Сливная яма из покрышек своими руками — подробный инструктаж. Как устроить септик из покрышек своими руками: пошаговая инструкция Сделать трубу для заезда из покрышек

Канализация – один из наиболее важных элементов частного дома, который поможет обеспечить комфортную жизнедеятельность жильцов. В то время как владельцы квартир решают данную проблему, просто подключаясь к центральной канализационной сети, то дачникам или владельцам частного дома приходится своими руками обустраивать систему канализации из покрышек. Это простой и недорогой вариант обустройства частного участка.

Сооружение выглядит как резервуар, состоящий из двух или трех камер, цель которого – сбор, отстаивание и фильтрация отходов, что обеспечивается благодаря специальным бактериям.

Как правило, вся жидкость, попавшая в септик из покрышек, очищается на 97-98%, согласно нормам СанПина. Владельцам домов не придется тратить много денег для создания подобной конструкции, поскольку в качестве материалов прекрасно подойдут изношенные покрышки.

В данной статье вы сможете узнать, как грамотно из покрышек соорудить качественную канализацию.

Правила постройки конструкции

Слишком далеко расположение резервуара от дома тоже плохой вариант. Это значительно увеличит денежные расходы на постройку сооружения.

Как правило, для внешней части канализации требуется как минимум один смотровой колодец. В том случае если трубопровод будет длиннее 25 метров, придется добавлять дополнительные колодцы.

При слишком длинном водопроводе велика вероятность, что внутри часто будут образовываться засоры. Следует учитывать это даже при том, что будет установлен специальный насос, который позволит устранять сточные воды из канализации.

Варианты отстойника из покрышек

Выбор сооружения осуществляется в зависимости от того, как много сточных вод будет выходить из жилой постройки. Если на участке проживает немного людей, им будет достаточно самого простого варианта.

Смотреть видео

Семье, в которую входит более четырех человек, такой вариант не подойдет, поскольку он быстро станет непригоден из-за чрезмерной нагрузки. Поэтому специалисты рекомендуют рассмотреть вариант с двумя колодцами.

Отстойник с фильтрующей системой

Это недорогой вариант канализации. Чтобы соорудить его, потребуется вырыть яму под котлован, обустроить дно и положить вниз шины. Следует учитывать, что такой септик нежелательно строить рядом со зданиями или погребами.
Лучше отдавать предпочтение колесам от крупного транспорта с широким диаметром, поскольку они вмещают больше отходов и увеличивают рабочие возможности канализации.
Принцип работы такого септика несложен:

  1. отходы перетекают по канализационной трубе в колодец через сток;
  2. та часть стоков, которая не растворяется, не попадает в грунт и остается на слое из щебня;
  3. очищенная жидкость впитывается в землю через водосток.

Преимуществом данной конструкции выступает и то, что она не требует больших расходов на постройку, а также не вредит окружающей среде, что делает ее привлекательной в сравнении с другими вариантами.

Основная суть конструкции – вода проходит по трубопроводу, минуя загрязненное илом дно. Однако труба быстро засоряется этим же илом и поэтому она недолговечна.

Материалы и инструменты, необходимые для строительства канализации из покрышек

В том случае если владелец частного участка не может позволить себе установку дорогостоящей канализации, он может прекрасно справиться с этой задачей, используя подручные материалы, которые, как правило, имеются в наличии у любого домашнего мастера. Для устройства септика отлично подойдет старая автомобильная резина или покрышки.

Этот материал не так сложно найти, он имеется в наличии на предприятиях, которые списывают покрышки и шины за ненадобностью. Кроме того, можно найти в интернете объявления частных лиц. Самый оптимальный вариант – обратиться на шиномонтажную станцию. Там старых шин от различных автомобилей будет в избытке, и владелец сервиса может отдать сильно изношенные покрышки бесплатно, тем самым сэкономив на их утилизации.

При этом все же важно учитывать несколько основных правил, которые помогут правильно построить выгребную яму или септик в частном доме. Нужно тщательно отнестись к герметизации всех стыков и швов между колесами, чтобы не допустить попадание сточных вод в землю.
Стоит заранее определиться с видом конструкции и местом ее локализации.

Расположение канализации должно отвечать всем нормам, ранее указанным в статье. Так же сама конструкция должна быть установлена ниже уровня промерзания грунта.

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих мастерить автономную канализацию самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрация стоков. Устройство и монтаж конструкции очень прост, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

  • Выбор места под выгребную яму
    • Вывод канализационной трубы

Устройство и принцип действия отстойника

Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.


Возможно два варианта организации сливной ямы: 1 – поглощающий колодец без дна, предназначенный для переработки и утилизации серых стоков и осветленной воды, прошедшей обработку в септике, 2 – герметичный накопительный резервуар, устраиваемый для сбора смешанных или коричневых сточных масс. Оба способа просты и доступны в реализации

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.


В верхней части «башни» из автопокрышек предусмотрен ввод канализационного трубопровода. Все сооружение накрывается крышкой, которая препятствует распространению неприятного запаха и засорению ямы

Принцип работы поглощающей ямы:

  • Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  • Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  • Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  • Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.
  • Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.




    Часть сточных вод подвергается двойной чистке – не осевшие на дно взвеси отфильтровуются дренажной трубой и проходят доочистку в песчано-гравийной засыпке

    Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

    Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

    Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  • Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  • Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.
  • Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.




    Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня

    «Кустарная» канализация имеет ряд негативных факторов, ограничивающих ее применение:

  • Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
  • Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
  • Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
  • Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% — этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
  • Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.
  • Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы. Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.




    Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара

    Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

    • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
    • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
    • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

    Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

    Выбор места под выгребную яму

    При строительстве сливной ямы следует ориентироваться на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет допустимые границы размещения канализационной системы на участке.




    Основное правило при выборе места гласит: расстояние от жилого дома до сточной ямы должно составлять не менее 15 м. Отклонение от норматива возможно по согласованию с местной СЭС

    Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

  • Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
  • До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
  • Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
  • Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
  • Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.
  • Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.

    При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.




    Стандартная длина шланга ассенизаторской машины – 6 м, при этом 1,5-2 м уйдут в глубину траншеи. Современная спецтехника оборудована шлангами длиной от 10 м, но ее вызов и работа обойдутся на порядок дороже

    Технология сооружения выгребной ямы из шин

    Ниже представлен пошаговый инструктаж по созданию сливной ямы с дренажной скважиной. Материал обустройства поглощающего колодца – старые шины.

    Расчет объема сливного резервуара

    Первоочередная задача сооружения автономной очистной системы из покрышек – расчет объема сливного резервуара для определения количества и габаритов используемых шин. Объем камеры зависит от числа проживающих людей в доме.

    Согласно нормативным данным один взрослый человек расходует в день порядка 170-200 л воды (для купания, стирки, приготовления пищи и т.д.). Если взять за условие, что семья состоит из трех людей, то суточный объем стоков составит около 600 л (0,6 куб.м).




    По технологическим правилам, канализации такого типа должны вмещать трехкратный суточный объем сточных вод. Норма обусловлена тем, что период первичного разложения органики, расщепление нечистот на взвеси разных фракций составляет три дня

    Значит, полученная величина (0,6 куб.м) умножается на три. Итого, емкость резервуара должна составлять 1,8 куб.м. Однако для точности расчетов следует учесть тип грунта. При обустройстве выгребной ямы на пористом субстрате объем «резинового» бака допустимо уменьшить на 20%. В случае плотного грунта – увеличить на 10%.

    Для подсчета количества покрышек необходимо определить объем одной шины. Это легко сделать, зная диаметр и высоту автопокрышки.




    Объем покрышки вычисляется, как площадь ее основания на высоту. При этом площадь основания – произведение квадрата радиуса и константы? (3,14)

    Подготовка материалов и инструментов

    Для самостоятельного сооружения поглощающей ямы и подвода к ней коммуникаций следует запастись инструментами и материалами. Земельные работы выполняются с помощью разных видов лопат.

    Совковая лопата. Благодаря конструкции изогнутого черпака удобно подгребать и вынимать землю из канавы. Если металлическое полотно лопаты выгибается, его можно усилить дополнительными бортами.

    Штыковая лопата. Используется в начале копки, поэтому подойдет инструмент с рукояткой стандартной длины (1,5 м).

    «Землекоп». Лопата-рыхлитель с длинным держателем, по конструкции напоминает двойные вилы. Инструмент предназначен для рыхления твердых пластов грунта.




    Для удобства использования на глубине лопата оборудуется длинным черенком (2,5-3 м). Желательно на краю рукоятки сделать крестообразный захват – он облегчит переворот штыка

    Ориентировочный список материалов:

  • Покрышки. Подойдут шины от трактора, грузового транспорта или легковых автомобилей. При высоких грунтовых водах лучше применять изделия большого диаметра – удастся получить нужный объем без углубления до грунтовых вод.
  • Щебень, гравий и песок. Материалы нужны для обустройства фильтрующего дна башни из автопокрышек.
  • Трубы канализации. Для сборки трубопровода подойдут двухслойные полиэтиленовые или пропиленовые трубы диаметром 110 мм. Дополнительно надо приобрести гофры, тройники, заглушки и фитинги.
  • Крышка. Подойдет пластиковая утепленная модель. Диаметр подбирается в соответствии с габаритами сливной ямы.
  • Пленочная гидроизоляция и бетонный раствор. Материалы необходимы для обеспечения герметичности резервуара – раствором обмазываются наружные щели «пирамиды», а пленкой выстилается внутренняя поверхность стенок.
  • Пластиковая или бетонная труба. Углубляется в дренажный слой и выполняет роль фильтрующего элемента.
  • Для монтажных работ понадобятся: резак или электролобзик, рулетка, строительный уровень, садовый бур, лестница, ведро и веревка.

    Вывод канализационной трубы

    Организация локальной очистной системы начинается с обустройства выпуска. Впоследствии выполняется сборка стояка в доме, подключение тройников и отводящих труб. В старой постройке вывод канализационного трубопровода осуществляется через подполье или погреб.

    Если в новом доме заранее не предусмотрен выпускной канал, то придется демонтировать пол и делать отверстие в фундаменте.




    Далее подготавливается траншея, ведущая от дома к выгребной яме. Необходимо обеспечить достаточный уклон для стока – не менее 1,5-2 см на погонный метр

    Глубина залегания трубопровода на выходе из дома должна составлять не менее 60 см, оптимально – 1 м. Если в некоторых участках глубина траншеи составляет меньше 90 см, то трубопровод надо утеплить.

    Земельные работы – выкапывание котлована

    В качестве лекала под разметку границ котлована используется одна из покрышек. Шину надо положить на выбранное место и по периметру окружности выставить колышки. Чтобы в дальнейшем покрышки свободно поместились в котлован, диаметр кольца надо расширить на 20-40 см.

    Вначале землю удобно копать штыковой лопатой. Плодородный почвенный слой (первые 50 см) можно равномерно распределить по огороду, более глубокие земляные пласты можно будет использовать для обратной засыпки.

    Продолжать рытье глубокого котлована проще лопатой с длинной рукояткой – уплотненный грунт разрыхляется «землекопом», потом собирается совковой лопатой и загружается в ведра. Для спуска в канаву и подъема наполненных емкостей на поверхность в выработку опускается лестница. Работая вдвоем, процесс копки можно ускорить и соорудить примитивный подъемный механизм – к ведрам привязать веревку.




    Котлован дополнительно углубляется на толщину дренажной подушки (20-30 см). Стенки ямы освобождаются от корней деревьев, чтобы по мере роста они не повредили или не сдвинули покрышки

    По технике безопасности земельные работы на глубине надо проводить с напарником. Один человек занимается копкой, а второй помогает на поверхности и страхует от обрушения стенок котлована. Это требование особенно актуально при обустройстве ямы в неустойчивых грунтах.

    Заготовка автомобильных покрышек

    По поводу технологии подготовки шин под устройство выгребной ямы мнения исполнителей разделились. Первая группа считает, что никаких манипуляций с шинами делать не надо, так как полное или частичное удаление протектора негативно скажется на устойчивости сегментов и герметичности конструкции в целом.

    Однако сохранение бортов покрышек ухудшает работу поглощающей ямы – полезный объем резервуара значительно сокращается, а в образованных «карманах» очень быстро скапливаются отходы. При этом качественно очистить ил с рельефных стенок практически невозможно – бак быстро переполняется нечистотами, и канализация выходит из строя.




    Оптимальное решение – частичный срез обода. На колесах надо оставить боковые торцы по 5-7 см для фиксации с соседними сегментами

    В одной автопокрышке надо вырезать отверстие для подведения канализационной трубы.

    Формирование дренажной скважины

    На глубине очень часто грунт тяжелый, глинистый, плохо впитывающий и пропускающий влагу. Для повышения площади всасывания сточной жидкости и улучшения эффективности работы поглощающей траншеи устанавливается одна или несколько дренажных каналов.

    Ход выполнения работы:

  • Садовым буром просверлить максимально глубокую скважину – канал должен проходить сквозь плотные породы, замедляющие отток фильтрованной воды. Глубина траншеи от дна ямы – до 3-5 м.
  • Подготовить трубу, соответствующую длине и диаметру дренажного канала. Чтобы фильтрационная труба не заиливалась, ее верхний край должен быть выше основания сливной ямы на 1 м.
  • Боковые стенки трубы, начиная сверху и не доходя 50 см до дна, просверливаются. Верхушка канала закрывается мелкоячеистой полипропиленовой сеткой.
  • После обсадки дренажной скважины, т.е. установки в выбуренный ствол перфорированной трубы, на дно котлована насыпается слой щебня и гравия – толщина фильтрующей подушки около 20-30 см.




    В качестве выводящего канала можно использовать канализационную пластиковую трубу диаметром 110 мм. Более доступная альтернатива – асбестоцементная труба

    Укладка покрышек и герметизация стенок

    На дно своеобразной шахты помещается первая покрышка, пропуская через нее дренажную трубу. Аналогичным образом опускается в яму вторая шина, и соединяются борта соседних колес удобным способом.




    Сопоставив и выровняв обе покрышки, надо сделать сквозные отверстия в протекторах. Продеть через них металлическую проволоку или пластиковый хомут, и туго скрутить

    По ходу возведения башни выполняется герметизация внешних стыков – места соединений покрышек обрабатываются бетонным раствором или битумной мастикой. После схватывания смеси можно приступать к обратной засыпке котлована.




    Фиксация и укрепление стенок резервуара из шин в грунте выполняется разными способами: засыпка песчано-земляной смесью, заливка бетоном или заполнение пространства оставшимися автопокрышками. Вертикально уложенные шины обездвижат конструкцию

    Торец последней шины должен немного возвышаться над землей. По окончанию укладки всех шин стенки емкости изнутри покрываются водоизолирующим материалом. Наиболее доступный вариант гидробарьера — подходящий по составу герметик.

    Заключительный этап обустройства выгребной ямы

    По периметру бортов финишной покрышки делается небольшая насыпь и утрамбовывается – получается своеобразная отмостка, препятствующая проникновению дождевой воды вовнутрь траншеи. Емкость сверху закрывается утепленным люком.

    Через пластиковую крышку можно вывести вентиляционную трубу. Длина наружной части вентканала должна быть не менее 60 см для обеспечения нормальной тяги.




    Вентиляционная система выгребной ямы решает несколько задач: доступ кислорода для активации аэробных бактерий и отвод газообразных продуктов переработки нечистот

    Чтобы не ухудшать термо- и гидроизоляционных свойств люка, канализационную вытяжку можно сделать другим способом. В замыкающей покрышке надо вырезать отверстие и установить «Г»-образный рукав вентиляции с выходом наружу. Эти работы выполняются до засыпки котлована.




    С целью не допустить засорения вентиляционного канала, затопления или падения в яму мелких животных на трубу устанавливается защитный зонтик

    Видео об устройстве канализации из шин

    Технология изготовления выгребной траншеи из шин с основным и боковым дренажом на стенках:

    Устройство самодельной сливной ямы для дачи:

    «Кустарный» вариант выгребной ямы прост и доступен в сооружении. Однако при его использовании остается риск, что часть нечистот будет уходить в грунт без фильтрации, так как конструкция из покрышек не гарантирует полной герметичности. Устройство поглощающей траншеи из шин оправдано только в редких случаях.

    Давно прошли те времена, когда загородные дома и дачи значительно уступали в комфортности городским квартирам. Все владельцы частных владений стараются как можно лучше обустроить свой быт и создать в доме все условия. Простая сливная яма из покрышек своими руками оборудованная на участке тоже входит в этот перечень. Она становится идеальным вариантом в случае, когда на сооружение более капитальной канализации не хватает ни времени, ни средств.

    Сторонники строительства сливной ямы из покрышек называют массу плюсов такого сооружения:

    • Дешевизна. Использованные резиновые покрышки можно взять даже бесплатно на ближайшем автосервисе, яму несложно выкопать самостоятельно, а расходные материалы не потребуют больших вложений.
    • Резина не подвержена коррозии, поэтому срок службы ямы достаточно большой по сравнению с ямой из металлических бочек, но все равно не более 10-12 лет.
    • Сливная яма из покрышек очень легка в монтаже, который можно провести за один-два дня.
    • Для монтажа сливной ямы из шин не нужны специальные сложные инструменты. Для распила достаточно будет простой ручной ножовки или электролобзика.

    Но конечно же, чтобы принять окончательное и взвешенное решение и решиться на устройство сливной ямы из покрышек, необходимо ознакомиться и с недостатками такой конструкции:

    • Даже самые большие шины имеют обычно диаметр, достаточный для создания канализации в небольшой семье, максимум из трёх человек.
    • Возможна разгерметизация, а это, помимо дополнительных расходов, несёт ещё и угрозу загрязнения прилегающего грунта.
    • Если не прикрыть яму герметично, из неё может ощущаться неприятный запах.

    В каких случаях сливная яма из покрышек наиболее актуальна

    Недорогая и простая в монтаже сливная яма в частном доме из покрышек будет неплохим решением для домашней бани или сауны . Одной такой ямы хватает также для обеспечения канализацией дома, где проживает один или пара человек. И лучше не использовать такую яму для слива жидкости с большими загрязнениями, чтобы не было нарушено экологическое равновесие на участке.

    Рассчитываем необходимый объём ямы

    А самый простой способ — воспользоваться уже готовой разработанной давным-давно формулой. Подсчитано, что один человек в сутки тратит около 200 литров воды . Органические отходы перерабатываются бактериями в течение трёх суток. Для определения объёма сливной ямы ещё понадобится количество проживающих в доме людей. Эти три показателя необходимо перемножить между собой. Число, которое получится, и будет тем самым оптимальным объёмом слива.

    Где лучше всего расположить сливную яму

    Если кто-то думает, что выбор места для сливной ямы из автопокрышек не имеет особого смысла, то он глубоко заблуждается. Ведь существуют определённые санитарно-гигиенические правила и нормы, которые были придуманы не просто так.

    Вот несколько советов, к которым следует прислушаться перед планированием сливной ямы:

    • От жилых построек до сливной ямы из покрышек должно быть расстояние не менее 5 метров. От забора надо отступать минимум 2 метра.
    • Нельзя располагать сливную яму из покрышек вблизи колодцев и скважин. Расстояние должно составлять не менее 30-50 метров.
    • Если вы планируете выливать в яму больше, чем куб жидкости, то обязательно нужно делать герметичное дно . Это важно, ведь бактериям не под силу перерабатывать большие объёмы стоков и может возникнуть реальная опасность заражения почвы и грунтовых вод.

    Как сделать сливную яму из покрышек

    Подготовка

    Перед тем, как сделать сливную яму из покрышек своими руками, сначала нужно определиться с типом шин. Можно подобрать покрышки от легковушки, трактора или грузовой машины. Чем мощнее и больше машина, тем тяжелее и больше у неё покрышки.

    Если на территории, отведённой под обустройство сливной ямы из колес, очень высоко проходят грунтовые воды, то добиться необходимого объёма колодца можно за счёт укладывания шин самого большого диаметра.

    Важно: Грунтовые воды должны проходить минимум на 1 метр ниже дна сливной ямы.

    Когда материал подобран, можно приниматься за выкапывание ямы под покрышки. Если вы решили сделать это самостоятельно, то для земляных работ вам понадобится:

    • Две разных лопаты (для рыхления и выбирания грунта).
    • Рулетка.
    • Верёвка и колья для разметки границ ямы.
    • Прочная лестница, величиной с предполагаемую глубину ямы.
    • Вёдра на верёвке.

    Земляные работы

    Используйте одну шину в качестве лекала — положите её на место будущей ямы и обрисуйте колышком с отступом в 5-10 см. По этому кольцу и следует копать котлован.


    Когда необходимая глубина будет достигнута, нужно в дне ямы пробить буром узкое отверстие сквозь водоупорные слои, ориентировочно на 3-5 метров. В это отверстие вставляется трубка, которая будет выполнять роль дополнительного дренажа .

    В верхней части трубы необходимо сделать много мелких проёмов для забора воды и закрыть их и верхний срез полимерной сеткой. Сетка нужна для защиты от попадания в дренаж крупных частиц. Видимая часть трубы должна быть не менее 1 метра. Всё дно вокруг трубы засыпается на 10 см щебнем крупной фракции.

    Укладка шин

    Шины укладываются друг на друга, а затем скрепляются между собой монтажными хомутами . Чтобы конструкция не протекала, швы между покрышками дополнительно обрабатывают любым герметиком. Верхнюю шину необходимо немного подрезать, чтобы входная труба лежала более устойчиво, а слив жидкости был эффективнее.


    Совет: Засыпку зазоров между стенками шин и грунтом удобнее делать по мере укладки покрышек.

    Верхнюю шину нужно расположить так, чтобы она немного возвышалась над уровнем почвы.

    Сверху сливную яму из автомобильных покрышек нужно чем-то прикрыть. Лучше если крышка будет сделана из пластика или металла. Чтобы ядовитые газы не скапливались в канализационной яме, в крышку желательно вмонтировать кусок трубы для вентиляции.

    Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки. Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально. Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.


    Нужен дренаж: вместо грядок – озеро

    Самый простой способ убрать излишек влаги – сделать несколько дренажных веток из подручных материалов с выводом в приемник. Для работы лучше выбрать период, когда количество осадков и уровень грунтовых вод – на минимуме: летом или в начале осени. А планировать схему дренажной разводки необходимо в сезон обильных дождей или таяния снега – весной.


    Неудачно выбранное время: работы остановлены из-за дождей

    Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж

    Кроме осушения почвы, грамотно проложенный дренаж из старых шин способен решить несколько проблем:

    • Остановить процесс размывания верхнего плодородного слоя грунта.
    • Понизить уровень влаги в глубинных слоях грунта.
    • Отвести потоки дождевой воды от грядок.
    • Предотвратить болезни деревьев, декоративных растений.

    Планирование схемы каналов и точек сбора воды

    Чтобы система работала исправно, необходимо правильно выбрать траектории дренажных линий, определить глубину, место слива. Самый простой метод – наблюдение. Во время ливня обратите внимание на направление потоков – естественные линии стока воды помогут определить правильные линии для дренажных каналов.


    Простая схема разводки дачного дренажа

    При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.

    Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:

    • До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
    • До 70 см – в местах обустройства грядок.
    • До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.

    Траншеи и открытые линии

    Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:


    Вместо готовых труб – покрышки

    • Старые шины разного диаметра выполнят функцию дренажной трубы.
    • Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.

    На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.

    Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.

    Приемные дренажные колодцы

    Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца. На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.

    Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:

    • Готовые пластиковые или бетонные изделия.

    Заводской пластиковый резервуар

    • Самодельные дренажные колодцы. Материалы для сборки – покрышки или старые пластиковые бочки, кирпич.

    Самодельный дренажный приемник

    На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно. Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива. Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.

    Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.


    Покрышки: подойдут любого диаметра

    Вспомогательные инструменты и материалы:

    • Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
    • Куски плотной резины для уплотнения соединений.
    • Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
    • Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.

    Подготовка: земляные работы

    Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.


    В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.


    Выкопанная по разметке линия

    С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.

    В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.


    Наклон по естественному склону участка

    Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.

    Монтаж дренажа из шин

    На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.

    Готовая дренажная обойма

    Сборка трубы из покрышек:

    1. Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.

    Соединение болтами с гайками

    1. Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.

    1. Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.

    Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.

    Соединение отрезков в канале

    Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.

    Укладка трубы в канаву

    Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.

    Поверхностная линия с отводом из шин

    Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.


    Схема установки поверхностного дренажа

    Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.

    Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.

    Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины. Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки. Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.


    Шины: герметичный материал для стенок колодца

    Выбор места установки и рытье котлована

    Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.


    Копка котлована под приемник

    Размеры котлована:

    • Глубина определяется, исходя из особенностей грунта и уровня воды в нем. Желательно, чтобы сброс происходил на глубину до 1,5 - 2 м. При таком углублении нет риска замерзания жидкости.
    • Диаметр котлована равен диаметру шины с добавлением до 30 см по окружности для изоляции и подсыпки.
    • Вход центральной линии должен находиться в верхней трети приемника.

    Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.


    Песчаная подушка на дне

    На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.

    Сборка колодца из старых колес

    На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.


    Соединение шин хомутами из пластика

    Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.


    Врезка в верхней части колодца

    В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.

    Приемник для поверхностного отвода

    Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.


    Точечный приемник с крышкой

    Тоннель вместо фильтрационного поля

    Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.


    Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами

    Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.

    Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте

    Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.

    Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка. Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа. Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.

    stroy-aqua.com

    как сделать, плюсы и минусы такой системы

    Многие владельцы дач часто задумываются о покупке дренажа для своего участка, но когда они узнают цену такой системы, они начинают искать какие-то более бюджетные варианты. И эта проблема является довольно-таки актуальной сегодня, ведь не всегда резонно применять дорогостоящие приспособления, когда существуют незаслуженно забытые древние способы сооружения дренажной системы. К примеру, можно соорудить дренаж из покрышек своими руками. Но при этом стоит понимать, что для реализации задуманного вам понадобиться больше усилий, недели бы вы купили уже готовую систему. Тем не менее, денег на это уйдет минимум.


    Кроме этого, прежде всего, нужно также знать, что дренаж, сделанный из использованных шин, подходит лишь в ситуации приличного удаления вашего участка от соседских владений и колодцев. Также эта система должна применяться исключительно для, так называемых, серых стоков. В частности для дождевых вод, стоков из ванны, душевых, стиральной или посудомоечной машины.

    Схема и этапы строительства дренажа из авто шин

    Итак, этот процесс является довольно-таки простым и не затратным. Для постройки такого дренажа нужно всего лишь подготовить от 5 до 7 старых покрышек одного размера. Сперва нужно спилить все обода этих покрышек, дабы в будущем иметь возможность очищать дренаж. А для отводящих труб можно брать самые простые канализационные трубы более 100 мм в диаметре.


    После подготовки материала, важно определить самое подходящее место для дренажа. Затем на этом месте вырываем яму квадратной формы с объемом более чем два диаметра выбранных покрышек. Важно оставить место по бокам для засыпки песком. На самое дно нужно выложить песок толщиной более 500 мм. На песок выкладываем гравий слоем в 300 мм.


    И уже после всего этого можно переходить к установке автомобильных шин. То свободное место, что осталось между покрышками и землей нужно полностью засыпать песком вместе с гравием. По самой верхней шине проводится труба из ПВХ. Все это накрывается люком или деревянным щитом.

    Важно также понимать, что уровень фильтрации со временем будет становиться слабее, в силу этого нужно применять специальные бактерии для таких случаев, которые восстановят эту функцию.


    Плюсы и минусы дренажа из покрышек

    Первым делом хотелось бы поговорить именно о достоинствах такой системы. В частности к ним можно отнести:

    • совсем небольшие затраты;
    • простота используемых материалов;
    • довольно неплохой результат и простота строительства;
    • долговечность конструкции при условии правильного выполнения всех этапов работ.

    Но, естественно, без недостатков также никак не обойтись:

    • во время веселых паводков может быть полное заполнение дренажа;
    • вследствие плохой герметичности может произойти загрязнение грунтовых вод;
    • нужно точно подобрать место расположения такой системы;
    • после 20 лет использования покрышка может разложиться.

    Таким образом строительство дренажа своими руками из такого материала, как использованные автомобильные покрышки вполне подойдет для дачных участков с небольшой загруженностью. Для этого не нужно обладать какими-то особыми навыками и не нужно покупать дорогостоящие материалы. Вся работа выполняется буквально за 2 дня.

    okanalizatsii.ru

    Внешняя канализация из покрышек, устройство бюджетного септика своими руками

    При небольшом количестве сточных вод возможен монтаж однокамерного септика своими руками из покрышек. Полноценная выводная канализация из покрышек получится довольно экстремальной, но устроить очистное сооружение для сливных вод, например, из небольшой баньки, вполне возможно.

    Мощность отстойного колодца

    Один отстойный колодец может обслуживать один унитаз и одну раковину или душ. Для дачного варианта, когда постоянное проживание на даче не планируется, это совсем неплохой вариант. Экономичный, безопасный и удобный. Кроме того, это неплохой способ утилизации покрышек. Плюсы конструкции в том, что она не занимает много места, вполне функциональна, проста в монтаже и почти не требует материальных затрат.

    Для сохранения экологической безопасности, при использовании самодельного септика из покрышек, откажитесь от применения сильнодействующих химических средств. В этом случае илистые массы при откачке колодца можно использовать в качестве удобрений.

    Как устроить очистное сооружение?

    Общие правила при устройстве септика из покрышек своими руками.

    При высоких грунтовых водах использовать такую систему очистки нежелательно, поскольку может привести к заражению территории и размытию фекальных отходов. Сточные воды должны уходить через дно колодца, но не через стенки

    Необходимо ежегодно проверять целостность конструкции, поскольку она может быть повреждена в результате смещения почвы.

    Чистить устроенный своими руками отстойник из покрышек необходимо с периодичностью не реже раза в полгода, смена песка и гравия из фильтрующей подушки должна проводиться не реже, чем раз в 5 лет.

    Чем выгребная яма отличается от септика?

    Устройство выгребной ямы имеет ряд принципиальных отличий. Разумеется, оба типа сооружений время от времени необходимо выкачивать и вычищать. Но выгребная яма является герметичной конструкцией. В средние века дно выгребной ямы укрепляли глиной, стены ямы обычно возводили из кирпича.

    Септик отличается от ямы возможностью биологической очистки отходов. В однокамерном простейшем септике на дне устраивается толстая очищающая подушка из гравия, поверх которой устраивается еще одна подушка из речного песка. Толщина песчаной подушки должна составлять не менее 20 см, слой гравия должен быть не менее 50 см.

    Отходы просачиваются через дно колодца, одновременно очищаясь, и просачиваются в глубину грунта. При высоких грунтовых водах недостаточно очищенные сливные воды будут разнесены по всему участку, что может вызвать бактериологическое заражение. В этом случае логично устроить полноценный септик, с переходом сточных вод из одной герметичной цистерны в другую, к сливному отверстию.

    Глубина между сливом и грунтовыми водами должна составлять не менее метра. В случае устройства септика из старых автомобильных шин, расстояние до грунтовых вод следует считать не от последнего кольца колодца, а от подушки.

    Расстояние между жилым домом и очистным сооружением должно составлять не менее 5 метров. Также нельзя сооружать септик в охранной зоне колодцев и скважин, независимо от того, на чьем участке они расположены.

    Монтаж

    Объем септика должен превышать объем суточных стоков. В идеале лучше брать значение, втрое превышающее дневной объем суточных стоков.

    Выбор материала

    Даже если вы выбрали в качестве основного материала покрышки, выбор объема остается за вами. Можно взять как небольшие шины от легкового автомобиля, так и шины от грузовой техники или даже от трактора. Принцип устройства септика своими руками из покрышек остается неизменным.

    Обычная глубина сооружения составляет от 3 до 7 покрышек. Яма должна быть глубже, учитывая высоту насыпной подушки.

    Конструкция для стока бани

    Для устройства канализационного колодца для бани нужно взять 3-4 шины от легкового автомобиля. В верхнем колесе прорезается отверстие под сливную трубу. Со средних шин срезаются верхние части, оставляя небольшие края для креплений. Между собой шины прочно сшиваются проволокой. Конструкция заливается герметиком и оставляется сохнуть.

    На расстоянии около 5 метров выкапывается глубокая яма, глубже септика приблизительно на 60 см, припуск по краям должен составлять около 20 см. На дно насыпается песочно гравийная подушка, стенки укрепляются глиной. Можно воткнуть армирующую сетку и произвести бетонирование, но обычно достаточно слоя глины около 15 см.

    В подготовленную яму опускается конструкция септика, в заранее подготовленное отверстие пропускается выводная труба канализации. Остатки ямы засыпаются речным песком. Это предохранит септик от повреждений при смещениях почвы.

    Готово! Вы создали септик для банных отходов своими руками.

    Колодец для общих стоков

    Многокамерный септик из покрышек для общих стоков создать можно, хотя с экономической точки зрения приобрести пластиковые емкости значительно более выгодно.

    Разница между отстойником для бани заключается в том, что во всех емкостях, кроме последней, производится укрепление дна при помощи специальной заглушки. Гравийная подушка под отделениями, не имеющими стока, не устраивается. Последовательно соединяются емкости, приготовленные из автомобильных шин, соединяются между собой отрезками канализационной трубы 100 мм и загружаются в заранее приготовленные ямы. Под последней емкостью, не имеющей дна, устраивается гравийная подушка.

    Конструкция отличается простой и эффективностью. Возможно, готовые пластиковые емкости справится с задачей лучше. Но у покрышек есть существенный плюс. Они более упруги, устойчивы к внешним воздействиям. Кроме того, вторичное использование автомобильных шин в экологических целях это безусловно поступок, заслуживающий одобрения.

    prokanalizaciu.ru

    Канализация из покрышек для дачи своими руками: схемы (фото и видео)

    Одной из проблем при благоустройстве любого жилья является утилизация отходов. Многие дачники совершают ошибку, устраивая один септик на своем участке. Дело в том, что смешанные вместе жидкие и твердые отходы очень плохо утилизируются.


    Если же нам потребуется строить сооружение для переработки не особо загрязненных жидких отходов для своей дачи, то самым простым решением вопроса будет канализация из покрышек. К ее несомненным преимуществам относятся простота устройства и практически нулевые затраты (если вы не будете копать яму при помощи экскаватора).

    Необходимо также учесть недостатки данной системы и условия ее расположения:

    Схема очистного колодца из покрышек: 1 - Щебенка, 2 - Покрышка, 3 - Сливные трубы, 4 - Металлические уголки под крышку, 5 - Крышка.

    • срок службы выгребной ямы из автомобильных шин вряд ли составит более чем 10-15 лет;
    • сложность демонтажа и ремонта;
    • особенности грунта и годовые колебания температуры почвы могут привести к нарушению герметичности;
    • для устройства подобного септика необходимо, чтобы грунтовые воды находились глубже, чем в 5 м от поверхности;
    • ближайшие источники воды (колодцы, скважины) должны располагаться не ближе, чем в 30 м;
    • заглубленный фундамент близлежащего сооружения должен быть не ближе 5 м от септика.

    Для работы нам понадобятся следующие инструменты:

    • лопата штыковая;
    • еще одна штыковая лопата с удлиненным черенком;
    • лопата-черпак - обычная совковая лопата, загнутая до 90 градусов относительно черенка;
    • садовый бур;
    • электролобзик с обычными пилочками и хотя бы одной пилкой по металлу.

    Подготовительные мероприятия

    Главный строительный материал может достаться вам совершенно бесплатно. Шиномонтажные мастерские уступят б/у-шные автомобильные покрышки за символическую сумму, а то и отдадут даром, лишь бы самим не утилизировать. От размера покрышек и их количества зависит объем земляных работ, поэтому рассчитывайте свои силы!

    На двух покрышках электролобзиком вырезаем внутренний обод с одной стороны. Это будут верхняя и нижняя части колодца. На остальных покрышках вырезаем внутренние обода с обеих сторон. Работаем лобзиком с обычной пилкой на малых оборотах. На одной из шин вырезаем отверстие для подводящей трубы. Поскольку здесь уже встретится корд, устанавливаем пилочку по металлу.

    Готовим дренажную трубу. Вполне подойдет обычная пластиковая канализационная труба диаметром от 100 мм. Она должна быть выше дна ямы хотя бы на 1 м. Насколько дренаж уйдет вглубь, зависит от глубины залегания грунтовых вод, длины трубы, размеров бура и вашего усердия. В большинстве случаев подойдет глубина в 3-5 м. В верхней части трубы высверливаем несколько отверстий для слива воды. Будет очень неплохо закрыть трубу в верхней части мелкой капроновой сеткой, чтобы внутрь не попадали твердые частицы.

    Порядок выполнения работ

    Определившись с местом, где будет в дальнейшем производиться дренаж сточных вод, укладываем на землю покрышку и размечаем контур будущей ямы с небольшим зазором для удобства укладки покрышек. Вначале копаем подводящую траншею. В сливной яме первые слои грунта выбираем обычной лопатой. Когда возникнут неудобства в работе, берем инструменты с длинными черенками. Штыковой лопатой рыхлим грунт и обрабатываем вертикальные стенки, а лопатой-черпаком только выбираем грунт. Глубину рассчитываем из количества покрышек плюс хотя бы 30 см на дренаж из крупного щебня (желательно 50 см песка и 30 см щебенки). Еще следует учесть, что верхняя покрышка должна находиться несколько выше уровня грунта.

    Выкопав яму необходимых размеров, в центре ее садовым буром высверливаем отверстие под дренаж. Устанавливаем подготовленную трубу так, чтобы она была выше дна на 1 м плюс высота, на которую будет досыпан дренаж. После этого засыпаем сам дренаж в выбранном варианте (просто щебень или сначала песок, а сверху щебень).

    Начинаем аккуратно укладывать покрышки. Первой укладываем покрышку неотрезанным внутренним ободом на дно, затем идут остальные. В процессе монтажа устанавливаем подводящую трубу. Последняя покрышка укладывается неотрезанным внутренним ободом вверх. Заделываем изнутри колодца стыки автомобильных покрышек герметиком. Снаружи подобные колодцы хорошо бы обернуть рубероидом или пленкой. Если имеется возможность, засыпку производим глиной, тщательно ее утрамбовывая. Если глины нет, используем вынутый из ямы грунт. Верхняя покрышка должна немного возвышаться над поверхностью земли. Накрываем колодец полимерной крышкой, вокруг делаем отмостку.

    Очистные колодцы дольше не будут нуждаться в откачке, если рядом будут расти влаголюбивые деревья. К ним относятся ракита, ива, ольха.А люди, у которых рядом с септиком растет орех, бывает, не откачивают выгребную яму никогда.

    1pokanalizacii.ru

    как сделать отстойник для канализации своими руками

    Организовать слив своими руками из автомобильных покрышек – вариант не самый удачный, но и он подойдет, когда нет никакого другого. Дача – главный объект, где такой септик подходит идеально. Хотя и в частном доме – тоже сгодится, пусть и с некоторыми оговорками.

    Не выкидывайте автомобильные покрышки, пригодятся

    Сперва стоит упомянуть о недостатках данного метода:

    1. Срок эксплуатации не превышает 10-12 лет, что обусловлено разрушением материала под воздействием агрессивной органики и неорганической химии.
    2. Герметичность нарушается в стыках шин.
    3. Резина не выдерживает грунтовый пресс.
    4. С трудом поддается ликвидации и ремонту – легче засыпать старый септик и соорудить новый.
    5. Сложно чистить яму из-за особенностей конфигурации.

    Сливная яма из покрышек обладает пусть и немногочисленными, но все-таки привлекательными достоинствами. Вот они:

    • простой монтаж;
    • низкая цена, особенно, если параллельно доступна дешевая доставка труб под канализацию.

    Эконом вариант – если старые покрышки из автомастерской достанутся даром или за символическую плату. А самостоятельное проведение работ сведет затратность мероприятия к нулю. К тому же на сооружение выгребной ямы подойдет и обычный инструмент – ведро, лопата, тачка и т.п.

    Какие покрышки выбирать? Устройство сливной ямы возможно с любыми старыми шинами:

    • от легковушки,
    • грузовой машины,
    • трактора.

    Размер исходника зависит от объема колодца. Автомобильная покрышка сгодится под обустройство сливной ямы, куда стекают отходы с кухни. Если сточных вод предполагается много, например, готовится слив под баню, то приобретаются колеса от МАЗа, ЗИЛа и прочих габаритных машин.

    Опытные пользователи советуют найти шины от штатовских длинномерных грузовиков – их покрышки относятся к категории толстостенных.

    Выбор места для сливной ямы из покрышек

    Вокруг отхожего места образуется зловоние, а от сливной ямы – тем более. Для подобного колодца без дна есть ограничение объема стоков – не более кубометра в сутки. Отстойник для канализации из шин разрешается устанавливать на расстоянии 30-50 метров от источника питьевой воды. Если почва песчаная или торфяная, то удаленность должна быть по максимуму, если глинистая – по минимуму. Запрещается строить резиновый септик рядом с руслом грунтовых вод на глубине двух, двух с половиной метров.

    Септик надо делать по всем правилам и рассчитать правильное расстояние до дома

    Как определить нужный объем резервуара

    Объем сливной ямы высчитывают по показателям суточного расхода воды. При этом учитывается, какое оборудование имеется в доме, сколько его, с какой интенсивностью оно эксплуатируется. Важно знать число постоянных жителей. Необходимо предусмотреть запас, если количество проживающих возрастает, или если хозяином задумана сливная яма для бани своими руками.

    Полезно! Для упрощения расчетов исходят из среднего объема потребления воды на одного проживающего. Берется показатель в 1,2 кубометра. Допустим, если в доме проживает семейство из пяти человек, то объем ямы должен быть 6 кубов.

    Санитарные нормы обязательны для всех организаторов и пользователей слива.

    1. Если в тридцати метрах от намеченного обустройства септика колодец, то делать слив запрещается.
    2. Автономная канализация предусматривает обустройство септика с естественной очисткой сточной воды.
    3. Устройство слива включает в себя нескольких камер. На дно первой оседают крупные и твердые взвеси. В других производится биопереработка стоков.

    Отстойник для канализации своими руками сможет сделать каждый мужчина.

    Копаем котлован будущего отстойника из автомобильных обрезанных шин

    Углубление под стоки должно быть таким, чтобы в нем уместились подготовленные кольца, была подведена канализационная магистраль и соблюдено необходимое расстояние от соседей.

    Если трубопровод канализации при входе в септик прокопан на уровне полуметра, то выемка углубляется на три метра.

    Яма должна быть по размеру покрышек

    Котлован для фильтрующего колодца (отстойник) предусматривает куда как больший объем. Если он превышает суточную норму в десять раз – этого должно хватить. В подобных случаях или выкапывается глубокая яма, или делается несколько колодцев.

    Хорошо, если для рытья котлована приглашен экскаваторщик со своей техникой, работа завершится, не успев начаться. Быстро выкопать яму вручную тоже можно, но не такую глубокую, как при помощи экскаватора. Сливная яма из покрышек делается просто и быстро.

    Для чего нужна дренажная скважина в баню и дом

    Как только котлован обретает нужные очертания, особенно в глубину, следует приступить к бурению дренажной скважины. Бур внедряется в почву по центру ямы. Это необходимо для увеличения площади всасывания жидких отходов в грунт.

    Эта затея выполняется следующим образом:

    • садовым буром пробивается скважина как можно большей глубины;
    • далее в скважину вставляется пластиковая труба с отверстиями для спуска воды;
    • верх трубы на уровне около метра от донной поверхности накрывается полимерной сеткой для предохранения колодца от попадания в него твердых предметов;
    • выгребная яма не должна заиливать грунт, а потому дно посыпается небольшим слоем щебенки (10 см).

    Как подготовить покрышки для укладки своими руками: правильный подход

    Перед опусканием покрышек в выемку обрезают электролобзиком внутреннюю часть шинных ободьев. Данная процедура помогает нивелировать скопление отходов во внутренних карманах покрышек. В одной из них специально проделаны отверстия для размещения впуска канализационных отходов, подаваемых по сливной трубе.

    По завершению подготовки покрышки размещаются в котловане, причем последняя из них должна чуть-чуть приподниматься, т.е. выступать над грунтом. Зазоры между стенками котлована и покрышками засыпают щебнем или землей. Насыпается один слой, уплотняется. Следом другой слой, и опять уплотняется и т.д. Закрывают отстойник воды крышкой, предусмотрев в ней окошко для наблюдения за наполнением емкости. С помощью земляной насыпи стараются защитить сооружение от попадания внутрь атмосферных явлений в виде дождя или снега.

    ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

    Как видно из описания, в создании выгребной ямы из покрышек нет ничего радикально сложного. И хотя, скорее всего, прослужит она не слишком долго, зато можно гордиться тем, что при минимальных затратах удалось состряпать индивидуально-семейную систему канализации, слив для отведения бытовых жидких отходов. Сливная яма из покрышек - это популярная дачная канализация.

    trubexpert.ru

    Видео: как сделать дренаж

    В этом видео вы услышите советы и рекомендации по устройству дренажной системы на участках. Какие ошибки нельзя допускать при сооружении дренажной системы и системы сбора сточных вод, как правильно уложить трубу дренирования, чтобы ваш участок был осушен до необходимого уровня. Обо всем этом в следующем видеоматериале:

    В следующем видеоматериале речь пойдет о дренаже здания. Решение об монтаже дренажной системы было принято после обнаружения затопления подвала во время проливных дождей. Приходится исправлять ошибки строителей при заложении фундамента дома, внутри которого оборудован подвал.

    Просмотрев третий видеоматериал, вы узнаете интересную информацию о сооружении дренажных систем разного типа из уст ландшафтного дизайнера. Дренаж лучше делать до того, как будет засажен участок культурными растениями и деревьями. Если вы приобрели участок с садом и есть нужда в создании системы дренирования, вам придется решать эту проблему.

    Как выбрать трубы для дренажной системы

    Внимательно посмотрите еще одно видео, чтобы правильно выбрать трубы для устройства дренажной системы на своем участке. Выбор того или иного типа труб зависит от глубины прокладки системы. Еще на выбор трубы влияет качество грунта.

    Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки. Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально. Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.

    Нужен дренаж: вместо грядок – озеро

    Самый простой способ убрать излишек влаги – сделать несколько дренажных веток из подручных материалов с выводом в приемник. Для работы лучше выбрать период, когда количество осадков и уровень грунтовых вод – на минимуме: летом или в начале осени. А планировать схему дренажной разводки необходимо в сезон обильных дождей или таяния снега – весной.

    Неудачно выбранное время: работы остановлены из-за дождей

    Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж

    Кроме осушения почвы, грамотно проложенный дренаж из старых шин способен решить несколько проблем:

    • Остановить процесс размывания верхнего плодородного слоя грунта.
    • Понизить уровень влаги в глубинных слоях грунта.
    • Отвести потоки дождевой воды от грядок.
    • Предотвратить болезни деревьев, декоративных растений.

    Планирование схемы каналов и точек сбора воды

    Чтобы система работала исправно, необходимо правильно выбрать траектории дренажных линий, определить глубину, место слива. Самый простой метод – наблюдение. Во время ливня обратите внимание на направление потоков – естественные линии стока воды помогут определить правильные линии для дренажных каналов.

    Простая схема разводки дачного дренажа

    При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.

    Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:

    • До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
    • До 70 см – в местах обустройства грядок.
    • До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.

    Траншеи и открытые линии

    Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:

    Вместо готовых труб – покрышки

    • Старые шины разного диаметра выполнят функцию дренажной трубы.
    • Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.

    На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.

    Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.

    Приемные дренажные колодцы

    Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца. На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.

    Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:

    • Готовые пластиковые или бетонные изделия.

    Заводской пластиковый резервуар

    • Самодельные дренажные колодцы. Материалы для сборки – покрышки или старые пластиковые бочки, кирпич.

    Самодельный дренажный приемник

    На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно. Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива. Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.

    Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция

    Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.

    Покрышки: подойдут любого диаметра

    Вспомогательные инструменты и материалы:

    • Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
    • Куски плотной резины для уплотнения соединений.
    • Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
    • Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.

    Подготовка: земляные работы

    Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.

    В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.

    Выкопанная по разметке линия

    С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.

    В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.

    Наклон по естественному склону участка

    Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.

    Монтаж дренажа из шин

    На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.

    Готовая дренажная обойма

    Сборка трубы из покрышек:

    1. Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.

    Соединение болтами с гайками

    1. Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.

    1. Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.

    Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.

    Соединение отрезков в канале

    Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.

    Укладка трубы в канаву

    Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.

    Поверхностная линия с отводом из шин

    Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.

    Схема установки поверхностного дренажа

    Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.

    Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.

    Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек

    Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины. Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки. Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.

    Шины: герметичный материал для стенок колодца

    Выбор места установки и рытье котлована

    Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.

    Копка котлована под приемник

    Размеры котлована:

    • Глубина определяется, исходя из особенностей грунта и уровня воды в нем. Желательно, чтобы сброс происходил на глубину до 1,5 — 2 м. При таком углублении нет риска замерзания жидкости.
    • Диаметр котлована равен диаметру шины с добавлением до 30 см по окружности для изоляции и подсыпки.
    • Вход центральной линии должен находиться в верхней трети приемника.

    Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.

    Песчаная подушка на дне

    На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.

    Сборка колодца из старых колес

    На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.

    Соединение шин хомутами из пластика

    Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.

    Врезка в верхней части колодца

    В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.

    Приемник для поверхностного отвода

    Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.

    Точечный приемник с крышкой

    Тоннель вместо фильтрационного поля

    Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.

    Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами

    Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.

    Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте

    Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.

    Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка. Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа. Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.