Реле давления для станции водоснабжения. Реле давления насосной станции: настройка, ремонт, замена

Есть в комплекте насосной станции небольшой, но очень ответственный прибор – реле давления. Он обеспечивает постоянное давление в системе водопровода частного дома. Автоматическое управление насосом производится с помощью реле давления.

Грамотно отрегулированные границы наименьшего и наибольшего давления позволяют насосу работать с отдыхом, что значительно продлит срок его эксплуатации.

Принцип работы

Реле давления — это блок с пружинами, отвечающими за границы давления. Регулировка проводится специальными гайками. Силу давления воды передает мембрана. Она может ослабить пружину (при минимуме) или выдержать ее сопротивление (при максимуме).

Воздействие на пружину приводит к размыканию и соединению контактов в реле.

Падение давления до минимальной границы замыкает электрическую цепь, подает напряжение на двигатель и включает его. Насос работает до максимального показателя давления, затем реле размыкает цепь, прекращается подача напряжения и насос отключается.

Обычное реле давления регулируется в пределах от 1 до 8 бар.

Заводская настройка срабатывает при 1,4 бар (минимум) и 2,8 бар (максимум) на выключение насоса.

Регулировка давления

Существует прямая зависимость между объемом гидроаккумулятора, настройками реле давления и давлением водопровода. Перед настройкой реле проверяют давление воздуха в гидроаккумуляторе.

  1. Насосную станцию надо отключить от электричества.
  2. Слить воду из гидроаккумулятора.
  3. Отвинтить на гидроаккумуляторе боковую крышку.
  4. Проверить давление автомобильным насосом для шин. Норма — около 1,5 атм.
  5. При меньших значениях давление поднять насосом до нужного уровня.

Инструкция настройки

Настройка датчика реле давления проводится под давлением, в работающей системе. Перед регулировкой надо включить насос для подъема давления в системе, пока сработает реле и электродвигатель отключится.

Регулировка давления выполняется двумя винтами, которые находятся под крышкой автоматики. Чтобы изменить пределы срабатывания реле, нужно:

    Зафиксировать давление включения и выключения при работающем насосе (снять показания манометра).

    Отключить насос от электросети.

    Снять крышку реле (предварительно открутив винты) и ослабить прижимную гайку маленькой пружины.

    Настроить минимальное давление, для чего подтянуть или отпустить большую пружину с маркировкой Р, вращая винт в правильном направлении по знакам «+» (увеличить) по часовой стрелке и «-» (уменьшить) против часовой стрелки.

    Открыть кран, снижая давление в системе и контролируя включение насоса.

    Запомнить показания манометра, выключить питание и регулировать дальше, приближаясь к оптимальному показателю.

    Чтобы отрегулировать давление выключения, нужно подтянуть или отпустить малую пружину с маркировкой «Δ Р» и знаками «+» и «-»,которая показывает разницу между давлением включения и выключения и обычно составляет 1-1,5 бар.

    Включить насос и ждать срабатывания реле. Если результат не достигнут, слить воду и регулировать дальше.

С увеличением давления выключения увеличивается Δ Р. В заводском варианте Р вкл =1,6 бар, Р выкл = 2,6 бар с Δ=1бар. При изменении установок, например Рвыкл до 4 бар разницу (дифференциал) можно сделать1,5 бар, установив Р выкл на уровне 2,5 бар.

С увеличением дифференциала выше перепад давления в системе и насос включается реже.

Но для кранов это не комфортно.

При регулировке надо учитывать возможности насоса. Если со всеми потерями в паспорте значится 3,5 бар, то настраивать надо до 3 бар, иначе перегрузка неизбежна, и мотор будет работать без выключения.

Даже если установить реле с заводскими настройками, контролировать давление нужно хотя бы раз в квартал. Это продлит срок эксплуатации насосной станции.

Защита от сухого хода

Эксплуатация насоса при отсутствии жидкости – частая причина поломок насосной станции при нормальном энергообеспечении.

В бытовых насосах используют термопласт (износоустойчивый пластик), обладающий высокой технологичностью и приемлемой ценой.

Но при нагрузке без воды (она для него и смазка, и охладитель) внутренние детали при контакте нагреваются и деформируются.

В итоге вал мотора заклинивает и мотор горит. После работы без воды насос или совсем не работает или не соответствует указанной мощности.

Опасными для «сухого хода» могут быть:

    Колодцы или скважины с низким дебитом. Причина может заключаться в несоответствии мощности насоса объему воды или природные явления.

    При жаркой сухой погоде дебит (количество воды из подземных источников/ на скважину за час или сутки) меньше производительности насоса.

    Емкость для сбора воды должна быть под контролем при включенном насосе, чтобы вовремя его отключить.

    Сетевые трубопроводы с врезанным насосом для выравнивания давления в системе. Засушливым летом перебои с водой в трубопроводе обычное явление и важно отследить, когда давление пропадает совсем.

Виды защиты:

Выбор и цена

К выбору реле надо отнестись серьезно. Изучить, для какой среды оно предназначено, диапазон настроек, дополнительные функции.

Основные характеристики качественного реле любого производителя

  • Доступный монтаж.
  • Простота регулировки.
  • Гидроизоляция реле давления.
  • Соответствие контактной группы мощности мотора
  • Надежность и долговечность.

На стоимость реле влияют дополнительные возможности, допустимый диапазон давления и фирма – производитель.

Марку можно взять любую, но устройство системы водоснабжения в конкретном доме специалисты советуют комплектовать оборудованием от одного производителя.

Реле давления для насоса управляет работой всей станции. Ведь именно реле включает насос при падении давления в гидроаккумуляторе (и выключает при повышении давления до критической отметки). В итоге, даже небольшой сбой в работе реле отражается на функциональности всей системы автономного водоснабжения.

Впрочем, любой сбой в работе реле можно устранить с помощью простейшей регулировки. И в этой статье мы разберем как процесс регулировки, так и процедуру подключения и первичной настройки реле давления.

Насосная станция состоит из гидроаккумулятора (герметичного накопителя воды), агрегата (центробежного или вибрационного насоса) и регулирующего работу этих узлов реле давления.

Причем принцип работы реле определяется схемой функционирования самой станции, которая выглядит следующим образом: включение насоса – заполнение гидроаккумулятора – выключение насоса. Ну а когда нужно включать и выключать насос определяет именно реле давления.

Причем процесс принятия решения о включении или выключении агрегата основывается на мониторинге следующих величин: минимального и максимального давления в гидроаккумуляторе. Кроме того, на работу реле влияют еще и такие характеристики, как разница между минимальным и максимальным давлением и максимально допустимое давление в накопителе.


Первая величина – минимальное давление, как правило, равна 1,5 атмосферы. То есть, при падении давления в гидроаккумуляторе ниже обозначенных 1,5 атмосфер насос будет активирован (замыканием контактов в реле давления).

Вторая величина – максимальное давление, как правило, не превышает 4 атмосфер. То есть, при возрастании давления в гидроаккумуляторе до 4 атмосфер насос отключается от питания (размыканием контактов реле).

Соответственно, разница минимального и максимального давления (при заводской настройке реле) равна 2,5 атмосферам . Причем при регулировке давления оперируют именно этой характеристикой, выставляя желаемую разницу от минимального показателя.

Максимально допустимое давление в накопителе равно 5 атмосферам. То есть, если давление гидроаккумуляторе дойдет до пяти атмосфер, то насос отключится в любом случае (при любом значении разницы давления).

Первичная регулировка реле давления воды

Первичная регулировка реле осуществляется на заводе компании, выпускающей насосные станции. Собственно поэтому все «настройки по умолчанию» (1,5 атмосферы минимального давления и 2,5 атмосферы разницы) называются «заводскими».

Однако подключение реле давления к насосу (с введением заводских настроек) выполняется на последнем этапе сборки станции. А продажа агрегата состоится еще нескоро. И за прошедшие месяцы с момента изготовления до момента продажи пружины и мембраны реле и накопителя могут ослабнуть.

Поэтому у только что купленного насоса стоит проверить давление в гидроаккумуляторе и показатели минимального и максимального давления, выставленные на заводе.

Ну а сама проверка накопителя осуществляется следующим образом:

  • К ниппелю аккумулятора или бака подсоединяют манометр. Причем в этом случае можно использовать обычный автомобильный прибор, с помощью которого проверяют давление в шинах.
  • Стрелка на манометре укажет на давление воздуха за мембраной пустого накопителя. И это значение не может быть меньше или больше 1,2-1,5 атмосфер.

Если манометр показывает большее значение, то воздух из бака «стравливают», ну а если меньшее, то бак «подкачивают» автомобильным насосом. Ведь от уровня давления за мембраной будет зависеть «стартовый» показатель реле (минимальное давление).

После того, как проверка давления в гидробаке или гидроаккумуляторе будет завершена, можно заняться осмотром реле давления, в процессе которого сверяются фактические величины минимального и максимального давления со значениями, выставленными на контрольном узле.

Причем эта операция осуществляется очень просто, а именно:

  • К монтируемому на горловину бака или аккумулятора коллектору крепят манометр.
  • Далее выключают насос и опустошают накопитель (открыв кран). Давление на манометре должно упасть до отметки 1,5 атмосферы.
  • После этого, закрывают кран и включают насос. Насос должен поднять давление в баке до максимального показателя и отключится. После отключения насоса нужно сравнить давление на манометре с задекларированными в паспорте заводскими показателями.

Если фактические значения на манометре не совпадают с задекларированными в паспорте, или заводские настройки не удовлетворяют потребностям потребителя, то в таком случае необходима индивидуальная настройка реле. Нюансы индивидуального процесса настройки мы оговорим ниже по тексту.

Как настроить реле давления под индивидуальные нужды

Индивидуальная настройка или перенастройка работы реле после сбоя осуществляется следующим образом:

  • В самом начале нужно вскрыть корпус реле, отсоединив защитный кожух от основания. Ведь именно под кожухом «спрятаны» контакты электродвигателя и регулировочные узлы реле: шпилька с большой гайкой, удерживающей большую пружину и шпилька с небольшой гайкой, удерживающей малую пружину. При этом натяжением большой пружины регулируют минимальное давление, а малой пружины – разницу давлений.
  • Регулировку «стартового» (минимального) давления начинают на пустом накопителе. Причем для освобождения гидроаккумулятора от жидкости достаточно лишь выключить насос и открыть кран. Сама регулировка осуществляется следующим образом: большая пружина ослабляется полностью (гайка выкручивается против часовой стрелки), далее следует включить насос и начать постепенно затягивать пружину. В тот момент, когда насос заработает и начнет качать воду, манипуляции с большой гайкой прекращают — минимальное давление вышло на отметку давления в воздушной части гидроаккумулятора плюс 0,2-0,3 атмосферы. И если за мембраной аккумулятора будет 1,2-1,3 атмосферы, то минимальное давление в баке приблизится к желаемым 1,5 атмосферам. Ну а кто хочет большего – тот должен, в начале регулировки, «прибавить» давление в накопителе (подкачав воздух за мембрану).
  • Регулировка разницы давления осуществляется еще проще. Нужно попросту дождаться остановки насоса и считать показатель с манометра на коллекторе гидроаккумулятора. Если результат не устраивает, то насос отключается, вода спускается, а небольшая гайка закручивается (для повышения давления) или выкручивается (для понижения давления) на шпильку с малой пружиной. После этого насос включают и считывают «новое» верхнее давление, получившееся после регулировки.

При этом нужно помнить, что излишне большое минимальное давление «убивает» мембрану гидроаккумулятора. Поэтому повышать минимальный порог выше «заводских» 1,5 атмосфер – категорически не рекомендуется.

Определяет эффективность и экономичность работы, а также позволяет увеличить срок службы и снизить вероятность поломки оборудования. Для того, чтобы регулирование подачи жидкости осуществлялось корректно, важно не только правильно выбрать реле, но и грамотно установить его, настроить и отрегулировать. Только в этом случае можно получить бесперебойное водоснабжение и требуемый напор в трубопроводах.

Если вы выбрали выпущенное известным и надежным производителем реле давления воды для насоса, инструкция, прилагаемая к оборудованию, подскажет, как правильно установить и настроить изделие. Тем не менее, для того, чтобы в процессе эксплуатации не возникало затруднений, важно разобраться с тем, как работает реле давления.

Особенности конструкции

Чувствительным элементом реле давления выступает упругая мембрана, которая соединяется с двумя пружинами . Воспринимая давление жидкости в трубопроводе, мембрана, в свою очередь, усиливает или ослабляет давление на пружины. Таким образом, при низком давлении пружина разжимается, а при высоком – сжимается. Деформируясь таким образом, пружина замыкает или размыкает контакты цепи электропитания насоса, включая или выключая соответственно перекачивающий агрегат. Точные значения срабатывания реле выставляются при настройке: каждая из пружин имеет регулировочную гайку, вращением которой устанавливается заданное значение.

Последовательность действий

Цикл работы насоса (насосной станции) с регулировочным реле включает в себя следующие этапы:

  1. Включение насоса.
  2. Заполнение водой гидроаккумулятора.
  3. Увеличение давления в системе (отражается показаниями манометра).
  4. Достижение давлением предельного значения и срабатывание реле (цепь размыкается, происходит остановка насоса).
  5. Работа системы в нормальном режиме (расходование воды с постепенным снижением давления в гидробаке).

После того, как давление снизится до значения, выставленного на пружине реле, «отвечающей» за контроль параметра включения, цепь замкнется, насос включится, начнется новый цикл.

Проверка давления

Перед тем, как будет выполнен монтаж оборудования и регулировка реле давления воды для насоса или насосной станции, необходимо проверить состояние гидробака, в частности, основной его параметр – давление воздуха. Как правило, заявленная величина составляет 1,5 атмосферы и на этапе изготовления производители действительно создают такое давление в камере. Однако, при хранении и транспортировке может произойти утечка сжатого воздуха через недостаточно герметичные соединения.

Есть и еще один нюанс: точность входящего в комплект манометра достаточна для контроля за работой системы, но для проверки и настройки лучше использовать более точный прибор. Нет необходимости специально приобретать дорогостоящее оборудование – механический автомобильный манометр с металлическим корпусом имеется практически у каждого и вполне подходит для данной цели.


Замер давление в резервуаре происходит в три этапа.

  1. Удаление декоративно-защитного колпачка с ниппеля.
  2. Подсоединение к ниппелю манометра.
  3. Снятие показаний.

Перед тем, как отрегулировать реле давления насосной станции, важно оценить полученные показания. При этом следует учитывать некоторые закономерности.

  • Чем выше давление, тем больше напор, но меньше объем воды, который может быть закачан в резервуар. Кроме того, при слишком высоком давлении быстрее изнашивается мембрана.
  • Низкое давление позволяет увеличить запас воды, однако, создаваемого такой системой напора не будет достаточно для чувствительного к этому параметру оборудования (джакузи, массажного душа и пр.).

Подкачивать воздух в гидробак насосной станции или стравливать его через ниппель следует до получения оптимального значения на манометре.

  • При использовании сантехники с высоким напором оптимальным считается давление 1,5 атм.
  • Хороший напор в обычных кранах создает давление 1 атм.
  • Давление ниже 1 атм. не только снижает эффективность системы, но и может привести к повреждению «груши» гидроаккумулятора.

Настройка давления

Перед тем, как настроить реле давления насосной станции, вспоминаем устройство этого приспособления. Открыв крышку, можно увидеть две пружины разного размера . Та, которая больше, «отвечает» за выставление значения нижнего давления (параметра включения перекачивающего агрегата).

Своими руками настройка реле давления воды для насоса выполняется последовательно:

  1. Гидроаккумулятор, в котором получено требуемое значение давления воздуха, подключается к системе.
  2. Устанавливается автомобильный манометр для точного контроля.
  3. Насос включается и работает до того момента, когда манометр покажет требуемое предельное значение (более редкий, но вероятный вариант – давление перестает расти, тогда насос нужно отключить вручную).
  4. Постепенно сливают воду из системы до момента включения насоса, тем самым определяя нижний уровень давления.
  5. Вращают большую гайку для выставления нужного нижнего уровня (рекомендуемое значение – на 10% больше, чем давление воздуха в резервуаре).
  6. При включенном насосе отслеживают давление его отключения и при необходимости регулируют эту величину малой гайкой.

Цикл повторяют для проверки параметров срабатывания и подстраивают пружины при необходимости.


Важно: Гайка на большой пружине отвечает за настройку нижнего предела давления, при котором насос включается, а гайка на малой пружине отвечает за установку разницы между нижним давлением, выставленным с помощью большой пружины, и верхним давлением, при котором насос отключится.

На самом деле, понять, как отрегулировать реле давления воды, не сложно, однако, процесс требует определенного времени и внимания для достижения поставленной цели.

Регулировка реле давления водяного насоса показана на видео.

Стоимость оборудования

Один из критериев выбора реле давления воды для насоса – цена. Диапазон значений стоимости оборудования – примерно от 5 до 120 долларов, поэтому важно определить влияние цены на эксплуатационные качества, потребность в тех или иных возможностях техники и целесообразность инвестиций.

Особенности дорогих моделей

Самые дорогие модели – это электронные реле. Их проще настраивать, к тому же оборудование этой ценовой категории отличается высокой точностью срабатывания. Тем не менее, в бытовых условиях такая точность не является обязательным условием для корректной работы системы. К тому же дорогостоящие брендовые модели могут не подойти для российской реальности – они чувствительны к стабильности параметров питающей сети, а многие из них требуют повышенного напряжения. Таким образом, для обеспечения работоспособности придется приобретать дополнительное оборудование.

Стоимость фирменных электронных реле в среднем составляет 35-50 долларов, но в некоторых случаях цена может превышать 100 долларов.

Средняя и бюджетная ценовые категории

Самые дешевые модели (порядка 5-7 долларов) не только просты в устройстве, но и не слишком точны, а самое главное – недолговечны. Специалисты и пользователи единодушны – у экономии должны быть разумные пределы. Средства, потраченные на покупку дешевого реле для насосной станции, хоть и нельзя назвать существенными для бюджета, но с большой долей вероятности они могут оказаться потраченными впустую – в скором времени потребуется ремонт или замена реле.

Средняя ценовая категория – это надежные модели проверенных производителей с не самой высокой, но достаточной для корректного регулирования работы системы водоснабжения точностью. Их цена составляет 25-35 долларов. Сочетание приемлемой стоимости и функциональности делает такие реле весьма популярными.

Реле давления является одной из важных частей насосной станции. Оно отвечает за работу насоса при определенных значениях давления. Периодически реле нуждается в правильной настройке. Для этого следует знать, как оно устроено, его принцип работы и технические характеристики.

Вне зависимости от своих незначительных размеров, реле значительно продлевает срок службы насоса, а также обеспечивает качественную работу насосной станции.



Особенности

Покупая насосную станцию, многие хотят сразу ознакомиться с ее устройством. Немалое значение имеет каждый ее элемент. Непосредственно за отключение и включение насоса при достижении определенных значений давления в гидробаке отвечает реле давления.

Реле давления – элемент, который регулирует подачу воды в системе. За счет реле включается и выключается вся насосная система. Именно реле регулируется напор воды.

По принципу работы реле разделяются на электронные и механические. Использовать электронные реле проще в плане эксплуатации, зато срок службы механических больше. Поэтому механические реле пользуются большим спросом.



Реле могут быть как изначально встроены внутрь насосной станции, так и идти отдельно. Таким образом, по характеристикам можно легко подобрать реле для эффективной работы насосной системы.

В воде неизбежно содержатся сторонние частицы, и они являются основной причиной выхода из строя электронных реле. Поэтому лучше использовать специальный отдельный фильтр для очистки воды. Основное преимущество использования электронного реле состоит в том, что оно не дает насосной станции работать вхолостую. После отключения подачи воды электронное устройство продолжает работать еще на протяжении некоторого времени. К тому же такие реле проще в настройке и установке.



Зачастую датчики давления сразу имеют заводские настройки. Как правило, они установлены на 1,5-1,8 атмосфер для включения, и на 2,5-3 атмосферы для выключения. Максимально допустимое значение давления для реле - это 5 атмосфер. Однако его не каждая система сможет выдержать. Если давление будет слишком высоким, то это может вызвать протечки, износ мембраны насоса и другие неисправности.

Изначальная регулировка не всегда подходит для определенных условий работы станции, и тогда приходится самостоятельно настраивать реле. Конечно, для правильной регулировки лучше всего детальнее ознакомиться с тем, что из себя представляет этот небольшой прибор, и как он работает.



Принцип устройства

Наиболее распространенное механическое реле давления насосной станции представляет собой металлическую пластину, на которой сверху имеется контактная группа, два подпружиненных регулятора и клеммы подключения. На нижней части металлической пластины установлена крышка мембраны. Она прикрывает непосредственно мембрану и прикрепленный к ней поршень. А также на крышке есть резьбовое соединение для установки на переходнике, который находится на насосном оборудовании. Все выше перечисленные детали конструкции накрыты пластиковой крышкой.

На рабочей части регулятора данная крышка закреплена винтами.

Ее можно в случае необходимости снять, используя гаечный ключ или отвертку.



Реле могут иметь различную конфигурацию, форму, и даже различаться расположением некоторых элементов или схемой подключения. Бывают реле, имеющие дополнительные защитные элементы, которые сохраняют устройство при работе «всухую» и позволяют обезопасить мотор от перегрева.

Для водоснабжения частного дома используются конструкции станций, в которых регулятором давления выступает РМ-5 или его зарубежные аналоги. Такая модель реле давления внутри имеет подвижную пластину и две пружины с противоположных ее сторон. Пластину перемещает давление воды в системе при помощи мембраны. Вращением прижимной гайки того или иного пружинного блока можно изменять в большую или меньшую сторону пределы, при которых срабатывает реле. Пружины как бы содействуют тому, чтобы давление воды смещало пластину.



Механизм сделан так, что при смещении пластины происходит размыкание или замыкание нескольких групп контактов. Если рассмотреть схему работы, то она будет следующей. При включении насос подает воду в гидроаккумулятор. Через замкнутые контакты реле на двигатель поступает питание. При этом в баке повышается давление воды.

Когда давление достигнет значения, которое задано пружинами верхнего предела, механизм срабатывает, контакт размыкается, и происходит выключение насоса. Жидкость из трубопровода не стекает снова в колодец за счет обратного клапана. По мере того как вода используется, груша становится пустой, давление понижается, и тут срабатывает пружина нижнего параметра, которая замыкает контакты, включая насос. Затем цикл повторяется.



В процессе работы всей насосной станции работа реле давления выглядит следующим образом:

  • открывается кран с водой, и она поступает из наполненного гидробака;
  • в системе давление начинает снижаться, а мембрана давить на поршень;
  • замыкаются контакты и включается насос;
  • вода поступает потребителю, а когда кран закроется, наполнит гидробак;
  • при наборе воды в гидробак происходит рост давления, оно действует на мембрану, а она, в свою очередь, на поршень, и контакты размыкаются,
  • насос перестает работать.

От настроек реле зависит и то, насколько часто будет включаться насос, и напор воды, и срок службы всей системы в целом. Если параметры установлены неправильно, то насос будет работать некорректно.

Подготовка

Реле нужно регулировать только после проверки давления воздуха в гидроаккумуляторе. Для этого стоит лучше понимать, как устроен этот самый гидроаккумулятор (гидробак). Он представляет собой герметичную составную емкость. Основная рабочая часть емкости - резиновая груша, в которую набирается вода. Другая часть - металлический корпус гидроаккумулятора. Пространство между корпусом и грушей заполнено воздухом под давлением.

Груша, в которой накапливается вода, подключена к системе водоснабжения. За счет воздуха в гидробаке груша с водой сжимается, что позволяет поддерживать давление в системе на определенном уровне. Таким образом, когда открывается кран с водой, она движется по трубопроводу под напором, при этом насос не включается.



Перед тем как проверить давление воздуха в гидробаке, надо насосную станцию отключить от сети, а из бака гидроаккумулятора спустить всю воду. Далее следует открыть боковую крышку на баке, найти ниппель и при помощи велосипедного или автомобильного насоса с манометром измерять давление. Хорошо, если его значение составляет около 1,5 атмосферы.

В том случае если полученный результат имеет меньшее значение, то давление при помощи того же насоса поднимают до нужного. Стоит напомнить, что в баке воздух всегда должен быть под давлением.

Для гидробака объемом 20-25 литров давление лучше выставить в диапазоне 1,4-1,7 атмосферы, объемом 50-100 литров - 1,7-1,9 атмосферы.




Важно при использовании насосной станции периодически проверять давление воздуха в гидробаке (примерно раз в месяц или хотя бы в три месяца), и если есть необходимость, то подкачивать его. Эти манипуляции позволят мембране гидроаккумулятора проработать дольше. Но также не следует, чтобы гидробак слишком долго был пустым без воды, так как это может привести к рассыханию стенок.

После проведения регулировки давления в гидроаккумуляторе бывает, что насосная станция перестает работать в обычном режиме. Это значит, что следует отрегулировать непосредственно реле давления.



Как настроить своими руками?

При запуске скважинного насоса и станции очень важна настройка реле. Причем сделана она должна быть правильно.

Несмотря на то что реле давления сразу уже идет с заводскими настройками, лучшим вариантом будет дополнительная их проверка и регулировка. Перед тем как начать регулировать реле, стоит узнать, каковы значения, которые рекомендует производитель, чтобы установить допустимые значения давления. Однако надо учитывать, что выход из строя насосной станции из-за неправильной настройки является негарантийным случаем.



При произведении расчетов допустимых значений давления срабатывания и отключения автоматики, производитель делает учет возможных особенностей эксплуатации. Причем это делается при разработке параметров для работ.

При их подборе учитываются следующие данные:

  • необходимое давление в наивысшем участке водопровода;
  • разница высот между насосом и наивысшим участком отбора воды;
  • возможное падение давления при передаче воды.

Перед тем как регулировать, надо подготовить инструменты в виде набора отверток и гаечных ключей. Обычно крышку реле делают черного цвета, чтобы она не сливалась со всем гидроаккумулятором. Под крышкой находятся две пружины, которые выступают в роли регулятора. На каждой пружине есть по гайке.



Следует заметить, что размер верхней пружины больший, и гайка на ней регулирует давление на выключение. Ее еще иногда обозначают буквой «Р». Малая гайка на нижней пружине позволяет отрегулировать разницу давлений. Обозначение малой гайки бывает в виде «ΔР» (дельта Р).

Стоит помнить, что точность произведенных настроек лучше всего проверять по манометру, который встроен в систему. Чтобы обеспечить более точные настройки, важно сверять полученные значения с теми, что указаны в паспорте насосной станции. Следите за тем, чтобы не превышать максимальные значения.


Для поднятия значения давления, при котором станция будет отключаться, гайку «Р» затягивают по часовой стрелке, а для снижения - против часовой. Нередко рядом с гайкой проставлены обозначения в виде «+» и «-». Вращение гайки необходимо проводить не спеша, менее оборота за один раз. Полезно запомнить, что при большем значении «Р» воды в груше будет больше, а значит насос будет включаться реже.

До того как переходить непосредственно к настройке реле, следует хотя бы немного разобраться, как работает насосная станция в целом. Гидроаккумулятор содержит в себе резиновую грушу и воздух. Насос качает воду из скважины в грушу. Она наполняется водой, происходит сжатие воздуха, и создается давление на стенки.



Регулировка реле давления позволяет самостоятельно провести установку предела заполнения емкости, то есть момента, когда насос должен отключиться. Давление в системе отображается на манометре. Стоит заметить, что вода в колодец поступать не будет за счет обратного клапана.

Когда кран в доме открывается, вода из груши уходит с напором, который равен выставленному давлению. Вода из груши расходуется, и давление снижается, а когда оно достигнет нижнего порогового значения, насос включится.



При сборке насосной станции реле давления подключается между выходным штуцером гидробака и обратным клапаном на трубопроводе. При сборке лучше всего использовать пятиконечный штуцер, у которого есть резьба под основные детали, в том числе и манометр. Очень важно в правильном порядке установить обратный клапан и штуцер. Иначе будет затруднительно регулировать реле давления.

Стоит заметить, что в состав насосной станции, помимо реле, может еще входить датчик «сухого хода», а также частотный преобразователь при необходимости.



Давление воздуха в гидробаке проверено и имеет оптимальное значение, все фильтры в системе новые или заменены, значит, можно приступить к настройке реле давления. Вначале необходимо отключить насос, затем слить воду из трубопровода, открыв по возможности самый нижний кран. После, используя гаечный ключ или отвертку, необходимо снять пластиковый корпус с реле. Включить насос, и дать системе заполниться водой.

После срабатывания реле и отключения насоса следует записать значение, отображаемое на манометре. Именно это значение и является верхним пределом давления. Далее необходимо частично открыть кран, находящийся на максимально высоком участке системы. В случае одноуровневой системы отбора воды надо открыть кран, наиболее удаленный от насоса.



При понижении давления до определенного показания произойдет запуск насоса. В этот момент необходимо зафиксировать данные при помощи манометра. Получаем значение нижнего давления. Если отнять его от верхнего давления, зафиксированного ранее, то получим значение текущей разницы давлений реле.

Однако, помимо значения давления, нужно проконтролировать, достаточный ли напор воды создается в наивысшем и наиболее удаленном кране системы. Если он слабый, то надо увеличить значение нижнего давления. Вначале устройство отключают от электросети, а затем поджимают гайку, которая находится на большей пружине. В случае сильного напора гайку послабляют, чтобы его убавить.



Теперь можно отрегулировать разницу давлений реле, найденную выше. Обычно оптимальным значением считается 1,4 атмосферы. При меньшем подача воды будет более равномерной, но насос чаще будет включаться, что снижает срок службы системы.

При значении разности давлений реле более 1,4 атмосферы система будет работать не в таком сильном режиме износа, но станет весьма заметной разница между наибольшим и наименьшим напором. Для его настройки следует повернуть гайку на меньшей пружине. Для увеличения значения разности давлений необходимо закрутить гайку по часовой стрелке. При послаблении пружины результат получится противоположным.



При полностью ослабленных пружинах настройку реле производят несколько другим способом. Сперва запускают насосную станцию, чтобы произвести нагнетание давления в системе. Его производят до уровня, пока из наиболее удаленного от насоса крана вода не будет течь приемлемым напором. Например, в данный момент манометр показывал 1,5 атмосферы. Такое давление фиксируют, отключив насос и насосную станцию от электропитания.

Сразу после покупки настройка реле давления насосной станции не требуется – необходимые манипуляции уже проведены на заводе. Значения этих настроек колеблется в пределах 1,3-1,9 бар на включении, и 2,6-3,1 бар на выключение.

Но ввиду многих причин, часто требуется повторно настраивать реле давления. Ниже разберем все основные моменты, после которых вы будете знать, как отрегулировать реле давления воды, почему оно не срабатывает, не выключается и т.д.

1 Как устроено насосное реле и как его настроить?

Перед тем, как отрегулировать реле давления, стоит разобраться с его конструктивными особенностями и принципом работы.

Реле уровня жидкости – устройство на основе металла, в нижней части которого есть мембранная крышка со специальным крепежом, который можно быстро снять. На верхней части реле протока воды есть несколько контактов и пара регуляторов.

Сверху все эти элементы прикрыты крышкой. Последняя прикреплена к одному из регуляторов. Вся эта конструкция быстросъемная – разбор устройства можно произвести с помощью обыкновенного гаечного ключа.

Производители предлагают разные реле по форме, размерам, расположению рабочих элементов, небольшими отличиями в конструктивных особенностях деталей. Нередко эти устройства дополняются предохранителями от «холостой работы».

1.1 Как работает?

Реле насосной станции работает по принципу, основанному на давлении жидкости, попадающей от насоса – мембрана двигает поршень, активизирующий контакты, расположенные на основании из железа с двумя шарнирами.

Контакты эти могут замыкаться и размыкаться (в зависимости от положения) – это обеспечивает автоматическое включение/выключение оборудования. Второй регулятор, при этом, стабилизирует поршневое давление.

Электрика устройства (отвечающая за включение/выключение насоса) «слушает» пружинный шарнир. Как только реле давление РМ (или реле давления РДМ5) поднимается выше шарнира, регуляторы перещелкиваются.

Так, один регулятор (большой) включает насосное оборудование, а второй, более мелкий, отвечает за деактивацию ввиду перепадов давления в устройстве.

1.2 Как отрегулировать самому?

Если по любой причине первичная настройка реле давления вас не устраивает, тогда самое время подключать свои руки с опытом, и настраивать реле уровня воды своими руками. Настройка реле насосной станции своими руками – довольно простая процедура. Нам понадобится только накидной ключ и отвертка.

Последовательность регулировки насосной станции своими руками:

  1. Обесточить устройство.
  2. Демонтировать панель устройства.
  3. Установить необходимый напор.
  4. Собрать отрегулированный агрегат.

Помните! Под крышкой есть два регулятора – крупный и мелкий. Первый работает с давлением на активации насоса, второй отвечает за разность давлений и выключение системы.

1.3 Регулировка реле давления Насосной станции (видео)


1.4 Повышаем/понижаем системное давление

Все просто – чтобы поднять или понизить давление в гидроаккумуляторе, нужно ослаблять или затягивать гайку на крупном регуляторе. Такая настройка реле давления гидроаккумулятора самая быстрая и простая.

Внимание ! Настройка реле насосной станции своими руками должна проводиться строго с выключенным оборудованием. Перед началом обесточьте систему!

Далее включаем настроенный прибор и смотрим по манометру установлений нижний предел давления. Также проверяем давление на отключение. Если новые показатели реле давления воздуха для компрессора вас удовлетворяют, то процесс настройки можно считать завершенным.

1.5 Важные тонкости при настройке

2 Основные неисправности насосной станции и как с ними бороться?

Бывает, что реле давления не отключает насос, в гидроаккумуляторе насосной станции образовалась протечка, оборудование постоянно щелкает, не включает насос и т.д.

Конечно, неисправный водяной насос проще выкинуть, а на его место водрузить новый. Но, не всем по карману такие перетурбации, поэтому, давайте рассмотрим основные поломки насосных систем, и разберемся с их ликвидацией.

2.1 Насос перестал работать: первое, что нужно предпринять

Если водный насос включенный, но не подает «признаков жизни» – проверьте напряжение в электросети. Попробуйте отсоединить и обратно подсоединить электрокабель. Это банально, но многие сталкиваются именно с такой проблемой.

Напряжение все-таки есть? Тогда проверьте надежность всех электросоединений.

Насос включается впервые после покупки? Проверьте корректность подключений. Ничего не вышло? Тогда причина может крыться в поломке колеса или реле. Ваши действия следующие:

  • отключите питание устройства;
  • попробуйте руками провернуть вал мотора;
  • если он не крутится – проблема в пусковом конденсаторе;
  • выход – его замена. Понадобится паяльник, аналогичный конденсатор и умелые руки.

2.2 Воздушный насос не качает воду

В каких ситуациях такое бывает:

  • в корпус некоторых элементов попал воздух. Проверьте герметичность всех емкостей, отключите устройство, и с помощью специального клапана (его нужно открутить) дайте излишкам воздуха выйти;
  • аналогичная проблема возникает и при низком уровне воды. Проверьте уровень воды на точке водозаборе, и соответствие выполненной установки насоса рекомендациям в паспорте;
  • проблема может крыться в поломке или засорении эжекторного сопла. Прочистите клапан.

2.3 Оборудование не выключается

Насос оборудован гидроаккумулятором и не выключается? Могло неправильно сработать реле давления. Обычно причина кроется в неправильно выставленном давлении или низком напоре воды, из-за попадания воздуха в герметичные части устройства.

Постоянная работа насоса может быть обусловлена засорением пятирника – из-за слишком жесткой воды. Выход – снятие и чистка реле, установка специального фильтра для «смягчения» воды.

Если насос работал и потом резко остановился, проблема может скрываться в перегреве мотора. Нужно отсоединить устройство от электросети, найти причину перегревания и устранить ее. Тут же понадобится опыт или помощь мастера.

Соединять все элементы насосной станции нужно предельно внимательно. Если же возникли проблемы, то сразу обращайтесь к мастерам!

Не забывайте, чтобы протока воды своими руками была сделана правильно, и никогда вас не подводила, нужен немалый опыт, инструменты и «правильные» руки.