Беседа о музыкальном инструменте в начальной школе. Беседы о музыке как виде искусства, откуда появилась музыка

Тема: « Мир музыкальных инструментов»

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

1. Образовательные

· углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;

· создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;

· закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

· развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

· развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;· создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.

3. Воспитательные

· воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса

беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения

стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

· воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

Ход занятия:

Педагог. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс» (Виват)

Педагог. Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.

Педагог. Тема нашего занятия » Мир музыкальных инструментов»

Педагог. А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского

Педагог. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!

Инструменты музыкальные,

Я скажу вам – уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.

Педагог. Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,

скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)

Педагог. Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Педагог. Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

Дидактическая игра «Ударные инструменты»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

Дидактическая игра « Духовые инструменты»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

Дидактическая игра «Клавишные инструменты»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?

Дидактическая игра «Струнные инструменты»

Педагог. Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.

«У жирафа пятна, пятна»

Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Игра «Лишний инструмент»

Педагог. Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте послушаем фрагменты песен о музыкальных инструментах.

р.н.п. «Одинокая гармонь», р.н.п. «Балалайка»

Педагог.Послушайте и отгадайте загадки.

Очень весело поет,Если дуете в нее.Вы все на ней играетеИ сразу отгадаете.Ду-ду, ду-ду-ду.Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда.Не палочка, не трубочка,А что же это?..(Дудочка) А всего-то три струны Всех игрою веселит! Ой, звенит она, звенит, Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка… Это наша… (Балалайка) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? (Гармонь) Сверху - кожа, Снизу - тоже, В середине - пусто. (Барабан) Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит - В ногу всем шагать велит. (Барабан)Я стою на трех ногах, Ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (Рояль) У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет -Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой…(Баян)У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть - не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. (Гармошка) То толстеет, то худеет, На весь дом голосит. (Гармонь)Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает.(Барабан)Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… (Барабан)В лесу вырезана, гладко вытесана, Поет-заливается, как называется?(Скрипка)

Педагог. А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов).

Педагог. Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

Доброе сердце вернуло любовь,

И музыку счастья услышим мы вновь.

Педагог. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены принципы отбора материала и его структурирования, основные задачи, задания для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

Составлен старшим воспитателем ГБДОУ д/с № 14

Лобатовой Верой Евгеньевной

Санкт-Петербург 2012

Основные задачи цикла:

  1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
  2. Знакомство с народными музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
  3. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
  4. Прививать интерес к музыкальным играм.
  5. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Принципы отбора материала и его структурирования:

  1. Тематический - наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.
  2. Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психо физиологических особенностей детей.
  3. Принцип Цикличности - повторяемость тем в разных возрастных группах.
  4. Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.
  5. Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Беседа 1.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление об историческом прошлом ударных музыкальных инструментов.
  2. Помочь понять, что название «ударные» идет от способа звукоизвлечения.
  3. Дать понятие «ритм» (от ритма в природе до музыкального ритма).
  4. При прослушивании звучания ударного музыкального инструмента, помочь увидеть особенности его «голоса», характера возможных движений (танцев).
  1. При сравнении ударных находить сходства и различия.
  1. Познакомить с литаврами: историческим прошлым, внешним видом, особенностями звукоизвлечения.

Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Да, да, такие как вы. Обратили ли вы внимание, что исполнение музыки называют игрой? ... Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты. Какими же они были? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Хорошо быть хозяином диковинного инструмента, который звучит по твоему желанию. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал себе инструмент поменьше, чтобы брать его с собой.

Задание детям:

  1. Натянуть кусок ткани и сделать примитивный ударный инструмент.
  2. Рассмотрев коллаж «Музыкального инструмента первобытного человека», дети должны определить, что общего у представленных инструментов (чтобы они зазвучали в них нужно ударить).

Вывод:

Поэтому эти музыкальные инструменты называют ударными . Их особенность - передают ритм. Ритму подчинено все живое в природе. А древние люди, в отличие от нас, жили в тесной связи с природой.

Задание детям - Просмотреть видеоклип «Настольная игра на барабанах без музыки» (6). Дать возможность обменяться впечатлениями. Обсудить услышанное по вопросам:

  1. что необычного в этой музыке?
  2. какие звуки услышали?
  3. какие использовались музыкальные инструменты?
  4. какие движения могут быть под эту музыку?
  5. дети исполняют танец-импровизацию под звуки тамтамов.

Все ударные музыкальные инструменты делятся на мембранные и самозвучащие. Мембрана - это «кожица», «перепонка», она натянута на жесткий корпус инструмента. Именно мембрана издает звук.

Задание детям:

Из представленных музыкальных инструментов (бубен, барабан, литавра) выбрать и назвать знакомые, показать, как извлекается звук, отстучать ритм. Выявить общее из всех инструментов, попытаться объяснить, почему все ударные круглой формы (чтобы кожа была равномерно натянута).

■ Прослушать отрывок из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Обсудить услышанное: какой музыкальный инструмент звучал, особенности мелодии...

Вывод: Барабан может быть использован как военный музыкальный инструмент. Попросить детей рассказать, что они знают об этом. Ю. Литов «Барабанщик» - с ритмическим аккомпанементом на барабане.

■ Дети сравнивают бубен и барабан. Они - музыкальные инструменты. После просмотра видеофрагмента «Танец атуров с бубном» (5), обсуждают, что увидели необычного, особенного.

Вывод: разное звукоизвлечение: у бубна - локтем, коленом, ладонью и т.д.

Познакомить детей с литаврами... Выявить отличия от других ударных инструментов: звук долгий и гулкий, определенной высоты, что зависит от натяжения мембраны. Послушать звучание в записи. (10) Обсудить услышанное.

Звучать может любой инструмент, по которому стукнули. Все, что было под рукой в доме, а особенно деревянного могло оказаться музыкальным инструментом.

Творческое задание детям: Играет детский оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, маракасы...). Мелодия по выбору детей. После выступления обсуждение, какими инструментами пользовались, особенности их звучания и звукоизвлечения (рассказывают дети).

Вывод: Ударные музыкальные инструменты довольно простые, но, например, деревянные расписные ложки - это не только ударный инструмент, но и произведение декоративно-прикладного искусства; а трещотка - деревянный старинный народный инструмент. Ее древние назначение - защита жилища и человека от злых духов.

Беседа 2.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментов.
  2. Помочь понять, что название «духовые» идет от способа звукоизвлечения.
  3. При прослушивании звучания духового музыкального инструмента помочь увидеть особенность его «голоса», чувства, которые он вызывает...
  4. При сравнении духовых находить сходства и различия.
  5. Развивать умение подбирать мелодию к двустишью.

Примерное содержание беседы и заданий детям.

Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.

Задание детям.

  1. Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.
  2. Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).
  3. Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.

Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.

Слушание В. Агафонников «Дудка».

Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка (7), обсудить услышанное.

Задание детям:

Подуть в жалейку и описать характер голоса жалейки, какие чувства она вызывает (будто тоскует, плачет или жалеет кого-то, отсюда и жалейка). Рассмотреть жалейку: чем она отличается от простой дудочки, чем похожа...

Творческое задание детям:

Сочинить мелодию к словам:

Пастушок, Пастушок,

Заиграй скорей в рожок.

(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)

Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.

Дети слушают звучание свирели (8), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.

Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождается ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)

Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские, филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Творческое задание детям:

Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).

Беседа 3.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление о струнных музыкальных инструментах: историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия.
  2. Познакомить с домрой, ее необычной судьбой.
  3. Помочь понять смысл понятия «народные» музыкальные инструменты.
  4. Развивать умение чувствовать связь музыки и изобразительного искусства.

Примерное содержание беседы и заданий детям:

Дети стреляют из детского лука - что услышали?

Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. А ведь это и была первая струна. Кто-то услышал в этом звуке музыку и попробовал натянуть жилу - тетиву, чтобы получить не оружие, а музыкальный инструмент.

Задание детям:

Сравнить звучание длинной и короткой тетивы. Вывод: чем короче - тем тоньше звук; а значит, одна струна - 1 звук. Хочешь много звуков - натягивай много струн. Так появились струнные музыкальные инструменты. Они бываю щипковые и смычковые. На них играют двумя способами...

Задание детям.

Рассмотреть, сравнить по внешнему виду и звучанию гусли, балалайку, домру. Назвать знакомые инструменты.

Рассказ о домре. Инструмент с очень странной судьбой. Раньше он был очень распространен в России, но потом исчез... и родился заново.

Просмотреть видеофрагмент (11).

Святки - народный зимний праздник, связанный с приходом Нового года....Молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам и колядовали:

Сею - вею, подсеваю С Новым годом поздравляю!...

Но во время царствования Алексея Михайловича такие праздники были запрещены. Он повелел: « домры... и всякие гудебные... сосуды отнимать и, изломав.... Жечь». Так домра исчезла. А спустя много лет русский композитор В. В. Андреев возродил домру...., но уже в оркестре народных инструментов.

Но на месте домры появилась...(показ иллюстрации или инструмента). « Сцена на улице» Е. Честнякова, картины В. Васнецова «Гусляры».

В древних русских летописях и былинах упоминается славянский народный инструмент - гусли. Название его произошло от древнеславянского слова «гусла», значит «гудеть». Звук их действительно звонкий, струны долго гудят. Инструмент этот делали разной формы и играли на нем по-разному. (Показ иллюстраций разного вида гуслей - шлемовидные, крыловидные, трапециевидные).

Задание детям.

После просмотра видео отрывка из сказки «Садко» (где Садко играет на гуслях). Или Н. Римский-Корсаков «Заиграли мои гусельки» (песня Садко из оперы «Садко»). Определить особенности «голоса» гуслей, характер мелодии, способы звукоизвлечения:

Как во славном Ново-Городе,

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских.

Задание детям.

Посмотреть выступление балалаечников (8,9); или В. Агафонников «Балалайка». Определить особенности «голоса» балалайки, характера мелодии, эмоциональных чувств, которые она вызывает, движений, которые хочется под нее исполнять.

Балалайку очень любили - на ней играли по всей России. «Характер» у балалайки легкий. О ней сложили много песен и стихов.

Вечор Васенька по улице прошел,

Он и наигры наигрывает,

В балалаечку набрякивает -

Балалайка выговаривает

Задание детям.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились на занятиях.

Ответить на вопрос: Почему все эти музыкальные инструменты можно назвать народными? (За то, что народ их своими признал. Разговаривает с ними на «ты», как между своими водится, а не на «вы», как вежливость требует. Жизни народной не сторонится, в делах и забавах народных участвует; рукам музыкантов послушный; говором народным не брезгует, запросто с народом общается.)

Творческое задание детям.

Перед детьми 3 музыкальных инструмента: гусли, свирель, барабан. Необходимо примерить голоса инструментов к трем картинкам:

  1. Водяные струи водопада звучали голосом....(гуслей). Потоки звуков играют, как потоки воды, солнечными бликами...; а голос гуслей звонкий, ясный, говорит, будто веселые искорки сыплются.
  2. С тихого летнего луча ветер принес нежный голос... (свирели);
  3. Звуки (барабана) вели войска а битву.

Звуки музыки не похожи на настоящие звуки водопада, лужайки, битвы. Но разве эти звуки обманули нас, сказали неправду? Нет, они правдивы. Они не просто рисовали картину, они рассказывали. Про задумчивость и покой природы, про вечное и изменчивое

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Чароит»

Конспект ООД на тему:

«Музыкальные инструменты»

Разработала и провела:

воспитатель Симонова Елена Сергеевна

г.о.Красногорск

2018г.

Цель: расширить представления детей о музыкальных инструментах.

Образовательные задачи:

Закрепить обобщающее понятие «музыкальные инструменты»;

Познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов;

Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты;

Развивать творческие способности.

Оборудование: иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.

Предварительная работа: рассматривание музыкальных инструментов, прослушивание записей звучания музыкальных инструментов.

Ход занятия.

I . Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.

Треугольная доска, Деревянные подружки

А на ней - три волоска. Пляшут на его макушке,

Волосок - тонкий, Бьют его, а он гремит –

(балалайка) (Барабан)

Как будто девушка запела, Очень весело поет,

И в зале словно посветлело. Если дуете в нее.

Скользит мелодия так гибко. Вы все на ней играете

Затихло все: играет… (Скрипка) И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Этот медный духовой Да-да, да-да-да!

То короче, то длиннее. Вот так поет она всегда.

Ведь кулису он имеет! Не палочка, не трубочка,

Громче всех в оркестре он. А что же это?.. (Дудочка)

Как зовут его?.. (Тромбон)

Воспитатель: Вспомните и назовите все отгадки.

Дети: балалайка, тромбон, дудочка, скрипка, барабан

Воспитатель: Какое общее название у этих предметов?

Дети: Музыкальные инструменты.

II . Беседа о музыкальных инструментах

1. Детям предлагается рассмотреть вывешенные на доске картинки с

изображение музыкальных инструментов и назвать

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое музыкальные инструменты?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки.

2. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов

А) Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек, его тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди, бедру, хлопки в ладоши…). Первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал. В дальнейшем первобытные люди стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой, ударами палкой по корягам, пням (причем стали замечать, что разные по размеру, толщине коряги издают разные по высоте, громкости звуки). Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Итак, звуки издавались в результате удара одного предмета о другой.

- Ребята, вы догадались, как назвали эти инструменты?

Дети: Это ударные музыкальные инструменты.

Воспитатель: Какие современные ударные инструменты вы можете назвать?

Выберите картинки с изображением ударных музыкальных

инструментов.

Дети: Барабаны, литавры, ксилофон, бубен, треугольники.

(Картинки собираются в отдельную группу)

Б) Много веков назад люди научились пользовать для охоты луком и стрелами. И вот однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию.

Ребята, посмотрите на картинки и найдите музыкальный инструмент, который похож на лук с тетивой.

Дети: Это арфа.

Воспитатель: Правильно, это арфа. Арфа стала первым инструментом, у которого

были струны. Назовите современные музыкальные инструменты, у которых есть струны.

Дети называют музыкальные инструменты с опорой на картинки (скрипка, контрабас, виолончель, альт, гитара).

Воспитатель: Как можно назвать все эти инструменты, если у них есть струны?

Дети: Это струнные инструменты .

Воспитатель: А что еще необходимо для игры на скрипке, виолончели, альте,

контрабасе?

Дети: Нужен смычок.

Воспитатель: Правильно. Это струнные смычковые музыкальные инструменты.

Но для каждого из этих инструментов нужен свой специальный

смычок.

Упражнение: « Какой это смычок?»

Альт – альтовый смычок

Скрипка – скрипичный смычок

Виолончель – виолончельный смычок

Контрабас – контрабасовый смычок

Воспитатель: Для игры на арфе, гитаре, балалайке не требуется смычок. Музыкант перебирает струны пальцами, как будто их пощипывает (щиплет), отсюда и название этих музыкальных инструментов – струнные щипковые

(Картинки собираются в отдельную группу – струнные музыкальные инструменты)

В) Первобытные люди изобрели не только ударные, струнные музыкальные инструменты, они также заметили, можно извлекать звук, подув в стебель тростника, камыша или в рог животного. Звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Позднее человек просверлил в трубке отверстия и стал извлекать различные звуки - низкие и высокие.

Так появились духовые музыкальные инструменты.

Материалом для них были стебли тростника, камыша, толстые птичьи перья, даже раковины, а позже - дерево и металл.

Посмотрите на картинки, назовите и выберите духовые музыкальные инструменты.

Дети называют и отбирают картинки с изображением духовых музыкальных инструментов.

Воспитатель: Если вы посмотрите на все эти инструменты, то вы заметите, что их можно разделить на две группы. Первая группа – это инструменты, которые делали из разных видов дерева – деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот). Вторая группа – это музыкальные инструменты, которые изготовляли из меди – медные духовые инструменты (труба, валторна, туба, тромбон).

Г) Детям предлагается рассмотреть картинки с изображение рояля и пианино.

И рояль и пианино можно назвать одним словом – фортепиано (форте – громко, пиано – тихо). Это клавишно-ударные музыкальные инструменты.

Играя на этих инструментах, музыкант нажимает на клавиши. Они приводят в движение молоточек, который ударяет по струнам, спрятанные за крышкой инструмента. Отличие: у рояля – струны расположены горизонтально, у пианино – вертикально.

III . Игра с мячом: «Назови профессию музыканта»

Каждый музыкант, играющий на определенном музыкальном инструменте,

имеет свое название.

Кто играет на баяне? – Баянист .

Кто играет на гармони? – Гармонист

Кто играет на гитаре? – Гитарист .

На пианино? – Пианист .

На контрабасе? – Контрабасист .

На флейте? – Флейтист.

На трубе? – Трубач .

На скрипке? – Скрипач .

На барабане? – Барабанщик .

На балалайке? – Балалаечник .

На арфе? – Арфист .

На аккордеоне? – Аккордеонист.

Виолончель? – Виолончелист.

Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах, называется оркестром .

Все исполнители расположены в определённом порядке: впереди струнные, далее духовые, затем - ударные. В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. (Показ иллюстрации.)

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

IV . Динамическая пауза. Подвижная игра «Оркестр».

Дети с погремушками встают в круг, в центре – ребенок-дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыка дети поднимаются с полу погремушку. Не успевший сделать это, становится новым «дирижером».

V . Выполнение обрывной аппликации с элементами рисования. По окончании педагог совместно с детьми рассматривает получившиеся работы. Выбирает более удавшиеся.

В окончании ООД воспитатель предлагает раскраски по теме «Музыкальные инструменты»

Вера Лунина
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «В мире музыкальных инструментов»

Цель :

Формировать основы музыкальной культуры дошкольников . Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности .

Задачи :

Закреплять знания о музыкальных инструментах . Учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в оркестре.

Развивать музыкальную память , чувство ритма.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Расширять словарный запас детей .

Способствовать развитию связной речи.

Задачи для детей с ограниченными возможностями здоровья :

Развивать умение эмоционально реагировать на музыкальное произведение ;

Учить ребенка правильно держать в руках музыкальный инструмент (деревянные ложки, бубен, трещотки) ;

Развивать память, речь, музыкальный слух ;

Развивать умение играть на музыкальных инструментах , как индивидуально, так и в ансамбле, оркестре.

Программное содержание :

Воспитывать в детях чувства красоты. Поддерживать желание слушать музыку , эмоционально откликаться на нее.

Развивать умение передавать в движениях характер музыки : плавным, изящным движением рук.

Способствовать умению различать группы музыкальных инструментов . Слышать и узнавать различные музыкальные инструменты : скрипки, арфы, бубна, рояля, контрабаса, барабана.

Выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе.

Оборудование :

Музыкальный центр , CD диск «Музыкальные инструменты » , набор музыкальных инструментов (деревянные ложки, бубны, трещотки, картинка с изображением контрабаса, колокольчик или звук колокольчика в записи.

Предварительная работа :

Рассматривание картинок с изображением музыкальных инструментов ;

Прослушивание мелодий в исполнении различных музыкальных инструментов ;

Индивидуальное разучивание игре на музыкальных инструментах .

Словарная работа :

Оркестр, дирижер, ансамбль, динамика, крещендо, диминуэндо.

Фантастические птицы.

Звуки : звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие, скрипящие.

Переливы арфы, контрабас, виолончель, струнно-смычковая группа инструментов .

Методы и приёмы.

Рассказ – беседа, рассматривание картинок, прослушивание CD - дисков, проведение музыкальных игра , рассказывание о своих чувствах и работе.

Ход занятия:

Под веселую музыку дети входят в зал , садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель (м. р.) : Сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенную страну музыкальных инструментов . И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полети в страну прекрасных звуков.

(Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнение для рук, изображая птиц).

М. р.: Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные : звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Звуки можно воспроизвести голосом или с помощью музыкальных инструментов . Благодаря им музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, звуки флейты очень похожи на пение птиц, переливы арфы напоминают волнение воды. (Звенит колокольчик) . Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать как звучат некоторые музыкальные инструменты и угадать , какой же музыкальный инструмент прозвучал .

Проводится Викторина «Музыкальные инструменты » .

На музыкальном центре в записи воспроизводятся звучания музыкальных инструментов : скрипки, арфы, бубна, рояля, барабана. Дети называют музыкальные инструменты .

(Звенит колокольчик)

М. р.: Ребята, а к нам в гости, пришел музыкальный инструмент , я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, как же его зовут.

Братишка у скрипки

Огромного роста!

Вам вспомнится имя его

Очень просто :

Он боссам поет,

А еще любит джаз.

Ну, вспомнили?

Брата зовут (контрабас)

Давайте посмотрим как он выглядит (показ картинки с изображением инструмента ) . Этот инструмент относится к струнно-смычковой группе. Ведь звук извлекается с помощью смычка, которым водят по струнам. Есть у контрабаса две сестренки виолончель и скрипка. Они очень похожи, только размерами отличаются.

(Звенит колокольчик)

М. р.: Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах .

Дети с инструментами участвуют в играх :

«Ветер – ветерок – ветрище» , «Посвящение в дирижеры»

Дети с инструментами в руках выходят под музыку на середину зала и встают полукругом. Перед игрой дети отвечают на вопросы : «что такое оркестр» , «кто такой дирижер» .

Игра «Ветер – ветерок – ветрище» (игра с динамикой) :

Педагог складывает ладони перед собой горизонтально так, чтобы средние пальцы были направлены к детям : это знак тишины и внимания. Затем рассказывает историю про ветерок, сопровождая свой рассказ показом жестов, означающих громкость звучания музыки , усиление или ослабление звучания, временную остановку (паузу) или окончание музыки .

Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку (едва заметное колебание пальцами – очень тихо) . Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу полетел легкий шорох (педагог шевелит пальцами более интенсивно – тихо) .

Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты (педагог медленно поднимает кисть правой руки и опускает ее в ритме дыхания – небольшое крещендо и диминуэндо). Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро залетел на саамы верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю (педагог резко разводит руки на большое вертикально и делает энергичное тремоло кистями – очень громко). Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листиком (педагог резко смыкает ладони – тихо, пауза) . Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке, но добравшись до середины, упал (педагог постепенно разводит руки в стороны – крещендо, тихо) .

Затем педагог просит детей сыграть историю про ветерок на своих инструментах , следуя за его жестами. Действия педагога руками в пространстве моделируют динамику с помощью объема : много-мало, больше-меньше.

Игра : «Посвящение в дирижеры» :

Музыкальный руководитель предлагает детям побыть дирижерами и придумать свою сказку про ветерок и передать ее жестами, чтобы музыканты исполнили ее .

(Звенит колокольчик)

М. р.: Слышите, дети это колокольчик подсказывает, что пора возвращаться обратно.

Дети опять превращаются в волшебных птиц – выполняют упражнение для рук.

Подводится итог занятию , дети под музыку уходят .

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

Составлен старшим воспитателем ГБДОУ д/с № 14

Лобатовой Верой Евгеньевной

Санкт-Петербург 2012

Основные задачи цикла:


  1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.

  2. Знакомство с народными музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.

  3. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.

  4. Прививать интерес к музыкальным играм.

  5. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Принципы отбора материала и его структурирования:


  1. Тематический - наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

  2. Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психо­физиологических особенностей детей.

  3. Принцип Цикличности - повторяемость тем в разных возрастных группах.

  4. Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.

  5. Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Беседа 1.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление об историческом прошлом ударных музыкальных инструментов.

  2. Помочь понять, что название «ударные» идет от способа звукоизвлечения.

  3. Дать понятие «ритм» (от ритма в природе до музыкального ритма).

  4. При прослушивании звучания ударного музыкального инструмента, помочь увидеть особенности его «голоса», характера возможных движений (танцев).

  1. При сравнении ударных находить сходства и различия.

  1. Познакомить с литаврами: историческим прошлым, внешним видом, особенностями звукоизвлечения.

Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Да, да, такие как вы. Обратили ли вы внимание, что исполнение музыки называют игрой? ... Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты. Какими же они были? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Хорошо быть хозяином диковинного инструмента, который звучит по твоему желанию. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал себе инструмент поменьше, чтобы брать его с собой.

Задание детям:


  1. Натянуть кусок ткани и сделать примитивный ударный инструмент.

  2. Рассмотрев коллаж «Музыкального инструмента первобытного человека», дети должны определить, что общего у представленных инструментов (чтобы они зазвучали в них нужно ударить).
Вывод:

Поэтому эти музыкальные инструменты называют ударными . Их особенность - передают ритм. Ритму подчинено все живое в природе. А древние люди, в отличие от нас, жили в тесной связи с природой.

Задание детям - Просмотреть видеоклип «Настольная игра на барабанах без музыки» (6). Дать возможность обменяться впечатлениями. Обсудить услышанное по вопросам:


  • что необычного в этой музыке?

  • какие звуки услышали?

  • какие использовались музыкальные инструменты?

  • какие движения могут быть под эту музыку?

  • дети исполняют танец-импровизацию под звуки тамтамов.
- Все ударные музыкальные инструменты делятся на мембранные и самозвучащие. Мембрана - это «кожица», «перепонка», она натянута на жесткий корпус инструмента. Именно мембрана издает звук.

Задание детям:

Из представленных музыкальных инструментов (бубен, барабан, литавра) выбрать и назвать знакомые, показать, как извлекается звук, отстучать ритм. Выявить общее из всех инструментов, попытаться объяснить, почему все ударные круглой формы (чтобы кожа была равномерно натянута).

Прослушать отрывок из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Обсудить услышанное: какой музыкальный инструмент звучал, особенности мелодии...

Вывод: Барабан может быть использован как военный музыкальный инструмент. Попросить детей рассказать, что они знают об этом. Ю. Литов «Барабанщик» - с ритмическим аккомпанементом на барабане.

■ Дети сравнивают бубен и барабан. Они - музыкальные инструменты. После просмотра видеофрагмента «Танец атуров с бубном» (5), обсуждают, что увидели необычного, особенного.

Вывод: разное звукоизвлечение: у бубна - локтем, коленом, ладонью и т.д.

Познакомить детей с литаврами... Выявить отличия от других ударных инструментов: звук долгий и гулкий, определенной высоты, что зависит от натяжения мембраны. Послушать звучание в записи. (10) Обсудить услышанное.

Звучать может любой инструмент, по которому стукнули. Все, что было под рукой в доме, а особенно деревянного могло оказаться музыкальным инструментом.

Творческое задание детям: Играет детский оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, маракасы...). Мелодия по выбору детей. После выступления обсуждение, какими инструментами пользовались, особенности их звучания и звукоизвлечения (рассказывают дети).

Вывод: Ударные музыкальные инструменты довольно простые, но, например, деревянные расписные ложки - это не только ударный инструмент, но и произведение декоративно-прикладного искусства; а трещотка - деревянный старинный народный инструмент. Ее древние назначение - защита жилища и человека от злых духов.
Беседа 2.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментов.

  2. Помочь понять, что название «духовые» идет от способа звукоизвлечения.

  3. При прослушивании звучания духового музыкального инструмента помочь увидеть особенность его «голоса», чувства, которые он вызывает...

  4. При сравнении духовых находить сходства и различия.

  5. Развивать умение подбирать мелодию к двустишью.
Примерное содержание беседы и заданий детям.

Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.

Задание детям.


  • Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.

  • Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).

  • Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.
Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.

Слушание В. Агафонников «Дудка».

Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка (7), обсудить услышанное.

Задание детям:

Творческое задание детям:

Сочинить мелодию к словам:

Пастушок, Пастушок,

Заиграй скорей в рожок.

(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)

Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.

Дети слушают звучание свирели (8), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.

Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождается ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)

Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские, филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Творческое задание детям:

Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).

Беседа 3.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление о струнных музыкальных инструментах: историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия.

  2. Познакомить с домрой, ее необычной судьбой.

  3. Помочь понять смысл понятия «народные» музыкальные инструменты.

  4. Развивать умение чувствовать связь музыки и изобразительного искусства.

Примерное содержание беседы и заданий детям:

Дети стреляют из детского лука - что услышали?

Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. А ведь это и была первая струна. Кто-то услышал в этом звуке музыку и попробовал натянуть жилу - тетиву, чтобы получить не оружие, а музыкальный инструмент.

Задание детям:

Сравнить звучание длинной и короткой тетивы. Вывод: чем короче - тем тоньше звук; а значит, одна струна - 1 звук. Хочешь много звуков - натягивай много струн. Так появились струнные музыкальные инструменты. Они бываю щипковые и смычковые. На них играют двумя способами...

Задание детям.

Рассмотреть, сравнить по внешнему виду и звучанию гусли, балалайку, домру. Назвать знакомые инструменты.

Рассказ о домре. Инструмент с очень странной судьбой. Раньше он был очень распространен в России, но потом исчез... и родился заново.

Просмотреть видеофрагмент (11).

Святки - народный зимний праздник, связанный с приходом Нового года....Молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам и колядовали:

Сею - вею, подсеваю С Новым годом поздравляю!...

Но во время царствования Алексея Михайловича такие праздники были запрещены. Он повелел: « домры... и всякие гудебные... сосуды отнимать и, изломав.... Жечь». Так домра исчезла. А спустя много лет русский композитор В. В. Андреев возродил домру...., но уже в оркестре народных инструментов.

Но на месте домры появилась...(показ иллюстрации или инструмента). « Сцена на улице» Е. Честнякова, картины В. Васнецова «Гусляры».

В древних русских летописях и былинах упоминается славянский народный инструмент - гусли. Название его произошло от древнеславянского слова «гусла», значит «гудеть». Звук их действительно звонкий, струны долго гудят. Инструмент этот делали разной формы и играли на нем по-разному. (Показ иллюстраций разного вида гуслей - шлемовидные, крыловидные, трапециевидные).

Задание детям.

После просмотра видео отрывка из сказки «Садко» (где Садко играет на гуслях). Или Н. Римский-Корсаков «Заиграли мои гусельки» (песня Садко из оперы «Садко»). Определить особенности «голоса» гуслей, характер мелодии, способы звукоизвлечения:

Как во славном Ново-Городе,

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских.

Задание детям.

Посмотреть выступление балалаечников (8,9); или В. Агафонников «Балалайка». Определить особенности «голоса» балалайки, характера мелодии, эмоциональных чувств, которые она вызывает, движений, которые хочется под нее исполнять.

Балалайку очень любили - на ней играли по всей России. «Характер» у балалайки легкий. О ней сложили много песен и стихов.

Вечор Васенька по улице прошел,

Он и наигры наигрывает,

В балалаечку набрякивает -

Балалайка выговаривает

Задание детям.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились на занятиях.

Ответить на вопрос: Почему все эти музыкальные инструменты можно назвать народными? (За то, что народ их своими признал. Разговаривает с ними на «ты», как между своими водится, а не на «вы», как вежливость требует. Жизни народной не сторонится, в делах и забавах народных участвует; рукам музыкантов послушный; говором народным не брезгует, запросто с народом общается.)

Творческое задание детям.

Перед детьми 3 музыкальных инструмента: гусли, свирель, барабан. Необходимо примерить голоса инструментов к трем картинкам:


  • Водяные струи водопада звучали голосом....(гуслей). Потоки звуков играют, как потоки воды, солнечными бликами...; а голос гуслей звонкий, ясный, говорит, будто веселые искорки сыплются.

  • С тихого летнего луча ветер принес нежный голос... (свирели);

  • Звуки (барабана) вели войска а битву.
Звуки музыки не похожи на настоящие звуки водопада, лужайки, битвы. Но разве эти звуки обманули нас, сказали неправду? Нет, они правдивы. Они не просто рисовали картину, они рассказывали. Про задумчивость и покой природы, про вечное и изменчивое

В музыке есть такие краски, такие звучания, которые и вы, и я, и еще многие другие люди понимают одинаково. И это все сила музыки!
Беседа 4

Основные задачи:


  1. Закрепить представления о народных духовых, струнных, ударных музыкальных инструментах: особенности их звучания, звукоизвлечения, внешнего вида, исторического прошлого.

  2. Вызвать желание играть в музыкальные игры.

  3. Воспитывать стойкий интерес к музыке.
Примерное содержание.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились.

Вывод - что хотя они все такие разные, но все же удивительно похожие. Ну, прямо одна большая семья. Что же общего между ними? (Выслушиваются предположения детей). Общее то, что все они музыкальные инструменты. Все они называются хорошим мастеровым словом инструмент, потому что они.... (с их помощью человек делает музыкальную работу - мастерит звуки.)

Игра «Музыкальный магазинчик»:

Над входом висит «Музыкальный квадрат». Только тот, кто его разгадает, может войти: в квадрате спрятаны, среди остальных букв, названия музыкальных инструментов. Читать надо по вертикали и горизонтали.

Дети придумывают название «музыкальным монетам», рисуют их. Определяют, сколько будет стоить каждый музыкальный инструмент. Выбирают продавца (3) и покупателей. Продавец должен уметь представить музыкальный инструмент, чтобы покупатель захотел его купить.

Чтобы купить некоторые музыкальные инструменты (они спрятаны в красивых коробках), нужно узнать их: 1) по звучанию, обосновывая свой ответ. 2) по загадке. 3) по описанию.

Вывод:

Насколько игра увлекла детей, можно судить о результативности данного цикла бесед.
Использованная литература:


  1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: Программа «Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 240с. (Тропинки).

  2. Кленов А. Там, где музыка живет. 3-е изд., испр. - М.: Педагоки-Пресс, 1994.-152с. :ил.

  3. Левашева Г.Я. Рассказы из музыкальной шкатулки. Научно-художественная книга. Изд. 2-е, испр-е и доп. Рис. Н. Кошелькова. Л., Дет. Лит., 1975г, 144с.

  4. Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен: Дет. Энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта / Худ. О. Контарева. - Калининград: ГИПП Янтарный сказ, 1995 - 144с.

  5. Чукаш И. Дудочка и барабан. Изд. Дет. Литер., 1983г.