
    Случается, что девочки бывают очень грубыми,
    Хотя необязательно они зовутся Любами.
    – Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

    Дети: Нет.

    (встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?

    Дети: Егор, будь человеком.

    – Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

    Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

    • Помогай тому, кому трудно.
    • Будь трудолюбивым и отзывчивым.
    • Уважай старших, помогай малышам.
    • Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

    – Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

    • быть готовым оказать ему помощь;
    • вежливо разговаривать;
    • сидеть за одной партой в классе;
    • вместе играть на переменах.

    – А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

    Игра «Словарь волшебных слов».

    1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
    2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
    3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
    4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
    5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
    6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

    Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

    – Прочитаем хором. Слайд 3

    • Будь вежлив на словах и на деле.

    – Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

    Дети: Нет.

    (встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?

    Дети: Егор, будь вежливым человеком.

    – Скажите, вежливый человек может быть злым?

    Дети: Нет.

    – Почему? (ответы уч-ся).

    Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

    5 уч-ся:

    Добрым быть совсем-совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста.
    Не зависит доброта от цвета.
    Доброта не пряник, не конфета.
    Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет.
    Если доброта как солнце светит,
    Радуются взрослые и дети.

    6 уч-ся:

    Землю обогнули тоненькие нити
    Нити параллелей и зелёных рек.
    Протяните руку, руку протяните

    Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
    От хорошей шутки даже тает снег.

    Станет добрым и весёлым хмурый человек.
    – Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

    Дети: Нет.

    (встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?

    Дети: Егор, будь добрым человеком.

    Слайд 4:

    • Будь добрым.
    • «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
    • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».

    Исполняется песня «Улыбка».

    Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

    7 уч-ся :

    Добрые люди, ничто нас не остудит,
    И не захлопнуть распахнутых дверей.
    Добрыми будем, и мир добрее будет,
    Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
    Совершите чудо, руку протяните.
    Надо, чтобы в дружбу верил человек.
    Это так чудесно, если с вами рядом
    Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

    – Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

    3. Заключительная часть.

    А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.

    Игра «Вежливо-невежливо».

    • Говорить грубые слова.
    • Обижать маленьких.
    • Поиграть с младшей сестрой или братом.
    • Поздороваться при встрече.
    • Толкнуть, не извиниться.
    • Помочь пожилому перейти дорогу.
    • Заплатить за проезд в автобусе.
    • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
    • Жаловаться на других.
    • Не уступить место в автобусе взрослому.
    • Сказать «спасибо».

    – Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

    – Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? простом парне, который во время пожара спас девочку)

    Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

    Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

    – Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.

    А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

    Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

    8 уч-ся:

    Куда подует ветер, туда и облака.
    По руслу протекает послушная река.
    Но ты человек, ты сильный и смелый.
    Своими руками судьбу свою делай.
    Иди против ветра, на месте не стой.
    Пойми, не бывает дороги простой.
    Теперь не доверяют как прежде чудесам.
    На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

    – В удушье городов в наш беспокойный век
    Почувствовать дыхание природы
    Способен настоящий человек,
    Влюблённый в состояние свободы.
    Настоящий человек деньгами не богат,
    Он в них кумира видеть не умеет.
    Сокровища души – его бесценный клад,
    Который никогда не оскудеет.
    Настоящий человек умеет отдавать
    И оттого становится богаче.
    Настоящий человек не станет унывать,
    Решая в жизни сложные задачи.
    Настоящий человек лишь добрые дела творит,
    Отвергнув мелочные страсти.
    Настоящий человек не может делать зла.
    И потому я всем желаю счастья.

    – Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).

    – Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

    Слайд 7:

    – Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».