Малярные работы. Общие сведения

Малярные работы – один из видов финишной отделки помещения. Они включают в себя окрашивание поверхностей краской.

Работы, предваряющие окрашивание

В точном следовании технологии проведения малярных работ важно провести предварительную подготовку поверхностей. Она состоит из нескольких видов деятельности:

  • устранение трещин и любых сложных дефектов с помощью штукатурки, шпатлёвки, гипса или других материалов;
  • тщательное выравнивание и заглаживание образовавшихся швов посредством специальных приспособлений или ручных инструментов;
  • деревянные поверхности перед покраской тщательно шлифуют обезжиривают;
  • очищение поверхности от слоя строительной пыли и грунтование жидким составом, который при высыхании создаст защитную плёнку и закроет все поры.

Старую краску с вновь окрашиваемой поверхности удаляют. Её счищают наждачной бумагой или специальной щёткой или смывают водой, если раньше использовалась краска на водной основе.

В зависимости от пожеланий хозяев помещения поверхность оклеивают специально предназначенными для этого обоями под покраску или штукатурят тонким слоем финишной штукатурки. После этого её раз грунтуют стены или потолок в целях экономии краски.

Малярные инструменты и приспособления

Главные инструменты для проведения малярных работ – это кисти и валики.


набор инструментов для малярных работ

Большинство профессионалов и любителей красят потолки и стены мягким валиком. Его использование создаёт ряд преимуществ при выполнении ремонта:

  • позволяет сэкономить краску;
  • отделочный материал наносится равномерным тонким слоем;
  • регулируемая выдвижная ручка способствует тому, что окрашивать верхнюю часть стены и потолок можно, стоя на полу;
  • осуществлять покраску удобнее и быстрее.

При выполнении малярных работ валиком используют специальное пластиковое корытце с ребристой вставкой для снятия излишков краски. Чтобы оно могло прослужить долго, его вставляют в полиэтиленовый пакет, который по окончании работ снимают и выбрасывают, а лоток остаётся чистым.

Однако даже при покраске поверхностей валиком возникает необходимость использования кисти. Покрыть составом углы или сложный рельеф основания без неё невозможно.

Готовясь к ремонту, обязательно приобретают несколько предметов с щетиной разной ширины и толщины. Традиционно для изготовления кистей используется конский волос. Перед покупкой инструмента тщательно проверяют качество ворса и способ его крепления. Наиболее удобна и практична кисть с конусовидной густой щетиной, которая при деформации легко и быстро восстанавливается.


кисть для покраски стен

Размеры инструмента тоже имеют значение. Для проведения большого объёма работ выбирают большие предметы с шириной щетины 150 мм. Могут понадобиться маленькие кисточки в 25 мм, 12 мм.

Перед тем, как пустить кисть в работу, её замачивают на несколько минут в тёплую воду. Плохо закреплённые ворсинки вылезут. Деревянная ручка слегка разбухнет и будет прочнее держать щетину. Сам же ворс размякнет и станет более эластичным.

В процессе проведения работ кисть полностью опускать в краску нельзя, набирать много состава не рекомендуется. Во-первых, излишки краски станут стекать на руки. Во-вторых, краска, попавшая в крепление ворса к ручке, испортит инструмент, и он быстро придёт в негодность.

При выполнении значительного объёма работ в больших по площади помещениях используют краскопульт, который наносит краску методом распыления. Он позволяет создать ровный, равномерный слой отделки. Однако он годится только для нанесения красок, сделанных на водной основе.

Чтобы использовать инструменты в дальнейшем, после проведения малярных работ их промывают водой или растворителей (уайт-спиритом), просушивают и помещают в место хранения.

Материалы для проведения малярных работ

Для выполнения малярных работ используют различные лакокрасочные материалы. Основным является краска. Это состав, изготовленный из связующих материалов с добавлением пигментов.

В настоящее время окрашивание поверхностей проводят акриловыми, латексными и другими красками, произведёнными на водной основе. Они хорошо ложатся на поверхность, обладают превосходной укрывистостью, быстро сохнут и почти не имеют запаха. Их можно использовать в любое время года. Окрашенное основание не выгорает и не выцветает. за ним легко ухаживать и можно быстро восстановить при необходимости.

Механизм действия краски заключается в создании тонкой декоративной плёнки, которая придаёт определённый цвет поверхности за счёт присутствия в неё пигментов. Кроме того, она защищает стены и потолок от плесени и грибка.

Деревянные поверхности перед нанесением краски рекомендуется покрыть олифой, которая не даст впитаться основному материалу и укрепит основание. Для окрашивания древесины используются не только водно-дисперсионные или водоэмульсионные краски, но и эмали. Однако использовать их стоит при крайней необходимости, так как они сильно пахнут и долго сохнут.

Важные нюансы покраски


наносим краску в несколько слоев

Окрашивание поверхности проводят в 1 или несколько приёмов. Если состав обладает низкой или средней укрывистостью, необходимо наносить его в 2-3 слоя. Перед тем, как приступить к основным работам, надо попробовать на небольшом участке, как будет ложиться красящее средство.

Покрасочные работы проводят в сухую тёплую погоду при минимальной влажности. В дождь и туман малярные работы производить не рекомендуется. Оптимальная температура воздуха должна быть не ниже 5 градусов. В летнее время специально открывают окна, обеспечивая циркуляцию воздуха.

Для работы с кистью используют ёмкости меньшего объёма, чем та, в которой продаётся красящий состав. Инструмент опускают в банку на ¼ щетины. Излишки краски снимают, проводя кистью по краю ёмкости. Некоторые мастера натягивают на край банки резинку, чтобы не испачкать края.

Если краска жидкая, то она непременно будет стекать на руки. Поэтому выполнять работы надо в перчатках или прикрепить к ручке половинку от детского резинового мячика. При отсутствии игрушки можно приспособить кусок от пластиковой бутылки. Просто вырезать круг и вставить в него ручку кисти.

Чтобы краска ложилась равномерно и рука не уставала, кисть держат под небольшим углом. Проводят ею сверху-вниз и снизу-вверх, перекрывая новым слоем материала предыдущий. В первую очередь прокрашивают углы, выступающие грани и труднодоступные места, а затем уже гладкие поверхности.

Выполнение малярных работ


проводим покраску помещения по зонам

В зависимости от используемых инструментов, материала и характера поверхности технология проведения малярных работ несущественно, но различается.

Окрашивание кистью — это довольно трудоёмкий, но интересный процесс и использовать его стоит в небольших по площади помещениях и комнатах со сложным рельефом стен и потолков, например, с лепниной, различными декоративными вставками.

  1. Прежде, чем начинать покраску, желательно разделить пространство на зоны: проведя отделку одной, приступают к нанесению средства на другую.
  2. Для выполнения работ на высоте надо заранее позаботиться об устойчивой подставке и расположить её на максимально удобном расстоянии от окрашиваемого фрагмента.
  3. При отделке потолков по периметру стены прикрепляют малярный скотч, который не позволит испачкать стену. И наоборот, ленту приклеивают на верхнюю поверхность, если окрашивается стена.
  4. Для выполнения малярных работ кистью можно использовать инструмент с длинной ручкой, но он не для всех удобен.
  5. Набрав краску на кисть, плавными, спокойными движениями проводят инструментом по поверхности. Начинают всегда с углов и стыков между потолком и стеной. При этом по одному и тому же месту проводят несколько раз, чтобы полностью укрыть основание. Важно проследить, чтобы не осталось огрехов.
  6. Когда стыки и выступающие части окрашены, можно приступать к нанесению отделки на плоскую поверхность. При покрытии вертикальных поверхностей кистью водят сверху-вниз, снизу-вверх. Потолок обычно окрашивают, начиная от окна, вдоль самой длинной стены.

Окрашивание валиком – самый удобный и экономичный способ нанесения краски на поверхность. Однако применим он только на ровных, гладких плоскостях. Трудный рельеф данному инструменту не доступен.

  1. Для работы выбирают валик среднего размера с удобной ручкой. Важно знать, что существуют съемные держатели разной длины для удобства покраски потолков и стен вверху.
  2. Перед работами следует потренироваться и попробовать поводить предметом по поверхности, чтобы выбрать удобный ритм и направление работы.
  3. Работу с валиком начинают после того, как прокрасят кистью углы, стыки и выступающие фрагменты.
  4. В заранее приготовленный лоток наливают краску. Она должна быть средней консистенции. Слишком густую надо разбавить водой или специальным средством.
  5. Валик опускают в ёмкость, набирают красящий состав и проводят инструментом несколько раз по ребристой вставке, удаляя излишки средства.
  6. Прикладывают валик к стене и начинают водить им снизу-вверх, перекрывая слои. При этом надо лёгким усилием придавливать мягкий ролик, чтобы вся краска из него перешла на плоскость.
  7. Если обнаруживаются просветы или непрокрашенные места, следует ещё раз пройтись валиком по тому же участку.

окрашиваем стены методом распыления

Окрашивание методом распыления имеет несколько преимуществ перед предыдущими способами выполнения малярных работ. Он хорош для покрытия любых поверхностей. Работать данным методом быстро и удобно. При этом финишное покрытие становится абсолютно ровным и гладким.

Однако использование краскопульта не всегда приемлемо, так как надо обязательно закрывать предметы и те части пространства, которые не подлежат окрашиванию. Если комната отделывается красками на основе воды, то данный факт не является принципиальным. Такую краску легко можно отмыть.

Для краскораспылителя используют жидкие составы. Их заливают в специальную ёмкость, которая является частью аппарата. С помощью электропривода он начинает работать.

Человек водит специальной ручкой близко к поверхности. В это время средство по шлангу поступает к распылительной сетке и распределяется по стене или потолку. Работая с данным аппаратом можно регулировать выход красящего состава.

Во время использования краскораспылителя следят за уровнем жидкости в ёмкости и добавляют её, если она заканчивается. Нельзя допускать полного опустошения колбы, иначе воздух попадёт в шланг, в результате чего может произойти нерегламентированный выброс красящего средства.

Способы декоративного окрашивания

Часто по смелым задумкам дизайнеров проводятся сложные малярные работы. Это может быть нанесение многослойного покрытия с применением красок разных цветов, искусственное состаривание поверхности или создание эффекта объёмности и рельефа. С этой целью используются различные подручные средства: поролоновые губки, ткани, щётки и другое. Иногда на гладкой поверхности с помощью трафарета рисуют орнаменты и интересные дизайнерские изображения, которые придают помещению индивидуальности.

Технология использования губки


окрашиваем стены с помощью обычной губки

Обычной поролоновой губкой наносят ненавязчивый пятнистый рисунок. Обычно это делают тёмной краской по белой поверхности или наоборот светлый оттенок распределяют на тёмной основе. Чтобы создать оригинальный мерцающий блеск, глянцевую краску наносят на матовую поверхность.

  1. При работе губкой применяется неразбавленная водоэмульсионная краска. Её наливают в лоток и хорошо размешивают.
  2. На стену наносят основной слой краски белого или, наоборот, тёмного цвета. После её полного высыхания приступают к нанесению декоративного слоя губкой.
  3. Губку смачивают водой для придания ей мягкости и отжимают жидкость.
  4. Подручный инструмент опускают в краску и проводят им по ребристой вставке, удаляя излишки.
  5. Затем несколькими отрывистыми движениями проводят губкой по листу бумаги, чтобы её слегка высушить.
  6. После этого предмет с краской прикладывают к стене, прижимают и полностью отрывают его, перекладывая на другое место.
  7. Происходит своеобразное смачивание плоскости, в результате которого получается оригинальный рисунок. Он может сплошь покрывать стену, или отмечать какой-то её фрагмент.

Нанесение декоративного покрытия губкой не представляет особой сложности. Наносить краску можно произвольно. Особых правил в данном творческом процессе не существует.

Технология использования сухой щётки


окрашиваем помещение сухой щеткой

Украсить стену можно с помощью штрихового рисунка, который выполняется сухой малярной кистью или щёткой с жёсткой щетиной. Такой метод годится для нанесения глазурованного состава, в который входит лак (70 %), масляная краска (20%) и уайт-спирит (10%).

В данной методике стена покрывается основным тоном, поверх которого наносится приготовленная глазурь. Не дожидаясь её высыхания, сухой кистью быстрыми движениями проводят штрихи. При застывании они образуют интересный орнамент, напоминающий слепой дождь. Для удобства ухода за покрытой таким образом поверхностью, на неё наносят слой матового лака на полиуретановой основе.

Качество малярных работ зависит от профессионализма мастеров. Они должны знать технологию их проведения, знать, как использовать краски и уметь наносить их разными способами.

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.

Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.

Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.

Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.

Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.



При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел. Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.

Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.

Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

ПОКРАСКА КИСТЬЮ

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.

В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.

Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.



Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.

Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.

При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.

Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.

Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

ПОКРАСКА ВАЛИКОМ

Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.

Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

Малярные работы — нанесение окрасочных составов на поверхности конструкций зданий и сооружений с целью увеличения срока их службы, улучшения санитарно-гигиенических условий в помещениях и придания им красивого внешнего вида.

С каждым годом внутренняя отделка помещений становиться все изящнее, повышаются требования, предъявляемые к архитектурной выразительности, внутреннему и наружному оформлению зданий, качеству отделки. Этим требования отвечают новые эффективные, экономические отделочные материалы — новые синтетические олифы, лаки и краски, особенно водоэмульсионные и кремнийорганические.
Казалось бы, покрасить стену — дело нетрудное. Однако покраска требует особо тщательной подготовки стены к ремонтным работам: краска не скроет ни трещинок, ни неровностей, ни любых других дефектов стены. Кроме того, существует множество способов нанесения краски, в зависимости от которых улучшается внешний вид, а краска служит дольше. Чистота окрашенных поверхностей зависит от качества выполненных операций и последовательности работ. В высококачественной окраске недопустимы мельчайшие крупинки в краске. Для малярных работ нужны различные кисти, валики, шпатели, линейки.

При малярных работах используются различные по составу краски: клеевые, известковые, масляные, эмалевые и другие. Все краски содержат различные связующие, пигментные и вспомогательные вещества. Соотношение частей в красках не случайно, поэтому добавление какого-то вещества наугад, например растворителя, вместо улучшения качества окрашиваемой поверхности может привести к его снижению.

Обычно краска продается в готовом виде. Если требуется ее разбавить, добавлять нужно лишь самое необходимое количество растворителя, иначе краска будет стекать, особенно с вертикальных поверхностей. Если краска в банке покрылась пленкой, ни в коем случае нельзя ее размешивать, а нужно осторожно обрезать ножом как можно ближе к корпусу банки и вынуть ее. Если полностью пленку удалить не удастся, краску желательно процедить. Для этой цели обычно используют капроновый чулок, которым накрывают отверстие пустой чистой банки. Существует общепринятая система обозначений лакокрасочных материалов, в которой находят отражение их свойства, назначение, условия эксплуатации, — своеобразный компас в безбрежном море лаков и красок.

Виды красок


По преимущественному назначению и применительно к условиям эксплуатации покрытий лакокрасочные материалы делятся на группы:


Атмосферостойкие, ограниченно атмосферостойкие, защитные, консервационные, водостойкие, специальные, маслобензостойкие, химически стойкие, термостойкие, электроизоляционные. В классификации учитывается и тип пленкообразователя, который для краткости обозначают двумя буквами.


Лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки выпускаются на основе различных смол: поликонденсационных, полимеризационных, природных, на основе эфиров целлюлозы.


Лакокрасочные материалы на основе поликонденсационных смол:


алкидноуретановые — (АУ), глифталевые — (ГФ), кремнийорганические — (КО), меламиновые — (МЛ), мочевинные (карбамидные) — (МЧ), пентафталевые — (ПФ), полиуретановые — (УР).


Полиэфирные: ненасыщенные — (ПЭ), насыщенные — (Ш), фенольные — (ФЛ), фенолоалкидные — (ФА), циклогексановые — (ЦГ), эпоксидные — (ЭП), эпоксиэфирные — (ЭФ), этрифталевые — (ЭТ).


Лакокрасочные материалы на основе полимеризационных смол: каучуковые — (КЧ), масляно — и алкидностирольные — (МС), нефтеполимерные — (НП), перхлорвиниловые — (ХВ), полиакрилатные — (АК), поливинилацетальные — (ВЛ), поливинилацетатные — (ВА). На основе сополимеров: винилацетата — (ВС), винилхлорида — (ХС), фторопластовые — (ФП).


Лакокрасочные материалы на основе природных смол: битумные — (БТ), канифольные — (КФ), масляные — (МА), шеллачные — (ШЛ), янтарные — (ЯН).


Лакокрасочные материалы на основе эфиров целлюлозы: ацетобутиратцеллюлозные — (АБ), ацетилцеллюлозные — (АЦ), нитратцеллюлозные — (НЦ), этилцеллюлозные — (ЭЦ).

Маркировка красок и лакокрасочных материалов


Каждому лакокрасочному материалу присваиваются наименование и обозначение, состоящее из букв и цифр. Обозначение лаков состоит из четырех, пигментированных материалов — из пяти групп знаков.


Первая группа означает вид лакокрасочного материала и записывается словом — лак, краска, змаль, грунтовка, шпатлевка.


Вторая группа указывает тип пленкообразующего вещества, обозначаемый двумя буквами, указанными выше — МА, ПФ, МЛ и т. д. (эмаль МЛ…; лак ПФ…).


Третья группа указывает на преимущественные условия эксплуатации лакокрасочного материала, обозначаемые одной цифрой от 1 до 9. Между второй и третьей группами знаков ставится дефис (эмаль МЛ-1.., лак ПФ-2…).


Четвертая группа — это порядковый номер, присвоенный лакокрасочному материалу при его разработке, обо- 1 значаемый одной, двумя или тремя цифрами (эмаль МЛ-1110, лак ПФ-283). Пятая группа (для пигментированных материалов) указывает цвет лакокрасочного материала — эмали, краски, грунтовки, шпатлевки — полным словом (эмаль МЛ-П 1.0 серо-белая). При обозначении первой группы знаков для масляных красок, содержащих в своем составе только один пигмент, вместо слова «краска» указывают наименование пигмента, например «сурик», «мумия», «охра» и т.д. (сурик МА-15).


Для ряда материалов между первой и второй группой знаков ставятся индексы:


Б — без летучего растворителя


В — для водоразбавляемых


ВД — для воднодисперсионных


ОД — для органодисперсионных


П — для порошковых

Третью группу знаков для грунтовок и полуфабрикатных лаков обозначают одним нулем (грунтовка ГФ-021), а для шпатлевок — двумя нулями (шпатлевка ПФ-002). После дефиса перед третьей группой знаков для масляных густотертых красок ставится один нуль (сурик MA-Q15).


Для лакокрасочных материалов, полученных на смешанных пленкообразователях, вторую группу знаков обозначают по пленкообразующему, определяющему свойства материала.

В четвертой группе знаков для масляных красок вместо порядкового номера ставят цифру, указывающую, на какой олифе изготовлена краска: натуральная олифа, олифа «Оксоль», глифталевая олифа, пентафталевая олифа, комбинированная олифа.

В некоторых случаях для уточнения специфических свойств лакокрасочного покрытия после порядкового номера ставят буквенный индекс в виде одной или двух прописных букв, например: В — высоковязкий; М — матовый; Н — с наполнителем; ПМ — полуматовое; ПГ — пониженной горючести и т. д.

Вся необходимая для потребителя лакокрасочного материала информация приводится на этикетке, где даны полное наименование материала с указанием ГОСТа или ТУ, его назначение, способ применения, меры предосторожности, завод-изготовитель, дата выпуска и номер партии. Этикетка является очень важной частью упаковки лакокрасочного материала. Не всегда справедливо требование, чтобы банка обязательно была изготовлена из литографированного металла. Красочная, сделанная на хорошей бумаге этикетка в художественном и эстетическом отношении не уступает литографии.

При выборе краски, прежде всего нужно исходить из того, насколько стойким при эксплуатации должно быть покрытие, учитывать его декоративный вид и не забывать о стоимости.


Виды красок для стен


Краски для наружных и внутренних работ различаются по стойкости к воздействию дождя, солнца и колебаний температуры. Краски, которые предназначены для наружных работ, в случае необходимости можно использовать и для внутренней отделки помещения. Выбор той или иной краски зависит от того, какую отделку помещения нужно произвести — простую, улучшенную или высококачественную.

Краски на минеральных связующих предназначены для простой отделки каменных, бетонных и отштукатуренных стен, для окраски бассейнов, колодцев и заборов. Они дают рыхлые воздухопроницаемые покрытия, хорошо выдерживающие действие воды, особенно краски на основе цемента, и смену температур.

Клеевыми красками отделывают отштукатуренные, бетонные и деревянные поверхности, причем казеиновые пригодны как для наружных, так и для внутренних работ. Красками на декстрине, крахмале и костном клее можно окрашивать только стены и потолки в закрытых помещениях. Важным достоинством клеевых красок является их пористость: покрытия из них не препятствуют воздухообмену, через них легко испаряется влага, которая может образовываться на отсыревшей стене или на потолке.

Лучшими являются краски и эмали на синтетических связующих или олифах, которые используются для высококачественной отделки. Есть среди них пригодные как для наружных, так и для внутренних работ, а также предназначенные только для внутренних работ. Они могут давать матовые, глянцевые и полуглянцевые покрытия. Некоторые из них образуют сплошные покрытия (например, алкидные), другие (например, водоэмульсионные) — пористые. Краски, которые образуют сплошные покрытия, непригодны для сырых или отсыревших стен, а алкидные к тому же нестойки к щелочам, и поэтому ими нельзя окрашивать свежеоштукатуренные или бетонированные стены.

Масляные краски по свойствам приближаются к краскам на синтетических связующих. Они образуют непористые покрытия, не стойкие к щелочам и влаге.

Инструменты маляра

Маховые кисти. Выпускаются в основном больших размеров — d 60 и 65 мм с длиной волоса 100 мм. Для того, чтобы выбрать хорошую кисть, нужно проверить ее на сгиб, — при сгибании волос должен немедленно выпрямляться, не оставляя видимой кривизны.

Кисти в форме пучка, требующие специальной вязки, называются весовыми, кисти в патроне с ручкой — штучными. Весовые кисти после подвязки крепким шпагатом насаживают на длинную ручку-штырек. Любую кисть подвязывают, потому что длинный волос плохо растушевывает краску и создает много потеков. Поэтому маляры-профессионалы считают, что для клеевой окраски неподвязанный волос должен быть длиной 7-9 см, для масляной и эмалевой — 5-7 см.

Побелочные кисти имеют ширину 200 мм, толщину — 45-60 мм, длину волоса — 100 мм. Такие кисти в 2,5 раза производительнее маховых и позволяют получить более чистое окрашивание. Иногда применяются вместо побелочной кисти — макловицы, которые изготовляются из полухребтовой щетины с 50 % конского волоса. По форме они бывают круглыми (диаметром 120 и 170 мм, с длиной щетины 94 -100 мм) или прямоугольными. Ручка макловиц крепится в середине колодки или делается съемной на винтах. Работу макловицей выполняют со стремянки или с пола. Макловицы и побелочные кисти рекомендуется применять при клеевых и казеиновых окрасках. Окраска, выполненная побелочными кистями или макловицами, не требует флейцевания.

Ручники. Имеют небольшой размер и насаживаются на короткую деревянную ручку. Их изготовляют из чистой щетины, а также с добавкой конского волоса. Выпускаются ручники d — 26, 30, 35, 40, 45, 50, 54 мм. Ручники подвязывают шпагатом, который, по мере износа кисти, перемещают, увеличивая длину волоса. Длина оставшегося волоса должна быть не более 30-40 мм. Применяют ручники для окраски клеевой и масляной красками небольших поверхностей. Ручники из мягкой щетины, закрепленной в металлических кольцах, пригодны для любых работ. Если щетина закреплена с помощью клея, то кисти не следует применять для окрашивания клеевыми и известковыми окрасочными составами.

Флейцы — плоские кисти шириной 25, 60, 62, 76 и 100 мм, изготавливают из высококачественной щетины или из барсучьего волоса, закрепленного в металлической оправе, которую надевают на короткую деревянную ручку. Применяют флейцы в основном для сглаживания свеженанесенной краски, то есть для уничтожения следов от маховой кисти или ручников. Флейцы можно применять и для окрашивания.

Торцовки имеют прямоугольную форму и изготовляются из твердой щетины. Их основное назначение — обработка свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски. Как правило, торцуют клеевые и масляные краски. Филеночные кисти выпускаются d от 6 до 18 мм и изготовляются из белой жесткой щетины, закрепленной в металлической оправе-патроне. Патроны крепятся на деревянных ручках различной длины. Такие кисти предназначены для вытягивания узких полос, называемых филенками, или для окраски труднодоступных мест, в которые не проходит ручник. Для окраски радиаторов выпускаются специальные радиаторные кисти с изогнутой у основания ручкой.

По многим показателям валики значительно удобнее и производительнее кистей. В особенности при окраске больших площадей. Кроме того, валиками можно не только красить, но и грунтовать. В зависимости от производимых работ применяются валики различных размеров: диаметром от 4 до 7 см, длиной от 10 до 25 см. Чаще всего используют меховые, поролоновые и велюровые валики. При подготовке к работе меховый валик на некоторое время нужно погрузить в воду — от этого жесткость волосяного покрытия уменьшится. Однако следует помнить, что меховый валик не рекомендуется применять при работе с известковыми красками, — известь очень быстро разрушает мех. По окончании работы, валики обязательно промывают в теплой воде с мылом, полностью удаляя краску.


Технология малярных работ


При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др. Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции. Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.

Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную — в три, а некоторые глянцевые политуры — в шесть и более слоев. Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится. Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его. Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 С.

Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки. Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.

При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел. Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.

Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения. Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

Способы нанесение краски


Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью. Кисть нужно приготовить — промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов. В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску.

Длина свободных волос — примерно 30-40 см. Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины. Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.

Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.

При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем. Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.

Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию. Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.

Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

У метода распылением нанесения краски есть несколько преимуществ, особенно если красятся большие однородные, ничем не перекрываемые поверхности. Лакокрасочные материалы всех видов таким способом наносятся быстро и равномерно.

Для окраски труднодоступных поверхностей этот способ также удобен, например внутренних частей радиаторов центрального отопления. В процессе распыления мельчайшие частицы краски попадают на окрашиваемую поверхность, соединяются одна с другой и образуют равномерный слой. При нанесении краски таким способом нужно закрыть все окружающие поверхности, которые не подлежат окраске, чтобы потом не тратить время и силы на их очистку. Для этой цели подойдут клейкие ленты, которыми можно закрепить бумагу или пленку. Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию. Как только уровень жидкости упадет, емкость нужно наполнить, иначе после всасывания воздуха краскораспылитель выбросит неконтролируемое количество краски.

При обработке губкой создается мягкий пятнистый рисунок. Причем светлый тон нижнего слоя (фона) будет выглядеть, как прожилки неопределенной формы. Краска не должна быть чисто-белой, ее нужно слегка тонировать, что даст более утонченный эффект. Если нужно получить более контрастное решение, нужно наносить темный рисунок по матовой эмульсионной краске — получится оригинальный мерцающий узор. Нанесение краски губкой может осветлить или, наоборот, утемнить общий тон. Для фона и наката нужно выбирать гармонично сочетающиеся оттенки единой цветовой гаммы или дополнительные цвета равной интенсивности.

Плотно нанесенный, без значительных просветов рисунок дает впечатление интенсивно окрашенной поверхности. В свою очередь, цвет и тон основного фона может влиять на интенсивность рисунка, нанесенного поверх него. Обработка губкой подходит почти для любой поверхности, но наиболее эффектна она на больших плоскостях, например на стенах. Интересно, что этот способ незаменим для маскировки не очень привлекательных предметов, таких, например, как радиаторы.

Как для основного слоя, так и для декоративно наносимого поверх него, применяют неразведенную эмульсионную краску для стен, а мясляную краску — для деревянных частей и металлических деталей. Для таких работ пользуются натуральной морской губкой, структура которой имеет наибольшее количество пустот. Если получаемый на стене рисунок повторяется, становится регулярным, нужно разорвать губку и продолжать работу ее внутренней, наиболее неровной поверхностью.


Для нанесения узора губкой, краску более темного тона, предназначенную для нанесения узора губкой, нужно в лоток и хорошенько размешать. Предварительно понадобится смягчить губку — вымочите ее в воде, если предстоит окраска эмульсией, а при употреблении масляной краски — в уайт-спирите. Губку отжать, а потом окунуть в краску и прижать к рифленому наклонному отделению лотка, чтобы краска пропитала всю губку.

После этого необходимо снять излишки краски с губки при помощи легких, отрывистых касаний листа бумаги: при перенасыщенной губке рисунок может получиться с кляксами или вообще расплыться.

Движения нужно начинать сверху-вниз. Работать легкими, отрывистыми касаниями, не вращать и не прижимать губку сильно. Положение руки с губкой нужно менять таким образом, чтобы избежать регулярного, повторяющегося рисунка. Когда губка станет суше, можно поработать в углах и вдоль плинтуса здесь невольно приходится вжимать ее, и реальна опасность выдавливания излишков краски.

Сначала поверхность нужно обрабатывать редким, не закрывающим полностью нижний, основной тон рисунком и оставить сохнуть. Промытье губку, а затем нанести второй слой, перекрывая первый таким образом, чтобы они слились в общий рисунок. Когда второй слой высохнет, нужно светлым колером подправить отдельные выделяющиеся пятна. Можно применить колер фона или «слоновую кость», которая смягчит общий рисунок.

Для штриховой обработки стен нужно приготовить глазурь, смешав 70 % лака, 20 % масляной краски и 10 % уайт-спирита, а потом нанести состав по основному тону полосой шириной 500 мм сверху вниз. Пока глазурь не высохла, по ней нужно щеткой нанести пунктирный штрих быстрым и уверенным движением. Затем продолжить обработку, пока вся поверхность не будет покрыта штрихом. Чтобы скрыть стыки, необходим перехлест соседней полосы. Если обработанная таким образом поверхность в дальнейшем будет нуждаться в промывке, поверх нее нужно нанести слой матового полиуретанового лака.

Цветовой штрих дает более изящный рисунок, чем обработка губкой. Обычно он выполняется по незастывшей глазури или лаку и создает эффектную поверхность, испещренную точками, через которые просвечивает фон. Тон и цвет для штрихового рисунка выбирают по тому же принципу, что и при обработке губкой. Пусть у фона будет более светлый оттенок, чтобы образовалась как бы цветовая дымка, а для штриха более темный тон: он лучше выявит рисунок. Возможна и обратная комбинация.

Наносить штриховой рисунок можно на любую поверхность, но особенно эффектно он выглядит на стенах небольших помещений, на дверях и на мебели. Для штриховой обработки лучше применять неразбавленную эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для нанесения штриха по незасохшей глазури можно использовать только масляную краску. Специальные щетки, предназначенные для этой работы, изготовлены из барсучьего волоса, но почти любая плоская щетка (даже новая сапожная) может быть использована, при условии, что щетина на ней одинаковой длины.

Технология нанесения штрихового рисунка: отлить небольшое количество краски самого светлого колера в лоток или плоскую посуду (слоем не меньше 3 мм), опустить сухую щетку в краску, лишь слегка касаясь ею поверхности, чтобы щетина не впитала ее слишком много. Обработку следует начинать сверху вниз, делая отрывистые движения щеткой и меняя угол ее положения на плоскости стены. Чтобы усилить рисунок, нужно нанести другой слой (легко нажимая на щетку), чтобы добиться большей контрастности. При появлении клякс следует перекрыть их оттенком основного грунта. В конце работы нужно заполнить углы, поверхность вокруг наличников и вблизи плинтуса почти сухой щеткой, применяя колер первого слоя наката.


Обработка с помощью ткани


Снятие краски или раскатывание жгутом дают более мягкий и неопределенный узор, но эти способы требуют большего умения. Отпечатки, которые похожи на сложенные лепестки, получают нанесением или, наоборот, снятием краски при помощи куска ткани.

Все указанные способы осуществляются с использованием свежего раствора глазури. Как и при предыдущих способах обработки, рисунок наносится сверху-вниз по вертикальным полосам шириной 500 мм. Предварительно нужно вымочить кусок ткани в уайт-спирите, отожмите и скомкайте его в руке или скрутите в жгут (в валик). Затем слегка обмакнуть ткань в глазурь.

Для нанесения рисунка валиком необходимо удерживать его двумя руками и прокатывать сверху-вниз как по прямой линии, так и по нерегулярным, случайным направлениям. В этом случае можно получить неопределенный, запутанный рисунок. Лоскут нужно почаще стряхивать и снова комкать в руке или менять его (лоскут), как только он станет чересчур перенасыщенным краской. Маскировать стыки между отдельными полосами нужно особенно тщательно.

Для нанесения краски при помощи смятого куска ткани используют эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для накатки валиком или метода снятия краски должна применяться только масляная краска, как для нижнего, основного слоя, так и для наката. Колер для наката будет основным тоном, поэтому выбирать его нужно более темным, чем фон. Тканевый способ, помимо декорирования стен или отдельных элементов мебели, хорош в тех случаях, когда требуется подогнать окраску встроенного оборудования под цвет стен. Можно использовать любую ткань — от муслина или марли до замши, — лишь бы она была неволокнистой и хорошо принимала краску.

Технология нанесения узора с помощью ткани.


Немного краски нужно отлить в лоток с плоским дном. При обмакивании в эмульсию сухая тряпка дает четкий, жесткий рисунок. Если ее немного смочить, получатся более мягкие отпечатки. В случае применения масляной краски нужно намочить тряпку в уайт-спирите, а потом как следует отжать. Перед употреблением, ткань смять в руке, затем окунуть тряпку в краску и слегка отжать ее на листе бумаги, чтобы удалить излишки. Наносить мазки сверху вниз или вдоль карниза свободными движениями, аналогично работе с губкой. Тряпку необходимо часто стряхивать и снова сжимать в руке, чтобы избежать повторяющегося рисунка. Как только рисунок становится менее четким, тряпку нужно поменять на свежую.

В конце работы обязательно следует подправить недостаточно заполненные участки поверхности. В некоторых случаях может быть нанесен второй слой колера, но обычно этого не требуется, как правило, ожидаемый эффект достигается с первого раза.

В зависимости от вида малярных работ и состава используемой для окрашивания краски вам могут потребоваться различные кисти, валики, шпатели, линейки. Кисти хорошего качества изготавливаются из чистой щетины. Они вбирают в себя большое количество окрасочного состава, удерживают его внутри так, что краска не стекает. Дешевы, но менее практичны и долговечны кисти, сделанные из щетины с добавлением около 50% жесткого конского волоса.

Самые большие по размеру (пучок волос достигает длины 180 мм, диаметр — 60-65 мм) маховые кисти, имеющие круглое сечение и длинную ручку (1,8-2 м). Они продаются готовыми (пучок волос укреплен в металлическом кольце) или в виде пучка волос, требующего вязки. В любом случае необходимо проверить длину волос кисти, чтобы при необходимости их подвязать. После сгибания кисти волоски должны немедленно выпрямляться, принимая прежнюю форму. Маховыми кистями удобно окрашивать большие по площади поверхности, например потолок, стены.

Виталия Львова

Урок технологии на тему

«Основы технологии малярных работ»

Предмет: технология.

Класс: седьмой.

Четверть: третья.

Количество часов: 1

Дата: 13.03.17

Урок №45

Раздел: « Ремонтно-отделочные работы»

Учитель: Бондаренко А.А.

Цель: ознакомить учащихся с технологией малярных работ.

Должны знать: последовательность выполнения ремонтных и малярных работ. Правила безопасной работы.

Должны уметь: подготавливать поверхность к окраске и выполнять малярные и строительные работы.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, практические работы.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основные понятия: Малярные работы, пигменты, связующие материалы, олифа, масляная краска, эмаль, лак, растворитель, грунтовка, кисти: побелочная, филеночная, макловица, ручник, флейц, торцовка; валик, трафарет, маляр.

ХОД УРОКА

    Повторение пройденного материала.

    Фронтальный опрос:

    Какие виды обоев вы знаете?

    Чем отличается отделка помещения в один колер от отделки в два колера?

    Что такое филенка?

    Чем отличается бордюр от фриза, от гобелена?

    Как подготовить стены к оклейке обоями?

    Назовите последовательность оклейки стен обоями.

    Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Основы технологии малярных работ».

Цель урока – познакомиться с технологией малярных работ.

    Изложение нового материала.

К малярным работам относится окрашивание различных поверхностей. Для выполнения этих работ применяют материалы: пигменты (сухие строительные краски), клеи, олифу и др.

Пигменты, или сухие строительные краски, бывают естественными и искусственными и представляют собой тонкие порошки различных цветов: белого, жёлтого, синего, красного и др.

Чтобы пигменты прочно прилипали к окрашиваемой поверхности, в них добавляют связующие материалы . В водные составы добавляют клей, а в масляные – олифу . Натуральную олифу изготовляют путём варки при температуре 275 0 С льняного или конопляного масла с добавлением некоторых специальных веществ. Олифа может быть также синтетической.

Масляные краски готовят на заводах: олифу смешивают с сухими пигментами и перетирают смесь на особых краскотёрках. Эти краски применяют для работ внутри и снаружи помещения, окрашивая ими металл, дерево, штукатурку. Срок высыхания масляных красок после окраски поверхности составляет 24 ч.

Эмали – это окрасочные составы, приготовленные путём растирания смеси из пигментов и лаков на краскотёрках. При длительном хранении эмали могут загустеть. Разбавляют их различными растворителями. Время высыхания эмали, нанесённой на окрашиваемую поверхность, - от 1 до 24 ч.

Лаки представляют собой растворы смол в различных растворителях, имеют разные названия и назначение, бывают светлые и цветные. Они высыхают за 24-48 ч.

Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов, мытья инструментов и т. д.

Перед окраской поверхность рекомендуется огрунтовать – покрыть определённым составом – грунтовкой , хорошо прилипающей и оставляющей на ней тонкую плёнку, на которую ровным слоем ложится окрасочный состав. Неогрунтованные поверхности неодинаково впитывают краску, поэтому на отдельных участках её будет больше или меньше, и окраска станет неравномерной – пятнами или полосами. Под масляную краску лучшей грунтовкой является олифа.

Для масляных работ применяют различные инструменты: кисти, валики, шпатели, линейки.

Кисти изготовляют из щетины и конского волоса. Маховые кисти имеют длину пучка волос до 180 мм и ручку-палку длиной до 2 м. Побелочные кисти (рис. 102, а ) имеют ширину до 200 мм, толщину 45…65 мм и длину волоса 100 мм. Макловицы (рис. 102, б ) – это плоские кисти шириной 25…100 мм, изготовленные из высококачественной щетины или из барсучьего волоса. Их применяют для сглаживания свеженанесённой краски.

Филеночные кисти (рис. 102, д ) предназначены для проведения узких горизонтальных полос (филенок) или для окраски труднодоступных мест.

Ручник и флейц (рис. 102, в, г ) – это универсальные кисти, чаще всего применяемые при окраске поверхностей масляными красками и эмалями.

Торцовки (рис. 102, е ) служат для специальной обработки свежеокрашенной поверхности. Торцовкой наносят равномерные удары, сглаживая неровности краски, нанесённой кистью.

Для окрашивания больших плоскостей (потолков, стен) применяют валики (рис. 103). Валиками можно нанести более ровный, чем кистью, слой краски, а также выполнить малярные работы с большей производительностью. Изготовляют валик из меха или поролона.

Окрашивание поверхностей начинают с выбора варианта внутренней отделки помещения, аналогично вариантам оклейки стен обоями: в один или два колера, с бордюром, фризом или гобеленом и т. д. (см. рис. 98).

Перед окраской все поверхности нужно отремонтировать, просушить и огрунтовать.

Качество окрашиваемой поверхности во многом зависит от силы нажима на кисть. Если нажимать на кисть недостаточно сильно, то краска ложится узкими штрихами или полосками. При слишком сильном нажиме на кисть с неё стекает краска.

Каждый последующий слой краски надо наносить только на хорошо просохший предыдущий.

Направление штрихов при окраске играет существенную роль. Если стену окрашивают два раза, то первые штрихи ведут параллельно полу, а при окрашивании вторым слоем – вертикально от потолка к полу (рис. 104). При окрашивании потолка штрихи последнего слоя проводят параллельно световым лучам, падающим из окна.

Стык двух красок разного цвета не всегда бывает ровным, поэтому место стыка закрашивают ровной полоской краски другого цвета – филенкой. Филенку проводят (отводят) по линейке или трафарету (рис. 105).

Чтобы придать окрашенным масляными красками поверхностям ещё больший блеск и продлить срок службы краски, их покрывают лаком.

Для нанесения на стены разнообразных рисунков применяют трафареты . Трафареты изготовляют из плотной бумаги. На неё наносят рисунок и вырезают его острым ножом. Чтобы узоры не вываливались, между ними оставляют соединяющие мостики (полоски бумаги). Для каждого цвета делают свой трафарет (рис. 106).

Рисунки по трафарету выполняют вдвоём. Один работающий прижимает трафарет к поверхности, а другой смачивает ручник в краске, чтобы он был полусухим, и наносит им по трафарету несильные торцующие удары, заполняя пространство рисунка в трафарете краской. После набивки на поверхности останется точная копия рисунка трафарета.

При отделке многоцветными рисунками каждый цвет набивают отдельной кистью и только после того, как высохнет ранее набитый рисунок.

По окончании малярных работ кисти и валики отжимают и промывают в растворителе. Допускается непродолжительное время хранить кисть или валик опущенными в ёмкость с краской.

Малярные ремонтно-строительные работы в жилых и административных зданиях выполняют маляры. Они должны хорошо знать технологию выполнения малярных работ, уметь пользоваться красками и эмалями различного состава, владеть малярными инструментами, правильно подбирать цвета при окраске помещений, соблюдать правила безопасного труда.

Правила безопасной работы

    Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.

    При окраске поверхностей проветривать помещение.

    Не касаться загрязнёнными краской руками лица и предметов одежды.

    Не оставлять в помещении испачканные краской тряпки.

    Не наклонять лицо близко к ёмкости с краской.

    По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.

    Фронтальный опрос по новому материалу.

    Какие работы называют малярными?

    Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?

    Что такое олифа? Где её используют?

    Чем отличается эмаль от лака?

    Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?

    Какие инструменты применяют для малярных работ?

    Что такое флейц?

    Как изготовить трафареты для нанесения рисунка на поверхность?

    Практическая работа.

Изучение технологии малярных работ

    Рассмотрите имеющиеся в учебных мастерских инструменты для малярных работ (кисти, валики и др.). Запишите в рабочую тетрадь назначение каждого инструмента.

    Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или фломастерами вариант внутренней отделки помещения (мастерских, жилой комнаты, кухни).

    Изготовьте трафарет в виде бордюра для нанесения какого-либо рисунка на поверхность стены. Проверьте правильность изготовления трафарета нанесением с его помощью рисунка на лист рабочей тетради.

    Под руководством учителя примите участие в ремонтных малярных работах в школьных мастерских.

    Итог урока.

    Выставление и комментирование отметок за урок. По окончании урока учащимся выставляется отметка. Вместе с учениками следует сделать выводы по изученному материалу.

    Домашнее задание. 1) Ответить на вопросы, приведённые в конце § 31 учебника (с. 115).

    2) Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или фломастерами вариант внутренней отделки помещения школьной мастерской.

Малярные работы выполняются только после окончания строительно-монтажных работ, а также таких отделочных работ, как штукатурные и облицовочные.

Рис. 10.6. Инструменты для подготовки поверхностей под окраску

Начинают малярные работы с верхних этажей. Температура воздуха при этом не должна быть ниже + 8°С, а относительная влажность — не более 70%.

В состав малярных работ входят — подготовка поверхностей под окраску, сама окраска и отделка окрашенных поверхностей.

Подготовка поверхностей под окраску

Подготовка поверхностей под окраску — операция весьма трудоёмкая, но от неё во многом зависит качество окраски в целом. В неё входят: сглаживание оштукатуренной поверхности (любой поверхности вообще, например, деревянной), разрезка трещин, удаление сучков и засмолков деревянных поверхностей, очистка, подмазка, шпатлевка, шлифовка и грунтовка. Чем проще вид окраски, тем меньше операций при подготовке нужно выполнять.

Сплошное шпатлевание делают только при улучшенной и высококачественной окрасках. Толщина слоя шпатлёвки от 1 до 3 мм в зависимости от количества наносимых слоев. Процесс шпатлевки производится либо вручную, либо механизированным способом.

Шлифовку ведут пемзой или шлифовальной шкуркой на текстильной основе вручную или с помощью шлифовальной машинки. В качестве такого устройства может быть использована сверлильная машинка со специальной насадкой (см. рис. 10.6).

Окраска поверхностей

Окраска поверхностей осуществляется однородным малярным составом, цвет которого должен соответствовать утвержденным эталонам колерной книжки. Изготавливается малярный состав на малярной станции, специальном здании или помещении на строительной площадке.

Для производства малярных работ в зависимости от высоты помеще­ний или фасадов зданий применяют либо стационарные, либо передвижные леса, различные подмости и люльки, а также стремянки и столики. Их устройство практически такое же, как и у тех, которые используются при штукатурных работах.

Рис. 10.7. Ручные инструменты и приспособления для окрашивания

В малярных работах применяют следующие виды инструмента- различные кисти и валики для ручного окрашивания; краскопульты и компрессорные агрегаты при механизированном способе нанесения красок на поверхности (см. рис.10.7).

Любые окрасочные составы необходимо наносить тонким слоем. Если не удалось окрасить поверхность за 1 раз, то лучше повторить операцию.

Помимо обычной окраски существуют, так называемые декоративные малярные отделки — вытягивание филенок, флейцевание, торцевание; отделка по трафарету; отделка под дерево; аэрографические отделки; покрытие лаками и др.

Вытягивание филёнок — окраска горизонтальных полос шириной 5… 30 мм для окаймления фриза. Отделка по трафаретам представляет собой нанесение повторяющегося орнамента на поверхность стен (иногда и потолков). Аэрография — способ нанесения на поверхность трафаретного рисунка краскораспылителем. Рисунок на поверхность можно нанести также и резиновым валиком, на котором вырезан соответствующий рельеф (см. рис.10.8).

При фактурной окраске жидкую шпатлевку наносят на поверхность, а затем обрабатывают различным инструментом для придания той или иной фактуры (тиснение, борозды, штрихи и т. п.).

Покрытие лаками применяют для получения защитных покрытий металлических или деревянных поверхностей.

Качество окраски зависит от вида примененного инструмента и кон­систенции окрасочного состава. Их соответствие позволяет избежать наплывов, подтёков, брызг, пузырей, следов волос кистей и др.

Наружные малярные работы должны проводиться только с лесов или люлек. При окраске крыш и других конструктивных элементов на высоте необходимо применение предохранительных поясов и других страховочных приспособлений.

Рис.10.8. Приспособления и механизмы для нанесения красок и рисунков на поверхности

Внутреннюю окраску следует вести с подмостей или столиков с ограждением, если их высота более 1 м. Особые меры предосторожности необходимы при работе с пожароопасными составами, содержащими легколетучие вещества — бензин, бензол, толуол, ацетон и др.

Виды обоев обзор

Наряду с малярными работами одним из завершающих процессов отделки помещений является оклейка стен (иногда и потолков) обоями или синтетическими пленками. Эти работы считаются более индустриальными, хотя и выполняются вручную (по сравнению с окраской) и более декоративными из-за возможности имитации естественных материалов (древесины, камня и др.) и создания разнообразия текстур, фактур и цветовой гаммы.

Обои — рулонный отделочный материал (скорее, изделие) на бумажной или тканевой основе, на который нанесен соответствующий рисунок. Они бывают: простые (из бумаги небольшой плотности), тисненые (более плотные, рельефные); обыкновенные и моющиеся, обои- линкруст и, даже, с нанесенным шпоном древесины.

Обои поставляются в рулонах, ширина которых бывает 500…600 мм, а длина рулона составляет 9… 18 м.

В последнее время получили распространение так называемые обойные панно. Это могут быть высококачественные репродукции, выполненные, например, с фресок или представляющие собой тот или иной пейзаж. Их особенность — они визуально увеличивают объем помещения, обогащают пластику стен. Основой этих изделий является нетканый материал из смеси различных волокон, на который нанесены окрашенные гранулы кварцевых зерен. Они приклеиваются без видимых стыков, так как основа под них окрашивается в тот же тон. При этом нет особой надобности тщательно выравнивать стены под них. Полосы таких панно имеют высоту 2,7 м и ширину — около 1 м. На стену обычно приходится 3…5 полос.

Разновидностью таких панно являются фотообои, на которых могут быть изображены не только природный ландшафт, но и интерьеры помещений, даже вместе с мебелью. Размеры этих обоев составляют — в высоту 2,8 м, а в ширину — 1,86; 2,32 и 3,72 м.

Упомянутый выше линкруст — это материал, имеющий в качестве основы марлю или толстую бумагу, на которые нанесён слой из синтетических смол в смеси с пробковой или древесной мукой. Поверхность линкруста имеет выпуклый рисунок. Применяется этот материал для стен в общественных или служебных помещениях.

Стали применяться и т. н. «жидкие обои» — смеси, состоящие из папье-маше («жёванной бумаги») и клея, разбавленные водой и наносимые на стены распылителем. В результате получается шероховатая поверхность различных цветов и оттенков.