Моделирование поездов своими руками дедушке. Макет железнодорожного переезда из подручных материалов своими руками

Задумались над тем, как сделать макет железной дороги своими руками? Для реализации подобной задумки потребуется запастись огромным количеством терпения, поскольку такая работа не терпит спешки. Кроме того, перед строительством придется изучить немало теоретической информации и составить грамотные чертежи. Более подробно обо всех этих нюансах читайте в нашей статье. Будьте уверены, что очень скоро вам удастся построить собственную железную дорогу для украшения своей квартиры.

Основные виды и особенности моделизма

Миниатюрная железная дорога - это такой предмет интерьера, который будет радовать глаз не только детей, но и взрослых. Если вы интересуетесь макетом изготовления железных дорог своими руками, значит, скорее всего, у вас в детстве была подобная игрушка и вы решили воплотить свои воспоминания в жизнь. Ну или вы просто хотите порадовать своих домочадцев необычным украшением, сделанным вручную. Как бы то ни было, в следующих разделах вы найдете подробную инструкцию, которая описывает каждый этап работы над макетом во всех подробностях.

Чтобы сделать настоящий красивый макет, потребуется довольно много потрудиться, ведь даже самая маленькая деталь композиции требует к себе пристального внимания. Если вы когда-нибудь изучали устройство настоящих железных дорог, то вам будет значительно проще реализовать свою задумку. Однако не стоит расстраиваться, если у вас нет нужных навыков, поскольку всю необходимую информацию можно без особых трудностей найти в интернете. Например, в нашей статье будет представлено несколько оригинальных идей, которые позволят сделать качественный и необычный макет для дома.

Что касается основных разновидностей макетов, то их довольно трудно классифицировать. Если говорить о масштабах, то можно найти небольшие средние и огромные макеты, которые заполняют практически все пространство комнаты. Некоторые композиции используются для того, чтобы по ним ездил игрушечный поезд. Другие - служат частью интерьера. Довольно часто на макетах можно встретить различные элементы природы: реки, горы, леса и поля, а иногда они могут попросту отсутствовать, а сама железная дорога располагается на обычной плоскости. В общем, вариантов изготовления макета довольно много, особенно для человека, который будет делать это впервые.

Какие материалы потребуются для работы?

Решили изготовить у себя дома макет железной дороги своими руками? Для начала необходимо определиться с материалами, которые вы будете использовать в процессе строительства. Сделать это можно лишь в том случае, если хорошенько изучить варианты готовых макетов, фотографии которых представлены в нашей статье. В этом списке можно найти самые часто использующиеся материалы при строительстве и их предназначение:

  • фанерный лист - подойдет в качестве основной плоскости для макета;
  • строительная пена - идеальный вариант для создания гор с тоннелем;
  • доски и картон - подойдут для создания декоративных объектов.

Стоит отметить, что возможность использования различных материалов ограничивается только умением и фантазией самого мастера. Например, если вы неплохо обращаетесь с гипсом, то можете вполне сделать из него несколько объектов для макета. Умеете проектировать мосты? Почему бы не добавить такую конструкцию в вашу композицию. А как насчет реальной воды в макете, которая будет символизировать речку?

Также не следует забывать о том, что некоторые элементы можно приобрести в магазинах, а не изготавливать их вручную. Например, начинающему дизайнеру будет достаточно трудно изготовить фигурку человека из подручных материалов, однако в интернете такой элемент можно заказать по вполне скромной цене. Или можно расположить на макете свою коллекцию спортивных автомобилей, чтобы она больше не пылилась на полке, а радовала глаз ваших гостей и членов семьи.

Список необходимых инструментов

Мы уже говорили о том, что изготовить основу для макета железной дороги своими руками проще всего из большого листа фанеры. Приобрести такой материал можно в мебельном магазине или снять со старой ненужной кровати. Однако какие инструменты могут понадобиться дизайнеру в процессе работы? Как правило, они напрямую зависят от материалов, которые вы решили использовать. Хотя в списке ниже вы отыщите наиболее часто применяемые инструменты, а также их "сферу деятельности".

  1. Электрический лобзик - незаменим для работы с фанерным листом и деревом.
  2. Строительный клей - идеальный вариант для крепления мелких деталей.
  3. Наждачная бумага - подходит для обработки неровных поверхностей.

В процессе работы вам понадобится еще довольно много различных инструментов, которые связаны с материалами для работы. Например, если вы захотите покрасить макет разными красками, то вам потребуются кисточки различной тонкости. Решили добавить пару металлических деталей? Не забудьте обзавестись болгаркой с дисками и сварочным аппаратом с электродами.

Как видите, список инструментов для работы может быть довольно обширным, поэтому рекомендуется найти все необходимое заранее, чтобы в процессе работы не пришлось ни на что отвлекаться. Если у вас дома нет какого-то инструмента, то можете его попросить у знакомых, но ни в коем случае не прибегайте к альтернативным вариантам (вместо гвоздей - шурупы). Изготовление макета - это очень тонкая работа, которая требует соблюдения определенных правил.

Проектирование или составление чертежей

Как изготовить пошагово и своими руками макет железной дороги в домашних условиях? В следующих разделах вы отыщите подробную информацию по этому поводу. Однако прежде чем приступить к строительству чего-либо своими руками, необходимо грамотно составить чертежи будущего изделия, которые бы учитывали все особенности композиции.

В первую очередь необходимо определиться с размерами макета. Стоит понимать, что чем больше площадь изделия, тем больше мелких деталей вам придется в него добавлять. Начинающему дизайнеру следует сначала научиться делать маленькие макеты, а уже потом переходить к большим композициям. Хотя если вы уверены в своих силах или работаете под руководством настоящего профессионала, то об этом правиле можно забыть.

Однако не стоит забывать о том, что от правильно составленного чертежа зависит не только качество будущей конструкции, но и ее декоративный вид. Как правило, люди начинают изготавливать макеты, когда у них уже есть определенная задумка. Например, мастер хочет включить в композицию несколько гор с тоннелем, речку, мост, а также небольшой поселок посредине. Для такого макета может потребоваться довольно много деталей, однако и выглядеть он будет весьма достойно.

Изготавливаем подмакетник

Делаем макет железной дороги своими руками. Первым этапом будет изготовление подмакетника, на котором будут размещаться все основные элементы. Настоятельно рекомендуется в качестве строительного материала использовать лист фанеры, поскольку она обладает достаточно хорошей прочностью и имеет небольшой вес, что позволит перетаскивать макет даже в одиночку. Приобрести такое изделие можно в любом мебельном магазине, однако если вы хотите сэкономить, то отправляйтесь на строительную базу, где прямо при покупателе отпилят лист фанеры нужных размеров.

Как только фанерный лист будет готов, его необходимо тщательно обработать, чтобы не повредиться об острые края в процессе работы. Для этой цели можно использовать электрический лобзик со специальной насадкой или наждачную бумагу средней зернистости. Старайтесь обрабатывать фанеру как можно тщательнее, поскольку потом такой возможности может и не быть. Кроме того, на гладкую поверхность гораздо проще наносить краску и приклеивать мелкие детали. А если вы хотите покрыть макет водоотталкивающим покрытием, то обрабатывать лист фанеры наждачной бумагой просто обязательно.

Работа с ландшафтом

Следующим этапом изготовления макета железной дороги своими руками из фанеры является работа над ландшафтом. Данный этап можно назвать самым трудным, поскольку от его правильной реализации зависит качество будущей конструкции. Если вы не сможете реализовать задумку с первого раза, то не стоит отчаиваться. В любой момент можно выбросить фанерный лист и приобрести другой. Благо стоят они достаточно недорого.

Для работы над ландшафтом можно использовать самые различные методы. Например, горы можно сделать из обычной строительной пены, высвободив ее из баллончика в нужном количестве. Если вы подразумеваете, что через такой природный элемент будет проходить тоннель, то следует это заранее учесть, положив на макет пластиковую или картонную трубу. После использования пены вам даже не понадобится ее вытаскивать. Пусть она лежит себе внутри гор, а швы можно замаскировать практически чем угодно.

Еще одним незаменимым материалом для ландшафтных работ является гипс или строительная шпаклевка. В отличие от пены такой материал гораздо проще видоизменять под нужную форму, однако его чаще всего используют в качестве декоративного элемента, а не основного. Во-первых, гипс достаточно много весит, поэтому делать из него большие объекты не следует. Во-вторых, со временем шпаклевка может дать трещину, особенно если не использовать при строительстве водоотталкивающую смесь. В общем, вариантов работы над ландшафтом существует огромное множество, поэтому подходить к их выбору следует с умом.

Шлифовочные и покрасочные работы

Следующим этапом строительства макета железной дороги своими руками являются шлифовочные и покрасочные работы. Если вы использовали для строительства древесину, то устранить все неровности можно с помощью обычной наждачной бумаги. Засохшую строительную пену легче всего подравнивать с помощью шпаклевки, нанося ее на все неровные участки. После этого горы станут довольно гладкими. Если вас это не устраивает, не бойтесь отколоть парочку кусочков шпаклевки, чтобы придать природному образованию более естественный вид.

Как только ландшафт приобретет нужную форму, открываем несколько банок акриловых красок, берем в руки кисточки и начинаем творить. Лучше всего иметь перед глазами изображение настоящих гор с растительностью, чтобы лучше понимать, какие цвета из палитры следует использовать в первую очередь. Не бойтесь наносить несколько слоев краски, поскольку это лишь придаст будущей композиции естественный вид. Например, можно покрасить камни в серый цвет, после чего сверху добавить немного белой краски, изобразив тем самым снег на вершине.

Прокладываем железную дорогу

Все еще делаем макет железной дороги своими руками и постепенно подходим к самому долгому этапу строительства - прокладыванию железной дроги. Как правило, большинство мастеров предпочитает приобретать уже готовый материал в магазинах с игрушками, поскольку на изготовление железной дороги собственными руками может уйти нереально много времени. Кроме того, пластмассовые детали стоят достаточно дешево и их не жалко будет сломать в случае неаккуратного использования. Особенно актуально это для тех людей, у кого в семье есть дети.

Крепление железной дороги к макету происходит с помощью обычного строительного клея. Не стоит использовать слишком длинные детали во время работы, поскольку это может придать дороге неестественную прямолинейность. Лучше всего сделать так, чтобы на ней было побольше поворотов и возвышений. Помните о том, что для крепления деталей к поверхности не следует использовать слишком много клея. Также на любом тюбике вы найдете информацию о том, что для хорошей фиксации огромную роль играет сила надавливания детали к поверхности, а не длительное время придавливания.

Создание декораций

Как только основной элемент нашего макета будет сделан, можно приступать к созданию различных декоративных элементов. Приобрести такие детали можно в магазинах с игрушками или изготовить самостоятельно из строительных материалов, если у вас есть к этому талант. Например, на некоторых макетах можно увидеть обычную медицинскую вату, которая исполняет роль снега, хотя большинство профессиональных дизайнеров все-таки предпочитает использовать специальную смесь, которая продается в небольших баллончиках в рождественских магазинах.

То же самое касается и остальных элементов композиции. Сделать своими руками фонари для макета железной дороги можно из обычного пластилина или купить готовую декорацию в магазине. Кстати, если вы планируете изготовить макет к Рождеству, то весьма неплохой идеей станет замена стандартного уличного освещения на новогодние гирлянды, однако подобное решение следует заранее предусмотреть, вырезав в фанере несколько десятков отверстий для лампочек - таким образом провода будут находиться внизу, прикрепленные изолентой.

Видеоролик и заключение

Надеемся, теперь вы лучше понимаете, в чем заключается изготовление мини-макета железной дороги своими руками. Если информации из нашей статьи вам показалось мало, или у вас до сих пор остались какие-то вопросы, то рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик, в котором мастер демонстрирует весь процесс изготовления ландшафта своими руками. Подобный видеоматериал будет полезным как для начинающего дизайнера, так и для настоящего мастера своего дела. Если вы посмотрите его целиком, то непременно научитесь мастерить с помощью подручных материалов красивые горы и другие природные объекты.

История у этой поделки короткая. Во время летних каникул у меня было довольно много свободного времени и хотелось сделать что-то своими руками . Однажды проходя мимо жд-переезда, у меня появилась идея сделать действующую модель такого обычного на первый взгляд объекта.

Для основания потребуется ящик от стола. Размечаем на ящике места расположения объектов и просверливаем отверстия для крепления семафора и фонарей, а так же просверливаем отверстия для проводки домика.

Для домика потребуются :

  • кусок тонкой фанеры;
  • тонкий прозрачный пластик;
  • спички;
  • ватман;
  • светодиод с проводками для подсветки домика.

Вырезаем стены и крышу домика, затем пропиливаем два окна в стенах и склеиваем полученные части воедино с помощью термоклея, красим. Стекла врезаем из пластика. По размеру они должны быть чуть больше, чем оконный проём и приклеиваем их. Режем и красим спички. При помощи супер клея изготавливаем рамы окон. В завершении прикрепляем светодиод в центре крыши домика.

Теперь займёмся дорогой и ландшафтом:

Дорога состоит из приклеенного мелко просеянного отсева, что укатан валиком. Поверхность покрашена и нанесена разметка.

Железно-дорожное полотно делаем как и дорогу, только добавляем второй слой (меньшей ширины). Сверху укладываем шпалы сделанные из палочек от мороженого и рельсы из толстой алюминиевой проволоки.

Трава сделана из стружки покрашенной в зелёный цвет.

Для фонарей потребуется :

  • Светодиоды с проводками;
  • Корпус обычной шариковой ручки и стержень от гелиевой;
  • непонятные штуковинки, которые лежали у меня в столе.

Собираем всё вместе и получаем:

Семафор :

  • Дюбель для плинтусов
  • Корпус ручки и стержень гелиевой ручки

Отрезаем от дюбеля верхнюю часть. Сгибаем стержень под углом 90 градусов. Отрезаем половину ручки, сверлим отрезанную часть дюбеля и ручку,соединяем их.

Шлагбаумы : Изготавливаем их из двух кусочков фанеры разной толщины и проделываем по два отверстия на концах узкой полосы.

Электроника и механизмы

Делаем простенькую схему мультивибратора и присоединяем его к семафорам. Они включаются, когда шлагбаумы опускаются, при помощи самодельного «реле».

И началась постройка подмакетника. Купил фанеру 9 мм и 4 мм, алюминевый профиль и хромированные ножки, аж 6 штук для устойчивости. Распилил, насверлил, прикрутил.

Начальный этап строительства макета. Куплены ножки, фанера, алюминиевый профиль.

Прикручиваем саморезами алюминиевый профиль к фанере и получаем какркас подмакетника.

Усиливаем, место соединение двух листов фанеры и места крепления ножек.

Прикручиваем ножки к каркасу, усиливаем уголками и получаем собственно подмакетник. Вес которого составил 12,1 кг.


Вот так выглядит подмакетник, очень похож на тенисный стол.

С нетерпением выкладываю свою будущую схему движения, заранее нарисованную на бумаге. Забегая немного вперед хочу сказать, что в дальнейшем схема движения немного измениться. Когда видишь это реально в объеме, а не на плоской бумажной схеме, то все может получится иначе. Поэтому первоначально грамотно продумывайте свою схему, чертите ее по возможности планшетной линейкой или в программе WinTrack, и тогда ошибок будет меньше.

Делаем каркас будующей горки переходящей в мост.

Продолжаем строить нашу горку.

Продолжаем строить, одновременно прикидываем к месту купленные в магазине мосты.

Приступаем к строительству железнодорожного спуска. При строительстве спуска строго придерживайтесь нормам спуска в градусах, иначе поезд не сможет подняться на вашу горку. Еще учитывайте, что разные локомотивы обладают и разной тягой. Если есть возможность нужно поэксперементировать с локомотивами. Я на выпилиные радиусные заготовки из фанеры, приложил рельсы и гонял разные составы верх и вниз, изменяя угол наклона заготовки таким образом пока самый слабый локомотив смог спокойно подняться в горку. И только после этого закрепил спуск и подъем.

Локомотив готов к испытанию спуск - подъем.

Обязательно после нанесения клея ПВА на деревянные детали, крепко прижимаем их друг к другу, ставим тяжелый груз или струбцины.

В моей схеме движения появились изменения. Почему то пришла идея участка железной дороги, типа лекгого метро на бетонных опорах - столбах.

В модельном магазине куплены: круглые палочки - будущие бетонные опоры, рейки - будущая отбортовка, а в канцтоварах были куплены деревянные линейки для самого постамента, на который будет уложена фанера с рельсами.

Вот он будущий участок путепровода, пока еще без бортиков.

Проявился будущий силуэт макета железной дороги.

Проводим ходовые испытания подвижного состава.

Так как мне хочется поскорей увидеть хоть какой то результат, я приступил к формированию рельефа гор из папье-машье. Берете бумагу, газеты - режете на полоски, смазываете клеем ПВА и приклеиваете к фанере, слой за слоем, дав слоям просохнуть. Примерно 3-4 слоя. Когда это все просохнет у Вас получится довольно прочное основание склона. (Хотя по правилам сначала нужно закончить все подготовительные работы, а уж потом браться за отделочные, но я так не могу, поэтому иногда буду нарушать последовательность постройки - важен результат)

Вот так выглядят этапы нанесения слоев папье-маше.

Приклеиваем бортик к путепроводу и красим его. Заодно подготавливаем папье - маше для наклейки травы. Красим бумажный склон краской по цвету совпадающий с цветом травы, для того что бы при приклеивании травы краска скрыла небольшие наши ошибки.

Вот так выглядит облагороженный монорельс. Приклеены рельсы, насыпан гравий.

Здесь видны провода для будущего блок участка. Не забудьте поставить диэлектрический (пластмассовый) разделитель рельсов, на фото он черного цвета между двух выступающих проводов, в дальнейшем провода аккуратно подпаиваются к рельсам.

Аккуратно подпаиваем провода к рельсам и окрашиваем рельсы темно-коричневой матовой краской, это придает им уже не игрушечный вид. Окраска рельс трудоемкая работа, но она того стоит. На втором плане видны не окрашенные рельсы - разница очевидна.

Для большей реалистичности красим железнодорожный мост.

Из специальной бумаги имитирующей кирпичную кладку, делаем опору нашего монорельса.

Сеем траву и подсыпаем гравий к железнодорожному мосту.

К траве добавляем разросшуюся траву или небольшой кустарник.

Вот такой получился переход от монорельса к насыпи.

Материалы и инструменты для постройки макета железной дороги.

Прежде всего для постройки макета не обойтись без клея. Клея нужно много и разного. Я использовал три вида клея ПВА. ПВА СТОЛЯР хорош для склеивания деревянных частей макета, он быстро сохнет и крепко держит, один его минус он желтоватого оттенка. Второй клей ПВА СУПЕР идеально белый, тоже быстро сохнет, при засыхании дает глянцевый слой. Третий клей ПВА ТЕКС долго сохнет (но это иногда очень нужно) идеально белый, при высыхании дает прозрачный, матовый слой.

Также не обойтись без специальных клеев: клей для моделей, дихлоритан, супер момент, момент универсальный.

Также необходимы различные модельные краски, я использовал акриловые "Звезда"

Понадабяться и кисточки, как для нанесения клея так и для окраски моделей.

Для имитации насыпи железной дороги, используется фирменная присыпка гравий - обращайте внимания на масштаб, для каждого масштаба свой размер гравия.

Не забудьте купить траву, она бывает разных видов и составов. Простая трава сделана из опилок, та что по-естественней сделана из флока. Ну и конечно Вам потребуется флокатор, он бывает электростатический и простой. Электростатический флокатор нужен для приклеивания травы под статикой, от полученного заряда трава тянется к флокатору и в таком положении приклеивается, получается более натурально. Но можно обойтись и без него в крышке баночки делаются отверстия диаметром 4 мм, и методом вытряхивания из баночки сеям траву. Дешево и сердито.

Для чистки рельсов понадобится фирменный чистящий брусок, он необходим для очистки рельсов от краски, клея и грязи.

Покупаем различные виды деревьев, одни пойдут на передний план, другие на задний.

строительство макет железный дорога

Можно купить бумагу имитирующую различные материалы: кирпичную кладку, мостовую, и т.д.

Начинаем склеивать дома, сооружения для нашего макета. При склеивании домиков особое внимание уделяйте снятию заусенцов, при фотографировании крупным планом они особенно выделяются. Ну и осторожнее с клеем при нанесении большого количества он может остаться на модели, и очень испортить впечатления. Также рекомендую купить модельки людей, без них макет становится не таким интересным.

Продолжаем строить макет железной дороги. Поговорим немного об электрификации макета.

Важной частью любого железнодорожного макета является электрификация, сигнализция и управление. На снимке представлен двухцветный светофор(красный, зеленый) на нашем макете он будет выполнять функцию разрешение - запрещение отправление поезда с блок участка, если впереди будет находиться другой поезд. Светофор связан с блоком автоматики, которая даст команду на торможение или отправление поезда, с одновременным переключением сигнала светофора.

Светофоры имеют различное крепление: есть встраиваемый или на готовой опоре. Кому как удобней: поставить и закрепить, но буден видна опора, или просверлить отверстие и акуратно закрепить. Не забывайте о том, что любой электронный блок может сломаться или перегореть и Вы должны продумать возможный демонтаж и замену этого блока, либо светофора.


Очень красиво смотриться ночная подсветка зданий, освещение улиц и станций. Если вы будете это делать, то заранее продумайте и подготовьте свой макет.


Все здания для макетов имеют возможность электрификации, приложив домик к макету очертите его контур и просверлите или профрезеруйте отверстие для того чтобы можно было вставить подсветку.


Готовые отверстия для подсветки домиков на макете. В домики можно вставлять как лампы накаливания так и светодиоды, лапы дают большой угол освещенности, но менее долговечны, светодиоды дают меньший угол освещенности, но более долговечны.


Подготавливаем автодорогу.


Сеем траву и кустарник, ставим на размеченные места домики и железнодорожный переезд. Прикладываем деревья и автомобили. Очень важный момент, когда Вы будете планировать блок участки то обязательно учитывайте длину вашего состава, если у вас будут разные составы по длине и Вы не учтете это, то возможно различные проблемы: длинный состав может не остановиться или остановиться не там где Вы планировали.

Составы и поезда на вашем макете будут разные, да и в последствии захочется поменять состав, поэтому продумывайте длину участка торможения и разгона.


Тепловоз на переезде.

Электровоз на переезде.

Ну это просто красавчик - моторный вагон BR 642

Для большей красоты сажаем пассажиров в наш моторный вагон BR 642


Приклеиваем материал фирмы BUSCH имитирующий асфальтовое покрытие.


С асфальтом макет стал смотреться намного естественнее, чем идея с дорогой покрашенной краской.


Приклеиваеем кустарник, прикладываем деревья, но пока их не закрепляяем, чтобы представить себе будующую картину макета. В дальнейшем корни деревьев желательно присыпать травой, или имитировать окучивание дерева, для того чтобы спрятать пластмассовые корни деревьев.


Хобби бывают разными: кто-то тихо и спокойно собирает марки или фантики, вмещая всю свою коллекцию в толстый альбом в верхнем ящике стола, кто-то играет в гольф по субботам, а кто-то выбирает в качестве увлечения целое направление искусства и посвящает ему всю свою жизнь.

Именно так можно сказать о любителях и фанатах железнодорожной или жд миниатюры, ведь для создания поделки подобного рода мало одного желания – потребуется немало времени, усилий, тщательного сбора информации, иногда и ресурсов, и финансовых вложений, а также, несомненно, умения, чтобы в результате у вас получилась настоящая собственная железная дорога в миниатюре.

Особенности и виды жд моделизма

Железная дорога в миниатюре – предмет интереса не только детей, но и взрослых, причем взрослых даже больше и чаще. Практически у каждого ребенка была детская игрушка в виде жд станции с рельсами, паровозами и вагонами, а если она стоила подороже, то в комплект входили различные железнодорожные знаки, семафор, фигурки машинистов и другие интересные детали.


Играть в такое интересно, но всегда хотелось большего, к примеру, чтобы жд сеть была развитее и содержала множество разветвлений и поворотов рельсов, чтобы модельки поездов были инерционными или двигались сами по себе, а вы могли управлять ими с помощью пульта, чтобы было много дополнительных элементов: тоннели, мосты, дороги с транспортом, деревья, люди и т. д.

Чтобы сделать такую игрушку, вернее, уже не игрушку, а настоящий макет железной дороги своими руками, необходимо здорово потрудиться, а не у всех детей есть такая возможность, поэтому наверняка понадобится помощь родителей. Хорошо, если они разделят ваше увлечение жд миниатюрой и помогут в создании поделки. Взрослому любителю жд моделизма, конечно же, в этом плане легче.

Что касается направлений, в которых существует хобби жд в миниатюре, то их разделяют несколько:

  • одни просто коллекционируют только игрушечные рельсы, поезда и все сопутствующие им аксессуары;
  • другие тоже коллекционируют, но уже масштабные модели;
  • третьи – занимаются именно изготовлением железных дорог в миниатюре, воссоздавая целые исторические станции и вокзалы, прокладывая настоящую железнодорожную сеть из разных направлений путей, занимаясь фактической реконструкцией определенных объектов;
  • кто-то старается сделать миниатюрные копии реально существующих или существовавших локомотивов и поездов в малейших деталях;
  • а еще один интересный вид жд моделизма – парковая или садовая железная дорога, для создания которой используются весьма крупные масштабы, поэтому такой макет железной дороги можно использовать даже в качестве аттракциона и перевозить в нем людей.

Немного истории

Железная дорога в миниатюре – совсем не дань моде и не новое явление, ведь история жд миниатюры и моделизма насчитывает уже более ста пятидесяти лет. Впервые макет железной дороги появился, как игрушка, в девятнадцатом веке (во второй его половине). Обеспечение необходимых промышленных объемов взяла на себя Германия в лице фирмы — производителя Märklin. Их железные дороги в миниатюре были так качественны и хороши, что даже царская семья заказала себе такой макет для Зимнего Дворца.

Основываясь на масштабах жд, представленных в миниатюре германского производства, позже были приняты стандарты масштабирования для железнодорожного моделизма. К концу девятнадцатого столетия к делу подключилась и Америка, впервые в мире выпустив на рынок электрическую модель железной дороги (производитель – фирма Carlisle&Finch).


Практически до середины прошлого века и обычная игрушка в виде жд рельсов с поездом, и идеально точная копия или железная дорога в миниатюре воспринимались одинаково, однако, после игрушки перестали вызывать такой ажиотаж, а моделизм стал формироваться, как серьёзное увлечение, постепенно находя все больше и больше поклонников.

Поэтому производители старались угодить и своим новым почитателям – взрослым, которые жаждали собирать полноценный миниатюрный макет железной дороги. Для этого они стали выпускать более усовершенствованные модели, где рельсы можно было складывать в полноценное жд полотно в миниатюре, где у локомотивов и вагонов было много деталей и элементов, куда также входили различные здания, дорожная атрибутика и знаки, семафор и т. д.

В наше время уже практически не осталось фирм-гигантов мирового масштаба, которые бы занимались подобным производством, однако существует немало маленьких успешно функционирующих компаний, специализирующихся на выпуске определенных моделей поездов или дополнительных аксессуаров, без коих невозможна железная дорога в миниатюре.

Масштабы, комплектующие и другие нюансы

Чтобы сделать макет железной дороги, вы должны разбираться во многих нюансах, к примеру, в каких масштабах обычно выполняется железная дорога в миниатюре, какого вида наборы и конфигурации поделки могут получиться, нужна ли схема и где ее взять, как быть с комплектующими, необходимыми деталями и различными аксессуарами и т. д.

Стандарты масштабов и размеров для жд моделизма бывают самые разные. Наиболее распространенными являются типоразмеры, носящие условное обозначение ТТ и НО.

Типоразмер ТТ – от английского Table-top trains– означает, что макет железной дороги выполняется масштабом один к ста двадцати (1:120) с шириной колеи в двенадцать миллиметров. Такая железная дорога в миниатюре еще носит название двенадцатимиллиметровой. Также в ней делаются все подвижные модели поездов – это осуществляется посредством подведения электричества по рельсам, хотя можно и подключить через контактную сеть электровоз.


Большое количество моделей и всевозможных аксессуаров для сборки жд миниатюры этого типоразмера выпускают:

  • немецкие компании Berliner TT Bahnen, Tillig;
  • небольшой выбор есть у европейских производителей Roco и Piko;
  • компания Jago радует поклонников раритетными моделями старинных локомотивов;
  • русские фирмы «Пересвет» и «ТТ-модель»;
  • американские PossumValleyModels, GoldCoast(некоторые модели вагонов и локомотивов).

Другой распространенный типоразмер – НО. Название происходит от английского сокращенного HalfZero или половинка нуля. Макет железной дороги в этом случае производится в масштабном соотношении один к восьмидесяти семи (1:87). Существует еще типоразмер 0, в котором масштаб берется вдвое больше, то есть, 1 к 45. А здесь получается половина нуля, но используется латинская буква О вместо него в обозначении.


Железная дорога в миниатюре в таком масштабе считается наиболее популярной и широко распространенной в мире за счет того, что ее можно сделать, не используя сложные приспособления, к тому же эти модели железных дорог и достаточно крупные для детализации, но в то же время вполне удобные и компактные для размещения макета в доме или квартире.

Железная дорога в миниатюре этого типоразмера тоже является подвижной: энергия поставляется от контактной сети или по рельсам (в случае наличия электрических двигателей в моделях локомотивов). Плюс – у вас есть возможность использовать и дополнительные интересные элементы при создании поделки:

  • устройство дымогенератора, который будет работать на масле и создавать дымовой эффект над тепловозами или паровозами;
  • установка звукового декодера в подвижной состав – сможете воспроизводить любые звуковые файлы, имитирующие шумы и звуки движения поездов и т. д.;
  • устройства СЦБ, что расшифровывается, как сигнализация, централизация и блокировка.


Существуют и различные другие типоразмеры. К примеру, масштабный стандарт G, разработкой и выпуском которого занималась с 1968 года и занимается до сих пор немецкая компания LGB. Это ярчайший пример садовой железной дороги, предназначенной для расположения под открытым небом. А вообще, чем больше выбирается масштаб, в котором выполняется железная дорога в миниатюре, тем детальнее должен повторяться прототип, учитываться мельчайшие подробности и элементы.

Сделать своими руками или купить?

Сегодня можно найти немало тематических форумов, специальных изданий, посвященных железнодорожному моделизму. Вы можете приобретать различные элементы по отдельности и собирать их потом воедино, монтируя собственный макет железной дороги.

Однако прежде всего вам понадобится определиться с доступным свободным пространством. Сможете ли вы выделить для расположения макета половину или даже целую комнату? Если нет, то придется сначала заняться сооружением подмакетника или оборудованием специального места. Для этого можно задействовать хотя бы отдельный стол либо сделать выдвижную / откидную столешницу, которая будет использоваться только для вашего проекта и больше ни для чего другого, а значит, вам не придется каждый раз складывать и убирать макет.

Есть еще варианты модульных макетов, которые состоят из отдельных блоков, консольных конструкций (вы можете прикрепить подмакетники к стенам, словно полки) и подъемных (легко убирается под потолок).

Масштаб для квартиры тоже лучше брать соответствующий, к примеру, с типоразмером 1:87 вы много не сделаете, ведь вам по минимуму понадобится пространство один на три метра. Лучше остановиться на масштабах 1:120 или 1:160, так как проектировка макета в еще более мелком типоразмере Z (1:240) потребует очень больших умений, усилий и финансовых вложений.

Для создания собственной миниатюрной железной дороги вам понадобится придумать и продумать до мельчайших подробностей ее будущий вид. Возможно, начать стоит с самой простой схемы, к примеру, сделать только одно рельсовое кольцо и локомотив с несколькими вагонами. Со временем будете добавлять к проекту дополнительные пути, составы, семафор и знаки, вокзал и здания, фигурки людей и т. д.

Опытные мастера уже умеют создавать целые подробные ландшафты – горы и равнины, мосты и тоннели, леса и поля, миниатюрные улицы, многочисленные развилки путей, депо и прочие интересные штуки.

Даже для самого простого проекта лучше сделать схему. Просто попробуйте нарисовать, что именно вы хотите создать. Если в ваших планах создание железной дороги определенной исторической эпохи, то понадобиться досконально изучить всю доступную информацию по этой теме, найти архивные фотографии, срисовать их и т. д.

Также подробная схема понадобится для изготовления моделей паровозов и вагонов. Вы можете воспользоваться схемой-чертежом определенной машины, разыскав ее фото. Просто поделите реальные размеры того или иного поезда на нужный вам масштаб и у вас будет готовый план постройки.

Пошаговый план работы

  1. Обеспечиваете пространство для проекта и делаете подмакетник (простую конфигурацию можно разместить даже на фанерном листе).
  2. Переносите на подмакетник схему будущей жд миниатюры (рисуйте, как будут проходить рельсы, размечаете развилки и повороты, дороги, где вы разместите здания или строения). Для сложного рельсового расположения схему можно проектировать на компьютере в специальной программе.
  3. Прокладываете рельсы. Рельсовый материал можно купить в специализированном магазине или сделать их самостоятельно. Поскольку по рельсам в подвижных дорогах проходит ток, мастера делают их из толстой медной проволоки, прокатывая ее до прямоугольного сечения на ручном станке. Шпалы выполняются из тонких брусочков, которые тоже вырезаются на станке. Пути прикрепляются двумя способами: либо приклеиваются, либо прибиваются маленькими гвоздиками к основанию, к этим же гвоздикам потом можно припаивать рельсы или тоже приклеивать рельсы к шпалам.
  4. Для подвижной модели нужно дополнительно разрабатывать электрическую схему, а после монтировать ее уже на макете. В качестве источника питания обычно берутся самодельные блоки, можно взять и заводской. Не забывайте о правилах безопасности – напряжение на выходе не может быть высоким, используйте БП до шестнадцати вольт, а если модель небольшая, то достаточно будет и шести-девяти вольт. Электромотор для поезда можно приобрести в радиомагазине или вынуть с какой-либо игрушки. Проведите к двигателю электричество от двух рельс. Чтобы развести электричество по всему основанию, запаситесь разъемами и медными проводами. Продумывайте все детали до разводки – где будут располагаться семафоры и светофоры, шлагбаумы, будут ли гореть фонари и т. д.
  5. Проведите отсыпку и укладку балласта, подобрав его по размеру среди аквариумных грунтов или каких-либо бытовых сыпучих материалов.
  6. Продумайте и изготовьте рельеф и ландшафт. Чтобы ваш макет был похож на настоящий, обязательно оформите красивый ландшафт. Можно использовать профессиональные материалы, как шпатель-массу, лесную подстилку, луговую присыпку, разные слои земли, щебень, песок, гравий и прочие интересные аксессуары от известных производителей. Если выбирать более бюджетные варианты, то для имитации гор вполне можно обойтись строительной пеной, которую потом легко окрасить в любой нужный цвет. Холма, поля, растительность и прочий декор тоже можно воссоздать из фанеры, строительного гипса, стеклоткани, папье-маше, дерева и других отделочных материалов. Чтобы покрасить детали, используйте акриловые краски.
  7. Если нет времени и желания так заморачиваться, то многие элементы можно взять на макет и в готовом виде, к примеру, из игрушечных наборов, в которых есть и фигурки деревьев, и муляжи травы или кустиков, животные, машинки, знаки, люди.
  8. Со зданиями та же ситуация – либо воспользуйтесь готовыми вариантами, либо сооружайте самостоятельно из картона, дерева, фанеры, папье-маше. В качестве образцов используйте фотографии реальных вокзалов и других зданий.
  9. Добавляйте необходимые составляющие: наносите автодороги, покрасьте траву, расположите фигурки людей и поставьте составы на рельсы.

Увлечение жд моделизмом может начаться с подаренного набора с железной дорогой и поездами. Такое хобби хоть и требует немалых усилий и затрат, но несомненно помогает развиваться, думать, творить и не стоять на месте.