В каком году начал править рюрик. Правление рюрика на руси

Точных данных об истории Руси до Рюрика немного. Более того, известные факты могут трактоваться по-разному приверженцами норманской теории и антинорманистами. Первые связывают появление государства на территории славянских народов именно с приходом варягов, вторые утверждают, что государство славян уже существовало к этому времени. Однако стоит отметить, что даже то, к какому этносу принадлежал род легендарного князя Рюрика, ученым неизвестно. Теорий о его происхождении существует немало, но ни одну из них пока не удалось доказать. Затрудняется исследование этого вопроса и некоторыми сложностями чтения древнерусских летописей. Так, к примеру, точно не установлено, Русью назывался род Рюрика или же так в летописи именуется одно из племен, призвавших князя.

Правление Рюрика

Происхождение Рюрика до сих пор вызывает множество споров среди тех, кто считает его реальной исторической личностью. Приверженцы норманской теории утверждают, что Рюрик и его дружина были викингами - скандинавами. Норманисты ищут доказательства своей теории в этимологии имени князя, связывая его с латинским словом rex («король»). Известно, что имя Рюрик и сегодня используется в Швеции, Финляндии и некоторых других странах. Сторонники западнославянской версии связывают биографию Рюрика со славянским племенем ободритов, иначе называвшихся «ререгами» (соколами). Призвание Рюрика, согласно , произошло в 862 г. Племена весь, чудь, ильменские словене и кривичи, не сумев договориться о том, кто же будет править, и не желая усобицы, призвали к себе на княжение Рюрика. Он пришел в Новгород с братьями Синеусом и Трувором. Существует версия о том, что правление Рюрика началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге. В соответствии с этой теорией Новгород был построен князем только через два года. Такие археологические находки, как Рюриково Городище, способны подтвердить эту теорию.

Согласно летописной версии братья Рюрика стали княжить в славянских землях. Синеус получил Белоозеро, а Трувор - Изборск в землях кривичей. Но правили они недолго. Через два года, после их смерти, Рюрик стал единоличным правителем. Стоит отметить, что некоторые историки придерживаются версии о том, что братьев у Рюрика не было. Они переводят слово «трувор» как «верная дружина», а «синеус» как «свой род». Сведений о правлении Рюрика немного. Летописи довольно скупо сообщают о том, что он стремился укреплять границы своих владений, строил города, а также подавил мятеж Вадима Храброго в Новгороде. Из этого можно заключить, что приход Рюрика на Русь повлек за собой укрепление государственности и централизацию власти. Смерть Рюрика датируется примерно 879 г. Власть унаследовал сын Рюрика (предположительно от норвежской княжны)

Правление Рюрика (кратко)

Правление Рюрик - краткое описание основных событий

Имеется не много достоверных источников об истории Руси до правления Рюрика. Кроме того, даже имеющиеся факты трактуются по-разному различными исследователями (например, норманистами и антинорманистами). Историкам даже неизвестно, к какому народу принадлежал легендарный князь Рюрик.

Споры о происхождении князя Рюрика

Происхождения Рюрика вызывает до сих пор множество споров. Одни утверждают, что сам Рюрик и его дружина были скандинавами (викингами), основываясь на этимологии княжеского имени, которое обозначает «король» с латинского rex. Общеизвестным фактом является то, что имя Рюрик широко используется и в современном мире в Финляндии, Швеции и других странах. В свою очередь, сторонники западнославянской версии развития Руси предпочитают сравнивать биографические данные Рюрика со славянским племенем ободритов, которое также называли «соколами».

Призвание князя Рюрика на княжение

Согласно литературным источникам, а именно «Повести временных лет» призвание Рюрика произошло в 862 году, явившись результатом совместного решения славянских племён (кривичи, ильменские словене, чудь и весь) в ходе споров о том, кто будет править ими без выгоды для собственного племени.

В Новгород Рюрик вошёл с братьями. Также имеет место быть версия, что правление князя началось не в Новгороде, а в Старой Ладоге, а сам Новгород был построен только спустя два года. Археологические находки (например, Рюриково Городище) полностью подтверждают данную теорию.

Если верить летописному варианту, то братья Рюрика также получили на княжение славянские земли. Так брату Синеусу досталось Белоозеро, а Трувору Изборск, однако правили они не долго. Уже через два года после их кончины Рюрик становится единым правителем. Многие исследователи Руси склонны считать, что братьев у Рюрика не было, утверждая, что «трувор» переводится как «верная дружина», а «синеус» - «свой род».

Сведений о политическом руководстве Рюрика очень мало. В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле.

Умер Рюрик примерно в 879 году , а его власть унаследовал его сын (предположительно от норвежской княжны) Игорь.

Начало России есть великая тайна

Столыпин Петр Аркадьевич

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году . Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Управление страной

Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.

Внешняя политика Рюрика

Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, - победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.

Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.

Своего рода биографом Рюрика в этот период выступил митрополит Спиридон, получивший назначение в 1476 г. в Киевскую митрополию. Написанное им в 90-летнем возрасте «Послание о Мономаховом венце» излагает генеалогию русских и московских князей в общемировом контексте и представляет самого Рюрика потомком римского императора Августа. Вот как Спиридон описывает призвание Рюрика на Русь:

«Август же начят ряд покладати на вселеную. Постави брата своего Патрикиа царя Египту; и Агусталиа, брата своего, Александрии властодержьца постави; и Киринея Сирии властодержъца положи; и Ирода Антипатрова от Аманит за многия дары и почтениа постави царя еврейска в Ерусалиме; а Асию всю поручи Евлагерду, сроднику своему; и Илирика, брата же своего, постави в повершиа Истра; и Пиона постави в Затоцех Златых, иже ныне наричютца Угрове; и Пруса в березех Вислы реки в град, глаголемый Морборок, и Торун, И Хвоиница, и пресловы Гданеск, и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И вселися ту Прус многими временны лет, пожит же до четвертаго рода по колену племена своего; и до сего часа по имени его зовашеся Пруская земля. И сиа о сих.

И в то время некий воевода новогородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода, и рече: "Совет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода". Они же шедшее в Прусскую землю и обретошя тамо некое го князя имянем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племенник имянем Олег. И оттоле наречен бысть Новъгород Великий; и княжай в нем князь великы Рюрик.

И от великого князя Рюрика четвертое колено князь великий Володимер, просетивый землю Русскую святым крещением, нареченный в святом крещении Василие. И от него четвертое колено князь велики Владимир Всеволодичь».

В этом рассказе опального киевского митрополита фантастично все - Август у него назван братом Юлия Цезаря , наследование (раздача земель) идет по горизонтальной традиции (от старшего брата к младшему), сами наследники целиком вымышленные персонажи, кроме Ирода , современника Августа. По словам Спиридона, Рюрик происходит из рода Пруса, а Прус был одним из родственников Августа, получивший из его рук землю. Прус здесь, конечно же, немец, образованный от Пруссии. Выше мы уже говорили, что варяги имели разное происхождения и могли быть и прусами, и англами, и свеями.

Современными историками выдвигалась гипотеза о том, что средневековые книжники и, в частности, Спиридон «польстились» на созвучие названий «Русь» и «Прусссия» и сделали заключение, что Русь произошла от Пруса. Кроме этого, Пруссия идеально расположена на севере Европейской равнины, а варяги - норманны - викинги пришли именно с севера.

Историки полагают, что труд Спиридона послужил источником для «Сказания о князьях Владимирских», написанном в первой трети XVI в. Легенда о призвании Рюрика на царство и его генеалогия в «Сказании...» идентичны «Посланию...» митрополита Спиридона. В эпоху Ивана Грозного эта версия о происхождении Рюриковичей становится канонической и единственно верной. Примеру Великих князей последовали и аристократы, которые начали выводить свои рода от заграничных предков, приехавших на Русь, как однажды варяги. Интереснейшие генеалогические истории записаны в «Бархатной книге» русского дворянства. Отделить правду от вымысла в них, конечно, не представляется возможным за отсутствием каких бы то ни было письменных свидетельств.

В дальнейшем летописании, в частности в Воскресенской летописи, Прус становится не просто родственником, но братом Августа, а Рюрик его прямым потомком в 14 колене.

Князь Рюрик (?830 – 879 гг) — одна из самых таинственных фигур древнерусской истории, легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), согласно приданиям, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенцами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Является основателем династии Рюриковичей, правившей Русью, а в последствии и Россией с конца XII по конец XVI в. (последний из династии — царь Федор Иванович).

В русских летописях имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя, вероятно, восходит к названию одного из племен кельтов — «руриков», «рауриков», а племенное название, возможно, связано с рекой Рур.

Это племя еще на рубежах нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию войск , и уйти оно могло лишь на восток. В поздние время выходцы с берегов реки Рур также получали имена (или прозвища) Рурик. Имена братьев Рюрика также находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скорей всего, образовывается от кельтского слова «sinu» — «старший». Имя Трувор объясняется тоже из кельтского языка, в котором имя Тревор значит «третий по рождению».

Рюрик является основателем династии Рюриковичей — династии русских князей, а в последствии и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Рюрик, руководитель варяжского племени «рос» или «русь». Во времена правления Рюрика к землям славян были присоединены земли племен меря, весь и муром. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде у него был сын Игорь. По непроверенным данным конца XVI — начала XVII столетия, Рюрик умер в Кореле в 879 г., отдав управление государством и малолетнего сына своему дальнему родственнику Олегу.

Существует многочисленные версии происхождения Рюрика.

По одной из версий он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837-850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упомянуто как «Рёрик». Со своей дружиной Рерик совершал набеги в Германию, Францию, Англию и Швецию вплоть до 860 года, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщается в летописи) и обосновался в «городе славян» — Ладоге, откуда затем и пришел в Новгород.

По еще одной версии, Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призван славянами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не было, потому как славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины.

Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских междоусобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика — Синеус и Трувор – прибыли в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864 году.

Некоторые из историков ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Есть еще такая версия. По которой, братьев Рюрика Синеуса и Трувора вообще не существовало, попросту русские летописцы не смогли понять и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус’ом) и верной дружиной (тру-вор’ом). Придерживающиеся этой точки зрения исследователи полагают, что приглашения от новгородских славян не было, а напротив, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород.

А в одной из летописей сообщается в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим был убит, его сторонники сбежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, которые смогли захватить власть в Киеве около 866 года. По этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе были варяги.

Как бы там ни было, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, смог присоединить к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки.

Образование Древнерусского государства. Рюрик, Трувор и Синеус

Норманны заставили новгородцев и другое славянское племя, и три племени финских платить им дань. Но славяне и финны справились, выгнали непрошеных гостей. Но недолго так жили. Много было беспорядков, правда не соблюдалась. Возникнет спор у людей из разных родов, соберутся старшины их судить, каждый за своего родного вступается. И стали роды друг с другом воевать. А существовал тогда обычай, если какое-то важное дело, то собирались в одно место старшины всего племени или даже из нескольких племен, которые дружно жили между собою. Вот старшины племен, которые выгнали варягов, собрались да и стали думать, как им беспорядки прекратить. Как же это сделать?

Беда выходила от того, что правдивого судьи не было. Будь такой судья, тогда и стали бы славяне мирно жить между собой. Только где же его взять? Из славян или финнов нельзя выбирать такого судью: опять пойдет несправедливость. Надо судью из людей чужих — он верней судить станет. Д и еще такой судья нужен, чтобы силу имел, чтобы, если подсудимый упрям, то заставил бы его слушаться. И положили славяне искать себе судей в чужой земле, именно у варягов. Прослышали они, что в одном роде варяжском, который назывался Русью, есть три князя, которые и судят справедливо, и хорошие воины, так что и подданных смогут заставить слушаться, и никому их в обиду не дадут.

Этих братьев звали: Рюрик, Синеус и Трувор. Вот славяне и отправили к ним послов. Послы пришли, поклонились этим князьям и говорят: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, придете княжить и владеть нами». Эти князья ответили согласием на их просьбу, и пришли к ним со всем своим родом и дружиною.

Дружиной тех называли, которые за каким-то князем или главным военачальником ходили на войну. Они ему были не родня, а потому служили, что надеялись с ним больше добычи получить, и точно, хороший князь очень любил свою дружину и берег ее.

Рюрик с братьями прибыл в славянские земли и привел с собою весь свой русский род, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью. Произошло это в 862 г. от Рождества Христова. Значит, теперь более 1000 лет, как это случилось, тогда и началось Русское государство. Рюрик, Синеус и Трувор начали судить славян и финнов, которые их призвали, обороняли их от врагов, а они платили им за это дань. Платили дани столько, сколько назначал князь. Он сам за нею ежегодно ездил.

Синеус стал княжить в городе Белоозере, Трувор — в Изборске, а Рюрик – вначале в Ладоге, после в Новгороде. Братья его умерли, и он стал всей Русью править. Только не велика она была. Ныне у нас есть такие губернии, которые больше всей тогдашней Руси. Однако норманские князья тотчас же начали свои земли увеличивать, покорили города: Полоцк, Муром, Ростов. Лучше стало славянам под властью князей, беспорядок закончился. Князья начали судить по правде, а если кто не слушался, того наказывали. Новгородцы надумали было своевольничать, но Рюрик их усмирил. И из соседей никто не стал их обижать.

Впрочем, он сам судил лишь в Новгороде, а в других городах посадил бояр, которые и начали судить вместо князя, оттого и назывались наместниками. Бояре эти были из княжеской дружины. В ней старшие, важнейшие люди назывались боярами, а меньшие — гриднями и воями. Слуги же княжеские назывались отроками. Каждый мог проситься в княжескую дружину и в ней, пожалуй, дослужиться и до боярина. У самых славных бояр также были свои дружины. А когда начиналась война, то из всякой семьи старшие люди вооружались и приходили к князю, а младшие дома оставались. Наместникам были большие выгоды.

Из дружины Рюрика было два воина, Аскольд и Дир, которые также хотели быть наместниками, но он им не дал городов. Они отпросились у него в Царьград, на службу греческому императору. Рюрик их отпустил. Вот они со своим родом поплыли по Днепру и увидали Киев. Спросили, чей это город, узнали, что он платит дань хазарам. Они остановились тут. Около них собралось довольно варягов, которые все еще продолжали этим путем ходить в Царьград на службу. Киевляне начали им платить дань вместо хазар; соседних славян они победили и начали княжить в Киеве.

Когда же Аскольд и Дир там усилились, надумали идти в Царьград уже не служить, а воевать и поплыли туда на 200 судах. А греческое войско в это время воевало в другом месте. Русские начали грабить окрестности Царьграда, навели ужас и на самый город. В нем была влахернская церковь, где хранилась риза Божией Матери. Главный архиерей греческий, который назывался патриархом, совершил молебствие и обнес эту ризу вокруг стен города. Поднялась буря, лодки русских разбило, они сами едва спаслись на берег и начали просить мира, а когда узнали все, что было, захотели стать христианами.

Греки очень этому обрадовались, окрестили Аскольда и Дира и остаток их дружины, надарили им золота, серебра, шелковых тканей, и они вернулись в Киев. С Рюриком они не совсем дружно жили, нападали на его южные земли, принимали тех, кто к ним уходил из Новгорода. Но Рюрик в скором времени умер; сыну его Игорю было только два года. Младенец, конечно, править государством не мог. И потому власть Рюрик передал Олегу, по всей видимости, своему сподвижнику.

Олег и Игорь

Позднее возникли версии, связывающие Олега с родом Рюрика. По ним, Олег — брат Рюриковой жены, то есть дядя Игоря по матери. Надо отметить, что значение материнской линии родства было немаловажным в то время, а дядя по матери мог считаться как более близкий родственник, чем родные по отцу, и даже мог воспитывать племянника. Олег стал своего рода «кормильцем» Игоря, регентом в период его малолетства. Однако и потом, когда Игорь вырос, Олег не выпускал княжескую власть из рук. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностью, победами, благоразумием, любовью подданных.

Олег был хитрым человеком. Поначалу он взял города Смоленск и Любеч, стоявшие на дороге из Новгорода к Киеву; потом собрал большое войско из всех подвластных ему народов и отправился к Киеву на лодках. Только большую часть лодок позади оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что приехали варяжские купцы, да понездоровилось им, потому они и просят князей прийти к ним на суда. Князья поверили, взяли с собой немного людей, пришли на суда к Олегу, а он вышел к ним с малолетним Игорем на руках и сказал:

«Вы не князья, а вот сын Рюрика». И в ту же минуту воины его вышли из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и убили их. В Киеве ему очень понравилось: в Киеве и теплей, и родится все хорошо, и земля богатая. Олег сказал: «Пусть Киев будет матерью русских городов», и начал в нем жить, а в Новгороде оставил наместника. Но между Новгородом и Киевом еще оставались славянские племена, которые не были еще подвластны Олегу. Он всех их покорил, хотя из них древляне и северяне очень храбро с ним бились.

Олег и до похода, и после похода много старался о том, как устроить Русскую землю, объезжал ее, творил суд и расправу, устанавливал дани. Весь народ его очень любил. О смерти его вот что рассказывается. Было тогда много волхвов, или кудесников, то есть колдунов. Олег и спросил одного из них, от чего он умрет? А волхв и отвечал: «От твоего любимого коня». Олег перестал ездить на этом коне, велел его покоить и холить.

Вернувшись из царьградского похода, он спросил, где его конь? Ему и говорят, что конь издох. И стало князю жаль коня, захотел он посмотреть его кости, приехал туда, где они лежали, наступил на череп и сказал: «Зачем я послушал этого кудесника? Он все ложь говорил: сказал, что я умру от коня, а вот конь-то мертвый, а я жив и здоров». Когда князь говорил это, из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ноги князя и ужалила его. От этого Олег умер. Игорь принял власть над Русью после смерти Олега.

Игорь Рюрикович — великий князь киевский, единственный сын Рюрика, родился в 877 году, убит в 945 г. О жизни Игоря до вокняжения летописи сообщают довольно мало сведений: в 903 году когда еще Игорь был под опекой Олега, к нему привели из Пскова жену, именем Ольгу; в 907 году Олег, отправляясь в поход на Византию, оставил в Киеве Игоря, как бы своим наместником. В 912 году Олег умер, и первым делом вокняжившегося в Киеве Игоря было усмирение взбунтовавшихся древлян, которых он наказал увеличением дани (914 год).

В тоже время покорено или возвращено к покорности племя Угличей, жившее по соседству с Тиверцами; Игорь наложил на Угличей дань, которую отдал любимому воеводе своему Свенельду; ему же отдал и древлянскую дань, чем возбудил ропот в своей дружине. В 915 году пришли впервые на Русскую землю печенеги и киевский князь заключил с ними мир; однако уже в 920 году Игорю довелось вести с этими степняками войну; обстоятельства ее неизвестны.

935 год — корабли и войска Игоря ходили с греческим флотом на Италию; но в 941 году мирные отношения их нарушились и Игорь с большой флотилией — по летописи состоявшей из 10 000 судов — пошел на Константинополь. Император был извещен о приходе руссов болгарами; но Игорь успел сделать высадку и опустошить окрестности Босфора; русская флотилия стала на якоре близ Фара.

Когда против нее вышел греческий флот, Игорь был так уверен в победе, что отдал приказ своим воинам щадить неприятеля и брать их в плен живыми; но в происшедшей схватке греческий огонь, который русские увидели тут впервые, навел такой ужас на Игоря и его воинов, что они в спешке удалились к берегам Малой Азии. Там они попробовали высадиться в Вифинии, но Патрикий Барда и Доместик Иоанн заставили их удалиться на суда; руссы у берегов Фракии еще раз сразились с греками на море и с большим уроном ушли домой. Однако Игорь стал снова собирать многочисленное войско: были призваны из-за моря варяги и наняты печенеги, от которых взяты были заложники.

944 год — Игорь выступил в новый поход на Грецию с флотом и конницей. Корсунцы и болгары снова дали знать императору о приходе руссов и тот немедля отправил к Игорю послов, которые встретили князя близ дунайского устья, предложили ему дань, какую взял некогда Олег, даже большую, если он даст согласие на мир. Дошедши до Дуная, Игорь, посоветовавшись с дружиной, взял у греков дары на всех воинов своих и, приказав наемным печенегам пустошить Болгарию, вернулся в Киев. На следующий год император прислал послов к Игорю, а последний отправил своих послов в Константинополь, где и был заключен мирный договор, «на все лета, пока сияет солнце и стоит мир», но на условиях, менее выгодных для Руси, чем при Олеге.

Император клятвою утвердил договор и снова отправил послов своих в Киев, пред которыми Игорь, на холме, у подножия Перуна, торжественно поклялся соблюдать дружбу с империей; воины его, в знак клятвы, положили к подножию идола оружие, щиты и золото, а те из них, которые были христианами, присягали в церкви св. Илии. Игорь отпустил греческих послов, одарив их драгоценными мехами, воском и пленниками. Дружина Игоря завидовала отрокам Свенельда, что они богаты оружием и всякой одеждой, между тем как они, дружинники князя, босы и наги. Дружинники потому требовали, чтобы Игорь шел с ними собирать налоги с подвластных племен и чтобы поделился с ними.

С наступлением осени 945 году Игорь пошел с дружиной в древлянскую землю и собрал с нее дань; потом, оставив при себе небольшую часть дружины, а остальную отпустив домой, князь хотел еще взять дани с древлянской земли. Но это возмутило древлян: надобно умертвить хищного волка — решили они, иначе он истребит все стало; они вооружились под начальством местного князя Мала, вышли из Коростена, убили Игоря и похоронили недалеко от своего города, перебив и дружину его. По византийским известиям древляне привязали Игоря к двум пригнутым к земле деревьям и, отпустив деревья, разорвали его на двое.

К княжению Игоря относится рассказ арабского писателя Абульфеда о том, что в 944 году руссы взяли столицу арранскую Барду и возвратились в свою землю р. Куром и Каспийским морем. Другой восточный историк, Абульфараг, приписывает это нападение аланам, лезгинам и славянам. Что касается утверждения при Игоре русского господства на берегах Босфора Киммерийского и более решительного подчинения черных болгар русским князьям, то этот вопрос еще требует более обстоятельных исследований.

Таким образом, он был первым князем Рюриковичем, на киевском престоле. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами, при этом не только в южном, но и в восточном направлениях. Кроме Византии, русов привлекали берега Каспийского моря, манившего своими богатствами, ведь по Волге через море проходил знаменитый торговый путь, который связывал Русь со странами арабского Востока. На побережье Каспия раскинулись богатые земли и города, утопавшие в роскоши и достатке.