История развития психологии. Краткая история психологии

Психология как наука возникла в Древней Греции и до сих пор является актуальной отраслью. На основе трактатов и работ ученых были разработаны механизмы, модели и системы, позволяющие изучить поведение, восприятие, осознание и приспособляемость человека в социуме. Давайте узнаем краткую историю психологии, а также познакомимся с известными деятелями, которые внесли огромный вклад в развитие этой гуманитарной науки.

Краткая история психологии

С чего все началось? Как возникла психология как наука? На самом деле эта отрасль тесно связана и с философией, и с историей, и социологией. На сегодняшний день психология активно взаимодействует с биологией и нейропсихологией, несмотря на то что изначально ученые в этой отрасли пытались найти доказательства существование души в теле человека. Само название и произошло от двух производных: логос ("учение") и психо ("душа"). И только после 18 века ученые провели тончайшую связь между самим определением науки и человеческим характером. Так и появилось новое понятие психологии - исследователи стали строить психоанализ, изучать поведение каждого человека, выявлять категории и патологии, которые влияют на интересы, приспособляемость, настроение и жизненный выбор.

Многие великие психологи, такие как С. Рубинштейн и Р. Гоклениус, отмечали, что данная наука является важной в познании человека. Испокон веков исследователи изучают связь разума с религией, веры с духовностью, сознания с поведением.

Что это такое

Психология как самостоятельная наука изучает психические процессы, взаимодействие человека с окружающим миром и поведением в нем. Основным объектом в учении является психика, что в переводе с древнегреческого означает "душевный". Иными словами, психика - реализованные действия человека, которые базируются на первичных знаниях о реальности.

Краткие тезисы, определяющие психологию:

  • Это способ познания самого себя, своего внутреннего и, конечно же, окружающего мира.
  • Это "душевная" наука, ведь она заставляет нас постоянно развиваться, задавая извечные вопросы: кто я такой, зачем я в этом мире. Именно поэтому прослеживается тончайшая связь психологии с науками, такими как философия и социология.
  • Это наука, изучающая взаимодействие внешнего мира с психикой и ее влиянием на окружающих. Благодаря многочисленным исследованиям была создана новая отрасль - психиатрия, где ученые стали выявлять патологии и психологические расстройства, а также купировать их, лечить или полностью изничтожать.
  • Это начало духовного пути, где великие психологи вкупе с философами стремились изучить связь духовного и материального мира. Несмотря на то что сегодня осознание духовного единства - это лишь миф, пришедший из глубин времени, психология отражает некий смысл бытия - упорядоченный, окультуренный, организованный спустя тысячи лет.

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос - что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука - психические состояния. Что изучает психология:

  • Процессы. Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
  • Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
  • Свойства. Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
  • Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос - как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут. Это вызвало и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.

Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция - это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.

Главные задачи науки

Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения. Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.

Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие - это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии - изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.

Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:

  1. Психология должна научить понимать все психологические процессы.
  2. После этого мы учимся контролировать их, а затем и вовсе управлять ими.
  3. Все знания направляем в развитие психологии, которая тесно связана со многими гуманитарными и естественными науками.

Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель - авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа - это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово "дуализм", что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы - это двойственное существо, в котором "обитает" и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн - это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и "Принцип творческой самодеятельности", и "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса". Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

О. Касман

Оттон Касман в психологии сыграл значительную роль, несмотря на то что длительный период являлся главным пастором и богословом в немецком городе Штаде. Именно этот общественный религиозный деятель назвал все психические явления научными объектами. Об этом основоположнике практически нет информации, так как за четыре века произошло довольно много событий. Однако Оттон Касман оставил нам ценные труды, которые называются Psychologia anthropologica и Angelographia.

Богослов и деятель внес коррективы в термин "антропология" и объяснил, что биологическая природа человека напрямую связана с абстрактным миром. Несмотря на то что Касман внес неоценимый вклад в психологию, сам пастор тщательно изучал антропологию и пытался провести параллель между этим учением и философией.

Р. Гоклениус

Рудольф Гоклениус в психологии является важным звеном, несмотря на то что был доктором физических, математических и медицинских наук. Жил ученый в 16-17 веках и за свою длительную жизнь создал немало важных трудов. Как и Оттон Касман, Гоклениус стал использовать в обиходе слово "психология".

Интересный факт, но Гоклениус являлся персональным учителем Касмана. Получив докторскую степень, Рудольф стал подробно изучать философию и психологию. Именно поэтому сегодня мы знакомы с именем Гоклениуса, ведь он был представителем неосхоластики, которая совмещала в себе и религию, и философские учения. Ну а так как ученый жил и работал в Европе, он выступал от католической церкви, которая и создала новое направление схоластики - неосхоластику.

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику - интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

К. Юнг

Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление - аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

Кто такой психолог сегодня

На сегодняшний день психолог, в отличие от философа, должен получить хотя бы степень бакалавра в университете, чтобы практиковать и исследовать. Он является представителем своей науки и призван не только оказывать психологическую помощь, но еще и вносить вклад в развитие своей деятельности. Чем занимается профессиональный психолог:

  • Выявляет архетипы и устанавливает характер, темперамент личности.
  • Анализирует поведение своего пациента, выявляет первопричину и искореняет ее при необходимости. Это позволяет изменить образ жизни, избавиться от негативных мыслей и помочь найти в себе мотивацию, цель.
  • Помогает выбраться из депрессивного состояния, избавиться от апатии, познать смысл жизни и начать искать его.
  • Борется с психологическими травмами, которые случались либо в детстве, либо на протяжении всей жизни.
  • Анализирует поведение пациента в социуме и также находит первопричину. Как правило, во многих случаях важную роль играет обстановка в семье, взаимоотношение со сверстниками, родными и просто незнакомыми.

Не стоит путать психолога с психиатром. Второй представляет собой ученого, который получил медицинскую степень и имеет право заниматься диагностикой, лечением. Он выявляет, анализирует и обследует психические расстройства от самых незначительных и незаметных до самых агрессивных. Задача психиатра в том, чтобы выявить, болен ли человек или нет. В случае обнаружения отклонения врачом разрабатывается уникальная методика, которая позволяет помочь пациенту, купировать его симптомы или полностью вылечить. Несмотря на всеобщие разногласия, было заключено, что психиатр не является медицинским специалистом, хотя работает напрямую с пациентами и различными лекарственными препаратами.

Психология актуальна и важна в жизни каждого из нас. Эта наука является ярким примером эволюции человека, когда, задавая себе бесчисленные вопросы, мы развивались и шагали каждый раз на новую ступень. Она изучает тип людей, феномены, когда в разных ситуациях они объединяются в коллективы, расходятся и ведут одинокий образ жизни, проявляют агрессию или, наоборот, испытывают эмоциональное перевозбуждение и счастье. Мотивация, цели, депрессия и апатия, ценности и переживания - это лишь малая толика, которую изучает такая уникальная наука, как психология.

Последнее обновление: 20/03/2015

Происхождение психологии. Развитие психологии во времени

В то время как современная психология отражает богатую и насыщенную историю этой дисциплины, истинная же история существенно отличается от современных представлений о её происхождении.

Для того чтобы иметь полное представление о психологии, вам придётся потратить некоторое время на изучение её истории. Как же появилась психология? Когда она появилась? Кто были эти люди, благодаря которым психология развилась как самостоятельная наука?

Для чего нужно знать историю психологии?

Современная психология охватывает множество областей для изучения, включая человеческое поведение и психические процессы от физиологического уровня до уровня культурного. Психологи изучают человеческие проблемы, которые начинают развиваться ещё до рождения самого человека и преследуют его до самой смерти. Зная историю психологии, вам удастся получить гораздо лучшее представление о том, как происходит это изучение и что психологам известно на сегодняшний день.

Вопросы, касающиеся психологии

С момента своего зарождения психология сталкивается с рядом различных вопросов. Главный вопрос, касающийся самого определения психологии, помог заложить основу для развития психологии как самостоятельной науки, отделив её от физиологии и философии. Есть и другие вопросы, с которыми психологи сталкиваются на протяжении всей истории:

  • Каких тем и проблем должна касаться психология?
  • Какие исследовательские методы должны применяться при изучении психологии?
  • Должны ли психологи использовать свои научные исследования в целях влияния на государственную политику, образование и другие аспекты человеческой жизни?
  • Действительно ли психология является наукой?
  • Психологи должны больше сосредотачиваться на наружном поведении, или же на внутренних психических процессах, происходящих у человека?

Предшественники психологии: философия и физиология

Такие философы, как Рене Декарт сыграли важную роль в истории психологии.

До конца 1800-х годов психология не являлась самостоятельной дисциплиной, её раннюю историю можно проследить до времён древних греков. В 17-м веке французский философ Рене Декарт ввёл понятие дуализма, утверждавшего, что разум и тело являются двумя отдельными составляющими, взаимодействующими между собой для формирования человеческого опыта. Многие другие вопросы, обсуждаемые психологами и по сей день, например, вопросы, касающиеся относительного вклада природы на воспитание, основываются на этих ранних философских традициях.

Так что же делает психологию отличной от философии? Если ранние философы опирались на такие методы, как наблюдение и логика, то современные психологи для изучения человеческого разума и поведения используют научные методологии.

Физиология также способствовала становлению психологии как научной дисциплины. Ранние физиологические исследования мозга и поведения оказали огромное влияние на психологию, способствовав в итоге применению этих научных методологий для психологического изучения человеческого мышления и поведения.

Становление психологии как самостоятельной дисциплины

В середине 1800-х годов немецкий физиолог Вильгельм Вундт использовал научно-исследовательские методы для изучения времени реакции. В его книге «Принципы физиологической психологии», изданном в 1874 году, были описаны многие из основных связей между наукой физиологии и изучением человеческого разума и поведения. Позже в 1879 году в Университете Лейпцига Вундт открывает первую в мире лабораторию психологии. Это событие, в общем, и считается официальным началом становления психологии как самостоятельной и отдельной научной дисциплины.

Как Вундт рассматривал психологию? Он воспринимал её как изучение человеческого сознания и стремился применять экспериментальные методы к изучению внутренних психических процессов. Не смотря на то, что использованный Вундтом метод, известный как самоанализ, рассматривается сегодня как ненадёжный и ненаучный, его ранние труды в области психологии помогли подготовить почву для будущих экспериментальных методов.

Примерно 17 000 студентов посещали лекции Вундта по психологии, и ещё несколько сотен преследовали цель получить учёную степень по психологии и обучались в его лаборатории. Хотя частота применения методов Вундта с годами и уменьшилась, всё же его влияние на психологию не подлежит сомнению.

Структурализм - первая школа психологии

Эдвард Б. Титчнер, один из самых известных учеников Вундта, основал первую крупную школу психологии. Согласно мнению структуралистов, человеческое сознание может быть разбито на более мелкие составляющие.

Хоть структурализм и отличался акцентированием внимания на научных исследованиях, всё же его методы были ненадёжны, ограничены и субъективны. Когда в 1927 году Титчнер умер, по существу, структурализм умер вместе с ним.

Функционализм Уильяма Джеймса

Психология процветала в Америке с середины до конца 1800-х годов. Уильям Джеймс стал одним из крупнейших американских психологов в этот период, а публикация его классического учебника «Основы психологии» утвердила его как отца американской психологии. Текст его книги вскоре стал стандартом в психологии, а его идеи в итоге послужили основой для новой школы психологии, известной как функционализм.

В центре внимания функционализма был вопрос о том, как на самом деле работает поведение человека, чтобы помогать ему существовать в своей среде. Функционалисты использовали метод непосредственного наблюдения. В то время как структуралисты стремились разбить психические процессы на мелкие составляющие, функционалисты считали, что сознание существует как непрерывный и изменяющийся процесс.

Психоанализ. Психология Зигмунда Фрейда

Зигмунду Фрейду (спереди слева) было предложено дать серию лекций по психоаналитической теории в Университете Кларка в 1909 году.

Австрийский врач Зигмунд Фрейд изменил облик психологии кардинальным образом, предложив теорию личности, который подчёркивал важность подсознания. Клиническая работа Фрейда с пациентами, страдающими от истерии и других заболеваний, привели его к мысли, что ранние детские переживания и бессознательные импульсы способны оказывать влияние на развитие личности человека и его поведение.

В своей книге «Психопатология обыденной жизни» Фрейд подробно описал, как эти бессознательные импульсы часто выражаются через оговорки (известные как «оговорки по Фрейду») и мечты. По Фрейду, психические расстройства являются результатом этих бессознательных конфликтов, становящихся несбалансированными. Психоаналитическая теория, предложенная Зигмундом Фрейдом, оказала огромное влияние на психологию 20-го века.

Становление бихевиоризма. Психология Павлова, Уотсона и Скиннера

Физиолог Иван Павлов открыл классическое обуславливание.

Психология кардинально изменилась в начале 20-го века, когда появилась школа бихевиоризма. Бихевиоризм очень отличался от предыдущих теорий, так как не акцентировала внимание на изучении сознательного и бессознательного. Вместо этого бихевиоризм стремился сделать психологию более научной дисциплиной, сосредоточившись исключительно на изучении наружного поведения.

Бихевиоризм получил своё начало благодаря работе русского физиолога Ивана Павлова. Проводимые им исследования пищеварительной системы собак привели к открытию им известного классического кондиционирования, что продемонстрировало возможность изучения поведения с помощью условных связей. Павлов показал, что данный метод может быть использован для создания связи между внешними и внутренними раздражителями.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Рис. 1. Основные этапы становления и развития психологической науки

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии "О душе", в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии , считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии , в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов ), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные , то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал , творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют "третьей силой", в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.
  • С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

    Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

    Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

    II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

    III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

    История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

    2. Отрасли психологии

    Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

    Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

    3. Задачи и место психологии в системе наук

    Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

    • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
    • научиться управлять ими;
    • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
    • быть теоретической основой практики психологической службы.

    Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

    Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

    Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

    Каково же место психологии в системе наук?

    Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

    Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

    Рис. 1 . Классификация А. Кедрова

    Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

    4. Основные исторические этапы развития психологической науки

    Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

    Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.