Для общества как динамической системы характерно. Общество как сложная динамичная система — Гипермаркет знаний

В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий).

Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8- по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов.

В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С.

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания:

Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.);

Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Задания части С5

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

С5.2.Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании.

С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.

С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве.

С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении.

С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы.

С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.



С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя.

С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда.

С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества.

С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.

С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5.21. Назовите три функции современной науки.

С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений.

С5. 23. Назовите три исторических типа общества.

С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека.

С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности.

С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур

С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С5 . 29 . Назовите три имущественных права супругов.

С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности.

С5 . 32 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт

С5 .33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения.

С5.41 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

С5.42 . Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

С5.43. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

ОТВЕТЫ к заданиям С5.

1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке».

Предложения:

Научные знания включают гипотезу.

Один из методов выявления научных знаний является эксперимент.

Связь общества с природой;

Наличие подсистем;

Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры;

Постоянные изменения в жизни общества.

С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет»

Предложения:

Школьное образование - важнейший этап социализации личности.

Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения).

С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары».

Предложения:

Большинство экономических ресурсов ограничено.

Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.

С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

Исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте;

Президент избирается на выборах, отдельно от парламентских;

Исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

С5.6. – обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Гуманитарная.

С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами».

Предложения:

Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками.

Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах.

С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности;

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку;

Человек принадлежит к той или иной группе по интересам;

Человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению.

С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни».

Предложения:

Институтом первичной социализации выступает семья.

Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни.

С5.10 .« Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС».

Предложения:

Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами.

Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные.

С5.11. - уровень дохода и образования избирателя;

Влияние социальной сферы;

Позиция СМИ;

Национальные, религиозные факторы.

С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

Предложения:

- Рынок труда характеризуется мобильностью.

Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом.

С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

Предложения:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу.

В социальных группах человек может себя реализовать как личность.

В социальных группах человек реализует свои интересы.

С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих».

Два предложения:

Самой молодой из мировых религий является ислам.

-«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам».

- «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии».

С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти».

Предложения:

Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства.

Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании.

С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданство- это принадлежность человека к какому- либо государству».

Предложения:

Гражданство может быть получено человеком от рождения.

Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит.

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе;

Избиратели не доверяют властям;

Люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике;

Кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход.

Основные типы (виды) общественной деятельности

Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

    Материальное производство;

    Духовная деятельность (производство)

    Регулятивная деятельность

    Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, аидеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л. Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность(в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся, динамическая система.

Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см. закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б. Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьтеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности,усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

С1 . Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4 . Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5 . Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности хри­стианских, традиций... Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мыс­ли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира».

(Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

(Ж. Волъфром)

3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченно­сти. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание нико­гда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Пред­ставлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

С8 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А.Лекторский)

1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ

Часть 2 Уровень В

№ задания ответ
естественная
регресс
АБВГ
В;А;Г;Б
В;Г;Ж
В;А;Б;Г
духовная
2,3,4
духовное
1,3,4,5,6
1,2,4,6
ручной
1,2,4,6
3,5,6
ВВАБГ
Общественными
БВА
3,4,2,1,5
Сферы, сферами
Общественный прогресс
Б;А;Г;В
1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
Г;В;Б;Д;А
1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
1,3,4.7,9
5,10,12,13,14
3,4,5,7,8,9

Часть 3. Уровень С

С1 .Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

Целостность;

Состоит из взаимосвязанных элементов;

Элементы изменяются с течением времени;

Меняется характер взаимосвязи между системами;

Меняется система в целом.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ:

Первобытную

Рабовладельческую

Феодальную

Капиталистическую (буржуазную)

Социалистическую (коммунистическую)

СЗ . Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустри­альное.

Признаки:

Доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

Индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

Постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: осно­ва - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Общество и природа взаимосвязаны;

Природа - естественная среда обитания общества;

Цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;

Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя ат­мосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;

В результате возникла угроза глобальной экологической катастро­фы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;

В нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответст­венность за такие экологические преступления, как нарушение пра­вил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.

Могут быть приведены другие позиции.

С5 . Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

Угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»;

Угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к техно­логиям производства оружия массового поражения;

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде все­го как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развиты­ми странами.

С6 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Выделены проблемы:
- ограниченность ресурсов;

Неравномерность развития (проблема «Север - Юг»);

Демографическая;

Последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;

Формирование общества потребления делает скорость и комфорт при­оритетными ценностями.

Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например:
коммунистические утопии;

Вера во всемогущество научно-технического прогресса;

Вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Про­свещения.

Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл сужде­ния.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы:
демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;

в результате - слабое участие в мировом разделении труда;

как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от бога­тых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

С8 . Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

2) В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».

3) Могут быть приведены следующие объяснения:

1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.

2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.

3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.

4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам.

Могут быть приведены другие объяснения.

4) Правильный ответ может содержать следующие предположения:

1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

Могут быть высказаны другие предположения.

С9 .Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»;

2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.».

2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система;

2) целостная система;

3) самоорганизованная система.

3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основание аргументы.

4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения:

в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определённая социальная организация;

5) формируются духовные институты.

В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.

Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.

Состоит из четырех подсистем, которые являются основными человека - политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, является системой, включающей огромное количество составляющих - партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.

Каждая является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама - довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество - это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.

Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.

Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это - человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.

Жизнь общества как постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.

Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.

Обществокакдинамическаясистема характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.