Серебряный век. «Серебряный век» русской литературы

Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Это период, когда новаторские идеи захватили все сферы искусства, в том числе и искусство слова. Хоть он и длился всего четверть века (начиная с 1898 года, заканчивая примерно 1922 годом), его наследие составляет золотой форд отечественной поэзии. До сих пор стихи того времени не теряют своей прелести и оригинальности, даже на фоне современного творчества. Как мы знаем, произведения футуристов, имажинистов и символистов стали основой многих известных песен. Поэтому чтобы разбираться в нынешних культурных реалиях, необходимо знать первоисточники, которые мы перечислили в этой статье.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Футуризм

Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».

Родоначальником футуризма считают Париж, но его основатель родом из Италии. Однако именно во Франции в 1909 году был издан манифест Филиппо Томмазо Маринетти, манкирующий место этого течения в литературе. Далее футуризм «дошёл» и до других стран. Маринетти сформировал взгляды, идеи и мысли. Это был эксцентричный миллионер, больше всего увлекающийся машинами и женщинами. Однако после аварии, когда мужчина несколько часов пролежал рядом с пульсирующим сердцем двигателя, он решил воспеть красоту индустриального города, мелодию грохочущего автомобиля, поэтику прогресса. Теперь идеалом для человека был не окружающий естественный мир, а именно урбанистический пейзаж, шум и рокот суетливого мегаполиса. Также итальянец восхищался точными науками и придумал сочинять стихи с помощью формул и графиков, создал новый размер «лесенку» и т.д. Однако поэзия его получалась чем-то вроде очередного манифеста, теоретического и безжизненного бунта против старых идеологий. С точки зрения художественности, прорыв в футуризме сделал не его основатель, а русский почитатель его открытия – Владимир Маяковский. В 1910 году новое литературное течение приходит в Россию. Здесь оно представлено четырьмя самыми влиятельными группами:

  • Московская группа «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак и т.д.);
  • Ранее упомянутая петербургская группа «Гилея»;
  • Петербургская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Петербургский глашатай» (Игорь Северянин, Константин Олимпов и т.д.);
  • Московская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Мезонин искусства» (Борис Лавренев, Вадим Шершеневич и т.д.).

Так как все эти группы имели огромное влияние на футуризм, он развивался неоднородно. Появились такие ответвления, как эгофутуризм и кубофутуризм.

Футуризм повлиял не только на литературу. Огромное влияние он оказал и на живопись. Характерная черта таких полотен ‑ культ прогресса и протест против традиционных художественных канонов. Это течение соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма. Первая выставка состоялась в 1912 году. Тогда в Париже показали картины, на которых были изображены различные средства передвижения (автомобили, самолеты и т.п.). Художники-футуристы верили, что техника будет занимать лидирующие позиции в будущем. Основным новаторским ходом стала попытка изобразить движение в статике.

Основные признаки данного течения в поэзии таковы:

  • отрицание всего старого: старого образа жизни, старой литературы, старой культуры;
  • ориентация на новое, будущее, культ изменений;
  • ощущение скорых перемен;
  • создание новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты:
  • изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров.
  • десемантизация речи.

Владимир Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский (1893 ‑ 1930 гг.) ‑ известный российский поэт. Один из величайших представителей футуризма. Начал литературные эксперименты в 1912 году. Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века. мы подробно разобрали в отдельной статье.

К наиболее известным произведениям поэта можно отнести следующие примеры футуризма: уже ранее упомянутую « », «В.И. Ленин», « », стихотворения «Я достаю из широких штанин», «А вы могли бы? (Послушайте!)», «Стихи о советском паспорте», «Левый марш», « » и т.д.

К основным темам Маяковского относятся:

  • место поэта в обществе и его предназначение;
  • патриотизм;
  • воспевание социалистического строя;
  • революционная тема;
  • любовные чувства и одиночество;
  • целеустремленность на пути к мечте.

После октября 1917 года поэт (за редкими исключениями) вдохновляется лишь революционными идеями. Он воспевает мощь перемен, большевистскую идеологию и величие Владимира Ильича Ленина.

Игорь Северянин

Игорь Северянин (1887 ‑ 1941 гг.) ‑ известный русский поэт. Один из представителей эгофутуризма. Прежде всего, он известен своей эпатажной поэзией, где воспевается его собственная личность. Творец был уверен, что он ‑ чистое воплощение гения, поэтому часто вёл себя эгоистично и высокомерно. Но это было лишь на публике. В обычной повседневной жизни Северянин ничем не отличался от других, а после эмиграции в Эстонию и вовсе «завязал» с модернистскими экспериментами и начал развиваться в русле классической поэзии. Самые известные его работы ‑ это стихотворения « !», «Соловьи монастырского сада», «Классические розы», «Ноктюрн», «В парке плакала девочка» и сборники «Громокипящий кубок», «Victoria regia», «Златолира». мы подробно разобрали в другой статье.

Основные темы творчества Игоря Северянина:

  • технический прогресс;
  • собственная гениальность;
  • места поэта в обществе;
  • любовная тематика;
  • сатира и бичевание общественных пороков;
  • политика.

Он был первым поэтом в России, который смело назвал себя футуристом. Но в 1912 году Игорь Северянин основывает новое, собственное течение ‑ эгофутуризм, для которого характерны употребление иностранных слов и наличие чувства «себялюбия».

Алексей Кручёных

Алексей Елисеевич Кручёных (1886 ‑ 1968 гг.) ‑ российский поэт, журналист, художник. Один из представителей русского футуризма. Творец прославился тем, что принес в русскую поэзию «заумь». «Заумь» — абстрактная речь, лишенная любого смысла, которая позволяет автору использовать любые слова (странные сочетания, неологизмы, части слов и т.п.). Алексей Кручёных даже выпускает собственную «Декларацию заумного языка».

Самое известное стихотворение поэта ‑ «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», «Уехала», «Тропический лес», «В игорном доме», «Зима», «Смерть художника, «Русь» и другие.

К основным темам творчества Хлебникова можно отнести:

  • тема любви;
  • тема языка;
  • творчество;
  • сатира;
  • тема еды.

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:

  • «Птичка в клетке»;
  • «Времыши ‑ камыши»;
  • «Из мешка»;
  • «Кузнечик» и другие.

К поэмам:

  • «Зверинец»;
  • «Лесная тоска»;
  • «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

Сверхповести:

  • «Зангези»;
  • «Война в мышеловке».
  • «Николай»;
  • «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);
  • «Утёс из будущего».

Автобиографические материалы:

  • «Автобиографическая заметка»;
  • «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

Основные темы творчества В. Хлебникова:

  • тема революции и её прославление;
  • тема предопределения, рока;
  • связь времен;
  • тема природы.

Имажинизм

Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство образа;
  • обширное употребление метафор;
  • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
  • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
  • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
  • одно произведение = один образный каталог.

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

  • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
  • «Письмо к женщине»;
  • «Хулиган»;
  • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
  • «Мне осталось одна забава»;
  • Поэма « »;

Главные темы творчества Есенина:

  • тема Родины;
  • тема природы;
  • любовная лирика;
  • тоска и духовный кризис;
  • ностальгия;
  • переосмысление исторических преобразований 20 века

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

  • «Роман без вранья»;
  • « » (1991 году вышла экранизация этой книги);
  • «Бритый человек»;
  • «Бессмертная трилогия»;
  • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
  • «Без фигового листочка»;
  • «Витрина сердца».

К стихотворениям-примерам имажинизма:

  • «Встреча»;
  • «Кувшины памяти»;
  • «Марш революций»;
  • «Руки галстуком»;
  • «Сентябрь» и многие другие.

Темы произведений Мариенгофа:

  • революция и её воспевание;
  • тема «русскости»;
  • жизнь богемы;
  • социалистические идеи;
  • антиклерикальный протест.

Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

Символизм

‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

К основным признакам символизма относятся:

  • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
  • музыкальность;
  • психологизм;
  • наличие символа как основа смысла и идеи;
  • мистические образы и мотивы;
  • опора на философию;
  • культ индивидуальности.

Александр Блок

Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

  • «На железной дороге»;
  • «Фабрика»;
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
  • «Вхожу я в темные храмы»;
  • «Девушка пела в церковном хоре»;
  • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
  • «О, я хочу безумно жить»;
  • поэма « » и многое другое.

Темы творчества Блока:

  • тема поэта и его места в жизни общества;
  • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
  • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
  • красота, как идеал и спасение мира;
  • тема революции;
  • мистические и фольклорные мотивы

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

Примеры стихов символиста:

  • «Все кончено»;
  • «В прошлом»;
  • «Наполеон»;
  • «Женщине»;
  • «Тени прошлого»;
  • «Каменщик»;
  • «Мучительный дар»;
  • «Облака»;
  • «Образы времени».

Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

  • мистика и религия;
  • проблемы личности и общества;
  • уход в вымышленный мир;
  • история отечества.

Андрей Белый

Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

Темы в творчестве поэта это:

  • тема любви или страсть к женщине;
  • борьба против мещанской вульгарности;
  • этические и моральные аспекты революции;
  • мистические и религиозные мотивы;

Константин Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

Основные темы в творчестве Бальмонта:

  • возвышенное место поэта в обществе;
  • индивидуализм;
  • тема бесконечности;
  • вопросы бытия и небытия;
  • красота и таинственность окружающего мира.

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

Основные труды Иванова:

  • «Александру Блоку»;
  • «Ковчег»;
  • «Вести»;
  • «Весы»;
  • «Современники»;
  • «Долина ‑ храм»;
  • «Небо живет»

Темы творчества:

  • тайна природной гармонии;
  • тема любви;
  • тема жизни и смерти;
  • мифологические мотивы;
  • истинная природа счастья.

Акмеизм

Акмеизм ‑ последнее течение, которое составляло поэзию Серебряного века. Термин произошёл от греческого слова «acme», что значит рассвет чего-либо, вершина.

Как литературное проявление, акмеизм образовался в начале XX века. Начиная с 1900 года, в квартире поэта Вячеслава Иванова в Петербурге стали собираться молодые поэты. В 1906 ‑ 1907 году небольшая группа отделилась ото всех и образовала «кружок молодых». Он отличался рвением отойти от символизма и образовать нечто новое. Также большой вклад в развитие акмеизма внесла литературная группа «Цех поэтов». В неё входили такие поэты, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Адамович, Владимир Нарбут и другие. Возглавляли «Цех..» Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Спустя 5 — 6 лет из этой группы отделилась ещё часть, которая и стала называть себя акмеистами.

Акмеизм нашёл свое отражение и в живописи. Взгляды таких художников, как Александра Бенуа («Купальня маркизы» и «Венецианский сад»), Константина Сомова («Осмеянный поцелуй»), Сергея Судейкина и Леона Бакста (все они входили художественную группу конца XIX века «Мир искусств») были схожи с взглядами писателей-акмеистов. На всех картинах мы можем увидеть, как современный мир противостоит миру прошлому. Каждое полотно представляет собой некую стилизованную декорацию.

Основные черты акмеизма:

  • отказ от идей символизма, противопоставление им;
  • возвращение к истокам: связь с прошлыми поэтами и литературными течениями;
  • символ больше не способ влияния/воздействия на читателя;
  • отсутствие всего мистического;
  • соединение физиологической мудрости с внутренним миром человека.
  • Стремление к простоте и предельной ясности образа, темы, стиля.

Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова (1889 ‑ 1966 гг.) ‑ российская поэтесса, литературовед, переводчик. Она же номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Как талантливую поэтессу, мир узнал ее в 1914 году. Именно в этом году вышел сборник «Чётки». Далее ее влияние в богемных кругах лишь усиливалось, а поэма « » обеспечила ей скандальную известность. В советском союзе критика не жаловала ее талант, преимущественно ее слава ушла в подполье, в самиздат, зато работы из под ее пера переписывались от руки и заучивались наизусть. Именно она покровительствовала Иосифу Бродскому на ранних этапах его творчества.

К значимым творениям можно отнести:

  • «Я научилась просто, мудро жить»;
  • «Сжала руки над тёмной вуалью»;
  • «Я спросила у кукушки…»;
  • «Сероглазый король»;
  • «Я не любви твоей прошу»;
  • «А ты теперь тяжелый и унылый» и другие.

Темами стихотворений можно назвать:

  • тема супружеской и материнской любви;
  • тема истинной дружбы;
  • тема сталинских репрессий и страдания народа;
  • тема войны;
  • место поэта в мире;
  • размышление о судьбе России.

В основном лирические произведения Анна Ахматовой написаны в направлении акмеизма, но иногда наблюдаются и проявления символизма, чаще всего на фоне какого-либо действия.

Николай Гумилев

Николай Степанович Гумилев (1886 ‑ 1921 гг.) ‑ российский поэт, критик, прозаик и литературовед. В начале XX века он входил уже в известный вам «Цех поэтов». Именно благодаря этому творцу и его коллеге Сергею Городецкому и был основан акмеизм. Они возглавили это новаторское отделение от общей группы. Стихи Гумилева понятны и прозрачны, в них нет напыщенности и зауми, поэтому их до сих пор перепевают и воспроизводят на сценах и музыкальных дорожках. Он просто, но прекрасно и возвышенно говорит о сложных чувствах и мыслях. За свою связь с белогвардейцами был расстрелян большевиками.

К основным трудам можно отнести:

  • «Жираф»;
  • «Заблудившийся трамвай»;
  • «Ещё не раз вспомните»;
  • «Из букета целого сирени»;
  • «Утешение»;
  • «Побег»;
  • «Я сам над собой смеялся»;
  • «Мои читатели» и многое другое.

Основная тема поэзии Гумилева ‑ преодоление жизненных неудач и препятствий. Также им были затронуты философская, любовная, военная темы. Любопытен его взгляд на искусство, ведь для него творчество – всегда жертва, всегда надрыв, которому отдаешься без остатка.

Осип Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 ‑ 1938 гг.) ‑ известный поэт, литературовед, переводчик и прозаик. Он является автором оригинальной любовной лирики, много стихов посвятил городу. Его творчество отличает сатирическая и явно оппозиционная направленность по отношению к действующей на тот момент власти. Он не боялся затронуть злободневные темы и задать неудобные вопросы. За свое едкое и оскорбительное «посвящение» Сталину он был арестован и осужден. Тайна его смерти в трудовом лагере остается нераскрытой до сих пор.

Примеры акмеизма можно найти в его работах:

  • «Notre Dame»;
  • «Мы живем, под собою не чуя страны»;
  • «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»;
  • «Silentium»;
  • «Автопортрет»;
  • «Вечер нежный. Сумрак важный…»;
  • «Ты улыбаешься» и многое другое.

Темы в творчестве Мандельштама:

  • красота Петербурга;
  • тема любви;
  • место поэта в общественной жизни;
  • тема культуры и свободы творчества;
  • политический протест;
  • поэт и власть.

Сергей Городецкий

Сергей Митрофанович Городецкий (1884 ‑ 1967 гг.) ‑ российский поэт ‑ акмеист, переводчик. Его творчество характеризует наличие фольклорных мотивов, он увлекался народным эпосом и древнерусской культурой. После 1915 года стал крестьянским поэтом, описывая нравы и быт деревни. Работая военным корреспондентом, он создал цикл стихов, посвященный геноциду армян. После революции занимался преимущественно переводами.

Значимые произведения поэта, которые можно считать примерами акмеизма:

  • «Армения»;
  • «Береза»;
  • цикл «Весна»;
  • «Городок»;
  • «Волк»;
  • «Мое лицо ‑ тайник рождений»;
  • «Помнишь, вьюга налетала»;
  • «Сирень»;
  • «Снег»;
  • «Череда».

Основные темы в стихотворениях Сергея Городецкого:

  • природное великолепие Кавказа;
  • тема поэта и поэзии;
  • геноцид армян;
  • тема революции;
  • тема войны;
  • любовная и философская лирика.

Творчество Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

Главные работы Цветаевой:

  • «Идешь, на меня похожий»;
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
  • «Тоска по Родине! Давно…»;
  • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
  • «Я бы хотела жить с Вами»;

Основные темы в творчестве поэтессы:

  • тема Родины;
  • тема любви, ревности, разлуки;
  • тема дома и детства;
  • тема поэта и его значимости;
  • историческая судьба отечества;
  • духовное родство.

Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

Творчество Софии Парнок

София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

Основные труды:

  • «Белая ночь»;
  • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
  • «Еще не дух, почти не плоть»;
  • «Люблю тебя в твоем просторе»;
  • «Как светел сегодня свет»;
  • «Гадание»;
  • «Слишком туго были сжаты губы».

Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

"Серебряный век"

"Сере́бряный век"

Период в истории русской культуры с 1890-х гг. по нач. 1920-х гг. Традиционно считалось, что первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик русской эмиграции Н. А. Оцуп в 1930-х гг. Но широкую известность это выражение приобрело благодаря мемуарам художественного критика и поэта С. К. Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962), который приписывал создание этого понятия философу Н. А. Бердяеву. Однако ни Оцуп, ни Бердяев не были первыми: у Бердяева это выражение не встречается, а до Оцупа его использовал сначала литератор Р. В. Иванов-Разумник в сер. 1920-х гг., а затем поэт и мемуарист В. А. Пяст в 1929 г.
Правомерность именования кон. 19 – нач. 20 в. «серебряным веком» вызывает определённые сомнения у исследователей. Это выражение образовано по аналогии с «золотым веком» русской поэзии, которым литературный критик, друг А. С. Пушкина , П. А. Плетнёв назвал первые десятилетия 19 в. Литературоведы, отрицательно относящиеся к выражению «серебряный век», указывали на неясность, какие именно произведения и по какому принципу следует относить к литературе «серебряного века». Кроме того, название «серебряный век» предполагает, что в художественном отношении литература этого времени уступает литературе пушкинской эпохи («золотого века»).
Границы «серебряного века» условны. Его начало в литературе совпадает с зарождением символизма , его завершением можно считать 1921 г. – год смерти А. А. Блока , самого известного поэта-символиста, и год расстрела Н. С. Гумилёва , основателя акмеизма . Однако отсылки к поэзии «серебряного века» прослеживаются в позднем творчестве А. А. Ахматовой , О. Э. Мандельштама , Б. Л. Пастернака , в произведениях поэтов группы ОБЭРИУ . Литература «серебряного века» – это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм . И символизм, и акмеизм, и футуризм – литературные течения, относящиеся к модернизму. Относительное единство литературе «серебряного века» придаёт система образов, созданная символистами и унаследованная от символизма.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое ""Серебряный век"" в других словарях:

    СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК, условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950 х – начала 1960 х гг. Генезис Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории… … Энциклопедический словарь

    Серебряный век период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Это время также имеет и французское наименование fin de siècle («конец века»). Подробней см. Серебряный век… … Википедия

    Серебряный век - (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: ул Восстания 13 … Каталог отелей

    Серебряный век - (Таруса,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица Маяковская 5, Таруса … Каталог отелей

    Серебряный век - (Суздаль,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Гастева 28 Б, Суздаль, Россия … Каталог отелей

    Showcase #4, октябрь 1956 года. Первое появление новой версии Флэша. Данный комикс считается началом Серебряного века комиксов. Художники Кармине Инфантино и Джо Куберт Серебряный век комиксов (англ. Silver Age of Comic Books) название … Википедия

    - … Википедия

    Эпоха расцвета русской культуры рубежа 19–20 вв. (1890 е гг. – 1917), преемницы блистательного пушкинского «золотого века». Термин «Серебряный век», по словам тех, кто ввёл его в обиход (поэт Н. А. Оцуп, философ Н. А. Бердяев, критик… … Художественная энциклопедия

    Серебряный Век - период в истории рус культуры, хронологич. связываемый с нач. 20 в., совпавший с эпохой модерн. Выражение было впервые употреблено в 1928 Н. Оцупом, соотнесено с выражением золотой век, к рым часто называли пушкинскую эпоху, 1 ю треть 19 в. Чаще … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - … Википедия

Книги

  • Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX XX веков. В 3-х томах. Том 1: А-И , Фокин Павел Евгеньевич, Князева Светлана Петровна. Серебряный век. Казалось, он навеки погрузился в пучину забвения. В новой социалистической действительности XX века ему не было места даже в памяти историков культуры. Его страсти, духовные…

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Период с конца 19 века до большевистской революции 1917 года принято называть ренессансом в русской культуре или же «Серебряным веком», с подачи Николая Бердяева. К началу 20 века в России наметился глубокий и затяжной кризис существующей власти, общественно-политическая жизнь бурлила, что не могло не сказаться и на жизни культурной. В это время начался небывалый интеллектуальный подъем, который наиболее ярко проявился в русской философии и в поэтическом творчестве. Границами серебряного века можно условно назвать 1880 и 1920 года. Эта эпоха рубежа двух веков была напряжённой и мучительной в истории России, что и наложило отпечаток на всю поэзию этого периода. В эпоху серебряного века работало несколько поэтических мастерских, которые воплощали принципы и идеи определённого литературного направления. Однако все они развивались в одном общем стиле модернизма, цель которого – создание новой поэтической культуры, способной духовно возродить человека и преобразить этот мир. Конец XIX - начало XX в. в России - это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связано возникновение символизма – часть модернизма, 1 стадия.

Символизм – одно из самых ярких направлений в русской поэзии серебряного века. Символисты пытались постичь тайны мироздания через некие символы, которые могли иметь сразу несколько прочтений. Постулаты русских символистов – мир есть хаос, общество хаос, который несет катастрофу всему (уничтожение); необходимо познать, как выжить в хаосе. Все, что есть в мире – символы, все остальное – временное и бренно (материально). Старшие символисты - Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Иванов, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт. В конце 90-х годов возникает вторая волна символистов, ее лидер В. Соловьев – выдвинувший теорию вечной женственности (женское начало мира вернет или подарит миру новую гармонию). Его теорию развивали А. Блок и А. Белый. Не всех поэтов серебряного века устраивал символизм в качестве поэтического направления – стали появляться новые течения и школы.

Акмеизм – Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий, В. Кузьмин (основателем русского акмеизма считается Н. Гумилев). Постулаты русского акмеизма – мир безобразен, лишен гармонии, но, несмотря на ужасное состояние мира, человек должен оставаться человеком и встретить гибель достойно. Весь мир – материален, только человек способен на творчество, духовность – особая сфера человека. В стихах много предметности. Поиск новых поэтических самовыражений не закончился с созданием школы акмеизма – некоторые поэты нашли для себя новое течение, которое получило название футуризма.

Футуризм пропагандировал себя как искусство будущего, поэты этого направления пытались разрушить культурные традиции и стереотипы. Взамен они предлагали технику урбанизма, за которым видели будущее в поэзии. В рамках футуризма действовало сразу несколько ответвлений – В. Маяковский (кубофутуризм - создавал экспрессивные и грубоватые по своей звукописи и рифме стихи, которые должны были пробудить народ, донести до него правду), И. Северянин (эгофутуризм - смело использовал в своих стихах неологизмы, но его стихи обладали небывалой музыкальностью и певучестью, что отличало их от творчества остальных футуристов), Крученый, В. Хлебников, Д. Бурлюк. Постулаты русского футуризма – мир есть хаос, он будет разрушен, не просто разрушен, а разрушен нами самими, и после разрушения мы построим новый мир и создадим гармонию; от акмеистов – мужественно и достойно встретить гибель. В футуризме человек = творец = активный борец.

Имажинизм - менее известное литературное направление, которое создавало лирические образы с помощью целой серии метафор. Крупнейший и самый известный представитель этого направления – С. Есенин.

В целом, явление русского модернизма носит позитивистский характер. Но, русской поэзии серебряного века были также свойственны несколько упаднические настроения, которые как раз были следствием рубежа веков, ассоциирующегося с гибелью мира, всеобщим мировым упадком, обречённостью и концом света. Такой тип сознания назывался декадансом, который явно проявлялся в стихах того времени мотивами уныния, пессимизма и безнадёжности.

Русский декаданс (упадничество) – часть русского символизма - Д. Мережковский, Хадасевич, З. Гиппиус; тупиковая ветвь модернизма; декаденты абсолютизировали понятие конца света – все можно, нет ничего запретного. Многие обращаются к мистике и потустороннему, поиск сатаны в творчестве. Воплощали все постулаты и в обыденной жизни. Они, по сути, согласились с катастрофой.

8.Русская проза первой половины 20 века (Послеоктябрьский период). С первых же дней после октябрьских событий решительно и резко отвергли революцию такие художники, как И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л. Андреев, Д.С.Мережковский и З. Гиппиус, А. Толстой, А. Аверченко и другие. Многие из них впоследствии эмигрировали. Мы уже упоминали о публицистическом дневнике Бунина, который он окрестил "Окаянные дни" (1918-1919); не менее определенной была оценка Октябрьской революции в "Петербургских дневниках" З. Гиппиус, которые она вела в 1914-1919 гг. и опубликовала уже в эмиграции. Самым ярким явлением литературного процесса 1917-1921 гг. стал знаменитый "триптих" Блока: "Двенадцать", "Скифы", статья "Интеллигенция и революция". Поэзия и публицистика, очерковая литература являлись ведущими жанрами того времени. Первые романы появились только в 1921 г.: "Два мира" В. Зазубрина и "Голый год" Б. Пильняка. Роман-антиутопия Е. Замятина "Мы", в которой писатель с небывалой проницательностью распознал будущую модель тоталитарного общества, в Советской России появиться не мог и был опубликован в эмиграции. Но главное место в прозе занимали очерки, репортажи, рассказы: цикл очерков А. Серафимовича "Революция. Фронт и тыл", публицистика и очерки Д. Фурманова, рассказы А. Неверова "Красноармеец Терехин", "Марья-большевичка". Публицистика преобладает и в творчестве антибольшевистски настроенных писателей; кроме Гиппиус, Бунина, отчасти Горького можно назвать серию антибольшевистских памфлетов И. Эренбурга, статьи Л. Андреева и др.

1921-1929 годы были в целом весьма плодотворным периодом в истории русской советской литературы, хотя уже в это время наметились первые признаки сопротивления свободе литературного самодвижения (середина 1921 г. _ смерть А. Блока и расстрел Н. С. Гумилева; август-ноябрь 1922 _ высылка инакомыслящих философов, литераторов, научных деятелей за границу; 1924 _ закрытие ряда "неофициальных" журналов). Несмотря на все эти явления, литература 1920-х годов сохраняла многообразие творческих направлений и группировок, редкое жанровое и тематическое богатство. Главный смысл, пафос литературного движения 1920-х годов заключался в поисках новых путей, новых форм. Модернистские течения взаимодействовали с реалистическими. В прозе 20-х годов на стыке модернизма и реализма получил развитие орнаментальный стиль, насыщенный особой экспрессией, метафоричностью; он так или иначе отразился в "Железном потоке" А. Серафимовича, "Голом годе" Б. Пильняка, в "Падении Даира" А. Малышкина и др. Стилистические искания писателей-"орнаменталистов" соприкасались с западноевропейской литературой "потока сознания "; имели они и российские истоки, восходящие к символистской прозе. Многообразие выразительных и изобразительных средств языка и стиля, изобретательность в композиции и сюжетной организации произведения, полная свобода творческой фантазии _ все это заслуженно принесло двадцатым годам славу времени "великого эксперимента" и выдающихся художественных произведений. В прозе - это книги М. Булгакова («Роковые яйца», «Дьяволиада») , М. Горького, М. Зощенко, А. Платонова, И. Бабель («Красная армия»), Б. Пермяк (Повесть непогашенной луне), К. Паустовский, А. Грин, А. Беляев, Обручев, Н. Тихонов, Оленников, Фадеев, Фурманов.

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принимается постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", в котором одним административным махом ликвидируются все творческие направления и группировки, все виды плюрализма в литературе и искусстве. Была ликвидирована и РАПП, ибо она, являясь верным сталинским рычагом управления литературы, все же обладала некоторой самостоятельностью. Началась подготовка к созданию Союза советских писателей и необходимого для этого Первого съезда писателей, на котором был провозглашен директивный социалистический реализм как основной метод советской литературы. Провозглашен новый тезис, с которым должна соглашаться литература – главный герой – труд.

30-е годы литераторы вне социального реализма – Шолохов («Тихий Дон»), Булгаков («Мастер и Маргарита», «Записки покойника», «Бег»), А. Толстой («Петр 1»), Ильф и Петров («12 стульев» и «Золотой теленок»), Б. Пастернак («Доктор Живаго»), Шмелев («Лето Господне»), Набоков («Машенька», «Дар», «Приглашение на казнь»).

С 30-х годов, когда соцреализм становится официальным методом советской литературы, начинается превращение настоящей, живой литературы в литературу "казенную". Наиболее последовательно эстетика соцреализма находит свое воплощение в так называемой производственной прозе. В романах и повестях Ф.Гладкова "Энергия", Ф.Панферова "Бруски", М.Шагинян "Гидроцентраль", Ю.Крымова "Танкер Дербент", В.Катаева "Время, вперед!" предметом изображения стал, по призыву М.Горького, труд, деловые отношения рабочих и крестьян. Духовная жизнь персонажей оставалась вне поля зрения писателей; правда времени в этих романах и повестях заметно отступает перед мифами социалистической идеологии.

Серебряный век в русской литературе

Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком является столетие XIX, и всеми корнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А.С.Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагического психологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами, 90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы.

Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собой явление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы нынешнего столетия.

Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимацией душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.

Вся поэзия “серебряного века”, жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками.

Однако, иногда говорят, что “серебряный век” – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. “Серебряный век” находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете.

Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. И хотя мы зовем это время "серебряным", а не "золотым веком", может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

“Серебреный век” – большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших, любимых писателей начала XX века. В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.

“Школьное литературоведение” для полноты картины добавляют и названный список М. Горького и целый ряд писателей “знаньевцев”

(художников, группировавшихся вокруг горьковского издательства “Знание”).

При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия “литература конца XIX – начала XX века”.

Поэзию серебряного века можно разделить на несколько основных течении такие как: Символизм . (Д. Мережковский,

К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый), Предакмеизм. Акмеизм .(М. Кузьмин, Н. Гумилев,

А. Ахматова, О. Мандельштам),

Крестьянская литература (Н. Клюев, С. Есенин)

футуристы серебряного века (И. Северянин, В. Хлебников)

СИМВОЛИЗМ

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы” (1904 – 1909).“Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам” .

Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих создателей – Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать “своими” Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым “испуганным соглядатаем жизни”, Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал “предчувствием символа символов – Вечной Жен-ственности” в.

С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”". Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями”, – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн”, которые помогают человеку выйти к свободе".

Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.

Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения:

Я вижу новый бой во имя новой воли!

Ломать – я буду с вами! строить – нет!

Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.

Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни.

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953). Наиболее значительные его произведения той поры – повести “Деревня” (1910) и “Суходол” (1911).

1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-политической жизни России.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.– это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов – А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов,"А. Блок и др.

В основе платформы “младших” символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности.Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – “...создание вселенского духовного организма”, что художественное произведение это – изображение предмета и явления “в свете будущего мира”, с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, “соединение вершин символизма как искусства с мистикой”.

Признание, что существуют “миры иные”, что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского “О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы”. Это – “...мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”.

Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника:

Моя мечта – и все пространства,

И все чреды,

Весь мир – одно мое убранство,

Мои следы

(Ф. Сологуб)

“Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой”, – призывает К. Бальмонт. Призвание поэта – связать мир реальный с миром запредельным.

Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч. Иванова “Средь гор глухих”:

И думал я: “О гений! Как сей рог,

Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах

Будить иную песнь. Блажен, кто слышит”.

А из-за гор звучал ответный глас:

“Природа – символ, как сей рог. Она

Звучит для отзвука. И отзвук – бог.

Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук”".

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.

Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вяч. Иванова, “сухие пустыни по-зора” у А. Белого и у него же: “День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката”. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”.

Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название "Серебряный век" дано по аналогии с "Золотым веком" (первая половина XIX века), термин ввёл Николай Оцуп. "Серебряный век" протекал с 1892 до 1921 годов.

Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было до, и от того, что настало после. Эта эпоха длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и семнадцатым годом нашего столетия.

Никто, кроме, пожалуй, некоторых литературоведов, не говорит о понятии "серебряный век" как о научном термине. Это понятие не столько филологическое, сколько мифологическое. Так оно понималось Н. Оцупом, Н. Бердяевым, С. Маковским и другими, теми, кто впервые вводил его во всеобщий обиход. Сами участники этого расцветшего, но загубленного российского ренессанса сознавали, что живут в пору культурного и духовного возрождения.

Контраст между серебряным веком и предшествующим ему безвременьем разительный. И еще разительней этот контраст и прямо-таки враждебность между серебряным веком и тем, что наступило после него, - временем демонизации культуры и духовности. Поэтому включение в серебряный век двадцатых и тридцатых годов, как это все еще делается, - невольный или подневольный черный юмор.

Нельзя безапелляционно указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря серебряного века. Был ли это журнал "Мир искусства", или возникший ранее "Северный вестник", или сборники "Русские символисты". Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря серебряного век занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер "Мира искусства", новая романтическая эстетика сложилась и оформилась.

Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан серебряный век, но сама эпоха кончилась. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности - каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и некоторые объединения - как, например, Дом искусств, Дом литераторов, "Всемирная литература" в Петрограде, но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.

Серебряный век эмигрировал - в Берлин, в Константинополь, в Прагу, в Софию, Белград, Гельсингфорс, Рим, Харбин, Париж. Но и в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу, несмотря на изобилие талантов, он не мог возродиться. Ренессанс нуждается в национальной почве и в воздухе свободы. Художники-эмигранты лишились родной почвы, оставшиеся в России лишились воздуха свободы.

Если границы эпохи могут быть установлены отчетливо, то определение содержания серебряного века наталкивается на череду препятствий. Кто из современников Бальмонта, Брюсова, З. Гиппиус, Мережковского, А. Добролюбова, Сологуба, Вяч. Иванова, Блока, Белого, Волошина, М. Кузмина, И. Анненского, Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Ходасевича, Г. Иванова принадлежит к серебряному веку?"По-настоящему мы не знаем даже имен", - говорил Ходасевич, размышляя о границах символизма.

Но символизмом, хотя он и был важнейшим феноменом эпохи, ее содержание не исчерпывается. К ней вместе с символизмом принадлежат и декадентство, и модернизм, и акмеизм, и футуризм, и многое другое.

Иногда говорят, что серебряный век - явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях - Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Гюисманса, Стриндберга, Ибсена, Метерлинка, Уитмена, д"Аннунцио, Готье, Бодлера, Эредиа, Леконта де Лиля, Верхарна. Русский ренессанс хотел увидеть все стороны свет и заглянуть во все века. Никогда еще русские писатели не путешествовали так много и так далеко: Белый - в Египет, Гумилев - в Абиссинию, Бальмонт - в Мексику, Новую Зеландию, на Самоа, Бунин - в Индию.

Экстенсивность, с проявления которой и начались новые веянья, переросла в интенсивность новой культуры вместе с ее возвращением к родной почве. "Славянофильские" интересы этого поначалу столь западнического век сказались многосторонне, но мощнее всего проявились в двух направлениях. Во-первых, в открытии русского художественного и духовного наследия недавнего прошлого и, во-вторых, в глубоком художественном интересе к своим собственным корням - к славянской древности и русской старине. Были по-новому прочтены и заново открыты писатели и поэты недавнего прошлого: Фет, Тютчев, Григорьев, Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Баратынский. Возник интерес к славянской мифологии и русскому фольклору. Это проявилось и в музыке Стравинского, и в живописи Кустодиева, Билибина, Васнецова, Рериха, Нестерова.

Мы смотрим на серебряный век как на некоторое единство, в чем-то загадочное и не объясненное до конца. Это единство предстает как освещенное солнечным сиянием творческое пространство, светлое и жизнерадостное, жаждущее красоты и самоутверждения. В нем есть утонченность, ирония, поза, но есть и проблески подлинного самопознания. Сколько света по сравнению с пасмурной погодой безвременья восьмидесятых годов, какой контраст с тем, что было до, и с тем, что настало после. И хотя мы зовем это время серебряным, а не золотым веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

В тот динамичный период новые художественные поколения заявляли о себе даже не через десятилетие, но чаще. На протяжении короткого серебряного века в литературе, например, проявило себя фактически четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в шестидесятые - начале семидесятых годов), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское (родившиеся около 1886-го), и наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Иванов, Г. Адамович, М. Цветаева, Рюрик Ивнев, С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Маяковский, В. Шершеневич и другие.

Никогда еще формы общения между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Значительная часть творческой энергии серебряного века ушла в кружковую общественно-художественную жизнь. Связи между поэтами, писателями, художниками, артистами, философами оказались столь многосторонними и насыщенными, что уникальность этой эпохи поддерживается не только значительностью созданных произведений, но и концептуальными и личностными противоречиями, примерами дружбы-вражды. Искусство серебряного века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями - гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и бесами. Здесь и спокойное донкихотство Сологуба, и вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося Бальмонта, и стихийная "черная музыка" Блока, и надменная холодность Брюсова, и порывистые метания Белого, и архаический интеллектуальный эзотеризм Вячеслава Иванова, и гениальная предприимчивость Дягилева, и бодлерианство Эллиса, и трагическое безумство Врубеля. Размах маятника в этой эпопее, в этой коллективной божественной комедии, широк: от бездны метафизической и космической до бездны игрушечной и миниатюрной, от настоящей крови до клюквенного сока, от заигрывания с бесами до экстатического религиозного прозрения.

Одним из ведущих деятелей русского символизма является Андрей Белый.