4 английское просвещение роберт оуэн. Основные взгляды роберта оуэна

Роберт Оуэн

Роберт Оуэн (1771-1858) - английский социалист-утопист, мировоззрение которого сформировалось под значительным влиянием идей французских философов-просветителей XVIII в. Вслед за ними он полагал, что, изменив характер воспитания, можно устранить все основные пороки буржуазного общества, создать благоприятную социальную среду, которая, в свою очередь, будет формировать всесторонне развитых, высоконравственных членов общества.

По мнению Оуэна, правильное воспитание и мирное устранение главных социальных зол капиталистического общества - частной собственности, буржуазного брака и религии - могут привести к установлению социалистического общественного порядка.

Оуэн очень высоко ценил роль воспитания, считал, что оно должно быть всесторонним, связанным с участием детей в производительном труде. Образовательная же работа в школе должна строиться на основе наук.

Будучи совладельцем фабрики, Оуэн впервые создал для своих рабочих и их детей целую систему воспитательно-образовательных учреждений: детский сад, начальную школу, школу для работающих подростков, клуб для взрослых ("Новый институт для формирования характера").

Педагогические опыты были продолжены Оуэном в организованной им в Северной Америке коммунистической общине "Новая Гармония", где были созданы школы для воспитания и образования детей в духе его идей.

Общественно-педагогическая деятельность Р. Оуэна была высоко оценена основоположниками научного социализма. В I томе "Капитала" К. Маркс писал: "Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, ко и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 494-495).

Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера

2-й опыт

Ребенок - смесь различных качеств, из которых может быть образован любой характер. Все дети без исключения представляются пассивной и удивительно составленной смесью, из которой посредством внимательного ухода, основанного на полном знании дела, можно образовать личность с каким угодно характером. И хотя эти смеси, подобно остальным произведениям природы, обладают бесконечно разнообразными свойствами, все они отличаются такой пластичностью, что терпеливо и разумно направленные усилия могут образовать из них личности, вполне соответствующие рациональным желаниям и ожиданиям. По этим же соображениям люди должны снисходительно относиться не только к друзьям и соотечественникам, но и к жителям всякой страны земного шара, даже к врагам, расходящимся с ними во взглядах, чувствах и поступках.

3-й опыт

То, что было сделано до сих пор [т. е. до 1813 года.- Ред.] для населения Нью-Лэнарка... заключалось главным образом в устранении некоторых из окружающих условий, способствовавших зарождению, укреплению и развитию с самого раннего возраста привычек, т. е. в уничтожении того, чему общество, вследствие своего невежества, дало возможность возникнуть...

Для этой цели в центре поселка было выстроено здание - дадим ему название "Новый институт",- с огороженной площадкой перед ним. Эта площадка должна была служить местом игры детей с того момента, когда они начали ходить, до поступления их в школу.

Те, которые имели возможность внимательно наблюдать жизнь и развитие детей, легко могли убедиться, что много хорошего и плохого в их характере и склонностях образуется в них раньше достижения ими второго года их жизни и что некоторые стойкие склонности развиваются в них к концу первых двенадцати и даже шести месяцев их существования. Поэтому дети необразованных и малообразованных людей терпят значительный вред при образовании их характеров в эти и следующие годы их детства и юности.

Назначение площадки, соединенной с "Новым институтом", заключалось в том, чтобы помешать или по крайней мере противодействовать вредным влияниям, которым были подвержены с самого нежного возраста дети бедных и трудовых классов.

На площадку дети принимались с того времени, когда они могли ходить без чужой помощи, и здесь оставались под наблюдением людей, специально подготовленных для ухода за ними.

Так как счастье человека зависит главным образом, если не целиком, как от его собственных чувств, так и от чувств и привычек людей, его окружающих, и так как всем детям можно привить какие угодно чувства и привычки, то делом первостепенной важности является воспитать в детях такие склонности и привычки, которые содействовали бы их счастью. Поэтому всякому ребенку при его поступлении на площадку нужно внушить языком, для него понятным, что он не должен обижать своих товарищей и что, наоборот, он должен всеми силами стараться делать их счастливыми. Полное усвоение этого правила и привычки, созданные его приложением на практике с самого раннего возраста, при отсутствии противодействующих влияний на молодой ум, могут привести к решительному уничтожению всех заблуждений, державших до сих пор мир в невежестве и бедствиях. Такое простое правило нетрудно разъяснить ребенку, и последнему очень легко его усвоить; при этом главная обязанность воспитателей будет заключаться в том, чтобы предупреждать всякое отклонение от него на практике. Старшие дети, убедившись в выгодах такого образа действия, окажут своим примером влияние на младших товарищей, и счастье, которым первоначально будут пользоваться благодаря такому рациональному поведению только немногие, вскоре вызовет общее и добровольное подражание этим принципам. Привычки, которые дети приобретут в этом раннем возрасте, благодаря постоянному применению этого правила, будут в них все более и более укрепляться; они настолько войдут в их повседневный образ действий, что сделаются, как говорят, их второй натурой...

Эта часть учреждения (т. е. площадка.- Ред.) имеет поэтому следующее назначение.

Ребенок, насколько это возможно при настоящих условиях, будет удален от вредного влияния его невоспитанных и необразованных родителей.

Родители будут освобождены от потери времени и от забот, сопряженных в настоящее время с уходом за детьми, с того момента, когда последние начинают ходить, до их вступления в школу.

Ребенок будет помещен в надежное место, где он в обществе своих ровесников будет усваивать наилучшие привычки и правила, а в обеденное время и па ночь он будет возвращаться в объятия своих родителей; это будет иметь еще ту хорошую сторону, что привязанность и любовь обеих сторон, наверно, будут усиливаться вследствие временной разлуки.

Площадка будет также служить местом сборища детей от пяти до десяти лет до и после школьных занятий, а также для обучения военным приемам, цель которых будет объяснена дальше. Над площадкой будет сделан навес, под которым дети сумеют укрыться в плохую погоду...

Для полного отчета о "Новом институте" нам остается сказать о военных упражнениях, о которых мы упомянули, говоря о назначении, которому будет служить площадка. И к этому мы переходим.

Если бы все люди воспитывались так, чтобы стать рациональными существами, военное искусство стало бы излишним. Но так как одной части людей внушают, что они сами образуют свой характер, вследствие чего они с детства приучаются мыслить и поступать неразумно, т. е. испытывать вражду к людям, которые вследствие своего воспитания отличаются от них своими чувствами и привычками, и считать своим долгом завязывать с ними войны, поэтому даже люди, наиболее разумно воспитанные, поставлены в необходимость, в целях самосохранения, обучаться средствам обороны. Ввиду этого всякая община, состоящая из людей последнего рода, раз она окружена существами со столь извращенными взглядами, должна изучать это разрушительное искусство, чтобы быть в состоянии отражать действия этих иррациональных существ и поддерживать мир.

Чтобы достичь этой цели наиболее практическим образом, с наименьшими неудобствами, всякий мужчина должен быть обучен наиболее совершенным приемам защиты своей общины от нападения. А для этого необходимо позаботиться об обучении всех мальчиков употреблению оружия и военному искусству.

Чтобы показать, как легко и эффективно это может быть осуществлено во всей Великобритании, решено, чтобы все дети, воспитывающиеся в нью-лэнаркском "Институте", прошли через такое обучение; лицо, приставленное для наблюдения за детьми на площадке, должно владеть умением обучать детей военным приемам и часто упражнять их в этом; а затем, когда дети в состоянии будут понять и усвоить наиболее сложные военные движения, им будет выдано огнестрельное оружие весом и размером пропорционально их возрасту и силам...

Если эти упражнения организовать надлежащим образом, то они окажутся очень полезными для укрепления здоровья и душевной силы детей; они сделают прямыми и стройными их фигуры, создадут в них привычки ко вниманию, быстроте и порядку...

Время, которое дети будут проводить на площадке, а затем в школе является самым благоприятным, чтобы заложить, развить и укрепить них такие привычки и чувства, которые будут способствовать благополучию как данного индивида, так и всей общины. Согласно этому плану воспитания, правило, внушаемое двухлетнему ребенку при его поступлении на площадку, что он должен стараться делать счастливыми своих товарищей, нужно повторять и укреплять в нем после его поступления школу, и первым долгом учителя будет воспитывать своих учеников так, чтобы они всегда на практике придерживались этого правила. Это очень простое правило, и дети в раннем возрасте легко сумеют понять его ясный смысл и пользу, а с течением времени, когда они привыкнут к нему на практике и почувствуют его благотворные результаты на самих себе, они еще глубже почувствуют и поймут всю важность его для общества...

Кроме усвоения вышеупомянутого правила в теории и на практике, мальчики и девочки будут обучаться в школе правильно читать и понимать прочитанное, писать быстро и хорошим почерком, а также тому, чтобы они могли с легкостью и пониманием применять основные правила арифметики. Девочек также обучают кроить и шить употребляемые в домашнем обиходе платья; а после того как они ознакомятся с этим делом, они по очереди будут посещать общественные кухни и столовые, чтобы научиться экономному приготовлению здоровой пищи и содержанию в порядке и чистоте домашнего очага.

Как уже было сказано, детей будут учить бегло читать и понимать прочитанное.

Между тем во многих школах детей бедняков и рабочих никогда не учат понимать прочитанное, и время, которое тратится на такое жалкое учение, можно считать совершенно потерянным. В других школах дети, благодаря невежеству своих учителей, приучаются верить, не рассуждая; в результате этого они не приобретают способности мыслить и рассуждать правильно. Такие поистине плачевные методы неминуемо должны сделать детский ум неспособным к усвоению того, что дается простым разумным обучением.

Книги, по которым теперь всюду принято учить детей, сообщают им все, кроме того, чему они должны быть обучены в их возрасте; отсюда нелепости и безрассудства, которые мы видим у взрослых. Настало время изменить эту систему. Может ли человек, способности которого находятся в нормальном состоянии, составить разумное суждение о каком-либо предмете, если он заранее не собрал необходимых фактов, относящихся к тому, с чем он хочет познакомиться? Разве это не было до сих пор и не останется навсегда единственным правильным путем, каким приобретались человеческие знания? Дети должны быть обучаемы на основании тех же самых принципов. Сначала их нужно обучать знанию фактов, начиная с тех, которые более понятны молодому уму, и постепенно переходя к таким, которые более полезны и необходимы тому или иному ребенку в зависимости от того положения, которое он будет занимать в жизни; но во всех случаях детям следует давать ясное объяснение каждого факса, насколько это доступно их уму, делая эти объяснения более подробными по мере развития их интеллекта.

С того момента, как молодой ум будет надлежащим образом подготовлен, учитель не должен упускать ни одного случая, дающего возможность внушить ему ясную и неразрывную связь, существующую между интересами и счастьем каждого человека и всех других людей. Это должно быть первым и последним словом всякого воспитания. Постепенно эта истина будет так хорошо усвоена учениками, что они в такой же степени проникнутся убеждением в ее несомненности, в какой математики считают правильными доказательства Эвклида...

Пусть рекомендованный здесь план будет проведен шаг за шагом воспитании ребенка, начиная с детства, при условии устранения всякого противодействия со стороны ныне существующих систем воспитания, и мы в результате этого получим такие характеры, которые уже с самых юных лет по своим знаниям и душевным качествам не только будут стоять выше умных и образованных людей нашего времени и минувших времен, но будут казаться и в действительности будут новым родом рациональных или высших существ. Правда, эта перемена не может произойти сразу, она не может быть создана волшебством или чудом; она может быть произведена только постепенно и для своего завершения потребует труда многих лет...

Под влиянием этого взгляда явилась мысль об устройстве вечерних лекций в "Новом институте"; было намечено, чтобы такие лекции устраивались три раза в неделю по вечерам попеременно с танцами.

Такие лекции могут быть очень полезны для людей малообразованных и плохо воспитанных, каких теперь очень много…

Согласно намеченному плану, эти лекции должны быть простыми беседами, проводимыми ясным, образным языком, и должны давать старшим членам общины наиболее полезные практические знания, которые ныне у них отсутствуют, в особенности по вопросу о том, как воспитывать детей, чтобы сделать из них разумные существа, как наиболее выгодным образом расходовать свои заработки и как использовать остающиеся у них сбережения для создания фонда, который избавил бы их от страха будущей нужды; при нынешней системе ошибок и заблуждений разумное решение этих вопросов упрочит в них веру в свои силы и в пользу хорошего поведения, без чего нельзя ожидать ни спокойствия духа, ни надлежащего порядка в домашнем быту. На этих лекциях можно будет задавать вопросы молодым людям, чтобы узнать, каковы их успехи в области полезных знаний, причем им будет разрешаться задавать вопросы, на которые они будут получать ответы и объяснения...

Принципы, на которых базируются учения, развиваемые в "Новом институте", заключаются в том, что они должны быть в полном согласии с открытыми для всех фактами, истинность которых не подлежит сомнению.

Нижеизложенное представляет собой некоторые из этих фактов, которые для рассматриваемой части нашего учреждения (т. е. для "Нового института") могут считаться основными.

Человек рождается с желанием достичь счастья. Это желание, являющееся первопричиной всех его действий в продолжение всей его жизни, на обычном языке называется личным интересом.

Он также рождается с зачатками животных склонностей или с желанием поддерживать свою жизнь, наслаждаться ею и продолжать в своем потомстве. Эти желания, крепнущие и развивающиеся с течением времени, называются его естественными склонностями.

Он рождается также со способностями получать, выражать и сравнивать идеи и делать это потом сознательно.

Идеи, которые человек таким образом получает, выражает, сравнивает и усваивает, образуют его знания пли ум, который приобретает силу и зрелость по мере развития индивида.

Стремление человека к счастью, зачатки его естественных склонностей и способности, посредством которых он приобретает знания, образуются бессознательно для него еще в утробе матери, и, будут ли они совершенными или несовершенными, они являются делом одного только творца; ребенок и будущий человек не имеют над их возникновением никакого влияния.

Эти наклонности и способности не образованы совершенно одинаково в двух различных индивидах; отсюда различие талантов и различие впечатлений, производимых одинаковыми предметами на различных людей, что мы выражаем словами "нравится", "не нравится", и другие, менее заметные различия между людьми, характеры которых образовались, по-видимому, под влиянием одинаковых обстоятельств.

Знания, получаемые человеком, происходят от предметов, его окружающих, и главным образом от примера и наставлений его непосредственных предков.

Эти знания могут быть ограниченными или широкими, ошибочными или истинными,- ограниченными, если индивид получает мало идей,- широкими, если он их получает много,- ошибочными, если эти идеи противоречат фактам окружающего мира,- истинными, если они находятся в полном согласии с ними.

Бедствия, испытываемые человеком, и счастье, которым он наслаждается, зависят от рода и степени знаний, которые он получает, и от знаний, которыми обладают люди, его окружающие.

Когда знания, получаемые человеком, истинны, хотя и ограниченны, но не смешаны с ошибками, и если община, в которой он живет, обладает такими же знаниями, он будет наслаждаться счастьем соразмерно этому знанию. Наоборот, если взгляды, которые он усваивает, и взгляды людей, его окружающих, ошибочны, испытываемые им бедствия будут соразмерны этим ошибочным взглядам.

Если знания, усваиваемые человеком, будут очень обширны и без всякой примеси ошибок, он будет наслаждаться всем счастьем, которое ему доступно по его природе.

Ясно отсюда, что делом первой и величайшей важности является научить человека отличать истину от заблуждения.

Человек не обладает другим средством отличить истину от лжи, кроме разума или способности сравнивать получаемые им идеи.

Если эта способность надлежащим образом воспитана и развита в человеке с детства и если, благодаря рациональному образованию, он не удерживает в своем уме впечатлений и идей, которые он вследствие своей способности к сравнению, считает неправильными, тогда индивид будет приобретать действительные знания или такие только идеи, которые будут оставлять впечатление сообразности (consistency) или истинности во всех умах, не ставших иррациональными вследствие противоположного воспитания.

Умственные способности человека могут быть повреждены во время их развития, благодаря многократному влиянию на них взглядов, не происходящих от реальных предметов, которые он поэтому не может сравнивать с идеями, предварительно полученными от предметов, его окружающих. И если человек получает представления, для него непонятные, вместе с такими идеями, которые он считает правильными и которые несовместимы с указанными представлениями, тогда наступает расстройство его мыслительных способностей, он научен или принужден верить, а не мыслить или рассуждать, последствием чего является частичное умопомешательство или ослабление рассудка.

Все люди в настоящее время воспринимаются таким именно ошибочным образом, и отсюда происходят нелепости (inconsistencies) и бедствия всего мира.

Основное заблуждение, внедряемое в настоящее время в человеческий ум с самого детства, заблуждение, от которого происходят все другие ошибки и неправильности, заключается в веровании, что человек сам образует свой характер и заслуживает одобрения или неодобрения за особенные понятия, внедренные в его ум в период его раннего развития, до того как его мыслительные способности достаточно окрепли, чтобы правильно судить о вещах или сопротивляться усвоению таких понятий или мнений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются в противоречии с фактами окружающего нас мира и, следовательно, ложными.

Эти ложные взгляды всегда являлись причиной зла и бедствий во всем мире, и теперь еще распространяют их во всех направлениях.

Единственной причиной существования до сих пор этих ложных взглядов является наше невежество в понимании сущности человеческой природы; следствием этого невежества является все зло и бедствия, угнетающие человечество, за исключением разве несчастных случаев, болезни и смерти, да и бедствия, происходящие от этих обстоятельств, более распространены и усилены вследствие невежества человека в вопросах его собственной природы.

Поскольку стремление человека к счастью или его любовь к самому себе будет направляться истинным знанием, постольку среди его поступков будут преобладать поступки добродетельные и полезные для всех людей; если же он будет находиться под влиянием ложных взглядов или отсутствия истинного знания, то соразмерно в его поступках будут преобладать такие, которые порождают преступления и от которых происходит бесконечное множество бедствий. Отсюда следует, что нужно применять все рациональные средства для изобличения заблуждения и для распространения истинного знания среди людей.

Когда эти истины будут сделаны очевидными, каждый индивид будет максимально стараться увеличивать счастье других людей в сфере своих действий, потому что он будет ясно, не испытывая никакого сомнения, понимать, что такой образ действий составляет основу его личного интереса и истинную причину его собственного счастья.

"Педагогические идеи Роберта Оуэна". Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940, стр. 150-151, 163-169, 143-146.

Очерк социальной системы

Характер образуется от сочетания внешних обстоятельств с особенностями конституции. От воспитания зависит создавать благоприятные условия и выправлять природную организацию,- следовательно, характер индивидуума создается независимо от него и для него. Человек - существо сложное, характер которого является результатом его природной организации и влияний внешних обстоятельств. Эта первоначальная организация и эти внешние влияния вновь и вновь непрерывно взаимодействуют.

Влияние внешних обстоятельств ограничивается особенностями организации индивидуума, и потому отличительные свойства характера личности создаются на протяжении всей жизни...

Человеческая природа состоит из инстинктивных склонностей, интеллектуальных дарований и нравственных чувств. Эти склонности, дарования и чувства у каждого индивидуума имеются в различных пропорциях. Это-то разнообразие сочетаний и создает различие между индивидуумами...

Индивидуум устроен таким образом, что в детстве его можно застаешь воспринять или рациональные идеи... или ложные понятия... находящиеся в полном несоответствии с действительными фактами...

Человек в молодости может быть так воспитан, что приобретает или только дурные привычки, или только добродетельные, или, наконец, смесь тех и других...

Чувствования и мнения индивидуума образуются посредством тех впечатлений, которыми обстоятельства окружают его.

Воля же индивидуума образуется через его чувства и мнения,- таким образом, весь характер человека - физический, интеллектуальный и моральный - образован независимо от него самого.

Индивидуум приобретает "дурной характер", как это принято называть, когда он рождается с неблагоприятным соотношением элементов своей природы или когда он помещен со дня рождения среди неблагоприятных обстоятельств.

Человек приобретает посредственный характер: а) когда он при благоприятном соотношении своих свойств был помещен среди обстоятельств неблагоприятных; б) когда он при неблагоприятном соотношении своих свойств был помещен среди обстоятельств благоприятных.

Если природа его представляет смесь дурных и хороших черт и он попадает то в благоприятные, то в неблагоприятные обстоятельства, то он бывает в иных случаях хорошим, в других - дурным, и такое положение до настоящего времени является наиболее обычным уделом человека.

Наконец, человек может получить наилучший характер, когда его конституция содержит наилучшее сочетание дарований и когда обстоятельства, окружающие его от рождения в течение всей жизни, могут производить на него только благоприятные впечатления; или, иными словами, когда законы и обычаи, среди которых он живет, находятся в совершенной гармонии с законами его собственной природы.

"Педагогические идеи Роберта Оуэна". Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940, стр. 151-152.

Книга нового нравственного мира

Часть VI

Человек рождается беспомощным, невежественным и неопытным, но способным воспринимать влияние неблагоприятных и благоприятных обстоятельств и становиться неразумным или разумным.

Его последовательное развитие обусловлено непрерывным воздействием на его природу внешних обстоятельств, постоянно изменяющих его физически и умственно, благодаря последовательному наслоению этих изменений.

Все свои знания человек приобретает только благодаря влиянию внешних обстоятельств, воздействующих на его индивидуальные качества и инстинкты, данные ему природой еще до его рождения.

Эти качества или инстинкты человеческой личности в раннем возрасте могут развиваться в любом направлении.

"Педагогические идеи Роберта Оуэна". Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940, стр. 152.

Лекции о рациональной системе устройства общества

Что такое воспитание

Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей - таково могущество воспитания.

Термин "воспитание" употребляется весьма часто, но понимается весьма различно. Под воспитанием лектор понимает культивирование и упражнение всех обстоятельств, включая и лиц, которые окружают индивидуума, начиная от его зарождения в утробе матери и до его смертного часа; ибо все эти обстоятельства оказывают свое влияние на формирование характера каждого человеческого существа.

С этой точки зрения каждый человеческий ребенок подвергается воспитанию, и самый ничтожный бедняк, равно как и самый могущественный властелин, получает воспитание от случайных внешних обстоятельств, которые таким образом повлияли и на того и на другого. И главное различие между властелином и нищим возникает под влиянием этих многоразличных обстоятельств. Ибо человек всегда был, есть и всегда будет в значительной мере созданием обстоятельств, тех вышеупомянутых обстоятельств, которые влияют как на зародыш, так и на индивидуум после его рождения.

То, что кажется не подлежащим действию этого мирового закона природы, есть ядро человека или та чудесная смесь качеств, которая в малом ядре содержит в себе семя всех человеческих свойств.

Можно думать, согласно тому опыту, какой мы имеем из наблюдений над жизнью и развитием животных, что, окружив родоначальников будущих поколений более возвышенными обстоятельствами, способствующими развитию и распространению лучших человеческих качеств (качеств ума, поведения, характера и внешности), человечество постепенно добьется безграничного улучшения в ребенке после его рождения, а может быть, и самого ядра человеческой природы; и что благодаря этому следующие поколения людей в каком-то отдаленном будущем окажутся настолько выше современных - физически, умственно, морально и практически,- что их едва можно будет признать принадлежащими к тому же самому виду...

При новой системе воспитания дети будут находиться под надзором самых возвышенных лиц. Правдивость и изучение предметов, близких и понятных детям, будет лежать в основе самого первоначального обучения.

До настоящего времени дети находились на попечении невежественных людей; фактически каждый рассматривался как достаточно компетентный для ухода за детьми в первый, второй и третий год жизни. Не может быть более вредного понимания дела.

При новой системе, наоборот, маленькие дети будут отдаваться под надзор индивидуумов, обладающих возвышенными качествами, лучше всех понимающих человеческую природу и чьи способности понимания и суждения явятся наилучшими. Будет оказываться величайшая забота тому, чтобы удалять от детей всякое низкое обстоятельство. Правдивость будет заботливо внедряться в их умы. Правдивость наиболее естественна для детей; и если бы их никогда не учили неправде, они никогда бы не помышляли выражать ее в мыслях, в словах или в поступках. Но при обучении, которое они получают теперь, лживость внедряется в них раньше, чем они достигли двух месяцев; ибо никто, кажется, не представляет себе, какое раннее влияние на детский ум оказывает неправильное обхождение. Знания, которые им будут давать, должны быть теми знаниями, которые представляют для них наибольшую ценность и которые они могут ясно и точно понять. Им никогда не будут говорить о таинственном или о чем-нибудь, чего их ум понять не может. Им не будут говорить даже об обыкновенных предметах, пока они не прошли через их опыт; ибо пустые звуки или названия никогда не могут вызвать в уме ребенка верных идей.

Их будут обучать при помощи безыскусственных бесед и изучения предметов, для того чтобы они могли понять их качества и их употребление; или, если нельзя получить самые предметы, будут применять лучшие, какие только можно найти, модели, рисунки или картины. Наглядное изучение природы должно быть нашей системой.

Детям будет разрешаться и их будут поощрять задавать вопросы и им никогда не будет отказано в таком ответе, который может быть понятен их молодым умам; или, если они не могут понять нужное объяснение, им будут говорить, что их умы еще слишком нежны и неопытны, чтобы понять этот вопрос; но никогда каким бы то ни было образом не должно применять к ним какой бы то ни было вид обмана.

Страх никогда не будет применяться при воспитании. Страх умаляет, а не стимулирует способности ума и уничтожает многие из высших и тончайших дарований; и только тогда, когда ум совершенно освобожден от всякого рода страха, его способности могут находиться в наилучшем состоянии для того, чтобы получать знания и усовершенствоваться...

Дети, обученные так, как я объяснил, всегда поражали меня широтой полученных ими знаний и быстротой продвижения в приобретении их.

Пусть хорошая система воспитания утвердится в какой-нибудь стране, и тогда впоследствии никогда не будет ни малейшего затруднения в управлении населением; все будут ясно видеть и понимать, что лучше всего ведет к счастью человечества, и будут во всякое время действовать в согласии с истинными интересами общества.

Только право на всеобщее воспитание и труд может создать человечеству счастливое и разумное существование.

Разумное воспитание и благотворный труд нужны для того, чтобы освободить человечество от современных трудностей, возникающих из системы, которая, как это кажется в настоящее время, остановилась в своем развитии; остановилась потому, что она производит слишком много людей и слишком много продуктов для них; и потому многие, кто при другой системе мог бы много прибавить к общественным богатствам, обречены при старой системе терять свои производящие силы в бездействии...

Разумное воспитание, начиная от рождения, и постоянный благотворный труд абсолютно необходимы в настоящее время для того, чтобы исправить все то, что было и остается злом, в высшей степени вредным для общества; для того, чтобы в первый раз в истории человечества воздвигнуть общество на фундаменте, который дает ему новые силы, навсегда обеспечивающие счастье человеческому роду.

Чтобы добиться эффективной, существенной и постоянной благотворной перемены в обществе и положить конец классовому управлению и законодательству, которые наносят вред каждому классу, должен быть установлен дружественный союз лучших и наиболее передовых мужчин и женщин каждого класса, который потребовал бы в разумной форме от всех правительств права на всеобщее воспитание и труд - права, которое при правильном применении его на практике навсегда прекратило бы настоящие бедствия человеческого существования и быстро создало бы условия к тому, чтобы земной шар превратился в рай...

Пусть этот союз образуется ныне же, и пусть члены, составляющие его, сделают разумные представления главенствующим правительствам Европы и Америки о том, чтобы они ввели новые установления в своих странах, имеющие целью давать хорошее воспитание и продуктивный труд народонаселению этих стран; и эти установления неизбежно превратятся в новую комбинацию внешних обстоятельств, которые установят золотой век человеческого существования. Не в интересах какого-либо правительства будет противиться такому переустройству…

Только раннее общее образование сделает ребенка понимающим цели общества, полезным его членом и создаст из него "нового человека".

(Из книги "Новое существование человека на земле", ч. III, стр. XXX-XXXI).

Общее мнение считает правильным мелкое разделение труда и сообразно ему - разделение барышей. Но такой порядок - не что иное, как синоним бедности, невежества, потерь всякого рода, всеобщей оппозиции существующим порядкам, преступлений, нищеты и физического и духовного отупения.

Чтобы избежать этого зла, которое... будет держать человечество на чрезвычайно низком уровне развития, все дети должны получать общее образование с ранней молодости, что сделает их понимающими цели общества, в высшей степени полезными для общества и способными принести ему много счастья.

Каждый ребенок в возрасте до 12 лет может легко усвоить правильные общие основы всех знаний, какие человечество приобрело до сих пор...

Таким образом, он рано научится познавать себя в связи с прошлым и с настоящим временем, в которое он живет, в связи с обстоятельствами, в которые он помещен, с личностями, окружающими его, и в связи с грядущими событиями. Тогда только он будет иметь право называться разумным существом.

По мере увеличения его сил он войдет во все главные дела своей общины, работая для которой... он принесет большую пользу этой общине, покрывающей расходы по его содержанию, между тем как он сам будет в то же время обладать всеми существенными удобствами и радостями [...]

"Педагогические идеи Роберта Оуэна". Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940, стр. 153-157.

Автобиография

Детям не нужно надоедать книжным учением; их следует знакомить с полезными свойствами и естественными особенностями и качествами предметов, их окружающих, посредством простых бесед, которые начнутся, когда их любопытство будет возбуждено настолько, что они начнут задавать вопросы об этих предметах...

Комната для игры детей в плохую погоду была размером шестьдесят футов на двадцать и шестнадцать футов вышиной.

Школьная комната для маленьких детей была тех же размеров. Она была обвешана картинами, главным образом животных, и картами и часто снабжена естественными продуктами садов, полей, лесов. Рассмотрение этих вещей и даваемые при этом объяснения всегда возбуждали любопытство детей и вызывали оживленную беседу между детьми и их руководителем...

Дети в возрасте четырех лет и старше обнаруживали чрезвычайный интерес к картам четырех стран света, преднамеренно в большом формате повешенным в классной комнате, чтобы привлечь их внимание...

Детей с двух лет начинали обучать танцам, а с четырех лет - пению под руководством хороших учителей. Их учили также - мальчиков и девочек - военным упражнениям, и они маршировали, разделенные на отряды с маленькими флейтистами и барабанщиками во главе, делая большие успехи в этих упражнениях...

Как я уже говорил, танцы, музыка и военные упражнения, преподаваемые и проводимые при самом мягком и добром обращении со всеми детьми без исключения, принадлежат к лучшим и наиболее действительным средствам образования доброго и счастливого характера, какой только возможен...

Они укрепляют здоровье, развивают естественную грациозность тела и самым незаметным и приятным образом приучают к повиновению и порядку, создают мирное и счастливое душевное настроение, наилучшим образом подготовляя детей для успехов в умственных занятиях...

Мягкое, доверчивое обращение со стороны учителей, полное отсутствие не только всякого застращивания, но даже грубого слова, содействовало развитию в детях благовоспитанности и учтивых манер, удивлявших и очаровывавших посетителей и гостей. Невиданный характер этих детей и их поведение были настолько для них непостижимы, что они не находили слов, чтобы выразить свое удивление, которое они не могли скрыть.

Расставленные в количестве семидесяти пар в зале для танцев, часто окруженные многими гостями, эти дети с удивительной легкостью и естественной грацией исполняли все европейские танцы при таком незначительном вмешательстве учителя, что наблюдавшие эту сцену гости даже не подозревали присутствия в зале учителя танцев.

На уроках пения они пели хором в сто пятьдесят человек; и их голоса звучали гармонично, благодаря подготовке и упражнениям. Восхитительно было слышать, как они распевали шотландские народные песни, которые очень нравились большинству гостей вследствие неподдельной простоты и глубокого чувства, с каким их пели эти дети, характеры которых получали естественное и рациональное развитие.

В военных упражнениях они проделывали все эволюции с точностью,- как утверждали некоторые офицеры,- какую можно видеть в регулярных военных частях; они маршировали, имея во главе от шести до восьми флейтистов, наигрывавших различные марши. Девочки, которых было приблизительно столько же, сколько и мальчиков, проделывали все упражнения наравне с последними. Заметим кстати, что, воспитываясь все вместе, девочки и мальчики в их чувствах и обращении относились друг к другу, как братья и сестры одной и той же семьи. И таковы были их отношения до самого окончания школы в возрасте двенадцати лет.

Их упражнения по географии были столь же занимательны для самих детей и интересны для посетителей. С очень раннего возраста им начинали показывать карты четырех стран света и, когда они достаточно с ними ознакомились, детей всех классов собирали вместе в лекционный зал, где на одной из стен находилась очень большая географическая карта. На этой карте были нанесены все обычные географические деления и обозначения, за исключением названий стран, городов и местечек; последние, т. е. города и местечки, были обозначены кружками. Собравшись в количестве около ста пятидесяти, дети размещались вокруг карты так, чтобы она была видна для всех. Заготовленная белая указка была такой длины, чтобы малыши могли ею достать самый крайний пункт карты. Упражнение начиналось с того, что один из малышей получал указку, а другой предлагал ему указать названные им местность, остров или город. Такие вопросы ему задавались до тех пор, пока он не сделает ошибки или окажется не в состоянии указать на карте названный предмет; тогда он передавал указку спрашивавшему, который проходил через ту же процедуру. Это постепенно увлекало детей, и они начинали задавать вопросы о менее известных местностях, чтобы сбить спрашиваемого и получить от него указку. Это было не только игрой, но и хорошим уроком для ста пятидесяти детей, держа их внимание в продолжение всего сеанса в напряженном состоянии. И для зрителей эта сцена была столь же занимательна и даже полезна, как для детей. Один из присутствовавших при этом, адмирал, объехавший весь свет, признался, что он не мог бы ответить на многие из вопросов, которые совершенно не затрудняли некоторых из этих не достигших шести лет детей, совершенно правильно указывавших спрашиваемые места.

Эта комната (в которой происходили указанные упражнения.- Ред.) служила также для обучения чтению; она была размером в сорок футов на двадцать и вышиной в двадцать два фута, с галереей на одной стороне для посетителей. Уроки чтения обыкновенно происходили под руководством от шести до восьми учителей и учительниц, внимательно следивших за тем, чтобы чтение происходило по всем правилам.

Из этой комнаты посетители могли перейти в соседнее помещение (большую комнату для занятий письмом, арифметикой и для лекций), где обыкновенно находилось от 250 до 300 детей, прилежно занятых у своих пюпитров письмом или счетом, пользуясь при этом, как и на уроках чтения, самыми усовершенствованными приспособлениями. Эта комната была размером в девяносто футов на сорок и в двадцать два фута вышиной. Она имела галерею, шедшую по трем ее стенам, и кафедру, предназначенную для лектора.

С этой кафедры я произнес свою речь при открытии Института перед собравшимися (около тысячи двухсот) слушателями. Когда я произнес около половины своей речи, я сел, и в это время, к великому удивлению слушателей, раздалась музыка невидимого для публики оркестра. Дело в том, что музыканты и певцы были помещены в соседней комнате, откуда была открыта дверь на галерею, и смягченные таким образом звуки музыки казались, как говорили многие из посетителей, как бы льющимися с неба.

Любовь детей друг к другу и любовь и уважение к преподавателям глубоко закладывалась в мысли и чувства маленьких детей. В продолжение всего пребывания в школе они были самыми счастливыми детьми.

Принцип действия, внушаемый им в первый же день поступления в школу (что они должны всегда стараться делать друг друга счастливыми), легко усваивали самые маленькие дети, наблюдая пример поведения старших детей, ранее воспитанных на основе того же принципа и научившихся превращать принцип в последовательную практику. Эти принципы и практика могли бы принести неисчислимую пользу всей нашей расе, если бы столь глубоко внедрялись в раннем периоде детства, что превращались бы в привычку, которую каждый применял бы в повседневной деятельности своей.

То, что я ввел в качестве новшества при формировании характеров детей рабочего класса, может быть формулировано следующим образом:

1. Мои школы придерживались принципа никогда не бранить и не наказывать детей.

2. В них применялась непрестанная доброта тона, взгляда, слова, действия всех преподавателей по отношению ко всем детям без исключения, для того чтобы создать действительную любовь и полное доверие между учителем и обучаемым.

3. Основным принципом обучения был принцип изучения действительности, качеств предметов; объяснения давались в виде простых бесед учителей с учениками, и последним всегда разрешалось задавать вопросы для получения объяснений или дополнительных сведений.

4. Отвечать на эти вопросы следовало охотно и рационально. Если, как это часто бывает, преподаватель не имел достаточно знаний, чтобы ответить на вопрос, он должен был сразу же признаться в своем незнании, для того чтобы не вводить молодую мысль в заблуждение.

5. Школа не должна была строго придерживаться нормального расписания занятий в классе; преподаватели обязаны были замечать, когда ученики начинают утомляться, и тогда сменять классные занятия физическими упражнениями на воздухе (в хорошую погоду) или в помещении (при дурной погоде) или музыкальными занятиями.

6. Кроме музыки, детям рабочих (школьного возраста) преподавали военную дисциплину, чтобы привить им порядок, повиновение и точность, укрепить здоровье и приготовить их при надобности защищать свою страну.

В целях дисциплины внешности и оздоровления их обучали танцам. Я убедился на опыте, что для обоих полов военная дисциплина, танцы и музыка, правильно преподаваемые и проводимые, являлись мощным средством выработки хорошего, рационального и счастливого характера. Эти предметы должны были бы входить в состав предметов обучения и упражнений в каждом учреждении для образования характера.

7. Эти упражнения должны были продолжаться только до тех пор, пока они были полезны и доставляли удовольствие обучаемым. При первых признаках утомления следовало возвращаться к классным умственным занятиям, к которым ученики подготовлялись физическими упражнениями и к которым, если занятия поставлены правильно, дети всегда возвращались с обновленным удовольствием.

8. В моей школе предпринимались прогулки с детьми, чтобы ознакомить их с продукцией садов, огородов, полей и лесов, с домашними животными и с естествознанием вообще. Все упомянутое является важной частью образования, даваемого детям рабочего класса.

9. Новым было то, что мы приучали детей рабочего класса думать и действовать рационально и приобретать существенные знания, которые могли бы быть им полезными в продолжение всей жизни.

10. Новым было и то, что мы ставили детей рабочих в условия лучше, чем те, в каких находились дети всех других классов.

"Педагогические идеи Роберта Оуэна". Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940, стр. 169-171, 174-176.

ОУЭН, РОБЕРТ (Owen, Robert) (1771–1858), английский теоретик социализма и промышленник. Родился 14 мая 1771 в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компани» в Манчестере, а в 1799 вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1813 он опубликовал памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (New View of Society; or Essays on the Principle of the Formation of the Human Character ), в котором нашли отражение некоторые его идеи. В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Суть неустанно пропагандировавшейся доктрины Оуэна заключалась в следующем: характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как можно раньше начинать прививать им правила должного поведения. Экономические взгляды Оуэна выводились из принципа, в соответствии с которым труд – общепризнанное естественное благо.

Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения; после неудачи американского опыта Оуэн создавал «внутренние колонии», крупнейшей из которых явилась просуществовавшая с 1839 по 1845 «Гармония-Холл». Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства. Основные взгляды Оуэна получили отражение в работах Новый взгляд на общество... (A New View of Society.., 1813), Книга нового нравственного мира (Book of the New Moral World , 1836–1844), а также в автобиографии (1857).

Подготовила

Гурченкова Анна

Основные взгляды Роберта Оуэна

Роберт Оуэн (1771 - 1858) – утопист, социалист, социальный реформатор 19 в.

Работая на предприятиях, Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположников профсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации и рационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий по отношению к простым рабочим. Но я не ставлю своей целью описать все реформы и нововведения Оуэна, я хочу рассказать про его основные взгляды и убеждения.

Реформируя производство и жизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимости переустройства всего общества на основе образования производительных ассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, он становится одним из первых критиков капиталистического общества с позиций социализма. Среди основных недостатков капитализма отмечаются узко заточенное разделение труда, конкуренция и всеобщее противоречие интересов, получение прибыли только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса на них.

Выступив с критикой капитализма, характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый» строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы». Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшими явлениями капитализма Оуэн считал частную собственность («…частная собственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служила причиной войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждала к бесчисленным убийствам…»), религию и брак на основе собственности, охраняемой религией. Духовенство в работах Оуэна выступает как нечто отрицательное, оказывающее негативное влияние на людей: «Заблуждения, создавшие духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством при длительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякого рода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной, что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными и счастливыми».

Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществу путём законодательных мер и просвещения. «Широкое распространение промышленности по всей стране создает у людей новый характер; поскольку же этот характер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного для общего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самые плачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указанная тенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства и руководства». Новое общество должно было, по мнению автора, открыть людям те притягательные качества, которыми их наделила природа: «При том бессмысленном устройстве общества, которое существует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менее развиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будут воспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа и научатся понимать собственную природу.

Прежде чем люди будут поставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества, надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какую область надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, которое представляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти среди людей. Духовенство всего мира и его темное царство сделали невозможным создание хорошего общества и вообще его существование. Сущность «хорошего общества» заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости».

«Хорошее общество может быть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы стать разумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений к обману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды».

Новое общество должно быть построено на принципах равенства и справедливости. Отмена частной собственности приведет к тому, что все будет «общественным достоянием, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех». Не будет расслоения на бедных и богатых, все будут равны, сразу исчезнут неравные браки и браки по расчету, не будет и испорченных детей. Вообще брак, Оуэн считал порождением частной собственности и был убежден, что в новом обществе «взамен [браку, союзу двух людей] должны возникнуть научно обоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественном соотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; эти общины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится с другими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общины будут подобным же образом связаны между собой». «Такое объединенное семейство составит ячейку совершенно новой организации человеческого общества, при которой все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух и усвоят совершенно иное поведение, по сравнению с человеком прежнего мира; устройство, которое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий, образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства, существующего теперь в жизненных делах».

Создание новой социальной среды – основная идея Оуэна. Человек по природе не хорош и не плох, он то, что делает из него среда. «Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечество разумным». Если в настоящее время человек плох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй. С другой стороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную. Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианство. «Духовенство прежде всего применяет самые действенные средства для создания порока и для принуждения человека стать дурным, а затем, достигнув своей цели, меняет поведение и говорит, что «люди греховны по своей природе».

Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физический труд источником богатства: «…эта новая сила обеспечивает неисчерпаемую и все возрастающую возможность сделать богатство столь же легко доступным, как вода, и столь же сверхизобильным для всех разумных потребностей человеческого рода, как воздух»

Для того, чтобы изменить экономическую среду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли – это главное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыль по своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта, а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того, считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономических кризисов перепроизводства. «» Из-за прибыли рабочий не может купить продукт своего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразу после производства повышается в цене, становится недоступным для создавшего его человека, т. к. тот может предложить за него только ценность, равную его труду.

Орудием прибыли являются деньги, денежные знаки, с их помощью она реализуется. Благодаря деньгам становится возможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надо уничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет истинным знаком ценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполне естественно, что он будет её мерилом.

Сколько часов труда будет затрачено на производство продукта, столько бон труда получит его производитель, когда захочет его продать, – ни больше, ни меньше. Столько же должен будет дать потребитель, когда захочет его купить. Таким образом, прибыль будет уничтожена.

Прибыль, деньги и денежные отношения идут рука об руку с частной собственностью, которую Оуэн также критикует. «Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причиняет неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам. Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерах величине собственности».

В своем обращении к профессиональным государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, что смена существующего строя новым уже началась, что это революция, которая «приведет от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью». Противостоять этому процессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новому обществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни».Начать нужно именно с правительственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, без насилия. Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому он обращается, пойдет на встречу его идеям, то «то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год.

Такова простая сила истины»


Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Замечания о влиянии промышленной системы

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Книга о новом нравственном мире

Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода

Р. Оуэн. Революция в сознании и деятельности человеческого рода


Вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения. Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу...

Вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась. ...

Тем не менее, его пригласили изложить свои идеи в лекции, которую он и прочел в зале народных представителей в Вашингтоне, в присутствии президента, министров и многих из членов конгресса. Идеи Оуэна приобрели популярность в Америке, представители правительства и богатых классов не оказывали ему сопротивления, как в Англии, и он нашел здесь много сторонников и друзей. Но главная цель его поездки...

Принципов. Дэвид Дэйл оказался как раз тем человеком, в котором нуждался распираемый разнообразными идеями Оуэн. Новый хозяин Нью-Ланарка начал с того, что принялся внедрять на производстве нигде и никогда прежде не виданный стиль управления. И у работавшего на него «трудового коллектива» началась другая жизнь. Поскольку образование являлось краеугольным камнем оуэновской системы воспитания...

Роберт Оуэн — английский предприниматель и экономист, философ, педагог, реформатор, приверженец утопического социализма.

Годы жизни: 1771 — 1858

Деятельность Роберта Оуэна в Англии

Оуэн родился в 1771 году в небольшом городке Южной Англии в семье ремесленника. Детство было недолгим. С десяти лет ему пришлось работать приказчиком в магазинах Стамфорда, Лондона, Манчестера. Оуэн работает и учится. В двадцать лет он уже управляющий на манчестерской текстильной фабрике, а через три-четыре года - один из известнейших, признанных знатоков бумагопрядильного дела. В 1800 году он становится управляющим и совладельцем крупной фабрики в шотландском городе Нью-Ланарке. Впереди открывалась блестящая карьера: «человек из народа» имел все шансы стать в ряды «элиты» - не по титулу, так по сумме текущего счета. Но у Оуэна были другие планы. Он мечтал - ни много ни мало! - о переустройстве общества на разумных началах. И первым примером тому должен стать Нью-Ланарк. Оуэн улучшает условия труда, сокращает рабочий день на три с половиной часа, уничтожает систему штрафов и наказаний. И создает школы. Для него это было самым главным. В той системе воззрений, которая сложилась у тридцатилетнего фабриканта, определяющим был тезис: люди не виновны в том, что они невежественны, или жестоки, или скупы; они - продукт общества, продукт воспитания. Измените условия - и все будет по-другому.

Изменить воспитание - во всяком случае, в пределах Нью-Ланарка - Оуэн мог. Через несколько лет питомцы «Нового института» по своему умственному развитию и физическому совершенству могли бы поспорить с воспитанниками любой аристократической школы. Но изменить общество… Когда Оуэн призвал своих «коллег»-фабрикантов последовать его примеру, те чуть ли не высмеяли его. Он попробовал обратиться к парламенту - там не захотели его даже выслушать. Когда же он перешел к прямой пропаганде общественного переустройства, настороженное восхищение, которое вызывали у официальной Англии опыты в Ныю-Ланарке, немедленно сменилось насмешками и проклятиями,

«Пока его деятельность была простой филантропией, - писал Ф. Энгельс, - она доставляла ему богатство, всеобщее одобрение, почет и славу. Он был популярнейшим человеком в Европе… Но лишь он выступил со своими коммунистическими теориями, как обстановка изменилась. Три великих препятствия заграждали, по его мнению, путь к общественным реформам: частная собственность, религия и существующая форма брака. Начиная борьбу с этими препятствиями, он знал, что ему предстоит стать отверженным в среде официального общества и лишиться своего общественного положения. Но эти соображения ни на волос не убавили энергии его беспощадного нападения.

Произошло то, что он предвидел: его изгнали из официального общества; игнорируемый прессой, обедневший… он обратился прямо к рабочему классу и трудился в его среде еще тридцать лет».

За долгие годы (Оуэн умер 17 ноября 1858 года в возрасте восьмидесяти семи лет) многое менялось в его жизни, в его воззрениях. Но интерес к вопросам воспитания оставался неизменным. И к педагогическим работам Оуэна вполне применимы слова Энгельса, характеризующие всю деятельность трех великих социалистов-утопистов: они «…гениально предвосхитили бесчисленное множество положений, правильность которых мы доказываем теперь научно».

Педагогические идеи Роберта Оуэна

Из «Лекций о рациональной системе устройства общества»:

…Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей -таково могущество воспитания.

Термин «воспитание» употребляется весьма часто, но понимается весьма различно. Под воспитанием автор понимает культивирование и упражнение всех способностей нашей природы посредством всех обстоятельств, включая и лиц, которые окружают индивидуума, начиная от его зарождения в утробе матери и до его смертного часа, ибо все эти обстоятельства оказывают свое влияние на формирование характера каждого человеческого существа.

С этой точки зрения каждый человеческий ребенок подвергается воспитанию, и самый ничтожный бедняк, равно как и самый могущественный властелин, получает воспитание от случайных внешних обстоятельств, которые, таким образом, повлияли и на того и на другого. И главное различие между властелином и нищим возникает под влиянием этих многоразличных обстоятельств. Ибо человек всегда был, есть и всегда будет в значительной мере созданием обстоятельств, тех вышеупомянутых обстоятельств, которые влияют как на зародыш, так и на индивидуум после его рождения.

То, что кажется не подлежащим действию этого мирового закона природы, есть ядро человека, или та чудесная смесь качеств, которая в малом ядре содержит в себе семя всех человеческих свойств.

…Можно думать, согласно тому опыту, какой мы имеем из наблюдений над жизнью и развитием животных, что, окружив родоначальников будущих поколений более возвышенными обстоятельствами, способствующими развитию и распространению лучших человеческих качеств (качеств ума, поведения, характера и внешности), человечество постепенно добьется безграничного улучшения в ребенке после его рождения, а может быть, и самого ядра человеческой природы; и что, благодаря этому, следующие поколения людей в каком-то отдаленном будущем окажутся настолько выше современных - физически, умственно, морально и практически, -- что их едва можно будет признать принадлежащими к тому же самому виду…

…Правдивость наиболее естественна для детей; и если бы их никогда не учили неправде, они никогда бы не помышляли выражать ее в мыслях, в словах или в поступках. Но при обучении, которое они получают теперь, лживость внедряется в них раньше, чем они достигли двух месяцев; ибо никто, кажется, не представляет себе, какое раннее влияние на детский ум оказывает неправильное обхождение. Знания, которые им будут давать, должны быть теми знаниями, которые представляют для них наибольшую ценность и которые они могут ясно и точно понять. Им никогда не будут говорить о таинственном или о чем-нибудь, чего их ум понять не может. Им не будут говорить даже об обыкновенных предметах, пока они не прошли через их опыт; ибо пустые звуки или названия никогда не могут вызвать в уме ребенка верных идей.

Их будут обучать при помощи безыскусственных бесед и изучения предметов, для того чтобы они могли понять их качества и их употребление; или, если нельзя получить самые предметы, будут применять лучшие, какие только можно найти, модели, рисунки или картины. Наглядное изучение природы должно быть нашей системой.

Детям будет разрешаться и их будут поощрять задавать вопросы и им никогда не будет отказано в таком ответе, который может быть понятен их молодым умам; или, если они не могут понять нужное объяснение, им будут говорить, что их умы еще слишком нежны и неопытны, чтобы понять этот вопрос; но никогда каким бы то ни было образом не должно применять к ним какой бы то ни было вид обмана.

Страх никогда не будет применяться при воспитании. Страх умаляет, а не стимулирует способности ума и уничтожает многие из высших и тончайших дарований; и только тогда, когда ум совершенно освобожден от всякого рода страха, его способности могут находиться в наилучшем состоянии для того, чтобы получать знания и усовершенствоваться…

Дети, обученные так, как я объяснил, всегда поражали меня широтой полученных ими знаний и быстротой продвижения в приобретении их.

Из «Книги нового нравственного мира»:

…Человек всегда был, есть и будет в значительной степени созданием внешних обстоятельств, окружающих его. Помещайте его постоянно в низменную, порочную среду - и он, с некоторыми небольшими вариациями, сам сделается низменным и порочным. Поместите его среди обстоятельств возвышенных и подлинно доброкачественных - и точно так же, с некоторыми небольшими вариациями, проистекающими от природных индивидуальных качеств, он сделается возвышенным и добрым. Напрасно обсуждать подробности воспитательной системы, пока не будет создан общий абрис внешних разумных обстоятельств. Для того чтобы разумно воспитывать, мужчины и женщины сами должны предварительно обучиться в образцовых учреждениях, чтобы приобрести внешность, речь, манеры и поведение и особенно дух, необходимые для формирования и обучения детей, с тем чтобы они стали разумными в зрелые годы. Эти воспитатели должны, прежде чем учить других, сами научиться понимать причину лживости, проглядывающей во взглядах, словах и манерах каждого индивидуума, и способы, какими эта причина может быть устранена навсегда из человеческого общества… Эти учителя подрастающих поколений… сами должны предварительно быть обучены тому, как наполнять душу каждого ученика неподдельным милосердием и искренней добротой по отношению к человеческому роду… Эти учителя должны овладеть неведомым доныне языком правды без vверток и уметь сделать его привычным языком своих учеников… Эти воспитатели должны понимать причину каждого злого поступка… и научать своих воспитанников с ранних лет также понимать эти причины и преодолевать их в своем повседневном общении друг с другом. То же надо сказать о причинах гордости, тщеславия и обмана, которые… являются неизбежными следствиями непонимания человеческой природы, разрушительного влияния на нее похвал и порицаний, наград и наказаний и всех неразумных чувств и понятий, проистекающих из этих мер.

Но позволительно спросить о том, где могут быть приобретены детьми эти разумные привычки? Не в четырех стенах пустого здания, где царит формализм и откуда изгнана природа; но в детской, на площадке для игр, на поле, в саду, в мастерских, на фабриках, в музеях и в классах, где эти чувства будут культивироваться воспитателями и передаваться ученикам, где факты, собранные из всех перечисленных источников, будут собираться, истолковываться, обсуждаться, становиться ясными для всех и показанными в связи с их прямым приложением к практике во всех видах трудовой деятельности людей; с тем, чтобы каждый мальчик и каждая девочка, еще не достигнув 12 лет, имели четкое представление об основах человеческих познаний к их пределах, а также о разделах производящей промышленности и распределении богатств; и не только об общих принципах и путях производства и распределения богатств наилучшим образом, но и о необходимости того и другого и о причинах, почему они так, а не иначе производятся и распределяются в разумно организованном обществе всеми членами его в определенный период их жизни и в целях распределения богатств между всеми членами общества к их выгоде.

Необходимо также, чтобы они были знакомы с наукой об образовании человеческого характера,- с тем, как их собственный был сформирован на основе определенных принципов и практики, и с тем, как в продолжение своей последующей жизни они должны принимать участие в формировании физического, умственного, нравственного и практического характера своих младших друзей и товарищей… чтобы, сверх того, они имели ясное представление о принципах и практике разумного управления и понимали бы причины необходимости и приемы применения такого управления.

Короче говоря, детей должно будет так воспитывать и обучать, чтобы они хорошо ознакомливались в общем и во многих деталях со всеми сторонами общественной жизни, знали бы историю человечества, основы естествознания и то, как им самим действовать в человеческом обществе для того, чтобы самим быть счастливыми, завоевывать счастье для своих собратий и для всего живого на земле.

И это, на первый взгляд слишком сложное, воспитание совершенно незаметно будет воздействовать на сознание и поведение всех, без какого-либо насилия над физической или умственной сторонами человека, но с большой радостью для учителей и учащихся, - так как все воспитание будет в согласии с природой, в то время как в прошлом и теперь все делается вопреки природе…

То воспитание, которое здесь описано, подготовит наступление давно обещанного золотого века, с тою разницей, что то счастье, какое оно даст всем, будет существовать и увеличиваться с ростом знания, пока будет существовать мир.

Из сборника «Новое существование человека на земле»:

…Воспитание в том смысле, как я его понимаю, составляет самую существенную часть излагаемой мною системы. Однако широкая публика имеет самое слабое представление о науке воспитания, которая, как мне кажется, действительно находится сейчас на самой начальной ступени своего развития.

…Но сначала нужно преодолеть некоторые предрассудки и ошибки, преграждающие путь к этим преобразованиям. Родители не должны стремиться к созданию для своих детей каких-либо преимуществ в сравнении с чужими детьми. Совершенно одинаковые условия должны существовать для всех, ни один ребенок не должен чувствовать ни атома пристрастия, не должно быть и намека на индивидуальные награды. С другой стороны, ребенок по вашему взгляду, слову или обращению с ним не должен чувствовать ни малейшего намека на желание его обидеть или на неприязненное к нему отношение, наоборот, он должен быть уверен, что те, на попечение которых он отдан, чувствуют искреннее желание делать ему только добро, которым он будет наслаждаться вместе со своими товарищами.

Предлагаемые вам преобразования максимально приспособлены для осуществления указанных взглядов. Родители, получив соответствующую подготовку, будут сами давать первоначальное воспитание своим малюткам; но для блага родителей и детей необходимо, чтобы с известного возраста все дети поселка были поставлены в одинаковые условия жизни и воспитания, чтобы они действительно могли стать детьми как бы одной семьи, любящими друг друга, как братья и сестры. Бесполезно внушать детям подобные стремления, если не поставить их в условия, которые дали бы им возможность их осуществить. Дети поэтому с раннего возраста будут объединены во всем своем времяпрепровождений и занятиях.

…Здоровый ребенок, т. е. имеющий неповрежденную конституцию, не испорченный плохим воспитанием, будет всегда стремиться к знанию и развитию, какие мы ему в состоянии дать, потому что детство является периодом обостренной любознательности, периодом, когда всякое явление окружающего мира обладает интересом новизны, вследствие чего ребенок с особенным рвением готов рассматривать всякий предмет, представляющийся его чувствам. Только такой способ изучения вещей соответствует природе. Ребенок будет избегать предписания искусственной системы, а если ему будут насильственно ее навязывать, то результатом будет повреждение его интеллекта и сферы его чувств.

Поэтому если мы не в состоянии привлечь его внимание к предметам, которыми мы стремимся его заинтересовать, то мы можем с уверенностью заключить, что причина этого лежит в самом предмете или в способе нашего преподавания, и вместо того чтобы порицать или наказывать ребенка за то, что он не воспринимает преподаваемого ему предмета, мы должны изменить или исправить наши планы обучения.

Опыт меня всецело убедил, что, если мы поступаем согласно этим принципам, давая детям знание фактов, начиная с самых простых и наиболее приятных им для ознакомления, переходя постепенно по мере развития их ума к другим, более сложным, они могут в раннем возрасте быть ознакомлены со всеми теми общими фактами, от которых берет начало вся современная наука. Получив образование и воспитание при условиях, столь благоприятных для их нравственного и умственного развития и для их здоровья и счастья, они избегнут опасности впасть в прискорбное заблуждение о сущности человеческой природы - заблуждение, являющееся причиной всякого немилосердия в мыслях и всякой неприязни, столкновений и зла на практике.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Биография

Ранние годы

Педагогические идеи

Социально-философские основы воспитания .

Воспитание . Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание – на него главное внимание. Умственное воспитание – знания не должны противоречить здравому смыслу.Трудовое воспитание – необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание – военные упражнения.

Образование. Периоды образования. Существуют периоды – пятилетия в жизни человека, вплоть до 30 – летнего возраста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека.

Система 4 образовательных ступеней (основа всего коллективизм). 1. Школа – для малышей 1-5 лет: чтение, танцы, свежий воздух. 2. Дневная школа – для детей 5-10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Делится на общеобразовательную (учебные занятия) и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле. 3. Вечерняя школа – для подростков работающих на фабрики. 4. Вечерние лекции – для взрослых.

Социальный эксперимент в Нью -Ланарке. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната».Создаёт институт для формирования характеров.В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещен труд детей до 10 лет и сокращен рабочий день до 10 часов 45 минут, что было неслыханным новшеством для того времени, когда значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14-16 часов в день.

Оуэн открыл в 1816 г. «Новый институт для формирования характера». В него входили: дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет, начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмот­ных рабочих, функционировал лекторий, родители получа­ли консультации по воспитанию детей, проводились музы­кальные вечера, танцы, игры и т.д. На 1 января 1816 г. «Новый институт» охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет.

Вклад в развитие мировой педагогики Развил идею соединения обучения с производственным трудом. Создал оригинальную систему воспитания (и попытался экспериментально её доказать). Осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.

Значение творческого наследия Оуэна

Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль.

Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом , Фридрихом Энгельсом , Владимиром Лениным . Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических экспериментов в Советской России после года.

Основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые, составляя могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

Основные произведения

  • Замечания о влиянии промышленной системы (1815)
  • Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)
  • Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества
  • Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)
  • Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)
  • Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)
  • Книга о новом нравственном мире (1842-44)
  • Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

Издания

  • Оуэн, Роберт Избранные сочинения в двух томах. - Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 768 с. - (Предшественники научного социализма). - 8000 экз.

Литература

  • Sargant, «R. Owen and his social philosophy» (1860, самая лучшая биография);
  • L. Jones, «The life of R. О.» (Л., 1890),
  • «Роберт Овен» (Биографич. библиотека Павленкова).
  • «Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).
  • Арк. А-н (Анекштейн, Аркадий Израилевич). Роберт Оуэн: его жизнь, учение и деятельность. - М., 1937
  • Аникин В . Юность науки
  • Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.
  • Андерсон К.М. Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений,1987. М., 1987. С.47-68.
  • Утопический социализм: Хрестоматия. / Общ. ред. А. И. Володина . - М.: Политиздат, 1982.
  • Герцен А.И. Роберт Оуэн // Сочинения в девяти томах. Т. 6: Былое и думы. Ч. 6: Англия. Глава IX. Роберт Оуэн. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 202-251.
  • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 314 c., ил. С.128-142.

Ссылки

  • Раздел «Галереи экономистов», посвященный Роберту Оуэну
  • Высказывания Р. Оуэна (англ.)
  • Сайт музея Р. Оуэна в городе Ньютаун (англ.)
  • Биография Р. Оуэна на сайте: Объект Всемирного наследия «Нью-Ланарк» (англ.)
  • Биография Р. Оуэна на сайте: Небеса на Земле: Подъём и падение социализма (англ.)