Морально философский смысл сказочной повести маленький принц. Философская сказка А

Сочинение

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) - он не возвратился на базу из боевой задачи, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутоны и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и утонченные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц - главный персонаж сказки - показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании.

На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Он говорит о бездонности человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое - свое время: «Твоя Роза такая дорога тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза - единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазам не видно». Надо уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Вбирая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему смыслу произведения, можно согласиться с мнением О. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца… наверное, человеческие души всегда выдают свой последний лебедино-чистий, прощальный вопль…». Эта сказка - своеобразное завещание мудрого человека нам, что остались на этой неидеальной планете. И сказка ли вообще это? Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся его жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще - то, где и когда ты проявил трусливость и непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает что-то такое, что недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и потому с его уст в эти моменты истины и прозрения вырывается мольба: «Господи! Отведи бедствие, и я стану лучше, более благородным и великодушным!»

Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в ней и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к друзьям совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его жить. Именно в пустыне, вдалеке от суеты, которая целиком поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и пустынники узнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня - это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко…».

Волшебная, печальная притча, «загримированная под сказку» (О. Панфилов)! Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый», «Напыщенные люди являются глухими ко всему, кроме похвалы», «Но глаза не видят. Надо искать сердцем».

Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко - так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свою обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Другие сочинения по этому произведению

Мы в ответе за тех, кого приручили (по повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц») Раскрытие жизненных ценностей в сказке «Маленький принц» Размышление о сказке Экзюпери «Маленький принц» Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Характеристика образа Маленького принца Характеристика образа Лиса Нравственно-философские уроки сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственно философское содержание сказки «Маленький принц» Зорко одно лишь сердце Самого главного глазами не увидишь Краткое содержание – Экзюпери «Маленький принц» «Маленький принц»: Земля и земляне, взрослые и дети - какие они "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил" (По сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Путешествия маленького принца (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) "Самого главного глазами не увидишь" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) Нужно сохранить мир человечества (по сказке «Маленький принц») Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Характеристика образа Розы Безумен ли фонарщик? (Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери \ "Зорко одно лишь сердце" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Антуан де Сент-Экзюпери и его «Маленький принц» Безумен ли фонарщик (Сочинение миниатюра по сказке Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц") Самого главного глазами не увидишь (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» Сент-Экзюпери "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" Повесть (1943)

Цель:

    Познакомить с фактами биографии и творческой деятельности А. де Сент-Экзюпери; с понятиями «философская сказка», «притча», «символ»;

    Развивать умение понимать философский смысл сказки; что бывает, когда открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать дети; определять сказочные и реальные элементы сказки;

    Прививать любовь к книге.

Методы: слово учителя, беседа.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация Pover Point .

Ход урока

    Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь.

    Сообщение целей и задач урока.

Ученик 1.

Он идет уверенной походкой
По пылающей от солнца полосе,
Из-под синей форменной пилотки
Улыбаясь отражению в росе,
Той, что в дальних странах незнакомых
Остывает бриллиантами в траве,
А муссоны стайкою бездомной
Бродят в запредельной синеве.

Может быть, и не было в помине
Этой встречи в знойных выжженных песках -
Просто в жарком мареве кабины
Злой мираж пульсировал в висках:
Точно инверсивный след обманчив,
Свет звезды далёкой и живой
Вдруг возник в ночи печальный мальчик
С золотистым шарфом за спиной.
Как под небом чёрно-просмоленным
Вдруг порвал привычных истин сеть
Этот мудрый и доверчивый ребёнок,
Так упорно не желающий взрослеть.

И хранит ответ на все вопросы
Под брезентом спрятанный алмаз:
Кем он был - пилот, писатель и философ
С цепким взглядом ясных детских глаз?

    Ребята, мы с вами сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. Мы познакомимся с творчеством французского писателя, философа Антуана де Сент-Экзюпери и его сказкой-притчей «Маленький принц». Именно о нем рассказывается в стихотворении Людмилы Пельгасовой. Мы попытаемся ответить на вопрос: «Чему же учит нас сказка «Маленький принц»?». Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд 1)

    Изучение новой темы

    Биография писателя

Ученик 2.

А.де Сент-Экзюпери родился в 1900г., в городе Лионе во Франции. Отец Антуана – граф де Сент-Экзюпери был страховым инспектором. У Антуана было три сестры: Мари-Мадлен, Симона, Габриель и брат Франсуа.

В 1919-21 учился в Школе изящных искусств. В 1921-23 служил в армии; затем работал на заводе. В 1926 стал гражданским лётчиком. В 1933-34 лётчик-испытатель.

В годы 2-й мировой войны (1939-1945) Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте.

После оккупации Франции фашистскими войсками (1940) эмигрировал в США.

С 1943 военный лётчик в Северной Африке.

Ученик 3.

В 1942г. написана повесть «Военный лётчик» и «Письмо к заложнику» (1943). Незаконченная книга « Цитадель » опубликована в 1948г. (Слайд №3)

    Но мировую известность получила философско-лирическая сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943г.) . Иллюстрировал книгу сам автор.

    Работа с текстом сказки

    Ну, а сейчас давайте поработаем непосредственно над текстом произведения. И это будет викторина, которая выявит самых внимательных читателей.

Литературная викторина «Внимательный читатель»

    От чьего лица ведется повествование? (летчик)

    Где произошла встреча героя с Маленьким принцем? (пустыня Сахара)

    С кем отправился Маленький принц в свое путешествие? (с перелетными птицами)

    Сколько вулканов было на планете Маленького принца? (3)

    С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц? (астероид Б-612)

    Что больше всего любил наблюдать Маленький принц? (закат солнца)

    На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий? (планета с фонарщиком)

    У какой планеты неплохая репутация?

    Какой цветок рос на планете маленького принца? (роза)

    Кто жил в ящике у Маленького принца? (барашек)

    Как рассказчик оказался в пустыне?

    Кто скучен, по мнению лиса? (охотники и куры)

Работа с иллюстрациями

    Как я уже говорила, иллюстрировал книгу сам автор. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя. Как вы думаете, почему? Важно, что это не иллюстрации , а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Внимание на экран! Посмотрите на изображенные иллюстрации и найдите в сказке цитаты, соответствующие им.

Жанровое своеобразие

    Большинство исследователей считает «Маленький принц» сказкой. Причем сказкой философской. Давайте вспомним определение термина «сказка».

    Что реального в «Маленьком принце»?

    А сказочного?

    Некоторые же считают, что это притча. Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.

    Как вы думаете, а кому адресовал автор свою притчу-сказку? Давайте обратимся к эпиграфу сказки.

    Почему мальчик увидел слона в удаве, барашка в ящике?

    А вы видите их?

Проблемные вопросы

    Почему принц не перестал любить Розу, когда увидел много роз на Земле?

    Почему Маленький принц решает умереть?

    «Маленький принц» нас учит чему-то. Кому принадлежат эти слова и как они характеризуют героев?

    «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

    «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

    «Среди людей тоже бывает одиноко».

    В сказке много мудрых мыслей. Зачитайте те, которые вам понравились больше всего.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание. Список литературы на лето.

Философская сказка А.-С. Экзюпери «Маленький принц» (система образов, аллегория, основная проблематика)

“Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля” - говорил Экзюпери, он мечтал о спасении всего человечеств, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее. Ему была чужда роль пассивного фиксатора происходящих событий, он всегда был в центре. В связи с этим Экзюпери писал: “Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя”.

Новые замечательные люди живут в произведениях Экзюпери. У них великолепные, удивительные качества, которые открывает нам писатель. Они ищут пропавшего друга над Кордильерами или рисуют барашка для маленького гостя с другой планеты, они чисты и доверчивы, обладают огромной детской душой, не способной на подлость.

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни - вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.

В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни - вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня - это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Маленький принц”.

“Любить -- это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” -- эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

Сказка-притча “Маленький принц” написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

То, что “Маленький принц” -- сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).

В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны - это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.

Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы - это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части.

Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.

Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет (“странными взрослыми”). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. “Серьезные люди” живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.

В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема - эфемерность прекрасного. “Красота недолговечна”, - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя - красоту души и сердца.

Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей - это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.

Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке - его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”

Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.

Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” - тема бытия. Она делится на реальное бытие - существование и идеальное бытие - сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное - вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.

“Серьезные люди” с Земли и с планет-астероидов растворены в реальном бытии и не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и -- линия Маленького принца, история его жизни.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. “Главного глазами не увидишь. Зорко только сердце!” -- утверждает автор.

Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать -- значит создать узы любви, единения душ. Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. “Маленький принц” не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение.

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братства. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание.

На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. «Хорошо видит только сердце. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души (отдельные, некоторые) всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным »

Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство («Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца), его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Именно в пустыне, вдали от суеты, всецело поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и отшельники спізнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …».

Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» (А. Панфилов)! Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ».

Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Мне безумно понравилась эта книга, поэтому я решил выложить на своем сайте наиболее интересный разбор книги. Семен Кибало

Проблемно-тематический анализ произведения

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.

Аудиокнига (2 часа):


Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.