Произведение древнерусского искусства сообщение. История искусств

14. Процесс «обмирщения» в искусстве XVII века.

Смута XVII века нанесла страшный удар по государственности, экономике и культуре страны. Тем не менее, Россия не только быстро оправилась, но и начала столь же быстро крепнуть. Именно тогда она стала территориально крупнейшей державой в мире

Видимо, собственно "обмирщали" архитектуру, живопись и литературу все же зодчие, художники, писатели, хотя делали они это чаще всего на купеческие деньги, неизбежно вынужденные в своих творениях в той или иной степени отражать вкусы и запросы посадского населения, его представления об окружающем мире и красоте. Одним из самых характерных внешних признаков нового этапа развития культуры России стало возведение, кроме храмов, каменных зданий светского назначения, сооружавшихся теперь не только феодальной знатью, но и представителями зажиточного купечества. Подклет использовался для хранения товаров, а южный придел Никиты Воина стал семейной усыпальницей этого известного купеческого рода, происходившего из Ярославля. Внутреннее оформление завершили к середине 1650-х годов уже после смерти Г. Л. Никитникова его внуки, кое-что доделывал и правнук по линии дочери – Иван Григорьевич Булгаков. Образа заказывались самым известным иконописцам того времени, в том числе Иосифу Владимирову ("Сошествие Святого Духа") и изографу Оружейной палаты Симону Ушакову ("Великий архиерей", "Спас Нерукотворный" и другие). В храме долгие годы находилась и знаменитая икона "Древо Государства Московского" ("Похвала Богоматери Владимирской"), которую также создал "государев зограф Пимин зовомый Симон Ушаков". При росписи стен мастера первыми в России использовали в качестве образцов (скорее, иконографических схем) гравюры из Библии Пискатора, незадолго до того изданной в Голландии, а на одной из фресок изобразили групповой портрет семейства Никитниковых. В середине XVII века в Москве на Ваганькове появился каменный дом с высокими "голландскими щипцами", также заметно выделявшийся на фоне окружающей застройки. Он принадлежал именитому гостю Алмазу (Ерофею) Ивановичу Иванову (? – 1669) из рода Чистых, происходившего из посадских людей Вологды. Торговавший с восточными странами и знавший несколько иностранных языков, этот купец со временем стал думным дворянином и начальником Посольского приказа. В составе российских посольств Алмаз Иванов выезжал в Речь Посполитую и Швецию. Возможно, его зарубежные впечатления в какой-то мере сказались на архитектуре дома. Рядом со своими двухэтажными каменными палатами у Покровских ворот член Гостиной сотни Михаил Семенович Сверчков возвел в 1696-1698 годах в стиле "нарышкинского" барокко храм Успения на Покровке. Немногим ранее на Берсеневке (ныне Берсеневская набережная Москвы-реки) по заказу государева дьяка Аверкия Степановича Кириллова (1622-1682), выходца из купеческой среды, были выстроены из большемерного кирпича новый дом и храм святителя Николая Чудотворца. Строильная книга 1657 года говорит об этом так: "На том ево огороде, подле ево Аверкиева двора построена ево Аверкиева полата вновь". Член голландского посольства Николаас Витсен, побывавший в Москве в 1665 году, писал: "Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад. Обстановка внутри дома не хуже, в окнах немецкие разрисованные стекла (витражи). Короче – у него все, что нужно для богато обставленного дома: прекрасные стулья и столы, картины, ковры, шкафы, серебряные изделия и т. д. Он угостил нас различными напитками, а также огурцами, дынями, тыквой, орехами и прозрачными яблоками, и все это подали на красивом резном серебре, очень чистом. Не было недостатка в резных кубках и чарках. Все его слуги одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя. Он угощал нас очень любезно, беседовал о недавно появившейся комете; русские об этом рассуждают неправильно. Он показал нам книгу предсказаний будущего, переведенную на русский язык, будто в ней истинные предсказания, и спросил мое мнение об этом". Как видим, элементы "обмирщения" и проникновения иностранных влияний налицо. В каменном жилом строительстве от столичного купечества не отставали именитые торговые люди провинциальных центров. В рассматриваемый период несколькими примечательными купеческими особняками украсился Псков. Самый, пожалуй, известный из них принадлежал Сергею Ивановичу Поганкину. До сих пор там стоят "Поганкины полаты". Неподалеку – купеческие дома Меншиковых, Русиновых, Трубинских, Ямских. Они, как правило, двухэтажные, каменные, с третьим деревянным этажом и складскими помещениями в виде клетей и подклетей. Из двух больших палат состоял дом купцов Пушниковых в Нижнем Новгороде. В Калуге сохранился нарядно декорированный двухэтажный дом купца К. И. Коробова. Купеческие каменные палаты XVII века известны и в небольшом городе Гороховце под Владимиром, и в Чебоксарах. Специального рассмотрения заслуживает вопрос о роли московских "торговых иноземцев" (Виниус, Келдерман, Марселис и другие) в приобщении русских к западноевропейской культуре. Все вышеописанное, без сомнения, в значительной степени способствовало "обмирщению" русской культуры, то есть проникновению и росту в ней сугубо светских элементов.

Скорбященская церковь с. Андреевка (Шмитово). Фото Сергея Синенко

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО , искусство Древней Руси, а также искусство, выдержанное в древнерусских традициях. Вобрав в себя традиции восточнославянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров.

Свято-Вознесенский храм постройки 1906 г. в с. Вознесенка

В регионе оно представлено прежде всего памятниками церковной архитектуры, а также образцами иконописи, хранящейся в церквях и домашних иконостасах-киотах, а также в музее им. М.В. Нестерова и в частных собраниях. К древнерусскому искусству относятся также традиции церковной музыки, сохраняющиеся в практике православного богослужения.

Свято-Никольская церковь в с. Каги постройки 1890-х гг. Храм на высоком холме над селом видно отовсюду, благодаря удачному расположению и внушительным размерам, он доминирует в окружающем пространстве. Важно воссоздать первоначальный облик храма, восстановить колокольню

Дополнительно см. статью: Древнерусское искусство – «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Древнерусское искусство – средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9-17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно-славянского языческого искусства и византийской христианской культуры, наследие которой активно осваивалось после Крещения Руси (988).

Историю древнерусского искусства принято подразделять на два этапа: искусство Киевской Руси (9 – сер. 13 в.) и искусство времени формирования Московского государства (14–17 вв.). В художественной культуре Киевской Руси, в свою очередь, различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 – кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры – от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 – нач. 13 в.).

От дохристианского периода сохранились в основном произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел (турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, 10 в.). Будучи язычниками, древние славяне поклонялись природным стихиям. Мифологические образы – воплощения стихий (изображения солнца, коня, птицы, цветка и др.) сохраняются по сей день в народном творчестве. Славяне устраивали капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).

Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, и прежде всего с Византией; обогатило русское искусство новыми образами и техническими приёмами. Прибытие на Русь множества византийских мастеров способствовало бурному развитию архитектуры (в особенности храмового зодчества), иконописи, книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990–996), возведённая зодчими из Византии (не сохранилась). Выдающийся архитектурный памятник этого периода – собор Св. Софии (Премудрости Божией) в Киеве (заложен в 1037 г. князем Ярославом Мудрым) – огромный пятинефный крестово-купольный храм с двумя лестничными башнями, опоясанный с трёх сторон двухъэтажными галереями и увенчанный 13 куполами. Посвящение собора Св. Софии подчёркивало преемственную связь с центром православного мира – храмом Св. Софии Константинопольской. В качестве строительного материала была использована, как и в византийских зданиях, плинфа – широкие и плоские обожжённые кирпичи почти квадратной формы. Киевский храм был украшен мозаиками и фресками (1040-е гг.), выполненными византийскими мастерами и их русскими учениками. Торжественный и величественный мозаический образ Богоматери Оранты (Молящейся) в центральной апсиде получил на Руси название «Нерушимая стена». В нач. 12 в. на смену строгой торжественности живописного убранства Софии Киевской приходят более утончённые и созерцательные образы (мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, ок. 1113 г.). В правление Владимира Мономаха на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери – выдающийся памятник византийской иконописи, ставший образцом для русских мастеров. В период приобщения к христианской культуре росли города. Храмы рубежа 11–12 вв. в Киеве, Чернигове, Переяславле и др. городах становятся меньше по размеру, их архитектурные формы более плавны, а внутреннее пространство более слитно и обозримо. Крупнейшим центром художественной жизни был Новгород, где в 12 в. сложилось демократическое правление (фактическая власть принадлежала не князю, а посаднику, боярам и купцам, народному вечу). Новгородская художественная культура, отражавшая вкусы широких слоёв горожан, отличалась большей простотой, строгим лаконизмом форм в архитектуре (собор Св. Софии, 1045-50;Никольский собор на Ярославовом Дворище, 1113; Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119), полнокровностью образов, контрастностью цветовой гаммы в монументальной живописи и иконописи. Повсеместно распространилась грамотность, процветало искусство украшения рукописных книг (Остромирово Евангелие, созданное для новгородского посадника Остромира, 1056-57) и художественные ремёсла.

В нач. 12 в. внутри единой киевской традиции сложились предпосылки для развития местных художественных школ. Роль культурного центра перешла от ослабевшего Киева к Владимиро-Суздальской Руси. Владимирские зодчие возводили белокаменные храмы. При князе Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1189), церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165), великолепные каменные княжеские хоромы в Боголюбове (1158-65). Интерьеры украшались фресками и иконами в золотых окладах, шитьём (вышитыми тканями), драгоценной утварью. Отличительной чертой владимиро-суздальской архитектуры стал резной скульптурный декор. Стены Дмитриевского собора во Владимире (1194-97), Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34) были сплошь покрыты резными рельефами, создававшими впечатление узорчатой ткани, наброшенной на каменные массивы зданий. В Новгороде во второй пол. 12 в. складывается тип небольшого одноглавого кубического храма с пониженными боковыми апсидами и лестницей в толще стены для входа на хоры (церковь Спаса на Нередице, 1198). Новгородскую живопись 12 в. отличает обострённая эмоциональность, подчас драматизм (фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге, ок. 1165 г.; церкви Спаса на Нередице, 1199, и др.). Почти все сохранившиеся иконы 12 – первой пол. 13 в. («Спас Нерукотворный с Прославлением Креста», «Ангел Златые власы»; обе – кон. 12 в.; «Успение», нач. 13 в., и др.) происходят из Новгорода (иконы др. княжеств утрачены).

В 1237-38 гг. почти все русские города были разорены полчищами Батыя, население истреблялось, храмы сжигались, ценности уничтожались, мастеров уводили на чужбину. Этой участи избежали лишь Новгород и Псков, которые стали центрами, где собирались уцелевшие творческие силы. В кон. 14 в. в Новгороде работал один из крупнейших мастеров эпохи, выходец из Византии Феофан Грек. Созданные им образы проникнуты трагической одухотворённостью (фрескицеркви Спаса на Ильине улице, 1378). Творчество Феофана Грека оказало влияние на мастеров Новгорода и Москвы.

В 14 в. Москва, где княжили потомки Александра Невского, становится центром собирания русских земель. Многое сделал для её возвышения митрополит Пётр (1308-26), перенёсший в Москву из Владимира, номинально ещё считавшегося столицей Руси, свою резиденцию. Заложенный Петром и законченный князем Иваном Калитой Успенский собор в Московском Кремле (1475-79) был одной из первых каменных построек, продолживших традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества (не сохранился). Активное строительство велось в период владычества митрополита Алексия (1354-78) при князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче (белокаменные стены Кремля, 1367-68; собор Чудова монастыря, 1365). Церковь Рождества Богородицы в Кремле (1393), Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (ок. 1400 г.) – небольшие одноглавые кубические храмы, отмеченные изяществом пропорций и благородной сдержанностью. Собор Андроникова монастыря в Москве (первая треть 15 в.) решён как пирамидальный объём, что подчёркнуто сужающимися кверху рядами кокошников. Высшего расцвета достигает в 15 в. живопись в творчестве Андрея Рублёва. В 1405 г. московский иконописец украсил Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком. В отличие от неистово-страстного и трагического искусства византийского мастера, творчество Андрея Рублёва проникнуто тихой молитвенной созерцательностью и нежной, светлой печалью. В его иконах и фресках мир горний (небесный) и мир дольний (земной) впервые предстали в нерасторжимом духовном единстве. В иконе «Троица» (1420-е гг.) в полную силу прозвучала идея гармонии и единения, столь важная в эпоху Куликовской битвы. Живописцами круга Феофана Грека создавались богато иллюстрированные богослужебные рукописные книги (Евангелие Хитрово; некоторые миниатюры, возможно, выполнены Андреем Рублёвым или близкими к нему мастерами). Творчество Андрея Рублёва оказало огромное влияние на московскую живопись не только 15 в., но и последующих столетий.

В 1480 г., в правление Ивана III, произошло окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Москва превращалась в столицу могущественного государства. Зримым воплощением новой роли Московии как великой европейской державы стал великолепный ансамбль зданий Соборной площади, стен и башен Московского Кремля, созданный на рубеже 15–16 вв. русскими и итальянскими зодчими. В столичной среде формируется утончённое и просветлённое искусство Дионисия, украсившего иконами Успенский собор Московского Кремля и создавшего грандиозные фресковые ансамбли в районе Белого озера (настенные росписи Ферапонтова монастыря, 1502). Переживает расцвет декоративно-прикладное искусство. Представители княжеских и боярских семей заказывали мастерам вышитые пелены, резную и драгоценную утварь, которые становились драгоценными вкладами в монастыри и храмы.

В 16 в. в Московии возводятся шатровые церкви (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Выдающимся памятником эпохи стал храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555-61). Для иконописи 16 в. характерна насыщенная переливчатая красочная гамма, обилие деталей, подробное повествование («Церковь воинствующая», 1550-е гг., посвящённая победе русского воинства под Казанью). Вкус к изяществу и роскоши находит отражение в многочисленных произведениях декоративно-прикладного искусства, в украшении книг. В 1564 г. Иван Фёдоров издал первую русскую печатную книгу «Апостол».

В 17 в. средоточием художественного производства в Московском государстве становится Оружейная палата, где работали лучшие русские и иноземные мастера, среди которых наиболее известен С. Ф. Ушаков. В культуре 17 в. усилилось светское начало, появился интерес к научному познанию мира. Это столетие стало переходной эпохой к искусству Нового времени. Своеобразным сплавом древних традиций и новых веяний отличаются парсуны – первые в русском искусстве портретные изображения (членов царских и боярских семейств), создававшиеся в иконописной технике. В 18 в., когда светские тенденции полностью возобладали в русской культуре, традиции и образы древнерусского искусства ещё долго сохранялись в обширных русских провинциях.

2012-12-02T10:05:36+06:00 Культура народов Башкортостана Скорбященская церковь с. Андреевка (Шмитово). Фото Сергея Синенко ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО, искусство Древней Руси, а также искусство, выдержанное в древнерусских традициях. Вобрав в себя традиции восточнославянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные... КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник [email protected] Author Посреди России

Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

Древнерусское искусство характеризует первую ступень в художественном развитии русского народа. Но его нельзя считать всего лишь преддверием, предысторией русского искусства. В нем впервые обозначились черты, которые позднее стали существенными признаками русского художественного творчества. Эти черты проявляются достаточно ясно, чтобы можно было говорить о его самобытности уже в эту раннюю пору.

Древнерусское искусство развивалось в период сложения и расцвета феодализма в России. Феодальное государство неизменно опиралось на авторитет церкви, в религии оно видело одно из средств укрепления существующего общественного порядка. Соответственно этому искусство, как и вся духовная культура того времени, призвано было служить церкви. Круг тем и сюжетов изобразительного искусства был преимущественно религиозным, главное назначение живописи - культовое, церковное, самый характер художественного выражения отмечен чертами средневековой религиозности.

Однако в Древней Руси развивалось и чуждое церковности народное творчество. В условиях феодального общества его проявление было ограничено рамками декоративно-бытового применения. Но мотивы жизнеутверждающей праздничности, здоровой радостности, словно отзвуки народных песен и народной поэзии, проникали и в искусство церковное, вытесняя или ослабляя свойственное ему суровое, аскетическое настроение.

Искусство при всей его классовой ограниченности выходило за пределы узкоцерковных задач и отражало многообразные стороны жизни русского народа. Лучшие его мастера стремились сделать свое творчество понятным и близким народу. В сказочных, полуфантастических образах древнерусского искусства заключен глубокий жизненный, философский, поэтический смысл. И мы, сегодняшние зрители, должны понять его.

Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов - так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.

Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.

С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в. Характерным памятником этого времени служит Софийский собор в Киеве. Его мозаики и фрески, выполненные, видимо, византийскими мастерами, поражают величием общего замысла. В истории искусства существует немного примеров единства архитектурного замысла и настенной живописи, равных по силе воздействия Софийскому собору. Подобно тому как снаружи двенадцать малых куполов увенчивал главный купол, так внутри над множеством изображений отдельных персонажей, расположенных на столбах, на стенах и на сводах, царил суровый образ вседержителя. Вступая под своды собора, видя фигуры в золотом сиянии мозаики, древние киевляне приобщались к христианскому пониманию небесной иерархии, которая своей незыблемостью должна была укреплять авторитет иерархии земной.

В XI в. в Киеве работали греческие мастера - строители и живописцы. По их замыслу возводились храмы и украшались мраморными плитами, мозаиками, фресками и иконами. В XII в. в Киев была привезена из Константинополя знаменитая икона Владимирской богоматери, один из лучших памятников византийской иконописи. Однако это не значит, что древнейшие памятники Киева нужно рассматривать как заимствованные. Приезжие мастера нашли в Киеве иную общественную среду, чем та, что окружала двор византийского императора. Богатый жизненный опыт славян, их здоровое, жизнерадостное мироощущение воплотились и в художественных образах. Искусство утратило отпечаток мрачного аскетизма, свойственного византийскому искусству XI-XII вв.

Среди городов обширного Киевского государства Киев был главным художественным центром. Только здесь развивалось тонкое искусство мозаики. Здесь же создаются великолепные образцы книжного (знаменитое «Остромирово евангелие», украшенное роскошными миниатюрами, 1056-1057) и декоративно-прикладного искусства. Влияние киевской художественной школы сказывается во всех русских городах.

Уже в конце XI в. Киевское государство начинает распадаться на мелкие княжеские уделы. Во второй половине XII в. Киев теряет ведущее политическое и культурное значение, оно переходит к Владимиро-Суздальскому княжеству.

Искусство Владимиро-Суздальской Руси развивалось на протяжении почти целого столетия (середина XII- начало XIII в.). За это время оно внесло заметный вклад в историю не только русской, но и мировой культуры. Наиболее ярко характерные черты владимиро-суздальского искусства выразились в архитектуре. Владимирцы были превосходными строителями. Кроме деревянных построек было много каменных сооружений. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.

Расцвет зодчества во Владимире падает на время княжения Андрея Боголюбского. В это время были построены Успенский собор и знаменитый своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165). Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэта Нерлинский храм выделяется из окружающего его пейзажа. Это гордое утверждение человеком красоты своего творчества. Храм этот не способен отвратить человека от реального мира. Всем своим обликом он призывает человека оглянуться на окружающий мир, порадоваться тому, что между делом его рук и природой нет никакого разлада.

Специфическая особенность владимиро-суздальских храмов - скульптурная декорация. В Дмитриевском соборе во Владимире (1194-1197) вся верхняя часть наружных стен сплошь покрыта резными украшениями. Здесь можно видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников, и фантастических зверей, птиц - все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234).

Полуязыческие, полусказочные мотивы декора использовались для украшения только наружных стен храмов, все пространство внутри было предоставлено фрескам и иконам, которые отличались от рельефов по своим сюжетам и характеру.

Наряду с городами Владимиро-Суздальского княжества крупнейшим центром художественной жизни в XII в. был Новгород. Если владимиро-суздальское искусство отражало возрастающую мощь великокняжеской власти, то в Новгороде искусство несло более заметный отпечаток народного воздействия. Здесь вырабатывается свой особый стиль, проявившийся в суровой простоте и сдержанном величии новгородских фресок и икон.

Новгородцы находились на окраине русских земель, они постоянно сталкивались с другими народами. В них рано окрепла любовь к родному городу и к своей земле. Искусству принадлежала большая роль в упрочении этого чувства в народном сознании. Новгородские храмы были наглядным воплощением их гордого самосознания, в своей живописи новгородские мастера выражали идеалы мужества и силы характера, которые в те суровые годы были главной мерой оценки человека. Эти черты новгородского искусства наиболее ярко выразились в архитектурных образах Софийского собора и Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, в росписях храма Спаса на Нередице.

В произведениях русского искусства этого периода ясно проявляются черты общности культуры. Русские постройки XII в. отличаются от византийских и романских храмов простотой, ясностью и цельностью композиций, мягкой закругленностью форм. Все большее значение приобретает эстетическая ценность произведений искусства. Летописцы того времени непременно отмечают красоту церквей, храмов, икон, росписей, чутко угадывая совершенство подлинного искусства. Древняя Русь шла неустанно вперед, русские мастера проявляли в своих исканиях изобретательность и смелость. Здесь было то понимание величия стоящих перед искусством задач, которое могло родиться у народа с великим будущим.

Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый удар блестящему расцвету русской художественной культуры. Города были подвергнуты беспощадному разорению, связь с Балканами, Византией и Западной Европой оборвалась. Художественное творчество на Руси не прекращалось и в эти годы, но крупные начинания оказались не под силу.

В отличие от Киева, Владимира и Москвы Новгород избежал порабощения. Это помогло ему стать тем центром, где прежде всего собирались творческие силы русского народа.

В конце XIV в. в Новгороде появляется мастер, оставивший заметный след в русском искусстве, - Феофан Грек. Покинув Византию, где культура вступает в полосу упадка, Феофан находит на Руси благоприятную почву для творчества и широкое признание. Наиболее достоверным созданием Феофана являются росписи Спасо-Преображенской церкви в Новгороде. Самое сильное впечатление оставляют образы старцев. В них художник выразил трагическую сложность душевных переживаний, напряженность борьбы, внутренний разлад.

Феофан внес в живопись XIV в. страсть, движение, свободную живописную лепку. Мастера Новгорода и Москвы испытали на себе воздействие его дарования, что не помешало им искать собственные пути и решения в искусстве. В этот период работает группа русских мастеров, создавших лучшие образцы новгородской стенописи. Самыми значительными в художественном отношении являются росписи церкви Успения на Волотовом поле и церкви Федора. Стратилата (вторая половина XIV в.).

В сложении русского национального искусства после свержения монголо-татарского ига решающее значение принадлежало Москве. Отсюда начиналась упорная и успешная борьба за национальное объединение русского народа. Своего блестящего расцвета древнерусская живопись достигает в XV в. (см. Иконопись, древнерусская иконопись). Московская живопись XV в. развивалась под воздействием гениальной личности Андрея Рублева. В течение всего века она сохраняет верность лучшим традициям этого прославленного мастера (см. Андрей Рублев).

В период упрочения Московского государства, образования феодальной монархии (конец XV в.) искусство начинает служить прежде всего авторитету царской власти. В эти переломные годы в Москве работает замечательный мастер Дионисий (ок. 1440 - ок. 1506), который творчески продолжил традиции Андрея Рублева. Однако в отличие от него Дионисий был не монахом, а мирянином, и это наложило отпечаток на его творчество. В искусстве Дионисия преобладают настроения торжественной праздничности, победного ликования.

В глубокой старости Дионисий совместно с учениками расписывает храм в Ферапонтовом монастыре (1500-1502). Этот единственный известный нам памятник его монументальной живописи принадлежит к шедеврам древнерусского искусства. Дионисию и его школе принадлежит и целая группа превосходных икон, хранящихся ныне в ГТГ, в Успенском соборе Московского Кремля. Дионисий был последним среди великих живописцев Древней Руси. Его творчество замыкает золотой век древнерусской живописи.

Вторая половина XV-XVI вв. ознаменованы на Руси крупными успехами в государственном строительстве. В Москве создаются замечательные каменные шатровые храмы, начинается обширное строительство городов и монастырей. С ростом власти московского государя одной из первых задач архитектуры становится укрепление и украшение столицы и ее центра - Московского Кремля.

Возведение кремлевских соборов началось с главного, Успенского собора. Строительство его настолько привлекало внимание современников, что летопись уделила ему несколько красноречивых страниц. Для строительства главного собора Москвы был приглашен замечательный мастер из Италии Аристотель Фьораванти. Русскими мастерами были возведены Благовещенский собор Кремля, небольшая церковь Ризположения, итальянскими - Грановитая палата, колокольня «Иван Великий». Все эти сооружения объединены в удивительно цельную композицию. Постройки Московского Кремля послужили примером для всей страны.

Большими достижениями отмечено в XVI в. искусство книжной миниатюры. Во множестве богато иллюстрированных рукописей сказалось и возросшее графическое мастерство, и художественная наблюдательность по отношению к окружающей действительности - первый признак зарождения реализма.

В XVII - начале XVIII в. широкий размах приобретает в Москве художественное производство. Его средоточием служит Оружейная палата в Кремле. Сюда стягиваются лучшие мастера, здесь распределяются заказы между живописцами. Масса царских иконописцев рассматривается как армия исполнительных мастеров-ремесленников. Они используются для самых различных нужд: расписывают терема, пишут иконы, а также узоры и гербы.

Лучшие произведения, вышедшие из Оружейной палаты, - это ювелирные изделия, оклады, братины, эмали, шитые пелены и т. д. В наши дни они бережно сохраняются, экспонируются в музеях (см. Московского Кремля музеи, Ювелирное искусство).

Среди царских живописцев наиболее видное место занимает Симон Ушаков (1626-1686). Его искусство было разносторонним: он писал иконы, пробовал силы в портрете, сделал несколько гравюр. Творчество этого художника знаменует поворот русской живописи к новым путям.

В многократно повторенных изображениях «Нерукотворного Спаса» Ушаков пытался мягкой лепкой сообщить установившемуся на Руси типу «благостного Христа» человеческую красоту, земную телесность и даже материальность, что вызывало сопротивление защитников старины.

Во второй половине XVII в. в Оружейной палате наряду с иконописцами работают живописцы. Они пишут портреты, или, как их тогда называли, парсуны. Приезжие мастера - поляки, немцы, голландцы ввели новую технику письма по холсту и распространяли в Москве гравюры. Однако парсуны XVII в. даже в тех случаях, когда в них передано портретное сходство, в целом очень статичны.

В русской культуре XVII в. усиливается светское начало, возрастают потребности научного познания мира. С. Ушаков и мастера его круга близко подошли к задаче отображения зрительных впечатлений во всей их жизненности и полноте. В это время делаются попытки перспективного изображения на иконе внутренности зданий, введения светотени и портретной передачи лиц. Во всем этом сказались признаки художественного переворота, который произошел в искусстве в начале XVIII в. Только с изменением общественной жизни, государственности и культуры русское искусство в своем стремлении к реализму выйдет на новый плодотворный путь исторического развития.

Для нас древнерусское изобразительное искусство навсегда останется ценным тем, что образ человека, идеальной личности, отмеченный печатью нравственного благородства, занимал в ней центральное место.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - исторический тип ис кусства . Древнерусским называется искусств о в историческую эпоху, условно ограниченную, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (989), а с другой - рубежом XVII-XVIII вв., началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом.

Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном, или ортодоксальном, варианте (греч. orthodoxes - "правоверный, последовательный"). Памятники дохристианского, языческого искусств а почти не сохранились, и в дальнейшем об этнических традициях славянской культуры можно судить по тому, как они проявлялись в форма х , заимствованных вместе с новой религией из Византии.

Влияние западноевропейского искусств а в эту эпоху было постоянным и значительным, но оно не вступало в противоречие с византинизмом, поскольку имело с ним общие корни в культуре эллинизма. Это влияние включало древнерусское искусство в общий круг христианской культуры европейского Средневековья.

Разрыв с восточными традициями начал происходить только в тонком, поверхностном слое придворной культуры Петербурга начала XVIII в. Поэтому с полным основанием мы можем назвать древнерусское искусство X-XVII вв. оригинальным историческим типом, сложившимся и развивавшимся на основе этнических традиций славян, в заимствованных из Византии художественных форма х , в дохристианской Руси, за исключением строительства из дерева, резьбы и роспис и , архитектур ы , живопис и , скульптур ы в европейском значении этих терминов.

Летопись красочно повествует о том, как ради поиска новой веры, способной объединить разрозненные племена, князь Владимир отправил в разные страны "десять благоразумных мужей". Послы видели в "стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но без всякого величия и красоты..." В Константинополе послы увидели "богатые одежды, убранство алтарей, красоту живопис и , благоухание фимиама; сладостное пение". К этому рассказу добавляется, что послов от мусульман князь Владимир отверг, назвав запрет ислама на потребление вина "уставом безрассудным... ибо Руси есть веселие пити". Из завоеванного Херсонеса Таврического Владимир "взял два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам". Вероятно, это были произведения античного искусства, они "были поставлены" в центре Киева. В своей столице Владимир построил деревянную церковь Св. Василия (в некоторых источниках - Св. Георгия), затем каменную, "во имя Богоматери, художеством греков украшенную". Церковь получила название Десятинной, поскольку Владимир постановил брать одну десятую часть княжеских доходов на ее содержание. Эта первая в истории древнерусской архитектур ы каменная церковь разрушена в 1240 г. ханом Батыем.

Культура Киева при Ярославе Мудром (1019-1054) была во многом греческой - эллинистической и византийской, с античными статуям и на улицах, библиотекой и великолепным тринадцатиглавым храмом Св. Софии (1019-1037), возведенным по образцу Св. Софии Константинопольской.

Тысячелетняя византийская культура принесла на Русь не только письменность трудами равноапостольных Кирилла и Мефодия, но и сложившуюся технику каменного зодчества, тип крестово-купольного храма, искусств о мозаики, иконопис и , фреск и , книжной миниатюры, ювелирное дело. Но дальнейшая история русского искусств а оказалась трагически прерывной.

По определению В. О. Ключевского, история России есть история ее колонизации, постепенного заселения Восточно-Европейской равнины славянскими племенами, двигавшимися с юго-запада, со склонов Карпат. Причем эта колонизация осуществлялась переселением разрозненных племен, каждое из которых под воздействием новых условий вырабатывало свой жизненный уклад. Отсюда деление русской истории на этапы, внешне имеющие мало общего, и значительные различия в характере культуры и искусств а разных княжеств. Этой раздробленности способствовала география страны: труднопроходимые леса и болота на севере, пустынные степи на юге. Восточно-Европейская равнина имеет мало общего с природными условиями Европы. По словам Ключевского, это "врата Азии... как бы азиатский клин, вдвинутый в европейский материк и тесно связанный с Азией исторически и климатически. Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа".

Окончательный раскол церквей на западную и восточную (1054) должен был усилить изоляцию русской культуры от западноевропейской. Но, как бы наперекор этому, архитектур а и связанные с ней виды искусств а Северо-Восточной Руси XII-XIII вв. развивались в едином русле с западноевропейским романским искусством. Своеобразием, определяемым во многом тесными контактами с Западной и Северной Европой, отличается искусств о новгородской школы.

В 1523 г., в царствование московского князя Василия III (1505-1533), инок псковского монастыря Филофей сформулировал идею "Москвы - Третьего Рима", наследницы Рима второго - Константинополя, столицы Византии, павшей под ударами османской Турции в 1453 г. Московское царство было провозглашено официальным преемником не только Византии, но и всей православной христианской культуры (в отличие от "неправой", западной). Московский великий князь Иван IV Грозный (1533-1584) в 1547 г. назвал себя преемником византийских императоров и "римским кесарем" - царем (др.-русск. цѣсарь - через готск. kaisar из лат. Caesar - имя древнеримских императоров из рода Юлиев).

В анонимном сочинении "Сказание о князьях Владимирских" родословная русских князей вычислена от легендарного Пруса, брата римского императора Октавиана Августа, основателя Пруссии, оказавшегося, таким образом, предком норманнов Рюриковичей, призванных, согласно летописи, княжить на Руси. При Иване IV Московское царство, подобно двуглавому орлу на своем гербе, смотрело в обе стороны: на Запад и Восток.

Роль монголо-татарской Орды в 1243-1480 гг. была разрушительной, но со взятием в 1552 г. Иваном Грозным Казани и с присоединением Астрахани в 1556 г. Россия сама сместилась на Восток. В 1570 г. Иван Грозный лишил независимости Новгород. В то же самое время в Москве усиливались западные влияния. Еще при князе Иване III (1462-1505) в столице работали итальянские зодчие. Первым был Аристотель Фьораванти из Болоньи, в 1475-1479 гг. он построил главный храм Московского Кремля - Успенский собор. За ним последовали другие фряжские мастера (от лат. francus - "франкский") - так на Руси называли всех иностранцев.

В 1530-1532 гг. в селе Коломенском под Москвой в память о рождении у Василия III сына, будущего царя Ивана IV Грозного, возведена шатровая каменная церковь Вознесения, форма которой, как сообщала летопись, "не бывала прежде того на Руси". В этой постройке соединились черты традиционной русской архитектур ы с западноевропейскими влияниями.

Весьма существенно, что эволюции древнерусской архитектур ы присущи те же основные закономерности, что и западноевропейской. Постепенное "повышение" пропорций, переход от разветвленного силуэт а тринадцатиглавой Софии Киевской к пятиглавию владимирских и новгородских храмов и к стройной пирамидальности церкви Покрова на Нерли (1165) можно рассматривать как параллель развития западноевропейской архитектуры от романского стил я к готическому.

Начало XV в. в древнерусском искусстве называют иногда, по аналогии с западноевропейским, "русским ренессансом". Это время деятельности выдающихся живописцев Феофана Грека, создавшего шедевры в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде (1378), и Андрея Рублева (ок. 1370-1430), вместе с Феофаном работавшего в Москве (1405) и Владимире (1408). Знаменитая икона "Троица" (1426), приписываемая Рублеву, по композици и , пластике лини й и колорит у является ренессансным произведением.

Заканчивается "ренессансное" пятнадцатое столетие в русском искусстве творчеством Дионисия (ок. 1440-1503), автора росписей церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ Вологды (1502). Стиль Дионисия можно назвать древнерусским Маньеризмом. Согласно иной концепции, период Рублева - Дионисия есть "предвозрождение", а "русский ренессанс" приходится на XVII столетие - время существенных перемен во всех видах искусств а .

Новую русскую архитектур у открывают храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555-1561) и, после краткого периода "годуновского классицизма" (1598-1605), "готическая" надстройка башен Московского Кремля (1624-1625 и 1672-1686).

В архитектур е XVII в., что хорошо видно на примере московской церкви Троицы в Никитниках (1628-1653) и храмов Ярославля, усиливается живописност ь композици и . Вместо традиционных лопаток появляются пилястры с капителями, закомары сменяются кокошниками и многоярусными килевидными арками. Общая пирамидальность силуэт а сочетается с принципом "формосложения" - произвольного роста приделов, галерей, башен, глав, шатров вокруг центрального объема. К вызолоченным кровлям и расцвеченным куполам добавляется полихромный изразцовый деко р . Крутицкий терем в Москве (1693-1694) был сплошь облицован разноцветными изразцами, которые сочетались с колоннами коринфского ордера и классическими карнизами.

Показательно восприятие этого искусств а европейцами. К. Валишевский замечает, что иностранцы называли Кремль "турецким сералем ", а его башни и храм Василия Блаженного польский историк описывал следующим образом:

"Прихотливое, причудливое сочетание красо к , фор м , орнаменто в ... странное смешение архитектурны х стиле й . В этой удивительной стране, не сливающейся с Европой и презираемой Европой... часть великолепного итальянского Ренессанса, гений Фьораванти, Солари и Алевиза борется с византийскими традициями... рядом со строгой готической Германией - Индия, Византия, Италия. Китайски-головоломно расположенные постройки кажутся вставленными одна в другую. Кажется, что великий мастер создал это в минуту какого-то гениального сумасбродства ".

Известно, что Наполеон Бонапарт, вступивший в 1812 г. в Москву, назвал храм Василия Блаженного "мечетью "! Русский историк Г. П. Федотов считал композици ю этого храма "лубочны м искусство м ... архитектурно-бессмысленной идеей ", но "разрешенной с удивительным мастерством ". Он видел в архитектур е Москвы "пышный закат великого и строгого древнерусского искусства ... за лубочно й декоративностью - тяжкую мощь и грозное чудо Кремля... дух тиранов Ренессанса, последних Медичи и Валуа", ощущаемых в кремлевском дворце "под византийско-татарской тяжестью золотых одежд ". Здесь точно подмечен стилево й парадокс, так или иначе сопутствующий развитию древнерусского искусства : колебание между Западом и Востоком, Европой и Азией. Это ощущается даже в самобытном и сильном искусств е древнерусской икон ы .

Как архитектур а , мозаика и фреск а , икон а заимствована из Византии, но уже в XIII-XIV вв. древнерусская иконопис ь отличалась от византийской сочностью красок, мощью силуэтов и пластикой лини й , эмоциональностью и свободой трактовки канонической иконографи и . Западные влияния итало-критской школы на русскую икон у отмечал Н. П. Кондаков. Он писал, что, хотя древнерусская иконопис ь и является "непосредственной наследницей иконопис и греческой ", с XVI столетия она стала испытывать влияние итальянской живопис и , столь близкой в древних произведениях византийской школе ".

Иконографический анализ показывает, что русские иконописцы действительно использовали в своей работе помимо византийских "прорисей " западные гравюр ы , выполненные с алтарных картин художников ломбардской, сьенской и венецианской школ. "Розыск по делу " дьяка Ивана Висковатого (1554), высказывавшего возмущение по поводу нарушений иконописцами традиционной иконографи и , также подтверждает этот факт.

Однако сильнее оказались влияния народных ремесел: крестьянской резьбы и росписи по дереву, вышивки, искусств а деревянной и глиняной игрушки. В XII в. появилась характерная для древнерусских ико н окантовка нимбов ярко-красной киноварью. В иконопис ь стали проникать фольклорные мотив ы , натуралистические изображени я цветов и животных. Строгая каноничность изображения Ангелов и византийской Одигитрии была смягчена лирикой и нежностью древнерусского "Умиления".

Сложилась истинно русская, несколько упрощенная, но ясная и выразительная гармони я красок. Цве т в древнерусских икона х условен и символичен, но эта символичность отличается от византийской. По византийскому канону, пурпур - знак императорской власти, силы и могущества. В русских икона х киноварь, алый цве т - символ победы, торжества, радости. Желто-охристый, вместо византийского золота (хотя использовалось и золочение), символизирует свет и тепло. Синий и голубой встречаются редко, зато преимущественное значение получают " земляны е краск и ": охристые, оливково-зеленые, символизирующие позём, земную твердь, дольний мир. Особое значение придавалось дополнительности цвето в . Дополнительный к красному - зеленый - смешение желтого с синим, солнечного света с воздухом, цвет жизни и растительного царства. Дополнительный к желтому - фиолетовый, от соединения красного - цвета славы с синим небом - цвет тайны, молитвы, вознесения духа. В целом же в древнерусской иконопис и голубые, пурпурные и лиловые тон а уступают место теплым - красному, золотистой и красной охре, охристо-зеленому.

Это искусств о более земное, чем мистическое и аскетическое византийское или западное готическое. По-иному в русской икон е происходила дематериализация цвет а . В византийской иконопис и запредельный, божественный свет символизировала золотая ассистка. Русские мастера также использовали этот прием, но он не был главным. Древнерусские иконописцы и фрескисты А. Матис с , выдающийся французский живописец, мастер эмансипации цвет а , просиживал часами перед красными фонами новгородских ико н .

Вместе с архитектурой крестово-купольного храма древнерусское искусство унаследовало от Византии и принцип расположения росписе й : в куполе изображался Пантократор, в простенках барабана купола - Ангелы, пророки или двенадцать Апостолов, в конхе апсиды - Богоматерь Оранта, ниже - сцена Евхаристии и святители церкви. В парусах подкупольного пространства - четыре евангелиста, на столпах триумфальной арки, симметричн о - Архангел Гавриил и Богоматерь в сцене Благовещения Марии. На противоположной от алтаря стене - Страшный суд. По сторонам нефа - сюжет ы протоевангельского и евангельского циклов. Но, в отличие от византийских храмов с невысокой алтарной преградой, в русских церквях с XIV в. появляется высокий многоярусный иконостас.

И. Э. Грабарь назвал Россию "страной зодчих ". Действительно, памятники древнерусской архитектур ы , монастыри и храмы развертываются в пространстве с широтой и мощью, немыслимой в тесноте европейского ландшафта. В то же время, за редкими исключениями, в древнерусском искусстве не получила развития скульптур а . Обычное объяснение, что церковь не поощряла создание "идолов", оказывается недостаточным. Вероятно, исключительное чувство пространства не сопровождалось у русских мастеров "даром форм ы ".

Не случайно столь явное распространение плоскостных изображени й : вместо круглой стату и - релье ф , а также резные и расписные деревянные изделия, рельефные полихромные изразцы, вышивка, золотное шитье, басма, чеканка и "золотая наводка" по металлу. В 1610-1613 гг. при Оружейной палате в Московском Кремле были организованы мастерские, где создавались предметы царского обихода - изделия из золота и серебра, украшенные гравировко й и чернью, эмалями (финифтью), сканью, жемчугом и драгоценными камнями.

С середины XVII в. в Оружейной палате работали иконописцы под руководством Симона Ушакова (1626-1686), мастера, внедрившего в русскую иконопис ь новый западноевропейский - фряжский - стил ь .

Древнерусское искусство обладает непреходящей ценностью, имеет мировое значение. Оно сохранило духовную силу, отчасти утраченную западноевропейской постренессансной живопись ю , в которой высокое предназначение постепенно вытеснялось гедонистическим и прагматическим содержанием. Бытовые темы и эротические сюжет ы неизбежно склоняли западноевропейское изобразительное искусств о к натурализму.

Традиции древнерусского искусства , напротив, оказались способными сохранить возвышенную религиозность. С иной стороны, нельзя не заметить, что из-за особых исторических условий древнерусское искусство не достигло той степени персонализации творчества, которая дала миру Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля. Не случайно Ренессанс на Руси так и не состоялся, и большинство исследователей говорят лишь о "предвозрождении". Даже творчество А. Рублева, которого чаще всего сравнивают с титанами Итальянского Возрождения, - не столько творчество самого Рублева, сколько проявление общих черт древнерусского искусства периода его расцвета. В формальном отношении древнерусское искусство оставалось провинциальным. Отторгнутое историческими обстоятельствами, оно не было подвержено стремительной эволюции творческих методов, художественных направлений и стиле й , которая характеризовала искусств о Западной Европы. Это стало одной из причин коренного перелома, мучительного раскола русской художественной культуры на рубеже XVII-XVIII вв. Вплоть до середины XVIII в. русско е искусств о "догоняло" западноевропейское, снова, но на этот раз уже не из Византии, заимствуя готовые художественные форм ы . Это, в свою очередь, породило реакцию - поиски национального своеобразия и "собственного пути".

Древнерусское искусство.

Национальное своеобразие русской художественной культуры. Многообразие художественного наследия русского народа. Периодизация русского искусства.

Образование и расцвет Киевского государства в C-CI веках. Международные связи Киева. Принятие и распространение христианства на Руси, его роль в политическом, экономическом и культурном развитии государства. Византийские традиции и народные основы древнерусского искусства. Архитектура Киевской Руси. Крепостное зодчество Золотые ворота в Киеве. Первые каменные церкви. Собор святой Софии Киевской (1017-1037). Ее план и художественное решение, своеобразие архитектурного образа: многокупольность, пирамидальность построения. Хоры и убранство интерьера. Монументальная живопись Древнего Киева. Мозаики и фрески Софии Киевской. Светские и бытовые сюжеты, богатство орнаментов. Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. "Дмитрий Солунский" - воплощение представлений о народном воине-герое. Развитие иконописи на Руси. Византийская икона "Владимирская Богоматерь", ее место и роль в русской художественной культуре. Распад Киевской Руси на независимые феодальные княжества. Формирование и развитие местных художественных школ, сочетание в них художественных традиций древнего Киева с местными особенностями.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества CII-CIII веков. Особенности экономического и политического устройства Владимиро-Суздальского княжества. Архитектурное своеобразие каменного зодчества Владимира.. Черты византийской и романской архитектуры в соборах Владимира. Успенский собор (1158-1161), особенности планировки и архитектурного решения. Развитие типа одноглавого четырехстолпного храма. Церковь Покрова на Нерли (1165). Планировка, характеристика архитектурного образа, декор. Связь архитектуры с пейзажем - характерная особенность древнерусского зодчества. Крепостное строительство: "Золотые ворота" (1164). Ансамбль в Боголюбово (1165-1168) - древнейший пример русского дворцового зодчества. Княжеский Дмитриевский собор (1194-1197). Сочетание конструктивного и декоративного начала в Дмитриевском соборе. связь его рельефов с народным искусством. Религиозная тематика и языческие мотивы в скульптурном декоре. Художественное своеобразие владимиро-суздальской иконы, монументальность образов (Ярославская Оранта, Дмитрий Солунский и др.). Изысканность и утонченность цветовой гаммы.

Искусство Новгорода в CI-CIII веках. Общественный строй в Новгороде, образование феодально-аристократической республики. Своеобразие новгородской культуры. Простота, сила и суровость - характерные черты новгородского искусства. Новгородский Кремль. Собор святой Софии Новгородской (середина CI в.). Особенности архитектурного решения. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119-1140). Особенности развития небольшого четырехстолпного однокупольного храма. Церковь Спаса Нередицы (1198). Монументальная живопись Софии Новгородской, ее особенности. Развитие и переосмысление византийских художественных традиций русскими мастерами. Принцип расположения на плоскости стены, стремление к большей повествовательности, жизненная достоверность сцен и образов, Особенности колорита. Новгородская школа иконописи и ее особенности. Лаконизм и монументальность решений, строгость и простота образов, звучность и чистота колорита.

Искусство Древней Руси в период татаро-монгольского завоевания. Борьба Новгорода с немецкими рыцарями. Экономический расцвет Новгорода в конце CIII-CIU веках. Обострение социальных противоречий, развитие ересей. Формирование городской культуры. Роль купцов и посадских людей в формировании архитектурного облика города. Церковь Успения на Волотовом поле (1352). Новый тип церковной архитектуры с восьмискатным перекрытием (вторая половина CIU в.). Церкви Федора Стратилата (1361) и Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Гражданская архитектура Новгорода.

Политический строй Пскова в CIU-CU веках. Расцвет архитектуры. Четырехстолпные и бесстолпные храмы Пскова. Церковь Василия на Горке (1413). Ступенчатая конструкция сводов. Псковские звонницы. Гражданская архитектура Пскова..

Живопись Новгорода и Пскова в CIU-CU веках. Расцвет монументальной живописи. Фрески церкви Успения на Волотовом поле, черты реализма, теплота и одухотворенность образов, стремительное движение. Широкая и смелая живописная манера, особенности колористического решения. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378), повышенная эмоциональность и экспрессивность образов Феофана Грека, лаконизм композиционного и колористического решения, свобода и виртуозность рисунка и живописного мазка. Влияние творчества Феофана Грека на дальнейшее развитие русского национального искусства. Новгородская иконопись, фольклорный характер, усиление повествовательности, отражение исторических событий. Особенности колорита. Псковская иконопись, ее связь с новгородской школой и своеобразие трактовки образов и колорита.

Искусство Москвы в CIU CU1 веках. Ведущая роль Москвы в борьбе с татаро-монголами и в образовании русского централизованного государства в конце CU века. Общенародный подъем и рост национального сознания, формирование общерусской культуры и искусства. Центральная роль московской художественной школы.

Архитектура. Связь с владимиро-суздальскими традициями. Создание нового типа московского храма. Успенский собор в Звенигороде (ок.1399). Собор Андроникова монастыря в Москве (1410-1427). Строительство и перестройка Московского Кремля. Архитектурный ансамбль Соборной площади. Успенский собор (1475-1479), история строительства и значение в жизни русского государства. Использование Аристотелем Фьораванти традиций новгородской и владимирской архитектуры. "Палатный" характер архитектурного образа (монолитность объема, новое решение внутреннего пространства). Благовещенский собор (1484-1489), его назначение, особенности композиции и декора. Архангельский собор (1505-1509) Алевиза Нового. Характеристика архитектурного образа, ренессансные влияния в оформлении фасадов собора. Использование русской традиции в решении интерьера. Грановитая палата (1487-1491) Марко Руффо и Пьетро Солари. Новая форма конструкции, огромное внутреннее пространство, декоративное решение фасада. Колокольня Ивана Великого и ее роль в архитектурном ансамбле Кремля.

Живопись. Основные характерные черты московской художественной школы. Развитие и идейно-композиционное значение иконостаса на Руси. Основные чины русского иконостаса. Работы Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля. Иконы Деисусного чина. "Донская Богоматерь", "Преображение". Творчество Андрея Рублева (ок.1370-ок.1430) - величайшего художника Древней Руси. Гуманизм Рублева, одухотворенность его образов, совершенство композиции, богатство и звучность цветовой гаммы его произведений. Монументальная живопись, иконы, миниатюра (работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, в Успенском соборе города Владимира, в церкви Успения в Звенигороде, миниатюры Евангелия Хитрово). "Троица" - идеи единения, мира, любви. Значение творчества Андрея Рублева в развитии русской культуры. Творчество Дионисия (ок.1440-ок.1506), главы Московской живописной школы второй половины CU века. Преломление византийских традиций и достижений русских художников, прежде всего, Андрея Рублева, в иконописи и монументальной живописи (фрески Ферапонтова монастыря) Дионисия. Торжественность, праздничность и изысканность живописной системы Дионисия.

Русское искусство CUI века. Быстрый экономический и политический рост Русского государства. Дальнейший расцвет русской художественной культуры. Каменное строительство Москвы. Оборонительные сооружения. Радиально-кольцевая планировка города. Строительство монастырей-крепостей в Москве и за ее пределами. Художественное значение крепостных сооружений CUI века. Создание нового типа башнеобразного храма-памятника. Связь каменного зодчества с деревянной архитектурой. Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Динамичность архитектурного решения, связь с пейзажем. Воплощение идеи величия и силы в архитектурном образе церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1547). Собор Василия Блаженного (1554-1560)- новый тип мемориального храма. Архитекторы Барма и Постник. Отход от традиций культового зодчества, композиционные особенности, декоративное решение. Живопись. Появление новых тем, повествовательный характер, обращение к притчам и т.п. Интерес к сложным аллегорическим композициям. Икона "Церковь воинствующая" - памятник победы над Казанским Ханством. Появление светских мотивов в иконе и миниатюре. Строгановская школа живописи (конец CUI-начало CUII веков). Многофигурность, миниатюрный характер, орнаментальность и декоративность строгановских икон. Значение искусства CUI века для дальнейшего развития русского искусства.

Русское искусство CUII века. CUII век - последний этап русского феодального средневековья. Национальный подъем, рост активности народных масс, Польско-шведская интервенция и борьба с нею, обострение классовых противоречий. Крестьянские войны под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина. Рост ремесла и развитие торговли. Своеобразие культуры 17 века. Возрастающее значение светского начала в искусстве, усиление роли народных художественных традиций, декоративность, красочность, праздничность произведений искусства. Оружейная палата и ее роль в развитии русского искусства CUII века.

Создание общенациональной архитектурной школы. Три периода развития архитектуры в CUII веке, их особенности. Шатер в русской архитектуре CUII века. Русская гражданская и крепостная архитектура. Теремной дворец в Московском Кремле. Распространение светских архитектурных форм на церковное зодчество, светский характер декоративности и пышности архитектурных решений. Монастырские трапезные залы. Новое решение пространства, особенности декоративного убранства. Зодчество Ярославля. Архитектура Москвы конца CUII века. "Нарышкинский стиль". Церковь Покрова в Филях. Колокольня Новодевичьего монастыря. Смешанный характер архитектуры. Крутицкий теремок. Строгановская церковь Рождества Богоматери в Нижнем Новгороде. Сухарева башня - пример светской архитектуры этого периода. Постепенное преодоление отрыва русского зодчества от архитектуры Западной Европы, разнообразие типов и образов архитектурных сооружений.

Изразцы и белокаменная резьба в древнерусской архитектуре и интерьере. Изменение композиций и цветового решения в изразцах в зависимости от эпохи. Расцвет производства изразцов. Техника изготовления.

Живопись. Постепенный отход от иконописных традиций, попытки реалистического отображения действительности. Освоение живописного пространства, привнесение в иконопись элементов линейной и воздушной перспективы, светотени, Изображение реальной архитектуры, реального пейзажа. Московская школа живописи и ее связь с живописными приемами строгановской школы. Творчество Симона Ушакова (1626-1686). Его деятельность в Оружейной палате. Эстетические взгляды и теоретические труды Симона Ушакова. Новые приемы реалистической трактовки образов, применение светотеневой лепки объема. Икона "Насаждение древа государства Российского", ее идейно-политический смысл.. Значение творчества Симона Ушакова как художника переходного периода. "Парсуны" - первые портретные изображения в русской живописи. Усиление светских и реалистических тенденций в живописи второй половины - конца CUII века. Монументальная живопись. Основные черты. Фрески Ярославля. Светский характер трактовки религиозных сюжетов, изображение деятельности человека, животных, природы, архитектуры. Исторические сказочные сюжеты, Декоративно-орнаментальное, "ковровое" композиционное решение росписей.

Русский лубок.

Прикладное искусство Древней Руси, тесная связь его с народным творчеством. Большое разнообразие отраслей прикладного искусства.

Русское искусство CUIII века.

Экономическое положение России начала CUIII века. Образование Российской империи. Преобразования Петра I и их значение для России. Развитие международных экономических, торговых и культурных связей России со странами Западной Европы. Быстрые успехи нового искусства, подготовленные достижениями предшествующей русской художественной культуры. Становление реализма в русском искусстве, светский характер русской художественной культуры CUIII века, вхождение русской культуры в общеевропейский художественный процесс. Национальное своеобразие и особенности развития русского искусства. Периодизация русского искусства CUIII века.

Искусство Петровского времени. Архитектура Новое решение градостроительных проблем. Основание и строительство Петербурга. Планировка города, регулирование жилищного строительства. Загородные дворцы. Преимущественное развитие гражданской архитектуры. Отсутствие единого стиля в архитектуре этого периода при преобладании барокко. Значение иностранных мастеров в развитии русской архитектуры и роль русских национальных традиций в формировании их творчества. Московская архитектура начала CUIII века и ее характерные особенности. И.П.Зарудный (конец CUII века-1727) - Меншикова башня в Москве. Архитектура Петербурга. Деятельность Д.Трезини (1670-1634). Петропавловский собор, особенности планировки, архитектурная композиция, особенности интерьера. Здание Двенадцати коллегий. Летний дворец Петра I.

Пути развития русской живописи первой четверти CUIII века. Утверждение реализма в живописи, графике и скульптуре. Рождение русского портрета, связь с парсуной. Особенности освоения русскими живописцами нового художественного метода. Портреты "Преображенской серии". Проблема ученичества в русском искусстве. Иностранные мастера в России. Портрет и пейзаж в их творчестве. Художники - пенсионеры Петра I. Творчество И.М Никитина (ок. 1690-после 1742) - новый этап в развитии портретной живописи. Связь ранних портретов с парсуной (портрет царевны Натальи Алексеевны, портрет царевны Прасковьи Иоанновны), высокое профессиональное мастерство портретов 1720-х годов (портрет канцлера Г.И.Головкина, портрет напольного гетмана, "Петр I на смертном ложе").

Скульптура. Становление скульптуры как особого вида искусства. Творчество Б.К.Растрелли (1675-1744) и его значение для развития скульптуры в России. Портреты Растрелли, статуя Анны Иоанновны с арапчонком, конная статуя Петра I. Черты барокко в его произведениях. Монументализация и героизация образов, большое мастерство в передаче характеров, совершенство техники.

Искусство середины CUIII века. Национальный подъем художественной культуры. Роль М.В.Ломоносова в развитии русского просвещения и искусства. Расцвет русского барокко и рококо. Особенности развития этих стилей в России, их национальное своеобразие. Приоритетное значение архитектуры среди других искусств. Синтез искусств в художественной культуре середины CUIII века. Преобладание в архитектуре дворцов и загородных резиденций. Ярко выраженный "дворцовый" характер религиозных сооружений. Ф.Б.Растрелли (1700-1771) - создатель нового типа дворца в русском зодчестве, блестящий мастер дворцового ансамбля. Синтез искусств в его произведениях. Особенности пространственных композиций Растрелли. Использование традиций русской архитектуры. Цветовая насыщенность и пышность фасадов и интерьеров, органическая связь архитектуры с парковым ландшафтом. Основные сооружения Растрелли: Зимний дворец, собор Смольного монастыря, загородные дворцы в Петергофе и Царском селе. Парковое строительство Растрелли, роль его творчества для развития русской архитектуры. Своеобразие и специфика московской архитектуры середины CUIII века. Д.В.Ухтомский (1719-1779) и его роль в сложении московской архитектурной школы.

Живопись середины CUIII века. Камерный и парадный портрет в творчестве И.Я.Вишнякова (1699-1761), А.П.Антропова (1716-1795) и И.П.Аргунова (1729-1802).

Искусство второй половины CUIIIвека. Сложность и противоречивость исторического развития России этого периода. Социальные потрясения. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Влияние народных восстаний на дворянскую культуру и процесс ее демократизации. Значение Великой французской революции для развития русской прогрессивной мысли. Русское просветительство. Критика крепостничества, революционные идеи А.Н.Радищева и их влияние на развитие русской художественной культуры. Централизованная государственная политика в области искусства. Основание Академии художеств. Первые профессора и ученики Академии. Основы академического преподавания и характеристика отдельных этапов обучения. Иерархия жанров, утверждение канонов. Просветительские идеалы в эстетике классицизма. Национальное и историческое своеобразие классицизма в России.

Периодизация классицизма. Ранний классицизм. Гражданские идеалы в изобразительном искусстве (1760-середина 1780-х гг.). Строительство общественных сооружений (Ж.Б.Валлен Деламот, А.Ф.Кокоринов.) Здание Академии художеств). барокко в раннем классицизме. Зрелый (строгий) классицизм (вторая половина 1780-х - 1790-е гг.). Строгость и пластическая определенность художественного языка, культ античности, обращение к творческому наследию А.Палладио. Преобладание дворцового и усадебного строительства. Таврическмй дворец И.Е.Старова. Творчество Дж.Кваренги (Ассигнационный банк, театр Эрмитаж, Смольный институт, Александровский дворец в Царском селе), монументальность форм, остро развитие чувство объема и массы, архитектоника, лаконичная строгость его построек. Палладианство в творчестве Ч.Камерона. Безупречная строгость и утонченное изящество, конструктивная логичность и ясность, камерность и поэтичность архитектурных образов Камерона. Агатовые комнаты и Камеронова галерея в Царском селе, дворец и храм Дружбы в Павловске. Архитектурный декор и изысканное цветовое решение интерьеров. Рокайльные мотивы в творчестве Камерона

Московская архитектура. Идейно-художественная основа творчества, смелость и грандиозность замыслов В.И.Баженова (1737-1799). Проект Кремлевского ансамбля и Кремлевского дворца. Смелость и необычный характер решения. Особенности пространственно-плановой композиции. "Готические" мотивы в ансамбле в Царицыно. Неповторимость архитектурного облика сооружений Баженова (Пашков дом). М.Ф.Казаков (1738-1812) - крупнейший мастер московской архитектурной школы. Его роль в формировании архитектурного облика Москвы конца CUIII века. Здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Дворянского собрания, здание Университета, Голицынская больница, Петровский дворец, постройки в Царицыно. Значение творчества Казакова для дальнейшего развития русской архитектуры.

Жанровая структура скульптуры классицизма. Э.М.Фальконе (1716-1791). Памятник Петру I в Петербурге ("Медный всадник"), место памятника в городском ансамбле, характер образного, композиционного и пластического решения. Творчество М.И.Козловского (1753-1802). Героическая тематика. Переосмысление античных традиций. Памятник А.В.Суворову на Марсовом поле в Петербурге. Аллегорическая и историческая скульптура Козловского. Выражение в скульптурных образах Козловского идей мощи России, героической силы, ума и воинской доблести русского народа. Творчество И.П.Прокофьева и Ф.Г.Гордеева. Ф.И.Шубин (1740-1805) - крупнейший портретист CUIII века. Богатство душевных характеристик, индивидуальное и социально-типическое в портретных бюстах мастера. Многогранность портретных образов, разнообразие композиционного решения, богатство пластического языка. Мемориальная скульптура. Творчество И.П.Мартоса (1754-1835).

Становление классицизма в русской живописи. Жанровое многообразие живописи второй половины CUIII века. Историческая живопись. А.П.Лосенко (1737-1773)-родоначальник русской исторической живописи. Мифологические, библейские и исторические темы в его творчестве. Обращение к русской средневековой истории. Особенности живописной системы Этюды натурщиков, рисунки художника. Историческая живопись Г.И Угрюмова (1764-1823). Угрюмов - педагог.

Расцвет русской портретной живописи. Новое, более сложное понимание личности, новое представление о человеческом идеале. Интерес к внутреннему, духовному миру человека. Типологическое разнообразие портрета. Развитие интимного портрета в живописи Ф.С.Рокотова (1735?-1808). Рокайльные черты в его творчестве. Яркость и убедительность индивидуальных характеристик, теплота и трепетность лирическая глубина, созерцательная чувствительность портретных образов. Особенность композиционных решений, живописной манеры и изысканность колорита. Эволюция портретных форм в творчестве Д.Г.Левицкого (1735-1822), выразителя идей передовых представителей российского дворянства. Многогранность и высокое мастерство творчества Левицкого. Объективность характеристик, композиционное многообразие, мастерство живописной техники, богатство и сочность цветовой гаммы в портретах Левицкого. Сентиментализм в творчестве В.Л.Боровиковского (1757-1826). Простота, проявление чувствительности, поэтичность, элегическая мечтательность образов. Введение пейзажа в портрет. Особенности композиции, мягкость и нежность колорита. Камерные и парадные портреты Боровиковского. Значение творчества Боровиковского для дальнейшего развития русского искусства.

Бытовой жанр в русском искусстве CUIII века. Особенности развития. И.Фирсов и его картина "Юный живописец". Многофигурные жанровые композиции М.Шибанова (?-после 1789), национальное своеобразие его творчества. Монументальность в изображении русских крестьян, внимание к народным обычаям и костюмам в жанровой живописи Шибанова. Жанровые акварели И.А.Ерменева (1749-после 1792), серия "Нищие".

Пейзажная живопись CUIII века. Городской пейзаж в творчестве Ф.Я.Алексеева (1754-1824), ориентация на ведуты, пространственная глубина и панорамный характер, сдержанный холодный колорит, элементы жанра. Ландшафтный декоративный пейзаж пригородов Петербурга в творчестве Сем.Ф.Щедрина (1745-1804).

Значение искусства CUIII века для развития русского искусства.