Почему меня не принимают? Ребенка не принимают в классе. Конфликты в коллективе

На сегодняшний день получение среднего образования является основной задачей любого ребёнка. Но иногда случается так, что администрация школы отказывает в приёме, мотивируя это отсутствием мест в учебном заведении и другими неправомерными причинами. Родители ни в коем случае не должны поддаваться на подобные уловки, и важно стараться добиться поставленной цели, поскольку путей для её исполнения предостаточно, точно так же как и мер для наказания директора и его подчинённых.

Имеют ли право школы не принимать учащихся по месту прописки?

Родители должно чётко понимать следующее: абсолютно все школы зарегистрированы в определённых микрорайонах, которые они обязаны обслуживать, поэтому любой ребёнок, проживающий в закреплённом за учебным заведением районе, имеет полное право посещать его, даже в том случае, если там не хватает мест.

Никто не имеет права вам отказать, в противном случае это можно трактовать как «прямое нарушение права на получение бесплатного образования» (выдержка из Конституции РФ).

Почему же многие школы предоставляют совершенно необоснованные причины, чтобы не брать ваше чадо к себе? Всё просто: подобные учебные заведения рассчитывают на взяточничество в особо крупных размерах, что, как известно, является ещё одним нарушением норм Конституции. Особенно часто подобные ситуации возникают в престижных образовательных учреждениях, где созданы все условия для комфортного обучения (внеклассные кружки, высококвалифицированные учителя, бесплатный спорткомплекс и т. д.) Попасть в такие учебные заведения достаточно трудно, но постараться и настоять на своём всё же следует.

Отсутствие взятки – основная причина «отказа» приёма в школу

Что делать, если администрация отказала

Давайте рассмотрим несколько случаев. Как мы уже говорили ранее, самой распространённой ситуацией является отказ, мотивированный отсутствием свободных мест. Но теперь-то вы знаете, что имеете полное право отдать ребёнка в данное учебное заведение несмотря ни на что. Если директор отказывается выслушать вас, то в лёгкой форме пригрозите заявлением в Министерство образования, а после предложите ему следующие варианты:

  1. Подобрать класс в другой параллели, где есть свободные места (т. е. парты).
  2. Если таких классов нет, второй вариант предусматривает переход всех учащихся в более просторное помещение.
  3. Иногда случается так, что школьники посещают несколько кабинетов. В этом случае следует сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Если такие предложения не помогут решить конфликт (что маловероятно), то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам. Но до такого доходит редко.

Иногда главы школ ссылаются и на другие причины, не связанные с отсутствием мест в учебном заведении. К примеру, достаточно часто отказ может быть связан с низкой успеваемостью в предшествующей школе. В таком случае единственным правильным решением родителей будет обращение в муниципальный орган управления образованием, который контролирует работу учебного заведения. Однако перед этим не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам. Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советуем обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру.

Также нередко директора просят вас подождать и уверяют, что в августе обязательно найдут место для ребёнка. Но, как показывает практика, такого никогда не случается и обнадёженные обещаниями родители вынуждены тратить своё драгоценное время на поиски других вариантов.

Решить конфликтную ситуацию можно и другим путём: после отказа вежливо попросите предоставить вам устав школы (документ, который по закону имеет каждое учебное заведение). В нём расписываются все права и обязанности администрации, учителей, рабочих и учащихся. Но это для нас не совсем важно. Главная информация, которую следует почерпнуть из этого документа, находится в разделе «правила приёма в школу». Будьте уверены, после изучения бумаги вы найдёте для себя немало полезных данных, ссылка на которые позволит быстро решить проблему.

Иногда устав школы можно увидеть и в холле, но лучше попросить официальный документ

В каком случае вы можете получить обоснованный и правомерный отказ?

Сложности могут возникнуть лишь в том случае, если школа, в которую вы хотите отдать ребёнка, имеет статус «специализированная». Да, по закону для таких случаев исключений быть не должно, поскольку деление по микрорайонам происходило ещё в советские времена, а тогда все учебные заведения были общеобразовательными. Но за столь длительный период любое учреждение могло дополнить свой устав несколькими важными пунктами, препятствующими принятию даже по месту прописки.

Вашего ребёнка отказываются принимать в школу? Разберёмся, в каких случаях это может быть и как себя вести.

Ситуация 1. Не берут в первый класс

«Ваш ребёнок психологически не готов к школе, он не прошёл собеседование», — заявляет вам психолог или завуч школы.

Ваше главное оружие — закон «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014), который гласит: «в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ)». Согласно закону только два фактора могут препятствовать записи ребёнка в школу: возраст младше 6,5 лет и место жительства, не совпадающее с территориальным расположением школы. Всех детей, которые живут в районе, территориально относящемся к данной школе, и которым 1 сентября будет больше 6 лет 6 месяцев, обязаны взять в первый класс.

Ни в коем случае не может быть конкурсом на место в классе. Эти мероприятия призваны лишь продемонстрировать родителям и учителю, на какие сильные и слабые стороны малыша стоит обратить внимание, а также скорректировать школьную программу с учётом уровня знаний будущих первоклассников. Кроме того, по закону поступающие в первый класс дети не обязаны уметь читать, считать и писать (хотя это, конечно, поможет ребёнку быстрее усвоить программу).

Для того, чтобы не возникло проблем с записью и учёбой в первом классе, вам необходимо только:

  • самостоятельно оценить готовность ребёнка к школе (хочет ли он учиться, может ли высидеть полчаса на месте, умеет ли сконцентрироваться на задании и выполнять работу по образцу, прислушиваться к инструкциям и играть по правилам);
  • морально подготовить малыша к собеседованию, если оно предполагается;
  • подать заявление в нужное время (обычно с 1 февраля до 30 июня идёт приём заявлений по территориальному признаку, а с 1 июля — заявлений от родителей детей из других районов);
  • лично присутствовать на тестировании или собеседовании, чтобы избежать стресса у ребёнка.

Ситуация 2. Не берут в любой другой класс

Как устроить ребенка в школу - правила и необходимые документы

«Мест нет, извините», — говорит директор школы в ответ на вашу просьбу

. Или: «Мы не можем взять вашего ребёнка — у него слишком низкая успеваемость для нашей школы».

Запомните: единственной причиной отказа может быть то, что вы территориально не прикреплены к этой школе. Если школа находится в вашем районе, директор обязан пересмотреть состав классов таким образом, чтобы найти место для вашего ребёнка. В крайнем случае (если все классы действительно наполнены до предела) администрация обязана выдать официальный документ о невозможности приёма вашего чада в данное образовательное учреждение. А успеваемость тем более не может повлиять на решение администрации школы — это в законе не прописано.

Ситуация 3. Не берут в специализированную школу

Другая ситуация — если вы хотите отдать ребёнка в специализированное образовательное учреждение. Лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением предметов, а также реализующие особые программы в области физической культуры и спорта, искусств и т. д. имеют право организовать индивидуальный отбор при приёме либо . Обычно в таких учебных заведениях есть вступительные экзамены и собеседования, по результатам которых администрация может принять либо не принять школьника.


Что делать

Если вам отказали в приёме в школу, директор обязан составить и подписать письменный отказ с обоснованием причин в двух экземплярах (один школе, один вам). С этой бумагой следует обратиться в районное Управление образования, где подскажут, в каких школах района есть место для вашего ребёнка.

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это – вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

Это важно. Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

Это важно. Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Это важно. Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока – то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами – темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

Среднее образование является обязательным, поэтому в случае отказа в приеме ребенка в школу родители должны добиваться поставленной цели, средств для её исполнения очень много, как и мер наказания для администрации школы.

Ни для кого не секрет, что существует негласный рейтинг школ относительно качества образования, месторасположения школы и её комфортности и приспособленности к образовательному процессу. К примеру, наличие плавательного бассейна автоматически делает общеобразовательное заведение более престижным. А уж если этот факт присоединяется к наличию учителей высокой квалификации и большим наличием внеклассных кружков, то попасть в такую школу становиться очень трудно. Иногда случается так, что ребенка не берут в школу, мотивируя это отсутствием мест, но стоит помнить, что ситуация со средним образованием кардинально отличается от дошкольного. Если посещение детского сада является не обязательным, то в случае, когда ребенок не ходит в школу, в проблеме разбираются социальные службы и даже прокуратура.

Родителям необходимо четко знать следующий факт – все школы страны обслуживают определенный микрорайон с определенным количеством жилых домов. Любой ребенок проживающий в закрепленном за школой районе имеет право посещать это учебное заведение, даже в том случае, если там свободных мест. По закону директор школы должен пересмотреть списки учащихся и предложить перейти в школу по месту жительства учащимся не из прикрепленного района, но до такого никогда не доходит. Обычно проблема легко решается следующими способами. Первый вариант, подобрать для ребенка класс на параллели, где есть свободные посадочные места, то есть парты. Если такого класса нет, второй способ предусматривает переход целого класса в более просторное помещение. Иногда случается так, что учащиеся посещают различные кабинеты, в таком случае уместно сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Сложности могут возникнуть в том случае, если школа, за которой закреплен микрорайон не общеобразовательная, а специализированная. Но по закону для таких случаев исключений нет, ведь деление по микрорайонам происходило ещё в те времена, когда все школы были общеобразовательными. Относительно того, как принимают детей в школу, есть два варианта – с предварительным собеседованием и без оного. Собеседование может проводится и в общеобразовательной школы, без какой-либо специализации. Основная цель собеседования – проверить уровень знаний ребенка, поговорить с ним на общие темы, неудовлетворительных результатов нет и быть не может. Но если школа специализированная, то вполне возможен рейтинг при приеме как первоклассников, так и учащихся, которые переходят из других школ. Собеседование в специализированных школах проходит по следующим предметам – профильный, родной и иностранные языки, собеседование с психологом. Это относится только к учащимся, которые учатся в средней школе, что касается младшей, то никаких профильных знаний в ней не дают, уклон делается на обучение азов чтения, математики, изучение окружающего мира.

Если директор утверждает, что отказ в приеме в школу основан на других причинах, не связанных с отсутствием мест в школе (к примеру, с низкой успеваемостью учащегося в предшествующей школе) , то единственно правильным решением родителей будет обращение в вышестоящие инстанции, которые контролируют работу школы. Наиболее правильный порядок действия – это получения письменного отказа от администрации школы с пояснением причины в двух экземплярах, один регистрируется у секретаря, а второй выдается на руки. Далее с письменным отказом следует обратиться в районный совет образования. Обычно этого достаточно для того, чтобы уладить конфликт, но если по каким-то причинам и здесь родителям не смогли помочь, то необходимо обращается в городской совет, а затем и в прокуратуру и суды. Не стоит верить директору школы на слово, в ситуации, если он говорит, что в августе обязательно найдется место для ребенка. Известны многочисленные случаи, когда обнадеженные словами директора родители приходили писать заявление о приеме в школу, но вместо этого получали ответ в стиле «почему не обращались ранее, сейчас уже поздно что-то решать». Поэтому только документы могут подтвердить факт обращения в общеобразовательное учреждение и смогут помочь в том случае, если дело дойдет до суда.

Во время первого обращения в школу, если в процессе разговора с руководством слышен отказ, следует вежливо попросить устав школы – типовой документ, которым по законодательству обладает каждое общеобразовательное учреждение В нем расписаны обязанности и права рабочих, администрации, учителей и учащихся, а также правила приема в конкретную школу и исключения (которое на самом деле по законодательству только одно, отсутствие свободных мест для детей не прикрепленных к микрорайону школы) . После неторопливого изучения этого документа можно почерпнуть не мало полезных сведений и даже решить проблему приема в школу ссылаясь на один только этот документ.

Проблема отказа в приеме в школу ребенка легко устраняется разовым обращением в вышестоящие инстанции, иногда даже и это не потребуется, только намек на возможный поход в городское управление образования.