Золотое сечение: раскрываем секрет идеальных пропорций лица. Золотое сечение человека

Понятие красоты и прекрасного очень субъективно, спор об этих философских категориях не прекращается с древних времен, и вряд ли получится резюмировать весь накопленный мировой цивилизацией багаж знаний о красоте в двух словах. Но попытаться разобраться в этом, опираясь на опыт прошлых поколений, наверное, возможно.

Ведь существуют достаточно простые техники и методики, которые позволяют специалисту, работающему в области эстетической медицины, сделать лицо своего пациента более гармоничным, а не изуродовать его...

Какое значение мы вкладываем в такие слова, как «прекрасное», «возвышенное», «красивое», «милое»? Эти прилагательные мы чаще всего употребляем для определения того, что нам нравится. И в этом смысле «прекрасное» нам кажется равнозначным «хорошему», «доброму».

Однако зачастую в повседневной жизни мы называем прекрасным не только то, что нравится, - скорее, то, что хочется заполучить. Вокруг так много хорошего: это и разделенная любовь, и праведное богатство, и изысканное кушанье. И мы хотим этим добром обладать! Даже когда мы называем хорошим добродетельный поступок, это значит, что мы сами не прочь его совершить или в будущем постараемся совершить что-нибудь столь же похвальное, вдохновляясь примером того, что представляется нам добром.

Хорошим мы называем и то, что соответствует некоему идеальному принципу, но причиняет боль, - например, героическую смерть воина, самоотверженность человека, ухаживающего за прокаженным, самопожертвование родителя, спасающего ребенка ценой собственной жизни... В этих случаях мы называем поступок хорошим, но из эгоизма или трусости предпочитаем не иметь дело с подобными ситуациями. Мы признаем, что речь идет о добре, но добре чужом, смотрим на него несколько отстраненно, хотя и сочувственно, и желания обладать этим «добром» при этом у нас не возникает. И вот эта отстраненность, когда мы наслаждаемся чем-то вне зависимости от факта обладания, как раз и свидетельствует о том, что речь идет о красоте или об идеале.

Золотой стандарт в удалении волос на теле человека является на диодном лазере Lumenis LightSheer ET .

В ПОИСКАХ АБСОЛЮТНОЙ ГАРМОНИИ

Наука начинается там, где начинаются измерения, говорил Дмитрий Иванович Менделеев. Многие поколения ученых, философов, математиков занимались поиском абсолютной истины, абсолютной красоты, которую они понимали как некий универсальный эталон, сопоставляя с которым любой объект или явление из окружающего мира, можно было определить степень их соответствия некоему высшему идеалу.

Зачинателем таких поисков считается Пифагор, древнегреческий философ, живший в VI веке до нашей эры. Именно он первым пришел к выводу, что исследовать любые предметы удобнее и быстрее тогда, когда человеческий разум имеет дело не с самими предметами, а всего лишь с их свойствами, выраженными с помощью чисел и других математических символов, упорядоченных в виде соответствующих формул.

Это он ввел в обиход человечества понятие гармонии, которым обозначил соотношение частей и целого, то есть математическую пропорцию.

Леонардо да Винчи - будучи непревзойденным живописцем и одновременно талантливым математиком и инженером, Леонардо заинтересовался соотношением отдельных частей человеческого тела и заметил, что многие из них очень близки к соотношению гармонично разделенных отрезков.

От наметанного взгляда художника не ускользнуло и то, что чем ближе пропорции фигуры и лица человека к заветному числу «фи», тем более красивым этот человек считается. Именно те женщины, тела которых подчинялись этому божественному принципу, были признаны непревзойденными красавицами. Это величайшее открытие Леонардо да Винчи стал широко использовать в своем творчестве. Теперь ему не нужно было выискивать в городе «писаных красавиц» и, соблазняя их всяческими посулами, уговаривать стать натурщицами для его будущих картин. Достаточно было нарисовать любую женщину, а потом, произведя необходимые математические расчеты, скорректировать рисунок, приблизив пропорции ее фигуры и лица к золотому соотношению, - и заурядная рыночная торговка превращалась в совершенную мадонну! Его современник Лука Паччоли назвал это соотношение божественной пропорцией. «Вот она - осязаемая и абсолютно точная, математически выраженная мера красоты! Вот он - божественный эталон прекрасного, или правило золотого сечения!»

Скорректированный таким образом портрет Моны Лизы (Джоконды) и в наше время считается непревзойденным шедевром золотого фонда мировой живописи. Теперь мы можем не без оснований предположить, что разгадку пресловутой «улыбки Джоконды» следует искать не столько в мистике, сколько в математике. Так математический эталон гармонии и художественный эталон красоты соединились в единое целое - золотую пропорцию, оказавшуюся символическим выражением той универсальной истины, которая позволяла оценить гармонию и красоту всех предметов окружающего мира.

В природе мы постоянно замечаем, что соотношение частей (большей к меньшей) всегда равняется числу «фи»: длина хвоста у ящерицы к длине ее тела, соотношение завитков раковины, расстояния расходящихся кругов воды от падающей капли и т. д.

Задумайтесь и о том, почему нас так завораживают старинные памятники архитектуры - храмы, соборы, замки? Может быть, именно потому, что при их возведении были соблюдены классические пропорции, благодаря чему эти здания до сих пор поражают нас своей гармоничностью.

Хотя и сейчас, если внимательно оглядеться, мы заметим, что в основе многих предметов, нас окружающих, лежат правила золотого сечения. И даже, казалось бы, обычная банковская кредитная карта создана по принципу золотого прямоугольника.

По принципам золотого сечения строится и пентаграмма - один из наиболее используемых религиозных символов, который был распространен среди многих народов, культур, сообществ. Этот знак был символом магов, тайных обществ, он служил оберегом и печатью. Наверное, ни один из существующих символов не может сравниться с пентаграммой по количеству и противоречивости толкований, а также похвастаться такой богатой историей.

Пентаграмма - это пятиконечная звезда, вписанная в окружность.

Золотое сечение применяется и в моде - соотношение длины пиджака к длине юбки, соотношение длины рукава к длине пиджака. Конечно же, эти пропорции соблюдают не все дизайнеры, но, тем не менее, вещи, сконструированные по принципу золотого сечения, кажутся нам более гармоничными.

Возникла попытка применить золотое сечение и в эстетической медицине. Стивен Марквардт рассчитал пентаграмму эстетически привлекательных лиц, начиная с античности и заканчивая красавицами наших дней, и пришел к выводу, что все лица, которые считались и считаются красивыми (неважно, европейского, азиатского или африканского типа), при наложении определенно рассчитанных пентаграмм подчиняются правилам золотого сечения. То есть, даже, несмотря на то, что все мы индивидуальны и у каждого из нас есть свои особенности, любое лицо можно сделать более гармоничным, если рассчитать эти особенности и приблизить соотношения пентаграмм к золотому сечению.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРОПОРЦИЙ ГАРМОНИЧНОГО ЛИЦА

Еще Леонардо в свое время разработал так называемую золотую линейку. Соотношение сторон этой линейки (большего отрезка к меньшему) равняется тому самому числу «фи» - 1,618. Используя данный инструмент, достаточно приложить любой его отрезок к лицу - и вы сразу получаете вторую высоту или вторую длину.

Мы должны понимать, что каждое лицо индивидуально.

Пренебрежение принципами золотого сечения мы, к сожалению, часто встречаем в повседневной жизни, поэтому иногда столь печально наблюдать за результатами работы косметологов и пластических хирургов. Сегодня специалист должен знать все инъекционные методики и уметь владеть ими, должен знать, куда и сколько колоть, а также заботиться о качестве препарата, ведь своей творческой работой он создаем красоту и гармонию!

Конечно, красота и гармония не может быть формально сведена к простым линиям и цифрам. Даже не обладающее идеальными пропорциями лицо всегда имеет некий художественный элемент, который и придает облику шарм.

Пациенты не всегда адекватно оценивают свое лицо и порой просят изменить что-то в своей внешности, что на самом деле менять не нужно. Поэтому грамотный специалист должен уметь достучаться до пациента, предложить и обосновать свое решение и вместе с пациентом прийти к совместному алгоритму ведения процедур.

Повышенная чувствительность, купероз, угревая болезнь и ее последствия - эти проблемы решает косметика Dr.Spiller «Доктор Шпиллер»

  • БИОРЕВИТАЛИЗАЦИЯ
  • ЛАЗЕРНОЕ УДАЛЕНИЕ СОСУДОВ

1,6180339887 4989484820 4586834365 6381177203 0917980576 2862135448 6227052604 6281890244 9707207204 1893911374 8475408807 5386891752 1266338622 2353693179 3180060766 7263544333 8908659593 9582905638 3226613199 2829026788 0675208766 8925017116 9620703222 1043216269 5486262963 1361443814 9758701220 3408058879 5445474924 6185695364 8644492410 4432077134 4947049565 8467885098 7433944221 2544877066 4780915884 6074998871 2400765217 0575179788 3416625624 9407589069 7040002812 1042762177 1117778053 1531714101 1704666599 1466979873 1761356006 7087480710 1317952368 9427521948 4353056783 0022878569 9782977834 7845878228 9110976250 0302696156 1700250464 3382437764 8610283831 2683303724 2926752631 1653392473 1671112115 8818638513 3162038400 5222165791 2866752946 5490681131 7159934323 5973494985 0904094762 1322298101 7261070596 1164562990 9816290555 2085247903 5240602017 2799747175 3427775927 7862561943 2082750513 1218156285 5122248093 9471234145 1702237358 0577278616 0086883829 5230459264 7878017889 9219902707 7690389532 1968198615 1437803149 9741106926 0886742962 2675756052 3172777520 3536139362

Золотое сечение (золотая пропорция , деление в крайнем и среднем отношении , ) — двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b, обычно обозначается прописной греческой буквой Φ {\displaystyle \Phi } , в честь древнегреческого скульптора и архитектора , реже — греческой буквой τ {\displaystyle \tau } . Из исходного равенства (например, представляя a или даже a/b независимой переменной и решая выводимое из исходного равенства квадратное уравнение) нетрудно получить, что число

Φ = 1 + 5 2 {\displaystyle \Phi ={\frac {1+{\sqrt {5}}}{2}}}

Обратное число, обозначаемое строчной буквой φ {\displaystyle \varphi } ,

φ = 1 Φ = − 1 + 5 2 {\displaystyle \varphi ={\frac {1}{\Phi }}={\frac {-1+{\sqrt {5}}}{2}}}

Отсюда следует, что

φ = Φ − 1 {\displaystyle \varphi =\Phi -1} .

Для практических целей ограничиваются приблизительным значением Φ {\displaystyle \Phi } = 1,618 или Φ {\displaystyle \Phi } = 1,62. В процентном округлённом значении золотое сечение — это деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %.

Исторически изначально золотым сечением именовалось деление отрезка АВ точкой С на две части (меньший отрезок АС и больший отрезок ВС), чтобы для длин отрезков было верно AC/BC = BC/AВ. Говоря простыми словами, золотым сечением отрезок рассечён на две неравные части так, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему отрезку . Позже это понятие было распространено на произвольные величины.

Иллюстрация к определению

Число Φ {\displaystyle \Phi } называется также золотым числом .

Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но, кроме того, ему приписывают и многие вымышленные свойства .

История

В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (ἄκρος καὶ μέσος λόγος ) впервые встречается в (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения .

Неизвестно точно, кто и когда именно впервые ввел в обращение термин «золотое сечение». Несмотря на то, что некоторые авторитетные авторы связывают появление этого термина с в XV веке или относят появление этого термина к XVI веку , самое раннее употребление этого термина находится у в 1835 году в примечании ко второму изданию его книги «Чистая элементарная математика» , в котором Ом пишет, что это сечение часто называют золотым сечением ( goldener Schnitt ). Из текста примечания Ома следует, что Ом не придумал этот термин сам , хотя некоторые авторы утверждают обратное . Тем не менее, исходя из того, что Ом не употребляет этот термин в первом издании своей книги , Роджер Герц-Фишлер делает вывод о том, что этот термин, возможно, появился в первой четверти XIX века. считает, что он получил популярность в устной традиции около 1830 года. В любом случае, этот термин стал распространён в немецкой математической литературе после Ома.

Математические свойства

  • При делении пополам угла между диагональю и меньшей стороной прямоугольника с отношением сторон 1:2 по получаем соотношение
1 Φ = φ = tg ⁡ (arctg ⁡ (2) 2) = 2 1 + 1 + 2 2 = 2 1 + 5 = 5 − 1 2 . {\displaystyle {\frac {1}{\Phi }}=\varphi =\operatorname {tg} \left({\frac {\operatorname {arctg} (2)}{2}}\right)={\frac {2}{1+{\sqrt {1+2^{2}}}}}={\frac {2}{1+{\sqrt {5}}}}={\frac {{\sqrt {5}}-1}{2}}.} подходящими дробями которой служат отношения последовательных F n + 1 F n {\displaystyle {\frac {F_{n+1}}{F_{n}}}} . Таким образом,
  • Геометрическое построение. Золотое сечение отрезка A B {\displaystyle AB} можно следующим образом: в точке B {\displaystyle B} восстанавливают перпендикуляр к A B {\displaystyle AB} , откладывают на нём отрезок B C {\displaystyle BC} , равный половине A B {\displaystyle AB} , на отрезке A C {\displaystyle AC} откладывают отрезок C D {\displaystyle CD} , равный B C {\displaystyle BC} , и наконец, на отрезке A B {\displaystyle AB} откладывают отрезок A E {\displaystyle AE} , равный A D {\displaystyle AD} . Тогда
Φ = | A B | | A E | = | A E | | B E | . {\displaystyle \Phi ={\frac {|AB|}{|AE|}}={\frac {|AE|}{|BE|}}.}

Другой способ построить отрезок, равный по длине числу золотого сечения

Тогда как ∑ n = 1 ∞ 1 n 2 (2 n n) = π 2 18 {\displaystyle \sum _{n=1}^{\infty }{\frac {1}{n^{2}{\binom {2n}{n}}}}={\frac {\pi ^{2}}{18}}} [ ]

Золотое сечение в науке

Общее сопротивление этой бесконечной цепи равно Фr.

Золотое число возникает в разных задачах, в том числе в физике. Например, бесконечная , приведенная на рисунке, имеет общее (между двумя левыми концами) Ф·r.

Отношение амплитуд колебаний и частот ~ Ф.

Золотое сечение сильно связано с пятого порядка, наиболее известными трехмерными представителями которой являются и . Можно сказать, что всюду, где в структуре проявляются додекаэдр, икосаэдр или их производные, там в описании будет появляться и золотое сечение. Например, в пространственных группировках из Бора: В-12, В-50, В-78, В-84, В-90, …, В-1708, имеющих икосаэдрическую симметрию . , у которой угол расхождения связей Н-О равен 104.7 0 , то есть близок к 108 градусам (угол в ), может соединяться в плоские и трехмерные структуры с симметрией пятого порядка. Так в разреженной был обнаружен Н + (Н 2 0) 21 , который представляет из себя ион Н 3 0 + , окруженный 20 молекулами воды, расположенными в вершинах додекаэдра . В 80-х годах XX века были получены , содержащие , окруженный 20 молекулами воды, расположенными в вершинах додекаэдра . Есть и клатратные модели воды, в которых обыкновенная вода отчасти состоит из молекул воды, соединенных в структуры с симметрией пятого порядка. Такие структуры могут состоять из 20, 57, 912 молекул воды .

Золотое сечение и гармония в искусстве

Золотое сечение и зрительные центры

Некоторые из утверждений в доказательство гипотезы знания древними правила золотого сечения:

  • Пропорции , храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании.
  • Согласно , в рельефе из храма фараона в и в рельефе, изображающем фараона , пропорции фигур соответствуют золотому сечению. В фасаде древнегреческого храма также присутствуют золотые пропорции. В циркуле из древнеримского города (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов бумаги и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3), размеры кино- и телевизионных экранов — например, 4:3 или 16:9) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми» [ ] .
  • Следует отметить, что сама пропорция является, скорее, эталонным значением, матрицей, отклонения от которой у биологических видов, возможно, вызваны приспособлением к окружающей среде в процессе жизни. Примером таких «отклонений» может служить морская камбала.

Примеры сознательного использования

Современными примерами применения золотого сечения может служить и пропорции .

Золотое сечение в биологии и медицине

Золотое сечение в природе

Живые системы также обладают свойствами, характерными для «золотого сечения». Например: пропорции тел, спиральные структуры или параметры биоритмов [ ] и др.

См. также

Примечания

  1. Взята из примера результата компьютерного расчета (1996 года) с гораздо большим числом знаков, чем 1000 Golden ratio 1000 digits
  2. Савин А. Число Фидия - золотое сечение (рус.) // "Квант" : Научно-популярный физико-математический журнал (издается с января 1970 года). — 1997. — № 6 .
  3. Радзюкевич А. В. Красивая сказка о «золотом сечении»
  4. Mario Livio, The Golden Ratio: The Story of Phi, The World’s Most Astonishing Number
  5. Devlin’s Angle,

Что такое красивое лицо? Кто-то считает, что это запоминающееся лицо с очень выразительными чертами, для кого-то красивое лицо - это привлекательные губы и «кукольные» глаза, а кто-то видит красоту просто в здоровой коже. На самом же деле, ответ на этот вопрос был найден очень давно, задолго до появления эстетической медицины, как таковой.

Красивое лицо - это гармоничное лицо, а гармония - это правильное соотношение всех частей лица друг к другу. Сегодня все вокруг говорят о золотом сечении - удивительной формуле, которая раскрывает секрет идеальных пропорций лица ..

Правило золотого сечения позволяет создать гармоничное лицо

На самом деле, все в нашем мире идеально и гармонично. Природа построила все таким образом, что при нормальных, естественных условиях окружающий мир наполнен совершенной красотой. Идеальная форма снежинок, потрясающая красота животного мира, удивительные растения и еще множество невероятных вещей, которые поражают нас каждый день - это все творения природы.

На протяжении долгих лет человечество пыталось раскрыть секреты природы, провести математический анализ и понять, как же ей удается творить красоту.

Правило золотого сечения - это удивительное открытие, математическая формула, которая раскрывает секрет идеальных пропорций лица.

Главное теперь - просто научиться правильно ею пользоваться.

Золотое сечение:

  • открытие тайны золотого сечения: Пифагор, да Винчи и египетские жрецы;
  • как применить секрет золотого сечения в эстетической медицине.

Открытие тайны золотого сечения: Пифагор, да Винчи и египетские жрецы

Первыми удивительную тайну золотого сечения постигли египетские жрецы, и очень ревностно ее охраняли от других любопытных умов. Именно по принципам идеальных пропорций было построено одно из чудес света - Египетские пирамиды. В их основании лежит квадрат, а боковая грань является равнобедренным треугольником с прямым углом при вершине и углами при основании 45 градусов.

В пирамиде сторона основания относится к ее высоте как 1,618 - это и есть главное число золотого сечения, Божественная пропорция или число «фи». В 550 году до нашей эры в Египет отправился древнегреческий математик Пифагор, и в результате внимательных измерений и подсчетов ему удалось понять принципы построения египетских пирамид и узнать то самое число «фи».

Если говорить более простым языком, то золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей части, как большая часть относится к меньшей.

Один из величайших живописцев всей мировой истории Леонардо да Винчи также успешно пользовался этим секретом. Он понял, что чем ближе пропорции фигуры и лица человека находятся к числу «фи», тем более красивым он считается. Таким образом, художник не нуждался больше в поиске удивительных красавиц, для того, чтобы они стали его натурщицами.

Леонардо да Винчи просто рисовал любую женщину, а затем подгонял пропорции ее фигуры и лица под пропорции золотого сечения. Вы удивитесь, узнав, что потрясающий шедевр мировой живописи - портрет Моны Лизы скорректирован именно по принципу золотого сечения. Теперь смело можно предположить, что разгадка величайшей тайны человечества - удивительной «улыбки Джоконды» кроется именно в математических расчетах.

Как применить секрет золотого сечения в эстетической медицине

С числом «фи» все понятно, и с Моной Лизой тоже, но как же применить секрет золотого сечения в современной эстетической медицине - спросите вы. Ответ на этот вопрос нашел все тот же Леонардо да Винчи. Он разработал так называемую золотую линейку, соотношение сторон которой равняется тому самому числу «фи».

Несколько позже современники адаптировали это удивительное открытие и спроектировали «маску красоты». С ее помощью, а также с помощью новых технологий, можно «подогнать» черты лица под абсолютный идеал.

Современные инъекционные, аппаратные и оперативные методики позволяют восполнить недостающие объёмы , подтянуть опущенные ткани и сделать еще массу вещей для того, чтобы скорректировать черты лица. Но то, что прекрасно подходит одному человеку, на лице другого будет смотреться совершенно нелепо.

Нельзя вводить всем одинаковое количество филлера в губы или по одному шаблону корректировать нос.

Красота - в гармонии, а гармония - в пропорциях. Пользуйтесь правильно секретом «золотого сечения», рассчитывайте соотношение тех или иных частей лица друг к другу, и творите совершенную красоту.. Ваши вопросы, отзывы и пожелания оставляйте в комментариях к этой статье.

© Е.В.Гурвич, Вл.В.Шкарин, 2002 г.
УДК 616.12-008.331.1:616-071
Поступила 17.06.2002 г.

Е.В.Гурвич, Вл.В.Шкарин

Государственная медицинская академия, Нижний Новгород

«Золотое сечение» в медицине. Мистика или универсальный критерий?

Иоганн Кеплер, немецкий астроном (1571-1630), говорил, что «геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении… Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень» . «Золотое сечение» (ЗС) - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей, или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему : c: b = b: a или a: b = b: c (рис. 1).

Свойства ЗС описываются уравнением х2–х–1=0. Положительным корнем этого уравнения является (-1+O5)/2, так что отношение 1/х в рассматриваемой пропорции равно числу 1/х = 1,618033989…

Обратное их соотношение равно 0,618033…

Такое деление Пифагор называл «золотым делением» или «золотой пропорцией». Число 1,618 принято обозначать буквой Ф в честь древнегреческого скульптора Фидия, часто использовавшего «золотую пропорцию» в своих творениях. В соответствии с делением в среднем и крайнем отношении единичный отрезок АВ точкой С делится следующим образом 3:

1: 0,618 = 0,618: 0,382 = 1,618,

или иначе

0,382 + 0,618 = 1.

В биологии эта пропорция встречается очень часто. Иллюстрацией может послужить рис. 2, представляющий данную пропорцию в соотношениях различных частей растений (а.б), насекомых (в) и яйца птицы (г)*. При изучении различных размеров человеческого тела и его частей также обнаружено широкое представительство данной пропорции (рис. 3). При этом, чем больше показанные пропорции приближаются к значениям ЗС, тем гармоничнее выглядит индивидуум. Деление тела точкой пупа - один из важнейших показателей гармоничности телосложения. Пропорции мужского тела в среднем по этому показателю составляют 1,625, женского - 1,6. У новорожденных это соотношение равно 1:1 и с возрастом постепенно приближается к указанным величинам.

К сожалению, в доступной медицинской литературе мало встречается публикаций, посвященных этой проблеме.

П.П.Черныш 4 провел анализ некоторых параметров функции сердечно-сосудистой системы с позиций структурной и функциональной биосимметрики с целью определения закономерностей во взаимоотношениях отдельных показателей ее деятельности. Им было установлено, что кроме коэффициентов K1 и K2 (K1 - коэффициент пропорциональности отношения общей систолы и длительности кардиоцикла, K2 - отношение длительности систолы желудочков и общей систолы) отношения величины систолического артериального давления (САД) к диастолическому (ДАД), САД к ЧСС, пульсового АД (АДп.) к ДАД также относятся друг к другу в пропорции ЗС (рис. 4). Причем у здоровых лиц отклонение значений от идеальных составило менее 5%. Кроме этого, им было выявлено, что правилу «золотого сечения» подчиняется также и строение самого сердца. В частности, это относится к размерам полостей предсердий и желудочков, их объемам в фазы систолы и диастолы. Так, отношение конечного диастолического размера (КДР) левого желудочка (ЛЖ) к размеру полости левого предсердия (ПЛП) составило 1,66±0,09 см, ударного объема (УО) к конечному систолическому объему (КСО) ЛЖ - 0,612±0,10 см. Формула расчета фракции выброса (ФВ) ЛЖ - отношение КСО к конечному диастолическому объему (КДО). В его исследовании ФВ составила 62,4 ± 4,0% 5 .

Несмотря на индивидуальные колебания параметров функционирования сердечно-сосудистой системы, у каждого из обследованных сохранялись взаимоотношения этих показателей с пропорцией ЗС, т.е. в любой момент времени сохранялась гармония, выражающаяся коэффициентами, близкими к 0,618 и 1,618 (см. таблицу). Отклонение К1 и отношения КДР ЛЖ к ПЛП от идеальной пропорции составило менее 3%, УО к КСО ЛЖ - 1,3%, а К2 - менее 0,5% (!).

Таким образом, у здоровых лиц, несмотря на различные значения гемодинамических показателей, порой отличающихся друг от друга в 1,5-2 раза, соотношения их находятся в гармонической пропорции, близки значениям ЗС и отличаются от них не более, чем на 8%. Полученные результаты еще раз подтверждают положение о том, что организм, и в частности органы кровообращения, являются целостной системой. Можно также утверждать, что нормальными показателями для каждого конкретного индивидуума являются не только и не столько абсолютные и усредненные значения, сколько их соотношения друг с другом, близкие к пропорции ЗС 5 .

В 80-е годы рядом исследователей 6-8 установлена математическая зависимость, приближающаяся к ЗС в соотношениях САД, ДАД и АДп в аорте: АДп: ДАД: САД = 0,365: 0,635: 1. Эта пропорция является как бы критерием оптимальности АД в покое. Отклонения от этого соотношения наблюдаются при физических и других видах нагрузок и, видимо, имеют диагностическое и прогностическое значение. В 1998 г. нами исследовано клиническое значение соотношения ДАД и САД 9 . Этому соотношению присвоен термин «структурная точка АД» (СТАД). К настоящему времени известно, что СТАД приближается к значению пропорции ЗС - 0,618 7, 10 . Независимо от уровня АД СТАД стремится к константному значению и соответствует пропорции ЗС - 0,618 или к такому же фундаментальному значению 1/e = 0,632, которое отражает наиболее оптимальное и стабильное состояние системы (относительно стабильными следует считать значения АД со СТАД в диапазоне от 0,564 до 0,673 (СТАД ± 1s) у здоровых и от 0,549 до 0,687 - у пациентов с артериальной гипертензией - АГ). Бульшие отличия от пропорции ЗС характерны для нестабильных состояний: пограничной АГ, тяжелых форм АГ, возможно кризовых форм АГ. Таким образом, анализ значений структурной константы АД может открыть новые возможности в плане прогноза гипотензивной терапии (резистентности при оптимальных значениях СТАД), подбора дозы гипотензивного препарата (бульшая доза для выведения из стабильного состояния), прогноза стабильности течения АГ на ближайшее время (нестабильность при значениях СТАД, значительно отличающихся от 0,618). Авторы делают вывод, что СТАД - это константа, величина которой не зависит от уровня АД. Теоретически значения СТАД могут колебаться от 0 до 1, однако приближение к этим цифрам несовместимо с жизнью. Оптимальным, вероятно, является значение, соответствующее фундаментальной пропорции ЗС. Учитывая не жестко детерминированный характер большинства физиологических констант организма, можно предположить оптимальное состояние «устойчивого неравновесия» системы, с константным диапазоном этого показателя, центрированным возле 0,618, и с нечетко обозначенными (пока) верхней (около 0,7) и нижней (около 0,55) границами.

Интересно, что по данным широкомасштабного исследования HOT (Hypertension Optimal Treatment) 11 , включавшего в себя изучение 18790 пациентов с АГ, оптимальным АД в плане наименьшего риска смерти, обусловленной кардиоваскулярными причинами, является АД = 138,8/86,5 мм рт.ст. Расчет СТАД по этим данным дает цифру 0,6231, абсолютно идентичную среднему значению СТАД, которое получено нами при исследовании группы здоровых лиц. Наименьший риск развития сердечно-сосудистых осложнений установлен при АД=138,5/82,6 мм рт.ст. СТАД при этом составляет 0,5942, что также входит в диапазон СТАД ± 1s.

В состоянии относительного покоя, т.е. ночью, отношение ДАД/САД ближе к пропорции ЗС (0,618), нежели днем, когда на АД действует гораздо больше возмущающих факторов 12 .

Установлена связь с пропорцией ЗС и для соотношений высоко– и низкочастотной частей электроэнцефалограммы (ЭЭГ). А.А.Соколов и А.Я.Соколов 13 показали, что на частотах b-волн ЭЭГ (диапазон 14-35 Гц - умственная работа) проявляется максимум спектральной мощности, разделяющий весь диапазон ЭЭГ на высоко– и низкочастотную части, соотносящиеся между собой по правилу ЗС с инвариантом 1,618.

В.Г.Бочков 7 отметил близкое к ЗС значение соотношения фаз кардиоцикла - систола/сердечный цикл: идеальным (по Бочкову) является в покое - 0,368, при нагрузке - 0,632. В.А.Добрых 14 показана «экстрасистолия золотых сечений». Экстрасистолы, имеющие отношение интервала сцепления к продолжительности предэктопического кардиоцикла, близкое к пропорции ЗС, по сравнению с другими достоверно более устойчивы к противоаритмической лекарственной терапии. Автор высказал мнение, что ЗС являются своеобразными островками устойчивости динамических систем, обеспечивающими стационарный режим их существования. Принцип спирального строения сердца как оптимальной структуры для создания максимального усилия желудочков по изгнанию крови и придания ей поступательного винтообразного движения для сообщения потоку максимальной скорости и наименьшего сопротивления выдвинут также с учетом роли этого соотношения (рис. 5).

Существуют указания на то, что правилу ЗС подчиняются и такие показатели, как гематокрит, объем циркулирующей крови (ОЦК) и его компоненты: отношение ОЦК к плазматическому объему и отношение последнего к глобулярному объему (цит. по 15). Если рассматривать любую систему с позиций организации, или энтропии, т.е. меры неопределенности, то оптимальной организацией системы, в частности системы поддержания АД в условиях обычной жизнедеятельности 9 , будет относительная организация (соотношение порядка и хаоса), приближающаяся к значению 0,382, т.е. 1 - 0,618.

Пифагор, Платон и Евклид считали ЗС числом, лежащим в основе мироздания. Если вместо десятичной системы с единицей в качестве эталона измерения представить систему исчисления, единицей которого будет 0,618, то такие сложные математические вычисления как, например, логарифмирование, становятся элементарными, как сложение и вычитание. Кроме того, представление о множественности пропорций «золотого сечения» (рис. 6) позволяет рассматривать многие показатели и временные отношения в организме с позиций, приближенных к нелинейной динамике, гораздо более полно отражающей закономерности функционирования как живых организмов в частности, так и природы в целом.

Литература

    Кеплер И. Гармония мира. Музыкальная эстетика Западной Европы ХVII – XVIII веков. М: Музыка; 1971; с. 174-186.

    НиТ. Текущие публикации. Золотое сечение. http://www.n-t.org/tp/iz/zs/htm).

    Цветков В.Д. Сердце, «золотое сечение» и симметрия. Пущино: ПНЦ РАН; 1997; 170с.

    Черныш П.П. К вопросу об индивидуальной норме некоторых показателей гемодинамики. Мед журн Узбекистана 1999; 1: 62– 64.

    Черныш П.П. Гармонические соотношения в строении и функции сердечно-сосудистой системы. Журнал теоретической и клинической медицины. Морфология и физиология 2000;1.

    Цветков В.Д. Ряды Фибоначчи и оптимальная организация сердечной деятельности млекопитающих. Пущино: НЦБИ АН СССР; 1984; 19 с.

    Бочков В.Г. Многовариантность регулирования в биологических системах и новые физиологические константы. Автореф. дис. … канд. биол. наук. Киев; 1986.

    Дмитриева Н.В. Симметрийный подход к оценке функционального состояния организма человека. Известия АН СССР. Серия биологическая 1990; 1:52-66.

    Шкарин В.В. Системный подход в диагностике, лечении и ведении пациентов с артериальной гипертензией в амбулаторных условиях. Дис. … докт. мед. наук. Н.Новгород; 1998.

    Шхвацабая И.К. Патогенез и варианты течения гипертонической болезни. Кардиология 1985;6:5-10.

    Hansson L., Zanchetti A., Carruthers S.G., Dahlff B. et al. Effects of intensive blood-pressure and low dose aspirin in patients with hypertension: principal results of the Hypertension Optimal Treatment (HOT) randomized trial. Lancet 1998; 351: 1755 – 1762.

    Шкарин В.В. Концепция структурной точки артериального давления, как физиологической константы организма. Вестник НМТ 2000; 1:11-16.

    Соколов А.А., Соколов А.Я. Математические закономерности электрических колебаний мозга. М: Наука; 1976; 97 с.

    Добрых В.А. Экстрасистолия золотых сечений у больных ишемической болезнью сердца. Физиология человека.1994;1 (20): 165-166.

    Дубров А.П. Симметрия биоритмов и реактивности. М: Медицина; 1987; 176.

    *Иллюстрации взяты с сайта http://www.n-t.org/tp/iz/zs/htm

Наука о прекрасном – это наука о соразмерности, согласовании, отношении частей между собою и к их целому, или соотношение разных величин между собою. Красота и гармония мира – это пропорции Творца, основанные на принципе Золотого сечения. Все в мире подчиненно строгим вечным законам мироздания, от метагалактики и до квантового микромира: что наверху – так и внизу, как внутри – так и снаружи.

Однако эти принципы гармонии природы пока остаются вне понимания и глубокого осмысления современной наукой. Золотое сечение было известно ещё в глубокой древности.

В дошедшей до нас античной литературе пропорции Золотого сечения впервые встречается в «Началах» Евклида в 3 веке до новой эры, сам же термин Золотое сечение ввёл великий Леонардо да Винчи в 15 веке.

Принципы Золотого сечения легли в основу композиционного построения мировых произведений архитектуры, живописи, классической музыки, литературы и т.д. Пропорции Золотого сечения исходят из строения Мира, поэтому все известные принципы и правила обретения гармонии основаны именно на этом «сечении».

Из школьного курса математики известно определение, что Золотым сечением называется деление отрезка AB на две части таким образом, что большая его часть AC является средней пропорциональной между всем отрезком AB и меньшей его частью CB (рис. 1). Геометрически эта пропорция также выражается отношением стороны пятиугольной звезды к стороне правильного пятиугольника, вершины которых совпадают (рис. 2).

А алгебраически отношение отрезков может быть также выражено приближённо в виде дробей 2 / 3 , 3 / 5 , 5 / 8 , 8 / 13 , 13 / 21 и т.д., где 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. – числа ряда Фибоначчи, т.е. ряда, где каждый последующий член ряда равен сумме двух предыдущих.

По мере увеличения порядка чисел в ряду, отношение приближается трансцендентному числу: 0,618 033 988 749 894 848 204 586 834 365 …, а обратное отношение – 1,618 033 988 749 894 848 204 586 834 365 …

Но все эти отношения отрезков всегда рассматриваются на плоскости, а мир окружающий нас – объемен.

Глядя на конструкцию сферы, мы видим, что она имеет 12 сегментов в виде правильных пятиугольников, в которые вписаны пятиугольные звезды (рис. 3).

Напомним, что одно из «Платоновых тел» (рис. 4) – додекаэдр имеет двенадцать граней в виде правильных пятиугольников.

Таким образом «сфера Золотого сечения» является сферическим додекаэдром, ребрами которого являются стороны этих правильных пятиугольников. Принцип «Золотого сечения»это соотношение между ребрами додекаэдра и куба, форм вписанных в одну сферу, додекаэдр содержит пять кубов, т.к. у звезды пять лучей.

Все кубы имеют общий центр симметрии, но развернуты друг относительно друга таким образом, что любая пара кубов имеет только одну общую вершину (рис. 3).

Додекаэдр является изначальным «телом космоса»,о чем знали древние, занимавшийся именно этой формой.

Известно, что «сфера Золотого сечения» обладает эффектом гармонизации пространства (за счет «эффекта формы» и «эффекта полостных структур»). «Эффект формы» – например, влияние пирамидальных и др. подобных конструкций на жизнь (здоровье), состояние и развитие живых и неживых объектов.

«Сфера Золотого сечения» является сочетанием кубов и додекаэдра, вписанных в одну сферу.

Любая плоскостная фигура концентрирует энергию внутри себя, забирая (собирая, скапливая) ее извне.

«Эффект полостных структур» в живых системах описал В.С. Гребенников в своей книге «Мой мир», где указал, что в этих системах эффект полостных структур создается трубками, открытыми с двух концов (рис. 5).

Более подробно с описанным эффектом можно ознакомиться в работах Николы Теслы, Джона Ворела Кили, Вильгельма Райха и мн. др.

«Сфера золотого сечения» имеет полости, только, в отличие от пирамид, эти полости открыты изнутри наружу, поэтому и «эффект полостных структур» создается вне этой сферы, что легко можно ощутить держа мяч в руках. Сочетание «эффекта формы, полостных структур и сферы золотого сечения» гармонизирует окружающее пространство вокруг себя, защищает человека от многих вредных излучений электромагнитных приборов и оказывает оздоровительное действие на весь организм в целом (рис. 6).

По отношение к энергетическому строению человека «положение трубки» выглядят сл. образом (рис. 7).

Рис. 7. «Трубка сердца и тела человека».

Пентаграмма – пять структур космоса.

Наряду с полюсами в мире существуют еще «5 видов» тонкой энергии, которые обозначаются сл. терминами: Дерево, Огонь, Земля (Почва), Металл и Вода. Эти понятия не тождественны одноименным материалам в природе, стихии – это абстрактные качества, и у каждой из них существуют свои «персональные» свойства.

Круговая схема 5-ти стихий и времен года.

Объемное (тело и кристалл) изображения пентаграммы.

Пять стихий это также различные состояния вещества: твердое состояние – металл, жидкое – вода, плазменное – огонь. Газообразное состояние представлено двумя «состояниями» ветер (Ци, воздух) и дерево.

Стихия Земля отображает время и основу (источник) всех 4-х стихий и является для всех стихий «местом» их циклических изменений. При движении в пространстве поток Ци меняется, как качественно, так и структурно, т.е. изменяется внутренняя структура энергии (направление, вектор силы и т.п.).

Геометрические формы 5-ти стихий.

Пять стихий имеют свои принципы взаимодействия между собой, ниже приводится перечень четырех главных принципов-порядков взаимодействия стихий (элементов):

  1. Дерево – Огонь – Земля – Металл – Вода;
  2. Огонь – Дерево – Вода – Металл – Земля;
  3. Земля – Вода – Огонь – Металл – Дерево;
  4. Металл – Огонь – Вода – Земля – Дерево.

В медицине термин У син трактуется как «пять стихий или первоэлементов», однако термин «первоэлемент» является по сути своей условным. Исходя из буквального перевода с китайского языка, иероглиф-знак Син означает сл. идеи и образы:

  1. Движение, двигаться;
  2. Импульс к движению;
  3. Подвижная сила (субстанция, материя);
  4. Агент (проводник) движения.

Др. вариант прочтения иероглифа – Хин (тин), который означает линию, ряд, порядок и пересечение линий.

Пояснение. У Син – это 5 порядков, которые в китайской литературе обозначались числами от 1 до 5 (6 – 10).

Крест – форма взаимодействий энергии в пространстве, но уже с учетом сторонам света: Юг – стихия Огонь, Восток – Дерево, Запад – Металл и Север – Вода.

5-й элемент схемы был введен с целью обозначения времени протекания циклических процессов, их движения в некой среде, в которой живет человек. Традиционно в китайской философии принято выделять пять стихий, четыре из которых также обозначают пространственное расположение энергии плюс 5-е направление – центр.

Пять стихий и лицо человека .

Схема 1. Линейное распределение 5-ти стихий.

Рис. 1. Линейное распределение стихий на лице.

Схема 2. Крестообразное расположение 5-ти стихий.

Рис. 2. Пять стихий-секторов на лице.

Схема 3. Расположение стихий 5 + 1.

Рис. 3 а – б. Пять (6) стихий и лицо человека.

На рис. 3 показана малоизвестная схема У син, представляющая собой сочетание разных фигур, здесь стихии Огонь выделено два сектора сверху (область лба).

В центре рисунка расположена стихия Земли (основа, база, время), что соответствует области переносицы.

Пояснение. На рис. 3 а в секторе лба находятся два круга, что соответствует Огню Ян – Инь и 12-ти меридианам китайской медицины, здесь две стихии Огня уравновешиваются одной стихией Воды.

На лице это можно выразить одним треугольником сверху и одним треугольником снизу, т.е. когда две главные стихии природы находятся (через стихию Земли, форма) Огня и Воды в балансе, только при достаточном количестве Ци Воды.

С течением времени (рис. 4 – 7) этот баланс сдвигается в сторону стихии Огня (эмоции), что и вызывает уменьшение влаги в теле, а также «сдвиг стихии Земли» – неправильным мышлением с нарушением обмена веществ, кроме этого нарушается внешний энергетический баланс между кожей и окружающим средой.

Схема «отношений» Ци стихий Воды и Огня на теле.

Рис. 4 – 5. Годовой цикл 5-ти стихий. Пять изменений (цикл 12 лет) состояния Ци в пространстве.

Рис. 4 – 5 показывает годовой цикл 5-ти стихий: от Дерева (юность, весна) – до стихии Воды (старость, зима).

Линия движения («гравитационное старение») 5-ти стихий сначала идет под углом 30 град, потом – 45 град. и после 50-ти лет под углом 60 град и т.д.

С точки зрения Западной медицины и косметологии старение человека состоит из 3-х основных механизмов:

– воздействие солнечных лучей (фотостарение);

– воздействие силы притяжения Земли (по вертикали);

– объемное старение кожи (атрофия мышц, испарение влаги).

В эстетической косметологии принято выделять шесть главных признаков старения кожи.

Основные признаки старения кожи:

– изменение рельефа и структуры «упругости» кожи;

– морщины и складки по всей поверхности лица и тела;

– сухость кожи;

– «старческие» пигментные (светлые, темные) пятна;

– сосудистые звездочки;

– опущение и дряблость кожи (птоз).

Рис. 6 – 7. «Старение – как течение Ци времени».

Чем старше человек, тем больше «угол гравитационного старения», т.е. образования морщин (рис. 4 – 7).

На рис. 6 показано изменение баланса между с 3-мя стихиями: Воды, Огня и Земли (центральная ось тела, центр тяжести).

На рис. 6 фигура баланса Ци «песочные часы (треугольник) постепенно переходит в квадрат» – в фазу старения.

В количественном отношении на лице у стихии Огня два сектора, а у Воды – 1, однако у нее есть и второй «выравнивающий сектор» – это область затылка.

В то же время 3 сектором ст. Воды в верхней части тела является шея, т.к. все Инь меридианы сходятся здесь.

Тело человека создано природой таким образом, чтобы энергии Воды (чистой Инь Ци) в нем хватало надолго.

Согласно постулатам Восточной медицины старение человека состоит из 10-ти сл. аспектов:

– нарушение естественной циркуляции энергии Ци и крови по телу;

– уменьшение стихии (объема) Воды в организме;

– увеличение стихии Огня (скрытые воспалительные процессы);

– нарушение «жидкокристаллической структуры тела» (стихии Земля);

– рост грязной энергии Ци (шлаки и токсины) в организме;

– неправильное мышление (избыток логического мышления, нестабильный эмоциональный фон);

– отсутствие творческого (интуитивного) отношения к жизни;

– смещение центра тяжести (из области живота в голову) тела;

– нежелание человека духовно и нравственно развиваться;

– не умение и не знание, как работать с силой притяжения Земли (см. системы Цигун, Дао инь);

– старение, дряблость и отвисание кожи ввиду отсутствия регулярных физических упражнений (атрофия мышц, слабость связок и костей) под контролем сознания.

Для остановки процесса старения и деградации человеку следует коренным образом изменить свое отношение к окружающему миру, и только в этом случае, возможно, его физическое и духовное возрождение.

Примечание. В работе по восстановлению баланса 5-ти стихий в организме человека главным и определяющим условием успеха является учет текущего сезона года по Солнечному календарю.