Вирджиния Сатир – Великая дама семейной терапии. Бесплатная электронная библиотека

Известна как:

оказала влияние на развитие семейной психотерапии.

В пять лет В. Сатир пережила несколько месяцев госпитализации из-за разрыва аппендикса , в то время, как её родители находились на грани развода. Тогда она заявила, что намерена быть «судьей над родителями». Возможно, именно ссоры между родителями побудили её стать семейным психотерапевтом .

Вирджиния Сатир была дважды замужем. Неудачная беременность навсегда лишила В. Сатир шансов стать матерью. Пытаясь компенсировать отсутствие детей, В. Сатир удочерила двух девушек.

Научная и общественная деятельность

Одной из наиболее инновационных идей Сатир была «проблема представления», заключающаяся в том, что для человека наибольшую проблему представляет некий образ трудности в то время, как реальной проблемой являются способы преодоления этих трудностей человеком. Одной из наиболее распространенных проблем, по Сатир, является низкая самооценка, или униженное чувство собственного достоинства. Эта проблема формируется у ребенка до 5-ти лет в отношении к нему родителей.

В 1964 году Сатир написала книгу об общей семейной терапии, родившейся из описания учебного курса для студентов. С каждой последующей публикацией популярность Сатир росла, она ездила с обучающими семинарами по всей Америке, и вскоре уже путешествовала по миру, презентуя свои методы, была даже в Советском Союзе (1987) . В 70-80-х организацией «Группа развития психиатрии» (Group of Advancement of Psychiatry) был проведен опрос среди психотерапевтов, согласно которому техники и приемы Вирджинии Сатир оказали на практиков наибольшее влияние.

Получив международное признание, Сатир стала заниматься дипломатической деятельностью, используя принципы взаимоуважения и конструктивного диалога для разрешения национальных и политических конфликтов. Преследуя идею установления мира на всей Земле, в 1977 г. она основала сеть , по сей день занимающуюся изучением человеческих ресурсов, оказанием поддержки организациям и помощи людям в принятии на себя ответственности за свою жизнь, здоровье, отношения с другими.

Концепция Сатир

  1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.
  2. Семья - это система, а поэтому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов, нереальные ожидания.
  3. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать её от нападок извне.
  4. В каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здоровой активной жизни.
  5. Всегда есть возможности для личностного роста, но психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне «процессов», а не «содержания».
  6. Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий.

(Лойшен, 2001)

Вклад в НЛП

Практика работы с семьей, в которой двадцативосьмилетняя пациентка болела шизофренией , позволила Сатир понять, что «двойные послания» матери являются фактором расщепления личности её пациентки (словесно - одно, эмоционально - другое). Важность невербальных паттернов коммуникации была подробно изучена Бендлером и Гриндером, которые использовали её техники как одну из трех фундаментальных моделей разработанной ими системы НЛП (нейро-лингвистического программирования).

Награды

  • 1976 - Золотая медаль «За выдающееся и последовательное служение человечеству» Чикагского университета;
  • 1978 - Почетная степень Доктора Общественных наук в университета Висконсина-Мадисона;
  • 1982 - Выбрана Правительством ФРГ как один из двенадцати самых влиятельных лидеров в мире сегодня;
  • 1985 - Журнал Time пишет: «Она может заполнить любую аудиторию в стране», после её звездного вклада в Развитие Конференции по Психотерапии в Финиксе, штат Аризона;
  • 1985 - Выбрана престижной Национальной Академией Практики как один из двух участников для консультирования Конгресса Соединенных Штатов по вопросам медицинских проблем;
  • 1986 - Становится членом Международного совета старейшин, состоящего из лауреатов Нобелевской премии мира;
  • 1987 - Становится Почетным членом Медицинского Общества Чехословакии;

Публикации на русском языке

  • Сатир В. , Как строить себя и свою семью. - М .: Педагогика-Пресс, 1992.
  • Сатир В., Бендлер Р., Гриндер Д. , Семейная терапия и НЛП. - М .: Институт общегуманитарных исследований, 2000.
  • Сатир В. , Психотерапия семьи. - М .: Речь, 2001.
  • Сатир В. , Вы и ваша семья. - М .: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2007.
  • Сатир В. , Семейная терапия. Практическое руководство. - М .: Институт общегуманитарных исследований, 2009.

Напишите отзыв о статье "Сатир, Вирджиния"

Примечания

Ссылки

  • [мойдетскийпсихолог.рф/viewforum.php?f=1 Вопросы семьи] Концепция Вирджинии Сатир, которую использует психотерапевт Ольга Кулешова на Форуме www.мойдетскийпсихолог.рф

Отрывок, характеризующий Сатир, Вирджиния

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.

Вирджиния Сатир - американский психолог, психотерапевт, основоположница семейного консультирования. За 45 лет практики она поработала с тремя тысячами семей и десятью тысячами человек.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Все, кто хочет сделать счастливой семью и близких людей, а также те, чьей целью является помощь в решении чужих внутрисемейных проблем.

Книга посвящена проблемам семьи и отношениям внутри нее. Автор разбирается в том, что можно изменить, когда после свадьбы наступают тяжелые будни и начинаются проблемы между супругами, родителями и детьми. Вирджиния Сатир верит в человеческие способности к личностному росту, который позволяет менять и исправлять все семейные неурядицы. В книге также предложено много экспериментов и упражнений.

Читаем вместе

Наше поведение является результатом четырехстороннего взаимодействия: нашей самооценки, состояния организма, социального взаимодействия и нашего места в мире. Мы делаем выводы исходя из личного опыта, но чаще всего они не имеют отношения к нам или нашим намерениям. Мы начинаем откладывать решение проблем, усугубляя положение дел разговорами вокруг них.

Семья является особой фабрикой формирования правильного гармоничного человека. Мы, взрослые, создаем новых людей. Автор говорит о четырех факторах семейной жизни, которые есть в жизни каждого из нас:

  1. Мысли и чувства в виде самооценки.
  2. Коммуникация с другими.
  3. Правила жизни или семейной системы.
  4. Связь с обществом и общение за пределами семьи.

Если рассматривать неудачную семью, то там наблюдаются низкая самооценка, неопределенное и не слишком честное общение, проживание по жестким правилам, установление социальных связей из страха или заискивания. В благополучной семье картина выглядит иначе: люди обладают высокой самооценкой, общаются прямо и честно, соблюдают гибкие правила, создают открытые социальные связи.

Если люди живут в проблемной семье, они часто болеют, так как их организм чутко реагирует на плохую атмосферу. Супруги склонны едко шутить, быть жестокими, они постоянно гоняют детей за то, что те, по их мнению, не должны делать. Им совершенно некогда думать о том, что за личность их ребенок.

В гармоничной семье атмосфера совершенно другая: там живут любовь, искренность, честность и жизнерадостность. Успешные родители обучают ребенка быть лидером, они всегда находят время поговорить с ним. Такие родители готовы к переменам, они растут и меняются вместе с их детьми, используя любую перемену во благо семьи.

Мы не только учимся, но и переучиваемся в течение жизни. И если в нашей семье есть ряд проблем, то мы должны признать это, поверить в то, что мы способны все изменить, и начать действовать.

Когда мы ценим себя и умеем принимать решения, мы готовы ценить окружающих. Тот, кто чувствует невысокую личностную ценность, постоянно живет в страхе быть обманутым или недооцененным. В качестве защиты он выстраивает стену недоверия и оказывается в полном одиночестве. Но у каждого из нас есть возможность быть близким и полезным для окружающих.

В нашем общении есть элементы, которые одинаковы для всех зрячих и слышащих людей:

  1. Тело.
  2. Ценности.
  3. Органы восприятия.
  4. Способность говорить.
  5. Интеллект.

Общение похоже на оборудованную звуком кинокамеру, которая работает только в этот момент и только между нами. Люди понимают друг друга тогда, когда используют нужные слова и говорят на одном языке.

Автор выявляет четыре модели общения: заискивающую, обвиняющую, расчетливую и отвлекающуюся. В каждой из них содержатся двухуровневые сообщения, когда мы говорим голосом одно, а все остальное выражает другое. Если наш собеседник отвечает нам двусмысленно, то это общение приводит к неутешительным результатам. В проблемной семье это выглядит следующим образом:

  1. Человек придерживается того, что у него низкая самооценка, и он считает себя из-за этого плохим.
  2. Он опасается задеть чувства других.
  3. Он ожидает ответной реакции от них.
  4. Он боится потерять отношения.
  5. Он не любит быть навязчивым.
  6. Он ни во что не ставит других людей.

Все эти модели широко распространены в нашем обществе, и мы не видим альтернативы им. Мы способны расти внутренне, когда живем по правилам, позволяющим принимать все, что мы чувствуем. Но при этом мы реально должны отслеживать наши поступки и думать об их последствиях, чтобы иметь выбор. Автор говорит о следующих правилах:

  1. Человечно-бесчеловечных, когда мы заставляем себя жить по правилам, которые невозможно выполнить.
  2. Открыто-закрытых, когда мы их не видим, но подчиняемся им.
  3. Конструктивных и неконструктивных в отношении решения проблем.

Когда правила меняются, тотчас же изменяется ситуация в семье. Поэтому важно подумать, по каким законам мы живем.

Мы много слышим об отвержении какой-либо системы, и большинство людей считают, что система - это очень плохо. На самом деле существуют открытые и закрытые системы, разница между которыми состоит в реагировании на внешние изменения.

В открытой системе работают закон и порядок, физическая и психологическая сила, в ней приветствуются любые перемены, действия отражают реальность, а модель общения и семейные правила связаны между собой. В закрытой системе чувство самооценки стоит на втором месте после власти, а любое изменение являет собой то, чему нужно сопротивляться.

Каждая пара состоит из трех частей: «я», «ты», «мы». Степень любви мужа или жены зависит от умения справляться со всеми частями. Для существования любой семьи важны изменения и проявляющиеся различия, и если она не готова к ним, то к людям приходит разочарование, потому что они хотели видеть подобие себя там, где оно не предполагалось. Мы все проходим разные пути развития, не похожие ни на чей другой.

В семье каждый из нас занимает определенную нишу, и это должно пониматься и признаваться всеми остальными ее членами. Мы связаны друг с другом, оказываем влияние друг на друга, являемся возможным центром системы связей. Наша семья выбирает личный путь развития и развивается в этих рамках. Каждый из нас играет три семейные роли, которые оказывают влияние на жизнь. Важно лишь понять, соответствуют ли они нашему состоянию и мыслям.

Именно в детстве закладываются главные жизненные принципы теми, кто ответственен за воспитание. Наше сегодня является «детством» будущего. Каждый новый человек будет сформирован за счет убеждений, поддерживаемых уже сформированными взрослыми.

Лучшая цитата

«Возможно, построение семьи - самое трудное дело на свете».

Чему учит книга

Для многих из нас семья является местом, где мы находим понимание, поддержку и любовь. Для большинства неблагополучных семей это, к сожалению, всего лишь миф.

Любому родителю важно знать о его ребенке следующее: что он должен знать о себе, о других, о мире и как будет относиться к религии и Богу.

От редакции

Заботится - значит, любит. Сложно вообразить себе любящего партнера, который бы игнорировал потребности и желания любимого человека. Каждое практическое доказательство любви женщина сочтет «чудом», а мужчина - скорее «победой на любовном фронте». Об этой разнице восприятия и возможных последствиях рассуждает Малка Лоренц: .

Когда партнеры заботятся о нуждах друг друга, отношения будут здоровыми и счастливыми. Но как не позволить неизбежным бытовым моментам испортить все? Психолог Кристина Кельбах рекомендует три шага, чтобы достичь гармонии в отношениях: .

Часто женщины недоумевают, что же они делают не так и почему их семья далека от того идеала, о котором мечтали. О распространенных ошибках в отношениях с партнером рассказывает Ольга Спиридонова: .

Вирджиния Сатир. Почему семейная терапия?

1. Семейные терапевты имеют дело с семейными трудностями.

а) Когда один из членов семьи (пациент) испытывает трудности, которые проявляются в определенных симптомах, то эти трудности так или иначе затрагивают всех членов семьи.

б) Многие терапевты считают полезным называть члена семьи, у которого проявляется симптом, «выделенным пациентом» 1 , а не«больным»или«странным»или«виноватым», как его обычно называют в семье.

в) Это делается по той причине, что терапевт рассматривает симптомы «выделенного пациента»как исполняющие определенную функцию и для семьи, и для самого индивида.

2. В ряде исследований было показано, что семья ведет себя так, будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин «семейный гомеостаз».

а) Согласно концепции семейного гомеостаза, семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие.

б) Члены семьи способствуют сохранению этого равновесия не только явными способами, но и скрытыми.

в) Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье.

г) Когда семейный гомеостаз оказывается под угрозой, его участники прилагают много усилий, чтобы его сохранить.

3. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.

а) Супружеские отношения –это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются«архитекторами»семьи.

б) Затрудненные супружеские отношения порождают расстройство в воспитании детей.

4. Выделенный пациент –это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании.

а) Его симптомы служат сигналом «СОС»о трудностях его родителей и о нарушении семейного равновесия, происходящем в результате.

б) Симптомы выделенного пациента представляют собой сообщения о том, что он искажает свое собственное развитие, пытаясь принять на себя и облегчить трудности своих родителей.

5. Многие терапевтические подходы называются «семейной терапией», но отличаются от предлагаемого здесь метода, поскольку эти подходы в основном ориентированы не на семью как единое целое, а лишь на отдельных членов семьи. Например:

а) У каждого члена семьи может быть свой собственный терапевт.

б) Или у всей семьи может быть один и тот же терапевт, но они видятся с ним отдельно друг от друга.

в) Или у пациента может быть свой терапевт, который время от времени встречается с другими членами семьи «ради»пациента.

6. Все большее число клинических наблюдений приводит к выводу, что семейная терапия должна быть ориентирована на семью в целом. Этот вывод сначала опирался на наблюдения, показавшие, как члены семьи реагируют на индивидуальное лечение одного из членов семьи, обозначенного как «шизофреник». Но дальнейшие исследования показали, что и семьи с малолетними правонарушителями реагируют на индивидуальное лечение этого члена семьи таким же образом. В обоих случаях оказалось, что:

а) Другие члены семьи мешали индивидуальному лечению «больного»члена семьи, пытались включиться в лечение или саботировали его, как будто семья была заинтересована, чтобы он оставался«больным».

б) Госпитализированный или заключенный пациент часто чувствовал себя хуже или регрессировал после посещения членами семьи, как будто семейное взаимодействие имело прямое влияние на его симптомы.

в) Другим членам семьи становилось хуже, когда пациенту становилось лучше, как будто болезнь одного из членов семьи была необходима для функционирования этой семьи.

7. Эти наблюдения заставили многих психиатров и исследователей, ориентированных на индивидуальное лечение, переоценить и подвергнуть сомнению некоторые предпосылки.

а) Они заметили, что если пациент рассматривается как жертва его семьи, слишком легко отождествиться с ним или чрезмерно защищать его, упуская из виду, что:

– пациенты, в свою очередь, столь же способны превращать в жертвы других членов семьи;

– пациенты способствуют закреплению своей роли как больных, странных или виновных.

б) Они заметили, в какой значительной мере им приходится опираться на явление переноса, чтобы произвести изменения.

– возможно при этом, что многое в так называемом переносе пациента в действительности было подходящей реакцией на поведение терапевта в неправдоподобной, бедной взаимодействиями терапевтической ситуации;

– кроме того, терапевтическая ситуация с большей вероятностью закрепила бы патологию, чем представила новое положение вещей, вызывающее сомнения о прежнем восприятии;

– если поведение пациента до некоторой степени представляет собой перенос (т.е. характерное для него отношение к матери и отцу), то почему бы терапевту не помочь пациенту общаться с семьей более прямо, встречаясь с пациентом и его семьей вместе?

в) Они заметили, что терапевты проявляют больший интерес к тому, что происходит в воображении пациента, чем к его реальной жизни. Но даже если они проявляли интерес к реальной жизни пациента, пока они встречались лишь с самим пациентом в терапии, им приходилось руководствоваться его версией этой жизни или пытаться строить догадки о том, что в ней происходит.

г) Они заметили, что стараясь изменить образ действий одного из членов семьи, они старались, в сущности, изменить образ действий всей семьи в целом.

– это возлагало ношу инициатора изменений в семье на одного лишь пациента, а не на всех членов семьи. Пациент и без того являлся именно тем членом семьи, который старался изменить ее образ действий, а когда его побуждали приложить к этому еще больше стараний, то в ответ он получал лишь все более резкую критику со стороны своей семьи. Тогда его ноша становилась еще тяжелее, и он чувствовал себя еще менее способным.

8. Как только терапевты начали видеться со всей семьей в целом, раскрылись другие аспекты семейной жизни, порождавшие симптомы, аспекты, которые раньше упускались из виду. Другие исследователи семейного взаимодействия сделали подобные открытия. С точки зрения Уоррена Броуди, супруги ведут себя с нормальным ребенком иначе, чем с симптоматическим:

. . .в присутствии своего « нормального » ребенка родители способны относиться друг к другу с такой свободой, гибкостью и широтой понимания, в которую трудно поверить, учитывая ограничения в отношениях между родителями, когда они общаются с симпто-матическим ребенком. Любопытно, почему это происходит именно так. 2

9. Но психиатры, все больше склонявшиеся к семейной терапии, не первыми признали межличностную природу психической болезни. Первооткрывателями в этой области исследований были Салливан и Фромм - Рейхман, наряду со многими другими психиатрами, психологами и социальными работниками. Движение «Защита ребенка»было другим важным шагом вперед; оно помогло нарушить традицию выделения одного из членов семьи для лечения.

а) Терапевты из центров «Защиты ребенка»включали в лечение и ребенка, и мать, хотя они чаще всего встречались с матерью и ребенком в разное время, в отдельных терапевтических сессиях.

б) Они все больше осознавали важность участия отца в терапии, хотя они обнаружили, что его трудно вовлечь в работу; обычно им не удавалось вовлечь отца в терапевтический процесс.

– по рассказам терапевтов, отцы чувствовали, что воспитание ребенка –это скорее работа жены, а не мужа; если ребенок ведет себя беспокойно, то терапевту нужно встретиться с женой;

– терапевты из центров «Защиты ребенка», поскольку они с самого начала были ориентированы на взаимоотношения между матерью и ребенком, легко поддавались доводам отца, так что им трудно было его убедить в том, насколько важна его роль в семье для здоровья ребенка;

– клиники «Защиты ребенка»продолжали сосредотачивать свое внимание на«материнстве», хотя они все больше признавали важность«отцовства». И независимо от того, включали ли они отца в свой подход к терапии, они продолжали фокусироваться на муже и жене в их родительских ролях, а не на их супружеских отношениях. При этом многократно отмечалось, насколько сильно супружеские отношения влияют на отношения родительские. Мюррей Боуэн пишет, например:

Поразительным было следующее наблюдение: когда родители близки друг к другу, эмоционально уделяют больше времени друг другу, чем пациенту, то состояние пациента улучшается. Когда любой из родителей становится больше эмоционально связан с пациентом, чем с другим родителем, то состояние пациента немедленно и автоматически ухудшается. Когда между родителями есть эмоциональная близость, то они не могут выбрать неправильный подход к воспитанию пациента. Пациент хорошо реагирует на твердость, мягкость, наказание, « разговоры начистоту » или на любые другие воспитательные меры. Когда родители « эмоционально разведены » , любая и всякая воспитательная мера не приносит успеха. 3

10. Семейные терапевты обнаружили, что им легче заинтересовать мужа в семейной терапии, чем в индивидуальной, потому что сам семейный терапевт убежден в важности участия обоих «архитекторов»семьи.

а) Как только терапевт успешно убеждает мужа, что он значим для терапевтического процесса и что никто не может говорить за него или занять его место в терапии или в семейной жизни, то он с готовностью вовлекается в процесс.

б) Жена (в своей материнской роли) может инициировать семейную терапию, но через несколько терапевтических встреч, муж вовлекается в нее так же сильно, как жена.

в) Семейная терапия воспринимается как нечто нужное и осмысленное всей семьей. Муж и жена говорят: «Теперь, наконец, мы вместе и можем разобраться в сути происходящего».

11. Начиная с первого контакта, семейные терапевты исходят из определенных предпосылок о том, почему один из членов семьи обратился за терапевтической помощью.

а) Обычно первый контакт происходит потому, что кто-то за пределами семьи обозначает Джонни ярлыком «трудного»ребенка. Первой за помощью обычно обращается встревоженная жена (мы назовем ее Мэри Джонс). Она действует в роли матери«трудного»ребенка Джонни. Раз ребенок обеспокоен, то мать чувствует себя виновной в этом.

б) Но беспокойное поведение, вероятнее всего, появилось у Джонни задолго до того, как взрослый, не принадлежащий к их семье, обозначил его ярлыком «трудного»ребенка.

в) До тех пор, пока постороннее лицо (часто учитель) не назовет Джонни «трудным», члены семьи Джонс наверняка будут вести себя так, как будто они не замечают поведения Джонни; его поведение устраивает его близких, потому что оно исполняет определенную семейную функцию.

г) Обычно какое-то событие или происшествие вызывает у Джонни симптомы; из-за этих симптомов посторонним становится очевидно, насколько ребенок обеспокоен. События могут быть такими:

– изменения, влияющие на малую семью (т.е. семью, состоящую из родителей и детей) 4 извне: война, экономическая депрессия и т.д.

– изменения в семье со стороны жены или в семье со стороны мужа: болезнь бабушки, финансовые затруднения дедушки и т.д.

– приезд или отделение кого-то из членов малой семьи: бабушка переезжает и начинает жить вместе с семьей, семья сдает комнату постояльцу, семья увеличивается в размере с рождением еще одного ребенка, дочь выходит замуж;

– биологические изменения: у ребенка начинается переходный период, у матери начинается менопауза, отец попадает в больницу;

– большие социальные изменения: ребенок поступает в школу, семья переезжает в другой город, отец переходит на новую должность, сын поступает в колледж.

д) События такого рода могут повлечь за собой симптомы, потому что супругам необходимо адаптироваться 5 к этим изменениям. Эта необходимость создает дополнительную нагрузку на супружеские отношения; отношения в семье переосмысляются, а это, в свою очередь, влияет на равновесие семьи.

е) Семейный гомеостаз может быть функциональным (или «подходящим») для членов семьи во время одного периода семейной жизни и нефункциональным в другие периоды, так что события влияют на семью по-разному.

ж) Но если событие влияет на одного из членов семьи, то оно в некоторой степени влияет на каждого в ней.

12. После первого разговора с Мэри Джонс терапевт уже может построить догадки о взаимоотношениях между Мэри и ее мужем, которого мы назовем Джо. Если считать верным предположение, что нефункциональные супружеские отношения являются главной причиной симптомов ребенка, то отношения между мужем и женой становятся главным объектом терапии.

а) Что за люди Мэри и Джо? В каких семьях они воспитывались?

– когда-то они были двумя отдельными людьми, выросшими в разной семейной обстановке;

– теперь они стали архитекторами новой семьи, своей собственной.

б) Почему из всех людей на свете они выбрали себе в супруги друг друга?

– то, как они выбрали друг друга, дает большое понимание, почему теперь они разочарованы друг в друге;

– то, как они выражают свое разочарование друг в друге, дает ключ к пониманию того, почему Джонни необходимы симптомы, чтобы семья Джонсонов оставалась вместе.

Вирджиния Сатир (Virginia Satir) (1916-1988) - американский психолог. Родилась в Висконсине 26 июня 1916г. Получила образование в университете Винсконсин (степень бакалавра). . В 1942 г. получила степень магистра психологии. Занималась частной психотерапевтической практикой. С 1955 по 1958 г. участвовала в программе психологии семьи Института психиатрии штата Иллинойс, затем работала в Калифорнийском научно-исследовательском институте психиатрии в Пало Альто. С 1973 г. - профессор университетов Винсконсин и Чикаго. Одной и первых обратилась к исследованию проблемы психологии семьи и семейной терапии (Совместная семейная терапия. 1964).

Книги Сатир Вирджиния

Видео автора

Долго и счастливо: все о мужчине, Женщине и семье (1/11)

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (2/11)

Муж и женщина.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (3/11)

"Делай, как мы. Родительские послания".

Долго и счастливо: все о мужчине, Женщине и семье (4/11)

"Родословное древо - яблоко от яблони". Речь в этим видеофильме посвящена генограмме - родословной, в которой отмечены важные события в жизни наших предков и их влиянию на нашу жизнь.

Долго и счастливо: все о мужчине, Женщине и семье (5/11)

"С больной головы на здоровую" (Родителям о детях).

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (6/11)

"Чужой среди своих - подросток в семье".

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (7/11)

"Не в деньгах несчастье".

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (8/11)

Роли выживания - привычные модели поведения, усвоенные в детстве, которые человек использует всякий раз, когда оказывается в стрессе.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (9/11)

Современный мир фантастически тревожен по отношению к семье - общество то безудержно поддерживает семью, то безутешно хоронит.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (10/11)

"Голова против тела" Современный человек воспринимает тело как нечто совершенно отдельное от себя.

Долго и счастливо: все о мужчине. Женщине и семье (11/11)

"Гимнастика мозга" (Упражнения по снятию стресса для детей и взрослых).

Выдающийся семейный психотерапевт, Сатир внесла огромный вклад в семейную терапию своими тренингами и клинической практикой, ее часто называют «мамой семейной терапии». Она развила групповой терапевтический метод, который получил название «семейная скульптура». Ее концепция семейных ролей, таких, как «благодетель» или «миротворец», задающих векторы взаимодействия в семьях, стала очень популярной.

Закончила педагогический колледж, работала учительницей, параллельно получила степень магистра в области социальной работы, занялась психоанализом. В 1951 году в процессе работы с пациенткой с шизофренией ей пришла идея терапевтировать не просто отдельного человека, а семью в целом. Впоследствии важным элементом ее работы с клиентом стало составление «семейной карты», на которой отмечались значимые события в семье за несколько поколений.

В 1959 Д. Д. Джексон и Дж. Раскин пригласили ее участвовать в создании научно-исследовательского института психики в Пало Альто, она была назначена руководителем отдела образования, под ее руководством появилась первая в США образовательная программа для семейных психотерапевтов.

Вирджиния преподавала семейную динамику в Государственном институте психиатрии штата Иллинойс, ей было присвоено звание почетного доктора Университета Висконсин. До своей смерти в 1988 году она читала лекции и проводила занятия по всему миру.

По словам самой Сатир, на протяжении ее почти 45-летней профессиональной карьеры ей удалось встретиться с десятками тысяч людей и серьезно повлиять на их судьбу. А если принять во внимание дюжину ее книг, переведенных на многие языки и неоднократно переизданных во всем мире (в том числе и шрифтом Брайля), то счет этих людей надо вести на миллионы.

Одной из развитых Вирджинией Сатир техник является семейная скульптура. С помощью этой техники клиенты приобретают системное представление о себе, об отношениях с другими людьми и о своих семьях. Взаимоотношения между членами семьи изображаются символически. «Семейная скульптура», или реконструкция семьи, является составляющей частью образования семейных психотерапевтов.

Свою позицию психотерапевта Сатир выражала в «Пяти свободах», к которым стремилась привести своих клиентов:

  • Свобода видеть и слышать то, что есть сейчас - вместо того, что должно быть, было или только будет
  • Свобода высказывать то, что я действительно чувствую и думаю - а не то, что от меня ожидают
  • Свобода быть в своих чувствах - а не притворяться
  • Свобода просить то, что мне нужно - вместо того, чтобы всего лишь ждать позволения
  • Свобода брать на себя ответственность за риск - вместо того, чтобы действовать только старыми проверенными способами и не отваживаться на новое

Работа Вирджинии Сатир связана с другими формами терапии, такими, как НЛП и гештальт (упражнения из психодрамы Морено и системный поход, с которым Фриц Перлз познакомился благодаря Сатир в Исалене, легли в основу гештальт-терапии и интегративной телесной терапии). Берт Хеллингер взял метод Вирджинии Сатир за основу в семейных расстановках (см. также «Пять свобод»).

В своих семейных реконструкциях Сатир использовала уже известные тогда ролевые методы из психодрамы и гештальта, ее работа и работа Якоба Морено с одной стороны, а также работа Фрица и Лауры Перлз с другой стороны сильно повлияли друг на друга.

Вирждиния дважды была замужем, была приемной мамой двух девочек, так как своих детей иметь не могла после неудачной беременности, умерла от скоротечного рака.