Что есть красота? Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка: Стих.

Статья весны 2014г.

7 мая - день рождения советского поэта Николая Заболоцкого. 1903-1958.
111-ая годовщина в 2014г. Это не юбилейная, строго говоря, цифра, но по своему примечательная триада единиц:111. Да и просто день рождения!

Рамки этой заметки не позволят обширного экскурса в биографию и творчество, переводческие штудии Н.Заболоцкого. Все это при желании можно легко найти на просторах Сети. Моя задача скромнее:напомнить, что сегодня день рождения замечательного поэта, одного из наиболее философски звучащих поэтов Советской страны.

Когда называется имя Николая Заболоцкого, то чаще всего приходят на ум любому сколько-то знакомому с русской поэзией 20 века два его стихотворения: "Некрасивая девочка" и "Метаморфозы". Первое пронзительная картинка, увиденная автором и навеявшая этот поэтический шедевр.

О чистоте детской души, о зависти, разъедающей душу, вступающую в взросление, и наконец-изумительный афоризм, венчающий стих, который давно существует самостоятельно, так что, цитируя, многие даже не всегда знают источник:




Стихотворение "Метаморфозы" известнейший философско-поэтический шедевр,
и также содержащий строки, ставшие широко цитируемым афоризмом:это первые четыре строки. Читая это произведение, современный читатель, конечно, подумает, что автор говорит о реинкарнации, переселении душ, в которую верили на Востоке и которая стала модной верой во всем мире. Однако это не то что бы не так, но несколько шире.

Это стихотворение квинтэссенция философских воззрений Николая Заболоцкого.
Я бы сказала так. В СССР религии были практически запрещены. Но религиозное сознание суть врожденный импульс, как нравственный закон. Чем нравственно совершеннее личность, тем ближе она к Богу.

Но поскольку коммунисты запретили Бога, то людям, ищущим "пути к храму", приходилось изыскивать особые пути. Многие образованные люди в СССР не приемля в силу полученного образования и общего нерелигиозного строя жизни приверженности к традиционным конфессиям, которые формально не были запрещены Советской властью, хотя религии активно ею критиковались, а открытая религиозность не поощрялась, тем не менее испытывая врожденное беспокойное стремление к высшему, не называя это религиозным чувством, сочиняли разнообразные концепции, в основе которых лежала наука и могущество человеческого разума, но в ближайшем рассмотрении это были в все те же разные "Пути к Храму"! Чаще всего в духе Спинозы:пантеизм, воспевание Материи, но одухотворенной и очеловеченной. Так появляется целый ряд произведений в жанрах самых разных от философских трактатов до научной фантастики. От философских произведений, таких как "Космология духа" Ильенкова в русле русского космизма, фантастических произведений и трактатов Циолковского до "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова, сильнейшее воздействие которого на умы в СССР и во всем читавшем НФ мире ныне почти забыто.

Чтобы понять "Метаморфозы" Николая Заболоцкого аутентично, а именно тот смысл, который вкладывал сам автор - нужно знать, что он общался с Циолковским, штудировал Энгельса, Григория Сковороду, Тимирязева, Вернадского, читал труды Эйнштейна. Испытывал влияние Велимира Хлебникова, одного из самых загадочных русских поэтов. Коллекционировал и изучал творчество художников Шагала, Филонова, вообще весь русский авангард. Также проявлял интерес к Брейгелю и другим голландцам. Наконец, был впечатлён концепцией русского философа Николая Федорова.

Натурфилософия Николая Заболоцкого очень интересна и меня навела на любопытные параллели. Но об этом в другой статье. Здесь же насладимся поэтическим кристаллом Николая Заболоцкого, освежив в памяти несколько самых известных поэтических произведений. Но далеко не только эти стихи сделали бы честь любому поэту, но шире о поэзии Н.Заболоцкого в другой раз.

Здесь лишь пунктирно...

Метаморфозы

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Не позволяй душе лениться!

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958

Из сборника:
Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

Рецензии

Спасибо, написано грамотно и с душой. Только Сковороду зовут не Николаем, а Григорием. Да и сама идея отметить три единички хороша:)

О Заболоцком интересно пишет Ольга Седакова:
http://loshch.livejournal.com/34341.html
Хотя я, конечно, категорически не согласен, будто "поэтический мир Заболоцкого не приобрел какой-то последней, чеканной завершенности – и его имя не стало знаком, способным при упоминании вызвать в уме". У Седаковой есть досадный бзик не принимать ничего даже отдалённо близкого к соцреализму, простим ей это.

Вообще Заболоцкий очень разный и, к сожалению, он начиная с 30х годов побаивался использовать в поэзии свои сюрреалистические наработки. Особенно после лагерей:(. А прийти к церкви у него действительно было мало возможностей Но Бог ни одного настоящего поэта не обходит стороной, даже Маяковского (отдельный разговор). Вот и у Заболоцкого есть:
Бегство в Египет

Ангел, дней моих хранитель,
С лампой в комнате сидел.
Он хранил мою обитель,
Где лежал я и болел.

Обессиленный недугом,
От товарищей вдали,
Я дремал. И друг за другом
Предо мной виденья шли.

Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.

Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.

И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне.

Но когда пришла идея
Возвратиться нам домой
И простерла Иудея
Перед нами образ свой -

Нищету свою и злобу,
Нетерпимость, рабский страх,
Где ложилась на трущобу
Тень распятого в горах,-

Вскрикнул я и пробудился...
И у лампы близ огня
Взор твой ангельский светился,
Устремленный на меня.

Набор самых известных стихов в моей версии немного другой, я бы ещё вспомнил "Очарована, околдована" (которая даже стала блатной песней), "Тарусу" и "Знаки зодиака".

А приведённое вами место из "Некрасивой девочки" я твержу, если при мне девушки переживают из-за внешности:).

В следующем году по 110 лет исполнится Варлааму Шаламову и Арсению Тарковскому. Кто бы вспомнил...

Григорий Сковорода, конечно. Не могла не знать, но все же допустила ляп. А впрочем я все собираюсь хоть глянуть в труды этого классика украинской философии, и все недосуг. Ну вот теперь все ж запишу в список обязательного к прочтению.

Таруса и Знаки Зодиака. Надо прочесть, хотя возможно, что и читала и подзабыла. Очарована, околдована... Точно, Заболоцкий! И верно:блатная песня. Ну или стиля "русский шансон". Хотя замечу, что песня ББГ "Город золотой", ставшая "знаковой", приметой времени, у итальянского знатока итальянских же канцон вызвал ярость:как можно так профанировать высокий штиль и имя классика итальянской музыки, коему было приписано авторство музыки. Ведь мистификация раскрылась не сразу.
НО меня в той истории больше заинтересовало не это, а то, как "реинкарнируют" произведения, мелодии(мелодия-то Града золотого и точно из той канцоны, слегка видоизмененная!), образы искусства. На эту тему у меня есть по меньшей мере две, даже больше, несколько статей. О сенсационном происхождении самых популярных песен современности из архаичных мелодий.

В Париже в католическом храме стоял во время мессы русский эмигрант. Звучал медленный торжественный григорианский хорал. Ничто не нарушало атмосферы отстраненности от суетности и дум о вечном.
И вдруг!.. Эмигрант навострил слух. Не может быть! Но тема звучала снова и снова. Едва дождавшись окончания, эмигрант поспешил к епископу и др. с потрясенным вопросом:
- Почему в вашем храме во время мессы исполняется революционный гимн "Интернационал"?!! Я изгнан из России, русский философ Николай Бердяев, я прошу ответить, почему вы исполняете большевицкий гимн?
Епископы были удивлены не менее. Наверное вызвали органиста. Тот наверное не раз перепроверил ноты:все правильно играл!
-НО это же тема Интернационала, только звучит в несколько раз медленнее, чем рабочий гимн Дегейтера!
А оказалось, что это древний духовный гимн, который был использован в преображенном виде. И это далеко не единичный случай...Я знаю еще много таких случаев. Удивительно, да? А историю об Интернационале я прочла не где-нибудь, в на просторах сети, на которых много всякой небывальщины и выдумок -а в книге, взятой из библиотеки, вышедшей в советское время и называлась она "Песнь песней революции. Пылающие строки "Интернационала".
Автор, правда, попытался перевернуть все на 180 градусов. Де-это церковники взяли знаменитую песню и переделали ее в духовную музыку для службы, чтобы "привлечь прихожан". Абсурдно, конечно. Но факт остался фактом.

Впрочем, я переврала насчет Города золотого. Стихи этой песни содержат библейские аллюзии. А вот музыка. Да, Вавилов конечно оказался гениальным имитатором(не только канцона, но знаменитейшая Аве Мария Каччини, как оказывается, которую исполняют во всем мире). Но имитация ведь все же имеет оригиналы.И чтобы приписать авторство-нужно войти в образ и точно скопировать стиль. Спецы -то все равно установят аутентичность стиля. Так что Джулио Каччини едва ли не в равной мере имеет право на авторство-как и Владимир Вавилов - на Аве Марию.

Как и Франческо да Милано-на музыку Города золотого. Как сказано в вики, долгое время авторство да Милано ВЫЗЫВАЛО СОМНЕНИЯ ввиду того, что в ППС композитора этой мелодии не было. НО раз вызывало сомнения у специалистов только по причине отсутствия в ПСС- то не это ли триумф Имитатора?!

"За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа» .
А. Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трёх мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой".

Теперь ясно, что Николая Заболоцкого могло привлечь в философии Г. Сковороды:пантеизм в духе Спинозы и учение о множественности миров.
Как считаете:согласуется философия Сковороды - с каноническими представлениями?

"Интернационал" вообще довольно загадочный, например:
http://www.youtube.com/watch?v=y10Li8rGD0U
Конечно, Тальков это не сам заметил, а откуда-то вычитал...
C философией Сковороды я плоховато знаком, но, насколько можно судить бегло, троемирье c двумя сущностями вполне каноничны, а пантеизм - не очень.

Филипп, спасибо за ваши слова про загадочность Интернационала. Вы поразительно меток выражаете отточенные мысли. А сейчас я должна выпить крепкий кофе и сразиться с снобствующим господинчиком. Обозвавшим Россию-Мухосранском.

А "Очарована, околдована" хоть и не имеет отношение к музыкальным мистификациям, но действительно интересно, почему из неё получился хитовый русский шансон. Возможно, дело в том, что это самый бесхитростный текст Заболоцкого (кроме разве что горячо мной нелюбимого "Читая стихи") - он переживал новый всплеск страсти к своей жене, ему было не до изысков, стихи просто вырвались.

"Свою правду" нужно защищать. Иначе это просто догматика, принятая на веру без всякой критики. Я предоставила оппоненту возможность по всему фронту, от науки до экономики и политики, и даже европейской культуры-защищать "свою правду":Европа неизмеримо выше России(которую он называет однако презрительным жаргоном:Рашка, Мухосранск и т.д.). Европа очевидным образом ничего не дала ему и в плане европейских манер:такое обращение даже в полемике для меня не то чтобы ново, но по прежнему удивительно.

Это от него жена на короткое время ушла, потом вдруг вернулась - и он написал целый цикл стихов о любви, до этого, как считается, у него чистой любовной лирики не было.
Он даже умер отчасти от радости, на подъёме. Проснулся в прекрасном настроении, стал зубы чистить - и сердце не выдержало.

Кстати, прекрасное стихотворение про Григория Сковороду есть у Тарковского:

Григорий Сковорода

Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.

Жил в сродстве горделивый смиренник
С древней книгою книг, ибо это
Правдолюбия истинный ценник
И душа сотворенного света.

Есть в природе притин своеволью:
Степь течёт оксамитом под ноги,
Присыпает сивашскою солью
Чёрствый хлеб на чумацкой дороге,

Птицы молятся, верные вере,
Тихо светят речистые речки,
Домовитые малые звери
По-над норами встали, как свечки.

Но и сквозь обольщения мира,
Из-за литер его Алфавита,
Брезжит небо синее сапфира,
Крыльям разума настежь открыто.

А если ты чувствуешь, что оппонент очевидным образом сильнее тебя и предоставляет контраргументацию, на которую тебе нечего ответить-то нужно не навешивать оскорбительные ярлыки, если уважаешь себя, а признать хотя бы свою недостаточность аргументации и вежливо признав, что этот раунд проигран, откланяться. И далее либо забыть о дискуссии, либо углубиться в вопросы полемики, тщательно готовиться.
По моему, очевидные вещи, и как же меня удивляют, потому что большинство таких простых вещей не понимают, оскорбляются даже не личным, а отвлеченными аргументами в дискуссии, превращают в непотребные свары. Я просто...очень удивляюсь. Этот случай не нечто единичное-но вполне заурядное явление.

И ещё одно:

"Мир ловил меня, но не поймал".
Автоэпитафия Гр.Сковороды

Где целовали степь курганы
Лицом в траву, как горбуны,
Где дробно били в барабаны
И пыль клубили табуны,
Где на рогах волы качали
Степное солнце чумака,
Где горькой патокой печали
Чадил костер из кизяка,
Где спали каменные бабы
В календаре былых времен
И по ночам сходились жабы
К ногам их плоским на поклон,
Там пробирался я к Азову:
Подставил грудь под суховей,
Босой пошел на юг по зову
Судьбы скитальческой своей,
Топтал чебрец родного края
И ночевал - не помню где,
Я жил, невольно подражая
Григорию Сковороде,
Я грыз его благословенный,
Священный, каменный сухарь,
Но по лицу моей вселенной
Он до меня прошел, как царь;
Пред ним прельстительные сети
Меняли тщетно цвет на цвет.
А я любил ячейки эти,
Мне и теперь свободы нет.
Не надивуюсь я величью
Счастливых помыслов его.
Но подари мне песню птичью
И степь - не знаю для чего.
Не для того ли, чтоб оттуда
В свой час при свете поздних звезд,
Благословив земное чудо,
Вернуться на родной погост.

Я напротив заряжаюсь, если-Polemix
НО как мало достойных полемистов в Всемирной Паутине!
Вы меня покорили в частности своим умением вести цивилизованные беседы, которые даже не дискуссионны, вы просто знаете много и умеете так тонко ответить, что это даже полемикой сложно назвать, скорее-развитием темы. А если чего не знаете-честно признаете и идете "гуглить" и осмысливать.

Ваша поэтический багаж кажется неисчерпаемым... Спасибо, замечательные стихи, даже про Григория Сковороду и целых два. Профи это профи... Тут злись-не злись, как тот субъект-ничего не поможет:)) Профессионализм нужно наживать, это не вдруг.

Ваш поэтический багаж(опч). Ваша память хранит стихи по каждому случаю, любому пункту обсуждения, стихи как хрестоматийные, и с нюансами и вариациями, версиями переводов, так и самые малоизвестные и неожиданные. Молодец! Не теряйте энтузиазма.

А тургеневское стихотворение в прозе " С кем спорить" я теперь буду цитировать вначале своих дискуссий. Чтобы настроить на нужный лад. НО боюсь, большинство моих оппонентов примет на свой счет некоторые пункты этого текста:)) И дальше несложно предвидеть:))

Ну наизусть я не так много помню, просто всплывает, что примерно такие-то или такие-то строки есть. Да и тут бывают пробелы, как и у всех:).

Да кто же помнит наизусть массу стихов? Этому нужно посвящать отдельные усилия. А так, образование это что? Прежде всего:знание того, что искать и где? Верно? НЕ мной сказано. Главное, что если в беседе, споре, написании статьи, выступлении-память подсказывает, все это раскрывается, как бутон с тысячу лепестков-вот это образованность и проффесионализм.
За что я люблю полемику. даже невзирая на то, что 99% ее вести не умеет? В частности, за то, что память в этой экстремальной как бы мобилизационной ситуации раскрывает свой багаж, это вдохновение...

И обычно я крайне редко во процессе полемизирования куда-то обращаюсь:к пособиям, гулу и т.д. Просто сам РИТМ ДЕЙСТВА не позволяет отключатся. Я знаю, что какие-то моменты нужно бы уточнить, цитаты точные найти, цифры, факты -уточнить и расширить доказательную базу. Знаю все слабые места по ходу. И все же отключаться в самом процессе-невозможно! Память раскрывается как бутон и выбрасывает аргументацию, все это оформляется в готовые блоки текста. даже не фразы. Это боксерский поединок. только на интеллектуальном ринге. Но вот достойных оппонентов до сих пор практически не встретила...Становятся мне ненавистниками. Жаль.

Впрочем, свои пока помню все, кроме двух длинных, написанных методом автоматического письма. Это для меня один из показателей качества. Мы как-то это обсуждали с , она писала, что перестала всё своё наизусть помнить после того, как сочинила штук 500:).

Ничего. Заодно немного отбила спесь. Небось, козыряет своими вояжами, тыкая в лужу свою родню, знакомых, бывших одноклассников/однокурсников. А тут его и его самого ткнули в "липкую грязь"- и пора ему понять, что "не формат интереса"!:))Бежать от умников, не оглядываясь.

Там еще хлеще, я не заметила:

Грязи пора понять
Игорь Денисюк: литературный дневник
Пора понять, что липкая грязь не формат интереса.

Грязи пора понять-что липкая грязь не формат интереса.

-----
Ну это уже клиника...

В поэме Гомера «Илиада» красота Елены Прекрасной часто упоминается как сила, способная сдвинуть с места тысячу кораблей. Математики задались вопросом: какое количество женской красоты достаточно, чтобы в путь тронулся один корабль? Единицу измерения решено было назвать «миллиелен» — для одного корабля вполне достаточно. Сама же Елена Прекрасная, ставшая причиной Первой мировой войны древности, разразившейся в XIII—XII веках до нашей эры, обладала красотой, равной 1186 миллиеленам. Именно столько кораблей, пустившихся к берегам Трои, упоминалось Гомером в «Илиаде».

Красота — это всегда что-то необъяснимое. Вот и с Еленой Прекрасной связано множество мифов и легенд, которые обожествляют красавицу и запутывают ее биографию. Если верить одному из популярных мифов, Елена была дочерью богини Немесиды и Зевса, который явился богине в образе лебедя. Царица Леда, прогуливаясь по берегу реки Еврот, нашла в зарослях гиацинтов совершенное по форме лебединое яйцо и принесла его во дворец. Из яйца и «вылупилась» Елена, с детства отличавшаяся необыкновенной красотой. Царь Тиндарей, муж царицы Леды, воспитывал Елену как родную дочь. Но красота Елены была столь притягательна, что ее, едва ли не с самого рождения, то и дело похищали. Пленниками ее красоты становились и герои, и боги: Тесей, Пирифой, хитроумный Одиссей, Парис, Аполлон.

Красота Елены была сравнима с властью и с мудростью — а именно их обещали богини Гера и Афина Парису, когда он раздумывал, кому отдать яблоко с надписью «Прекраснейшей», подкинутое богиням на свадебном пиру обиженной Эринией, которую забыли позвать на праздник. Афродита пообещала Парису Елену Прекрасную, и он, забыв о предложенных мудрости и власти, выбрал Красоту, а Афродита получила призовое яблоко. Парис с помощью Афродиты выкрал Елену Прекрасную у ее супруга Менелая, царя Спарты, привез в Трою, и это стало причиной девятилетней войны. Когда Троя пала, Елене предстояло умереть. Только так Менелай мог вернуть себе утраченную честь. Елена должна была пасть от меча оскорбленного Менелая или быть побитой камнями, пущенными его соратниками. Но когда разгневанные воины увидели Елену, то и меч, и камни сами собой выпали из их рук — столь прекрасна была Елена.

Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне)

Ход урока

Ученик: Борис Пастернак

иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин .
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл , как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.

Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные?

Учитель литературы: Любовь, красота, здоровье,…. Что для вас самое главное в жизни?

Работа с тестом (проводит психолог)

Учитель литературы: “Секрет прелести”, секрет красоты.

“…то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Строчками стихотворения “Некрасивая девочка” Николая Заболоцкого мы озаглавили наш урок.

Учитель химии: О проблеме, поставленной на уроке. О форме проведения урока.

Мы не раз задумывались над тем, а красивы ли мы, и что можно сделать, чтобы выглядеть лучше. Эта проблема не возникла сама собой. Сегодня мы совместно попытаемся ее решить, но для начала исследуем и определим пути решения, затем определим план действий, соблюдая который сможем добиться положительного результата.

Перед тем, как зайти в кабинет, каждый из вас выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль, которую он будет выполнять в своей группе.

Итак, кто получил КРУГ - будет руководителем. Его обязанности: следить за деятельностью группы, выделять главное, озвучивать мнение всей группы;

КВАДРАТ – помощник руководителя, содокладчик. Помогает руководителю, следит за выполнением обязанностей в группе, может поменять роли в группе по своему усмотрению;

ТРЕУГОЛЬНИК – редактор, секретарь. Записывает идеи при дискуссии, оформляет лепесток, записывая только выводы команды, озвученные руководителем;

ПРЯМОУГОЛЬНИК – лаборант. Работает над лабораторным экспериментом, с литературой, раздаточным материалом.

ТРАПЕЦИЯ – наблюдатель. Следит за временем, делает вывод о работе группы в целом.

Мы определили проблему, теперь приступим к её исследованию.

Учитель литературы: “…Что есть красота?..” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение художественного мира.

Собственный идеал, идеал красоты Заболоцкий выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо, упорно, страстно искал его. Ведь и в мире природы этот идеал оказалось найти непросто.

Ученик: Николай Заболоцкий “Всё, что было в душе..”

Заболоцкий “устроил” встречу живого цветка и его “подобья” - изображения в книге, встречу “сознательного и бессознательного” начал, чтобы “примирить” их в своём сердце. Для поэта важнее всего – созидающее, рождающее, живое начало в природе.

Красота природы – это духовность, целомудрие.

Учитель литературы: “Что есть красота?” В этом размышлении самое важное для поэта. Красота человеческого лица, красота души человека, красота первозданной и укрощённой природы, красота любви, красота искусства…

Излюбленным жанром поэта становится портрет, в котором он обнаруживает редкие, во многом не использованные ещё в 20 веке возможности пластического искусства, способного глубоко проникать не только во внешний, но и во внутренний, духовный мир.

Он “вспомнил” строки из “Войны и мира” Л.Н.Толстого:

Ученик: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…”

Учитель литературы: …и написал лицо любимой, с неожиданной силой открывшееся при встрече, залитое “целым снопом живых лучей” света, “целым ворохом весны и радости”.

Ученик: Николай Заболоцкий “Встреча” из цикла “Последняя любовь”.

Учитель литературы: Возможно, что поэтический толстовский образ навёл его на мысль написать человеческие лица в виде разных жилищ, каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим характером и пониманием красоты.

Ученик: Николай Заболоцкий “О красоте человеческих лиц”

Учитель литературы: Это стихотворение – обобщённый портрет человека. Какого человека?

Ученик: Человека, страдающего манией величия, надменного и недоступного (“Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.”)

Замкнувшегося в самом себе, отгородившегося от жизни

(“Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.”)

“Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.” – Это символический портрет внешне непривлекательного человека, но наделённого внутренним душевным даром. Это подлинный идеал красоты, по мнению Заболоцкого.

Учитель литературы: Портрет девочки из стихотворения “Некрасивая девочка” - это портрет её внешности и одновременно внутренний “слепок” с души.

Ученик: Николай Заболоцкий “Некрасивая девочка”.

Ученик: Заболоцкий – реалист, трезво видящий суровую реальность жизни, которой не миновать, - поэт возлагает надежду не на утешение, ложь: внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твёрдость человеческого сердца, на то, что оно – не хрупкая игрушка, которую можно сломать.

“Мне верить хочется”, - повторяет он, вкладывая в эти слова именно традиционную веру, народные представления о том, как перенести беду. “Под лежачий камень вода не течёт”, - говорит народная пословица, значит, надо “перетопить” камень, “переболеть” боль.

Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление.

Образ-символ “огня, мерцающего в сосуде”, восходит к античности. В.Хогарт, автор известной работы “Анализ красоты”, приводит слова Ломаццо о том, что греки, подражая древним, исследовали знаменитые пропорции, в которых проявлялось совершенство самой утончённой красоты и прелести, посвящая их сосуде, образующем форму треугольника, Венере, от которой проистекает красота всех низших вещей.

Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.

Мир для Заболоцкого един в своих ближних и дальних планах: “ кусочком божественного огня” - Прометеева дара – отмечены и цветы, и девочка. Внешне красивые цветы и некрасивая внешне девочка сближены по своей внутренней природе – дару человечности.

Учитель литературы: По словам немецкого философа Шопенгауэра, “уста выражают мысль, а лицо – это мысль природы”. Девочка из стихотворения Заболоцкого некрасива. А каковы черты её лица?

Ученик: “рот длинен”, “черты лица остры”.

Учитель литературы: О чём же говорят черты её лица? Давайте обратимся к книге Петленко В.П. “Валеология человека. “Здоровье – любовь – красота.”

Ученик: Худое, угловатое лицо говорит о мудрости, проницательности, свидетельствует о смелости как в словах, так и в поступках. Большой рот – признак сильной воли. На такого человека трудно оказать влияние.

Учитель литературы:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота.

В характерологических особенностях личности большую роль играют глаза. Именно глаза считают окнами души, по ним определяют переживания людей.

“За ореховой рамой, в светлой пустоте стояла невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное не подвластно словам, кроме слова “очарование”.

Ученик: “ …тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль бала выразительно легка, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.

Ученик: Круглая форма лица – это признак добродушия, мягкости, миролюбия. Маленький рот говорит о сдержанности, спокойствии, надёжности.

Чёрные глаза служат признаком энергичной натуры, человека действия.

Учитель литературы: А какой вы представляете Ассоль?

Обращение к рисункам учащихся. Приложение № 5

Учитель литературы: Удивительно и имя героини. Ассоль.

Ученик: “Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок” путешествующий пешком Эгль сказал: “ Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины..”.

Учитель литературы: “Ассоль – соло…”,- прозвучало и из уст Грэя.

Ученик: “ Не угостите ли винцом, а? Виолончель – это моя Кармен, а скрипка…

Ассоль, сказал Грэй.

Циммер не расслышал.

Да, - кивнул он, соло на тарелках или медных трубочках – другое дело…. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи.”

Учитель литературы: Грин не говорит о красоте героини. Что по-настоящему красиво у Ассоль?

Ученик: Её душа.

Учитель литературы: Прекрасна и душа Грэя, который сотворил чудо своими руками. Эпитеты.

Ученик: “звонкая душа Грэя”, “летящая душа”

Учитель литературы: Обращение к словам Кастильоне.

Ученик: “ Красота как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без середины, не может быть красоты без добра… И если вы всмотритесь во всё, что вас окружает, то увидите, что то, что добро и полезно, обладает и красотой..”

Ученик: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет у него и новая у тебя…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.”

Учитель литературы: О любви, “что движет солнца и светила” мы говорили с вами на уроке, на котором обращались и к формуле любви. Давайте вспомним формулу любви.

Ученик: О формуле любви.

Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХ-Я.

Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью.

ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии.

СВЕРХ-Я – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть.

Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект.

Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности и будущего.

Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:

Где Л – сила любви,

Я - идеальность объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в стремлении к счастью;

ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии;

Ум – в данном случае коэффициент интеллекта;

СВЕРХ-Я – уровень совестливости субъекта.

Учитель литературы: “Опыт - это единственный источник познания”, - утверждал Леонардо да Винчи. “Нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук”.

Ученики: Ассоль и Грэй. Я=10 баллов. ОНО= 10 баллов. Ум = 4. СВЕРХ-Я = 3. Сила Любви = 22 балла.

Учитель химии:

"Как добр, кто любит, как огромен,

Как зряч к значенью красоты!"

(Б. Ахмадулина, "Дом")

Найдется ли женщина, которая не хотела бы быть красивой, любимой и желанной? Вряд ли (а если и найдется, то женщина ли она?)...
Однако быть красивой в эпоху стрессов и экологических катастроф очень трудно. И здесь приходит на помощь косметика.
В юности все мы выглядим свежо, а в этом уже есть красота. Но с годами большинству из нас приходится прибегать к косметическим процедурам и средствам ухода за внешностью.
В основе практически всех косметических процедур лежат химические процессы. Лицо, руки, зубы, волосы, кожа... С чего начать?
Чтобы выбрать самый правильный путь к красоте, надо немножко разбираться в химии. Итак, приступим?..

У каждой группы на столе лежит пакет, в котором находятся косметические средства.

1 группа: вещества по уходу за ротовой полостью;

2 группа: вещества по уходу за волосами;

3 группа: крема, лосьоны, маски

4 группа: тушь, гели, тени

5 группа: лак для ногтей, мыло, гели для душа

6 группа: дезодоранты, духи.

Вы должны выявить химический состав средств, определить характер среды с помощью индикаторной бумаги, и предположить, какое действие может оказать данное средство на организм человека.

Помимо этого вы должны проанализировать выданные статьи и определить 2-3 альтернативных средства по уходу за телом.

ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП.

2. Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?

3. Почему при пользовании составами для химической завивки волос рекомендуют особенно тщательно защищать ногти, в то время как эти же составы достаточно длительно соприкасаются с кожей головы, не причиняя особого вреда?

4. До сих пор во всем мире широко применяют красители для волос естественного происхождения – хну (порошок из листьев лавсонии) и бисму (порошок из листьев индигоферы). Женщины, которые ими пользуются, знают, что интенсивность и прочность окраски зависят от времени выдерживания их на волосах, от температуры (лучше получается при нагревании), а истинный цвет проявляется только через сутки, под действием воздуха. При работе с хной без перчаток сильно окрашиваются ногти.

К каким красителям по принципу действия можно на основании этих фактов отнести хну и бисму – к химическим или к физическим?

5. Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?

6. Почему при окраске волос химическими красителями без перчаток очень сильно окрашиваются ногти, меньше – кожа на ладонях и почти совсем не окрашивается тыльная сторона ладони?

7. Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих отшелушивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты?

8.Дезодоранты по принципу действия делят на два типа.

9. Всем известно ощущение оскомины летом, после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксиапатиту Ca 5 OH(PO 4) 3 ?

Учитель химии: исследовав проблему, мы сможем решить ее правильно, определив для себя, что же мы подразумеваем под красотой.

Выступление психолога. (Результаты тестирования).

Учитель литературы: Какими бы разными ни были идеалы красоты, главное условие женской привлекательности, которое выше всех вкусов и мод, - это здоровье. Если его нет, то нет и лёгкой походки, красивой осанки, хорошего цвета лица, жизнерадостности – всего того, что даже девочку с неправильными чертами лица делает привлекательной.

Попробуйте и вы разработать законы красоты.

ДОПОЛНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Законы красоты:

  1. Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней)
  2. Женственное начало, как и мужское, всегда…..(прекрасно).
  3. Любовь – это не только чувство, но и искусство…. (ума).
  4. Подлинная красота всегда знает.. (меру).
  5. Красота есть свойство всего ….(здорового), а … (здоровое) – всегда красиво.
  6. У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд).
  7. Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться.
  8. Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым).
  9. будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда.
  10. Самая великая красота – сердце матери, родившей и вскормившей нас.

Защита проекта. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Вы занимаетесь оптовыми поставками парфюмерно-косметической продукции в регион, где большие трудности с пресной водой и для бытовых целей часто приходится пользоваться морской водой (например, г. Шевченко в Казахстане), какой шампунь вы будете закупать для реализации в этом регионе: изготовленный на основе лаурилсульфоната натрия или на основе лаурилтриметиламмония – при условии, что цена их почти одинакова? Какую зубную пасту, мыло?

2. Подготовить статью в школьную газету по итогам урока.

Что есть красота и почему ее обожествляют люди?! -
Сосуд она,в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?!"

Огюст Ренуар.
Портрет Жанны Самари

Идеальная красота, самая восхитительная наружность ничего не стоят, если ими никто не восхищается.
О. Бальзак

Друзилла. 1906 Дж.Годвард

Беладонна: в Италии - красивая женщина, в Англии - смертельный яд. Поразительный пример глубинного сходства двух языков.
Амброз Бирс

Задумчивость. 1892 А. Мур

Нет женщин, некрасивых от природы,
А есть лишь в разной стадии расцвета.
Кто в юности цветёт, кто после родов,
А кто-то осенью цветёт как будто летом.

Греческая идиллия. 1907 Дж. Годвард

Красота не принадлежит женщине и не является ее собственным свойством - просто в определенную пору жизни ее лицо отражает красоту, как оконное стекло - невидимое за крышами домов солнце. Поэтому нельзя сказать, что красота со временем увядает - просто солнце уходит дальше, и его начинают отражать окна других домов. Но солнце, как известно, вовсе не в стеклах, на которые мы смотрим. Оно в нас.
Виктор Пелевин.

На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.
Жан де Лабрюйер

Елена Троянская. 1881 Э. Пойнтер

Бог и дьявол спорили напрасно,
Изучая даму не спеша:
-До чего ж божественно прекрасна!
-До чего ж чертовски хороша!
Женщины согласны меж собой
И с одной оценкой, и с другой.

Девушка с утренними цветами в волосах Ж.-Ж. Лефевр

Те, кто наделен красотой, пусть будут благодарны за нее и обратят ее на пользу, как любой другой талант. Те же, кто ее лишен, пусть не сетуют напрасно, а пробуют обойтись без нее. Во всяком случае, хотя красоте и придается чрезмерное значение, она- дар Божий, и презирать ее не должно.
Энн Бронте

Майские воспоминания. 1884 Ф.М. Браун

Красота - это Природа, достигшая совершенства.
О. Генри

Вакханка. 1899 У-Бугро

Если ты умна, то будешь и красива. Некрасивых нет. Кто-то красив как роза, кто-то как кактус.
Шэрон Стоун

Римская женщина. 1859 - Ф. Лейтон

Любить красоту и совершенство легко. Для того же, чтобы воспринимать человека в его трогательном несовершенстве, нужны терпение и любовь…
Дмитрий Емец

(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть… и будет вечно. Никто, ничто не устоит; переднее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила - красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует, в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному - к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, - Природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам-, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека - идея замятинского романа «Мы»… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги «нумеров», слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, - все это насилие над природой некрасиво! Уродливо - при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны - а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота - не обязательно и не только совершенство. Красота - это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, - сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота - самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», появляется в высшем обществе, - и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний «гадкий утенок», с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа - одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой - духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она - воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота - шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов-… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! PI любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в «Войне и мире» показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов - грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве - и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что «пополнела», «подурнела»… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых - тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле - любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота - красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь - гимн ей!

Александр Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»… Прекрасной! - вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, - нет, его идеал женской красоты был иным… Времена «гениев чистой красоты» ушли! - провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою -

Накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах - столько! Он тоже «короновал» и «душу цветущую любовью выжег», - но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в «Облаке в штанах», - этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное - даже тогда, когда ранит. Сергей Есенин в «Персидских мотивах» заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары Льет по каштанам в пролечь… Лале склонясь на шальвары, Я под чадрою укроюсь…

Но «рязанских раздолий» Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает «край свой милый» - красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю - весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина - мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота - это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое,

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое -

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.