Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

·участию губ

·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губ

Неогубленные

Сгубленные

Ряд

Передний

Средний

Задний

Подъем

Верхний

Средний

Нижний

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Звук и буква П

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук П"


Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Б

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Б"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква М

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук М"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
относительно передних зубов (резцов).

Звук и буква С

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук С"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква З

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук З"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ц

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Т

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук Т"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Д

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Д"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Н

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Н"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Л

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Л"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

Звук и буква Р

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Р"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

Звук и буква Ш

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Ж

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ч

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Щ

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

Звук и буква К




Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук К"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Г



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Г"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Х



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Х"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Й



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

Зачем нам чистоговорки?

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

произношения.

3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

активно работать губами и языком. А затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции .

Чистоговорки со звуками Р, Р’

Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

Чистоговорки со звуками Л, Л’

Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

Чистоговорки со звуками С, С’

Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

Со-со-со- --- дали Соне колесо.

.Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

Чистоговорки со звуками З, З’

За-за-за --- у Захара коза.

Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

Чистоговорки со звуком Ш

Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

Чистоговорки со звуком Ж

Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.

Тема 1.

Современный русский литературный язык как научная дисциплина.

Фонетика как наука о звуковом строе языка.

Вы начинаете изучать дисциплину «Современный русский литературный язык» - одну из важнейших дисциплин для филолога.

Термин современный русский литературный язык (СРЛЯ) используется в науке лингвистике в двух значениях:

1. объект науки лингвистики;

2. обозначение науки, научной дисциплины.

Современный русский литературный язык как средство общения людей – объект науки лингвистики. Под современным русским языком обычно понимают 1) русский язык от А.С.Пушкина до нашей дней; 2) русский язык от второй половины XX-го века. Русским называется язык общения русских людей, русской нации. Литературный язык – сложное понятие, которые не все исследователи понимают одинаково. Чаще всего под литературным языком понимают язык горожан, имеющих высшее или среднее образование. Внутри литературного языка выделяется такая система как разговорная речь.

Современный русский язык – наука о внутренних законах и нормах русского литературного языка в его современном состоянии. Этот курс закладывает основы знаний лингвистической теории.

Любое слово русского литературного языка можно охарактеризовать со следующих позиций:

1. из каких звуков оно складывается;

2. что оно означает;

3. какие части можно в нем выделить;

4. к какой части речи оно относится;

5. как связано с другими словами в предложении;

6. в какой сфере человеческой деятельности используется.

В зависимости от того какое описание слова стоит в центре внимания ученых курс современного русского языка делится на следующие разделы:

1. Фонетика – предметом изучения является звуковой строй языка.

2. Лексикология - предметом изучения является словарный состав языка и значение слова.

3. Словообразование – предметом изучения является строение слов, правила образования слов.

4. Морфология – предметом являются части речи русского языка.

5. Синтаксис – предмет изучения связи слов в предложении, словосочетании.



Фонетика – раздел языка, в котором изучаются звуковые средства языка. К таким средствам относятся звук речи, фонема, слог, фонетическое слово, синтагма, интонационная конструкция, ударение. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

К сегментным единицам относятся:

Звук – минимальная неделимая единица языковой системы.

Слог – состоит из нескольких звуков.

Речевой такт – состоит из нескольких слогов.

Фраза – состоит из нескольких речевых тактов.

Сегментные единицы, следуя одна за другой, создают более сложные единицы. Например, звуки создают слоги н о′ г’ и , слоги – слова но′-г’и и т.д.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация . Интонация создаёт единство фразы, ударение - единство речевого такта.

Фонетика является базовым уровнем для всех остальных уровней языковой системы. Единицы всех остальных уровней состоят из единиц фонетического уровня. Иногда фонетические единицы и единицы других уровней совпадают, но так бывает не всегда и не стоит путать единицы разных уровней.

Вопросы и задания.

1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Какие два понятия называются «современный русский язык»?

2. Расшифруйте определение следующий составляющие понятия СРЛЯ: современный, русский, литературный.

3. Что изучается в курсе дисциплин «Современный русский язык»?

4. Что изучается в курсе «Фонологическая система современного русского языка»?

4. Заполните таблицу

Сегментные фонетические единицы Суперсегментные фонетические единицы

Тема 2.

Звук речи.

Артикуляция гласных и согласных звуков.

Буквы.

Звуки и буквы.

Вы уже знакомы с буквами русского языка. Буква – это графический знак, обозначение произносимого звука. Буква – это то, что мы пишем. Звук – то, что мы произносим и слышим. Звуков речи гораздо больше, чем букв в русском языке, потому что не все звуки обозначаются буквами. Сравните : ко′т и кота′. Одинаковый ли звук на месте буквы «О» в обоих словах?

Звук и буква не всегда совпадают. Произнесите слова кот и код . Различаются ли они, когда вы их произносите? В обоих словах на конце слова звук /т/, который в одном слове обозначен буквой Д, а в другом буквой Т.

Мы сказали выше, что звук речи мы произносим и слышим. Когда мы произносим звуки, работают органы речи: язык, губы и другие. Работа органов речи – это артикуляция звука. Те характеристики, которые помогают нам различать разные звуки на слух, - это их акустические характеристики.

Итак, звук речи – это минимальная незначимая единица речи, обладающая артикуляционными и акустическими характеристиками.

Артикуляция – это работа, которую совершают органы речи, чтобы получился звук речи. Все органы речи можно разделить на две группы: активные, которые двигаются, когда мы произносим звуки, и пассивные, неподвижные. К активным относятся язык, губы, увула, к пассивным – зубы, альвеолы, твердое нëбо, мягкое нëбо.

В артикуляции выделяют 3 фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия. Мы не сразу произносим звук, сначала наши органы речи должны подготовиться к работе – это фаза экскурсии. Органы речи вышли на работу, затем происходит остановка или замедленное движение на месте работы – это фаза выдержки. В конце артикуляции органы речи уходят с работу – это фаза рекурсии. Основная фаза – выдержка, без нее нет звука.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные звуки. Если воздух свободно проходит через ротовую полость, образуется гласный звук. Если воздух в ротовой полости встречает препятствие – произносится согласный. При образовании гласного голосовые связки, вибрируя, создают тон, при образовании гласного преобладает шум. Наличие тона называется сонорностью.

Классификация звуков по принципу сонорности:

Гласные звуки (а, у, и…) – только тон;

Сонорные согласные (р, л, м, н…) – тон и шум, но преобладает тон;

Шумные звонкие согласные (б, в, д, ж….) – тон и шум, но преобладает шум;

Шумные глухие согласные (п, ф, т, ш…) – только шум.

Задания и упражнения.

Задание 1.

а) Произнесите звук О и звук П. Скажите, какой из звуков можно тянуть.

б) Произнесите звуки О, У и А, И. Скажите, как двигаются губы, когда вы произносите эти звуки.

в) Проследите за артикуляцией звуков П, Ф, К. Какие органы речи задействованы в произнесении этих звуков?

г) Положите руку на горло (там находятся голосовые связки) и произнесите звуки А, Б, П. При артикуляции каких звуков голосовые связки напряжены и вибрируют?


Артикуляционные характеристики согласных звуков

Вы уже знаете, что при образовании согласного в ротовой полости возникает препятствие. Произнесите звуки /п/ и /ф/. Препятствие может образовываться полным смыканием органов речи /п/, либо неполным смыканием с образованием щели /ф/. Смычка и щель – это способ образования преграды. Согласные, образующиеся полным смыканием органов речи, называются смычными. Согласные, артикуляция которых создает щель, – щелевые.

В образовании согласных участвуют разные органы речи. При артикуляции одних (/п/, /б/, /м/) препятствие образуется при помощи губ – это губно-губные. При артикуляции других (/в/, /ф/) щель возникает между губой и зубами – это губно-зубные. Препятствие может образовываться с помощью губ, зубов, языка и неба. Это – место образования преграды. По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные зубные, переднеязычные передненебные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные.

Мы уже говорили о понятии сонорность. Наличие/отсутствие сонорности – это соотношение голоса и шума при образовании согласного. По соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные согласные - /м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й/. Остальные согласные – шумные.

Не все шумные согласные одинаковы: при образовании одних согласных присутствует голос, при образовании других – нет. Это – звонкость или глухость согласного звука. Поэтому шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. Шумные звонкие: /в, в’, з, з’, ж, ж’, б, б’, д, д’, г, г’, дз, д’ж’, бм, б’м’, дн, д’н’, дл, д’л’/. Шумные глухие: /ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, х’, п, п’, т, т’, к, к’, ц, ц’, ч, ч’, пм, п’м’, тн, т’н’, тл, т’л’/.

Некоторые слова русского языка различаются только твердыми и мягкими согласными: нов, новь, брат, брать. При образовании мягкого (палатализованного) согласного к основной артикуляции присоединяется дополнительная: передняя часть языка приподнимается к твердому небу. При образовании твердого (не палатализованного) согласного дополнительная артикуляция следующая: задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Один согласный в русском языке не твердый и не мягкий – палатальный. Это - /й/, при образовании которого язык приподнимается к средней части неба – это его основная артикуляция, дополнительной нет. Наличие или отсутствие дополнительной артикуляции – это мягкость/твердость согласного

Итак, чтобы охарактеризовать согласный, нужно назвать сонорный он или шумный, его место образования, способ образования, твердый он или мягкий, глухой или звонкий. Например : /кот/ - /к/ - согласный шумный, заднеязычный задненебный, смычный, твердый, глухой. /Т/ - согласный, шумный, переднеязычный зубной, смычный, твердый, глухой.

Итак, к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

1. способ образования;

2. место образования;

4. звонкость/глухость;

5. твердость/мягкость.

ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Задание 1.

Скажите, чем различаются следующие слова:

Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.

Наша речь - непрерывная смена артикуляций (артикуляция - от лат. articulatio, articulare - «членораздельно выговаривать»). Одна речевая поза сменяется другой, а это достигается перемещениями языка спереди назад, сверху вниз, движениями губ, маленького язычка, включением голосовых связок и т. д. Редкий знаток говоров С. С. Высотский как-то подсчитал, что язык, совершая артикуляционную работу, перемещается во рту со скоростью курьерского поезда!

При движениях речевых органов воздух, поступающий из легких, то свободно, без преград, проходит через рот, то встречает на своем пути препятствия. Первые артикуляции соответствуют гласным, вторые - согласным.

Именно поэтому известный лингвист В. А. Богородицкий предлагал называть гласные ртораскрывателями, а согласные - ртосмыкателями.

Существует и другое важное различие между гласными и согласными: для согласных всегда можно точно указать, при каком положении языка, губ и других речевых органов образуется звук, иными словами, согласные имеют вполне определенные «артикуляционные адреса». Для гласных это сделать значительно труднее.

Итак, гласные по своим характеристикам принципиально отличаются от согласных. Поэтому и артикуляционная классификация гласных должна строиться на иных основаниях, чем артикуляционная классификация согласных.

В основе классификации гласных - положение важнейшего органа речи - языка.

Мы знаем, что ротовая полость при образовании звуков речи играет роль резонатора. Язык делит этот резонатор на две части. Перемещаясь вперед - назад, вверх - вниз, язык меняет форму и объем двух частей речевого резонатора, что создает разные акустические эффекты, воспринимаемые человеческим слухом как разные гласные.

Для описания различных гласных вводят две характеристики - ряд и подъем.

Горизонтальным смещениям языка соответствует представление о ряде гласных, вертикальные смещения языка связаны с понятием о подъеме гласных. Поэтому каждый гласный может быть отнесен к одному из трех подъемов - верхнему, среднему или нижнему и одновременно к одному из трех рядов - переднему, среднему или заднему. Простейшую артикуляционную классификацию гласных можно видеть на следующей таблице:

Подъем Ряд
передний средний задний
верхний и ы у
средний э ъ о
нижний - а -

Эта таблица лишь в общем виде отражает действительное положение вещей, поскольку как при горизонтальных, так и при вертикальных перемещениях язык не делает резких скачков, движение происходит плавно, поэтому возможны более тонкие градации положения гласных как по ряду, так и по подъему.

Даже в хорошо известном нам русском языке есть такие оттенки гласных, которым не найдется места на нашей упрощенной схеме. Куда бы, например, следовало поместить ударный гласный из слова «пять»? Или безударный гласный из слова «пятак»? Фонетист скажет, что первый гласный - ä - должен быть отнесен к передне-среднему ряду и средне-нижнему подъему, а второй гласный - и e - к тому же передне-среднему ряду, но верхне-среднему подъему. И это еще не самые трудные случаи!

Вот почему Л. В. Щерба предложил в таблице гласных выделять шесть степеней подъема. Однако и такая таблица все же схематична, есть более детальные таблицы.

Следовательно, сказав о гласном, к какому ряду и подъему он принадлежит, мы дадим его основную артикуляционную характеристику. Основную, но не полную. Ведь в артикуляции некоторых гласных участвуют еще и губы, в образование некоторых гласных включается также носовой резонатор.

В русском языке, как и во многих других, гласные заднего ряда являются одновременно и огубленными (лабиализованными). В некоторых языках, например в немецком языке, различаются огубленные и неогубленные гласные переднего ряда (i - ü , е - ö ).

Классическим примером противопоставления ротовых и носовых гласных является французский язык.

Совсем другие основания важны для артикуляционной характеристики согласных. Для их классификации следует учитывать 4 признака: 1) способ образования, 2) место образования, 3) участие голосовых связок и 4) твердость - мягкость согласного.

Согласные - ртосмыкатели, в их образовании непременно участвует преграда в полости рта. Форма преграды может быть различной: язык может полностью преграждать выход воздуха изо рта, образуя смычку с зубами или с нёбом, а может создавать затор, оставляя для выхода воздуха лишь узкую щель. Поэтому все согласные делятся по способу образования на смычные (например: п, т, г ) и щелевые (например: з, х, ф ). Есть и промежуточные звуки, в которых сочетаются признаки как смычных, так и щелевых. Это аффрикаты (ч, ц ).

Итак, способ образования - первый признак в артикуляционной характеристике согласных.

Вторым важным признаком является место образования шумообразующей преграды.

Преграда каждый раз образуется двумя органами - активным речевым органом (языком, нижней губой) и пассивным (верхней губой, нёбом, зубами), к которому прикасается активный орган во время артикуляции.

По активному речевому органу согласные могут быть губными и язычными (передне-, средне- и заднеязычными), по пассивному - губными, зубными, нёбными (передне-, средне- и задненёбными). Третий признак-разделение согласных на звонкие (например: г, ж, б ) и глухие (к, ш, п ). Они могут быть образованы с участием и без участия голоса.

И наконец, в-четвертых, согласные могут быть твердыми и мягкими.

При произношении мягких согласных язык смещается в переднюю часть ротовой полости, одновременно приподнимаясь по направлению к твердому нёбу, при образовании твердых согласных вся масса языка несколько сдвигается назад, приподнимаясь к мягкому нёбу. Различия согласных по твердости - мягкости существенны для русского языка, большинства славянских и некоторых других. Во многих языках, например в немецком, английском, французском, согласные не различаются по твердости - мягкости. Они совсем не похожи на наши мягкие согласные и несколько отличаются от твердых.

План:

    Строение и работа произносительного аппарата.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

    1. Артикуляционная классификация гласных звуков

      Артикуляционная классификация согласных звуков

    Строение и работа речевого аппарата

Произносительный аппарат включает следующие органы.

1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов.

3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа . Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

Наиболее подвижным органом в полости рта является язык . Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется конником. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.

Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.

Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.

Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.

Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.

В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласный - это звук, при артикуляции которого воздушная струя свободно проходит через речевой тракт, не встречая преграды.

При образовании нормальной нешёпотной речи голосовые связки напряжены и вибрируют. Качество гласных зависит от конфигурации органов речевого тракта. Воздушный поток, проходящий через речевой тракт, может модулироваться тремя способами. В результате модуляций энергия воздушного потока в определенной своей части преобразуется в акустические колебания. Наиболее мощным источником акустической энергии является гортань, в полости которой находится своеобразный генератор колебательных движений - голосовые связки (две эластичные складки). Последние приходят в колебательные движения при наличии ряда условий: достаточной величине подсвязочного давления, сведении и соответствующем натяжении голосовых связок. Применительно к работе голосовых связок, как правило, говорят о фонации.

При описании артикуляции гласных обычно исходят из положения языка, губ, мягкого нёба. В процессе артикуляции гласных напряженность артикуляции распределена по всей площади речевого тракта. Сила выдыхаемой струи незначительна. Специфика артикуляции гласных зависит от положения активных органов речеобразования - губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка - увулы по отношению к пассивным органам - зубам, альвеолам, твердому нёбу.

Согласный - это звук, при произнесении которого в речевом тракте активными органами артикуляции образуется преграда. Органы речепроизводства в момент преодоления преграды напряжены. Сила воздушного потока значительна. Прежде всего это относится к произнесению глухих согласных. Особое качество согласных зависит от типа шума, который образуется, когда, например, язык, губы или маленький язычок преграждают путь потоку воздуха. При артикуляции согласных механизм воздушных модуляций сводится к возникновению турбулентности в потоке воздуха, проходящего через речевой тракт. Отличительной характеристикой артикуляции согласных является напряженность речевого тракта. Особенно четко эта напряженность локализована в месте преграды. Сила выдыхаемой воздушной струи, т.е. степень воздушности, больше у согласных, чем у гласных.

      Артикуляционная классификация гласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

1) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд );

2) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем );

3) участии губ.

1) По ряду гласные делятся на :

Гласные переднего ряда (тело языка находится в передней части рта, средняя его часть поднята к твердому нёбу) - и, э ;

Гласные среднего ряда (язык не продвинут вперед, не оттянут, средняя и задняя части языка подняты так, что его поверхность плоская) - ы, а, ъ ;

Гласные заднего ряда (тело языка находится в задней части рта, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу) - у, о.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат. articulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль – они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны – они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Произносительный аппарат:

1 – твердое нёбо; 2 – альвеолы; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – надгортанник; 12 – голосовая щель; 13 – щитовидный хрящ; 14 – перстневидный хрящ; 15 – носоглотка; 16 – мягкое нёбо; 17 – язычок; 18 – гортань; 19 – черпаловидный хрящ; 20 – пищевод; 21 – трахея