Русы и славяне, или русь глазами мусульман. Русы, росы и роуши

Тщательное же изучение рассмотренных выше источников открыло очень много интересного. В «Повести временных лет», строго говоря, сказано, что племя русь – это не скандинавы, а варяги. Последних же, правда, принято считать северными германцами, но… ни о каких русах в Скандинавии больше никто не пишет, что само по себе весьма странно, а в византийском Варангском корпусе наёмников первый скандинав – исландец, известный даже по имени, появляется только в 1034 г., то есть довольно поздно. До него скандинавов в этом корпусе варягов не было!

Значит, как минимум, варяги – не только скандинавы. Видимо, они, как и полагают некоторые учёные – просто «поморяне», жители побережья Балтийского моря, а здесь жили и славяне, и балты, и финно-угры. «Нордманны» же буквально – «северные люди», а таковыми для происходившего из Италии Лиутпранда Кремонского были и славяне. Таким образом, и «варяги», и «норд-манны» («норманны») – термины географические, а вовсе не этнонимы (названия народов).

Росские названия днепровских порогов у Константина Багрянородного только с огромной натяжкой можно попытаться вывести из скандинавских языков. Зато они неплохо объясняются… из осетинского! Осетины же потомки древних алан, а аланы – часть сарматов, их название – более позднее отражение слова «арии»: «р» с течением времени перешло в «л».

Русы же как «вращающие весло», «гребцы» вообще оказались… плодом реконструкции! Это предполагаемое, как бы «восстановленное» учёными слово, не отражённое ни в одном источнике. Ни в сагах, ни в рунических надписях на камне и металле, ни в каких-либо иных памятниках древности, которые в буквальном смысле слова можно потрогать руками, его нет. Исследователь, разумеется, волен предполагать, но строить на одном предположении другое весьма рискованно. По крайней мере, считать реконструкцию твёрдо установленным фактом нельзя.

Рассматривая данную проблему, оказавшуюся грандиозной головоломкой со множеством неизвестных, мы попытались найти ответ на следующий вопрос: а что означали слова с корнем (или корнями) «рос» и «рус» в диалектах русского языка и в фольклоре, а также в отечественных и иностранных письменных источниках? Итак, запомним: у арабов и Лиутпранда Кремонского название Руси смешивали с обозначением красного цвета. В русских же диалектах «русью» порой называли рожь. На первый взгляд, просто как «русский злак», «злак, из которого русские пекут хлеб». Но так ли это? Оставим пока этот вопрос без ответа, и вспомним фольклорное, сказочное обозначение чудовища днепровских порогов – «Рус». Далее обратимся к былинам: здесь «русь» - не только название страны, но и «рост» («Конь же Ильюшин во русь пошёл…»).

Росская митрополия Церкви оказалась находящейся не на Руси (!) и по-явилась она раньше, чем Крещение Руси (!) Это Тмутараканская земля и во-сток Крыма, где множество древних названий с корнем «рос», а город Росия, центр этой митрополии, по всей видимости, - сам Корчев (Керчь). Потому, окончательно запутавшись, арабо-персидские авторы, из которых в X в. в Во-сточной Европе посчастливилось побывать только одному (!), никак не могли примирить столь разные сведения о русах. Интересно, что Куйаба (Киев) у них мог находиться не только на Руси (!), а латиноязычные средневековые тексты Западной Европы почему-то постоянно путают древнерусское государство и остров Рюген, прославленный воинственностью своих жителей-мореходов и огромным и наиболее авторитетным в регионе святилищем бога Святовита – Арконой, так что даже княгиню Ольгу они объявили королевой ругов. По-пытки же «вычислить» «остров русов» едва ли вообще могут рассчитывать на какой-либо успех: в оригинале стоит многозначное арабское слово «аль-джазира», которое могло обозначать не только остров, но и полуостров, и водо-раздел. Восточная же и Центральная Европа буквально изобилует реками, а значит, и островами, и полуостровами, и водоразделами.

Русские летописи знают «Русь в широком смысле» - всю территорию древнерусского государства, и «Русь в узком смысле» - Киев, Чернигов, Переяславль Русский, Курск, то есть Среднее Поднепровье. Ни Древлянская земля, ни – позже – Новгородская земля, хотя там много названий с корнем «рус», например, та же Русса, ни Псков, ни Владимиро-Суздальская Русь, Смоленск, Галицко-Волынские земли, ни Муром и Рязань в эту «Русь в узком смысле» не входили. Потому из Новгорода или Смоленска можно направиться «в Русь», а также можно выйти «из Руси» в Новгород и Смоленск, Галич и Перемышль, Ростов Великий и Суздаль, что само по себе способно потрясти современного человека. Археологически, однако, «древности русов» на Среднем Поднепровье VI-VII веков н.э. оказались разнородными, но можно ли на основании этого игнорировать такие поразительные факты?

Если иметь в виду, что перед нами именно НЕСКОЛЬКО корней и НЕ-СКОЛЬКО смыслов, лишь позднее смешавшихся в сознании людей того вре-мени (конец I тыс. н.э.), потому что они были чрезвычайно престижными, можно, как нам кажется, понять, кем же были изначальные русы и изначаль-ные росы.

Особо отметим: русы и росы оказываются более древними, чем славяне как таковые – когда они окончательно формируются как ветвь индоевропейцев. Но нельзя не учитывать и ещё одного обстоятельство: языки и культура индоевропейцев, по крайней мере, некоторых из них, разошлись между собой гораздо меньше, чем сейчас, и порой смысл ряда слов был ясен и без того, что мы бы назвали «переводом». Пожалуй, наиболее яркий пример: «кънядзь» («князь»), «конъ» («община», отсюда – тот или иной конец города, села, например, Копырев конец в Древнем Киеве), древнескандинавское konung («король»), kona (в древнеисландском - «жена»), английское king («король»), ибо в русском свадебном обряде первобрачные князь и княгиня (жених и не-веста) – основатели нового рода (общины).

1. Начнём с самого простого и вспомним Ильюшина коня из былины: русы – это «наливающиеся неудержимой мощью». Как показали исследования языковедов, в дохристианские времена у славян понятие святости было соединено в сознании именно с таким неудержимым ростом, в частности, у пробивающего практически любую преграду ростка, что всегда потрясало древних индоевропейцев – не только славян, земледельцев, благоговеющих перед зерном и хлебом. Поэтому имя «Ростислав» - своего рода «перевод» более древнего имени «Святослав».

2. Древнее индоевропейское название ржи имеет тот же корень, что и название острова Рюген: «разрывающая». Это сорняк, прибившийся к человеку, который «разрывал» полосы посаженной пшеницы. Только осваивая более северные области, человек обратил внимание, что здесь более стойкая рожь может оказаться намного полезнее. Рус, обитающий в недрах Днепра, - тоже изначально просто «разрыватель». Рюген же на рубеже эр населяло германское по языку и культуре племя ругов, переселившееся в V веке в Среднее Подунавье и ославянившееся здесь. Другая их часть ославянилась на самом острове. В X веке часть их потомков уходит с Дуная в район Киева. Вот так можно обнаружить Рюгена с Киевом, что уже с трудом понимали в Западной Европе. Так русы появляются здесь – в землях росов.

3. Появление в Среднем Поднепровье «Руси в узком смысле» вовсе не случайно. Это явление весьма древнее: X-XIII вв. заполнены страшной враждой Киева и Чернигова, которые пролили целые реки крови. Вначале Киев сжёг едва ли не все крупные города будущей Черниговской земли и вынудил к бегству на север, в непролазные вятичские леса, массу местного населения. Затем Чернигов трижды взял штурмом и на полное разграбление Киев. Тем не менее, это вражда внутри какого-то древнего «ядра», междоусобицы общностей, не успевших забыть о каком-то дремуче-древнем единстве. Изначальные же росы, по крайней мере, здесь, - это постепенно растворившиеся в славянах

неславяне, давшие название и городу Росия, и Росской митрополии, более древней, чем Киевская. Их название, судя по всему, восходит к названию рок-салан – «светлых (смысловой перевод – скорее «царственных») алан». Стоит и подумать, только ли ошибка вкралась в греческий перевод Ветхого Завета? Не связано ли обозначение Роша как имени собственного с деяниями скифов (другая группа ариев), которые, как писал Геродот, 28 лет господствовали в Передней Азии? Мощь же далёких алан также была хорошо известна и в Греции, и среди образованных людей Ближнего Востока, с которыми, может быть, консультировались переводчики, создатели текста так называемой Септуагинты (греческий перевод с древнееврейского).

Вспомним теперь о Киеве, который находится, если верить некоторым арабо-персидским авторам, не на Руси. Этот парадокс также непонятен без осознания вторичного родства языков славян и ариев. Кий – воплощение бога грозы, это славяно-арийское имя-титул. Вспомним древних шахов Ирана Кей-Хосрова, Кей-Кувада. На землях Славянского Мира Киевов известно не менее шестидесяти. Интересно, что и сейчас в Южной Герцеговине существует го-родок Киево.

4. Русов как «красных» легко понять при обращении к собственно индийским материалам: в великой эпической поэме Древней Индии «Махабхарате» главные противники перед решающим поединком натираются красной сандаловой пастой. Таким образом, русы – «обагрённые в сече», то есть «великие воины». Но, может быть, перед нами – арийская, а не славянская символика? Однако, и сентябрь до введения христианства и, соответственно, чужеземного названия месяцев назывался у САМИХ древних славян «руен» или «рюен», т.е. «месяц красных листьев».

5. Однако, наш анализ будет неполным, если мы не сопоставим Новгородскую I летопись старшего и младшего изводов. Это одна из наиболее древних и интересных летописей, возможно, сохранившая некоторые тексты, более древние, чем сама «Повесть временных лет». Здесь под 1104 г. «русский» заменяется словом «сурьский». Можно было бы подозревать простую описку,

однако, в древнем произведении древнерусской литературы - «Сказании о 12-ти драгоценных камнях на наперснике первосвященика» - некая страна «Утренняя Варвария» тождественна «Сурьской Скифии», причём тут же пояснено, что это северная страна, где живут венеды (иное название славян). Если появление здесь названия Скифии – наследие античной Греции, то «Утренняя Варвария», она же, судя по всему, «Сурьская Скифия», - наследие совсем иной традиции, вовсе не византийской. Связь с древнеиндийским богом Солнца Сурьёй напрашивается сама собой. Итак, самоназвание «Русь» было синонимично слову, обозначающему Солнце. «Люди Руси», соответственно, - «люди Солнца». Что же касается прилагательного «сурьский», то это было, похоже, именно заимствование слова, а не представлений. Последние же на поверку оказываются относящимися не только к восточным славянам. Согласно источнику, вышедшему из совсем иной традиции – чешской хронике Мариньолы XIV в. – солярное происхождение имели все славяне, в частности, чехи. Создатель хроники, итальянец на службе у великого чешского короля Вацлава (по-русски было бы «Вячеслав»), ставшего императором Священной римской империи, но внимательно относившегося к славянской самобытности, явно за-писал то, что ему рассказывали местные информаторы.

Таким образом, русы и смешавшиеся с ними в сознании людей того времени росы – это обозначения, которые считались наиболее почётными в те суровые времена. Это «наливающиеся неудержимой мощью», «великие воины», «обагрённые в сече», «разрыватели», «люди Солнца». Среди них были потомки и славян, и ариев, и даже германцев. Русь-Россия – это удивительное название, и удивительная страна, соединившая Славянский Мир и Арийский Мир, и нам, потомкам древних русов, необходимо быть достойными этого славного имени

Фото из открытых источников

Кто же такие русы, или росы, или Русь? Обычный ответ: то ли народ, то ли некая социальная группа. А кто по этнической принадлежности? Опять ступор: то ли германцы, то ли скандинавы, то ли славяне, а то и кельты. Всё бы хорошо, да вот не знают русов ни этнография, ни история. А вот средневековой историографии русы знакомы очень хорошо. Но как знакомы? Такое впечатление, средневековые авторы вместе дружно решили поиздеваться над потомками. Так кто же они были, русы?

Итак, посмотрим.

Византия: для греков росы (только так) это явно население всей Древней Руси, которое нападает на империю или торгует с ней. Почему писали именно "народ рос", тут авторитет Библии сыграл роль, ибо сказано у пророка Иезикиля "к Гогу в земле Магог, к князю Роша, Мешеха и Фувала" (то что Гог - это вполне известный греческим книжникам лидийский царь Гигес, то греки про это даже не подозревали). Правда, у Константина Богрянородного есть оговорка: росы - торгуют с Византией: "Славяне же, их пактиоты (данники): кривитеины, лендзанины и другие Славинии - рубят моноксилы в своих горах во время зимы...", то есть русы и есть славяне, причем славяне подчинены русам. Русы - собирают налоги и торгуют с Византией, а славяне платят налоги и продают корабли русам. Вот только вопрос возникает: А рубили корабли славяне бесплатно? В набегах на империю они принимали участие и их тоже греки тогда называли русами.

Европейцы: тут они едины во мнении: русы - это народ, населяющий государство Русь. Ученый итальянец Лиутпранд пишет прямо: "Ближе к северу обитает некий народ, который греки по внешнему виду называют русиями, мы же по местонахождению называем норманнами. Ведь на немецком языке nord означет север, а man – человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами". Если византийцы определили русов как росов из Библии или скифов, то европейцы попытались натянуть русов на античную географию, соотнеся русов с ругиями или рутенами.

Арабы: эти различают русов и славян. Русы нападают на славян, облагают данью и продают славян в рабство, а так же торгуют с Византией, Халифатом и Хазарским каганатом, а иногда и воюют. Здесь они солидарны в разделении славян и русов.

Скандинавы. Тут начинается самое забавное. Саги не знают никаких русов! Точнее, знают, но уже уже в поздних географических сводках, начиная с 12 века. И на себя этот термин никогда не примеряли. Хотя им сам Бог велел!

Итак, для соседей Руси русы - то ли весь народ страны, то ли правящая верхушка. В общем, они сами путались. Виноваты в путанице, наверное, сами наши предки. Вероятно на вопрос иностранца: "Ты кто и откуда?", наши бравые предки отвечали: "Я из рода русского, из Руси". Вот ломай иностранец голову над таким ответом, и нам заодно головной боли добавили.

А что сами наши предки думали про это? Хочу отметить, что русские источники никаких русов не знают - они знают только русь. Русы - это уже поздняя конструкция, не имеющая к исторической руси никакого отношения. Поэтому те, кто сейчас называет себя русом может с таким же успехом называть себя эльфом или гоблином.

Повесть временных лет (ПВЛ, далее) сразу же заявляет в рассказе о призвании варягов: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти". Казалось бы, всё ясно, что русь - это скандинавский народ. Но вот незадача - нет и никогда не было такого народа в Скандинавии. Призвали славяне и финно-угры датского конунга Рерика и его дружину (или какого-то плабского князя с Рюгена, в данном случае это не важно). Про датчан помнил немецкий хронист Титмар Мерзебургский, который в ремарке о Киеве писал: "до сих пор ему, всему тому краю, силами спасшихся бегством рабов (*тут обыгрывается этноним славяне и латинское слово sclavus – раб), более всего (силами) стремительных данов (удавалось) противостоять разорительным (набегов) печенегов...". Под "стремительными данами", автор явно имеет потомков Рюрика.

Но в Дании нет народа русы, как нет их среди западных славян. А значит, русами звали дружину Рюрика и их потомков. И это не единственный случай такого именования скандинавской дружины. В 844 г. какие-то ар-рус из страны Маджус (библейская страна Магог, то есть некая северная страна) напали на арабскую Испанию. Когда арабы стали выяснять, кто это, то оказалось, что это норвежцы конунга Тургейса из Ирландии. Но мы не знаем в Ирландии или Норвегии народа русы. А раз арабские хронисты написали, что были именно русы, то значит это так могли назваться только пленники.

За несколько лет до этого, в 839 г., ко двору франкского императора Людовика Благочестивого явились некие посланцы, "утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос, король их, именуемый хаканом...". Когда стали разбираться, то оказалось, что это шведы. Тут данные подтверждаются глухими сведениями русских летописей: "В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. … В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть...". Но дело было сложнее, чем в летописях. Скорее всего, шведов пригласили на княжение ради борьбы с Хазарским каганатом, потому что титул правителя каган, значил претензию на императорскую власть в регионе, а каган в то время мог быть только один. Следовательно, эти шведы со своей задачей не справились и были отправлены в отставку всеобщим славянским восстанием, в ходе которого дотла сгорели Ладога и Псков.

Итак, русь - это явно скандинавский термин, потому что в источниках (арабских немецких, русских) он появляется только в связи со скандинавскими народами. И опять некая двойственность: с одной стороны - это дружина, с другой стороны - это название народа.

Но и как название народа, русь выглядит странно. Оно при каких-то обстоятельствах просто вытесняет первоначальное именование народа. Так в этнографическом описании ПВЛ выдает "В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы". А где славяне? Их нет - их заменили русские. Русы - заменили название всего славянского населения Руси в XII в., хотя в IX-Х в. византийский император и арабские авторы четко разделяли русов и славян.

Но и дальше ПВЛ удивляет. "И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене". (*Для автора ПВЛ варяги и русь - это синонимы). Согласимся, что название Русь могли принести принести скандинавы, но как славян переделали в варягов? Но обратим внимание, что это за новгородцы. До 30-х гг. Х в. Новгорода не было. На его месте находились несколько рыбацких поселений, как славян, так и финно-угров. Где-то в 30-х гг. князь Игорь решил основать здесь новый город (даже над названием голову не ломал) и сделать его центром севера Руси вместо Ладоги. А дальше произошел чистый синойкизм, известный из античной истории. Несколько разноэтнических поселений были объединены в единый полис со своим гражданским коллективом и общим новым культом из трех божеств. Итак эти люди стали новгородцами и русами.

Отсюда можно предположить, что Русь - это не этноним, а название формы организации коллектива. Причем как небольшого, вроде дружины, так и многотысячного в форме городского коллектива и даже государства.

Интересно, что термин Русь даже вытеснил термин поляне. "А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский". Поляне - это племенной союз. И кстати, тоже полиэтнический (недаром автор ПВЛ пишет "хоть и полянами назывались, но речь была славянской", то есть местное население было полностью ассимилировано славянами). Когда славяне пришли на Днепр, там уже проживали ираноязычные племена. И даже Киев основали иранцы, потому что имена Кий, Щек, Хорив - это не славянские имена. Иранцы были культурным народом, превосходя в этом славян, который выглядели по сравнению с ними чистыми дикарями. В результате объединения в единый племенной славяно-иранский союз, поляне быстро прогрессировали и обогнали остальные славянские племена в социальном и экономическом развитии, став локомотивом Руси. Обратим внимание, что автор ПВЛ ясно говорит, что сам термин русь - скандинавский.

И вот наблюдаем еще одну черту термина русь - это разноэтнический коллектив. Ведь и дружины скандинавов, особенно вне Скандинавии вполне могли принимать воинов других народов. Кстати, на счет Ирландии это подтверждается. Там были ренегаты, которые шли на службу викингам, за что их ненавидели остальные ирландцы.

"Русская правда" - юридический документ XI в. говорит о русинах и "словенинах": "Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или cловенин, то 40 гривен уплатить за него". Если купцами, изгоями, дружинниками (гридины и мечники) и полицейским чином ябедника всё ясно, то кто такие славянины и русины? В "Правде" они равны - вира стоит 40 гривен. Русины и славянины - люди свободные (за раба вира - 5 гривен). Можно думать, что перед нами известное по иностранным источникам деление на русов и славян. "Славяне же, их (росов) пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии...", пишет Константин Багрянородный. Словенины - это славянское население Руси. А русины?

Суффикс -ин в русском языке обозначает принадлежность к чему-то или кому-то. То есть русин - принадлежащий к руси.Таким образом, русины - это пришлое население, появившееся вместе с Рюриком. Напомню, что в IX-X вв. славяне жили родовыми общинами, судивших по древним родовым законам. Рюрик и государственный аппарат в родовые нормы не вписывались. "Правда" и понадобилась, чтобы ввести государственный аппарат в правое поле Руси. В ПВЛ русины противопоставляются как договаривающиеся стороны населению Византийской империи - христианинам или гречинам, так же как в "Правде" словянинам. Можно сделать вывод, что русины - это не только потомки Рюрика и его дружины, но и люди, которые присоединились к руси, не важно какой национальности. В первую очередь в городах. До Х в. на Руси настоящих городов, то есть полисов с городским коллективом не было. Этот процесс начался только с появлением государства, когда люди начали отрываться от родовых общин и селиться укрепленных торгово-ремесленных центрах, обслуживая дружину и купцов. За сто лет городские коллективы увеличились, окрепли, организовались обретя самоуправление и городские культы языческих божеств, превратившись политическую и экономическую силу. Причем, государство само создавало городские коллективы. Итак, русины - это горожане. "Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене" (ПВЛ). Название русины означает "принадлежащий государству" и не входящие в состав старых племен. Включение городов в состав государства был первым шагом образования государства: князья и Рюрик защищали интересы племен, а племена платили дань и все были довольны договором (пактом в византийских источниках или рядом в русских источниках). А далее процесс укрепления государства начал втягивать в себя города, а потом и племена, уничтожая древнюю племенную структуру славянского общества, преобразую Русь в феодальное государство. "А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской" (ПВЛ). Только включением старых племен и родов в государственную систему, а не только как данников по договору, можно объяснить название летописцем новгородцев и полян русью.

Русь - это не этноним. Рюрик был варягом, и руские источники не путали варягов и русь. Русь - это государственная принадлежность. Так как греко-латинских терминов для названия нового явления на Руси не знали, то использовали уже знакомый - русь, или полиэтнический коллектив, подчиненный вождю.

Таким образом, Русь можно перевести как "союз" или "федерация". И тогда становятся понятными слова "Мы от рода русского", это сродни "я - советский человек" или "я - россиянин", то есть принадлежность не к какому-то одному народу, а к целой федерации народов. И действительно, Русь была многонациональным государством, включая в себя славянские, балтские, финно-угорские, иранские народы. Она даже появилась как федерация славян и финно-угров. И не удивительно, что Русь быстро вытеснила все иные племенные названия. Принадлежность к огромной многонациональной империи было почетным. И поэтому распад Руси так остро воспринимался и воспринимается сейчас.

Интересно, а вы задумывались когда-нибудь, что означает слово «русский»? Какой смысл оно имеет в славянских языках, кроме того, что является именем одного из славянских народов? Наверняка у многих сразу же найдется быстрый и, вроде бы, лежащий на поверхности ответ: «русскими» представителей нашего народа стали называть из-за цвета их волос («русые» волосы). Однако ответы, лежащие на поверхности, далеко не всегда оказываются правильными…

Современные ученые установили, что в древности в славянских языках слова «русь» и «русский» не имели никакого значения. А из этого следует, что сами эти слова — неславянские. Более того, если продолжить рассуждение, то получается, что и народ или народы, носившие эти имена в древние времена, тоже не были славянами. Во всяком случае, до встречи со славянами, да и какое-то время после встречи с ними, сами русы славянами не являлись.

Кроме того, некоторые ученые заметили, что в древних документах само название народа с именем “русь” было различно - руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы, росомоны, роксаланы. Правда, другие ученые с этим мнением категорически не согласны, утверждая, что под разными похожими по созвучию именами в древних источниках представлены совершенно разные народы.

Но поиски значения слов «русь» и «русский» продолжились. И выяснилось, что оно, это значение в разных языках - разное! В одном случае это слово переводят как “красный”, “рыжий” (из кельтских языков). В другом случае - как “светлый”, «белый» (из иранских языков). В третьем случае, имя “русь” производят от шведского “родс” (гребцы на весельных ладьях)…

Так, уже многие годы в исторической науке продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Кем они были? К какому этносу принадлежали?

Вообще, впервые слово «русский» упоминается в рассказе о событиях IV века нашей эры. Правда, упоминание это приведено в источнике, написанном на целую тысячу лет позже, в XIV веке. Именно у византийского писателя первой половины XIV века Никифора Григоры говорится о русском князе, занимавшем в первой трети IV века придворную должность при императоре Константине. В конце того же IV века некие «русские вои» воевали с византийским императором Феодосием, а также напали на «Селунский град».

Начиная с VI века, имя «русов» уже постоянно встречается в различных источниках - в арабских, западноевропейских, византийских. Причем, эти русы действуют на пространстве всей Европы: от Кавказских до Пиренейских гор, от побережья Балтийского моря до побережья моря Средиземного. Вот только несколько малоизвестных примеров:

773–774 гг. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII–XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию - столицу лангобардов - от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны.

Ок. 778 г. «Песнь о Роланде» (записи XII–XIV вв.) называет русов в числе противников франкского войска.

Конец VIII - начало IX века. В поэме «Сэси» русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас из Руссии » - исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом».

Ок. 821 г. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов где-то в междуречье Эльбы и Салы: Аторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.

844 г. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.

Список этих упоминаний можно продолжать довольно долго. Причем, в данном случае, приведены упоминания, так сказать «нетрадиционные», не имеющие отношения к будущему Русскому государству, возникшему в конце IX века в землях восточных славян.

В целом же, ученые выяснили, что на карте древней Европы I-IX вв., то есть тогда, когда Древнерусского государства еще не существовало, имя «русь» было очень распространено. Сегодня известно, что какие-то четыре разные Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «русь» можно найти на берегах Днепра, на Дону, в Карпатских горах, в устье Дуная, на побережье Азовского и Каспийского морей, в Крыму. В Западной Европе - на территории современной Австрии, а также в Тюрингии и Саксонии. Кроме того, какая-то «Русь» («Руззика») входила в состав королевства вандалов в Северной Африке.

Что это были за русы? Связаны ли они были между собой? Имели ли отношение к созданию в будущем Русского государства на территории проживания восточных славян? А если имели, то какие именно русы? Все это - большие загадки…

Отгадывать загадки предлагают нам и те источники, которые рассказывают о рождении Русского государства, в том числе и знаменитые русские летописи. Дело в том, что уже в самых древних отечественных источниках излагаются разные версии происхождения «руси», противоречащие друг другу. В “Повести временных лет” представлены две версии происхождения русов. Наиболее древняя версия отождествляла “русов” с племенем полян и выводила их, вместе с другими славянами, с верховьев Дуная, из Норика. Согласно другой версии, появившейся в конце XI в., русы - это варяжское племя, “призванное” на княжение в Новгород, передавшее затем имя “Русь” Киевской земле при Олеге Вещем. (Интересно, что жители Киева, в том числе киевские князья, до конца XI века не знали имени «Рюрик», а основателем династии они считали князя Игоря). Еще одна, третья версия, представлена в “Слове о полку Игореве”, автор которого происхождение русов связывал с Северным Причерноморьем и бассейном Дона. (Кстати говоря, автор «Слова о полку Игореве» тоже не знает легенду о призвании князя Рюрика и даже не упоминает его, а это уже конец XII века!)

Но в одном большинство и отечественных и зарубежных письменных источников сходятся - славяне и русы вплоть до X в. были совершенно различными народами. Славяне - мирные земледельцы, сами выбирающие главу своего племенного союза. Русы - отличные торговцы и воины, у которых была кровнородственная община со строгой иерархией, подчинением “младших” “старшим”. Согласно свидетельствам современников, русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами. Об этом писали арабские географы в IX–X вв., византийский император Константин Багрянородный (X в.), «Повесть временных лет» и многие другие.

В начале XVII века возникла новая версия, создателем которой стал швед П. Петрей, впервые назвавший русов - шведами. В XVIII веке эту версию развили немецкие историки, находившиеся на службе в Петербургской Академии наук. Первым из них стал Готлиб Зигфрид Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. Он считал, что русы и варяги - это одно норманнское (т.е. германо-скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Правда, Байер, решив заняться вопросом о начале Руси, не знал русского языка и не собирался его учить. Последователями Байера в XVIII в. также были немцы - Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, существующая до сих пор.

Ученым-норманистам сразу же резко возразил М.В. Ломоносов, убежденный, что русы, пришедшие к восточным славянам, к тому времени уже сами были славянами и говорили на славянском языке.

И с тех пор в отечественной и зарубежной исторической литературе идет постоянная, непрекращающаяся дискуссия - кто такие русы? За почти что три столетия в научном мире утвердились несколько мнений, несколько точек зрения на этот счет. Впрочем, нужно иметь в виду, что ни одну из приведенных ниже теорий этнического происхождения русов нельзя считать окончательно доказанной. Историческая наука продолжает находиться в поиске…

Первая точка зрения: русы - это славяне. «Внутри» этой точки зрения тоже есть два разных мнения. Одни историки считают русов балтийскими славянами и утверждают, что слово “русь” близко к названиям “Рюген”, “руяне”, “руги” (княгиню Ольгу в X в. западноевропейские источники называют “королевой ругов”). Кроме того, многие арабские географы описывают некий “остров русов” в три дня пути длиной, что совпадает с размерами о. Рюген.

Другие историки признают русов жителями Среднего Поднепровья. Они замечают, что в Приднепровье встречается слово “рось” (река Рось), да и большинство арабских источников ясно помещают русов на юге Восточной Европы. А название “Русская земля” в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль), на землях которых нет признаков влияния балтийских славян. Правда, эти ученые признают, что слово “русь” не славянское, а иранское. Но они считают, что приднепровские славяне заимствовали это название у скифо-сарматских племен задолго до образования Древнерусского государства.

Вторая точка зрения: русы - это норманны-скандинавы. В доказательство своего мнения ученые-норманисты приводят несколько доводов. Во-первых, император Византии Константин Багрянородный в сочинении “Об управлении империей” дал названия порогов на Нижнем Днепре по-славянски и по-русски. По мнению норманистов, русские названия порогов - это скандинавские названия. Во-вторых, в договорах, заключенных князем Олегом Вещим и Игорем Старым с Византией упоминаются имена русов, тоже явно не славянские. Норманисты решили, что и они имеют германское происхождение, а имена Олег и Игорь - это скандинавские “Хельгу” и “Ингвар”. В-третьих, финны и эстонцы издревле называли Швецию “Руотси”, а в Швеции рядом с Финляндией располагалась провинция Рослаген.

Исследования других ученых показали, что все эти три довода можно опровергнуть. Прежде всего, названия Днепровских порогов точнее объясняются не из скандинавских языков, а из иранских языков, в частности из аланского (осетинского) языка. Имена русов в договорах с Византией имеют аланское, кельтское, венетское, эстонское происхождение, но не германское. В частности, имя Олег имеет параллель в иранском имени “Халег”. От третьего довода норманисты отказались еще в XIX в., заметив, что название “Рослаген” появилось лишь в XIII в., а именем “Руотси” (финское “Страна скал”) финны называли и Ливонию.

Третья точка зрения: русы - это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово “рус” (“рухс”) в иранских языках обозначает “светлый”, “белый”, “царственный”. По одной из версий, на территории Среднего Поднепровья и Подонья в VIII - начале IX вв. существовало сильное государство русов-алан Русский каганат. В него входили и славянские племена Поднепровья и Подонья - поляне, северяне, радимичи. Русский каганат известен и западным, и восточным письменным источникам IX в. В том же IX веке Русский каганат был разгромлен венграми-кочевниками, а многие русы-аланы оказались в итоге одними из инициаторов создания Древнерусского государства. Недаром в Киевской Руси сохранилось много следов аланской культуры, а князей Олега Вещего и Игоря Старого некоторые историки считают выходцами именно из Русского каганата.

Четвертая точка зрения: русы - это руги, жившие в Европе в I V вв. Откуда появились руги неизвестно. Известно лишь, что руги были близки с кельтами или северными иллирийцами. В I в. н.э. руги жили по южному побережью Балтийского моря на территории нынешней Северной Германии и на острове Рюген (руги упоминаются у римского историка Тацита, жившего в I в. н.э.). В начале III в. н.э. из Скандинавии в Европу вторглись племена германцев - готов. Вторжение готов разметало ругов по всей Европе. Некоторая часть из них осталась на острове Рюген и на ближайшем к острову побережье Балтийского моря. Другая часть двинулась на восток, в Прибалтику. А еще одна большая группа ругов ушла на юг, к Римской империи. Там они получили разрешение поселиться возле границ государства римлян - по реке Дунаю, в римской провинции Норик (на территории нынешней Австрии). В V в. нашей эры эти руги основали здесь свое государство - Ругиланд. Кстати, Ругиланд в письменных источниках называется “Руссией”, “Рутенией. “Ройс” и “Ройсланд” в качестве особых графств существовали долго в Тюрингии. “Рутенией” называли и о. Рюген.

Ругиланд, как самостоятельное государство, существовал несколько десятков лет. Но во второй половине VI в. он подвергся нападению завоевателей. Некоторые руги, покинули Ругиланд и пошли на Восток. Возле реки Дунай они встретились со славянами, постепенно ославянились и стали зваться “русами”. Затем, вместе со славянами, русы переселились к берегам Днепра. Археологические раскопки подтверждают две волны такого переселения: в конце VI - начале VII вв. и во второй четверти X в. (приднепровское племя - поляне-русь).

Руги, оставшиеся жить на южных берегах Балтийского моря и на о. Рюген, в VII–VIII вв. смешались со славянами и варинами-варягами. В скором времени прибалтийских ругов стали называть русами, руянами или рутенами. А остров Рюген начал зваться Руйеном, Руденом или Руссией. В начале IX в. славяноязычные русы, вытесняемые из своих родных земель франками, начали переселяться на восток по побережью Балтийского моря. Во второй половине IX в. они достигли земель ильменьских словен, которые называли новых переселенцев варяги-русь.

Пятая точка зрения. Стараясь учитывать все эти факты, свидетельствующие о существовании совсем разных “русов”, современный историк А.Г. Кузьмин предложил еще одну версию происхождения русов. По его мнению, слово “рус” очень древнее и существовало у разных индоевропейских народов, обозначая, как правило, господствующее племя, род. Этим объясняется и его значения в разных языках - «красный», «светлый». И тот, и другой цвета у древних народов были признаками господствующего племени, «царственного» рода.

В раннем средневековье сохранилось три несвязанных между собой народа, носившие имя “рус”. Первые - это руги, происходившие северных иллирийцев. Вторые - это рутены, возможно, кельтское племя. Третьи - это “русы-тюрки”, сармато-аланы Русского каганата в степях Подонья. Кстати говоря, средневековые арабские авторы знают их как “три вида русов”. Все эти русы контактировали в разное время со славянскими племенами, были соседями славян, а позднее ославянились.

В землях восточных славян русы разного этнического происхождения пришли разными путями и из разных мест - из Прибалтики, из Подунавья, с берегов Дона и Днепра. На восточнославянской территории разные русы объединились в «род русский», который и стал правящим родом в созданном ими Русском государстве. Именно поэтому в IX-XII вв. в Древней Руси существовало, по крайней мере, четыре генеалогических предания, т.е. четыре версии происхождения «рода русского». В них называются разные «родоначальники» русов: в «Повести временных лет» - Кий (выходец из Подунавья), Рюрик (выходец из Западной Прибалтики), Игорь (выходец или из Восточной Прибалтики, или из Подонья), а в «Слове о полку Игореве» - Троян (возможно, выходец из Причерноморья). И за каждым из этих преданий стояли определенные традиции, политические и социальные силы и определенные интересы, в том числе и претензии тех или иных русов на власть в Древнерусском государстве.

Вот сколько загадок порождает, казалось бы, очень простой вопрос - что означает слово «русский»? Вот сколько таинственных страниц истории раскрывается перед нами, когда мы начинаем искать ответ на этот вопрос. Но сколько страниц истории еще остается для нас закрытыми, еще ждущими своего первооткрывателя! Ну, к примеру, в Восточной Прибалтике существовали две непонятные нам «Руссии» - «Чермная», или «Черная» (в верховьях Немана) и «Белая» (по Западной Двине). Еще большую тайну представляет собой Причерноморская Русь, которую иногда связывают с индоариями. Позднее в русских летописях упоминается загадочная «Пургасова Русь»…

Ясно только одно - в создании Древнерусского государства приняли участие разные народы, но главным оставался один - славяне. Впрочем, знаете, а ведь происхождение славян - это тоже большая и даже очень большая историческая загадка. Обычно считают…


© Все права защищены

История государства и права России
Анна Ивановна Толстая
Глава 1. Государства у восточных славян и русов с древнейших времен до IХ века нашей эры.

1.1. Древние славяне и русы
История происхождения русского народа неразрывно связана с развитием всего человечества. На территории нынешней России люди жили уже в эпоху раннего палеолита (около 700 тыс. лет назад). 100 тысяч лет назад стали возникать первые общины. 6–5 тысяч лет назад начали складываться объединения племён, составивших основу будущих этносов.

Однако в отечественной исторической литературе принято считать, что история Русского государства начинается с 862 года. Получается, что Русь возникла вдруг, внезапно, хотя совершенно очевидно, что для становления государственности требуется длительное время.

В историографии этого вопроса имеется ряд взаимоисключающих теорий. Население Северной и Восточной Европы римские и греческие историки I–II вв. н. э. именовали славянами, варягами, литовцами, финнами, русами, росколанами (русколаны, роксоланы) , т. е. разноплеменной социальной группой. Споры о происхождении Руси объясняются, с одной стороны, обилием домыслов у древних авторов, а с другой – отсутствием надежных славянских письменных источников.

Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории, предложенная известным исследователем Б.В. Торнунгом. В ней выделяются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V–III тысячелетия до н. э.); 2) протославяне (конец III – начало II тысячелетия до н. э.; 3) праславяне (XV в. до н. э. – VII в. н.э).
Конец праславянского периода (V–VII вв.) именуют периодом великого переселения народов , в результате которого происходит формирование южных, восточных и западных славян. В VIII веке существовали три больших политических объединения восточных славян: Куявия (средний Днепр), Славия (в районе озера Ильмень), Аравия ().

Современный историк и этнолог Ю.Д. Петухов в своей монографии «История русов 4–3 тыс. до н. э» делает выводы, что русы были первонародом (суперэтносом).

В.Н. Демин в своей книге «Гиперборея», опираясь на древние источники об Арктиде – Гиперборее, утверждает, что «Россия была всегда» .

Историки Д.И. Иловайский, Г.В. Вернадский, В. Мавродин считают, что история русского народа начинается с каменного века и проходит через последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский.

А. Асов считает, что историю любого народа надо изучать со времен былинных. Отдельные историки считают, что корень праславянской истории и культуры надо искать в единой ведической цивилизации.

Параллельно с исторической наукой всегда существовала и наука, основанная на изучении Священного писания. Древние славянские легенды, мифы, былины, сказки, священные тексты содержат бесценные сведения об истории Руси. В них сохранились сведения о временах Атлантиды и всемирного потопа. В истории праславян есть следы их давнего общения с атлантами, которым славяне обязаны переходу к земледельческому образу жизни и от которых они унаследовали «звездные знания».

Во второй половине ХХ века в связи с публикацией Велесовой книги – древнейшей славянской летописи, написанной новгородскими волхвами, – стала развиваться новая историческая школа. Современные историки считают, что история славян и русов начинается с великого расселения народов с северной прародины – Гипербореи.

Двадцать тысяч лет назад с наступлением холодов славяне под предводительством отца Яра ушли с Севера. В древнейших легендах Евразии, вошедших в «Звездную книгу Коляды», сохранилась память об эпохах Великих оледенений.
Легендарные прародители славян и русов заняли обширные земли от Финского залива до устья Оби. По Уралу расселились арии и иные предки ведической веры . Память о древней уральской прародине хранят легенды и предания многих народов, а также священные книги Руси, Индии, Ирана и Египта (Веды ).

У истоков Оби когда-то располагалась священная страна – Беловодье. Здесь, согласно повествованию Вед Индии, правил сын Брахмы Ману, создавший кодекс «Законы Ману» (II в. до н. э. – I в. н. э.)

На Южном Урале находилась вторая прародина ариев. Здесь появились на свет Богумир и его жена Слава. От них якобы пошли многие славянские роды. Согласно авестинским преданиям Богумир научил людей искусству и ремеслам, разделил народ на сословия жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. Он владел секретами врачевания, знал тайну бессмертия. Согласно Велесовой книге древляне, поляне, кривичи, русы и северяне ведут свой род от дочерей Богумира Древы, Поляны и Скревы и от его сыновей Севы и Руса. Богумир послал своих дочерей устанавливать власть над Евразией. Их потомки стали амазонками. Благодаря женщинам-амазонкам славяне выделились из арийских народов.
Славяне славили Сварога и Даждьбога. Этим они отличались от ариев, оставшихся в Индостане и почитавших Индру и Дыя. Славяне жили по единому для всей Вселенной Закону Прави, который повелевал отречься от злых деяний, призывал к добру и подъему духовности. Путь Прави – это путь к Богу.

Миграция праславянских племён по просторам Евразии растянулась на многие века. Постепенно преодолев гигантские расстояния и освоив новые территории от Ледовитого океана до Индийского и Атлантического, древние арии оставили следы своего пребывания в виде названий мест, рек и озер, а также многочисленных материальных артефактов.

В 80-е годы ХХ столетия в Челябинской области были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Кольцевидные крепостные валы, образующие сооружения, похожие на недостроенную Вавилонскую башню , шахты, плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь позволили связать находки с продвижением на юг во 2 тысячелетии до н. э. ещё не полностью разделившихся индоевропейских племен. По имени расположенной поблизости горы археологическое чудо было названо Аркаим.
Уникальный спиралевидный город в Южно-Уральской степи стал своеобразным символом мощи и красоты древней эпохи. Это был город-крепость, город-храм.


Арии волнами шли с севера Урала, через Восточную Европу, вдоль Волги, через русское Междуречье, Кавказ начиная с 5 тысячелетия до н. э. и достигли земель Приднепровья и Подунавья . Здесь они соединились с атлантами. Так славяне обрели второй свой корень – «атлантический».

Русы, переселившиеся с Приазовья, Северного Кавказа и Южнорусских степей, продвинулись до Ярославской и Московской земель. Там они слились с местными народами: чудь, меря, весь, финны, мурома.
Это широкое расселение народов подготовило почву для появления исторических русов нордического и восточнославянского типов, которых мы идентифицируем с будущими русскими – великороссами.

Многие обращали внимание, что в германских и романских языках слова «славянин» и «раб» идентичны или однокоренные. В английском, норвежском и шведском языках это одно и то же слово slav. Однокоренные в датском: раб ‒ slav, славянин ‒ S lavisk, немецком ‒ sklave и Slawisch, а также в голландском ‒ slaaf и Slavisch. Среди романских языков они совпадают в португальском еslavo. В испанском, каталонском и галисийском языках раб ‒ esclavo, а славянин в испанском и галисийском ‒ Eslavo, в каталонском ‒ Eslau. По-французски раб ‒ esclave, славянин ‒ Slave. В итальянском языке: раб ‒ schiavo, славянин ‒ Slavo.

Разумеется, ничего подобного не наблюдается в самих славянских языках, в финском, венгерском, литовском, латвийском и эстонском. В чем причина?

Ответ дают книги мусульман, арабов и персов, которые в І Х‒XI веках путешествовали по Восточной Европе: Ибн Русте, Гардизи, аль-Масуди, Ибрагим ибн Якуб и др. Все они чётко различали русов и славян как разные этносы, и сообщают, что славяне пребывают в подчиненном положении у русов, которые их продают в рабство. В трудах мусульман русы выступают как привилегированная каста, управляющая славянами. Заподозрить мусульман в очернительстве русов нельзя, а масштабы работорговли подтверждают их свидетельства. В Багдад и Басру русы везли не столько мед и воск, или бесполезные в жарком климате меха, как рабов. Но в учебниках предпочитают рассказывать о мехе, тогда как песнь «О Роланде» среди воинов Халифата выделяет «свирепых уличей». Они явно не волонтерами поехали в Испанию воевать за ислам против франков.

Противопоставление персами и арабами русов славянам сильно смущает более ста лет умы историков. Ещё сильнее ‒ политиков, так как русские, продающие славян в рабство, ‒ это развал всей концепции истории «Рассейской». Древних персов и арабов агентами НАТО не объявишь, а заявить, что ЦРУ в IX веке провело операцию по внедрению в разговорные языки народов Европы слова раб как синонима слова славянин, пожалуй, не рискнет даже Жириновский. Можно обвинить в этой операции римских пап, как извечных врагов славян, православия и России. Но тут две проблемы: христианство разделилось на католиков и православных много позже ‒ в 1054 году, а грамотные католики пользовались латынью и писали слово раб как servus . Неграмотные католики болтали на национальных языках, а не на латыни, поэтому претензии к папскому престолу и масонам приходится отклонить и признать, что своим рабством славяне обязаны русам.

Что совсем огорчительно, если следовать историческим источникам, то в агенты НАТО и придется отнести не только католиков, арабов и персов, но и летописцев из Новгорода и Киева. Непатриотичные летописцы тоже взяли и отделили русов от славян в статье 1 «Русской Правды». Причем в обеих её редакциях, Краткой и Пространной (расширенной). Причем тоже в мусульманском стиле. Взявшись перечислять в этом судебнике разные социальные группы свободных людей, летописцы первыми указали русинов, затем купцов и различные группы дружинников ‒ гридней, ябетников и мечников, упомянули изгоев, как маргиналов, исключенных из дружин, и только после них вспомнили о славянах.

Если учесть, что автором статьи 1 «Русской Правды» считается Ярослав Мудрый, то и его придется записать в агенты ЦРУ, как и его папеньку Владимира Крестителя, который тоже к норвежцам-натовцам бегал за военной помощью против родного брата Ярополка, ориентировавшегося на Константинополь. Собственно, «Русская правда» и появилась из-за конфликта славян с русами. В 1015 г. славяне Новгорода вырезали часть русов и прочих варягов из дружины Ярослава. Он в ответ вырезал часть знати славян, но тут ему из Киева пришло письмо от сестры Предславы, что папа собрался идти на него войной, так как 2 тыс. гривен налога из Новгорода на счета казначейства в Киеве не поступили и банк Коломойского в том не виноват. Отдавать 2 тыс. гривен не хотели ни славяне, ни русы. Ярослав, чтобы прекратить между ними вендетту и выступить на Киев, ограничил круг родственников, имеющих правило на месть, и ввел высокую компенсацию за убийство в 40 гривен, что и стало началом «Русской Правды». После этого ополчение из новгородцев и русская дружина Ярослава двинулись на Киев ‒ разорять «мать городов русских», благо славян уравняли в правах с русами.

Логичен вопрос: кто такие русы и откуда они взялись?

Летописцев тут иначе как агентами НАТО и не назовешь, так как они в «Повести временных лет» под 862 г. прямо пишут, что русь это один из народов среди варягов, такой же как шведы, норвежцы, англичане и готы, и живут они за морем. Именно к этой руси-варягам и убыла депутация от словен, кривичей, чуди и веси пригласить Рюрика с сотоварищами. Эстонцы и финны, подпевая национал-предателями летописцам, до сих пор именуют шведов «роутси», то есть русскими, а самих русских ‒ Vene и Venäjä ‒ венедами, чем указывают в сторону польского Поморья и острова Рюген (Руян, Руга). Там среди племенного союза венедов было хорошо известно и племя ругов, рузов или русов как пиратов. Историки до сих пор спорят, были руги германцами или славянам, или это этнос приграничья без четкого разделения на тех и других, часть которого затем ушла на восток и стала известна как прусы.

Последний Рюрикович Иван Грозный категорически настаивал на германской версии происхождения русов, и утверждал, что его род пришел из Пруссии, но происходит не от ругов-русов, а от саксонцев, тоже переселявшихся туда. Был ли Иван Грозный саксонцем или нет, ‒ неизвестно, но что саксонцы в Пруссию до IX в. подселялись факт признанный. Против царя-шпиона и вообще немецкой агентуры в Российской академии наук выступил Ломоносов, утверждавший, что пруссы и литовцы это извечные славяне, испорченные немецким и польским влиянием. Но Ломоносов не успел обосновывать эту замечательную идею, и она осталась лишь в виде отзыва на речь немца Г. Миллера, полагавшего, как и летописцы, что русы ‒ это некие скандинавы.

В 1919 г. лучший знаток летописей академик А.А. Шахматов предложил концепцию, что окрестности города Старая Русса у озера Ильмень в Новгородской области и есть родина русов и искомая Русская земля, откуда в Киев пришли сначала Аскольд с Диром, а затем Вещий Олег. Русы у Шахматова ‒ это конгломерат из вендов и скандинавов. Чуждая версия Шахматова и поддержавшего её академика С.Ф. Платонова была отвергнута прогрессивной советской наукой, а академики ‒ русский Б.А. Рыбаков и украинец П.П. Толочко блестяще доказали, что русы ‒ это древнейшие жители-славяне на речке Рось, давшие ей имя, от которой и пошла Русская земля. Сначала Русская земля в узком смысле охватила Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, а затем расширилась до Урала. Осталось лишь раскопать берега Роси и найти колыбельку трех братских народов. Утверждение летописцев, что на Роси сначала жили печенеги, а затем чёрные клобуки и прочие берендеи, советские ученые разоблачили как буржуазную фальсификацию.

Рассказ летописца, что Киев основали поляне, был признан польским ревизионизмом, как и его тезис, что радимичи и вятичи пришли на Волгу и Оку из Польши. Утверждение летописцев, что в Киеве жили поляне, а вокруг него древляне, уличи, северяне, и никаких русов, советская наука изобличила как происки НАТО, нацеленные на подрыв векового единства древней русской народности.

Но после распада СССР недобитые Рыбаковым и Толочко скрытые натовцы среди советских и российских ученых вновь подняли головы и опубликовали массу работ, подтверждающих лженаучную теорию Шахматова, что район южнее озера Ильмень до XV І века назывался Русью, а поселков с названием Руса там более десятка и есть речка Русь. По черепкам горшков, данным лингвистики, антропологии и прочей ерунде они стали утверждать, что русы ‒ это этнос из числа вендских племен, который из-за давления германцев сместился из нынешнего польско-немецкого Поморья сначала в Пруссию, а затем к озеру Ильмень. Обзор их опусов содержится в книге А.Ю. Лаптева и В. И. Яшкичева « » (Москва, 2007) и др.

Надо отметить, что эти фальсификаторы никак не договорятся между собой, кем были русы ‒ славянами, германцами, кельтами или этническим конгломератом, вроде так называемых украинцев, которые на самом деле русские, с языком испорченным поляками и татарами.

В результате у фальсификаторов выходит обманчиво стройная реконструкция событий. К IX веку их мутные русы заселяют южное Прильменье, куда приходит Рюрик и строит Новгород. Два поступивших к нему в дружину руса Аскольд и Дир уплывают в поход на Константинополь, но по дороге задерживаются в Киеве у полян. Константинополь они таки осаждают, из-за чего греки в 860 г. впервые узнали о русах, притом, что со славянами были знакомы 300 лет. Патриарх Фотий тогда даже написал два послания против русов, назвав их апокалипсическим народом рос, чтобы собрать денег и откупиться от Аскольда, а заодно и окрестил его. Крещение Аскольду не помогло, в 882 г. в Киев пришел рус Олег и убил его, а сам город объявил матерью городов русских. По-гречески это звучало так: Киев ‒ метрополия русов. При прямом переводе с греческого на церковнославянский, а точнее староболгарский язык, который советская наука называла древнерусским, Киев из слова мужского рода и превратился в мать.

Староболгарский язык, усвоенный русами-завоевателями через христианство, и стал их языком межплеменного общения, подобно тому, как в Европе эту функцию выполнял латинский. Но совсем вытеснить языки вятичей, радимичей и так далее он не смог вплоть до XIX века, о чем свидетельствует «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Отсюда и большая близость литературного русского языка к болгарскому, как производному от него, чем к украинскому и белорусскому языкам, с которыми русский объединяют в одну группу преимущественно по политическим, а не лингвистическим мотивам.

Смысл послания Вещего Олега: отныне Киев главный среди городов, которые русы контролируют, а таких было немного. Олегу пришлось воевать с древлянами, северянами, уличами и тиверцами, но оба последние племени он подчинить и заставить платить себе дань не смог. Предполагается, что они вообще ушли из-за Олега с Днепра на Днестр, после чего река Рось и стала называться Росью, как граница владений русов. Завоевания славянских, балтских и угро-финских этносов продолжали Святослав, Владимир и другие князья-русы. Спустя сто лет после Олега Владимир Мономах еще объяснял мечом вятичам и их князю Ходоте, что надо учить русский язык в «исконно русских» землях по берегам Оки и Москвы-реки.

В итоге многие народы Восточной Европы стали данниками русов, то есть ‒ русскими. Об этом прямо и написал летописец в недатированной части «Повести временных лет», перечислив, какие славянские и неславянские народы «дают дань Руси», чем подтвердил слова персов и арабов о русах как касте, господствующей над славянами, и дал ключ к причине тождества в языках Европы слов раб и славянин.

С началом так называемой «феодальной раздробленности» славяне и не славяне все активней стали забывать, что они данники русов, предпочитая называть себя суздальцами, новгородцами или старым именем смоляне, от древних смоличей, пришедших на Днепр из междуречья Лабы и Одры. После нашествия Батыя совсем было забыли, притом, что термин Русь для обозначения земель Восточной Европы по монастырям бытовал, но был таким же архаизмом как Галлия для Франции, Алемания для Германии или Гельветия для Швейцарии. Царь Петр I взялся им об этом напомнить, придумав россиян и Российскую империю, чем подал пример французам, которые спустя 50 лет тоже экспериментировали с историей, сочиняя Гельветическую и Батавскую республики. Но эксперимент Петра I явно затянулся.

В завершение привожу из «Повести временных лет» список первых русских, посолов князя Игоря в Константинополь в 944 г. Он так и начинается словами «мы ‒ русские», но историки до сих пор страдают, ища среди них славян.

“Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Явтяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка …; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купцы Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли”.

Мнения, высказанные в рубрике "Мнения", передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции. Редакция сайта не отвечает за достоверность таких материалов, а сайт выполняет исключительно роль носителя