Картотека" игры со скакалкой". Игры со скакалкой для детей

Несмотря на засилье айпадов, некоторые игры, в которые играли мы, наши мамы и бабушки, остаются популярными и у современных девчонок. Взять хотя бы прыгалки. По-моему, незаменимая вещь для любой девчонки. Во всяком случае, мои дочки очень их любят. И если у старшей в запасе много игр, то младшая только-только начинает осваивать это развлечение. Я собрала в кучу все известные нам игры со скакалкой. Если знаете другие, добавляйте. Будем составлять коллекцию скакалочных игр вместе!

Змейка

Эта игра для самых маленьких, кто ещё не умеет перепрыгивать через скакалку (как моя младшая, Тая). В этом случае, просто кидаем прыгалки впереди себя, и по получившейся фигуре идем ножками. Задача - пройти всю "змейку" до конца, не сходя с неё.

Карусель

Одна из самых известных игр. Игроки образуют круг, в его центре – водящий, у которого и находятся прыгалки. Водящий начинает вращать прыгалки так, чтобы они скользили по земле. Получается, что прыгалки делают круг. Задача игроков подпрыгнуть в нужный момент, чтобы их не задело по ногам.

Во время игры водящий ускоряет темп, так что игрокам нужно быть очень внимательными, чтобы не задеть прыгалки - иначе придется выходить из игры.

Девятый вал

Для этой игры понадобится длинная скакалка (мы связываем две) или толстая верёвка. Двое игроков раскачивают веревку - но не крутят, а делают "волны". А другие игроки перепрыгивают.

Те, которые раскачивают, сначала качают скакалку низко над землей, потом увеличивают амплитуду. Если кто-то из прыгающих заденет скакалку, то он выбывает из игры. Когда волны становятся выше, можно прыгать "под волной". Главное, чтобы не задело.

Ловкачи

Родители натягивают прыгалки между двумя столбами или деревьями на высоте груди игроков. Или просто держат их в руках на заданной высоте. Каждый игрок должен пройди под скакалкой, выгибаясь назад. Скакалку задевать нельзя.

После того, как все игроки пройдут под скакалкой, ее опускают ниже (сантиметров на 10) и так далее… Игроки по мере того, как скакалка опускается ниже, выбывают из игры. Побеждает самый ловкий, которому удалось пройти под низко опущенной скакалкой и не задеть ее.

Усовершенствованный вариант: также натягиваем прыгалки между двух столбов, на расстоянии примерно 30 см от земли (для малышей еще ниже, на расстоянии сантиметров 5-10). Ведущий придумывает задание. Например:

  • перепрыгнуть скакалку на левой ноге (для малышей – перешагнуть, начиная с левой ноги)
  • перепрыгнуть скакалку в одну сторону на левой, в другую на правой ноге
  • перепрыгнуть туда и обратно на обеих ногах

Задания можно усложнять по мере необходимости. Мы даже придумали свои комбинации и дали им названия «бабочка», «паровозик», «бегемотик»… Конечно, это актуально только для старшей, 9-летней Насти, а 2-летняя Тая только следит за сложными па сестренки.

Шаг за шагом

Эта игра для детишек постарше, кто уже умеет неплохо прыгать через скакалку. Итак, вся игра поделена на шаги. Например:

Первый шаг – делаем 10 обычных прыжков через скакалку
Второй шаг – делаем 9 прыжков, меняя ноги (один прыжок на правой, второй на левой ноге и так далее)
Третий шаг – делаем 8 прыжков на правой ноге
Четвертый шаг – делаем 7 прыжков на левой ноге
Пятый шаг – делаем 6 обычных прыжков, но скакалку крутим назад
Шестой шаг – делаем 5 прыжков попеременно то на правой, то на левой ноге, а скакалку крутим назад
Седьмой шаг – делаем 4 прыжка, во время которого скрещиваем руки (получается, что мы прыгаем через петлю)
Восьмой шаг – делаем 3 прыжка, при этом ноги скрещиваем
Девятый шаг – делаем 2 прыжка на левой ноге, при этом скакалку крутим назад
Десятый шаг – делаем 1 мастерский прыжок: подпрыгиваем и успеваем прокрутить скакалку два раза.

Отражения

Эта игра для нескольких игроков. Ведущий встает в центр круга, игроки вокруг него (но не рядом: все будут прыгать со скакалкой, поэтому надо учесть, чтобы дети не задели друг друга).

Ведущий начинает прыгать любым способом: на одной ноге, на двух, перекрещивая ноги или руки… Он делает 5 прыжков одним способом, потом 5 другим… Задача игроков - со второго прыжка повторить то, что делает ведущий. Если кто-то не сумел сориентироваться или повторить, он выбывает из игры.

Букварь

Каждый участник игры прыгает и называет очередную букву алфавита. Первый – а, второй – б, третий – в… При этом игроки стараются сделать свой прыжок сложнее (со скрещенными ногами, прокручивая скакалку назад и прочее).

Игрок, который прыгает следующим, должен повторить все прыжки предыдущих, при этом называя и соответствующие буквы алфавита. А затем сделать свой прыжок и называть свою букву.

Лейся, песня

Это была моя любимая игра в детстве, теперь в нее играют мои дочки. Прыгалки мы превратили… в микрофон. Ручка становится непосредственно микрофоном, а сами прыгалки выполняют роль шнура.

Вы, конечно, можете сказать, что сейчас в основном используют беспроводные микрофоны. Но в нашей музыкальной школе (где учится Настя) микрофон со шнуром. Так что прыгалки вполне похожи на микрофон.

Я выступаю в роли ведущего. Зрители – бабушка и дедушка. Я выхожу и объявляю номер, следом выходит певица и исполняет известный шлягер. Кстати, недавно мы стали выдавать билеты на наши концерты. Они бесплатные, а бонусом к ним идет приглашение в буфет: в него на время превращается наша кухня, там на столе стоит приготовленный нам заранее пирог или печенье.

оксана матвеева
Подвижные игры со скакалкой

Подвижные игры со скакалкой.

Подвижная игра «Волк и семеро козлят».

Упражнять детей в прыжках через скакалку предложенным способом;

Упражнять в подлезании под шнур предложенным способом;

Создание хорошего позитивного настроения

Оборудование: скакалки по количеству детей; длинная скакалка или шнур.

Ход игры.

На одной стороне площадки шнуром отгораживается «загон для козлят». На другой обозначается (например, обручем) домик волка. По бокам площадки раскладываются скакалки так, чтобы их было удобно быстро взять.

Ребёнок – волк выходит на середину «лужайки» и говорит:

Я, голодный серый волк

Я, в козлятах знаю толк,

Выходите погулять,

С серым волком поиграть!

Козлята из «загона» отвечают:

Уходи ты, волк, домой,

Не хотим играть с тобой!

Волк уходит в свой домик.

Двое взрослых поднимают шнур, дети – козлята подлезают под шнур, выбегают на «лужайку», берут скакалки и прыгают либо любым способом, либо тем способом, который им предложит воспитатель. Через некоторое время воспитатель говорит:

Хватит козы вам скакать

Пора травку пощипать.

Дети – козлята кладут скакалки на место, и начинают «гулять» по «лужку».

Воспитатель даёт команду: «Волк!».

Ребёнок – волк выскакивает из домика и старается запятнать козлёнка. Дети – козлята убегают в «загон». Пойманного козлёнка волк уводит в свой домик.

Игра повторяется.

Усложнение:

1) скакалки можно расположить так, чтобы козлятам пришлось преодолеть препятствие, прежде чем их взять (например, залезть невысоко на гимнастическую лестницу или перепрыгнуть через препятствие и т. д.);

2) волку, когда он говорит вначале игры свои слова, можно дать в руки либо мяч, либо ту же скакалку и тогда, он в такт словам, должен будет либо прыгать, либо отбивать или подбрасывать мяч;

Можно перед домиком волка обозначить «овраг», и тогда волк должен будет преодолеть препятствие, прежде чем попасть домой.

Детей для игры надо брать столько, чтобы им хватило достаточно места при выполнении прыжков через скакалку.

Подвижная игра «Лягушки и цапля»

Упражнять детей в прыжках ноги - вместе, ноги – врозь;

Оборудование: две длинных скакалки или шнура.

Ход игры.

Двое взрослых встают друг напротив друга, в руках у них шнуры (скакалки). Взрослые натягивают шнуры невысоко над полом параллельно друг другу. Дети встают между шнурами. В такт словам взрослые одновременно соединяют и разводят руки. Когда взрослые соединяют руки, дети выполняют прыжки ноги – врозь, когда взрослые разводят руки, дети выполняют прыжки ноги – вместе. В качестве стиха, можно взять любую считалку, под которую удобно прыгать.

Например,

Вышла цапля погулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем всё опять!

Если ребёнок во время прыжка задевает скакалку, то он выбывает из игры.

Усложнение.

Можно добавить различные движения руками, хлопки, делать прыжки с поворотом на 180 град., изменять темп прыжков.

«Разноцветные узоры».

Создание хорошего позитивного настроения.

Дети делятся на несколько подгрупп (считалкой, на мальчики и девочки, или по желанию детей – любым способом).

Воспитатель предлагает детям прыгать через скакалку, например, на двух ногах, вращая скакалку вперёд (или любым другим способом). Дети встают врассыпную по всей площадке и прыгают заданным способом.

По команде воспитателя «Стоп!» дети останавливаются и разбегаются по командам. Воспитатель даёт задание, например: «Команда 1 – буква «А», команда 2 - буква «М»». Дети из скакалок должны выложить заданные буквы.

Усложнение:

Из скакалок выложить слово, например, «МАМА»;

Из скакалок выложить узор, например «солнышко», «снежинка» и т. д.

Предложить детям самим придумать какой – нибудь узор.

Перед игрой объяснить детям, как из скакалок можно выложить узор.

«Пауки и мухи».

Упражнять детей в прыжках со скакалкой различными способами;

Развивать творческое воображение;

Создание хорошего позитивного настроения.

Дети делятся на две команды пауки и мухи. Пауков должно быть меньше, чем мух (например, мух - 15, пауков – 3). На площадке чертой отмечается дом пауков. Пауки уходят в свой дом. Мухи бегают через скакалку по всей площадке. По команде «Паук!» мухи замирают, пауки выползают на четвереньках, на руках и стопах животом кверху (по – рачьи) из дома. Ту муху, которая шевелится, паук забирает в свой дом. После того, как пауки уползли, даётся команда «Пауки ушли!», мухи вновь начинают бегать по площадке через скакалку. В это время паук даёт задание пойманным мухам плести паутину из скакалок. Игра повторяется. Выигрывает тот паук, у которого больше поймано мух и красивее сплетена паутина.

Заранее показать детям способы «плетения паутины».

«Игры со скакалкой»

Скакалка – это простой спортивный снаряд, который уже долгое время остается актуальным и популярным как у детей, так и у взрослых. Научиться прыгать на скакалке очень просто. Преимущество скакалки в том, что это недорогой, полезный и компактный тренажер. Ее можно использовать на улице, дома, в детском саду, школе и т.д. Игры со скакалкой подвижные и активные, они вызывают азарт и тренируют выносливость у ребенка.

игра «Волк и семеро козлят».

Задачи: упражнять детей в прыжках через скакалку предложенным способом;- упражнять в подлезании под шнур предложенным способом; - создание хорошего позитивного настроения

Оборудование: скакалки по количеству детей; длинная скакалка или шнур.

Ход игры. На одной стороне площадки шнуром отгораживается «загон для козлят». На другой обозначается (например, обручем) домик волка. По бокам площадки раскладываются скакалки так, чтобы их было удобно быстро взять.

Ребёнок – волк выходит на середину «лужайки» и говорит:

Я, голодный серый волк Я, в козлятах знаю толк,

Выходите погулять, С серым волком поиграть!

Козлята из «загона» отвечают: Уходи ты, волк, домой,

Не хотим играть с тобой! Волк уходит в свой домик.

Двое взрослых поднимают шнур, дети – козлята подлезают под шнур, выбегают на «лужайку», берут скакалки и прыгают либо любым способом, либо тем способом, который им предложит воспитатель. Через некоторое время воспитатель говорит:

Хватит козы вам скакать Пора травку пощипать.

Дети – козлята кладут скакалки на место, и начинают «гулять» по «лужку».

Воспитатель даёт команду: «Волк! ».

Ребёнок – волк выскакивает из домика и старается запятнать козлёнка. Дети – козлята убегают в «загон». Пойманного козлёнка волк уводит в свой домик.

Игра повторяется. Усложнение:

1) скакалки можно расположить так, чтобы козлятам пришлось преодолеть препятствие, прежде чем их взять (например, залезть невысоко на гимнастическую лестницу или перепрыгнуть через препятствие и т. д.) ;

2) волку, когда он говорит вначале игры свои слова, можно дать в руки либо мяч, либо ту же скакалку и тогда, он в такт словам, должен будет либо прыгать, либо отбивать или подбрасывать мяч;

Можно перед домиком волка обозначить «овраг», и тогда волк должен будет преодолеть препятствие, прежде чем попасть домой. Рекомендации. Детей для игры надо брать столько, чтобы им хватило достаточно места при выполнении прыжков через скакалку.

игра «Лягушки и цапля »

Задачи:

Упражнять детей в прыжках ноги - вместе, ноги – врозь;

Создание хорошего позитивного настроения.

Оборудование: две длинных скакалки или шнура.

Ход игры.

Двое взрослых встают друг напротив друга, в руках у них шнуры (скакалки). Взрослые натягивают шнуры невысоко над полом параллельно друг другу. Дети встают между шнурами. В такт словам взрослые одновременно соединяют и разводят руки. Когда взрослые соединяют руки, дети выполняют прыжки ноги – врозь, когда взрослые разводят руки, дети выполняют прыжки ноги – вместе. В качестве стиха, можно взять любую считалку, под которую удобно прыгать.

Например,

Вышла цапля погулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем всё опять!

Если ребёнок во время прыжка задевает скакалку, то он выбывает из игры.

Усложнение.

Можно добавить различные движения руками, хлопки, делать прыжки с поворотом на 180 град., изменять темп прыжков.

игра «Разноцветные узоры».

Дети делятся на несколько подгрупп (считалкой, на мальчики и девочки, или по желанию детей – любым способом) .

Воспитатель предлагает детям прыгать через скакалку, например, на двух ногах, вращая скакалку вперёд (или любым другим способом). Дети встают врассыпную по всей площадке и прыгают заданным способом.

По команде воспитателя «Стоп! » дети останавливаются и разбегаются по командам. Воспитатель даёт задание, например: «Команда 1 – буква «А», команда 2 - буква «М»». Дети из скакалок должны выложить заданные буквы.

Усложнение:

Из скакалок выложить слово, например, «МАМА»;

Из скакалок выложить узор, например «солнышко», «снежинка» и т. д.

Предложить детям самим придумать какой–нибудь узор.

игра «Пауки и мухи».

Дети делятся на две команды пауки и мухи. Пауков должно быть меньше, чем мух (например, мух - 15, пауков – 3). На площадке чертой отмечается дом пауков. Пауки уходят в свой дом. Мухи бегают через скакалку по всей площадке. По команде «Паук! » мухи замирают, пауки выползают на четвереньках, на руках и стопах животом кверху (по – рачьи) из дома. Ту муху, которая шевелится, паук забирает в свой дом. После того, как пауки уползли, даётся команда «Пауки ушли! », мухи вновь начинают бегать по площадке через скакалку. В это время паук даёт задание пойманным мухам плести паутину из скакалок. Игра повторяется. Выигрывает тот паук, у которого больше поймано мух и красивее сплетена паутина.

игра «Десятки»

Для игры в «десятки» нужна одна скакалка и несколько человек. Смысл игры заключается в необходимости последовательно выполнить ряд упражнений со скакалкой. Каждое из упражнений выполняется несколько раз (от 1 до 10 раз) в зависимости от сложности. Игра начинается с самого простого упражнения, которое нужно выполнить 10 раз, следующее упражнение сложнее и его нужно сделать 9 раз и т.д. до самого последнего победного упражнения, которое выполняется один раз.

Первый игрок начинает выполнять первое упражнение, если он сбивается или ошибается – ход переходит к следующему участнику и так по кругу. Победителем игры считается тот игрок, который первым выполнит все упражнения. В эту игру можно играть и в одиночку, тренируясь прыгать со скакалкой.

Предлагаем следующий набор упражнений, но Вы также можете использовать и собственные:

    10 раз - прыгаем через скакалку обычным способом, одновременно двумя ногами, скакалку прокручиваем вперед.

    9 раз – через скакалку прыгаем на одной ноге, со сменой ног (то правая, то левая), т.е. получается «бег» через скакалку

    8 раз - через скакалку прыгаем на левой ноге

    7 раз - прыгаем через скакалку на правой ноге

    6 раз - прыгаем через скакалку как обычно двумя ногами, но скакалку нужно крутить назад

    5 раз - через скакалку как в 9-ке («бегом»), но скакалку крутим в обратную сторону

    4 раза - скакалку крутим вперед, прыгать нужно чередуя обычные прыжки и со скрещиванием рук

    3 раза – прыгаем через скакалку вперед, но ноги необходимо сложить крестиком

    2 раза – скакалку крутим назад, прыгая на одной ноге

    1 раз – самое сложное упражнение, верх мастерства прыжков через скакалку, когда нужно было подпрыгнуть и при этом успеть прокрутить скакалку вперед два раза.

игра «Часы»

Часы - веселая, подвижная игра со скакалкой. Развивает выносливость и внимание. Эта детская подвижная игра хорошо подойдет для проведения на уроках физкультуры в школе у учеников младших классов.

Описание игры: Играют 10-15 человек. Все хором произносят:

«Тик-так, тик-так».

Двое, заранее выбранных игроков, в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д. Если игрок собьется при прыжках или ошибется в счете - он меняется с одним из тех, кто держит скакалку. При этом счет начинается сначала.

Задача игроков - прыгать как можно дольше, не сбиваясь.

Правила игры 1. Все хором произносят: «Тик-так, тик-так» 2. Выбирают двух игроков, которые будут вертеть скакалку в том же ритме 3. Остальные по очереди прыгают через скакалку 4. Первый прыгает один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д. 5. Игрок, сбившийся при прыжках или ошибившийся в счете - меняется с одним из игроков, крутящих скакалку

игра «Подсечки»

Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. В центре круга становится руководитель, со скакалкой в руках. Он вращает скакалку, держа еѐ за один конец, другой конец описывает круг над полом. Играющие должны своевременно подпрыгивать, чтобы не задеть скакалку. Задевший скакалку получает штрафное очко. Игра проводится 3-4 мин. Выигрывает команда, игроки которой получат меньше штрафных очков. Чтобы скакалка проходила под ногами играющих, обозначают круг, из которого выходить нельзя. Скакалку надо вращать равномерно, постепенно поднимая еѐ вверх. Игру можно проводить и на 8 выбывание, игрок, задевший скакалку выбывает. В этом случае побеждает та команда, у которой по истечении времени остаѐться больше игроков.

игра «Самый гибкий»

Самый гибкий - подвижная, веселая игра для большой группы детей. Игра помогает развить гибкость и координацию движений.

Описание игры:

Ведущий натягивает между двумя столбами или деревьями скакалку (или веревку) на высоте груди игроков. Игроки должны проходить под неѐ, выгибаясь назад, не задевая верѐвки. Каждый раз, когда игроки проходят под верѐвкой, она опускается ниже на 30 сантиметров. Участник, задевший веревку - выбывает из игры.

Правила игры:1. Веревка или скакалка натягивается между двумя столбами на уровне груди игроков. 2. Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задев еѐ. 3. Веревка опускается на 30 сантиметров ниже каждый раз, когда участники проходят под ней. 4. Задевший веревку выбывает из игры. 5. Выигрывает тот, кто остался последним.

На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать 2-4 ребенка с короткими скакалкам. По первому сигналу воспитателя они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1-1,5 минуты) останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди. Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4-3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша. У линии старта стоят 2-4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, который первым пересечет линию финиша.

игра «Имена»

Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря: «Я знаю имена мальчиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша... и т. д.» или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т. д.». Побеждает ребенок, назвавший больше имен без повторений. Вариант игры: число имен мальчиков или девочек можно ограничить числом 10. При запинке или повторении имени игрок выбывает из дальнейшей игры

игра «Выручалочки»

Для этой игры понадобится длинная скакалка. Можно связать вместе несколько коротких, но чтобы посередине не было пластиковых ручек. Двое детей крутят скакалку, а остальные должны через нее прыгать. Для этого дети по очереди подходят к крутящейся скакалке и, выбрав подходящий момент, впрыгивают, сначала по одному разу, затем по два, три и т.д. Если кто-то ошибается, то он встает крутить скакалку вместо ведущего. Тот, кто остается последним, становится «выручалочкой» - он может спасти ошибившегося игрока, выполнив прыжки за него.

Активные игры на воздухе всегда были и будут полезными для детей любых возрастов, и игры со скакалкой не исключение. Это отличный способ объединить детвору во дворе и организовать полезный досуг. Приятно смотреть на веселых, смеющихся детей, которые предпочли планшетам игры нашего, родительского, детства.

Польза игр со скакалкой

Скакалка – это простой спортивный снаряд, который не занимает много места, имеет относительно невысокую цену и огромное разнообразие моделей на любой вкус. Знаете ли вы, что бывают скакалки со встроенным счетчиком прыжков?

Взрослые любители здорового образа жизни и спорта регулярно используют этот незатейливый снаряд для тренировки выносливости и укрепления сердечной мышцы. В отличие от взрослых, скакалку не так часто увидишь в руках современных детей. И зря: познакомить ребенка со скакалкой можно уже в год, когда малыш только научился ходить.

Польза скакалки для укрепления детского организма:

  • улучшение навыков равновесия, координации движений;
  • тренировка вестибулярного аппарата;
  • укрепление ног;
  • ловкость рук, развитие мелкой и крупной моторики;
  • обучение чувству ритма, внимательности.

Использовать скакалку можно в подвижных играх для малышей, дошкольников (дома, на прогулке с родителями, в детском саду) и детей гораздо старше. Какие же игры можно предложить детям разных возрастов?

Игры для малышей от 1 до 3 лет

С детьми такого возраста лучше играть дома, чтобы малыш не поранился об асфальт при неловком падении. Скакалка помогает закрепить моторные навыки, подготовить кроху к прыжкам, помогает разучить понятия «право», «лево», «боком», «передом», «задом». Кручение скакалки детскими ручками полезно для мелкой моторики.

  • Ножки идут по дорожке

Взрослый выкладывает из скакалки на полу кривую линию, а ребенок должен пройти по ней от ручки до ручки и обратно, при этом не сойти с дистанции. Можно считать шаги и ненавязчиво разучивать счет до десяти.

  • Перешагиваем через ручеек

Скакалку нужно привязать концами к ножкам двух стульев или другой мебели так, чтобы она была невысоко от пола. Малышу нужно перешагивать «ручеек», поворачиваясь к скакалке то лицом, то левым или правым боком. Ближе к 3 годам ребенок учится прыгать, и тогда можно просить его перепрыгнуть через преграду.

  • Рисуем фигуры

С помощью скакалки можно изучать геометрические фигуры, выкладывая их на полу. Пусть малыш отгадывает название фигуры или помогает вам «рисовать».

  • Ищем скакалку

Родитель прячет скакалку в комнате среди игрушек или вещей так, чтобы торчал только «хвостик» (ручка). Малыш должен найти пропажу глазами, а затем вытащить ее из «тайника». Можно показать ребенку, как тянуть, перебирая руками.

Игры для детей в 3-4 года

Уже к трем годам большинство детей хорошо бегают и умеют прыгать на двух ногах, а кто-то даже на одной. Игры со скакалкой помогают развивать крупную моторику, роль которой в умственном и речевом развитии не на последнем месте. Игры подходят для любого количества детей, играть в них можно во дворе дома или в детском саду.

  • Змейка

Взрослый берет скакалку за один конец и создает волны, а ребенок от них уворачивается (отпрыгивает в сторону, перепрыгивает). Волны можно создавать как в плоскости пола (двигать скакалку в стороны), так и вверх (как будто вы легонько бьете кнутом).

  • Паутина

Дома или во дворе взрослый обвязывает скакалкой турник, спортивную лесенку, скамью, стол или дерево так, чтобы получилось подобие паутины. Ребенок последовательно ее распутывает, затем можно поменяться ролями: малыш делает паутину, а взрослый развязывает, сам или с его помощью.

  • Перетягивание каната

Для этой игры нужна очень крепкая скакалка. Двое детей берутся за концы и тянут в разные стороны. Позади участников можно поставить кубики как линии финиша. Первый, кто коснется предмета позади себя, выиграл.

Игры для детей от 4 лет

Эти игры можно организовать и для школьников, и для детей дошкольного возраста. Количество участников не лимитируется, хоть 10-15 человек.

  • Рыбаки и рыбки

Выбирается один водящий («рыбак»), который встает в центр воображаемого или обведенного мелом круга (для малышей). Игроки становятся вокруг, водящий крутит скакалку по кругу, чтобы она едва касалась земли, а остальные подпрыгивают, чтобы «удочка» не коснулась их ног. Тот, кто коснулся ногами скакалки, встает вместо водящего. Если круг маленький или «удочка» слишком длинная, ее нужно сложить пополам. Можно усложнять задачу с каждой выбывающей «рыбкой», поднимая скакалку от земли все выше и выше.

  • Морские волны

В этой игре используется длинная скакалка, поэтому лучше связать вместе две, но снять по одной ручке с каждой (узел должен быть без ручек). Ведущие (двое детей) синхронно качают скакалку из стороны в сторону, а остальные прыгают, избегая столкновения с «волной». Скакалка раскачивается все сильнее и выше, так что двигается по кругу, описывая «солнышко», а внутри него прыгают игроки. Кто не выдержит «волну», тот сменяет одного водящего.

  • Лимбо

Взрослые привязывают концы скакалки и натягивают ее между двумя опорами (столбами, деревьями) или удерживают концы в руках на уровне грудной клетки игроков (школьники могут справиться с этим сами). Каждый участник проходит под натянутой линией, прогибаясь назад (как в гавайском танце «Лимбо», можно даже с музыкой). Когда все «танцоры» прошли, уровень опускается на 10 см. По мере снижения высоты скакалки игроки выбывают, в итоге побеждает самый гибкий, продержавшийся дольше всех.

  • Десяточки

Редкий родитель не помнит, как играть в «Десяточки» на скакалке. Это игра для детей, которые хорошо прыгают и ловко управляются со скакалкой. Игра заключается в том, что нужно пройти 10 этапов, каждый из которых предполагает различные прыжки, начиная с десяти прыжков на первом уровне и заканчивая одним прыжком на заключительном уровне. Выигрывает тот, дошел до последнего этапа и ни разу не сбился.

Итак, на каждом уровне выполняется определенное количество прыжков:

  1. десять — на месте на двух ногах;
  2. девять – на месте с чередованием обеих ног;
  3. восемь – на месте на левой ноге;
  4. семь – на месте на правой ноге;
  5. шесть — на обеих ногах, прыгая вперед;
  6. пять — на двух ногах, прыгая назад;
  7. четыре – на месте на двух ногах, перекрещивая руки (прыжки через петлю);
  8. три — на месте со скрещенными ногами;
  9. два – на месте на левой ноге, крутя скакалку назад;
  10. один — особенный, например, подпрыгнуть и успеть два раза подряд скрестить руки, находясь в воздухе.

Это пример прыжков для игры в десяточки, их можно менять на свое усмотрение, но техника выполнения должна усложняться на каждом последующем этапе, а количество повторений — уменьшаться на одно.

  • Подражание

У каждого участника свой снаряд для прыжков. Ведущий встает лицом к игрокам, остальные – вокруг него или напротив, соблюдая дистанцию между собой (чтобы не задеть друг друга). Ведущий показывает прыжки, как ему хочется, постепенно усложняя задачу. Сначала 5 прыжков одним способом, все в точности повторяют, затем 5 прыжков другим способом, все повторяют. Выбывает тот, кто ошибся, и так до последнего игрока. Выигрывает самый точный подражатель, оставшийся из всех один.

  • « Я знаю пять…»

Игра развивает сообразительность, находчивость и тренирует координацию движений. Ведущего здесь нет, дети поочередно берут скакалку и прыгают в такт словам: «Я знаю пять имен девочек. Катя – раз, Лена – два, Оля – три, Настя – четыре, Даша – пять». На каждое слово – по одному прыжку, то есть прыгнуть надо 15 раз, при этом не делать долгих пауз, но и не повторяться за предыдущим игроком. Игрок, который запнулся, ошибся или повторил имя, которое уже называлось, выбывает. Помимо имен девочек можно называть мужские имена, названия городов России, цветов, животных и все, что подскажет фантазия.

Такие несложные игры могут надолго увлечь детей любого возраста и объединить младшее поколение целого двора не хуже «московских пряток» или футбола. А если такой активный отдых сочетает в себе развитие физических навыков, оздоровление организма (закалка на свежем воздухе) и общение со сверстниками, то польза от игр со скакалкой очевидна.

«КРУГОВОЙ МЯЧ»

Количество игроков до 10-12 человек. Все играющие располагаются по кругу диаметром примерно 10м. Выбирают водящего. Он с мячом начинает ходить по кругу, выжидая удачный момент для броска мячом в одного из стоящих в кругу. Выбитый игрок хватает мяч руками и кричит: «Стой!» Водящий, который после попадания мячом в игрока старается убежать как можно дальше от круга, должен остановиться. Играющий говорит: «До тебя… шагов!» Делает названное число шагов и бросает мяч в водящего. Ему можно уклониться от мяча, но не сходить с места. Если попадает, водящий будет всё повторять с начала. Если промахнётся, сам становится водящим. Игра продолжается, пока детям не надоест.

“МЯЧ СОСЕДУ”

Играют на площадке или в зале. Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.

“СТОЙ!”

Игра может проводиться на площадке или в зале. Для ее проведения требуется волейбольный или резиновый мяч. Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом с руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли (или пола), кричит “Стой!” Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, а взяв в руки, снова кричит “Стой!” и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды “Стой!” все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом направлении.

“ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ!”

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2-3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2-3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 6-8 метрах становится капитан с мячом в руках. По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.

“ОХОТНИКИ И УТКИ”

Играющие делятся на 2 команды: одна - охотники, другая - утки. Чертится большой, круг, за которым становятся “охотники”, а “утки” внутри. По сигналу “охотники” стараются попасть волейбольным мячом в “уток”, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все “утки” будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше “уток” за одинаковое время. “Утка”, которой коснулся мяч, считается осаленной.

“ЗАЩИТА УКРЕПЛЕНИЯ”

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется волейбольный мяч и 3 гимнастические палки, связанные вверху в виде треножника. Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу (земле) чертится круг, в центр которого ставится укрепление (треножник). Для защиты укрепления выбирается водящий, который становится в центре круга. Волейбольный мяч находится у игроков, стоящих по кругу. По сигналу играющие начинают передавать друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент для попадания в треножник. Водящий старается закрыть его, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, который попал в укрепление мячом, меняется местом с водящим. Игра продолжается 5-7 минут. Отмечаются лучшие водящие, защищавшие укрепление дольше всех. Во время игры нельзя заходить за черту круга. Водящий не имеет права держать укрепление руками. Если защитник сам уронит укрепление, то на его место встает игрок, у которого в этот момент окажется мяч.

“МЯЧ СРЕДНЕМУ”

Участники делятся на 2-3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.

ЭСТАФЕТА С ПЕРЕНОСКОЙ МЯЧЕЙ

Участники, разделившись на 2-4 команды, становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежит обруч, а в нем 3 волейбольных мяча. В 10-15 метрах перед командой лежит второй обруч. По сигналу первый участник команды берет все мячи в руки и переносит их в свободный обруч, бегом возвращается назад и передает эстафету за линией старта, касаясь ладонью плеча второго участника. Второй бежит к своему обручу, берет мячи и переносит их в обруч, лежащий перед его командой. Следующий участник относит мячи снова и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый участник снова не станет первым. Если во время игры упал мяч, участник должен сам его поднять и продолжать бег с того места, где упал мяч. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Можно проводить эстафету и с одним обручем. Тогда участники с мячами в руках обегают стойку в 10-15 метрах и возвращают мячи в тот же обруч.

ПЕРЕДАЧА МЯЧЕЙ В КОЛОННАХ НАД ГОЛОВОЙ

Играющие делятся на 2-4 команды, которые выстраиваются в колонну по одному на расстоянии вытянутых вперед рук. По сигналу капитаны команд, стоящие впереди, передают мяч над головой стоящим сзади них, те передают дальше, пока мяч не получит последний игрок команды. Получив мяч, он бежит вперед своей команды, становится первым и передает мяч над головой и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока капитан снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Во время игры нельзя бросать мяч назад, его надо передавать в руки стоящему сзади игроку. Если участник уронит мяч, он должен сам взять его, встать на свое место и продолжить игру. При другом варианте этой игры мяч передается под широко расставленными ногами из рук в руки, или же его можно сразу прокатывать до конца колонны под ногами.

ПЕРЕДАЧА, МЯЧЕЙ В КОЛОННАХ “ЗМЕЙКОЙ”

Играющие, разделившись на 2-4 команды, становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутых рук, широко расставив ноги. По сигналу капитаны команд передают мяч над головой, второй передает мяч под ногами, третий над головой и т. д. Последний, получив мяч, бежит вперед своей команды и начинает передачу над головой. Игра продолжается до тех пор, пока капитан снова не станет первым и не поднимет мяч вверх. Мяч должен передаваться только “змейкой”. Нельзя передавать мяч подряд несколько раз над головой или под ногами. За нарушение команда получает штрафное очко. Если игрок уронит мяч, он должен взять его, встать на свое место и продолжить игру. Выигрывает команда, первой закончившая игру и не получившая штрафных очков. “Змейку” можно выполнять и другим способом. Первый участник поворачивается с мячом влево, второй передает мяч повернувшись направо и т. д. Стопы при поворотах туловища не должны сдвигаться с места.

“ЗАЩИЩАЙ ТОВАРИЩА”

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводится круг. В центре стоят двое водящих. Один защищает другого от попадания волейбольным мячом. Попадание мячом засчитывается в туловище, руки и ноги и если отскочит от защитника. Когда игроки попадут в водящего, то в центр становятся новые водящие, и игра продолжается. После окончания игры отмечаются лучшие защитники.

“ПИОНЕРБОЛ”

Игра проводится на волейбольной площадке. Игроки каждой команды становятся в 2-3 ряда. Команды получают по 2 мяча. По сигналу игроки перебрасывают мяч на сторону соперника. Переброска продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажется 3 мяча одновременно. Игра останавливается, команда, у которой оказались 3 мяча, проигрывает очко. Снова дается по 2 мяча каждой команде, и игра продолжается до 15 очков. Когда одна из команд выиграет 15 очков, то они меняются площадками и игра продолжается. Побеждает команда, выигравшая две партии.

ПЕРЕДАЧИ ВО ВСТРЕЧНЫХ КОЛОННАХ

Игроки команд делятся пополам. Одна остается на одной стороне волейбольной площадки, другая становится на другой, в колонну, лицом к. первой. У первых игроков в руках мяч. По сигналу они передают мяч сверху двумя руками через сетку игрокам своих команд. Участник, выполнивший передачу, бежит в конец своей колонны. Второй, поймав мяч, посылает его снова через сетку, сам бежит в конец своей колонны и т. д. Игра заканчивается когда игрок, начинавший игру, снова станет первым. Выигрывает команда, закончившая раньше передачи.

ФУТБОЛ ЧЕРЕЗ СКАМЕЙКИ

Играющие делятся на две команды и располагаются на разных сторонах площадки. Поперек площадки ставятся гимнастические скамейки. Участники играют, как в обычный футбол, ногами, туловищем или головой. Мяч касается пола только один раз, перед тем, как его получит другой игрок. Игрок, получивший мяч третьим, посылает его на другую сторону площадки. Можно сразу отбить мяч головой на сторону противника. Во время игры нельзя касаться мяча рукой, ударять по мячу четыре раза игрокам одной команды, два раза подряд ударять по мячу одному игроку. Команда, допустившая ошибку, выполняет подачу. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

“САМАЯ БЫСТРАЯ”

В игре участвуют две команды. Игроки рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Затем команды становятся в общий круг,в центре которого находится мяч. Руководитель называет любой номер. Игроки под этим номером обегают круг в одном направлении и, достигнув своего места, бегут в центр, стараясь первым завладеть мячом. Взявший мяч первым получает очко для своей команды. Побеждает команда, набравшая больше очков.

“НЕ УРОНИ МЯЧИК”

Играющие в каждой команде становятся парами. У перой пары две палочки. Ими игроки зажимают мячик, чтобы он не упал. По сигналу первые пары должны пробежать 15-20 метров, обогнуть стойку и вернуться в свою команду, не уронив мяч. Если мяч во время бега упадет, игроки должны его поднять, положить на палочки и продолжить бег с того места, где упал мяч. Пара, прибежавшая к финишу первой, получает очко для своей команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

“ЖИВАЯ ЦЕЛЬ”

Играющие делятся на две группы. Одна группа становится на одной линии. Вторая линия проводится на расстоянии 10-12 м от первой. На ней становится вторая группа. Между играющими находится водящий, в которого участники стараются попасть мячом. Они могут перебрасывать мяч друг другу, выбирая удобный момент для броска. Водящий увертывается от мяча, подпрыгивает, приседает, бегает по всей площадке. Игрок, попавший мячом в водящего, меняется с ним местами, и игра продолжается.

САЛКИ МЯЧОМ

Участники находятся на площадке, у одного игрока мяч, который он гоняет ударами ноги и старается осалить им кого-нибудь из играющих. Они бегают, увертываются от мяча. Тот игрок, которого задел мяч, становится салкой, и игра продолжается. После игры отмечаются игроки, которые ни разу не были салкой.

“КОЛОБОК”

Играющие становятся в круг, разомкнувшись на вытянутые руки. Водящий находится в центре круга, его задача - поймать колобок - мяч, который играющие перекатывают ударом ноги друг другу. Они могут перекатывать “колобок” в любом направлении, делать обманные движения, но при этом не должны сходить с места. Водящий может поймать “колобок” ногой, рукой, просто прикоснуться к “колобку”. Когда это ему удается, он меняется местами с тем игроком, чью неудачную передачу “колобка” он перехватил. Отмечаются водящие, быстро задерживавшие “колобок”, и игроки, ни разу не становившиеся водящими.

БЕГ С МЯЧОМ

Играющие становятся в две колонны. В 15-20 м ставится стойка для поворота. У первых участников в руках теннисная ракетка и маленький мяч. По сигналу игроки начинают бег, держа перед собой ракетку с мячом. Если мяч упадет, участник должен его поднять и продолжить бег с того места, где упал мяч. Обогнув стойку, играющие возвращаются назад и передают ракетку с мячом очередному участнику. Выигрывает команда, первой закончившая бег с мячом.

“ЦВЕТНЫЕ МЯЧИ”

Играют две команды. У команды “синих” мяч синего цвета, у команды “зеленых” мяч зеленого цвета. По одному участнику от каждой команды выходят на линию старта и меняются мячами. По сигналу они одновременно бросают мяч соперника как можно дальше, а сами бегут за своим мячом и стараются быстрее возвратиться на свое место. Кто это сделает раньше, получает очко для своей команды. Выигрывает команда, получившая больше очков.

ЭСТАФЕТА С ВЕДЕНИЕМ МЯЧА

Участники становятся в две колонны за линию старта. У капитанов в руках баскетбольный мяч. В 15- 20 местах стоят флажки для поворота. По сигналу капитаны начинают ведение мяча правой рукой, обогнув флажок, они выполняют ведение левой рукой. Вернувшись к линии старта, они передают мяч вторым участникам и т. д. Мяч нельзя вести двумя руками, задерживать его, катить. Если такое случится, то судья возвращает игрока на то место, где это произошло, и ведение продолжается с того места. Побеждает команда, капитан которой первым окажется снова на линии старта и поднимет мяч вверх.

ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ

Играющие становятся в две колонны параллельно ДРУГ Другу на расстоянии 3 м. В 8-10 м ставятся стойки. По сигналу капитаны начинают ведение мяча. Обогнув стойку, они берут мяч в руки и выполняют передачу второму игроку своей команды. Тот, поймав мяч, повторяет действия капитана, а капитан после передачи возвращается в свою команду и становится в ее конце. Игра заканчивается, когда капитан снова станет первым и поднимет руки с мячом над головой. Во время игры передача выполняется только после того, когда игрок с мячом обогнет стойку. Если при ведении мяч упадет, его надо поймать и продолжить ведение с того места, где он упал. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

“ЧАСОВЫЕ И РАЗВЕДЧИКИ”

Участники делятся на 2 команды - “часовых” и “разведчиков” - и становятся на расстоянии 10- 15 м одна на другой. Перед командами проводятся линии. В центре рисуется кружок, в котором находится мяч. По сигналу к мячу выходят два игрока - разведчик и часовой. Разведчик выполняет различные движения, которые часовой должен повторять. Улучив момент, разведчик должен взять мяч и унести в свой лагерь. Часовой, выполняя все движения за разведчиком, внимательно следит за мячом. Как только разведчик схватит мяч, часовой старается поймать его и взять в плен. Если он поймает разведчика, то уводит в плен в своей лагерь, если он до линии другой команды не успеет догнать разведчика, то сам попадает в плен. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не примут в ней участие. Подсчитывается количество пленных. Затем команды меняются ролями, и снова подсчитываются пленные. Выигрывает команда, имеющая больше пленных.

ТОЛКАНИЕ ШЕСТА

Играющие делятся на две команды. На площадке рисуется круг диаметром 3 м. Для игры потребуется крепкий гладкий шест длиной 2 м. От каждой команды в круг вызывается по одному участнику, они берут шест, середина которого отмечена. Каждый игрок берется за свою половину так, как ему удобней. По сигналу играющие стараются вытолкнуть соперника шестом из круга. Игроки могут перехватывать шест ближе к своему краю, но если рука задела половину шеста противника, то он проигрывает. Проигрывает он и в том случае, если хотя бы одной ногой шагнул за пределы круга или выпустит шест из рук. Победивший игрок приносит своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

“ПРЫЖОК ЗА ПРЫЖКОМ”

Играющие делятся на две команды, каждая выстраивается в колонну по два, параллельно друг друга на расстоянии 2-Зм. Каждая пара играющих держит за концы короткие скакалки на высоте 50-60 см от пола. По сигналу руководителя игроки первой пары кладут скакалку на пол и бегут один справа, другой слева в конец своей команды. Затем, перепрыгивая скакалки всех пар друг за другом или одновременно, возвращаются на свои места и берут скакалку в руки, поднимают ее на высоту 50-60 см. Когда они поднимут скакалку, игроки второй пары кладут свою скакалку, прыгают через первую, обегают колонну до конца и, прыгая через скакалки, возвращаются на свои места и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая прыжки.

“РАЗОРВАННЫЕ ЦЕПИ”

Команды стоят в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 10-20 м. Игроки держатся за руки. Одна из команд посылает игрока своей команды разорвать цепь команды-соперницы. Игрок с разбега пытается разъединить руки - “разорвать цепь” игроков другой команды. Если ему это удается, то он уводит с собой игрока, стоящего справа от него. Если цепь не разорвалась, то игрок сам остается в этой команде. После этого другая команда посылает своего игрока разорвать цепь противника. Выигрывает команда, у которой окажется больше игроков.

ЭСТАФЕТА С БУЛАВАМИ

Играющие становятся в две колонны за линией старта. Перед каждой командой стоят 5-6 булав на расстоянии 1-2 м одна от другой, а в 15-20 м стоит стойка для поворота. По сигналу первые игроки бегут вперед и кладут все булавы горизонтально. Затем обегают стойку и, возвратившись к своей команде, передают эстафету. Второй участник должен поставить все булавы и, обежав стойку, возвращается обратно и т. д. Выигрывает команда, игроки которой закончат эстафету первыми.

ЭСТАФЕТА В ПАРАХ

Участники делятся на две команды. Игроки каждой команды образуют пары, встав спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бегут к поворотной стойке, находящейся в 8-10 метрах, обогнув ее, возвращаются назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинает вторая и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

“БОЙ ПЕТУХОВ”

Играющие делятся на две команды и становятся в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертится круг диаметром 2 м. Капитаны посылают в круг по одному “петуху”. “Петухи” становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу “петухи” стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается - получает очко для своей команды. Когда все “петухи” примут участие в игре, подсчитываются очки. Выигрывает команда, получившая больше очков.

“ПЕРЕТЯГИВАНИЕ В ПАРАХ”

Играющие делятся на две команды и строятся около средней линии одна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах проводится еще одна линия. Играющие крепко берутся за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники стараются перетянуть игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут перетянуты в ту или иную сторону. Выигрывает команда, которая сумела перетянуть больше игроков.

“ВЫТАЛКИВАНИЕ ИЗ КРУГА”

Играющие делятся на две команды. Между ними чертится круг диаметром 3 метра. Капитан одной команды посылает первого игрока в круг. Капитан второй, оценив силы противника, посылает своего игрока в круг. По сигналу игроки определенным способом (упором плечами, захватом, борьбой) стараются вытолкнуть соперника из круга. Тот, кто это сделает, получает очко для своей команды. Потом первым посылает в круг игрока своей команды второй капитан и так, пока все игроки не примут участие в игре. Побеждает команда, набравшая больше очков.

“ТЯНИ В КРУГ” (для МАЛЬЧИКОВ)

На полу чертятся два круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Играющие становятся за большим кругом и берутся за руки. По сигналу участники двигаются по кругу вправо или влево, не разъединяя руки. После следующего сигнала они останавливаются и стараются втянуть в круг своих соседей. Можно наступить в малый круг или перешагнуть через него, но так, чтобы не разъединить руки. Тот, кто наступит даже одной ногой в большой круг, выбывает из игры. После этого играющие снова берутся за руки и продолжают игру. Если во время игры участники разъединяют руки, то они оба выбывают. Когда игроки не могут окружать большой круг, они становятся вокруг малого и стараются втянуть в него. Выигрывают участники, не втянутые в круг.

“СЛОН” (для МАЛЬЧИКОВ)

Играют две команды по 6-8 участников. Одна из команд - “слон”. Для этого направляющий упирается в выставленную вперед ногу и наклоняет голову, второй игрок, стоящий сзади, крепко обхватывает первого правой рукой за туловище, а левой упирается в свое левое колено. То же делают остальные игроки команды, образуя крепко стоящий снаряд для прыжков. Участники другой команды по одному прыгают на “слона” и сидят на нем, крепко держась. Когда прыгнет последний игрок, “слон” начинает продвигаться вперед к линии, которая находится в 6-8 метрах от первого. Игрок, который не удержался на “слоне”, получает штрафное очко. После этого команды меняются местами. Побеждает команда, имеющая меньше штрафных очков.

“ЧЕХАРДА ПОТОКОМ” (для МАЛЬЧИКОВ)

Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонну по одному за линией старта. Напротив каждой команды в 10-15 м ставится поворотная стойка. В 2-х метрах от стартовой линии становится первый участник команды в положение согнувшись с опорой руками о колено и наклонив голову. По сигналу следующий игрок выполняет прыжок через первого и через 2 м принимает то же положение, что и первый. Следующий выполняет прыжки через 2-х игроков и принимает такое же положение, как двое первых и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки, обогнув стойку, не вернутся за линию старта. Выигрывает команда, все игроки которой первыми пересекут стартовую линию и станут в колонну, приняв исходное положение.

ЭСТАФЕТА “ГУСЕНИЦА”

Участники делятся на 2-3 команды, которые строятся в колонну по одному. В 10-15 м ставится стойка. Игроки кладут левую руку на левое плечо впереди стоящего, а правой рукой держат его за голеностопный сустав согнутой в колене ноги. По сигналу участники прыжками на левой ноге продвигаются вперед, сохраняя равновесие. Побеждает команда, последний участник которой быстрее пересечет линию старта, сохранив при этом положение “гусеницы”.

“В ОБЕ СТОРОНЫ”

Игроки строятся в шеренгу и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера поворачиваются кругом, и все играющие берут друг друга под руки. Получилось две шеренги, смотрящие в противоположные стороны. В 5-6 метрах от шеренги проводятся две черты с одной и другой стороны. По сигналу обе команды устремляются вперед, каждая старается перетащить всю шеренгу к своей боковой черте. Выигрывает команда, которая перетащила хотя бы одного игрока из другой команды за свою боковую линию.

“КТО ПОДХОДИЛ?”

Игра проводится в зале или на площадке. Ребята становятся в круг, в центре которого находится водящий с завязанными глазами. По сигналу руководителя один из играющих подходит к водящему и измененным голосом произносит его имя. После этого он возвращается на свое место, причем может обойти вокруг водящего или пройти зигзагами, чтобы труднее было определить место, откуда он подходил. После слов руководителя “Можно”, водящий открывает глаза и старается отгадать, кто к нему подходил. Если он угадал, то игроки меняются местами, если нет, то он снова водит, но не более 3-х раз, после чего выбирается новый водящий. Во время игры водящий не снимает повязку и не открывает глаза до тех пор, пока руководитель не скажет “Можно”. После игры отмечаются водящие, быстро узнававшие подходивших к ним игроков, а также отмечаются игроки, хорошо изменявшие свой голос.

“ВЕРЕВОЧКА ПОД НОГАМИ”

Команды стоят в колонну по одному. Стоящие впереди держат по скакалке. Против каждой командыставится стойка на расстоянии 10-15 м. Стоящий впереди игрок после сигнала обегает стойку и возвращается к своей команде. Один конец скакалки он подает игроку, стоящему первым в колонне, а второй держит сам. Затем они бегут вдоль своей команды и проводят скакалкой под ногами игроков, которые перепрыгивают через нее. Первый игрок остается в конце команды, а второй обегает стойку, возвращается к колонне, передает один конец скакалки следующему игроку, и снова вдвоем пробегают вдоль команды и т. д. Участник, который начинал игру, получив скакалку, поднимает руки вверх. Если игрок зацепит скакалку ногами, то получит штрафное очко. Выигрывает команда, которая раньше закончила игру и не имеет штрафных очков.

“УДОЧКА”

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м с мешочком, наполненным песком. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места.

“ГОНКА ОБРУЧЕЙ”

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 10 обручей на одну команду. Играющие делятся на 2-3 равные команды и строятся в шеренги. На правом фланге находится капитан, на котором надето 10 обручей. По сигналу капитан снимает с себя один обруч и передает его рядом стоящему игроку-; Тот продевает его через себя сверху вниз и передает дальше. Капитан снимает с себя второй обруч и снова передает его соседу. Последний игрок надевает все обручи на себя. Команда, которая первой выполнит задание, получает очко, Игра проводится три раза. Побеждает команда, получившая больше очков. Во время игры нельзя передавать обруч, предварительно не продев его через себя, а также нельзя передавать два обруча одновременно.

“ТОННЕЛЬ ИЗ ОБРУЧЕЙ”

Каждая команда делится на две группы. Одна группа стоит за линией старта, а вторая стоит в шеренгу боком к игрокам первой группы, образуя “тоннель” из обручей. Расстояние между обручами 1 м. По сигналу первый участник пробегает сквозь “тоннель”, обегает шеренгу с обручами, возвращается к линии старта и касанием ладонью плеча второго участника передает эстафету и т. д. После первой попытки участники меняются местами. Те, кто держал обручи, становятся в колонну за линию старта, а кто бегал - держит обручи. Выигрывает команда, которая дважды будет первой. Вариант этой игры - вторая группа стоит в шеренгу боком к линии старта, держит обручи между собой, и игроки пробегают сквозь обручи “змейкой”.

“ВРАЩЕНИЕ ОБРУЧЕЙ”

Перед играющими кладут 5-6 обручей. У каждого обруча встает игрок. По сигналу участники берут обручи и начинают вращать на поясе. Побеждает тот, кто дольше всех будет вращать обруч.

ЭСТАФЕТА С ОБРУЧАМИ

Играющие делятся на 2-3 команды и становятся в колонны за линией старта. У первых игроков в руках обруч. В 15-20 м ставится стойка. По сигналу первые участники бегут вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Обогнув стойку, они возвращаются обратно, прыгая через обруч, передают обруч следующему участнику, а сами становятся в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая прыжки через обруч.

БЕГ В ОБРУЧАХ

Играющие делятся на 2-3 команды, которые становятся в колонны. Перед каждой командой в 12- 15 м стоит поворотная стойка. У капитанов в руках обруч. По сигналу капитаны обегают стойки, возвращаются к своим командам и к ним в обруч становится второй игрок. Они бегут вдвоем вокруг стойки, затем возвращаются обратно. Капитан выходит из обруча и становится в конце колонны, а ко второму игроку становится в обруч третий, и они снова обегают стойку. Третий берет четвертого и т. д. Игра заканчивается, когда капитан снова окажется первым. Выигрывает команда, первой закончившая бег в обручах.

ЭСТАФЕТА С ОБРУЧАМИ И СТОЙКОЙ

Игроки, разделившись на 2-4 команды, становятся за линию старта в колонну по одному за своим капитаном. Перед каждой командой в 10-15 метрах ставится стойка. Перед капитаном лежат два обруча. По сигналу капитан встает во второй обруч, первый берет и передвигает его вперед по направлению к стойке. Сам переходит в него, а освободившийся обруч снова передвигает перед собой. Так продолжается до тех пор, пока он не пересечет линию за стойкой. Затем берет обручи в руки и бегом возвращается к своей команде, пересекает линию и передает обручи второму участнику, а сам становится в конец своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока капитан снова не станет первым. Передвигаться вперед можно только перешагивая из обруча в обруч. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Передвигать обручи можно и другим способом. Участник, стоя внутри обруча, поднимает его вверх, переходит во второй обруч, а поднятый кладет перед собой.

“ДВА СТУЛА И ВЕРЕВОЧКА”

Два стула ставятся на расстоянии 4-5 метров спинками друг к другу. Под стульями на полу лежит веревочка, концы которой чуть-чуть выглядывают. 2 участника сидят на стульях. По сигналу они встают, бегут в левую сторону, огибают стулья, возвратившись к своему стулу, садятся и стараются первыми, схватив веревочку, вытянуть ее из-под стула. Выигрывает тот, кто успеет сделать это раньше. Затем играет следующая пара.

“ЛЕБЕДЬ, РАК ДА ЩУКА”

Игра придумана по басне И. А. Крылова “Лебедь, рак да щука”. Для ее проведения требуется три каната, связанные между собой или закрепленные на одном кольце. На площадке чертится круг диаметром 2-3 метра, в центре которого находится узел канатов. Участвовать могут и три человека и три команды, каждая за себя. В трех сторонах площадки рисуется эмблема команды: лебедь, рак и щука. По сигналу участники берут канат в руки, по второму крепко натягивают и по третьему сигналу начинают перетягивать в свою сторону. Когда узел канатов или кольцо пересечет линию круга, игра останавливается и объявляется победитель.

“ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА”

Играющие делятся на 2 команды. Посередине площадки кладется канат. Середина каната отмечается ленточкой, под серединой каната проводится поперек черта. В 2-3 м от нее проводится параллельно еще две черты. Играющие берутся за канат и поднимают его с пола. По сигналу играющие стараются перетянуть канат в свою сторону. Канат считается перетянутым, если его середина окажется в 2-3 м от средней линии на стороне одной из команд. Перетягивать канат можно только после сигнала. Игру проводят несколько раз. Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз.

“ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ”

Участники делятся на 3 команды, которые становятся в колонны за линию старта. Перед каждой командой лежат 3 кубика, в 10 метрах проводится линия финиша. По сигналу первые участники берут кубик, бегут с ним к линии финиша, кладут кубик на линию, возвращаются за вторым кубиком, кладут его рядом, возвращаются за третьим и, положив его рядом с первыми двумя, поднимают правую руку вверх. За 1-е место команда получает 3 очка, за 2-е - 2, за 3-е - 1 очко. Побеждает команда, получившая больше очков. Бег с кубиками можно проводить и на результат. Тогда отмечаются игроки, сумевшие показать лучший результат.

“ВЫЗОВ НОМЕРОВ”

В этой игре участвуют 2-4 команды, которые выстраиваются в колонны по одному и рассчитываются по порядку номеров, каждый запоминает свой номер. Впереди каждой колонны на расстоянии 10- 15 м ставится по стойке. Перед играющими проводится стартовая черта, на расстоянии 2 м от нее _ линия финиша. Руководитель вызывает игроков в любом порядке. Вызванные игроки выбегают вперед, обегают стойку и возвращаются обратно. Прибежавший к финишу первым получает очко для своей команды и становится на свое место. Руководитель может вызвать некоторых участников 2 раза. Задания можно разнообразить, изменяя форму передвижения: до стойки - прыжки на двух ногах, обратно - обычный бег; до стойки - прыжки на одной ноге, обратно - обычный бег и т. д. В начале игры надо сказать, что вызванные игроки выбегают с правой стороны и, финишируя, должны придерживаться правой стороны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

“КОРШУН”

Для этой игры выбираются коршун и наседка, все остальные - цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному. Цыплята держатся за пояс впереди стоящего. Коршун старается схватить последнего цыпленка в колонне. Наседка старается помешать этому. Размахивая руками-крыльями, она бросается вправо и влево, а вместе с ней вся колонна цыплят, стараясь защитить последнего цыпленка. Ведь коршун может схватить только его. Но если цыплята оторвались от колонны и не успели встать на место, то они становятся добычей коршуна. Схваченные коршуном цыплята выбывают из игры. Когда коршун поймает 5-7 цыплят, он сам становится наседкой, а прежняя превращается в последнего цыпленка, за то что не уберегла цыплят. Выбирается новый коршун, и игра продолжается.

“ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ”

Игроки становятся по кругу парами друг за другом. Расстояние одной пары от другой 1-1,5 м. Назначаются двое водящих. Один убегает, другой догоняет. Убегающий встает впереди любой пары, сзади стоящий игрок быстро убегает. Если догоняющий осалит убегающего, то сам теперь убегает и может встать впереди любой пары.

ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА

Играют две команды. Каждая команда становится в колонну, одна половина команды остается на одной стороне площадки, а вторая становится в 20- 30 м лицом к первой. Перед игроками проводится линия. Первые игроки, стоящие на одной стороне, получают эстафетную палочку. Если игроков нечетное количество, то эстафетную палочку получают первые игроки той половины, в которой больше наодного человека. По сигналу руководителя первые игроки с эстафетной палочкой бегут к игрокам своей команды, стоящим на противоположной стороне, передают эстафетную палочку и становятся в конец колонны. Игроки, получившие эстафетные палочки, бегут к игрокам своей команды, стоящим напротив, и также передают эстафетную палочку и т. п. Ожидающим нельзя наступать на линию получения эстафеты. Игра заканчивается, когда игрок, начинавший эстафету, получит эстафетную палочку. Выигрывает команда, закончившая раньше эстафету.

ПРОХОЖДЕНИЕ БОЛОТА

Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть “болото”. Группы из 3-х чел. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по “мостику”, т.е. просто катить обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно “утонуть”.

ТРИ ПРЫЖКА.

На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча.

“КРУЖИЛИХА”

Эта игра – эстафета со скакалкой: до поворотного пункта игроки прыгают через скакалку с ноги на ногу, а при возвращении обратно берут сложенную вдвое скакалку в одну руку и вращают ее под ногами горизонтально.

“БЕГ СО СКАКАЛКОЙ”.

1-ый бежит по сигналу до флажка и обратно, прыгая через скакалку. Затем кладет ее за 2 м, не добегая до своих