Позитивная социализация ребёнка дошкольника. Семинар-практикум «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации. Наряду с другими направлениями развития ребенка: познавательное, речевое, художественно-эстетическое стандартом выделено направление – социально-коммуникативное развитие. Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества; безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Отечественные ученые А. С Белкин, В.В Давыдов, Д.И Фельдштейн, Д.Б Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей. Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. При этом большинство исследователей акцентируют внимание на изучение проблемы целостности социализации-индивидуализации «как проявления социального и его реализации в индивидуальном» (Д.И. Фельдштейн).


Психологические механизмы и педагогические условия целостности социализации-индивидуализации представлены в работах В.В. Абраменковой, Е.Б.Весны, В.С. Мухиной, А.Н. Хузиахметова и др. Исследователями введён в науку термин «социализация-индивидуализация». Взаимосвязь социализации и индивидуализации растущего человека раскрывается в следующих аспектах: развитие образа Я у дошкольников в общении с взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и др.).

Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе одна из нерешенных задач современного дошкольного образования. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами. Целостность развития социализации-индивидуализации ребенка обеспечивается многообразными связями между ними, что должно быть учтено педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Для организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности.

Индивидуализация деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация образовательного процесса предполагает:

Индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

Создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного ребенка;

Поддержку ребенка в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению

Цель индивидуализации : одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».

Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Цель социализации - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного - к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного - к людям, природе, окружающему миру. В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития - от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей. Целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков;

Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Социальное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

Задачи, которые необходимо решать на этапе социализации дошкольника: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. (А.В. Мудрик выделяет три группы):

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, у него формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребенка, на базе которых воспитываются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д.И. Фельдштейн писал: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое “Я”, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми - взрослыми и сверстниками. В период с 3 до 6 лет, осознав свое “Я” среди других, ребенок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он владеет социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая определяет развитие его «социализации - индивидуализации». Согласно Л.С. Выготскому, основное в образовании до­школьника - это организация его собственного опыта. Ребенок испытывает потребность в познании окружающего мира. Познавательные аспекты начинают проявляться у него через познание окружающего. Расширяется познавательная сфера - мир «вокруг меня», семья, родные и близкие, история и культура родного края, Отечества, мира. Следующая форма организации опыта ребенка - «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами становятся базовыми для развития познавательных действий, то дидактические можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов. Если в младшем дошкольном возрасте выполнение ряда правил поведения служит для ребенка средством получения одобрения и похвалы от взрослого, в старшем возрасте выполнение правил становится осознанным, устойчивым, - формируется социальный опыт, появляются мотивация деятельности, самоопределение личности, стимулирование и коррекция действий.

Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребенка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и уровня самоуважения. Основа самооценки - умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируются умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, произвольное поведение. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребенка в дошкольном детстве, основой формирования личности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. В сотрудничестве с компетентными взрослыми, как член общества он включается в систему человеческих отношений с диалогом личностей, ценностными установками. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта.

Домбровская Татьяна Владимировна

воспитатель высшей категории

МБДОУ ДС № 353, г. Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Я веду специальную работу в нашем детском саду по образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Основой своей работы я считаю организацию социального взаимодействия, которое является источником развития ребенка.

Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека является одной из центральных в организации педагогической деятельности в нашем детском саду. Я считаю, что для решения этой проблемы недостаточно знать и выстраивать свою работу только на основе знания о сущности ребенка (его возрастные особенности, психические процессы, речь, физические возможности), но и необходимо учитывать его существование, т.е. конкретно-индивидуальные проявления.

Еще до прихода ребенка ко мне в группу я должна иметь конкретную информацию о нем от родителей: я предлагаю ряд анкет, заполняя которые, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка, особое внимание – интересам, привычкам, темпераменту.

Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Моя задача: при организации жизни группы так комплектовать микрогруппки детей для какой-либо деятельности, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, Никита умеет конструировать корабль и может научить этому Владика – для Владика польза очевидна, а для Никиты? Никита – флегматик, а Владик – холерик, и польза для Никиты будет в том, что темперамент Владика заставляет Никиту работать в ускоренном темпе, что положительно скажется на обучении Никиты в школе. Кроме того, очень важен сам момент обучения одного ребенка другим.

Бесценным даром наградила природа все живое – это дар подражания. И именно подражание лежит в основе развития ребенка. Педагогика и психология с удивительной легкостью проходят мимо этого уникального явления. Подражание – это закон природы. И как любой закон его невозможно отменить, его можно только познать и использовать во благо растущему ребенку.

Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Моя задача – выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый и т.д. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания образцов для подражания».

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.

2. Права и свободы одного человека (ребенка) не должны ущемлять права и свободы других людей. Пожалуй, это одно условие, при котором свобода личности может быть ограничена.

3. Стараться объяснять, а не запрещать. Запретительная педагогика неэффективна по своей сути, т.к. мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие. Желания ребенка не возникают из ничего – он усваивает их от взрослых, из тех социальных отношений, которые есть в действительности.

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является проблема социализации.

В социальном взаимодействии должен иметь место конфликт (морально-психическая напряженность) и варианты его разрешения. Любую нравственную категорию (добро и зло, жадность – щедрость, смелость – трусость и т.д.) я предлагаю детям не как декларативную теоретическую проповедь-разъяснение, а создаю проблемную или конфликтную ситуацию, в которой должен принять участие каждый ребенок. Например, «жадность-щедрость» - предлагаю детям для угощения разрезанное на неравные дольки яблоко, при этом одной дольки не хватает – как поступят дети? Кроме того читается произведение, поднимающее ту же проблему, например, «Два жадных медвежонка», и тогда понимание и анализ произведения детьми проходит на более глубоком проблемно-личностном уровне.

Охватить ребенка системой социально-нравственных связей – это одна сторона воспитания, а другая – научить делать собственный выбор на основе нравственных принципов или норм жизни. На это рассчитана моя методика нравственного развития. Поскольку она обращена конкретно к каждому ребенку и направлена на социальное развитие личности, то она является по своей природе личностно-ориентированной на ребенка.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / http://www.firo.ru/?page_id=11003

МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

7) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями системы образования, которые диктуют необходимость организации психолого-педагогической поддержки социализации детей, чьё развитие осложнено действием неблагоприятных факторов на всех ступенях образования.

Под психолого-педагогической поддержкой социализации и индивидуализации развития детей мы понимаем систему профессиональной деятельности всех специалистов образовательного пространства с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания детей, их социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка

ФГОС ДО определяет ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, многие родители испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работа с родительской общественностью играет важную роль в системе психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития детей с разными возможностями и потребностями как в традиционных формах просвещения и консультирования, так и в форме семинаров-тренингов для детей и родителей, развитие сотрудничества, разрешение конфликтов и т.д.)

В настоящее время педагогам необходимо уметь взаимодействовать с неоднородным контингентом детей. В нашем случае это особо актуально.

Образовательная программа дошкольного образования имеет следующие цели и задачи:

Цель :

Обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей.

Задачи Программы:

Создать условия для сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками и организации разных видов детской деятельности.

Обеспечить детям возможности позитивной социализации , личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Создать в ДОУ развивающую образовательную среду как систему условий социализации и индивидуализации детей.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Образовательная программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена:


    на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного роста, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. (далее - образовательные области):

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое раззвитие;

- физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей , определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
- игровая;

Коммуникативная;

Познавательно – исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Трудовая, самообслуживание;

Конструирование из разного материала;

Изобразительная;

Музыкальная;

Двигательная.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации .

Стандарт решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач , обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами.

Что же такое социализация и индивидуализация?

Социализация - процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребен ка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается , среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Индивидуализация деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Дошкольная образовательная программа, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей .

Социально е развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

Педагогическая технология социализации-индивиду ализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО вариативна и осуществляется поэтапно:

Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях детей;

Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

Использование различных форм и методов социализации и индивидуализации в образовательном процессе;

Организация педагогического пространства для социализации-индивидуализации детей;

Индивидуальная коррекция имеющихся социально-личностных проблем ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. Социализация и индивидуализация является основой данной работы. Создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка - основная цель. Одной из форм педагогического сопровождения можно отнести также и адаптационную работу в начале учебного года.

С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых , требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. В нашем детском саду ведётся адаптационная работа с детьми, впервые посещающими детский сад. Для этого создаются условия для формирования у детей положительного отношения к детскому саду, друг другу, к окружающим взрослым, формирование социально-коммуникативных навыков. Эти задачи решаются в ходе воспитательно-образовательного процесса. Основной формой работы являются развлечения, праздники, театрализация,музыкально-дидактические игры, подвижные игры и многое другое. В адаптационную работу включен весь коллектив образовательного учреждения (воспитатели, специалисты –психолог, музыкальный руководитель), родители детей впервые посещающие детский сад и старшие дети (старшая разновозрастная группа).

Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами нашего учреждения на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями. Наблюдение и оценка эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения социальными навыками.

Развивающая среда в нашем дошкольном учреждении способствует формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, содействует включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая компоненты развития личности ребенка, коллектив нашего дошкольного учреждения старается выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества. Для этого созданы «центры развития».

Центр художественно-речевой деятельности.

Педагоги читают и рассказывают детям сказки и рассказы, разучивают с ними стихи , учат элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки, а также стараются вызвать желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни. Для этого в свободное от занятий время, вторая половина дня используется для художественно-речевой деятельности детей. В наших группах существует книжный уголок. Здесь дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек. Совместно с воспитателями проводятся такие литературные игры, как "Угадай название", "Вспомни и расскажи", "Угадай имя героя этой книги" и др.

Центр изобразительной деятельности – где воспитатель в свободное время вместе с детьми могут заниматься лепкой, аппликацией, рисовать. Центр игровой деятельности - представлен различными видами игр, предметами-заместителями.

Центр исследовательской деятельности (экспериментирование). Дети проводят опыты с песком, водой. Здесь ребенок может проявлять свою активность постижения устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира.

Центр музыкальной и театральной деятельности (музицировали, театральные постановки). В уголке "волшебных превращений", находится "волшебный ларец", с материалами для инсценировок и игр-драматизаций и музыкальные инструменты. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными , общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов). В конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются представление о пространстве.

В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

В нашем учреждении ведется совместная работа педагогов и родителей в процессе активного сотрудничества, способствующая сплочению всех участников педагогического взаимодействия.

Формами такой работы является следующее:

1. Социальный проект: « В гостях у людей труда »

Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, сотрудничество с семьёй.

2. Информационно-практический проект «Поможем птицам зимой»

3. Информационно-практический проект «Книжки-малышки для малышей»

4. Социально-творческий проект «Герб моей семьи»
в рамках проекта «Разговор с семьёй»

5. Исследовательско-творческий проект, с привлечение родителей «Радужный хоровод».

Еще одним немало важным моментом в работе наших дошкольных групп является то, что среди воспитанников есть дети турецкой национальности. Первым препятствием в общении с воспитателями и сверстниками этих детей является языковой барьер, что негативно влияет на социальную адаптацию детей и раскрытие индивидуальности ребенка. Чтобы помочь турецким детям воспитатели проводят с ними индивидуальные занятия, организует разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, подвижные, театрализованные) в маленьких подгруппах или общим хороводным, парным поручениям, что способствует установлению добрых отношений между детьми. Стимулирует желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли. Знакомят детей с традиционной культурой русской и турецкой национальностей.

Вывод

Считаем так же, что результатом нашей работы должно стать полноценное проживание ребёнком всех этапов детства. И возможно это лишь при следующих условиях:

Построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Содействии и , признании ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержке инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничестве Организации с семьей.

Приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Соблюдении возрастной адекватности реализации Программы.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Евгения Алексеевна Дементьева воспитатель, МДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Индивидуализация дошкольного образования представляет собой построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация личности ребенка заключается в развитие умений и навыков, выделяющий его из основной массы учащихся. Процесс социализации личности ребенка в условиях дошкольного образования представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта.

Безусловно, дошкольный возраст это неповторимый и яркий период в жизни каждого человека. Этот период является благоприятным для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в непростой мир социальных взаимоотношений. Основной целью позитивной социализации является развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру. Развитие коммуникативной и социальной компетентности. Другими словами на этом этапе важно объяснить, помочь разобраться ребенку, что такое хорошо, что такое плохо.

В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори» , я непосредственно веду работу, направленную на социально коммуникативное развитие каждого ребенка. В основе моей работы лежит организация социального взаимодействия, которое является непосредственным источником развития ребенка. Организация социального взаимодействия невозможна без выявления индивидуальности, психологического облика каждого ребенка.

Для выявления индивидуальности дошкольника недостаточно знать конкретно-индивидуальные проявления ребенка (возрастные особенности психические процессы, особенности речи, физические возможности) , но и необходимо учитывать его существование в новом обществе. В моей педагогической деятельности частично решить эту проблему позволяет письменный и устный опрос. Процесс опроса происходит следующим образом, еще до прихода ребенка в детский сад родители письменно отвечают на ряд вопросов: чем любят заниматься ваши дети, какие книги читать, в какие игры играть, сколько человек в семье, самостоятельно ли себя обслуживают и так далее. Результаты опроса позволяют иметь достоверную информацию о ребенке. Отвечая на вопросы, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка. Особое внимание при составлении анкеты, уделяется вопросам позволяющим выявить интересы, привычки, темперамент дошкольника. Немаловажным является вопрос о составе семьи. Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Основной задачей педагогической деятельности, построенной с учетом индивидуализации и социализации ребенка является, формирование деятельности группы детей на основе их особенностей, так, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, кто умеет конструировать дом, рисовать, читать, лепить, петь и может научить этому другого ребенка. В процессе социализации развития личности, момент обучения одного ребенка другим является очень значимым как для того кто обучает, так и для того кого обучают.

Дети очень часто подражают окружающим их людям. Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Задачей педагога является выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания положительных образцов для подражания» .

Оптимальной моделью организации образовательного процесса должна стать совместная партнерская деятельность воспитателя, педагога с детьми. Моя педагогическая деятельность, в рамках процесса положительной социализации и индивидуализации, построена на следующих принципах:

  1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.
  2. Права и свободы одного ребенка не должны ущемлять права и свободы других людей.
  3. Стараться объяснять, а не запрещать, так как запретительная педагогика неэффективна по своей сути, мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие.

Дети не развиваются по заранее заданным программам, более того, значительная часть детей успешно развивается «по своей программе» . Поэтому педагоги должны стремиться к высокому уровню развития детей, но одновременно понимать, что логика развития не линейная, более сложная, при организации работы с детьми следует учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными и, по большей части, не менее позитивными конструктивными, эффективными.

«Ребёнок-дошкольник: его Позитивная социализация»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;


- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, формирующееся на основе ранее сложившейся привязанности к людям.В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .Именно родители служат моделями поведения для своих детей и выступают в роли активных субъектов социализации.Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)