Развитие воображения младшего школьника. Игры для младших школьников направленные на развитие мышления и воображения

Игры на развитие воображения и мышления

Составление рассказа Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:

а) девочка, дерево, птица;

б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

"Волшебные кляксы" Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Поиск аналогов Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

Способы применения предмета Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

"Ну-ка, отгадай!"

Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет".
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д. После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечания:

  1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: "Оно живое (или мертвое)?"; "Оно находится в доме?"; "Оно находится на улице?"; "Это животное?"; "Это - человек?" и т. п.
  2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
  3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

"Картинки-загадки"

Цель игры: развитие мышления и речи.

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Парные картинки"

Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления).
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

"Угадай игрушку"

Цель игры: развитие восприятия, наблюдательности и мышления.

Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

"Лишняя игрушка"

Цель игры: развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.
Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Входит первая группа и, посовещавшись, берет "лишнюю игрушку" - ту, которая, по их мнению, "не подходит". Так, в данном примере "лишняя игрушка" - это мячик (кукла и зайка - живые, а мячик - нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка").

"Сочини предложение" 13

Цель игры: развитие мышления и фантазии.

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:

  1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
  2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

"Противоположность"

Цель игры: развитие мышления и речи.

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.
Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

"Определения"

Цель игры: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

"Придумай загадку"

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т.д.
Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

"Пословицы"
Цель игры: развитие речи и мышления.

Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: "Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь", "Это значит - нельзя спешить".

А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: "Семь раз отмерь, один отрежь".

Пословицы:

  1. "Дело мастера боится".
  2. "Всякий мастер на свой лад".
  3. "На все руки мастер".
  4. "Портной испортит - утюг загладит".
  5. "Картошка поспела - берись за дело".
  6. "Без труда и в саду нет плода".
  7. "Каков уход, таков и плод".
  8. "Больше дела - меньше слов".
  9. "Всякий человек у дела познается".
  10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
  11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
  12. "Заработанный хлеб сладок".
  13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
  14. "Без начала нет конца".
  15. "Без порядка толка нет".
  16. "Без работы пряников не купишь".
  17. "Глаза боятся - руки делают".
  18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
  19. "Без труда нет добра".
  20. "Труд - лучшее лекарство".
  21. "Терпение и труд все перетрут".
  22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
  23. "Дом без книги, что без окон".
  24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
  25. "Где ученье - там уменье".
  26. "Ученье и труд вместе живут".
  27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
  28. "Почитай учителя, как родителя".

"Сказочный чайнворд" Чайнворд - это игра, в которой нужно придумывать слова, начинающиеся на ту букву, какой окончилось предыдущее слово. В предложенной игре нужно воспользоваться этим правилом и составлять фразы-чайнворды про героев сказок, но с одним условием: предложение должно состоять из пяти слов и начинаться с имени героя. Например, "Колобок": ЛисА АккуратнО ОбошлА Арык.

"Ягодные сказки" Можно придумывать сказки, которые объясняли бы явления из какой-либо области. Например: Почему вишни растут парами? Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?

"Буриме" В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: конь-гармонь-огонь-ладонь;

Бег-снег-век-человек;

Стакан-карман-обман-пан.

Победитель тот, кто первым придумал интересное стихотворение.

"Спрячь ноты" Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы "спрятаны" загаданные судьей ноты:

Ля,ре;

До,фа;

Соль,ми.

"Конец и начало" Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
- Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал отбойный молоток.

Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.

Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет .

"История одной буквы" Многим известная игра. Составьте самый длинный связный рассказ из слов, начинающихся на одну букву. например: "Академик астрономии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Антонович Ананасов арестован атаманом аборигенов."

"Мемуары" Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь. Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:

Старого прикроватного столика,

Старой платьевой вешалки,

Старой чайной чашки.

Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.

"Расшифруй слова" Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки:
- ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
- НЕТ, ДА, УРА;
- ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО.

"Анонимка" Это неподписаное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

"Скороговорки" 8
Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша: "Шишкой Саша шапку сшиб", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Маляр Шурик мешал сурик". Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т.д.

"Правила хорошего тона" 8
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью,
- на вершине Эльбруса,
- в холодильнике,
- в избушке Бабы-Яги.
Можно предложить по написаным правилам угадать место.

"10 коротких советов"
В любом модном журнале есть страничка, где даются короткие советы, что делать в тех или иных ситуциях. Участникам игры предлагается придумать и записать советы, способные помочь людям в нестандартных ситуациях:
- ребёнок моет уши зубной пастой;
- мама каждый день моет квартиру, передвигая мебель;
- папа плачет над аргентинскими сериалами и т.д.

"Инструкция"
Эта игра предлагает составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:
- как вынуть изюм из кекса;
- сделать маникюр кошке;
- выиграть в лотерею.

"Простые рисунки" Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смысл, отвечать на вопрос "Что это такое?". Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Игры на развитие логической памяти

Для развития памяти младших школьников можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала, использование визуального кода. 7

"Запомни фразы" 7
Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:
- Лев, нападающий на антилопу.
- Собака, виляющая хвостом.
- Муха в супе.
- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
- Молния в темноте.
- Пятно на любимой рубашке.
- Капли дождя, сверкающие на солнце.
- Крик ужаса в ночи.
- Друг, ворующий любимую игрушку.
После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы.

"Игра в волшебника" 7
Цель: развитие осознанного восприятия.
Ребенок становится волшебником, способным оживить при помощи волшебной палочки все, что угодно. Он касается своей палочкой любого предмета, предмет оживает (в воображении, конечно), затем волшебник рассказывает о том, что получилось, как начал вести себя оживший предмет.

"Придумай историю со словами" 7
Цель: развитие способности устанавливать связи между элементами материала (логических ассоциаций).
Ребенку предлагаются слова. Их необходимо перегруппировать, объединив по какому-нибудь признаку, чтобы было легче запомнить. Потом из всех этих слов надо придумать историю:
Медведь. Тележка. Пчела. Колокольчик. Ромашка. Воздух. Ваза. Кот. Солнце. Вода.

"Визуальный код" 7
Чтобы запомнить число предметов, нужно использовать визуальный код. Например, чтобы запомнить "одна корова", надо представить себе одну корову, привязанную к колышку. Попробуйте вместе с ребенком запомнить таким образом следующий материал:
- Одна корова.
- Две автомашины.
- Три рубашки.
- Четыре зеркала.
- Пять солдат.
- Шесть карандашей.
- Семь шариков.
- Восемь стульев.
- Девять колец.
- Десять стаканов.

"Игрушечная очередь" 19
"Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок". Вы выстраиваете 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помоги игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира".


Развития воображения младших школьников.

Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы дети смогли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека воображения и прогресс остановится! Значит, развитие воображения у младших школьников является одной из важнейших задач учителя, так как особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от 5 до 12 лет.

Что такое воображение?

Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Но бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда велика неопределённость ситуации. Это общее значение функции воображения у детей, и у взрослых.

Старший и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы) , а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ).

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Схема воображения, его видов и способов.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация , т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (Кентавр, Феникс). Второй способ – гиперболизация . Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер или Мальчик с пальчик. Третий способ создания образов фантазии – схематизация . В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвёртым способом является типизация . Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Пятый способ – акцентирование . В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия . Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблём.

Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Фантазирование значительно обогащает опыт ребёнка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребёнок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это даёт ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

Залог успешной учёбы.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выгодский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

Построение образа конечного результата его деятельности;

Создание программы поведения в ситуации неопределённости;

Создание образов, заменяющих деятельность;

Создание образов описываемых объектов.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности этой фантазии, её силе и яркости.

Затухание функции воображения с возрастом – отрицательный момент личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним и мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т. е. имеющие не единственное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями. Ниже предлагается ряд заданий, позволяющих тренировать процесс воображения младших школьников.

Развитие воображения младших школьников.

Воображение тесно связано с личностью, её развитием. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элемента опыта, схематизации и детализации образов.

Развитию воображения способствуют:

  • - ситуации незавершенности;
  • - разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • - стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • - билингвистический опыт;
  • - позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • - конформность;
  • - неодобрение воображения;
  • - жесткие полоролевые стереотипы;
  • - разделение игры и обучения;
  • - готовность к изменению точки зрения;
  • - преклонение перед авторитетами.

Воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта школьника. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Как следствие надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим чтобы он был творческим человеком.

Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.

Для измерения воображения и фантазии у детей младшего школьного возраста используются методики таких авторов как С.А.Гречко, Г.С.Альтшуллера, С.Ю.Лазаревой, Э,Торренса.

Способы развития фантазии и воображения основаны на его механизмах: агглютинации, гиперболизации, схематизации, типизации, заострения. В качестве рекомендаций к развитию воображения в школьной среде практические психологи приводят следующие.

Сформировать мотивацию!

Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и ярки е эмоции. Логика у детей еще не сильна.

Фантазировать должно, быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У школьников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

Игры на развитие фантазии способствует формированию способностей детей понимать друг друга. Согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую эмоциональную и нравственную жизнь. В основе игр на развитее фантазии лежит совместное сюжетосложение. Умение школьника выстраивать последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания. В играх на развитие фантазии, кроме активизации воображения ребенка, на наш взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учиться понимать других детей. Эти игры полезны для развития воображения, творчества. Игры на развитие фантазии способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие, индивидуальные, игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую эмоциональную и нравственную жизнь.

1. Уменьшение-увеличение

А что будет. Если твой рост уменьшится в 10 раз? Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в школу увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормально длины

  • 2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
  • а) Выбирают несколько произвольных объектов живой или неживой природы;
  • б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумать и новые свойства «из головы»;
  • в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека. Например, в качестве объекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение. Питается грызунами, живет в горах.
  • 3. Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку. Рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки. Спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде - впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).
  • 4. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
  • 5. Оживший рисунок

Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений?

6. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось. Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к каким последствиям приведет их потеря.

7. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

  • 8. Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.
  • 9. Антропоморфизм.

Антропоморфизм - это уподобление человек, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ. Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных сказок, мифов и басен и сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.

10. Метафора.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.

11. Метод «РВС».

РВС - это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость. Надо отметить, что метод «РВС»» - это частный случай более общего метода «уменьшение-увеличение», когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, Ане только размеры, весили стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти. Такие мысленные эксперименты «размывают» привычное представление об улучшаемой системе, делает ее мягкой, изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.

12. Комбинация приемов.

«Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Возьмите какой-нибудь сказочный объект(Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования.

13. Метод Л.Н.Толстого

Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

14. Свободное фантазирование.

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьёзной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

15. Хроноклазм.

Этот парадокс, вызванным вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать, в этом направлении задаются вопросы типа: «Что было сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?»

16. Машина времени.

У нас появилась машина времени! Вы в неё садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны и быть там в любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

Итак, развитию воображения детей младшего возраста способствуют ситуации незавершенности; разрешение и даже поощрение множества вопросов; стимулирование независимости. Самостоятельных разработок; билингвистический опыт; позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. Развитию воображение препятствуют: конформность; неодобрение воображения; жесткие полоролевые стереотипы; разделение игры и обучения; готовность к изменению точки зрения, преклонение перед авторитетами. Способы развития фантазии и воображения основаны на его механизмах: агглютинации, гиперболизации, схематизации, типизации, заострения. В качестве приемов на развитее воображения и фантазии используют игры: «Уменьшение-увеличение», «Метафора», «Машина времени», «Темы фантастических рассказов», «Антропоморизм», «Комбинация приемов», «Пересказ сюжета», «Свободное фантазирование». Игры на развитее фантазии способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальнее игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую жизнь. В играх на развитее фантазии, кроме активизации воображения, ребенок учится понимать других детей.

Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать.

Упражнение № 1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача - построить из этих элементов фантастический образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать.

Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение № 2 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст « Проделки белки»

Время проведения: 10-15 минут.

Ход поведения упражнения:

Инструкция: « Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется « Проделки белки».

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо - невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. « Ладно!» - отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…»

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.

Игра № 3 «Пантомима» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения.

Возраст: от 5 до 11 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения игры:

Группа детей становится в круг.

Инструкция: «Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие.

Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Игра № 4 «Внутренний мультфильм» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Стимульный материал: текст рассказа.

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения игры:

Инструкция: « Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок»

Игра № 5 «Нарисуй настроение» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое-нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется».

Игра №6 «Сказка наоборот» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: герои любимых сказок.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

Игра № 7«Соедини предложения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения.

Время проведения: 15-20 минут.

Ход проведения:

Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: «Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» - «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»

«По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

«Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Игра № 8«Превращения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: игровые образы.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Детям предлагается изобразить в движении игровые образы.

Инструкция: «Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобрази это в движении». После выполнения задания, даётся следующее: «робот», «орёл», «королева», «кипящая кастрюля».

Для исследования воображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется определённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения воображения детей младшего школьного возраста можно использовать такие методики как: "Дорисовывание фигур", «Выведение следствий», «Как можно больше названий» и др.

Воображение можно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима», «Неоконченные рассказы», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной; «Внутренний мультфильм», «Нарисуй настроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой; «Сказки наоборот», «Соедини предложения» И.В. Вачкова.

В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко II- III классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к III классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность; в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно оно позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге).

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.

Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения в начальных классах, снижаются качественный уровень обучения.

В связи с этим я предлагаю использовать ряд методик (игр и упражнений) как на уроках, так и во внеурочное время для развития воображения младших школьников:

Игра “Наоборот”. При изучении любого произведения. Учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.

«Волшебная мозаика».

Цель: сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа).

В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей:

1) два комплекта картонных деталей, полученных путем разрезания квадратов

8 фигур 7 фигур

2) комплект картонных полукругов различной величины

3) набор деталей, включающий элементы двух предыдущих комплектов.

Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям. Они складывают изображения предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек).

«Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.

«На что похоже половина яблока?»

Упражнение «Волшебные кляксы». Дорисовать кляксу в известный образ

Упражнение «Волшебные пальчики». По отпечатку кисти дорисовать изображение.

«Охотник». Цель: увидеть в сплетениях линий образы знакомых животных;

Задание: попытаться создать свою работу.

«Дорисуй линию». Дорисовать линию до известного объекта.

«Весёлые человечки» Из шаблона изобразить человечка в различных движениях.

Создание картины по собственному замыслу.

«Алфавит».

Игра предназначена для детей и взрослых. Игра занимательная и веселая. Количество участников - два человека (но при желании возможно увеличить количество играющих до четырех).
Перед участниками игры на доску вешается алфавит (если дети большие и знают алфавит, то это не обязательно). Игрокам присваиваются различные роли, например, покупатель и продавец, водитель такси и пассажир.
Участники должны вести беседу между собой, начиная каждую фразу с новой буквы алфавита.
Пример: дворник-прохожий
-А кто это тут намусорил?
-Боже мой, не думаете же вы, что это я здесь семечки грыз?
-Возможно...
-Господи... что за подозрения...
-Да-да, а кто это если не вы?
-Если не я, что больше не кому?

Оживление предметов. Тема «одежда»
Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Имитация действий. Тема «посуда»
Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

«Пластический этюд».
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
(И. Лопухина)

«Закорючки»

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Несуществующее животное»

Количество игроков: любое

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы? И как можно использовать рыбу-магнит?"»

«Продолжи рисунок»

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Пять точек»

Количество игроков: любое

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

«Маски»

Количество игроков: один или несколько человек

Дополнительно: скорлупа грецких орехов

Маски из скорлупы грецких орехов: осторожно разделите орех на две половинки. По сторонам просверлите дырочки, проденьте резинку. На скорлупе нарисуйте лица и мордочки зверей, используя естественный рельеф. Маски надеваются на палец. Если вы хотите одеть получившихся кукол, обмотайте вокруг пальца платок.

Задается тема, и игроки разыгрывают импровизированный спектакль, используя вместо театральной ширмы спинку стула. В зависимости от содержания пьесы маски могут изображать различных персонажей.

Новое назначение предмета

Количество игроков: любое

Дополнительно: любые предметы

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

«Смешинки»

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Узнай картину

Количество игроков: не более 5-7 человек

Дополнительно: предметная картинка, лист бумаги с отверстием

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину

«Смеяться запрещено»

Количество игроков: двое или несколько пар

Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача - остаться серьезным.

Кто дольше выдержит?

Рисуем музыкальные картинки

Количество игроков: любое

Дополнительно: музыка, бумага, цветные карандаши

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

«Интересно, это кто?»

Количество игроков: любое

Глядя в окно, придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.

«Кто этот человек?»

Количество игроков: любое

Один из игроков выбирается водящим. Он ненадолго выходит из комнаты. Остальные задумывают любого известного человека.

Водящий возвращается и, задавая вопросы, старается угадать, кого задумали игроки. Спрашивать он может только о том, на кого или на что похож этот человек. Игроки отвечают, подбирая самые точные примеры.

Например, ведущий может спросить: «На какой предмет был бы похож человек, если бы он был мебелью?» - «На шкаф.» - «А если бы он был животным?» - «На кота.» и т.д.

Водящий может задать только 3 вопроса. Если ему не удалось угадать задуманного человека с третьей попытки, ему сообщают ответ и он снова остается водящим.

«Так не бывает!»

Количество игроков: любое

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».

«Внутренний мультфильм»

Взрослый рассказывает начало какой-то истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче. Мы вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории. Он представляет себе то, что происходит дальше, и рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше продолжение придумывает взрослый и т.д.
«Нарисуй настроение»

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение
или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
«На что это похоже?»
Надо посмотреть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
Составление рассказа
Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Поиск аналогов
Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

"Картинки-загадки"
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Ягодные сказки"
Можно придумывать сказки, которые объсняли бы явления из какой-либо области. Например:
Почему вишни растут парами?
Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?

"Буриме"
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким:
- конь-гармонь-огонь-ладонь;
- бег-снег-век-человек;
- стакан-карман-обман-пан.
Победитель тот, кто первым придумал интересное стихотворение.

"Конец и начало"
Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
- Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал отбойный молоток.
- Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.
- Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет.

"Мемуары"
Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:
- старого прикроватного столика,
- старой платьевой вешалки,
- старой чайной чашки.
Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.

"Расшифруй слова"
Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки:
- ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
- НЕТ, ДА, УРА;
- ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО.

"Анонимка"
Анонимка – это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

"Правила хорошего тона"
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью,
- на вершине Эльбруса,
- в холодильнике,
- в избушке Бабы-Яги.
Можно предложить по написанным правилам угадать место.

"Эврика!"

Участникам игры предлагается попробовать открыть новый закон или вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодится в жизни. Правила можно придумывать самые различные, например:
- как определить возраст соседской собаки;
- как измерить вес грозовой тучи;
- как рассчитать количество пчёл в улье.

"Инструкция"
В этом упражнении предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого зада-ния, например:
- как вынуть изюм из кекса;
- сделать маникюр кошке;
- выиграть в лотерею.

"Простые рисунки"
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смысл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.
Я предлагаю вам 40 простых рисунков.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.