Лепнина для украшения в доме. Фасадная лепнина

К этому классу принадлежит продукция массового серийного производства - декор из полистирола, полиуретановая или пенополиуретановая лепнина заданных размеров. Технология изготовления - машинная штамповка в металлических пресс-формах. Реализуется через розничные торговые сети в виде ассортимента изделий заданных размеров. Тиражи изделий: сотни тысяч и миллионы. Изделия унифицированы согласно технологическим ограничениям серийного производства и вкусам массового потребителя. Ассортимент изделий ограничен по причине высокой стоимости металлических пресс-форм для производителей. Технологические ограничения накладывают определенный и легко распознаваемый отпечаток на всю продукцию класса массового декора. Рельеф полиуретановой лепнины упрощен, однообразен, поверхностен, лишен индивидуальных черт и художественной выразительности. В силу этих признаков полиуретановая лепнина не претендует на историческое правдоподобие стилям классической архитектуры и является серийной продукцией наряду с прочими отделочными материалами массового производства. Соответственно ассортименту полиуретановой лепнины возможность декорирования ограничивается поверхностным украшением помещений. Как и другие виды декоративной продукции массового серийного производства полиуретановая (пенополиуретановая) лепнина рассчитана на внешний эффект и краткосрочную перспективу. Полиуретановая лепнина хорошо сочетается с материалами, видами отделки и предметами интерьера эконом-класса - ламинатом, недорогими обоями, мебелью из лдсп серийного производства и т.п. Использование полиуретановой лепнины в домах более высокого класса может в итоге произвести впечатление занижения статуса дома. Эффект дешевизны будет бросаться в глаза тем сильнее, чем выше реальный статус помещения и чем более высокого класса в нем другие виды отделки и предметы интерьера. К лепнине эконом класса также следует отнести продукцию представленную в виде лепнины из гипса, но скопированная с изделий из полиуретана массовых серий . Эта продукция распространена в Москве и регионах, исключая Санкт-Петербург, и выдается за лепнину более высокого класса.


2. Типовая лепнина.

Гипсовая лепнина и лепнина из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и пр.). Изготавливается в лепных мастерских методами ремесленных технологий. В розничных торговых сетях отсутствует. Подбирается из ассортимента «готовых изделий», «из того что есть», а точнее говоря - из ассортимента моделей заданных размеров, которым располагает та или иная лепная мастерская. Тиражи изделий: сотни, тысячи, десятки тысяч. В лепных мастерских за время их работы накапливается определенный набор моделей декора, состоящий из ранее отреставрированных изделий квартир исторических доходных домов, особняков или из изделий выполненных когда-то по индивидуальному заказу. Несмотря на то что ассортимент моделей каждой мастерской разнороден, часто одни и те же модели встречаются в ассортименте многих мастерских. Могут встречаться и редкие модели которые имеются только в данной мастерской. Технология изготовления типовых изделий существенно отличается от технологии изготовления декора серийного производства. Продукция рассчитана не на массовый, а на групповой спрос. Тиражи типовых изделий на порядок меньше. Так как нет ограничений и унификации, присущих массовому производству, изделия выполнены с вниманием и с учетом нюансов которые совершенно отсутствуют в декоре эконом класса. Отливка производится вручную в эластичных, а не металлических формах. В той или иной степени модели типовой лепнины имеют пластически сложные, выразительные рельефы и композиции. В некоторых изделиях можно обнаружить признаки исторической достоверности. Впечатление «настоящей» лепнины производит типовой декор тех мастерских, которые так или иначе принимали участие в реставрации исторических архитектурных памятников культуры. В России наиболее качественная типовая лепнина локализована в мастерских Санкт-Петербурга, так как в этом городе сложилась наиболее развитая и обширная реставрационная деятельность, обеспечивающая воссоздание и поддержание исторических архитектурных объектов. Типовая лепнина интегрируется в интерьер помещения или фасад здания в большей степени, чем декор серийного производства. Технология типового декора позволяет использовать разнообразные и сложные методы декорирования, которые не доступны или существенно ограничены в серийном декоре. К примеру, в ассортименте типовой лепнины сохранилось большее число врезных элементов (потолочные розетки, углы и пр.), чем в ассортименте серийного декора, состоящем в основном из накладных изделий. Врезные элементы естественнее и гармоничнее вписываются в интерьер, чем накладные. Еще один пример. Лепные карнизы и молдинги типового декора – наборные. Это позволяет помимо большого разнообразия вариаций элементов добиться одинакового и правильного рисунка стыковочных углов в помещении. При использовании карнизов и молдингов серийной полиуретановой лепнины эта задача практически недосягаема, так как они цельнолитые.

Характерным признаком типовой лепнины является то, что, как и серийный декор, она подбирается из ассортимента «готовых» изделий заданных размеров. Это ограничение безусловно влияет на конечный результат. Затруднительно добиться цельности и гармоничности ограничиваясь лишь готовыми изделиями. Результат зависит не только от удачного выбора из разнородного ассортимента мастерской, но и от грамотности и профессиональности применения этого ассортимента дизайнером, архитектором или самим клиентом. Интерьеры или фасады выполненные с применением типовой лепнины более выразительны, чем при использовании серийного декора, при условии если ассортимент подобран удачно и грамотно применен. Но как продукт компромисса и он редко производит цельное впечатление. Типовая лепнина хорошо интегрируется в интерьер при условии грамотного применения ассортимента изделий. Не стоит стараться добиться при помощи типового декора индивидуальной выразительности. Сам принцип подхода «сделать из готового» не позволит этого достигнуть. Чем упорнее эта попытка, тем больше результат будет являть собой компромисс. Типовой декор рассчитан на сдержанное использование. Его уместно применять в том случае, когда лепнина не играет сколь-нибудь существенной роли, а используется лишь в качестве приятного но второстепенного дополнения. Когда типовой декор занимает свое место, компромисс будет наименее заметен. Или другими словами, чем меньшее значение имеет лепнина в отделке дома, тем более выгодно она будет в нем смотреться.


3. Лепнина на заказ. Элитная лепнина.

И из любых полимерных материалов (в том числе пластиков, полиуретана и проч.) изготавливаемая в лепных мастерских методами ремесленных технологий на заказ , т.е. специально и как правило по архитектурному дизайн проекту для конкретного дома. В розничных торговых сетях отсутствует. Тиражи изделий: единичные. Принцип производства меняется кардинально по сравнению с серийной и типовой лепниной. Если два предыдущих класса жестко привязаны к ассортименту готовых изделий заданных размеров, сделанных в соответствии со вкусами массового потребителя или в лучшем случае для других домов, то здесь первоисточником становится сам дом и индивидуальные предпочтения клиента. Лепнина не подбирается из ассортимента, а изготавливается комплексно, целенаправленно для конкретного дома и конкретного клиента. Не размеры изделий, а их пропорции, согласованные друг с другом и с геометрией помещений данного дома, становятся принципом архитектурного декорирования. Все достоинства, которые присутствуют с известными ограничениями в типовой лепнине, в лепнине сделанной на заказ раскрываются во всей своей полноте. Изделия не разнородны, а спроектированы в заданной стилистике. В едином соразмерном ансамбле для каждого конкретного помещения, под размеры и геометрию данного помещения, с учетом всех особенностей и исходя из предпочтений конкретного клиента. Эта технология возвращает лепнину к своему изначальному смыслу – архитектурным языком выражать и конкретизировать индивидуальный характер дома и его владельцев. Подбор из готовых лепных изделий заданных размеров подобен подбору готовой одежды на человека. Ассортимент готовой одежды разнообразен, но в большинстве своем соответствует вкусам массового потребителя. Требовательному клиенту с развитым вкусом подобрать для себя что-либо подходящее из всего этого кажущегося многообразия очень не просто. Многое просто не нравится, не соответствует его вкусу. Бывает и так что некая вещь может произвести на человека впечатление и понравиться ему в общем и целом, но она не подходит конкретно ему или даже портит его фигуру. Часто понравившаяся модель не подходит по размеру. И даже если это его размер - одежда не сидит идеально. Потому что размеры унифицированы, а тело человека индивидуально. Дом в этом смысле ничем не отличается от человека. Клиент сталкивается с теми же проблемами – выбрать подходящее из готового ассортимента изделий заданных размеров для своего дома часто очень затруднительно и почти всегда компромиссно. Только в отличие от одежды ассортимент менее разнообразен, а заменить убранство дома на более подходящее существенно сложнее чем сменить наряд из гардероба. Сделанная на заказ лепнина раскрывает и конкретизирует предпочтения клиента. Он позволяет выявить персональный характер дома во всей своей полноте. Перед дизайнером и исполнителями ставится задача профессионально реализовать эти предпочтения. Это означает не только раскрыть мотивы, часто находящиеся в представлении клиента в зачаточном, смутном состоянии, но и избежать воплощения неподходящих и ошибочных решений которые могут казаться на первый взгляд привлекательными.

Сделанная на заказ лепнина тем качественнее, чем более профессионально работает с лепниной дизайнер и исполнители. Зачастую, идя на поводу у поверхностных представлений и сиюминутных желаний клиента, дизайнер может допустить заведомую ошибку. Но его профессионализм заключается кроме прочего и в том, чтобы обоснованно объяснить клиенту, в чем именно состоит ошибка и какое решение будет в данном случае наиболее уместным.

Чем выше класс декора, как и класс самого дома, тем более исключительным он является. Тем большее число нюансов имеют значение. Начиная от особенностей проекта и заканчивая покраской лепнины, которая редко бывает однотонной и часто используется в сочетании с позолотой, патинированием и другими видами финишной отделки декора. Наиболее гармоничное использование лепного декора удается достичь в разработке в составе проекта дома еще до начала строительства. Сделанная на заказ лепнина изготавливается комплексно для конкретного дома и для конкретного клиента. С учетом всех особенностей этого дома и предпочтений клиента. Такая степень конкретизации и точности недосягаема средствами серийной или типовой лепнины. Каждая деталь этого ансамбля изделий работает на свои 100%, потому что привязана к определенному месту и выполняет заданную роль. К такой отделке лепниной правомерно приложимы эпитеты эксклюзивной и элитной. При помощи сделанной на заказ лепнины появляется возможность воплотить выразительные архитектурные стили, - барокко, рококо, ренессанс, модерн, дворцовые и замковые стили, - в во всей их полноте и реалистичной исторической подлинности. По большому счету, производящая сколь-нибудь запоминающееся впечатление в доме всегда изготавливалась индивидуально и специально для этого дома . Элитная лепнина рассчитана на длительное «многослойное» эстетическое впечатление. Разглядывать ее можно долго и многократно. Скрытые за первым впечатлением наблюдательный взгляд будет находить более глубокие и тонкие эстетические впечатления второго, третьего плана. Согласованность между собой отдельных элементов, композиционная слаженность, художественная пластичность, многочисленные нюансы деталировки – все то что является признаками гармоничного искусного произведения – будет давать и соответствующие богатые впечатления, которые так трудно описать и выразить формальным языком.

Тщательная проработка изделий, выполненных с художественным вкусом и примененных с архитектоническим чутьем , с учетом многочисленных нюансов, - все это производит эффект подобный тому, каким обладает хорошее вино, оставляющее длительное послевкусие в котором чувствуются определенный сбалансированный букет тех или иных ароматов. Сделанная на заказ лепнина выдерживает взгляд многократного внимания и не надоедает, открывая в следующий раз новые, ранее не заметные грани. Эта лепнина рассчитана на долгосрочную перспективу.


P.S. Как можно заметить, эта классификация лепнины построена на 2-х исходных очевидных принципах.
1. Степень индивидуализации. От массового к индивидуальному, персональному . Чем выше класс лепнины, тем ограниченней ее тираж и тем более индивидуальна и конкретна эта лепнина. И наоборот чем ниже ее класс, тем более массовый и серийный характер она приобретает. Тем более она обобщенна и поверхностна, теряя индивидуальность и приобретая утилитарность характерную для любой продукции массового производства. Конечная продукция неизбежно выражает собой методы производства.
2. Степень профессионализма. От профанации к профессионализму . Чем выше класс лепнины тем с большим профессионализмом она сделана и, что не менее важно – тем более профессионально она применена. Тем большее число нюансов имеет значение. Качество лепнины не станет значительно выше только лишь потому, что лепнина эта выполнена по индивидуальному заказу. Если исполнители или декоратор лишь поверхностно знают эту узкоспециализированную сферу, то результат может оказаться сомнительным или даже плачевным. Вероятность допустить существенные ошибки увеличивается, а принять во внимание важные обстоятельства и детали уменьшается. Выполненная на заказ работа, производившая поначалу на клиента определенный внешний эффект, впоследствии предстанет в объективном свете. Ведь клиенту в этом доме предстоит провести немалое время. Допущенные в дизайн-проекте или производстве ошибки рано или поздно дадут о себе знать. Серийная лепнина не является профессиональной по своему определению. Поскольку утилитарна, поверхностна и рассчитана на максимальное большее число покупателей. Профессионализм и качественное исполнение становятся уместны лишь в продукции количественно ограниченной – типовой и сделанной на заказ. Наиболее вероятные профессионалы в этой сфере – это узкоспециализированные мастера, как исполнители так и дизайнеры и архитекторы, имеющие длительный опыт работы с лепниной, и в особенности с опытом реставрации исторических дворцов, особняков и т.п. В лепнине высшего класса, помимо профессионализма в исполнении всегда заметен развитый и тонкий архитектурно-художественный вкус.

При оформлении собственного дома, особым спросом пользуются нестандартные решения декора фасада. Такая тенденция получила достаточно быстрое развитие из-за стремления владельцев коттеджей сделать свой дом не только привлекательным, но и в своем роде уникальным в отношении архитектурного ансамбля. Поэтому столь популярно на сегодняшний день направление декорирования с помощью оригинальной рельефной лепнины.

Чтобы самостоятельно выполнить проект всего дизайна наружной отделки здания этим способом, изначально ознакомьтесь с возможными вариантами и наиболее популярными формами.

Важно! Такой подход позволит создать действительно красивую художественную облицовку в соответствии с правилами архитектуры.

Различают следующие виды фасадной лепнины:


Важно! Выберите подходящий вариант декорирования, в зависимости от части конструкции, которую планируете украсить. К примеру, колонны и пилястры, размещенные через определенные промежутки, отлично смотрятся по всей площади поверхности стен. Сандрики и арки станут прекрасным решением для обустройства оконных и дверных проемов.

Видео

Просмотрите видео с небольшим обзором наиболее популярных в частном строительстве форм лепнины.

Из чего сделать фасадную лепнину?

Оформление декоративного рельефа сделайте из более подходящего под стилевые особенности архитектуры здания материала. Учитывайте также объемы предполагаемых работ и свои финансовые возможности, чтобы правильно оформить фасадный декор, лепнина в этом случае станет действительно интересным и доступным украшением, а процесс ее монтажа не привнесет какие-либо трудности.

Обратите внимание на те виды строительных материалов для декора фасада, лепнина из которых пользуется повышенным спросом. К ним относятся:


Более частое применение на сегодня все же находит фасадная лепнина из пенопласта, гипса и полиуретана, поэтому ниже приведены рекомендации по самостоятельному оформлению наружных стен именно с применением этих материалов.

Особенности создания лепнины из гипса

Гипсовая лепнина использовалась для декорирования различных поверхностей еще во времена древних цивилизаций. Несмотря на то, что нынешний рынок строительных материалов предоставляет достаточно широкий ассортимент видов, как природного, так и искусственного происхождения, гипс пользуется неспадающим спросом для оформления различных строительных проектов благодаря целому ряду преимуществ.

Преимущества гипсового декора

Если вы отдали предпочтение фасадной лепнине из гипса, убедитесь в правильности своего выбора, отметив основные достоинства такого материала:


Важно! Примите к сведению, что гипс и прочный и одновременно хрупкий материал, который может раскрошиться при грубом механическом воздействии. Поэтому, в процессе монтажа следует быть очень аккуратным. Кроме того, проверьте перед выбором гипса в качестве основного материала для лепнины, насколько соответствует будущая нагрузка на стены показателям допустимой, так как после застывания, при воздействии влаги, этот материал утяжеляется.

Приготовление раствора и формование

Для выполнения этой работы подготовьте следующие материалы:


Последовательность приготовления гипсового раствора и формования:


Правила монтажа фасадной лепнины из гипса

Ознакомьтесь с правилами технологии крепления гипсовой лепнины на фасадные поверхности дома.
Очень аккуратно выполните все работы, чтобы не допустить поломки элементов в процессе монтажа.

Ход работы:


Особенности оформления фасада с помощью полиуретана

Этот материал относительно недавно приобрел свою популярность для осуществления декорирования лепниной. Но, несмотря на это, стойко завоевал лидирующие позиции наравне с гипсом.

Почему выгодно использовать полиуретановые формы для декорирования здания?

Правильно оформленная лепнина из полиуретана фасадная отличается следующими преимуществами:


Технология крепления декоративных элементов

Основные этапы этого процесса сходны с монтажом фасадной лепнины из других материалов, но существуют и некоторые отличительные моменты, на которые и обратите свое внимание:


Особенности декорирования фасада лепниной из пенопласта

Этот способ облицовки наиболее дешевый из всех доступных на сегодня вариантов. Прежде чем отдать свое предпочтение этому материалу, ориентируясь исключительно на финансовую сторону, ознакомьтесь с остальными преимуществами и недостатками этого материала для выполнения декоративных работ по монтажу объемной лепнины.

В чем заключаются преимущества и недостатки пенопласта для создания лепнины?

Учитывая достаточно долгий перечень всех достоинств пенопласта, благодаря чему он и является одним, из наиболее востребованных строительных материалов, отметим лишь те, что действительно важны при оформлении фасадной лепнины:

Как выполнить монтаж лепнины из пенополистирола?

Чтобы правильно закрепить все элементы лепнины из этого материала, выполните работу следующим образом:


Заключение

Как вы убедились, оформление фасадной лепнины не отнимет много времени и не потребует значительных финансовых затрат. Но при этом непременно позволит преобразить весь экстерьер и придать ему особую изысканность. Поэтому, результат обязательно вызовет восхищенные взгляды гостей и соседей и постоянное ощущение эстетического наслаждения при созерцании здания, отдыхая после утомительных будней на лужайке или в тени деревьев на участке возле дома.

Как известно, мода циклична, и то, что было на пике популярности много лет назад, сегодня всё чаще можно встретить в современном строительстве. Я сейчас говорю о лепном декоре.

Чуть больше ста лет назад, этот элемент отделки был доступен только очень богатым людям, многие дома того времени сохранились по сей день, и поражают красотой и разнообразием фасадных изысков.

Времена царей прошли, и фасадная лепнина стала более доступной для рядового потребителя. Полиуретанзаменилтяжёлые материалы, и именно о нём я и хотел поговорить.

Декорирование фасадов

Современные тенденции не позволяют просто построить коробку, покрасить её и назвать домом. Жилище должно отражать внутренний мир хозяев и отвечать их представлениям о красоте.

Отделка фасада подразумевает не только нанесение слоя штукатурки на стены, но и финишное декорирование, которое всё чаще делают при помощилепнины для фасада. Для заказчика – это просто элемент украшения его дома, но строители выделяют и чисто практические качества такого декора:

  • Лепнина на карнизе или цоколе задания создаёт дополнительную теплозащиту и нейтрализует мостики холода.
  • Под лепниной можно надёжно спрятать провода и другие неприглядные коммуникации.
  • Углы дома, декорированные лепниной,защищены от сколов.
  • Под декором можно скрыть дефекты строительства и небольшие огрехи.

Если же говорить о минусах лепнины, то это, наверное, только большой вес, но касается это только изделий из камня или бетона, полиуретан такой проблемы лишён.

Виды лепнины

С виду, вся фасадная лепнина выглядит одинаково, но на самом деле это не так. Элементы могут быть выполнены из разных материалов, и у каждого имеется свой ряд недостатков и преимуществ.

  1. Гипс и алебастр, плохо переносят воздействие осадков, поэтому часто применяется при внутренней отделкедомов.
  2. Камень и бетон, полностью устойчивы к осадкам и перепадам температуры, но имеют большой вес и создают дополнительную нагрузку на стены.
  3. Полимерный бетон, очень сложен в монтаже.

Лепнина, сделанная из пенополистирола или полиуретана, лишена всех этих недостатков, поэтому на них я остановлюсь поподробнее.

Пенополистирол

В народе, этот материал часто называют – пенопласт, но, строго говоря, это не так. Между ними есть разница по химическому составу, но не будем в это углубляться.

Перед тем как перейти к анализу качеств этого материала, считаю необходимым упомянуть, что использование пенополистирола, ограниченно в некоторых областях строительства. Например, им нельзя утеплять помещения с повышенной проходимостью или детские учреждения. Обусловлено это лёгкой воспламеняемостью и токсичностью при горении.

Интересно! Существуют виды пенополистирола, устойчивые к огню и неподдерживающие горения. Этот материал имеет в маркировке дополнительную букву «С». Например – ПСБ-С. Некоторые компании, как «лепнинапласт» используют для изготовления лепнины только материалы этой маркировки.

Плюсы

  • Не имеет температурных деформаций.
  • Лёгкийвес, не создающий дополнительной нагрузки на фасад.
  • Прост в монтаже.
  • В случае повреждения фасада можно легко заменить сегмент или отреставрировать старый.
  • Низкая цена в сравнении со всеми видами лепнины.

Минусы

  • При воздействии открытого огня выделяет токсичные газы.
  • Очень хрупкий материал, поэтому его редко используют для отделки нижних ярусов фасадов.
  • Неустойчив к большинству видов растворителей и кислот, поэтому мыть стироловую лепнину нужно очень аккуратно и только с применением нейтральных моющих средств.
  • Низкий срок службы. Уже через 3-5 лет стирол начинает желтеть. Это нужно учитывать при работе с белыми красками.

Важно! Если стироловая лепнина идёт под покраску. Красители для неё должны быть только на водной или акриловой основе.

Полиуретан

В ремонте и строительстве дома, полиуретан встречается повсеместно. Он может выполнять роль утеплителя стен, также из него изготавливают некоторые элементы декора. В их числе и фасадная лепнина. Внешне полиуретан напоминает гипс, но в отличие от него не подвержен воздействию влаги.

Плотная структура полимера, способна выдерживать большие нагрузки, и устойчива к механическим воздействиям.

Плюсы

  • Устойчив к большинству растворителей.
  • Не имеет температурной деформации.
  • Полностью пожаробезопасен.
  • Не теряет внешний вид со временем.
  • При воздействии высокой температуры, распадается на воду и углекислый газ. Безопасные для здоровья человека.

Минусы

Монтаж

Используя лепнину из полиуретана, внешнюю отделка дома может быть сделана собственными силами. Процесс это несложный и не займёт много времени.

  1. Стену дома необходимо тщательно отчистить от пыли и грязи. Также её можно дополнительно обработать растворителями для устранения возможных масляных или жировых пятен.
  2. Перед тем как устанавливать на фасад лепнину, в ней нужно просверлить отверстия с шагом примерно 50 см.
  3. На участок дома, куда монтируется лепнина, наносится клей.
  4. Сегмент плотно прижимается к фасаду и фиксируется в таком положении на некоторое время.
  5. С помощью влажной тряпки удаляются излишки клея.
  6. По готовым отверстиям просверливается стена и вбивается дюбель.
  7. С помощью гипса, заделываются отверстия с дюбелями.
  8. Красится лепнина.

Отделка завершена, и можно наслаждаться плодами своего труда.

Заключение

Украшение домов лепниной – тенденция, которая всё больше набирает популярность. А полиуретан – уникальный материал, достоинства которого сложно переоценить. Разнообразие форм декоративных элементов для фасадов, невозможно описать в рамках одной статьи, но для наглядности можно ознакомиться с продукцией, которую предлагает «лепнинапласт».

Художественная лепнина на фасаде Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства в Барселоне). Cобор заложен в 1882 году. Строительство ведется и в настоящее время. Архитектор А. Гауди

Художественная лепнина предполагает создание объемного изображения из мягких пластичных материалов. Самые первые образцы лепнины относятся к временам фараонов Первой династии в Древнем Египте - за 5 тыс. лет до нашей эры, именно тогда в убранстве храмов появились декоративные элементы, созданные методом лепки. Но настоящих высот искусство создания лепных изображений относится к временам Нового Царства, к тому периоду, когда правил легендарный Тутанхамон.

Расписанный рельеф западной стены второго гипостиля заупокойного храма Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. Сюжет: Бог Хонсу, дающий царю Сети I дыхание жизни и могущество, автор фото Виктор Солкин, 2011

Шумеры - народ, который появился в Южной Месопотамии во второй половине 4-го тыс. до н. э. Для шумерского искусства характерен растительные или геометрический орнамент, стилизованные изображения животных и птиц, луны, звезд, фантастических чудовищ.

Изначально дворцы декорировались скульптурами из камня или из обожженной глины, однако, когда было обнаружено, что гипсовая крошка в соединении с водой становится пластичной и может принимать разные формы, декор художественный стали изготавливать из этого материала. Гипсовая лепнина украсила дверные порталы, наличники, верхние части колонн, поддерживающих свод здания, стены украшали лепными полосами, розетками. Лепнина украшала не только дворцы живущих, но и жилища ушедших властителей - гробницы фараонов, погребальных камер в пирамидах. В лепном декоре также присутствовали мотивы и орнаменты, характерные для шумерской культуры.

Римляне во многом повторили греческий подход к созданию лепных изображений, усовершенствовав их и обогатив. В Древней Греции чаще использовали геометрический орнамент, римляне предпочли растительные узоры. Лепнина Римской Империи была более разнообразна виноградные кисти и листья, лавровые ветви, цветочные розетки, многофигурные сцены из жизни богов, стилизованные морские волны, дельфины, рыбы, раковины. Гипсовую лепнину в богатых домах золотили. Греки создали дорический, ионический и коринфский ордера, а римляне добавили тосканский и композитный. В Греции чаще использовали строгий стиль, которому больше соответствовал дорический ордер. А римляне больше тяготели к пышности, поэтому популярными были богато украшенные лепниной элементы коринфского и композитного ордеров: капители колонн украшали обильной лепниной, напоминавшей пышное убранство столов, цветочные клумбы. В Древнем Риме разработали технологию лепнины - стукко. Материалом служил гипс с добавлением мраморной крошки и пудры, алебастра, клея, что делало рельефы прочными и внешне напоминающими мрамор. В период правления Рима была воплощена в жизнь идея использования повторяющихся отформованных элементов художественной лепнины, что удешевило и упростило декорирование - в результате в архитектуре Древнего Рима лепка присутствовала во всех значимых строениях - в храмах, общественных зданиях, частных домах.

После 5 века нашей эры при нашествии варваров Рим пал, и Европа погрузилась во мрак Средневековья. Романский стиль, характерный для ранних Средних веков, предполагал минимум художественного декора, созданного в основном из тяжелых каменных рельефов. В 12 столетии романский стиль вытеснила готика, в которой использовалась лепнина в виде трилистников, крестоцветов, листьев винограда, клена, ясеня и дуба на колоннах, потолках и наличниках окон, которая подчеркивала возвышенность архитектуры нового стиля. Архитектурные памятники готики - собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кёльнский собор и другие сооружения этой эпохи до сих пор радуют глаз великолепной лепниной.

Рельефы цоколя портала северного трансепта собора Парижской Богоматери.

В 16 веке на смену готике пришел стиль Ренессанс, который и зодчие, и живописцы представляли возрождением античных традиций. В декоре художественном эпохи Возрождения торжествовали архитектурные принципы Древнего Рима: упорядоченность, пропорциональность, равновесие, симметрия. Лепнина, созданная по античным образцам, украсила храмы, дворцы вельмож, общественные здания и жилые дома горожан. Большой популярностью пользовались пышно украшенные колонны коринфского ордера. Основным материалом для изготовления рельефов были составы из гипсо-цемента. Образцы лепнины Ренессанса сохранились в сооружениях той эпохи - их можно увидеть, например, на соборе Святого Петра в Риме, во Флоренции на фасадах дворца Пандольфини, созданного Рафаэлем и на многих других зданиях.

Лепнина собора Святого Петра в Риме. Стиль Ренессанс

Эпоха Ренессанса фактически завершилась в мае 1527-го, когда великий Рим снова был полностью разграблен. Разграбление Рима произошло 6 мая 1527 г. из-за продолжающейся распри за влияние в Италии. Чтобы ослабить растущее влияние клана Габсбургов под руководством папы Климента VII (из рода Медичи) была создана Коньякская лига. В апреле 1527 г. началось восстание во Флоренции против Медичи, которое отвлекло внимание папы от того, что в стране присутствовало несколько десятков тысяч наемников, которым давно не платили жалованье. В результате наемники (основной контингент составляли германцы и испанцы) вместе с императорской армией двинулись в сторону Рима. Защитников Рима было намного меньше, чем нападавших, наемники вошли в город и подвергли его полному и разрушительному разорению. Через несколько лет город опустел, уехали художники и архитекторы. Падение Рима стало концом эпохи Возрождения и началом художественного стиля маньеризм (16- начало 17 вв.) Он разрушил сбалансированность и пропорциональность форм Ренессанса, стал основанием для развития барокко. Лепнина нередко заменялась на псевдорельефы, изображенные прямо на стенах и потолках с такой точностью, что на первый взгляд были неотличимы от настоящих. Многие дворцы приобрели вид расписных шкатулок. Примером маньеризма может служить здание Галереи Уффици во Флоренции, лоджия Джорджо Визари. Появившийся стиль в 17 в. барокко вернул художественную лепнину в оформление фасадов. Барокко внесло в архитектуру и ее оформление асимметрию, изогнутость, текучесть, объем. Лепнина покрывала стены зданий, фронтоны, она присутствовала на колоннах, украшала внутренние помещения, использовалась на мебели, окнах, ею декорировали дверные порталы. Объемный художественный декор: амуры, букеты из цветов, гирлянды с бутонами, листьями, плодами, медальоны, маски животных, - покрывал различные архитектурные элементы карнизы, плафоны, розетки, волюты, пальметты, картуши, пилястры, кронштейны. В то время рельефные изображения часто окрашивали золотом и серебром. Примеров оформления зданий в стиле барокко много в разных странах Европы и России - например, в С.Петербурге - сооружения Растрелли, в Брюсселе - ансамбль Гранд-плас, в - Париже Люксембургский дворец и другие.

Позолоченная лепнина барокко в Екатерининском дворце в Царском селе. Строительство с 1717 по 1756 годы. Архитектор Иоганн Брауншейн (проект и начало строительства), М. Земцов и А. Квасов участвовали в доработке строения. С 1752 года над созданием царского дворца трудился Франческо Растрелли

В первой половине 18 века барокко сдал свои позиции стилю рококо, художественный декор которого выразился в изящной лепной отделке, украшающей стены, проемы, порталы дверей, окон плафонов, в виде причудливых листьев, завитков, раковин, гирлянд.

Дворец Аугустусбург (Augustusburg), парадная лестница, построена в 1748 году по проекту Бальтазара Нейманна (Balthasar Neumann)

К концу 18 века рококо уже стало историей. Во Франции период правления Людовика XV (1715-1774 гг.) ознаменовался строительством архитектурных городских и загородных ансамблей в греко-римском духе. Новый стиль - классицизм - вернул систему ордеров, благородную лаконичность декора. Стиль покорил Европу, Россию и Америку. Художественная лепнина в этом стиле использовалась умеренно, для декорирования использовались изображения лент, гирлянд, букетов, музыкальных инструментов, греческих ваз. Колонны коринфского и ионического ордеров, арки, кессоны также декорировались лепниной. После Французской революции в 1789 г. под влиянием Наполеона распространение получил стиль ампир, который прославлял военные подвиги Наполеона. В лепнине того времени использовались рельефы с военными мотивами: это были изображения шлемов, колчанов, копий, луков, стрел, факелов, листьев аканта, гербов, затем к ним добавилась лепнина на египетские темы.

В России художественная лепнина начала использоваться в оформлении интерьеров на рубеже 17-18 веков. Барочный декор украсил строения нового города Санкт-Петербурга. При этом здания окрашивали в желтые, голубые, бирюзовые, зеленые тона, и белая лепнина выглядела на этом фоне ярко и торжественно. Лепнина в российском зодчестве связывала в единый ансамбль внутренние покои и внешнее оформление. Архитектор Растрелли привлек для оформления Зимнего дворца около тысячи резчиков по гипсу (квадраторы). Елизавета, при которой началось строительство нового комплекса с модной художественной лепниной, не увидела окончания работ, здание принимал Петр III (1762г.) Дворец приобрел современный вид при Екатерине Великой, пришедшей к власти летом 1762 г. Она отстранила Растрелли, и внутренним декором занялись Савва Чевакинский (сторонник барокко), Юрий Фельтен, Жан Вален-Деламот и Антонио Ринальди, предпочитавшие классицизм. В конце 18 века здание украшали Иван Старов и Джакомо Кваренги - сторонники классицизма - парадная лепнина, созданная под руководством этих мастеров, украсила залы и галереи Зимнего дворца. Однако, в 1837 г. произошел пожар, при котором пострадали второй и третий этажи. При восстановлении, которое продлилось более двух лет, художественная интерьерная лепнина дополнилась элементами ампира, национального русского декора, неоготики, рококо.

Военная галерея Зимнего дворца. Петербург. После пожара 17 декабря 1837 г. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В.П. Стасова

Выделялся декор художественный и во дворцах российских вельмож. Например, в Гатчинском дворце под Петербургом (1766-1781 гг.), построенного Антонио Ринальди для графа Григория Орлова - здесь была создана высокохудожественная лепнина, изображающая плоды, растения, цветы. В 1790-х гг. Винченцо Бренна переделал дворец для Павла I, здесь появилась барочная роскошь - сложные позолоченные лепные композиции. Это убранство было уничтожено во время пожара в 1944 г. Московские архитектурные ансамбли 18 века - здание Сената в Кремле, дом Пашкова, дворцовая резиденция в Царицыно или усадьба Архангельское под Красногорском - тоже украшал пышный лепной узор. К середине 19 века и до его конца в архитектуре преобладала эклектика, включающая элементы классики, неоготики, древнеегипетсткие, древнеримские мотивы, рококо и барокко. На смену эклектике в конце 19 века пришел модерн (ар-нуво, юген-стиль). Идеи модерна стали источником фантазийных мотивов художественного декора, лепнина обрела текучесть, плавность изгибов, напоминая прихотливые растения, цветы, волны, раковины, стилизованных животных. Знаменитые авторы строений и декора в этом стиле - испанец Антонио Гауди, бельгиец Виктор Орта, американец Луис Салливен, российский зодчий Фёдор Шехтель и другие.

В 20-м веке в российско-советской архитектуре после долгих лет войн и разрухи, времени преобладания архитектурного авангарда - рационализма и конструктивизма с архитектурой без декоративных излишеств - произошел переход к сталинскому ампиру. Временем появления этого стиля в Советской России можно считать проект Дворца Советов, принятый в 1932-м г. (он не был реализован): на месте разрушенного храма Христа Спасителя должно было быть построено здание 415-метровой высоты, на вершине которого была бы воздвигнута 80-метровая статуя Ленина. С этого момента стиль официальной архитектуры определялся стилем Дворца Советов, воплотившего государственное величие и парадность. Так триумфально вернулась художественная лепнина в архитектуру России, она проявилась в декорированных карнизах, колоннах, картушах, венках, акантах, розетках, барельефах с изображением государственной символики и скульптур, олицетворяющих представителей народа. В 1940-1950-х гг. стиль воплотился в московских высотках и архитектуре метро.

Лепнина на здании Московского университета. Сталинский ампир

После Отечественной войны постановление ЦК КПСС и Совмина (1955г.) «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху сталинского ампира. Декоративную лепнину постановление признало пережитком прошлого, стало относить к церковным атрибутам, запрещенным в СССР. В результате архитекторы стали убирать из уже созданных проектов весь художественный декор. Ситуация изменилась только к концу 20 века. Сейчас лепнина востребована при строительстве зданий в исторических стилях, особенно в частном строительстве. Благодаря современным технологиям теперь производят лепнину не только из гипса, сейчас используются более легкие, экономичные и удобные в монтаже материалы, такие как полиуретан, полистирол. Самые разнообразные лепные элементы могут собираться в любую композицию, становясь стилеобразующим элементом здания, создавая атмосферу аристократических домов 17-19 веков.

Время чтения ≈ 3 минут

Как элемент настенного и потолочного декора лепнина в интерьере используется давно. Потолочный и настенный декор, обрамления для каминов, арок, эркеров, лепные рамы, консоли, панно, полки вовсю находят применение в классических и современных интерьерах. Посмотреть варианты применения лепнины в интерьере можно на фото в этой статье.

Виды лепнины

До последнего времени для изготовления лепнины использовался только гипс. Однако гипсовая лепнина в интерьере довольно хрупкий материал. К тому же он гигроскопичен. Именно это свойство не позволяет использовать гипс в интерьере ванной.

Недостатков этого материала лишен полиуретан. Полиуретан эластичен, благодаря чему можно получить декор с мельчайшим рисунком и сложным орнаментом. Полиуретановая лепнина на стенах имеет небольшой вес, благодаря чему объемное панно выдержит даже гипсокартонная стена.

Полиуретановая лепнина в интерьере должна быть заметной и крупной, она вполне способна стать доминантным акцентом. Однако она не только эстетична, но и функциональна. Она позволяет скрыть за собой проводку и инженерные коммуникации. Потолочным карнизом можно спрятать шторные карнизы. Красивый декоративный эффект придаст комнате молдинг. А крупная розетка со сложным орнаментом выделит и преподнесет на обозрение шикарную люстру.

Общепринято оформление интерьера гостиной лепниной. Здесь ее можно сделать крупной, контрастной, можно декорировать под мрамор. В гостиной классического стиля элементы лепнины в интерьере стены можно окрасить в золотой цвет, патинировать или использовать технику кракелюра (создание эффекта «под старину»). Окрасить лепнину можно в любой цвет. Фигурным молдингом можно украсить стены, арки и двери для большего изящества; можно использовать колонны. Еще одна интересная часть отделки - обычный напольный плинтус. Полиуретановый элемент скроет стык между полом и стеной, поможет спрятать провода.

Великолепно выглядит лепнина в интерьере спальни. Романтический стиль можно поддержать лепниной в виде ветвей и стволов цветущего дерева, украшенных бабочками и птицами. В спальне в классическом стиле замечательно будут смотреться колонны в античном стиле, потолочные розетки, декоративные фрески и панно на стенах. Широкие бордюры с встроенной подсветкой придадут флер интимности помещению. В комнате, оформленной в минималистическом стиле будут выигрышно смотреться узкие карнизы, лепные стеновые панели с рисунком перекликающимся с узорами на мебели. Интересно панели будут смотреться с необычной подсветкой.

Однако лепнина в современном интерьере - это не просто классические узоры, но и «демократичные» узоры: спокойные, романтичные линии и смелые геометрические композиции. При желании с потолка и стен элементы лепнины можно перенести на мебель. Дверцы шкафов отделываются молдингами, уголками и розетками. Можно наклеить лепные элементы на изысканный чайный столик. Лепными розетками многие украшают контейнеры и вазоны для цветов.

Декоративная лепнина в интерьере квартиры скажет о вкусе и статусе жильцов. Однако при оформлении квартиры этим материалом нужно учитывать, что хорошо она смотрится только в просторных помещениях. Громоздко и неуклюже будет смотреться лепнина в квартирах с низкими потолками.