Сочинение по рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой. Виктор петрович астафьев конь с розовой гривой рассказы

/ / / «Конь с розовой гривой»

Дата создания: 1963.

Жанр: рассказ.

Тема: становление личности.

Идея: жить нужно по совести.

Проблематика. Прощение действует на человека сильнее наказания.

Основные герои: Витька; его бабушка.

Сюжет. Бабушка послала Витьку за земляникой, пообещав ему, если он заполнит туесок ягодами доверху, она продаст их в городе и купит ему пряник в виде коня с гривой и копытами. Обещание пряника очень вдохновило Витьку. Пряничный конь возвышал его обладателя в глазах деревенских мальчишек и был желанным для каждого из них.

И вот вместе с соседскими детьми мальчик отправляется по ягоды. Отец этих ребят был лесозаготовщиком.Звали его на деревне Левонтием. Левонтий два раза в месяц приносил деньги, и в эти дни в его доме был настоящее пиршество, а жена лесозаготовщика занималась раздачей долгов по селу. Витьку в их доме принимали охотно, и во время пиров он рвался к соседям, но бабушка его осаживала, не желая, по ее словам, чтобы внук "объедал пролетариев". На самом деле она просто недолюбливала эту безалаберную семью. Деньги на пирах быстро кончались, и жена Левонтия Васена вновь влезала в долги.

Семья Левонтия была очень бедной. Двор у них был пустой, без всякого хозяйства, даже в баню они ходили к соседям. Регулярно по весне они огораживали дом плохоньким тыном, а по осени изводили его на растопку. Бабушкины упреки в бесхозяйственности бывший флотский Левонтий отметал возвышенным постулатом о своей любви к "слободе".

Со всем выводком левонтьевского гнезда Витька и отправился на увал за земляникой. Когда у него было набрано уже несколько стаканов ягоды, левонтьевские "орлы" передрались из-за того, что старший подметил, как другие съедают землянику, а не собирают ее в посуду. В итоге все ягоды рассыпали и съели, а после того собрались на речку. И вдруг обнаружили, что у Витьки есть земляника. Санька левонтьевский подначивал Витьку высыпать землянику, он, чтобы не показаться жадным, высыпал, и землянику его съели. После этого всей гурьбой двинулись к реке.

О своем пустом туеске Витька вспомнил только перед возвращением домой, уже к вечеру. Стыдно было идти к бабушке без ягод, да и опасался он ее гнева: бабушка строгая, не соседка Васена. Подучил его, как обмануть бабушку, опять же левонтьевский Санька. Витька заполнил туесок травой, прикрыл ее сверху горсткой ягод, и принес бабушке туесок такого содержания.

Бабушка расточала внуку похвалы, не стала ягоды пересыпать, чтобы в этом туеске и отвезти в город. Витька поведал обо всем Саньке, а тот за молчание заставил его принести калач. Одного калача шантажисту было мало, и Витька носил калачи до полного насыщения Саньки. Спал мальчишка после содеянного плохо, его угнетали обман бабушки и кража калачей. Витька принял решение сознаться во всех грехах утром.

Но утром он проспал бабушкин отъезд. Витьке хотелось убежать к дедушке на заимку, под защиту, но заимка была далеко. Не зная, куда себя деть, он отправился на рыбалку с Санькой. Спустя какое-то время Витька увидел, как из-за мыса выплывает большая лодка, а в ней рассерженная бабушка показывает ему кулак.

Только с наступлением вечера Витька решился прийти домой, он затаился в кладовке, где была сооружена на лето постель из половиков. На этой постели Витька страдал от жалости к себе и думал про маму. Она тоже торговала ягодами в городе. Один раз лодка была так перегружена, что перевернулась. Утонувшую маму долго не могли найти. Витька помнил, как изводилась бабушка, пока тело мамы не обнаружили.

Когда мальчик проснулся, к нему заглянул дедушка, вернувшийся с заимки. По настоянию деда, Витька испросил у бабушки прощения. А бабушка, закончив срамить и обличать внука, усадила его за стол, а между тем продолжала "давить" на его совесть. Осознав, в какой бездну он свалился в своем плутовстве, и не зная, как вернуться оттуда, Витька отчаянно заревел. А когда пришел в себя и поднял голову, перед газами его на скобленом столе лежал белый пряничный конь с розовой гривой.

И до конца жизни не мог он забыть того бабушкиного пряника.

Отзыв о произведении. Очень назидательная история. Дает понять, что все тайное становится явным. Угрызения совести оказались тяжким наказанием для героя, а прощение бабушки помнилось всю жизнь.

Краткий пересказ «Конь с розовой гривой» напомнит о чем написал Астафьев в своем автобиографическом рассказе.

Пересказ рассказа «Конь с розовой гривой»

Повествование в рассказе ведется от лица Витьки. Автор вспоминает случай из своей жизни, который произошел, когда он был еще мальчиком. После смерти родителей жил он с бабушкой в селе. Однажды бабушка отправила его в лес за земляникой, пообещав, что если он наберет полный туесок ягод, то она привезет ему из города пряник в виде коня с розовой гривой. О таком прянике мечтали все мальчишки в деревне, и конечно же, автор решил без ягод из леса не возвращаться.

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. В такие дни Витька всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», - говорила она. У Левонтия Витку охотно принимали и жалели как сироту. Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.

Когда герой уже набрал несколько стаканов земляники, между детьми Левонтия завязалась драка – старший сын заметил, что остальные не собирают землянику, а едят ее. Во время драки они рассыпали и ту землянику, которую уже успели собрать, а потом решили отправится на речку. И тут они заметили, что у героя еще осталась земляника, тут же подговорив и его съесть все ягоды, что он и сделал. Мальчику было жалко ягод, но напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята весь день провели гуляя. Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметив обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.
Витька хотел дождаться утра и рассказать бабушке правду. Но проснулся, когда бабушка уже уехала на базар. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.

Проснулся Витька от первых лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка каждому, кто наведывался к ним, рассказывала, как продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним пряничного коня с розовой гривой, приговаривая, чтобы он больше никогда ее не обманывал.

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

Краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой» для читательского дневника лучше немного сократить. Вот пример:

Деревенский мальчик Витька мечтает о прянике в виде коня с розовой гривой. Он отправляется собирать землянику,ведь бабушка обещает ему за это пряничного коня. Мальчик не сдержался и съел всю корзину ягод,которые насобирал. Потом он схитрил и положил траву в корзину, насобирал немножко ягод и накрыл ими траву. Всё время его мучила совесть и он хотел рассказать бабушке, но не успел.

Бабушка утром отправилась на базар, а внука мучила совесть и страх, что будет, когда обман раскроется. От стыда мальчик не хотел идти домой. Бабушка тем временем уже рассказала о мошеничестве внука. Когда он пришёл бабушка, расстроилась, отругала мальчика, но все-таки купила ему пряник — коня с розовой гривой.

Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», - говорила она. У Левонтия меня охотно принимали и жалели как сироту. Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.

Жило левонтьевское семейство бедно. Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».

С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой. Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку - старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.

О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» я и принёс домой.

Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала - решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач - как плату за молчание. Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью я не спал, мучился - и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

Проснувшись, я обнаружил, что проспал - бабушка уже уехала в город. Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.

Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.

Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».

А коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

Астафьев Виктор Петрович

Конь с розовой гривой

Виктор Астафьев

Конь с розовой гривой

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Конем, баба?

Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, - Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня - жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Да стой ты, чумовая! - окликала ее бабушка. - Сосчитать ведь надо.

Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот состоял, кажется, из десятки. Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк.

Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! напускалась бабушка на соседку. - Мне рупь, другому рупь! Что же это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и укатывалась.

Передала ведь!

Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами - ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас, натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.

В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях, - он когда-то был моряком.

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез...

Семейство утихло, внимая голосу родителя, впитывая очень складную и жалостную песню. Село наше, кроме улиц, посадов и переулков, скроено и сложено еще и попесенно - у всякой семьи, у фамилии была, коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни. Я и поныне, как вспомню песню, - так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясенности. Дрожит, сжимается сердце от песни: . И как забыть фокинскую, душу рвущую: , или дяди моего любимую: , или в память о маме-покойнице, поющуюся до сих пор: Да где же все и всех-то упомнишь? Деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая.

Но все наши песни скользом пролетали над крышей поселенца дяди Левонтия - ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства, и вот на тебе, дрогнули левонтьевские орлы, должно быть, капля-другая моряцкой, бродяжьей крови путалась в жилах детей, и она-то размыла их стойкость, и когда дети были сыты, не дрались и ничего не истребляли, можно было слышать, как в разбитые окна, и распахнутые двери выплескивается дружный хор:

Сидит она, тоскует

Все ночи напролет

И песенку такую

О родине поет:

На родине моей,

Живут, растут подруги

И нет совсем людей...>

Дядя Левонтий подбуровливал песню басом, добавлял в нее рокоту, и оттого и песня, и ребята, и сам он как бы менялись обликом, красивше и сплоченней делались, и текла тогда река жизни в этом доме покойным, ровным руслом. Тетка Васеня, непереносимой чувствительности человек, оросив лицо и грудь слезьми, подвывая в старый прожженный фартук, высказывалась насчет безответственности человеческой - сгреб вот какой-то пьяный охламон облизьянку, утащил ее с родины невесть зачем и на че? А она вот, бедная, сидит и тоскует все ночи напролет... И, вскинувшись, вдруг впивалась мокрыми глазами в супруга - да уж не он ли, странствуя по белу свету, утворил это черно дело?! Не он ли свистнул облизьянку? Он ведь пьяный не ведает, чего творит!

Дядя Левонтий, покаянно принимающий все грехи, какие только возможно навесить на пьяного человека, морщил лоб, тужась понять: когда и зачем он увез из Африки обезьяну? И, коли увез, умыкнул животную, то куда она впоследствии делась?

Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это постепенно исчезало в утробе русской печи, раскорячившейся посреди избы.

Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо всем ихнем заведенье:

Зато как тятька шурунет нас - бегишь и не запнешша.

Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, в бязевой рубахе, вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя Левонтий благодушно почесывался.

Я, Петровна, слободу люблю! - и обводил рукою вокруг себя:

Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!

Дядя Левонтий любил море, а я любил его. Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору. Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед.

Нечего куски выглядывать, - гремела она. - Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане.

Главный герой рассказа «Конь с розовой гривой» — деревенский парнишка, сирота, живущий у бабушки с дедушкой. Однажды бабушка отправила его с соседскими ребятишками собирать раннюю землянику. Она пообещала, что продаст эту землянику в городе и купит на вырученные деньги внуку красивый пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Ребята отправились за земляникой, но ее было еще мало, и дети не утерпели и съели всю собранную ягоду. Соседские мальчишки подговорили главного героя рассказа набить в туесок травы, а сверху насыпать ягод. Так он и сделал.

А бабушка не стала пересыпать ягоды из туеска и так и повезла их в город. Весь вечер накануне и ночью парнишка хотел признаться бабушке в своей хитрости, но так и не решился.

Бабушка воспитывала внука в строгости, и когда он увидел лодку, в которой бабушка возвращалась из города, то убежал на другой край деревни и до позднего вечера не приходил домой. Но утром мальчик пошел к бабушке и попросил прощения за свой поступок, а бабушка высказала ему все, что думает о таком поведении внука. Но самым удивительным было то, что в конце этой истории бабушка достала и вручила мальчику замечательный пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Белый конь с розовой гривой» состоит в том, что обманывать – это плохо. Особенно нельзя обманывать и подводить близких людей. Герой рассказа вручил бабушке туесок, в котором вместо земляники была трава, а бабушка из-за этого попала в неловкую ситуацию в городе.

Рассказ «Белый конь с розовой гривой» учит доводить любое начатое дело до конца. Уж если согласился идти собирать ягоды, то собери полный туесок. А хитрить и обманывать родных людей нельзя никоим образом.

В рассказе «Белый конь с розовой гривой» мне понравилась бабушка главного героя, которая воспитывала внука в строгости, в отличие от дедушки, который порой баловал мальчика. Бабушка хоть и отчитала внука за его неблаговидный поступок, но все-таки вручила ему обещанный пряник, и мальчик на всю жизнь запомнил доброту и справедливость своей бабушки.

Какие пословицы подходят к рассказу «Белый конь с розовой гривой»?

Кто в чем сплошает, за то и отвечает.
Обманом много не наторгуешь.
Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.