Природное и общественное в человеке человек как. Тест по обществознанию (10 класс) на тему: Тест по темам: "Природное и общественное в человеке", "Системное строение общества: элементы и подсистемы"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества. Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического и политического, т.е. социального.

Важно понять, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Мы признаём, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, но, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального.

Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически и социально обусловленные различия между людьми и группами людей?

Для того чтобы на него ответить, необходимо изучить каждую из сторон и природную, и социальную, опираясь на всё богатство философских знаний о человеке, об обществе и природе в целом.

Говоря по существу, данная тема универсальна и охватывает всё сущее вокруг нас, позволяя более объемно и многогранно высветить специфику общества, его законов. В данной работе я постараюсь рассмотреть предложенную тему с философской точки зрения. Философия веками пыталась разгадать тайну человеческого бытия. Выдвигались различные теории, строились целые системы представлений о мире и человеке. Но даже сегодня никто не может сказать, что знает о человеческой природе всё.

Должно пройти ещё очень много лет, чтобы разгадать многие тайны, ответов на которые у нас пока нет.

Зато у нас имеется богатейшая кладезь знаний, накопленных благодаря величайшим умам человечества, чтобы мы могли сказать: «Мы знаем о человеке не всё, но очень многое!»

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. Благодаря этой сущности, человек отделяет себя от природы, отделяет тело и дух, поэтому для человечества характерна культурная система: обряды, учения, нормы поведения и др.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Однако он неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Люди давно осознали, что человек по своей сути уникален, но вот откуда он произошёл? По этому поводу всегда шли ожесточенные споры, которые не затихают и по сей день. «Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Религиозная теория (божественная, теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения».

Как было сказано ранее, человек не только существо биологическое, но и общественное. Так что же отличает его от животного? «Во-первых, человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Во-вторых, человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

В-третьих, человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

В-четвёртых, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека».

Таким образом, человек - существо уникальное: открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное; существо универсальное: способное к любому виду деятельности; существо целостное: интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало.

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

человек бытие природа эволюция

Проблемы человека в обществе и общества в природе исследует философия социума. Вообще, природа - это базовое понятие. Существует три его понимания: широкое, среднее и узкое.

Широкое понимание - космос, весь окружающий мир и природа человека.

Среднее понимание - природа нашей планеты.

Узкое понимание - то, что находится вокруг нас на уровне обывательского мышления.

Природа и общество - две противоположности, но общество - это часть природы. Оно вырвано из контекста природы. Общество - это очеловеченная природа. Оно продолжает быть природой, но живёт по своим законам. Если же человек относится к природе стихийно и потребительски, то запускается процесс самоликвидации общества, ведь оно является продуктом деятельности человека. В обществе человек реализует природные принципы своего существования. Человеческое общество имеет три составные части.

Антропосфера - сфера жизни людей, то, где человек может выжить.

Социосфера - область общественных отношений между людьми.

Биотехносфера - область распространения технического влияния человека.

«Общество, его качественная специфика выступают своего рода барьером, который отделяет природное от неприродного. Стоит природному перешагнуть порог общества, вступить в круг его имманентных взаимосвязей, как оно как бы теряет свое качество природного. Ясно, что при таком понимании, - а оно в рамках социальной философии весьма распространено, - вопрос о природных характеристиках самого общества либо исследуется весьма поверхностно, либо вообще не рассматривается.

Нужно же исходить из того, что природное имеет место везде, где налицо проявление механических, физических, химических, биологических и других необщественных законов. Суть любого природного явления и выражается именно в подчиненности действию этих законов. Полагаем, что при таком понимании природы открываются более широкие методологические возможности для рассмотрения общества.

К сожалению, в работах по социальной философии крайне мало исследуется жизнедеятельность человека именно как природного субъекта. Эта его природность полагается как бы вынесенной за скобки социальной жизнедеятельности, чем-то таким, что не заслуживает серьезного внимания социальной философии.

Может быть, в силу этих установок за пределами социальной философии остались многие принципиальные достижения научного знания. Так, если на учение И. Павлова о сигнальных системах социальная философия марксизма как-то прореагировала, то фрейдизм и неофрейдизм были ею начисто проигнорированы. А ведь в этом учении было достигнуто важное приращение знаний относительно того, как определенные природные качества детерминируют жизнедеятельность человека, как детерминирующее воздействие этих качеств преломляется в обществе, приобретает многократно опосредованные причудливые формы отражения в общественной жизнедеятельности человека. Фрейдизм убедительно показал, что природные качества - это не просто предпосылка, условие, внешний фон человеческого общественного бытия, а имманентный и мощный фактор этого бытия. Но если фрейдизм доказал это на примере одного природного института, то можно лишь догадываться, сколько еще глубоких тайн откроется человеку относительно влияния других его природных качеств. Думается, что и развитие генетики приоткрывает нам важные механизмы воспроизводства и природного бытия человека, показывает, как они вплетаются в общественную жизнедеятельность человека, влияют на нее и в свою очередь подчиняются ее воздействию. Одним словом, все развитие науки о человеке с достаточной убедительностью доказало, что природная натура человека, его природные качества представляют собой не просто естественную предпосылку общественного бытия человека, а являются весьма важными детерминантами всего его жизненного поведения, его общественного бытия. Понять во всей многогранности и целостности жизнедеятельность человека как общественного существа можно, лишь в максимальной степени учитывая его природное бытие, сложные механизмы вплетения природных качеств, потребностей, свойств человека в ткань его общественной жизнедеятельности. В связи со сказанным хотелось бы выразить свое отношение к некоторым дискуссиям о биосоциальной сущности человека. Весьма часто участники этих дискуссий были озабочены превыше всего тем, чтобы подчеркнуть приоритетность социальной сущности человека. И на этом фоне природная, биологическая характеристика человека вольно или невольно выступала как нечто малозначащее. В результате в сознание научных кругов и широкой общественности внедрялась мысль о первостепенности социальных качеств человека и некоторой вторичности, низменности его биологических, природных черт. А из этого умонастроения проистекало и полуснисходительное отношение к определенным потребностям человека, необходимости их удовлетворения, деятельности по этому удовлетворению.

Еще раз остается повторить: человек целостен, все грани его бытия одинаково необходимы, ущербность любой из них одинаково губительна для него. Отсюда вытекает, что природная жизнь человека находится не за пределами его сущности, а представляет собой ее неотделимую составляющую».

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

Как было сказано выше, человек оценивает себя как часть общества. Сам по себе он един в трёх смыслах: человек, индивид, личность. Эти три понятия всем давно известны. Человек - единичный представитель рода человеческого, наделённый характерными для этого рода чертами. Индивид - некая безличность, обладающая конкретными качествами, отдельными биологическими особенностями, которые отличают каждого человека. Однако выделяют ещё одну категорию, которую можно связать с личностью - персона. В современном мире это понятие выражает необходимые личностные черты. Персона (по К. Г. Юнгу) - социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращёнными к нему со стороны окружающих; публичное лицо человека, воспринимаемое обществом. Отсюда следует, что максимально персонализированный индивид есть личность. Ценность личности выражается через социальную активность, общественно-полезную деятельность. Личность несёт ответственность перед обществом. Для личности очень важно наличие самоуважения и достоинства.

«Также человека можно рассматривать в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек - индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек - человечество, человеческий род, человеческое общество. Между тем и другим «человеком» существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность «человек - общество». Слово «человек» чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же обычно употребляется слово «общество».

Человек рожден природой и обществом, но как особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо.

Толстой неправильно противопоставляет человека животному как якобы живущему сегодняшним днем. Животные, по-своему жаждут бессмертия, «делают» его. Если бы они жили только одним днем, то давно бы сгинули с лица Земли. В противопоставлении человека животным, в его возвеличивании перед животными я усматриваю определенную идеалистическую (нереалистическую) тенденцию во взглядах великого писателя. Толстой говорил еще в уничижительном смысле о «животной личности» в человеке. Между тем мы не так уж далеки от меньших братьев наших. Миллиарды лет развивалась и совершенствовалась живая природа. Человек со своей духовностью развивается каких-то несколько десятков тысяч лет. Было бы большим самомнением считать, что все, чем обладает человек, он приобрел в эти несколько десятков тысяч лет.

Конечно, человек - не только животное. За миллионы лет своего становления он нарастил в себе гигантский культурный слой. В этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура - это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением-усовершенствованием живого-животного в человеке. Т.е. человек и отталкивается от животных, и продолжает их. Такова его сущность. Иными словами, сущность человека - сложное переплетение природно-биологического и социально-культурного».

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

«Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Уникальность положения человека в мире обусловлена:

Сочетанием биологической и социальной сущности человека;

Предметно-практической деятельностью человека как определяющей формой взаимодействия человека с окружающей средой.

Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Специфика человеческого бытия объясняется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека.

Материальное производство, социальная организация жизнедеятельности людей (род, семья, государство, моральные и правовые нормы) обеспечивают природно-биологическое выживание и существование человека. Труд становится главным условием бытия человека.

Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает средства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так коллективной жизнедеятельности всего общества людей».

«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь».

«В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия - изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

«Именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо».

«Веществу природы человек сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы».

«Человек - это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема человека - основная проблема в философии. Познать окружающий мир человек может лишь через познание самого себя. Это по своей сути - загадка, разгадав которую, мы разгадаем мир. Вопрос о том, какое начало, биологическое или социальное, всё же превалирует в человеке, конечно, остаётся незакрытым. Я считаю, что обе составляющие и природная, и общественная крайне важны, нельзя представить одно без другого, они сочетаются как единое целое. Без своей социальности, человек, по сути, ничем бы не отличался от животного. Вообще человек - существо противоречивое и парадоксальное, он не только порождение природного мира и природных процессов, но вместе с тем он живёт в этом мире и участвует в его процессах. Человечество на протяжении всего своего существования постоянно себя перерастает, это связано с тем, что оно постоянно собой недовольно, ему необходимо развитие, которое поднимает человечество на новые ступени существования. Чтобы человек оставался человеком, ему необходимо существовать в социуме. Общество даёт человеку всё, для удовлетворения его биологических и социальных потребностей. Оно живёт и развивается по законам природы, преобразуя всё вокруг себя. Живя среди людей, человек, с одной стороны хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это - вечное противоречие жизни. Человек - не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Удивительно, как разнообразна человеческая роль в этом мире. С одной стороны, он может повелевать природой и называет себя её царём, с другой - он всецело зависим от неё, подвластен ей. Он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен. Вся человеческая жизнь строится на противоположности, совмещении несовместимого, в этом, по моему мнению, и заключается разгадка человеческого бытия. Не совмести человек в себе двух начал, не был бы он человеком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. И - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-я редакция - М., 2005.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., - М.: Библионика, 2006.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Отв. ред. и сост. А.А. Радугин. - Москва: Центр, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция философских представлений о человеке. Единство биологического и социального в человеке. Социокультурная программа человека. Аксиологическая оценка бытия человека. Проблема смысла жизни, антропосоциогенеза, идеалов и ценностей в философии.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Феномен человека в философии. Антропология как единая наука о человеке. Проблема антропосоциогенеза, этапы адаптации. теории общественного договора – Гоббс и Руссо. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Космос и будущее человека.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Философская антропология как раздел философии и особенности ее формирования. Проблемы человеческого существования. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь. Характерная особенность социологизаторского подхода к пониманию природы человека.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Человек как предмет изучения философии. Разработки философской антропологии. Доминирование трудовой теории антропосоциогенеза в диалектико-материалистической философии. Единство природного и общественного в человеке. Духовность и проблема смысла жизни.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философская мысль. Государство как инструмент осуществления справедливости и удовлетворения потребностей человека.

    презентация , добавлен 13.05.2012

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.

Теперь закрепляем усвоенное! Решим письменное задание поля С.

С6. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального. Приведите примеры реализации каждой из особенностей.

Итак, рассуждаем. Мы знаем общие для животных и человека свойства организма (млекопитание, живорождение) и уникальные (развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки). О каких нас спрашивают? Тех, которые являются предпосылками социальной деятельности (труд, общение, игра, творчество). Это уникальные особенности, следовательно, так как абстрактное мышление, например, позволяет творить (шедевры искусства).
Теперь даем примеры, причем конкретики здесь по формулировке задания не требуется, достаточно пояснить каждую особенность:

  1. Абстрактное мышление позволяет человеку создавать архитектурный проект дома.
  2. Членораздельная речь позволяет контактировать при строительстве этого дома в бригаде.
  3. Особое строение кисти руки позволяет человеку производить труда.

Теперь разберем еще несколько заданий разных видов по теме. Напоминаем, что в нашей группе группе мы регулярно решаем вопросы разных типов и уровней сложности. Вот пример нашего разбора задания по теме «Природное и общественное в человеке».

Мы видим, что большинство подписчиков сайта и группы, просмотрев тему поняли, что — это отличительный признак , а животное личностью не может являться. Сознание — это осознание результатов и последствий собственных действий, близкое к понятие. Использовать предметы природы — например, взять палку и сбить банан с дерева. И человек, и обезьяна, например, способны на это. Верный ответ, таким образом, 1.

Еще один пример задания части А на разбираемую тему:

Большинство правильно выбирает вариант 4. Цель — достижение (достоверные сведения почти синоним). Любая деятельность (характеристика активности человека) … вариант 1 не верен. Также как вариант 3 . Человек для любого вида собственной активности применяет орудия труда (лопату ли, приборы ли, неважно).

Теперь обратимся к более сложным заданиям части С, которые обязательно выполнять после разбора КАЖДОЙ изученной темы. Задания С5 и — идеальный способ закрепить ваши знания.

Давайте построим такой план (С8): «Природное и общественное в деятельности человека».

Прежде всего определим структуру нашего плана. Он 4-х (!!!) составный, это бывает крайне редко. Нам нужно осветить: 1. 2. природную составляющую деятельности 3. социальную составляющую деятельности 4. взаимосвязь природного и общественного в деятельности (это напрямую здесь не дается, но подразумевается).

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Природное и общественное в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

Помним, что мы не раскрываем первый пункт, понятие давать не требуется. Почему начали с деятельности? Это ключевое понятие представленной темы плана. Далее, подумали, что сближает человека с животным? И раскрыли пункт 2. Далее:

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

Прошлись по потребностям выше экзистенциальных по , немного перефразировали. Теперь самое важное — взаимосвязь. К тому же, без этого пункта мы. по сути, не раскроем план, он же нас подстрахует (требуют 3 — пиши 4!). Можно не сильно растянутую конкретику:

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Вот наш план полностью:

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Итак, читаем теорию, смотрим видео , разбор заданий, самостоятельно пробуем сделать еще одно сложное письменное задание:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «преобразовательная деятельность» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности человека, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и деятельности.

Жду Ваши ответы в комментариях или в группе

Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Происхождение

Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачек в эволюции, как возникновение живого из неживого. Наиболее востребованными сегодня являются четыре популярные теории происхождения:

  • Религиозная — божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.
  • Теория палеовизита — человек - создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
  • Эволюционная (XIX век, Чарльз Дарвин) — человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
  • Трудовая (XIX век, Фридрих Энгельс) — Главная причина появления человека - труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал, поэтому радиация космического происхождения усиливалась. Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.

Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на климатическую панораму прародины человека. Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад. Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе.

Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются. Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение. Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

Отличия человека от животного:

  • Обладает мышлением и членораздельной речью.
  • Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
  • В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
  • Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
  • Воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Индивид. Личность. Индивидуальность

Понимание человека как сложной системы выражается в таких понятиях как «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Иными словами, индивид — это человек как отдельная особь среди других людей.

Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Иными словами, личность — это человек с социально значимыми качествами. Однако важно помнить, что не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Структура личности:

  • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений);
  • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу);
  • Направленность личности (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности. Иными словами, индивидуальность — это человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д

Биосоциальная природа

Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», то есть определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый-социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» можно свести к четырем:

  1. человеческая природа – это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду;
  2. человеческая природа – это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей;
  3. человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира;
  4. человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.

Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?

Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта – определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду. Но человек знает сотни способов, как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т.д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько становится им в ходе социализации, то есть процессе освоения способов деятельности, правил и норм, выработанных обществом, освоения культуры. Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он становится зверем.

Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхъестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить. В философии есть один из ключевых собирательных терминов - «субъект». Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека.

Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на земле силой.

Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины… Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся. И процесс этого становления — социализация.

Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Это условие, предпосылка существования человека.

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.


Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
?
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

? Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).


? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.


Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

    Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

    Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

    Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

    Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

    Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

    Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало)

2 Общественное и индивидуальное сознание

1. Психика человека : сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).

2. Сознание .

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:

1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.

2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.

Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).

Сознание

    свойство высокоорганизованной материи;

    субъективный образ объективного мира;

    идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)

3. Структура сознания :

    восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);

    логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);

    эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);

    ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).

4. Свойства сознания :

    Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).

    избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);

    субъективность;

    творческое начало.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Проявления активности сознания:

    активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;

    конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;

    основа преобразовательной деятельности человека;

    прогнозирование природных и социальных процессов.

5. Основной признак сознания :

    Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),

    Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)

6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.

7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.

3 Самосознание индивида и социальное поведение

1. Самосознание это:

    осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.


4. Самооценка
– эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).


5. Факторы, влияющие на самооценку
:

    сопоставление реального «Я» с идеалом,

    оценка других людей и сравнение себя с ними,

    отношение личности к собственным успехам и неудачам.

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

9. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

10.
Виды социального поведения :

    массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);

    просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;

    помогающее – конкурентное;

    девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

11. Значимые виды социального поведения:

    связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

    связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

    связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.


12.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.


13. Отклоняющееся (девиантное) поведение
– поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.


14. Делинквентное поведение
(от лат. delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

    Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)

    Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

    Ретритизм (отвергает и цели и способы)

    Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

4 Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира :

    познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

    эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

    чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

    мировоззрение

    направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

    Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

    Пути формирования: стихийный, осознанный.

    Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

    Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

    Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

    Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

    Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

    Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

    Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5 Виды знаний

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

Рациональное познание – познание посредством мышления.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:

    индуктивное (от частного к общему);

    дедуктивное (от общего к частному);

    по аналогии.

Виды интуиции:

    мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

    интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

    непосредственность;

    наглядность и предметность;

    воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

    опора на результаты чувственного познания;

    абстрактность и обобщенность;

    воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

    внезапность;

    неполная осознанность;

    непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.


2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.

5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

    знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

    знание как познавательно-значимая информация;

    знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний :

    Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

    Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

    Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

    Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

    Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

    Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

    Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний :

    Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

    Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

    Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

    Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

    Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

    Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности