Модерн — стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты. Главные особенности стиля модерн в интерьере

Стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн: ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия

стиль в искусстве - ▲ стиль (быть) в, искусство ампир. барокко. рококо. готика, готический стиль. мавританский стиль. модерн. стиль мебели: буль. жакоб. ордера: дорический. ионический. коринфский. тосканский. композитный … Идеографический словарь русского языка

Модерн (от лат. modernus недавний, современный, новый) многозначное слово. Модерн (эпоха модерна) исторический период (эпоха), соответствующий Новому и/или Новейшему времени, характерные черты этого периода. Модерн стиль в западноевропейском … Википедия

- (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии

Вкус, дух, образ, манера, пошиб, род, школа, жанр; изложение, речь, слог, перо, кисть. В духе древних сочинений. У него бойкое перо, смелая кисть. Ср. . См. язык... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М … Словарь синонимов

Модерн - – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя

стиль модерн - * style moderne. 1. Новейший стиль. БИШ. Отказаться от старого письма реалистов, объявить смерть быту, изображать неопределенные настроения в стиле moderne? Но это же не решение вопроса. В. Харциев Основы поэтики А. А. Потебни. 2. иск. Стиль… …

модерн - moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию … Исторический словарь галлицизмов русского языка

«модерн» - (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…
  • Стиль модерн , Леньо Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство - в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизм - в Испании и его…

Модерн в архитектуре - новый стиль, зародившийся в Европе в конце 19-го века (1890-е гг.) и продолжавший свое развитие до Первой мировой войны. Особенно ярко он проявился при строительстве особняков и индустриальных зданий.

История развития

Пожалуй, самым известным представителем стиля модерн в архитектуре является испанец Антонио Гауди. Его замки из песка известны во всем мире. Большинство своих неземных построек он воздвиг в Барселоне.

В каждой стране архитектурный стиль приобретал свои отличительные черты. Например, выделился русский модерн в архитектуре. Он следовал уже общепринятым моделям, обогатил стиль традиционными народными мотивами.

Модерн в архитектуре зародился во время общественной индустриализации. Это означало, что существует потребность в зданиях вокзалов, промышленных предприятий, торговых палат, бирж, банков. Строительство частных особняков при таком раскладе отходило на второй план, но, несмотря на это, до наших дней сохранилось множество зданий.

Модерн стал последним классическим стилем в архитектуре.

Особенности

Основные черты модерна в архитектуре - это декоративность и рациональные конструкции. Зодчие стали использовать множество новых материалов - стекло, железобетон, керамику для облицовки зданий.

Практическое назначение строений на глаз определить было практически невозможно, потому что во главу угла ставились эстетические принципы, красота и декор.

Основной задачей архитекторов было создать единение внешнего и внутреннего убранства здания. Поэтому все продумывалось до мелочей. Лестницы, террасы, молдинги, карнизы украшались причудливыми цветами, листьями и представляли собой линии волнообразных форм.

Основные особенности стиля модерн в архитектуре - это:

  1. Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных, отсылающих к природе.
  2. Использование новых технологий.
  3. Увеличение роли декоративно-прикладного искусства.
  4. Сочетание художественных и утилитарных функций.
  5. Использование восточных мотивов.
  6. Индивидуализированность образного стиля.

Архитектура эпохи модерна стремительно переосмысливала старые и открывала новые художественные формы и приемы. Ее представители ломали существующие рамки и выходили за границы разумного, создавая свои творения.

Эпоха длилась несколько десятилетий, но за это время было создано очень много по-настоящему великих сооружений. У каждого из них были свои черты и особенности. Во многом это объясняется тем, что стиль модерн имел несколько направлений:

  • неоромантизм;
  • неоклассицизм;
  • рационализм;
  • иррационализм;
  • кирпичный стиль.

В России формировались свои особенные черты модерна.

Петербургский модерн

Модерн в архитектуре России, а точнее - ее северных областей, развивался с начала ХХ века. Это происходило под влиянием шведского и финляндского искусств в основном в Санкт-Петербурге. В современной истории этот стиль известен как северный модерн.

В широком значении понятия - это обращение к национальным истокам, переосмысление средневековой архитектуры Балтики. Возникновение стиля связано с именем С. П. Дягилева, который в 1898 году организовал ряд художественных выставок финских и шведских мастеров. Русские творцы были вдохновлены работами своих коллег, "национальных романтиков" - А. Цорна, К. Ларсона, А. Галлена-Каллела.

Кроме того, архитектор из Финляндии, знаменитый Элиэль Сааринен часто бывал в Петербурге и был членом академии художеств этого города. Именно под его влияние попадают зодчие Российской империи.

Уже в 1904 году в Санкт-Петербурге был построен дом И. В. Бессера. Проект создал финский архитектор А. Шульман.

С 1901 по 1907 год возводил строения по своим чертежам зодчий шведского происхождения - Федор Лидваль. Разумеется, творил он, также вдохновленный работами зарубежных архитекторов. Ими были: Г. Классон, Ф. Боберг.

Следующим мастером, внесшим вклад в формирование северного модерна, был Роберт Мельцер. Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга на раннем этапе не имел черт эклектичности. Это появилось позднее. Поэтому особняки Мельцера на Каменном острове (например, Фолленвейдере) облицованы гранитными блоками, украшены простой орнаментной лепкой и в большинстве своем имеют прямоугольные башни.

Модерн в архитектуре Петербурга позднего этапа привлекал все больше молодых мастеров. Среди них был Николай Васильев. Он создал более десяти проектов для улиц города, например, Казанскую церковь, Соборную и кафедральную мечети, цех ниточной мануфактуры. В этих зданиях преобладают восточные мотивы.

После 1914 года стиль модерн в русской архитектуре севера подвергался критике. В частности его декоративные элементы. Поэтому зодчие предпочитали пользоваться рациональными приемами.

Главными приметами стиля в Северной столице были:

  1. Сочетание искусственных и естественных материалов в отделке.
  2. Облицовка гранитом (либо неотесанным, либо гладким со скульптурами).
  3. Цвета подбирались с особенной тщательностью, именно поэтому большинство фасадов напоминают северные скалы и средневековые замки.
  4. Практически не встречается мелкий орнамент.

Московский модерн

Русский модерн в архитектуре имел ярко выраженные национальные черты. Философия этого стиля начала формироваться в Абрамцевском кружке, который представлял собой сообщество людей, творчески одаренных. Центральной его фигурой был С. Мамонтов - меценат и промышленник.

Еще до того, как был создан целостный архитектурный образ, черты модерна появились в здании церкви работы Поленова и Васнецова.

Еще одним центром возрождения национального величия было поместье Телашкино под Смоленском, где были организованы столярные, гончарные, вышивальные мастерские.

В отличие от Петербургской архитектуры этого периода, в Москве преобладали частные постройки особняков, которые претерпевали трансформацию в соответствии со стилем. Одним из маститых архитекторов того времени был Федор Шехтель. Именно по его проекту был построен первый модерновый особняк в Москве. Это был дом З. Г. Морозовой, возведенный в 1893 году. М. Врубель написал несколько панно для этого особняка.

Модерн в архитектуре Москвы представлен довольно широко. Классическим примером является особняк С. П. Рябушинского, коллекционера. Шехтель украсил светло-желтые фасады сиреневой мозаикой с изображением ирисов, установил на окна разной формы кованые решетки с цветочными мотивами.

Внутренней отделкой также занимался архитектор. Все там подчинено закону морской волны: и мозаика на полу, и лепнина на потолке, и изгибы лестниц.

Зачастую над фасадом и интерьером работали абрамцевские мастера, которые создавали тематические картины и прекрасную облицовочную керамическую плитку.

Модерн в архитектуре России имел ряд особенностей, среди которых:

  • асимметричная композиция фасада;
  • разница фактур в облицовке зданий;
  • эркер как ведущий архитектурный акцент;
  • элементы орнамента в декоре (комбинации из окружностей, прямых и волнистых линий).

Каждый регион страны тяготел к какому-то своему направлению. В Москве это был неорусский стиль.

Модерн в Бельгии и Франции

В этих странах стиль имел название "ар-нуво". Начиная с 1880-х годов, в искусстве назревали перемены, шокирующие своей новизной. Впервые это проявилось в Доме Тассель архитектора Виктора Орте в 1892 году.

Самой изысканной его работой считается отель "Сольвей", возводившийся с 1894 г. по 1900 год. Комнаты в нем отделены съемными стенами из стекла, ну а главная роль отведена лестнице, как и во всех прочих проектах архитектора.

Французским ведущим архитектором стиля был Гектор Гимар, получивший образование в Школе декоративного искусства и в Школе изящных искусств. Во время поездки в Брюссель он был вдохновлен работами Орты. Вернувшись на родину, он тут же в корне поменял проект уже строящегося здания, известного как Кастель Беранже. В результате появился фантастический лестничный пролет с металлическим каркасом из железа, плитки и стеклянных элементов. В украшении фасада были использованы: кирпич, песчаник, щебень и глазурованная керамическая плитка.

К его проектам относятся павильоны метрополитена, Дом Куалльо и множество других вилл и особняков.

Модерн Австрии, Германии и Италии

Модерн в этих странах зазвучал как югендстиль. Одним из первых представителей был венский архитектор И. М. Ольбрих. Его твердой руке принадлежат несколько домов с изощренными орнаментами и статуями: Свадебная башня, своим образом отсылающая к средневековью, Дом венского Сецессиона.

Германия была центром развития текстиля, внутренних украшений для дома, деревянной мебели. В меньшей степени там процветала архитектура 19 века. Модерн выступал против официальных вкусов Академии искусств.

Ведущим венским архитектором был Отто Вагнер, у которого и учился Ольбрих. Начиная с 1894 года, он выступал в Венской академии с лекциями, в которых призывал отказаться от исторически выдержанных стилей. Свои мысли на этот счет Вагнер выразил в нескольких своих книгах.

Принципы новой архитектуры выразились в его сооружениях: вокзалах метро Вены, доходном доме Майолика-Хаус, зданиях почты и сберкассы. Церковь святого Леопольда была построена по проекту, отличающемуся более фантастическим стилем. Вагнер использует позолоченную медь не только для куполов, но и в отделке. Там преобладают фигуры ангелов, венки, статуи святых. Здание облицовано беленым мрамором, украшено цветным стеклом и мозаикой.

Многие архитекторы из этих стран вдохновлялись трудами своих английских коллег. Например, Йозеф Хоффман. Он построил дворец Стокле после своей поездки в Англию, но, несмотря на обилие деталей, присущих архитектуре этой страны, более заметным там является влияние Вагнера.

Из самых почитаемых зодчих Германии можно выделить Германна Обриста, Августа Энделя.

Огромное влияние Вагнера испытали на себе итальянские мастера. Джузеппе Соммаруга творил в монументальном стиле, особенно ярко это выражено в Палаццо Кастильони.

Раймондо д"Аронко некоторое время был ориентирован на архитектуру Турции. Среди его работ много круглых зданий со сложными орнаментами и древними символами в отделке. Его проекты напоминают некие текучие формы, что придает им фантастический облик.

Испания

Особенности модерна в архитектуре Испании в том, что он основывался на возрождении культуры Каталонии. Мастеров интересовали аспекты местного художественного промысла и яркие исторические моменты, которые они стремились увековечить в своих произведениях.

В разговоре об испанском модерне всплывает имя Антонио Гауди, который был ведущим архитектором этой страны.

Гауди начинал работать в неоготическом стиле, но уже тогда отличался от прочих архитекторов. Элементы модерна видны в его ранних проектах (например, Каса Висенс). Они выражены уже в форме решеток, перил, кованых ворот.

Отец Антонио был кузнецом и многому научил своего талантливого сына. Очень часто, уже будучи матерым архитектором, Гауди многие часы проводил в кузнице, самостоятельно изготавливая металлические конструкции для своих творений.

Он предпочитал конструктивные решения. Например, почти все ворота были выполнены в форме параболических дуг. В Пале Гуэль Гауди применил облицовку стеклом и мозаикой для вентиляционных труб и дымоходов.

В основном все здания, сооруженные мастером, находятся в Барселоне. Особой популярностью у туристов пользуются обыкновенные жилые дома с немыслимыми фасадами. Они имеют волнообразную форму, облицованы глянцевой плиткой светло-голубого оттенка. Крыша тоже необычайна: черепица имеет неравномерную структуру, что делает ее похожей на чешую дракона. На здании есть несколько кованых железных балконов, своей формой напоминающих струящиеся по воде водоросли.

Самым таинственным и любимым зданием всех ценителей архитектуры является церковь Святого Семейства. История ее возведения довольно запутана. Гауди был глубоко религиозным человеком, и сооружение этой церкви лишний раз это подтверждало. Он стремился выразить все детали естественно и даже занимался изучением зоологии и биологии. Но, несмотря на полученные знания, его творение отличалось совершенно фантасмагоричными формами.

Внешние стены выступов и ниши были оформлены в готическом стиле. Восточный фасад, который был посвящен Рождеству Христову, Гауди оформлял довольно долго. Там появились фронтоны, напоминающие сталактиты, необычайной высоты башни, украшенные обломками цветной плитки.

Западный фасад был построен по эскизам мастера спустя почти тридцать лет после его смерти.

Центральная часть здания не достроена до сих пор. Работы ведутся также по наброскам великого архитектора, похороненного в крипте своего замечательного строения.

Англия и Шотландия

Модерн в архитектуре 20 века был не так распространен в Англии, как в других европейских странах. Точнее, существует очень мало примеров развития этого стиля. Хотя англичане и шотландцы внесли огромный вклад в формирование оформления интерьеров и их деталей.

Широкую популярность приобрел шотландец Чарли Макинтош, основной деятельностью которого было создание мебели и интерьеров.

В Глазго, где родился мастер, преобладал классический стиль в архитектуре, воплощаемый Д. Д. Барнетом, Дж. МакЛареном. Разумеется, Макинтош был ярым противником этого стиля, но вдохновлялся шотландскими крепостями и усадьбами, выполненными в так называемом баронском стиле.

В 1896 году архитектор начинает работать над проектом Школы искусств. Она построена по подобию крепости. С одной стороны фасад облицован гранитом, на нем расположены огромные окна. С другой, расположенной на склоне, - окна маленькие, как в темницах, а стены украшены мелкими неотесанными камнями.

Через несколько лет было решено пристроить библиотеку. Макинтош спроектировал и это здание. В нем гораздо ярче были выражены все принципы мастера. Например, он использовал высокие эркерные окна, а внутренняя отделка вторила традициям деревянного зодчества.

Два дома, построенных Макинтошем за пределами Глазго, попали на страницы журнала по архитектуре. Именно тогда о нем узнали в Германии и Австрии. Чарльз неоднократно участвовал в международных выставках декоративного искусства, популяризуя свои идеи.

Макинтош стал изобретателем нового декоративного стиля. Суть его в том, что геометрические элементы связываются между собой летящими линиями, идеи символизма переплетаются с классическими понятиями архитектуры. Художественные критики даже предлагали ввести понятие "макинтошизм", определяющее новое течение в искусстве.

США

Ведущую роль в архитектуре модерна Северной Америки играла Чикагская школа. Это было объединение серьезных художников и архитекторов. Они стремились к вертикальности линий своих зданий и их многоэтажности. Американский стиль не имел практически ничего общего с европейским.

Архитектура от модерна до конструктивизма нашла свое отражение именно в первых американских небоскребах. И хотя принято считать, что конструктивизм - это чисто советское явление, не стоит забывать, что знаменитая Эйфелева башня построена как раз по принципам этого стиля.

Ведущим архитектором американского модерна был Луис Салливен. Он специализировался на многоэтажных постройках, где металлический каркас облицовывался кирпичом.

Работа Салливена имеет большое значение даже для современного облика Чикаго, поскольку он начал свою работу после огромного пожара, уничтожившего половину строений. Его руке принадлежат: русская православная церковь, Национальный фермерский банк, особняк Брэдли и т. д.

Салливен стал первым разработчиком концепции высотного здания.

Из других видных архитекторов того периода можно выделить Данкмара Адлера, Д. Бернэма, У. Ли Барона Дженни.

Особенностями американского модерна было:

  1. Применение стальных каркасов в строительстве.
  2. Выделение вертикальных элементов, горизонтальные же сводились до минимума.
  3. Использование декоративных фризов и выступающих карнизов.
  4. Применение прямоугольных окон (в специальной литературе даже существует термин "чикагские окна").
  5. В украшении использовались растительные и геометрические формы, чугунные орнаменты, прессованная терракота.

Модерн в архитектуре, фото которого все скажет без слов, определенно был самым необычным явлением в искусстве конца XIX - начала ХХ века. В Америке этот стиль получил второе название - "тиффани", по фамилии одного из главных его идеологов. Луис Тиффани был художником и дизайнером. Среди его заслуг - изобретение техники соединения стекла медной фольгой, разработка новых видов стекол, создание удивительных предметов интерьера в стиле модерн. Его витражи красуются на лучших зданиях страны. Например, в Йельском университете есть мемориальный витраж "Образование", принадлежащий руке мастера.

Заключение

Несмотря на свое кратковременное воцарение в мире искусства и архитектуры, стиль модерн подарил миру много прекрасных творений. А также повлиял на дальнейшее развитие искусства как в Европе, так и в Америке. Благодаря этому стилю появилось много оригинальных находок в декоре орнамента и формообразовании строений. Индивидуальные решения архитекторов сделали модерн элитарным искусством.

Интерьер можно оформить в разных классических стилях. Это зависит от вкуса, финансовой стороны и желания. Есть несколько направлений в стилях, но бесспорно самой большой популярностью и универсальностью пользуется стиль Модерн.

Он практичен во всем. Каждый элемент может подчеркнуть данный стиль, и это не зависимо от стоимости мебели, строительных материалов, применяемых для оформления дизайна. Данный стиль может подчеркнуть малейшая мелкая деталь.

К примеру, недорогостоящий декоративный подсвечник сыграет роль намного важнее, чем огромных размеров статуи или бесценные картины. Во всех этих тонких деталях и есть вся суть стиля Модерн в интерьере.

Благодаря современным материалам для отделочных работ удается добиться грандиозных расширений полетов фантазий и творческих мыслей. Важно лишь одно – четко придерживаться главных принципов Модерна, которые характеризуются плавными линиями и природными мотивами.

Описание и особенности стиля модерн в интерьере

Появление этого стиля приходится на XIX век. Впервые о нем узнали в Европе. Это было время полной неразберихи в стилях оформления. Развивался стиль благодаря новым технологиям и их развитию. В начале XX столетия об этом направлении уже знал весь мир.

Прошло некоторое время и из-за некоторых проблем в изготовлении предметов интерьера в данном стиле он начал постепенно выходить из моды. Его закату послужили события Первой мировой войны.

Интересно то, что изначально при появлении этого стиля он считался отклонением от норм, характеризующим безвкусие и дурной тон. Только яркие натуры, которым очень хотелось выделиться из серой толпы могли позволить себе оформление интерьера в стиле Модерн.

В разных странах Модерн называется по-разному, но наиболее популярное его второе название у французов, они называют его Арт-нуво. В чем же суть стиля современного Модерна в интерьере ?

В нем полностью отсутствуют угловатые линии. Естественные и плавные изгибы во всем, как в мебели, так и в декоре – вот, что предлагает этот стиль.

Стиль Модерн в интерьере на фото можно определить по изящным аркам вместо привычных прямоугольных дверных проемов и округлых верхних частей окон. Лестницы на верхний этаж плавно изгибаются, имеют непростую конструкцию и одновременно с этим кажутся легкими и изящными.

В стиле модерн имеют несколько уровней. Они прекрасно впишутся в дизайн, если стены будут высокими. Модерн можно узнать по асимметрии, которая приветствуется во всем.

Округлые и плавные изгибы в современном стиле Модерн не полностью вытесняют прямые углы. Он допускает наличии угловых линий, но в самом минимальном их проявлении.

Что касается цветовой гаммы, применяемой для стиля Модерн в интерьере квартиры , то она достаточно разнообразна. Но предпочтение все же от дается красному, серому, зеленому и коричневому тонам.

Одним из самых часто применяемых оттенков является цвет чайных роз, дыма и не слишком насыщенный красный. Можно встретить в Модерне и пепельно-розовые тона. Нередко дизайнерам удается прекрасно совместить два ярких цвета.

К примеру, у отделанной бежевой стены оригинально смотрится кресло сиреневого цвета или ярко красные подушки прекрасно подходят для дивана с серой обивкой.

Основные цвета, применяемые в стиле модерн

Дизайн интерьера в стиле Модерн хорош тем, что в него прекрасно вписывается вся современная техника. Такое же преимущество есть еще в одном направлении – Хай-Теке.

Разница между ними в том, что в Хай-Теке акцентируется внимание на современных акустических системах или домашних кинотеатрах, в Модерне же дизайнеры стараются добиться гармоничного вписывания аппаратуры в интерьер, без всякого акцента на ней.

Модерну присущ мотив, включающий в себя растительный мир. Стебли растений, цветы на обоях, жуки, бабочки, птицы на обивке или стул в форме цветка – все это Модерн.

Важную роль в дизайне помещения в стиле Модерн играет декор. Раньше это характеризовалось лепниной на потолках, которая в настоящее время заменила себя конструкциями из гипсокартона, пластика и полимера.

Для межкомнатных дверей применяются витражи. Текстиль, фарфоровая посуда, бронзовые статуэтки, кафель – все это идеальные украшения для стиля Модерн.

Мебель в стиле Модерн имеет некоторые отличия от других стилей. Она закругленных форм и с не совсем обычными изогнутыми ножками. Все в ней монохромно.

Бывают смелые сочетания черной мебели с белыми стеклами, диванов и кресел самых обычных размеров с одновременной пышностью и объемом форм. В обивке мебели, шторах и должно быть идеальное сочетание.

Распознать стиль Модерн можно по свободному пространству интерьере. Цель дизайнера, создающего этот стиль – расположить мебель с максимальным удобством и обеспечить побольше свободного места.

Но самое главное внимание уделяется красоте. Все в интерьере должно быть комфортно и радостно для взора. Скучность, банальность и стиль Модерн – это два совершенно разных понятия, которые никогда не пересекаются.

Кухни в стиле Модерн

Плавность, изогнутость форм и ассиметричность линий являются основным признаком кухонь в стиле Модерн. Обычную угловую кухню можно преобразить, закруглив угол не только внутрь, но и наружу.

Больше всего такой вариант подойдет для комнат небольших размеров. Что касается фактуры, то поверхность должны быть гладкой и с блеском. Этого можно достичь с помощью эмали, лака, пленки или акрила.

Интерьер кухни в стиле Модерн принято оформлять, используя многие материалы. Но самыми распространенными из них считаются пластик и дерево. Многими дизайнерами принято создавать контраст между натуральным деревом и искусственными формами и материалами.

Присутствие глянцевого металла, например, нержавеющей стали – это одна из характерных черт Модерна. Причем применяться металл может где угодно – на люстре или ножках стульев.

Для того, чтобы создать ровные поверхности применяется стекло и пластик. Для пола приемлемо линолеумное покрытие, керамическая плитка или ламинат. Прекрасно впишутся в такой интерьер и наливные полы.

Стоит заметить, что если изначальной целью данного стиля было использование дорогих материалов для отделочных работ и общего интерьера, то в настоящее время это не настолько актуально, как раньше. Все должно быть удобным, комфортным и функциональным – акцент стиля Модерн именно на этом.

В цветовой гамме наблюдается преобладание мягких тонов. В большинстве случаев преобладает белый, серый, пастельный и кремовый цвет. Но скучно в такой кухне быть не должно.

Все эти спокойные краски плавно разбавляются красным, зеленым и синим оттенками. Причем желательно, чтобы они были естественными. Обычно такими жизнерадостными и живыми расцветками отличаются обои или шторы на кухне в стиле Модерн.

В идеале, конечно же, является кухня белого цвета. Но чрезмерная «стерильность» все же чаще всего разбавляется иными тонами, обычно, кроме белого их еще несколько.

По поводу освещения можно сказать, что предпочтения, которые были изначально несколько отличаются от настоящих. Если раньше свет был приглушенным, создавал уют и комфорт в стиле Модерн, то сейчас предпочтительнее хорошая освещенность.

Одной люстры на потолке будет недостаточно. С помощью точечного освещения можно добиться мягкого и ровного освещения всей кухни. В люстрах и других источниках освещения не должно быть каких-то витиеватостей. Они должны быть строгими и геометрически правильными.

Мебель для кухни тоже подбирается строгой и простой формы, с полным отсутствием кричащих деталей. Неплохо и гармонично вписываются в интерьер пластиковые стулья. В цвете мебели может преобладать белые или яркие тона.

В покрытии кухонных гарнитуров преобладают пластик или МДФ с глянцевой поверхностью. Ручки в кухонной мебели для стиля Модерн в частых случаях вообще отсутствуют. Все открывается путем нажатия на дверцу.

Для кухонного фартука подходит пластик или стекло такого же цвета, как и столешница. В декоре кухни главные сдержанность и стильность.

Гостиные в стиле Модерн

Интерьер гостиной в стиле Модерн включает в себя тонкие линии, сложную графику, орнаменты растительности и темы, характеризующие человека с природой. Главное – в гостиных должна отсутствовать загроможденность. К камню и глине присоединились ажурная чугунная ковка, стекло, полудрагоценные камни и тонкая резьба по дереву.

В гостиной в стиле Модерн преобладают белые и коричневые тона. Кричащих цветов быть не должно. Удачным и привычным дополнением в интерьере с таким стилем является камин, от которого в помещении становится не только уютно, но и тепло.

Для отделки стен отлично подойдет дерево. Деревянные панели – отличное решение данного вопроса. Кроме этого стены можно окрасить в пастельные тона с преобладанием золотистого, бежевого или белого цвета.

Можно оклеить стены обоями с фактурой ткани. Прекрасно смотрится в гостиной роспись или лепнина. Более сложно, но идеально подчеркнут всю красоту стиля стены, обтянутые тканями с рисунками растительности.

Дополнить интерьер можно картинами или фотографиями о природе. Пол может быть паркетный, покрытый ламинатом, ковролином или ковром. Потолок в большинстве случаев остается белого цвета. Его можно украсить гипсом, мрамором, природным камнем, хрусталем, стеклом, керамикой или натуральным деревом.

Мебель для гостиной подходит легкая и функциональная. Основное место занимает диван, который создан для отдыха и комфорта. У кресел необычные формы и яркие оттенки – красные, малиновые, желтые или оранжевые.

Огромное окно в гостиной поможет в дневное время создать максимальное освещение, а также подчеркнет в ней простор. В вечернее время отлично с этим справится большая люстра, несколько бра на стенах и торшер на полу. Декор можно создать с помощью комнатных растений, ковра под травку, полочек с декоративной посудой и легких штор с цветами на них.

Спальня в стиле Модерн

В спальне в стиле Модерн преобладает оригинальность, утонченность и современность. Интересные дизайнерские идеи, придуманные изначально, дополненные актуальными и красивыми в настоящем времени помогают создать в спальне нереально красивый и одновременно оригинальный, неповторимый климат.

Стиль не отрицает любой идеи. Важно, чтобы она была подана оригинально и сочеталась со всем дизайном. При этом в формах должна быть простота и строгость, помещение должно быть использовано рационально, покрытия должны быть гладкими и без пышностей.

В спальне такого стиля приветствуется использование новых технологий и необычных сочетаний с привычным простым и практичным домашним уютом. В спальне в стиле Модерн разрешено сочетание любых тонов, строительных материалов, элементов дизайна интерьера. При этом приемлема только удобная и комфортная мебель.

Благодаря стилю Модерн можно обустроить спальню по своему желанию. При этом совершенно не важен бюджет, что является большим преимуществом данного стиля. Стиль Модерн подходит людям с нестандартным мышлением и любителям экспериментов.

Из цветовой гаммы самым распространенным считается вариант черно-белой спальни с присутствием одного ярко-выраженного цветового пятна. Прекрасно впишется в такой интерьер потолок, состоящий из нескольких уровней. Он поможет визуально расширить пространство.

Излишество декора в таких спальнях не приветствуется. Добиться хорошего освещения можно благодаря большому окну. Или, если нет такого сделать это при помощи искусственного света.

Большим преимуществом данного стиля в спальне является сочетание ранее, казалось бы, не сочетаемых материалов. В этом и лежит вся эстетическая суть таких интерьеров. Смешанные керамика с деревом, декоративная мозаика с бронзой прекрасно помогут в этом.

Из мебели в спальне достаточно, чтобы была кровать, комод, прикроватная тумба с зеркалом и шкаф. Можно дополнить интерьер красивым светильником в форме животного, растения, картиной.

В комнате не должно быть ничего лишнего. Она должна быть уютным местом, в которое хочется постоянно возвращаться после трудного рабочего дня за новой позитивной энергетикой.

Ванная в стиле Модерн

Такая ванная в наше время, пожалуй, самое частое явление. Это не зависит от того, какой достаток у людей. Данный стиль приемлем, как для богатых людей, так и тех, у кого средний достаток.

По советам дизайнеров этот стиль подходит для маленьких помещений. С помощью некоторых приемов можно визуально увеличить объем и добиться просторности и свободы в пространстве. Мягкость, нейтральность и спокойствие в линиях – основной акцент Модерна в ванной комнате. Из цветов оптимально сочетание белого и черного цветов.

В отделке приемлемы в большей степени натуральные материалы. Светлое дерево придает ванной комнате благородность и изысканность. В большинстве случаев в таких ванных преобладают светлые, спокойные, нежные тона, состоящие из бежевого, золотого, оливкового, сиреневого, белого, серого, коричневого цветов.

На стенах приемлемы светлые рисунки, пол и потолок в основном светлый, однотонный. В оттенках должно быть все естественно, более приближенно к природным палитрам. Можно использовать для этого светлый и темный оттенок коричневого цвета. Важно не перегружать комнату ненужными деталями.

Что касается мебели в ванной комнате в стиле Модерн, то у нее в первую очередь должны отсутствовать острые углы. Ее линии должны быть плавными. У шкафов тоже должны быть закругленные углы.

Мебели должно быть по минимуму, лишь то, что необходимо. Зеркало не должно быть с острыми углами, лучше всего подойдет овальное или другой непривычной формы.

Акцентируется внимание на большом окне в ванной комнате и светлой сантехнике. Если невозможно добиться хорошего естественного освещения, то необходимо позаботиться о наличие светильников, которые будут освещать помещение неярко и мягко. Лампы могут быть подвесными и встроенными.

Все трубы должны быть хорошо спрятаны. Коврик из пушистого материала в виде травки – оптимальный вариант. Можно украсить стены лепниной из гипса и оснастить потолок, состоящий из двух ярусов хорошим освещением. Прекрасно поможет в этом использование светодиодной лампы. От ее теплого, желтого света в ванной комнате станет романтично и уютно.

Оформить стены можно с помощью самых различных строительных материалов. Прекрасно подойдут для этого плитка, пластиковые и настенные панели, которым не страшна влага.

На стенах можно применить орнамент из цветов или другой растительности. Для потолка и пола лучше придерживаться однотонных цветов. Или же наоборот, имея узоры на потолке или на полу стены желательно сделать однотонными.

Что касается пола, то он может быть наливным или выложенным плиткой. Потолки бывают подвесными или сделанными из потолочных панелей. С таким подвесным потолком отлично сочетаются стеклообои. В паре они смотрятся не только дорого, но и безумно элегантно.

Бывает, что пол и потолок сделаны из досок. Без стеклянной душевой кабинки, олицетворению легкости, в этом случае трудно будет обойтись. Идеально дополнит всю эту картинку акриловая ванная.

Приемлемо использование дополнительных аксессуаров. Потолок можно украсить лепниной. Прекрасно впишется в общий интерьер напольная ваза для цветов.

Без крючков для одежды, занавески для ванной и занавески или тюли на окно трудно обойтись. Панно какого-нибудь легкого растения сделает интерьер легким, нежным и фантастическим.

Вообще модерн - стиль, он имеет определённые признаки (почитайте Д.В.Сарабьянов "Стиль модерн")
«Модерн» (от французского moderne, новейший, современный) в литературе справочного характера определяется как «стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 - начале 20 веков» .

____________________________________________________
Как отмечает В. Серебровский, - появление этого стиля объясняют разными причинами: и «волевым усилием» нескольких художников, и объективными причинами - усталостью уходящего 19 века, и общим декадансом европейской культуры («Закат Европы»), и связанной с этим утратой «большого стиля». Однако сами представители этого направления и примыкавшие к ним критики называли свой стиль арнуво во Франции, югенд штиль - в Германии, т.е. - молодым искусством.
Стилистические особенности стиля «модерн».
связан с уто¬пическими представлениями о судьбе человечества и о воз¬можности эстетическими средствами эту судьбу исправить, даже сформировать.
уникаль¬ное и массовое не совпадали, но массовое тяготело к уникаль¬но-индивидуальному, в результате чего индивидуальное сразу Же становилось достоянием всеобщего.
в своем обществен¬ном функционировании в целом он не выявляет каких-то оп¬ределенных классовых интересов.
волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), а так же лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т.п., без теней как книжная графика: обои и ткани, пластические материалы
формы предыдущих стилей (готика) сводятся к первичным «нетронутым» линиям.
мебель (кресла, стулья, диван) подгоняются под формы человека
подчинение внешнего облика к внутреннему.
усиление гротеск¬ного начала.
избегает геометрически четких форм, прямых линий и углов, строго вертикализма поверхностей. Неуловимая кривизна помогает вдохнуть "жизнь" в объемы, поверхности и детали сооружений, лишая их сухости, определяя своеобразную рисованность силуэта.
здания модерна лишены статики и застылости, их композиция и форма подвижны.
предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии.
линия является живой, пульсирующей, развивающейся силой, оживляющей неживое и передающей энергию декорируемой поверхности. Линии арнуво (модерн) часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Основные принципы стиля «модерн».
1.Стилизация - принцип формообразования в модерне.
Стилевая целостность модерна достигается с помощью "внутреннего" структурного единства - органической целостности и неразъединимости полезного и прекрасного при их неслиянности, иными словами диалектичностью действия механизма, преобразующего полезное в прекрасное, превращающего форму, практически полезную, одновременно и в художественно выразительную.
Отсутствие в модерне визуального единообразия компенсируется единообразной трактовкой разнородных форм: разнородных по своему значению, разнородных в смысле их прототипа. Единообразие трактовки разнородных форм и есть прием, который можно определять как стилизацию (в отличие от стилизаторства эклектики).
Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы всегда легко обозрим. Любовь к эллиптическим, трапециевидным формам, к круглящимся, мягко изгибающимся или напряженным, "натянутым" линиям обнаруживает новое понимание конструктивности и устойчивости как чего-то динамичного и гибкого, сопротивляющегося напору противостоящих сил.
2.Фактура материала в модерне.
Из органического единства полезного и прекрасного в модерне с неизбежностью следует художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. их фактура и цвет превращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Использование цвета декоративно, но декоративность выступает здесь как явление второго порядка: изначальное значение цвета сугубо практическое - выявить, акцентировать архитектурную форму - стилеобразующую основу композиции. Двойственность системы, подчеркнутая цветом, выступает очень определенно. Здание как будто расслаивается; одежда, надетая на остов здания (колоннада, портики, фронтоны, наличники окон, цоколи и карнизы), демонстрирует свое гармонизующее назначение. Модерн обнаруживает интерес к фактуре материала, открывая заново выразительные возможности традиционных материалов, широко и смело вводя в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и облицовочный или глазурованный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика, изразцы, витражи. Модерн, обращающийся с материалом свободно, даже вольно, всегда сохраняет естественную поверхность материала. Фактура его обыграна, выявлена выразительность.
3.Объем и пространственно-планировочная структура сооружений модерна.
Соотношение "внешнего" и "внутреннего" объемов в архитектуре нового и новейшего времени противоположно друг другу в модерне наружный объем является производной от внутренней структуры. Диалогичность как тип организации архитектурной системы ХХ века, ведущий свое происхождение от модерна обнаруживается в соответствии "внешнего", художественного, объема "внутреннему", утилитарному; органическая целостность характера системообразующих связей дает о себе знать в диалектическом единстве обоих элементов. Принципу построения зданий "изнутри-наружу" соответствует раскрытость композиций и многообразие формы объемов, наконец, огромное внимание уделяемое интерьеру, поскольку именно интерьер, структура "внутреннего" объема образует ядро, предопределяющее наружный облик здания. Пространственная концепция интерьера любой эпохи основывается на том же отношении "человек-объект", что и композиция фасада. В планировке зданий нового времени господствуют осевые построения, аналогичные осевым композициям фасадов и ансамблей. На ось как бы нанизываются отдельные помещения. Характер приемов варьируется в зависимости от стиля, не меняя, однако, сути дела: изначально определяет планировку заданная геометрическая схема. Так появляются центрически-осевые планы вилл и палаццо Ренессанса, анфилады дворцов барокко, взаимно перпендикулярные (короткая продольная и узкая поперечная) анфилады дворцов классицизма, оси коридора и анфилады парадных зал в ампире, ось коридора и параллельные ей анфилады жилых и деловых комнат в особняках и доходных домах эклектики. Этот принцип объемно-пространственного построения легче всего прослеживается на примере особняков, стоявших, как правило, свободно на территории участка, не включенных в сплошной фасад уличной застройки. Жилой дом, точнее особняк или загородный дом, дача - основная тема и самое полное воплощение идей раннего модерна. Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, - качества слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности и удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования - поэтизация обыденного. Планировка особняков максимально рационализуется, приобретает компактность, из нее изгоняется не только все ненужное, но и излишнее. Итак, композиционный, пространственный, часто даже геометрический центр особняка - холл с парадной лестницей. К нему тяготеют, в него выходят все основные помещения. Любимая модерном текучесть, подвижность пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл, постоянной изменчивости картин, видимы по мере движения по открытой теперь лестнице. Но в непрерывной смене картин есть неподвижная ось, доминанта, относительно которой фиксируется эта изменчивость,- все та же лестница, холл. Центричность построения, сложное единство статичной точки отсчета и динамичности, изменяемости окружающих ее пространств в особняках чувствуется буквально физически. Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана. Осознание специфики каркасных конструкций сделало необязательным устройство разделительных стен.

Модерн, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить своё творчество Историзму и эклектизму второй половины XIX столетия — отсюда название. Поэтому термин «мо¬дерн» следует отличать от общего слова «современный» ИЛИ «современное искусство», а также термина «модернизм». Хронологи-ческие рамки искусства Модерн очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет: приблизительно 1886-1914 гг.
_____________________________________________________________________
А моредерн к модернизму совешенно не относится, модернизм - (фр. Modernisme, от moderne - современный, новейший) - термин суммарный, обозначающий множество не похожих друг на друга, разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве XX века. Этимологически этот термин происходит от слова modern - новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».
Модернизм - это не вообще и не любое «новое искусство», а новое искусство, имеющее определенное конкретно-историческое содержание. Эго искусство, которое возникло в последней четверти XIX века, искусство, противопоставившее себя «традиционному» критическому реализму и выразившее кризис развития европейской художественной культуры. Искусство XX века это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле этого слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. Искусство XX столетия формирует себя в диалоге или в противоборстве с массовой культурой, возникающей в середине XIX века.

_______________________
И ещё художников, которые вы перечисли как раз известны в модернизме, а ни в модерне. Художниками модерна -можно считать:
Герда Вегенер — Дания;
Станислав Выспяньский — Польша;
Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан — Франция;
Густав Климт — Австрия;
Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернан Кнопф — Бельгия;
Альфонс Муха — Чехия;
Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
Джованни Сегантини — Италия;
Ян Тороп — Голландия;
Жорж де Фёр (Йозеф ван Слейтерс) — Нидерланды;
Фердинанд Ходлер — Швейцария;
М. А. Врубель;
А. Н. Бенуа;
В. М. Васнецов;
Р. К. Калмаков;
С. В. Малютин;
М. В. Нестеров;
В. Д. Поленов;
Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.
Но никак ни Клода Моне, Сезана, Поль Гогена, Пикассо, Матисса или Поллока - она как раз и прославились в модернизме. Сезан - постимпрессионизм и Моне - основатель импрессионизма.

Стиль модерн (в переводе - современный) зародился в конце девятнадцатого века в Европе. Он пришел на смену стилю эклектики, который заключался в повторении более старых различных стилей. Основной чертой модерна было то, что он был основан на новых художественных приемах и не цитировал предыдущие стили. Главные особенности стиля модерн – это асимметрия, художественные орнаменты, криволинейность и неровные контуры. Элементы стиля модерн завоевали огромную популярность среди архитекторов, художников и дизайнеров конца девятнадцатого века. Самый значимый год в истории стиля модерн – это 1900. На Всемирной выставке 1900 года в Париже стиль модерн завоевал мировую славу.

Мода на стиль модерн вернулась в начале двадцать первого века. Многие деятели искусства вносят в свои произведения элементы стиля модерн.

Стиль модерн в архитектуре

Многие здания начала двадцатого века, сооруженные в стиле модерн, на сегодняшний день признаны памятниками архитектуры. Дома в стиле модерн сочетали в себе природную красоту и функциональность. Отсутствие прямых углов, использование стекла и металла, изогнутые и плавные линии – это основные черты стиля модерн в архитектуре. Первым, прославившемся архитектором, который творил в этом стиле стал представитель Бельгии Виктор Орта. Его проекты имели неровные, многим казавшиеся фантастическими формы. В качестве несущих конструкций архитектор использовал металл, для внешней и внутренней отделки – элементы из стекла. Каждый элемент в здании гармонично вписывался в общую композицию. Во Франции первооткрывателем стиля модерн в архитектуре был Эктор Гимар. Этот архитектор проектировал в стиле модерн некоторые станции парижского метро.

Мода на одежду в стиле модерн появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Наряды в этом стиле предпочитали женщины практически всех социальных слоев. Платья в стиле модерн в первую очередь подчеркивали тонкую талию. При помощи пояса фигура женщины как бы разделялась на две части. Верхняя часть – с небольшим напуском на груди, нижняя – с разлетающейся длинной юбкой. Дизайнеры тех времен стремились придать женскому платью образ легкой бабочки или цветка. Юбки платьев украшались росписью, аппликацией, вышивкой и другой отделкой. Плавные узоры располагались на одежде асимметрично. Наиболее популярные узоры для платьев в стиле модерн – вьющиеся растения, водоросли, цветы и листья.

Важную роль играли ткани – одежда в стиле модерн выполнялась из фактурных тканей, которые украшали камни и бисер. Платья дополнялись украшениями в стиле модерн – крупными браслетами и серьгами, а также огромными шляпами.

Стиль модерн в искусстве

Стиль модерн получил широкое распространение в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Наиболее популярное произведение художников стиля модерн считалось панно, скульпторов – рельефные скульптуры. Силуэты, цветы, растительные орнаменты, плавные абстракции – это главные особенности стиля модерн в искусстве. Мировое признание получили многие деятели искусства, творившие в этом стиле – Гоген, Климт, Мунк, Врубель и другие.

Стиль северный модерн – это отдельное направление в архитектуре модерна, которое было сосредоточено в Санкт-Петербурге, Стокгольме, Риге и Хельсинки в начале двадцатого века. Главная особенность этого стиля – это гармонично подобранные искусственные и естественные отделочные материалы. Гранит, кирпич, фактурная штукатурка украшались орнаментами флоры северных стран.