Укладка асфальтовой крошки своими руками. Технология укладки асфальтового покрытия Как сделать из асфальтовой крошки асфальт

Основными слагаемыми данного материала является щебень, обычный речной песок, битумная смола, а также полимерные материалы для укладки на поверхность. Последний компонент не всегда используется, так как является дорогостоящим, применяются, в основном, при строительстве автострад и магистралей. Несмотря на то, что все компоненты можно найти в сарайчике, сделать дорожное покрытие на даче будет немного сложно. Следует серьезно подготовиться к этому процессу

Нам необходима емкость для смешивания «ингредиентов», очаг огня (можно костер) на 6-8 часов непрерывно, около 100 литров воды для охлаждения суспензии, а также один из клейстеров, чтобы все держалось в куче. Его роль может играть смола или битум (предпочтительнее). Рассмотрим пошагово инструкцию по изготовлению.

Шаг 1 Подготавливаем емкость.

Первым делом нужно сделать прототип бетономешалки, поскольку «убивать» дорогостоящий и полезный предмет будет нерационально. Для наших целей подойдет металлическая бочка из-под масла или дизельного топлива, в которых продают фирменный продукт. Если у вас такой нет, можно за копейки купить (или безвозмездно одолжить) у любого фермера или в самой компании, которая разливает масло в розничную тару. Их часто выкидывают в металлолом как отход производства. Закрываем крышку, по центру снизу сверлим отверстия. Продеваем металлический прут (трубу, уголок, квадрат и т.п.) и обвариваем инверторной сваркой, чтобы не было нигде течи. К одному из краев привариваем Г-образный прутик, получается «вертел».

Шаг 2 Смешиваем компоненты.

Насыпаем щебень в нашу «бетономешалку», добавляем туда немного песка (2:1), тщательно все перемешиваем. Нельзя набирать мокрые строительные материалы – они сразу же слипнутся, а отковырять их от металлических стенок будет очень сложно.

Шаг 3 Нагреваем битум и полимерные добавки.

В отдельной емкости (лучше всего взять 15-литровое ведро) нам необходимо нагреть битум до кипения, для лучшей эластичности в него можно добавить шампунь. Он потом выгорает, зато мешать будет намного удобнее. Туда же добавляем полимеры и пластификаторы.

Шаг 4 Смешиваем все в кучу.

Здесь не нужно много фантазии, просто берем и добавляем кипящий битум в заранее прогретую бочку со щебнем и песком. Важно: нельзя смешивать, если бочка и все компоненты не прогреты – битум быстро остынет и размешать будет нереально. Для удобства можно добавить предварительно в бочку воды 50 литров и довести до кипения. После этого налить битум и перемешивать до тех пор, пока вода не испариться.

Температура кипения воды – 100 градусов, ровно столько, сколько нам нужно для битума, чтобы сделать его текучим и клейким. Помните, что нельзя перегревать этот материал – он воспламеняется при температуре в 170 градусов, поэтому следите за водой. Только закончилась – выливайте!

Шаг 5 Заливаем в ямки.

Область, в которую вы будете заливать асфальт, нужно тщательно очистить, желательно выдуть компрессором. После того, как зальете горячую смесь, нужно взять каток или любой другой инструмент (трамбовку) и уплотнить материал. Обязательно смочите водой металл инструмента, чтобы он не прилип к битуму во время трамбовки.

Если придерживаться инструкции, то изготовление асфальта в домашних условиях будет безопасным, быстрым и даже очень интересным!

Что такое холодный асфальт и в чем его особенность

Совсем недавно на территорию России попал достаточно интересный продукт – полимерный асфальт. Его особенность в том, что укладывать его можно абсолютно при любой температуре. Тесты показали отличную вязкость и клейкость даже при -20С, что дает возможность ремонтировать дороги или делать подъезд к даче даже зимой.

В его состав входит текучий битум марки СГ или МГ 70/130, отличающийся повышенной вязкостью. Также содержаться специальные пластификаторы и модификаторы, действующие аналогично «холодной сварке». За счет этого можно даже при отрицательной температуре получить отличный результат. Дорожки будут иметь повышенную прочность и прослужат намного дольше обычного асфальта. Технология внедряется уже более 5 лет на территории России, и сейчас купить такой материал может каждый желающий.

Искать метод, как сделать асфальт своими руками нет смысла, так как холодная технология подразумевает высокотехнологический процесс изготовления под давлением и недоступна в домашних условиях. Его стоимость намного выше обычного дорожного покрытия, поэтому редко используется в промышленности. Зато каждый дачник может купить нужное количество для изготовления дорожек в саду или небольшого подъезда для автомобиля. Купить можно в обычном магазине. Установка не требует особых знаний: просто насыпаете смесь в нужное место и уплотняете любым удобным способом, даже шинами автомобиля.

Как изготовить новый асфальт из старого дорожного покрытия

Еще один очень популярный метод облагородить участок без особых капиталовложений – использование старого дорожного покрытия в качестве основного сырья для изготовления нового. Для этого нам понадобится около 100 кг старого покрытия, которое выбрасывают при ремонте шоссе, свежий битум, 10 кг смолы для эластичности и отвердитель для бетона. Рассмотрим пошагово, что нужно сделать.

изготовляем бетономешалку при помощи , бочки для масла и прутика как описано в первом разделе статьи.

Шаг 2 Измельчаем компоненты.

Молотом необходимо разбить все большие куски, оставшиеся от старой дороги. Проверьте, чтобы фракция всех компонентов была мелкой, до 40 мм. Туда же добавляем немного песка, все перемешиваем. Начинаем нагревать бочку с помещенным в нее старым асфальтом, песком, заливаем 60-70 литров воды, доводим до кипения и «варим суп».

Шаг 3 Готовим раствор для добавления.

Теперь самое время позаботиться о жидкой слагаемой. Так как старое дорожное покрытие уже содержит немного битума, то нам его понадобится на 50% меньше. То есть, берем на 100 кг материала где-то 10 кг битума и 10 кг смолы, нагреваем до кипения. Потом переливаем все это в нагретую бочку с другими компонентами, тщательно перемешиваем металлическим прутиком.

Самодельный асфальт из бесплатных компонентов готов. Теперь осталось его залить в предварительно очищенные ямки или на подготовленную для укладки площадку. Такой материал прослужит вам не один год и будет ничем не хуже «фирменного».

Асфальт достаточно надежный материал, используемый для покрытия дорог. Для высоких нагрузок предназначаются марки с наилучшими характеристиками, к примеру, М1200.

Менее плотный материал (М1000) не может выдержать нагрузки от массы многочисленных автомобилей, по этой причине его обычно укладывают только при устройстве тротуаров и дорожек.

В первую очередь необходимо распланировать участок, на котором будет уложен асфальт. Необходимые работы планируются с учетом предназначения покрытия. Для «легкой» автострады, с низким потоком автомобилей, потребуется насыпать только 1 слой щебня, а для постройки серьезной магистрали необходимо минимально 3 слоя.

Фракции щебня располагают от максимальной к наименьшей, после чего тщательно укатываются катком. Это требуется для создания специальной подушки (основания), на которую и заливают асфальт. Все работы по укладке асфальта выполняют с учетом требований СНиП и ГОСТа.

Используют 2 основных технологии заливки асфальта:

  1. Холодный способ. Используют чаще всего для ремонта асфальтных покрытий, так как такой материал схватывается в короткий срок, и отремонтированный асфальт можно использовать без ограничений;
  2. Горячий способ. Используют для создания нового асфальтового покрытия. Для этого способа разогретую смесь на битумной основе необходимо залить и укатать пока она не остыла.

Затраты при ремонте битума не должны быть менее 0,5 л, а при создании новой трассы расход материала необходимо рассчитать отдельно. В этом случае нужно принять в расчет не только габариты асфальтовой поверхности, но и ее строение, и возможные дополнительные факторы.

Во время работы необходимо использовать в обязательном порядке специальный термометр, который дает возможность замерять температуру битумной смеси. Постоянная проверка этого показателя имеет огромное значение, ведь после того как материал остынет его уже нельзя использовать для устройства асфальтового покрытия.

Нанесение пропитки

Сейчас для этой цели используют 3 разновидности пропиток:

  1. На основе акрилового полимера. Наиболее дорогое покрытие, его применяют только на небольших по площади пространствах, к примеру, на теннисном корте. Они создают самую качественную защиту, кроме того его производят нескольких цветов;
  2. Каменноугольная смола. Покрытие, не поддающееся действию нефтепродуктов. С помощью специальных компонентов достигается кроме длительного срока службы, но внешне привлекательный оттенок;
  3. Асфальтовая эмульсия. Доступный и популярный материал, но он не способен обеспечить необходимой защиты покрытия, что заставляет чаще ремонтировать полотно асфальта.

При появлении на асфальте трещин для ремонта можно использовать не битумную смесь. А лучше воспользоваться герметиком посыпанным сверху цементом.

Чтобы обеспечить максимальную прочность покрытия и предотвратить образование трещин под асфальтом размещают специальные сетки.

Они создают качественную сцепку нового покрытия, повышают эксплутационные характеристики асфальта и увеличивают время его использования.

Уплотнение - существенный момент при укладке асфальтового покрытия. Его производят с помощью специальных машин - катка, асфальтоукладчика или используют виброплиту, это не очень мобильное оборудование, но оно имеет ряд преимуществ перед другими способами укатки. К примеру, асфальтоукладчик может производить не менее 2 видов работ, а виброплита среди них наиболее маневренна.

Укладка асфальта по ГОСТ


Смешивание компонентов производится по ГОСТ 9128, смесь подразделяется на 2 вида, по условиям укладки:

  • для использования при температуре превышающей +5 градусов;
  • для использования при температуре в диапазоне -25 - + 5 градусов.

Щебень, входящий в состав смеси для укладки асфальта, необходимо выбирать в соответствии с запросами, указанными в ГОСТ 8267, отсев нормируется по ГОСТ 8736. Как вяжущее составляющее смеси применяют битумы – БНД 90\130 и БНД 60\90, соответствующие ГОСТ 22245.

Влияние материала на качество покрытия асфальтом

Чтобы не купить асфальтобетон низкого качества, у продавца необходимо потребовать предоставить сертификат соответствия изделия. Существует ряд лабораторий, выполняющих испытание асфальта и отбор проб. Анализ асфальта проводится с помощью исследования отобранного керна (асфальтовый стержень).

Улучшение асфальтовых покрытий

Несмотря на практичность, полотна из асфальта можно модернизировать. Одним из действенных методов является использование мастик, специально предназначенных для улучшения асфальта. В их составе содержатся битум, и специальные эмульсии для него, в состав которых входят добавки из резины и полимеров.

Битумные мастики, в большинстве случаев применяют разогретыми, а эмульсии без нагрева. Мастики закрывают поры и трещины на поверхности асфальта, это не позволяет влаге проникнуть под асфальт и разрушать его структуру – влага при замерзании разрывает покрытие, и при проезде транспорта создает гидроудары.

Самостоятельная укладка асфальта

В своем доме или на даче, асфальтовые покрытия подходят для устройства тротуаров и создания дорожек, из них делают отмостки. Кроме этого такой материал можно использовать для создания кровельного покрытия.

Дорожки прокладывают поэтапно:

  1. Предварительно убирают мусор и удаляют грунт на глубину до 30 см;
  2. После этого устанавливаются бордюры , служащие не только в качестве украшения, но и как стенки для битума;
  3. Далее устраивают подушку. Слой щебня засыпают на 15 см, потом производят его трамбовку, засыпают слой щебня мелкой фракции и снова укатывают. Последним засыпают песок, слоем 5 см. подготовленную подушку необходимо хорошо пролить водой и после этого укатать ручным катком;
  4. Горячий асфальт нужно равномерно разложить по площади дорожки. После чего выравнивают неровности шваброй-движком, одновременно заполняя образующиеся углубления новыми порциями асфальта. Так как материал остывает быстро, работу лучше выполнять с 1-2 помощниками;
  5. После того как асфальт будет уложен и выронен , нужно уплотнить его ручным катком. Укатчик перед работой нужно смазать соляркой, это поможет создать ровное и гладкое покрытие (к сухому катку асфальт будет прилипать). Желательно соляркой промазать все используемые при работе инструменты.

Во время укладки асфальта, важно следить за его температурой. Поддерживать ее необходимо на уровне не менее 120 градусов, покрытие, уложенное из холодного материала, в короткий срок полностью испортится.

Кроме этого важно при укладке выполнять инструментами исключительно прямые движения, ни в коем случае их не нужно возвращать к себе по поверхности покрытия.

После окончания всех работ, можно пропитать покрытие заменив пропитку особой краской, предназначенной для асфальта. С ее помощью можно получить необходимый вам оттенок.

Ремонт асфальта

Структура асфальта разрушается не только от физических нагрузок, но и под действием лучей солнца, которые со временем разрушает битум и делает поверхность хрупкой.

Существует 3 основных технологии восстановления асфальта:

  1. Первый способ: заделка трещин в покрытии с помощью гудрона. Поверхность, предназначенная для ремонта, заранее очищается. С учетом размера трещины, на 2-3 см засыпают песком и потом заполняют гудроном или при небольшой ширине дефекта используют гудрон сразу. После того как пройдет 10-15 минут заделанный асфальт необходимо выровнять шпателем. Так же поступают и с остальными трещинами на поверхности.
  2. Второй способ: можно купить рулоны с готовым асфальтом. Это недорогое и практичное изделие и что важно им удобно пользоваться для небольших ремонтов. Рулоны раскатывают, и, удалив защитный слой, располагаются на поверхность клейкой поверхностью. На несколько секунд необходимо рулон плотно прижать, и ремонт завершен.
  3. Третий способ: даст возможность ликвидировать небольшие ямки и повреждения на поверхности асфальта. Заранее дефект необходимо очистить, удалить весь мусор и вымести пыль. Плотно заполняет битумным составом все пустоты. Через 2-3 минуты заделанное место необходимо выровнять и утрамбовать.

Для предотвращения разрушения асфальта, его необходимо раз в 4-5 лет обновлять, а обнаруженные трещины заделывать водо и химически стойким герметиком.

Если асфальт начал крошиться, то такое покрытие необходимо полностью менять. Герметик нанести очень просто, вылейте его из емкости и хорошо промажьте жесткой щеткой обрабатываемую поверхность.

Ремонт асфальта в зимний период

Для ремонта асфальта в зимний период, потребуется предварительно подготовить место работы: очистить снег, сколоть лед и обработать место дефекта специальным составом.

Снег и влага охлаждают асфальт, по этой причине в сырую погоду укладку и ремонт толстых слоев полотна производить не стоит.

При слабых осадках выполнять работы можно исключительно по всему полотну асфальта, а производить работы с промежутками времени по частям, при метели и во время сильного дождя заливать асфальт нельзя. Иначе через непродолжительное время битумное покрытие потребует ремонта.

Если ликвидировать дефекты вовремя, заделывая самые износившиеся места, то он будет служить намного дольше. Наиболее важным при ремонте – правильно провести фрезерование, это значит, в месте дефекта удалить слой старого покрытия, используя фрезы.

Швонарезчик то же необходим для удаления отслужившего слоя покрытия, и для создания швов. Разогретый асфальт перевозят в кохере, он предназначен для транспортировки горячей битумной массы. Чтобы уменьшить затраты ручного труда, на специализированных предприятиях применяют настоящие автоматизированные комплексы.

К примеру, для ремонта автотрасс используются агрегаты удаляющие слой изношенного покрытия, которые одновременно выполняют нарезку дефектного материала и фрезерование.

Ямочный ремонт

Полный ремонт асфальта производят не всегда, нередко используют ямочную методику, которая состоит из заполнения обнаруженных дефектов, трещин и выбоин битумным составом. Он используется только если повреждения полотна не более 15%.

До начала ремонта, выполняют подготовку:

Разметка. Необходимо пометить кроме дефектных мест еще и небольшую часть целого полотна. Если несколько ям находятся в одном радиусе, то потребуется их окрасить одном контуром.

Демонтаж. После этого удаляют поврежденный асфальт, к примеру, с помощью отбойного молотка. Желательно в этом случае использовать способ холодного фрезерования, так как с его помощью можно получить ровные стенки.

Зачистка. На этом этапе убирают крошки и мусор от покрытия, и можно начинать обработку дефектных мест битумным составом.

Оценка материала:

  • Используемые асфальты наиболее чисты в экологическом отношении , при сравнении с аналогичными составами прошлых лет;
  • По стоимости довольно дорог;
  • Может использоваться практически для создания любых покрытий. Кроме того его можно использовать и при возведении зданий;
  • Новый асфальт внешне выглядит достаточно привлекательно , но со временем он начинает бледнеть. Восстановить его цвет можно окрасив поверхность специальной краской;
  • Приготовить асфальт в домашних условиях невозможно;
  • Требует в быстрой работе и использования помощников , поскольку после остывания непригоден к использованию.

Когда следует применять холодную и горячую укладку асфальта?

Холодную укладку этого материала в основном применяют для ремонта покрытий. Основное при этом - качественное уплотнение материала. Большой плюс холодного асфальта - возможность использования в любое время года. Необходимые работы можно производить даже зимой.

Существует 2 разновидности холодного асфальта:

  • Летний . При укладке желательна температура воздуха в пределах +15 - +30 градусов;
  • Межсезонный . При укладке желательна температура воздуха в пределах -5 - +15 градусов.

Но такой материал плохо подходит для капитального ремонта или устройства нового покрытия. Тут лучше использовать горячий асфальт.

Самым простым решением обустройства наземных коммуникаций придомовой территории, а так же дачных участков являются дорожки из асфальта. По своей стоимости асфальт выгодно отличается от других тротуарных покрытий, таких как плитка, природный камень, брусчатка и т. д. Наряду с этим по прочности асфальт не уступает им, а в некоторых случаях даже превосходит. Да и сама технология сооружения дорожек из асфальта не слишком сложна и доступна практически любому владельцу частных владений.

Содержание

  • Где взять асфальт.
  • Подготовка грунта.
  • Технология укладки.
  • Плюсы и минусы.

Где взять асфальт

В домашних условиях изготовить асфальт практически невозможно, несмотря на простоту технологии и несложный состав материала. Лучше это дело предоставить специализированным предприятиям, имеющим специальные производственные возможности и соответствующее оборудование для этих целей.

Поэтому рациональней будет заказать в этих предприятиях готовый асфальт соответствующего типа и, кроме того, продукт доставят к пункту назначения и вам останется только его распределить по месту укладки, раскатать и утрамбовать.

Есть еще один вариант приобретения асфальта ‒ это использование бэушного материала. С одной стороны он будет стоить еще дешевле, но с другой сам процесс реанимации старого сырья займет больше времени и усилий.

Для справки: одна тонна мелкозернистого асфальта тип 3 в Москве стоит около 3 000 руб/т. За доставку придется доплачивать отдельно или можно осуществить самовывоз.

Подготовка грунта

Пед тем как приступить к подготовке грунта под асфальт необходимо определится с размерами и границами дорожки. При выборе места под дорожку нужно обратить внимание на то, чтобы рядом не росли деревья, так как в будущем их корни будут разрастаться и разрушать асфальтовое покрытие. В пределах выбранных границ дорожки снимается и утрамбовывается слой грунта на глубину примерно 30,0 см.


Далее, чтобы очертить границы тротуара устанавливаются с обеих сторон бордюры, цель которых не только определение границ, но так же задержать асфальт от расползания асфальта. Для этого с обеих сторон выкапываются траншеи, натягивается контрольный шнур и на цементный раствор укладываются кирпичи или другой материал для бордюр.

Для того чтобы асфальт служил долго и не проваливался нужно соорудить под него подушку. Сам процесс создания подушки происходит в несколько этапов:

  • На утрамбованное дно траншеи на высоту 15 - 20 см засыпается песок. Этот слой тщательно утрамбовывается.
  • Поверх него засыпается слой щебня крупной фракции толщиной около 40,0 см.
  • Далее прокладывается слой гидроизоляции.
  • Поверх этих двух слоев и гидроизоляции сооружается еще один, из гравия мелкой фракции.
  • Чтобы все эти три слоя были плотными, заливаем их водой и опять хорошо утрамбовываем. Таким образом можно считать, что подушка готова.
  • Единственно, что нужно добавить, так это сооружение по бокам дренажных отверстий для сбора дождевой воды с дорожек.

Технология укладки

Перед тем как приступить непосредственно к укладке дорожки из асфальта необходимо тщательно продумать все действия и подготовить соответствующий инструмент. Ведь после того, как вам привезут асфальт или вы его сварите со нужно будет быстро произвести укладку пока материал на застыл. Из инструментов понадобится прочная лопата, швабра-движок, каток определенного веса и емкость с солярой.

Лучшим вариантом будет, если сам процесс производимых работ будет производится с помощником, а лучше с двумя. Начинать нужно с того, что на всем участке дорожки разбрасывается еще не остывший асфальт, толщина которого должна быть не менее 5,0 см. Чтобы асфальт не прилипал к лопате ее нужно будет смазать соляркой. То же самое касается и катка.

Выложенный асфальт разравнивается шваброй-движком до равномерности покрытия. После чего слой утрамбовывается катком. Маленькая хитрость: если каток слишком легкий можно одному из помощников стать на его раму для добавки веса. Движение катка должны быть только прямолинейные, но ни в коем случае не реверсивные (туда-сюда). Пока один человек трамбует асфальт, другие помощники могут разравнивать шваброй следующий участок дорожки. Стыковочные швы сглаживаются путем поперечной укатки.

Чтобы укатка была как можно качественнее, нужно выступить за границы дорожки на 10‒15 см. И еще, что немаловажно, не оставляйте каток на поверхности асфальта после окончания всех работ.

Плюсы и минусы

Дорожки из асфальта, несмотря на свою дешевизну и прочность все же имеют кое-какие недостатки:

  • В жаркий летний день от них исходит не очень приятный запах.
  • Отсутствие декоративных перспектив.
  • Не очень вписывается в ландшафт участка, где много цветов и других растений. Хотя этот недостаток можно компенсировать, приобретя цветной асфальт, но стоит он дороже.
  • В холодное время покрытие может трескаться, а в жару ‒ плавиться.

Садовые дорожки - важный атрибут ландшафтного проектирования. Стоит учитывать, что они должны быть не только красивыми, но и функциональными. И в этой статье хотелось бы рассмотреть дорожки, к которым не нужно привлекать внимание. Для таких садовых дорожек идеально подходит асфальтовое покрытие.

Недостатки асфальтового покрытия

Во-первых, химический состав асфальта приводит к тому, что летом асфальтовое покрытие иногда неприятно пахнет.

Во-вторых, асфальт подвержен трещинам и деформации. Но чаще это происходит из-за некачественной укладки или неправильно подобранных погодных условий: лучше всего укладывать асфальт в теплую погоду и на тщательно подготовленную поверхность.

Чемможет быть привлекательна асфальтовая садовая дорожка?
Асфальт достаточно дешев! И, что особенно важно, легко очищается. Асфальтовое покрытие идеально подходит для «незаметных» и предельно функциональных дорожек, ведущих к гаражу, сараю. Его также можно рассматривать как вариант для покрытия разбитой бетонной дорожки.

Из других положительных моментов стоит отметить, что асфальт бывает цветным (существует красный, зеленый асфальт), что может оказаться прекрасным декоративным решением. А если при укладке закатать в асфальтовое покрытие камушки, то он вполне сможет выглядеть дизайнерским элементом сада.

Итак, что же нам потребуется для укладки асфальта?

Материалы и инструменты:

  • песок
  • гравий
  • бордюрные блоки или кирпичи
  • битум
  • щебень
  • жесткая щетка
  • гребок
  • садовый каток

Инструкция по укладке асфальтовой садовой дорожки

1. Для начала подготовим землю. Если этого не делать, то асфальт может со временем потрескаться, а поверхность садовой дорожки не получится ровной и прочной. Прочный фундамент получится в результате смешивания песка и гравия. Полученный состав следует выложить толстым слоем 6 см на твердый грунт. Если фундаментом служит старая дорожка, прежде всего, необходимо заделать все дыры.
2. Чтобы дренаж был хорошим, не забываем о небольшом уклоне.
3. Наиболее уязвимыми местами асфальтового покрытия являются края, которые часто начинают крошиться. Чтобы избежать этого, укрепляем границы с помощью бордюрных блоков или кирпичей. Также для этой цели подойдут и деревянные блоки.
4. Переходим к самому ответственному моменту - укладке. Покрываем поверхность битумом. Сначала перемешиваем его, потом выливаем из контейнера и наносим на всю поверхность, используя жесткую щетку.
5. Засыпаем сверху щебень (размер 0.5-2 см) и начинаем вдавливать щебень в битум. Толщина слоя 2 см. Уплотнить поверхность надо как следует, чтобы избежать воздушных карманов.
6. Делаем несколько подходов садовым катком.
7. Заполняем видимые пустоты и проходимся по покрытию катком еще несколько раз.
8. Края дорожки ограждаем бордюром. Для этой цели идеально подойдут поставленные на ребро кирпичи: кроме функционального бордюра, предотвращающего края дорожки от крошения, их расположение поможет сделать дорожку частью дизайнерского замысла всего участка.